Содержание
Введение3
Глава 1: « Понятие и исторический аспект развития семейных отношений»5
1.1.Общие понятие матриархата и патриархата, история развития.5
1.2.Стереотип представлений о распределении семейных обязанностей.11
1.3.Современное распределение семейных ролей между мужем и женой.15
Глава 2: « Исследование влияния на особенности семейных отношений стереотипов, личностных особенностей супругов. Определение влияния понятий патриархата и матриархата на особенности семейных отношений.18
2.1. Методики направленные на диагностику семейных взаимоотношений, на домирование в семье.18
2.2. Результаты исследований влияния на особенности семейных отношений стереотипов, личностных особенностей супругов. Определение влияния понятий патриархата и матриархата на особенности семейных отношений, анализ полученной информации.28
Заключение34
Список использованной литературы35
Приложение36
Введение
Семья является одним из традиционных объектов изучения различными науками. При этом семью можно считать одним из сложнейших социальных институтов. Как писал Р. Корнелл, «внутренний мир семьи представляет собой совокупность многоуровневых отношений, накладывающиеся друг на друга как геологические слои. Ни в одном другом институте отношения не являются столь продолжительными во времени, интенсивными по степени контакта, плотные по сочетанию экономики, эмоции, власти и сопротивления».
Оценивая сложность такого понятия как семья, необходимо учитывать те проблемы, с которыми сталкивается семья на протяжении всего своего существования. К основным проблемам и сложностям, с которыми сталкивается семья, относятся: семья как социальный объект очень сильно изменяется в зависимости от стадии жизненного цикла, к тому же семьи могут сильно отличаться по составу и структуре, поэтому трудно подобрать теоретические и практические подходы к изучению такого многообразия проблем, с которыми сталкивается семья.
Актуальностью данной работы является существующая проблема в семьях влияния на взаимоотношения между супругами таких поятий как матриархат и патриархат. Особенно если говорить о крайних формах их проявления, которые приводят к конфликтам в семье, унижению и даже насилию, что естественным образом отражается на воспитании и развитии детей.
Предметом данной курсовой работы является изучение влияния стереотипов матриархата и патриархата на семейные отношения. Изучение матриархата и патриархата, как особенностей семейных отношений.
Объектом данной курсовой работы является изучение последствия проявления матриархата и патриархата, как особенностей семейных отношений.
В данной курсовой работе были использованы следующие методы: анализа, синтеза, наблюдения, систематизации, обобщения, опроса, тестирования.
Гипотезой данной курсовой работы является, что матриархат и патриархат как проявление особенностей семейных взаимоотношений, особенно в крайних формах проявления приводит конфликтам, спорам, что имеет проекцию на детей и приводит к негативным последствиям развития семьи.
Задачами данной курсовой работы является:
1.Изучение понятий матриархата и патриархата в системе исторических и философских наук.
2.Рассмотрение стереотипов представлений о распределении семейных обязанностей.
3.Изучения современного состояния распределения семейных обязанностей.
4.Рассмотрение методик, направленных на исследование различных семейных проблем.
5.Исследование матриархата и патриархата, как особенности семейных взаимоотношений.
Глава 1: « Понятие и исторический аспект развития семейных отношений»
1.1.Общие понятие матриархата и патриархата, история развития.
Первобытная семья, происходящая из инстинктивной биологической кровной связи матери и ребенка, неизбежно строилась на матриархате; и многие племена в течение долгого времени придерживались этой практики. Матриархат был единственным возможным вариантом перехода от стадного группового брака к более поздней и улучшенной семейной жизни полигамного и моногамного патриархата. Матриархат служил естественной биологической формой семьи; патриархат является ее социальной, экономической и политической формой. Долгое существование матриархата у красного человека Северной Америки одна из основных причин, объясняющих, почеу высокоразвитые в остальных отношениях ирокезы так и не создали настоящего государства.
При матриархате практически высшей властью в доме пользовалась мать жены; даже братья жены и их сыновья принимали более активное участие в ведении семейных дел, чем муж. Отцов часто переименовывали в честь их собственных детей.
Самые древние расы почти не признавали роли отца, полагая, что ребенок целиком происходит от матери. Они считали, что дети напоминают отца из-за близости с ним, либо же верили в то, что дети «помечаются» таким образом потому, что мать хотела, чтобы они были похожи на отца. Позднее, с переходом от матриархата к патриархату, всю заслугу за появление ребенка отец стал приписывать себе, и многие табу, касавшиеся беременной женщины, впоследствии распространились на ее мужа. Когда приближался срок разрешения от бремени, будущий отец прекращал работать, а с началом родов он, как и жена, ложился в постель, проводя там от трех до восьми дней. В отличие от жены, которая могла встать на следующий день, чтобы заняться тяжелой работой, муж оставался в постели и принимал поздравления; всё это было частью ранних нравов, направленных на то, чтобы утвердить право отца на ребенка.
