Выдержка из текста работы
В настоящее время в современной экономике возрастает роль малого бизнеса как сектора имеющего не только важное народнохозяйственное, но и социальное значение, направленного на расширение производства и улучшение потребительских свойств товаров, повышение качества жизни россиян. Уровень развития малого предпринимательства является одним из важнейших показателей социальной ориентации рыночной экономики и основным фактором инновационного обновления.
Однако в России наблюдается значительное отставание темпов развития малого бизнеса от развитых стран. Так, занимаемая малым бизнесом доля в производстве валового внутреннего продукта составляет в РФ всего 20% по сравнению с 60-70% в странах с развитой рыночной экономикой. Кроме того, можно отметить, что российский малый бизнес функционирует в условиях высокой степени риска, характеризуется финансовой и коммерческой нестабильностью, ограниченностью основных фондов, незначительным объемом привлеченных ресурсов и другими показателями, определяющими его экономическую и социальную неустойчивость.
Проблема внедрения и развития маркетинга на предприятиях малого бизнеса не нова. В большинстве случаев руководители таких компаний находят массу предлогов для того, чтобы не обременять себя наймом профессионального маркетолога, а если последний и присутствует в штате, то функциональность его работы вызывает массу нареканий.
Целью данной работы является разработать рекомендации по внедрению маркетинга и решений в сфере малого бизнеса на основе проведенного анализа причин, сдерживающих развитие малого предпринимательства в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть особенности маркетинга на малых предприятиях;
— выявить причины, сдерживающие развитие малого предпринимательства в России;
— оценить роль и определить основные направления малобюджетных технологий;
— выявить причины отсутствия маркетинга на малых предприятиях.
Теоретической и методической основой курсовой работы послужили положения и выводы отечественных и зарубежных ученых — экономистов, маркетологов, философов, основные положения современной экономической теории. В работе использовались монографии, методические разработки научно-исследовательских и академических институтов, законодательные акты, статьи в специализированных журналах и научных сборниках, труды научных форумов: международных и российских конференций, выставок, семинаров, а также материалы сайтов сети Интернет.
Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографического списка.
В первой главе «Теоретические основы маркетинговой деятельности предприятий малого бизнеса» выявлена экономическая сущность маркетинга, особенности и ограничения маркетинга на предприятиях малого бизнеса. Рассмотрены основные понятия и функции маркетинга.
Во второй главе «Маркетинг на предприятиях малого бизнеса в России» были рассмотрены основные проблемы организации маркетинга и выделены основные направления малобюджетных технологий.
В третьей главе «Совершенствование системы маркетинга на предприятии малого бизнеса» предложены мероприятия и механизмы решения выявленных проблем.
В заключении сформулированы основные выводы и предложения по результатам проведенного исследования.
Теоретические основы маркетинговой деятельности предприятий малого бизнеса
1.1. Основные понятия и экономическая сущность маркетинга
В условиях рыночной экономики предприятия малого бизнеса ведут свою предпринимательскую деятельность в тесной конкуренции и для «выживания» в такой сложной среде должны функционировать на принципах маркетингового управления предприятием.
Малый бизнес — изначальная форма развития предпринимательства и базовое направление оздоровления национальной экономики. Именно малый бизнес, реализуя многообразные услуги на всех стадиях воспроизводственного процесса, служит ключевым фактором экономического роста.
Сфера малого бизнеса страны стала зарождаться с 26 августа 1988 г., когда был принят Закон СССР «О кооперации». Этим Законом были созданы привилегированные условия одной форме собственности, а именно: отсутствие для кооперативов платежей в бюджет, возможность устанавливать неограниченные надбавки к заработной плате работников кооперативов. Все это привело к оттоку квалифицированной рабочей силы с государственных предприятий в кооперативы.
