Выдержка из текста работы
Существует немало позиций в отношении того, когда именно возник маркетинг. Не случайно говорят: прежде чем потратить 300 тыс. долларов на рекламу и сбыт, потратьте хотя бы 10 тыс. на маркетинг – это избавит вас от многих ненужных затрат. Дело в том, что хотя маркетинг и вобрал в себя немало инструментов, имеющих значительный возраст в истории человечества, элементы маркетинга – это еще не маркетинг. Целое не просто больше своих частей; оно обладает теми свойствами и возможностями, которые отсутствуют в мозаике элементов [9, c. 5].
Существуют литературные источники. относящие появление зачатков маркетинга к более конкретным событиям, например, к открытию в Японии в середине XVIII века предшественника универсального магазина, чей владелец Мицуи первым ввел в принцип заказ наиболее ходовых товаров, стал использовать рекламные стенды и гарантии качества товаров [1, c. 11].
И тем не менее сам термин укоренился в американском варианте английского языка на уровне 1910 г. как агломерат двух слов market getting, что переводится на русский язык как овладение рынком, его освоение, а еще лучше – обретение рынка, если учесть, что цивилизованным рынком никто не в состоянии овладеть, и это и есть аргумент его цивилизованности.
Маркетинг действительно предполагает существование рынка в его полном структурном объеме, служит его развитию и неотделим от комплекса проблем спроса, предложения и цен. Он так или иначе имеет своим исходным объектом внимания производственную и коммерческую деятельность предприятия и многочисленных посредников на пути продвижения товаров на рынок, к конечному потребителю. При этом, что очень важно, он служит не абстракции – «все более полному удовлетворению постоянно растущих», но не очень конкретных потребностей масс, обобщённых «личностей», а нацелен на эффективное (с выгодой для производителей, посредников и, конечно же, потребителей) удовлетворение конкретных запросов целевых потребительских групп.
Маркетинг не может быть набором рецептов, мозаикой навыков активности, он продуктивен лишь при условии комплексности и, более того, — системности.
Если мы хотим освоить маркетинг, нам нужно узнать не только элементный состав, но и связующие механизмы, целевые ориентации, стратегические возможности маркетинга.
1. НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Исторические этапы формирования маркетинговой деятельности
Маркетинг имеет более чем столетнюю историю развития. До 50-х гг. ХХ в. разрабатывались отдельные направления, связанные с изучением способов продвижения товаров на рынок, выбором оптимальной структуры товародвижения. В начале 1950-х гг. маркетинг превратился в самостоятельную прикладную экономическую дисциплину.
Можно выделить следующие исторические этапы формирования маркетинговой деятельности. [35, c. 361]
Первый этап (1900 – 1929 гг.). Целенаправленные шаги по изучению рынка были сделаны еще в конце XIX в., когда начало формироваться крупномасштабное производство, резко обострилась конкуренция. Появилась потребность в новых подходах к управлению деятельностью фирмы на рынке.
Второй этап (1929-1950 гг.). Начало второго этапа совпало с кризисом перепроизводства 1929-1933 гг. Важной проблемой для фирм стал сбыт произведенной продукции, поиск новых средств формирования спроса на товар. В этот период совершенствуются реклама, методы стимулирования сбыта продукции, методология исследования конкуренции, потребителей. Появляются различные коммерческие учреждения по маркетингу, расширяется чтение учебных курсов по многим вопросам маркетинга…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С момента появления маркетинга и по настоящее время происходит постоянное развитие и уточнение его сущности. Современный маркетинг —сложное, динамичное, многоплановое социально-экономическое явление; этим и обусловлено существование множества его определений. Поиск наиболее адекватного из них не должен являться самоцелью. Более того, любое краткое определение будет неполным, так как невозможно в сжатой форме выразить все аспекты маркетинга, отражающие его сущность, принципы, функции, инструменты и механизмы.
Ориентация на потребителя как отличительная черта современного маркетинга согласуется с таким его емким определением, как «философия бизнеса». В этом определении подчеркивается высокая социальная значимость маркетинга и социальная оправданность его целей (предоставление потребителю максимально широкого выбора и достижение максимальной его удовлетворенности, повышение уровня потребления и качества жизни). Естественно, что предприятие стремится удовлетворить потребности целевого рынка не из альтруистических соображений. К этому его побуждает осознание объективных обстоятельств, стремление устоять в условиях насыщенного рынка, жесткой конкуренции, динамизма внешней среды и возрастания требований потребителей. Следовательно, в понимании маркетинга как философии бизнеса заложено изменение моральных критериев, нравственных аспектов предпринимательства.
Какие конкретные задачи решает маркетинг? Исходная задача — анализ и прогнозирование рынка, его сегментов и среды, конкуренции и конъюнктуры. По оценкам экспертов, это занимает от 30 до 50% всей маркетинговой деятельности. От качества и глубины анализа и прогнозов зависят перспективы решения других задач.
Задача маркетологов состоит в том, чтобы создать условия, обеспечивающие полное удовлетворение реальных нужд и потребностей. Для этого в каждом конкретном случае необходимо отыскать потребителей и выявить существующие потребности, установить факторы, оказывающие влияние на формирование соответствующих потребностей, провести их анализ и определить, как данные потребности будут развиваться в будущем. На основе этого следует наладить производство соответствующих товаров, призванных более полно удовлетворить выявленные потребности.
На основе маркетингового анализа дается прогноз развития спроса, предложения и их соотношения (рыночной конъюнктуры), оценивается собственное положение фирмы среди конкурентов и ее продукции среди конкурирующих видов, по отдельным сегментам рынка, осуществляется выбор наиболее перспективных сегментов, выстраивается оптимальная стратегия, разрабатывается и реализуется непротиворечивая (по отдельным товарам и сегментам рынка) тактика фирмы. Результатом активного маркетинга должно стать развитие спроса, рынка и на этой основе — самой фирмы.