Поначалу муж обычно уходил жить в клан жены, однако в более поздние времена после того как мужчина выплачивал назначенную за невесту сумму или же отрабатывал ее он мог забирать жену и детей в свой род. Переходом от матриархата к патриархату объясняются кажущиеся в иных условиях бессмысленными запреты на одни типы браков между двоюродными родственниками, в то время как другие браки при такой же степени родства были разрешены.
С отмиранием нравов охотничьего периода, когда занятие скотоводством позволило мужчине контролировать основной источник пищи, матриархат быстро отошел в прошлое. Так произошло просто потому, что матриархат не мог успешно конкурировать с новым укладом патриархатом. Власть мужчин, являвшихся родственниками матери, не могла соперничать с властью, сосредоточенной у мужа-отца. Женщине было не по силам совмещать беременность с каждодневным руководством текущими делами и растущими домашними полномочиями. Появление практики кражи и, позднее, купли жен ускорило отмирание матриархата.
Эпохальный переход от матриархата к патриархату одно из наиболее радикальных и резких преобразований, когда-либо осуществленных человеческим родом. Эта перемена сразу же привела к усилению социальной активности и ускорила эволюцию семьи.
Возможно, что инстинкт материнства приводил женщину к супружеству, однако именно большая сила мужчины в сочетании с воздействием нравов фактически принуждала ее оставаться в браке. Пастушеский образ жизни вел к созданию новой системы нравов патриархальной семьи; и основой единства семьи в период господства нравов, присущих эпохе скотоводства и раннего земледелия, была деспотичная и беспрекословная власть отца. Любое общество, будь оно национальным или родовым, прошло через стадию автократической патриархальной власти.
Скупое внимание, уделявшееся женскому полу в эпоху Ветхого Завета, является истинным отражением нравов скотоводов. Все древнееврейские патриархи были скотоводами, что подтверждается фразой: «Господь Пастырь мой».
Мужчина был не более повинен в невысоком мнении о женщине, бытовавшем в прошлые века, чем сама женщина. Она не смогла завоевать социального признания в первобытные времена, ибо не действовала в чрезвычайных положениях не совершала эффектных подвигов и не проявляла героизма в кризисных ситуациях. Материнство было явным препятствием в борьбе за выживание; материнская любовь делала женщин плохими защитницами племени.
Кроме того, первобытная женщина неосознанно попадала в зависимость от мужчины, восхищаясь его драчливостью и мужественностью. Такое прославление воина усиливало мужское тщеславие, в равной мере подавляя тщеславие женщины и делая ее более зависимой. Военная форма и сегодня заставляет трепетать женское сердце.
У наиболее развитых рас женщины являются не такими крупными или сильными, как мужчины. Будучи слабее, женщина становилась более тактичной. Она быстро научилась пользоваться своей половой привлекательностью. Она стала более внимательной и консервативной, чем мужчина, хотя чуть более легкомысленной. Мужчина превосходил женщину на поле брани и на охоте, но испокон веков проигрывал женщине домашние сражения.
Скотовода кормила его отара, однако на протяжении пастушеской эпохи женщине еще приходилось добывать растительную пищу. Первобытный человек чурался земли: она была слишком мирной, слишком неувлекательной. Кроме того, бытовало давнее суеверие, согласно которому женщина от природы мать выращивает более богатый урожай. Сегодня во многих отсталых племенах мужчины приготавливают мясо, а женщины овощи, и когда примитивные австралийские племена находятся в пути, женщины никогда не притрагиваются к дичи, а мужчины не останавливаются, чтобы выкопать корень.
Женщине всегда приходилось работать; во всяком случае, вплоть до нынешних времен женщина была настоящим производителем. Мужчина обычно выбирал более легкий путь, и это неравенство существовало на протяжении всей истории человеческого рода. На женщин всегда ложился тяжкий груз: они носили семейный скарб и присматривали за детьми, освобождая мужчину для сражения или охоты.
Первое освобождение женщины наступило, когда мужчина согласился возделывать землю, согласился выполнять работу, которая ранее считалась женской. Огромный шаг вперед был сделан тогда, когда пленников мужского пола перестали убивать и стали превращать в рабов, сельскохозяйственных работников. Это привело к освобождению женщины, которая получила возможность уделять больше времени обустройству домашнего очага и воспитанию детей.