В этом же году (6 июня 1988 г.) было принято положение «Об организации деятельности малых предприятий» (Протокол № 6 заседания Комиссии по совершенствованию хозяйственного механизма при Совете Министров СССР). Утверждением этого положения был введен упрощенный порядок создания и регистрации малых предприятий. Они получили статус юридического лица, большую самостоятельность в осуществлении хозяйственной деятельности и распределении хозрасчетного дохода. Началось создание малых предприятий в различных отраслях промышленности и регионах страны. 4 июня 1990 г. принят Закон «О предприятии в СССР», в котором было объявлено о равенстве организационно-правовых форм предприятий, основанных на любой форме собственности, что обеспечило рост числа предприятий различных форм собственности. в этом же году (8 июля 1990 г.) Постановлением Совета Министров СССР «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» были определены основные документы для государственной регистрации малых предприятий, утвержден двухнедельный срок госрегистрации, определены льготы малому бизнесу по налогообложению, амортизации и др. 18 июня 1991 г. было принято постановление Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 г. № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий», которым определены направления государственной поддержки малого бизнеса в России. В этом же году (27 декабря 1991 г.) Законом «О налоге на прибыль предприятий и организаций» определены дополнительные льготы для малых предприятий, чем усилена государственная поддержка малого бизнеса.
В 1993 г. было опубликовано постановление Совета Министров — Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446 «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации». В этом постановлении указано, что государственная поддержка малого предпринимательства — одно из важнейших направлений экономической реформы. Определены приоритеты развития малого предпринимательства.
В целях развития в России предприятий малого бизнеса постановлением Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. № 65 создан «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно -технической сфере» (создание малых наукоемких фирм инкубаторов бизнеса, инновационных, инжиниринговых центров и др.). Поощряется конкуренции в научно-технической сфере путем оказания финансовой поддержки высокоэффективным, наукоемким проектам малого бизнеса.
В 1995 г. был принят Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ. Законом были определены формы и методы государственного регулирования и стимулирования субъектов малого предпринимательства, разграничены полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами. В Законе названы важнейшие направления государственной поддержки предпринимательства.
В соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого бизнеса отнесены коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля принадлежащих одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
— в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек;
— в сельском хозяйстве, научно-технической сфере — 60;
— в оптовой торговле — 50;
— в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30;
-в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.
Под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица,
занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Эффективность работы малого предприятия непосредственно зависит, в первую очередь, от продаж, что требует от предприятия постоянного мониторинга рынка, то есть ведения деятельности в области маркетинга.
Маркетинг связан с такими понятиями, как:
— ценообразование;
— складские операции;
— упаковка и маркировка;
— реализация;
— транспортировка;
— размещение рекламы;
— подбор и расстановка торгового персонала;
— комплексное исследование рынка, поиск выгодных партнеров;
— изучение потребительского спроса.
Необходимо заметить, что существует ряд определений маркетинга. Вот одно из них, в представлении американского ученого Котлера Ф.: “Маркетинг — это вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена”.
В отечественной экономической литературе также имеются определения маркетинга. Так, например, П. Завьялов и В. Демидов под этим понятием рассматривают комплексную систему организации и сбыта продукции, которая построена на основе предварительного исследования потребностей покупателей.
В классическом понимании маркетинг определяется как предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю. В более простом виде маркетинг — это продвижение, управление и удовлетворение спроса на товары и услуги.
В термин “маркетинг” вкладывается двоякий смысл: это одна из функций управления и цельная концепция управления (философия бизнеса) в условиях рыночных отношений.
В качестве функции управления маркетинг имеет не большее и не меньшее значение, чем любая другая деятельность, связанная с финансами, производством, научными исследованиями, опытно-конструкторскими работами, материально-техническим снабжением и т.д.
Маркетинг в отраслях сферы малого бизнеса — комплексная тема управленческой, регулирующей и исследовательской деятельности, учитывающая отраслевые особенности и направленная на удовлетворение потребностей общества в соответствии с покупательским спросом. В результате главная цель маркетинга заключена в удовлетворении потребностей общества с учетом материальных и духовных запросов.
Основные направления маркетинговой деятельности являются ключевыми составляющими всех стадий воспроизводственного процесса — от производства материальных благ, их распределения, обращения до стадии конечного потребления.
Определяя характер взаимодействия службы маркетинга с другими подразделениями малого предприятия, можно выделить три основных направления:
· Взаимодействие производства с маркетингом позволяет выпускать продукцию, выполнять работы, услуги, на которые есть реальный спрос на рынке. Маркетинг определяет количественную и качественную структуру портфеля продаваемых наименований товаров, работ, услуг, необходимых рынку. Маркетинговые принципы стимулируют внедрение современных технологий, осуществление мероприятий по снижению затрат, обеспечивающих предложение современного конкурентоспособного продукта малым предприятиям.
· Финансовые успехи предприятия связаны в будущем с качественным удовлетворением потребностей рынка, приносящим желаемую прибыль.