Универсальных стратегий, подходящих для всех фирм отрасли, не существует. .Каждая фирма, исходя из специфики своей деятельности, опыта, наличия ресурсов, видения проблемы руководством и долгих условий, предлагает свою методологию маркетинге ..ой деятельности. Американский маркетолог А. Розенберг считает, что стратегия маркетинга представляет собой сочетание деятельности по формированию спроса с деятельностью по подавлению конкурирующих фирм. Для каждого рыночного сегмента может существовать несколько альтернативных стратегий. [10, c. 64]
Реализуя маркетинг, фирма предлагает рынку товары в необходимом количестве и ассортименте по приемлемой цене, в определенном месте и в заданное время.
Таким образом, использовать маркетинг — это значит реализовать системный подход к управленческой деятельности с четко поставленной целью, детализированной совокупностью мероприятий, направленных на ее достижение.
Эволюция маркетинга в Беларуси XXI века определяется новыми направлениями, условиями и возможностями его осуществления. Среди целевых направлений могут быть названы:
• ориентация на перспективный спрос нового качества;
• активное развитие цивилизованного, «утонченного» спроса и рынка в целом;
• системное управление всеми процессами разработки, производства и продаж продукции.
Условия осуществления такого маркетинга — это характеристики нашей окружающей маркетинговой среды ближайших десятилетий:
• общество станет открытым, информационным, в определенной степени виртуальным;
• вслед за развитыми странами, в нем начнется выраженное ос-лабление идеологии потребительства, получит распространение приоритет ценности личной свободы;
• вырастет цена «новинок», новый спрос будет создаваться новыми технологиями (например: трехмерное телевидение, средства индивидуализированной (а не массовой) информации по предпочтениям, высказанным клиентами;
• талант менеджера станет ориентирован на достижение стратеги-ческих преимуществ и максимизацию прибыли за длительный промежуток времени.
Наращивая в спросе качество «изощренности», маркетинг, во-первых, создает ситуацию, в которой без него становится невозможно существовать, а во-вторых, формирует и тренирует у самого себя качества, незаменимые для успешной экспансии на других, в том числе внешних рынках.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева О.Д. – Технология бизнеса: маркетинг. – М.: ИНФРА-М – НОРМА, 1997.
2. Акулич И.Л. – Маркетинг. –Мн.: 2009
3. Ансофф И. – Новая корпоративная стратегия. – С-П.: 2007
4. Ансофф И.- Стратегическое управление. — М.: 2005. – С. 302
5. Багиев Г.Л. – Маркетинг. – М.: 2001. – С. 212
6. Бауэрсокс Д. —Логистика: интегрированная цепь поставок . — М.: 2010.
7. Булавко В.Г., НикитенкоП.Г. – Формирование транспортно-логистической системы в РБ. – Мн.: 2009.
8. Вайсман А-Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. — М.: 2006
9. Валовая М.Д. – Азы древнейшего ремесла, или 13 бесед о рекламе и маркетинге. – М.: Нива XXI век, 1994.
10. Валовая М.Д.-Становление и использование стратегического маркетинга в процессе развития рыночной экономики . – М.: 2005.
11. Виноградова С.Н., Петухова Н.Г.-Транспортное обслуживание.-Мн.,2004
12. Голубков Е.П. – Основы маркетинга. – М.: 2009.
13. Горев А.Э.- Информационные технологии в управлении логистическими системами . – М., 2007.
14. Дей Дж.- Стратегический маркетинг — М., 2006.
15. Диксон П.Р. — Управление маркетингом . – М.: 1999
16. Дурович А.П. – Маркетинг в предпринимательской деятельности. – Мн.: НПЖ «Финансы, учет, аудит», 1997.
17. Дурович А.П. – Основы маркетинга. –М.: 2006
18. Друкер П. – Эффективное управление: экономические задачи и оптимальное решение. – М., 2001
19. Забелин П.В. — Основы стратегического управления – М.: 2006.
20. Завгородняя А.А. — Маркетинговое планирование. —СПб.: Питер, 2002.
21. Кабушкин Н.И.-Основы менеджмента. – Мн.: 2002.
22. Казащик А.А. – Основы маркетинга. – Мн., 2011.
23. Карлоф Б. – Деловая стратегия: концепци, содержание, символы. – М., 2008.
24. Ковалев А.И. – Маркетинговый анализ. – М.: 2005.
25. Коломийцев С. П. — Структура маркетинга и его генезис – М, 2009.
26. Котлер Ф. — Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок. – М., 2000
27. Котлер Ф. – Маркетинг менеджмент. – С.-П.: 1998.
28. Котлер Ф. – Основы маркетинга. – Спб, 1994
29. Курганов В.М. — Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок товаров. — М., 2006.
30. Ламбен Ж.-Ж. — Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. – М.: 2008.
31. Мак-Дональд М.- Стратегическое планирование маркетинга. — СПб.: Питер, 2ОО0.
32. Панкрухин А.П. – Маркетинг. – М.: 2009.
33. Похабов В.И.-Основы маркетинга. – Мн.: 2001
34. Саркисов, С.В. -Управление логистическими цепями поставок. — М., 2006.
35. Сербиновский В. – Маркетинг. – Р-на-Д, 2009.
36. Соловьев Б.А. – Управление маркетингом. – М. : 2010.
37. Сханова С.Э. Транспортно-экспедиционное обслуживание
38. Хан Д.- Планирование и контроль маркетинга . – М.:2011.
39. Цахаев Р., Муртузалиева Т. – Основы маркетинга. – М.: 2007
40. Чернов А.В. – Логистика: современный практически опыт. – Мн.: 2008.