Обеспечение младших детей молоком животных привело к более раннему отнятию от груди. В силу этого женщины стали рожать больше детей, ибо матери освобождались от наступавшего иногда временного бесплодия. Кроме того, использование коровьего и козьего молока резко сократило детскую смертность. До наступления пастушеского периода в развитии общества матери обычно кормили детей своим молоком, пока им не исполнялось четыре или пять лет.
Когда первобытные войны пошли на убыль, начало уменьшаться неравенство в разделении труда между мужчинами и женщинами. Однако женщины по-прежнему должны были выполнять настоящую работу, в то время как мужчины несли караул. Ни один лагерь или поселение нельзя было оставить без охраны ни днем, ни ночью, но и в этом деле мужчинам помогали сторожевые собаки. В целом, появление земледелия повысило
престиж и социальное положение женщины, во всяком случае, до тех пор, пока мужчина сам не превратился в земледельца. И как только мужчина занялся возделыванием земли, немедленно произошло радикальное усовершенствование методов ведения сельского хозяйства, что продолжалось на протяжении последующих поколений. На охоте и на войне мужчина усвоил значение организации и использовал это знание в промышленности, а позднее, взяв на себя значительную часть труда женщины, в огромной мере усовершенствовал ее примитивные методы труда.
В целом, в любую эпоху положение женщины является надежным критерием эволюционного прогресса брака как социального института, в то время как прогресс самого брака является достаточно точным показателем развития человеческой цивилизации.
Выдержка из текста работы
В наше время Древняя Греция является настоящим нормативным фундаментом, поскольку сохранилось множество памятников античной цивилизации, нормативно-правовых актов, из которых мы можем получить знания о том времени, исследовать исходную точку многих явлений и закономерности их развития.
Однако невозможно изучить цивилизацию или народ, не изучив их взаимоотношения во всех сферах общественной жизни: политической, экономической, культурной и социальной. В данной работе была затронуты социальная сфера общественного уклада Древней Греции, а точнее — брачно-семейные и наследственные отношения в греческой семье.
Как известно, основы брачно-семейного права сформировались еще в Древней Греции. Древнегреческое право оказало огромное влияние на формирование правовой системы Рима, которая в свою очередь дала основу для формирования романо-германской правовой семьи. Необходимо отметить тот факт, что основы римского права нашли свое отражение в каждой стране, входящей в романо-германскую правовою семью. Иными словами, древнегреческое право послужило основой для создания правовых систем различных стран мира. Этот факт на протяжении веков интересуют научную общественность. Интерес к данной теме заключается в том, что древнегреческое право является своеобразным фундаментом, который положил начало правовой регламентации брачно-семейных отношений.
Фактически, современные правовые системы многих стран берут свой исток из древнегреческого права, чем и обусловлена актуальность данной темы. Ведь уже в Древней Греции были регламентированы такие понятия, как усыновление, развод, наследование и другие. Правовой статус мужчины значительно отличался от правового статуса женщины. Необходимо отметить тот факт, что актуальность данной темы не угасает и в наши дни.
Интерес к изучению правовой базы Древней Греции, а именно особенности правового регулирования брачно-семейных отношений, вызывает тот факт, что сравнение первоначальных и современных институтов брака и семьи дает нам возможность наблюдать развитие, изменение и усовершенствование данных институтов с течением времени. Данные факты подчеркивают актуальность данной темы и в наши дни.
Объектом данной курсовой работы являются общественные отношения в контексте брачно-семейных правоотношений, а также особенности их регулирования.
Предмет данной курсовой работы — доктрины, монографии историков, нормативно-правовые акты, кодексы.
Главной целью данной курсовой работы является изучение особенностей функционирования института семьи и брака в Древней Греции.
В соответствии с поставленной целью, в данной курсовой работе преследуются следующие задачи:
— изучить понятие брака в Древней Греции;
— рассмотреть правовое положение мужчины и женщины в обществе Древней Греции;
-рассмотреть особенности правовой регламентации усыновления, наследования и развода в Древней Греции;
— рассмотреть, проанализировать и охарактеризовать основные нормативно-правовые источники брачно-семейного права в Древней Греции.
Данная тема находится на средней степени научной разработанности. Тем не менее, ее изучением занимались не только отечественные ученые такие, как Н.В. Крашенникова, В.В. Кучма С.Ф. Кечекьян, В.А. Космач, В.А Томсинов, О.А. Жидков, но и французские историки Фюстель-де-Куланж и П. Гиро, американский историк и философ В. Дюрант, польский историк Л. Винничук и немецкий историк Г. Бузольт.