· Маркетинговый подход к управлению вносит свои требования к специалистам различных служб малого предприятия.
В качестве философии бизнеса маркетинг требует, чтобы предприятие рассматривало потребление как демократический процесс, при котором потребители имеют право “голосовать” за нужный им продукт своими деньгами. Это определяет успех того предприятия, которое ставит перед собой задачу изучить характер потребностей и удовлетворить их по возможности более полно.
Маркетинг — двухсторонний процесс: в распоряжение предприятия поступает информация о потребностях покупателей, с тем чтобы оно могло разработать и предложить им необходимые товары и услуги.
Основные принципы маркетинга можно объединить в три блока:
— учет состояния и динамики спроса, рыночной конъюнктуры при принятии хозяйственных решений как по реализуемым, так и по потребляемым ресурсам;
— создание условий для максимальной адаптации материальной базы предприятия к требованиям рынка, к объему и структуре спроса исходя из долгосрочной перспективы развития деятельности;
— воздействие на рынок и на покупателя с помощью всех доступных средств продвижения товаров, работ, услуг.
Залогом эффективного маркетинга является планирование удовлетворения спроса потребителей. На основе прогнозов или прогнозных программ разрабатываются маркетинг-планы стратегического и оперативного характера. В них учитывается спрос потребителей, ресурсы предприятия, возможности в сфере продаж. Необходимо оценивать и прогнозировать действия конкурентов для выработки своевременных маркетинговых мероприятий.
Удовлетворение спроса потребителей предполагает построение рациональной системы управления маркетингом, требующей решения следующих вопросов:
— управление удовлетворением спроса;
— принятие эффективных маркетинговых решений;
— организация труда маркетологов и менеджеров по продажам;
— выполнение функций маркетинга;
-использование экономических рычагов (ценообразование, система скидок, долгосрочные договорные отношения и т.д.)
— использование технических средств (автоматизированные системы управления (АСУ), CRM-системы, логистические комплексы и др.).
Конечная цель маркетингового управления — наличие нужного продукта в нужном месте, в нужное время, в нужном количестве и при обеспечивающих необходимую прибыль ценах.
На сегодняшний день планирование охватывает все виды деятельности и функциональные службы малого предприятия, что обеспечивает устойчивое финансовое состояние и необходимый результат деятельности.
Маркетинговое управление позволяет добиться наилучшего согласования внутренних возможностей предприятия с требованиями внешней среды для получения прибыли.
Маркетинговое управление предполагает нацеленность на потребителей, установление с ними долговременных и взаимовыгодных партнерских от……..
Список литературы
1. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
2. Бернович П.А. Маркетинг в малом бизнесе// Проблемы современной экономики, 2009. №3. стр. 17-24
3. Бронникова Т.С. Маркетинг: теория, методика, практика: учебное пособие для вузов. М.: КноРус, — 2007. — 208 с.
4. Гордон Д., Корт Д. Не расходы, а инвестиции. Электронная версия журнала «Вестник McKinsey», 2010.
5. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. М.: Изд-во Вильямс, 2007. — 656 с
6. Левитас А.М. Больше денег от вашего бизнеса. Скрытые методы увеличения прибыли. — СПб.: Питер, 2008.
7. Манн И.Б. Без бюджета. 57 эффективных приемов маркетинга. — М., 2009. — 306 с
8. Рос Джей. Малозатратный маркетинг. — СПб.: Питер, 2003. — 240 с.
9. Сайдуллаев Ф.С., Шестоперов А.М. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2011 году: Ежеквартальный информационно-аналитический доклад. М., «Институт системных исследований проблем предпринимательства». -2010.
10. Сидорчук Р.Р. Маркетинг в малом бизнесе// Маркетинг, 2007. № 5.
11. Сидорчук Р.Р. Некоторые проблемы малого бизнеса //ЭКО, 2009. № 1.
12. Синяева И.М. Маркетинг в малом бизнесе. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 287 с.
13. Третьякова Т. С. Комплекс маркетинговых коммуникаций субъектов малого предпринимательства на основе малобюджетных технологий// Проблемы современной экономики, 2011. №1. Стр.25-31
14. Электронный ресурс : , дата посещения: 20.12.12.
15. Электронный ресурс : , дата посещения 23.12.12.
16. Электронный ресурс : www.marketing.spb.ru