Содержание
Содержание
Введение3
1 Сущность сферы услуг и особенности применения составляющих маркетинга в сфере услуг4
1.1 Понятие услуги, их классификация и основные свойства4
1.2 Комплекс маркетинга в сфере услуг11
2 Маркетинговые стратегии и тактические решения компаний, работающих в сфере услуг16
2.1 Исследование особенностей маркетинговых стратегий в сфере услуг16
2.2 Особенности маркетинговой деятельности компаний, работающих в сфере услуг20
3 Практические аспекты применения маркетинга услуг в функционировании туристических фирм25
3.1 Сфера туристических услуг и особенности маркетинга25
3.2 Исследование особенностей маркетинга предприятия сферы услуг туристической фирмы «МП-ТУР»30
Заключение38
Список использованной литературы40
Выдержка из текста работы
Комплекс маркетинга — это совокупность средств, инструментов, методов и практических мер воздействия на рынок, применяемых компанией-производителем для регулирования спроса на свой продукт.
Компоненты маркетинга:
• каналы сбыта;
• цена;
• реклама;
• персональная (личная) продажа;
• стимулирование сбыта; сервис;
• паблисити.
Все эти компоненты — по отдельности или в различных комбинациях — направлены на привлечение потребителей. Задача предпринимателя состоит в том, чтобы создать нужный набор этих компонентов с такими затратами, которые принесут наибольшую прибыль на каждый израсходованный доллар. Как отмечает один из консультантов по маркетингу: «Предприниматель, проводящий маркетинг, подобно повару постоянно экспериментирует с новыми рецептами и новыми компонентами. Он надеется в конечном итоге получить идеальное сочетание этих компонентов, которое приведет к максимальному объему продаж при минимальных издержках. В известном смысле, он создает оптимальный набор компонентов, при котором исключительно трудно оценить вклад каждого из компонентов в достижение общего результата».
Состав комплекса маркетинга различен для разных отраслей промышленности. Даже внутри одной отрасли у разных конкурентов могут быть разные маркетинговые комплексы, и они изменяются в процессе деятельности предприятия.
Целью маркетинга является поиск такого набора нужных компонентов, который приводит к удовлетворению спроса покупателей и приносит прибыль; однако предприниматели часто уклоняются от решения о том, какой из этих компонентов лучше всего работает. Почему это происходит? Потому что они убеждены в том, что создание комплекса маркетинга могут позволить себе лишь гигантские компании с многомиллионными прибылями. Тем не менее, комплекс маркетинга достаточно прост, и в малых фирмах его даже легче использовать, чем в крупных компаниях.
После создания комплекса маркетинга предприниматель должен приложить усилия к тому, чтобы организовать точный учет маркетинговых расходов. Помимо всего прочего, такой учет позволяет сравнивать зарплату каждого продавца с теми доходами, которые он приносит фирме, для выявления среди продавцов хорошо или плохо работающих.
Маркетинг должен постоянно ориентировать деятельность фирмы на рынок. Некоторые предприниматели воспринимают свои рынки как само собой разумеющийся факт. Такое отношение является ошибочным. Хотя товары могут оставаться неизменными из года в год, рынки, тем не менее, изменяются, и было бы ошибкой верить в обратное.
Предприниматели должны также иметь в виду, что новые товары являются источником жизненной силы фирмы. Новые продукты выходят на новые рынки, открывают новые перспективы развития, стимулируют новые инвестиции и придают фирме устойчивость.
Главная цель разработки комплекса маркетинга — обеспечение устойчивых конкурентных преимуществ компании, завоевание прочных рыночных позиций.
Цель данной курсовой работы — приобрести практические навыки в разработке комплекса маркетинга для исследуемого предприятия.