Методы исследования, примененные к данной курсовой работе, относятся к эмпирическому типу познания. В данной курсовой работе в той или иной степени были использованы такие методы научного исследования, как анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и обобщение. При написании данной курсовой работы была исследована и анализирована научная, учебная и нормативно-правовая база отечественных и зарубежных ученых, профессоров, докторов юридических наук, что способствовало достижению поставленных целей и задач. Метод сравнения был использован в первой главе при сравнении правового положения мужчины и женщины в древнегреческом обществе. Такие методы как индукция и дедукция нашли свое отражение в исследовании особенностей регламентации развода, усыновления и наследования. Данные методы характерны тем, что при исследовании единичного явления можно сделать общие выводы и наоборот, изучив общие явления, можно сделать вывод в частных случаях. В описании общей характеристики основных нормативно-правовых актов, регламентирующих брачно-семейные отношения в Древней Греции, были использованы методы анализа, синтеза и обобщения. Все эти методы научного познания, в совокупности примененные к данной курсовой работе, обеспечили комплексное ее исследование.
Данная курсовая работа состоит из введения, основной части и заключения. Основная часть включает в себя три главы, которые в свою очередь делятся на параграфы. Список использованной литературы состоит из двадцати позиций.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПРАВЕ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
1.1 Понятие брака в древнегреческом обществе
Важнейшим условием экономического благополучия и военного могущества Древней Греции был рост населения страны. Исходя из этого, уклонение от брака считалось неуважением к культу предков, а холостяки ограничивались в правах. Они отстранялись от голосования и лишались возможности созерцать публичные шествия. Также холостяки вынуждены были в зимнюю пору нагими обходить рынок и петь песню о том, что они понесли наказание по заслугам из-за неповиновения законам. В добавок, к ним могли быть применены и судебные санкции в виде штрафа за безбрачие. Если вопреки данным мерам некоторые мужчины оставались неженатыми, их помещали в темную комнату с равным числом девушек и оставляли подбирать спутницу жизни в темноте. Как мы видим, государство заботилось о том, чтобы все жители были заинтересованы в браке. Для способствования увеличению количества браков, права холостяков всячески урезались и устанавливались жестокие условия холостяцкой жизни [11, c.23].
Брак обычно заключался в форме договора между женихом и отцом невесты либо тем ее родственником, под опекой которого она находилась. То есть невеста была скорее объектом сделки, нежели стороной. Отцу полагалось снабдить дочь свадебной долей денег, одежд, драгоценностей и, по возможности, рабов. Несмотря на то, что приданое со стороны отца невесты и не являлось обязательным, без приданого у девушки было мало шансов на замужество. Поэтому, если отец не мог его предоставить, обеспечить девушку приданым старались родственники [6, с. 310].
Тем не менее, обычай предоставлять невесте приданое просуществовал до времен Солона. Однако, великий реформатор уничтожил данный обычай. После данной реформы, невесте было разрешено приносить с собой только три гиматия, а также вещи из домашней обстановки, которые имели небольшую ценность. Данная реформа была обусловлена тем, что брак не должен восприниматься в качестве доходного предприятия или сделки купли-продажи; главной целью сожительства мужа с женой должно быть рождение детей [18, с.108].
Следует отметить, что в Древней Греции существовала форма брака, осуществляемая перед судом или должностными лицами. Она применялась лишь в исключительных случаях. Таких как выдача замуж девушки, удочеренной другим лицом или при женитьбе усыновленного [5, с. 36].
Необходимо также отметить тот факт, что мужчин и женщин предупреждали о том, что следует принимать во внимание здоровье и характер тех, с кем они намеривались заключить брак; даже царь Архидам был оштрафован за брак с тщедушной женой. Так же в данный период мужей поощряли за предоставление своих жен в пользование выдающимся мужчинам ради приумножения числа красивых детей; мужьям, ослабленным возрастом или болезнью, рекомендовалось приглашать молодых людей на помощь произведении потомства [4, с. 140].
Ликург, известный спартанский законодатель, говорил, что «нелепо людям так беспокоиться о своих псах и конях, проявляя заботу и платя деньги, чтобы обеспечить чистоту их породы, и в то же время держать жён под замком, чтобы те беременели только от них, хотя нередко они глупы, немощны и больны» [8, с. 474].
Таким образом, можно сделать вывод, что греки хотели улучшить «качество» населения, воспроизводя здоровое и сильное потомство. Особенно это характерно для Спарты, где крепкие, здоровые мальчики были необходимы для создания мужественных воинов.
Государство заботилось об обеспечении чистоты крови, поэтому запрещались браки между родителями и детьми, как и между единоутробными братьями и сестрами. В других же степенях родства брак не запрещался. Так, брак между дядей и племянницей был обычным явлением. Для дочерей, оставшихся единственными наследницами, брак с одним из ближайших родственников отца являлся даже обязательным [1, с. 22].
Важно отметить закон, изданный Ликургом, согласно которому молодые люди обязаны были выбирать себе жен из бедных семей [4, с.142].
Из вышеизложенного можно заключить, что это требование несет в себе непосредственно экономическое значение. Другими словами, греки избегали концентрации богатств в одной семье и тем самым повышали уровень жизни в стране.
Большинство источников отмечают, что в Греции лучшим возрастом для брака считался возраст 30 лет для мужчин и для женщин — 20 лет, но вступать брак было разрешено уже с 12 лет для девочки и с 15 лет для мальч……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бузольт, Г. Очерк государственных и правовых греческих древностей / Г. Бузольт. — Харьков: типография Адольфа Дарре, 1890. — 320 с.
2. Вардиман, Е. Женщина в древнем мире / Е. Вардиман. — Москва: Наука, 1990. — 334 с.
3. Винничук, Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима / Пер. с польск. В.К. Ронина. — Москва: Высшая школа, 1988. — 496 с.
4. Гиро, П. Частная и общественная жизнь греков / П. Гиро. — Санкт-Петербург: Изд. Л.Ф.Пантелеева, Тип. И Литогр.В.А. Тиханова, 1897. — 540 с.
5. Дюрант, В. Жизнь Греции / Пер. с англ. В.В. Федорина. — Москва: Крон-Пресс, 1997. — 703 с.
6. Исаев, М.А. История государства и права зарубежных стран: учебник / М.А. Исаев. — Москва: Издательство Юрайт, 2011. — 957с.
7. История государства и права зарубежных стран: учебник / А.В. Вениосов[и др.]; под ред. А.В. Вениосова и В.В. Сажиной; М-во внутр. Дел Респ. Беларусь. — Минск: Акад. МВД, 2013. — 639 с.
8. Кечекьян, С.Ф. Государство и право Древней Греции / С.Ф. Кечекьян. — Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1963. — 72 с.
9. Косарев, А.И. История государства и права зарубежных стран / А.И. Косарев. — Москва: НОРМА, 2002. — 449 с.
Космач, В.А. Государственно-правовая история стран Европы и Востока в эпоху Древности, Средние века и раннее Новое время(по середину 18 в.). — Витебск: Витебский филиал УО ФПБ МУ «МИТСО», 2011. — 956 с.
10. Кучма, В.В. Государство и право древнего мира / В.В. Кучма. — Волгоград: Офсет, 1998. — 237 с.
11. Латышев, В.В. Очерк греческих древностей / В.В. Латышев. — Санкт-Петербург: Типография В. Безобразова, 1897. — 373 с.
12. Лихт, Г. Жизнь в Древней Греции / Пер. с англ. В.В. Федорина. — Москва: Крон-Пресс, 1995. — 400 с.
13. Милов, Л.В. Древнее право / Л.В. Милов, Е.А. Суханов, В.А. Томсинов; под ред. Л.В. Милов. — Москва: Спартак, 2000. — 299 с.
14. Мэйн, Г. Древнее право / Г. Мэйн. — Москва: Красанд, 2011. — 320 с.
15. Мэн, С.Г.Древний закон и обычай / Пер. с англ. А. Аммон, В. Дерюжинский. — Москва: Типография А.И. Мамонтова, 1884. — 312 с.
16. Рубаник, В.Е. История государства и права зарубежных стран / В.Е. Рубаник. — Москва: Юрлитинформ, 2009. — 501 с.
17. Суриков, И.Е. Проблемы раннего афинского законодательства / И.Е. Суриков. — Москва: Языки славянской культуры, 2004. — 144 с.
18. Фюстель-де-Куланж, Н.Д. Древняя гражданская община / Пер. Н. Н. Спиридонова. — Москва: Типо-литография Т-ва И.Н. Кушнерев, 1895. — 374 с.
19. Хвостов, В.М. История римского права / В.М. Хвостов. — Москва: Моск. научн. изд-во, 1919. — 478 с.
20. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран(Древность и Средние века) / Составитель: В.А. Томсинов. — Москва: ЗЕРЦАЛО, 1999. — 480 с.
21. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2 т. / отв. ред. Н.А. Крашенникова. — Москва: Норма, 2009. — 816 с.
22. Хрестоматия по истории Древней Греции / Н.Н. Трухина, А.Л. Смышляев. — Москва: Греко-латинский кабинет, 2000. — 376 с.