1. Комплекс маркетинга
Комплекс маркетинга (часто называют маркетинг-микс) — это некий набор инструментов (объектов, процессов и функций), манипулируя которыми маркетологи стараются наилучшим образом удовлетворить клиентов. Иными словами, комплекс маркетинга — это набор поддающихся контролю неких переменных факторов маркетинга, учет этих факторов, воздействие на них, манипуляция ими позволяет фирме вызвать желательную ответную реакцию со стороны рынка. Таким образом, под комплексом маркетинга понимается переменные, находящихся под контролем у маркетинга.
Что же это за переменные и инструменты комплекса маркетинга, и за чем наблюдает, что контролирует маркетолог?
В комплекс маркетинга обычно включают следующие элементы:
• продукт (товар, услуга);
• его цена (в соотношении с конкурентами и потребностью рынка);
• то, как доходит (доводится) продукт до потребителя;
• то, как продвигается продукт.
Что такое комплекс маркетинга «4P»
Такое вычленение и отдельного рассмотрения инструментов, элементов и переменных из общего комплекса маркетинга обозначается концепцией “4P”.
В комплекс маркетинга включаются только четыре элемента, названия которых в английском языке начинаются с буквы «P»:
• product,
• price,
• place,
• promotion.
Именно эти элементы, переменные принимаются во внимании маркетингом, признаются ключевыми и требующими постоянного пристального внимания. Более того, все эти элементы комплекса маркетинга взаимосвязаны между собой и именно в этой взаимосвязи отдельных элементов маркетинг планирует, разрабатывает и реализует маркетинговые действия.
В соответствии с этой концепцией комплекса маркетинга, фирма, в рамках маркетинговой деятельности:
• разрабатывает;
• реализует;
• и оценивает качество придуманного и реализованного и корректирует разработанное. Разрабатывает продуктовую (товарную) политику, ценовую политику, сбытовую политику и коммуникационную политику.
Реализует, выпуская необходимые рынку товары, оказывая услуги.
Оценивает и корректирует, вирируя параметрами комплекса маркетинга с целью наиболее эффективного воздействия на рынок, потребителей в рамках имеющихся возможностей и своего понимания роли маркетинга.
Иногда, особенно в последние годы, в комплекс маркетинга включают и другие элементы, начинающиеся на букву Р (концепции «5P», «6P», «7P», «9Р»). Расширение комплекса маркетинга справедливо только тогда, когда это происходит из осознания главенствующей роли других, определенных показателей в структуре маркетинга компании.
К примеру, «Purchase» — покупка как деятельность потребителя, наблюдение за которой принципиально важно, на фоне остальных «P», когда, скажем, цена менее важна, чем процесс покупки. «People» — в комплексе маркетинга подразумевает под собой понятие потребителя, «package» — упаковка, хотя и входит в состав «продукта», но может рассматриваться как отдельный и не менее важный элемент комплекса маркетинга, чем сам продукт. «Personal» — входит в качестве кадровой составляющей во все четыре элемента комплекса маркетинга, но для компаний, скажем, работающих в области директ-маркетинг может являться ключевым элементом комплекса маркетинга.
Приведу пример, когда расширение комплекса маркетинга на элемент «purchase» имеет большое значение? Лохотрон. Продукт, цена, даже место — менее важны, чем анализ: психологии спонтанной покупки, предпочтений, комплекса заманивания человека в игру по отъему денег, который определен нами как комплекс «purchase” — покупка как деятельность.
Комплекс маркетинга «7P»
Комплекс маркетинга «7P» включает все элементы комплекса маркетинга «4P» (product, price, place, promotion), а также такие элементы, как «people» — люди, все те, кто прямо или косвенно вовлечены в процесс маркетинга, «process» — процедуры, механизмы и последовательности действий, которые обеспечивают маркетинг, «physical evidence» — обстановка, среда, в которой оказывается услуга, продается товар.
Из истории комплекса маркетинга
Термин комплекс маркетинга («маркетинг-микс») был впервые предложен в 1953 г. Нилом Борденом в президентском обращении к Американской маркетинговой ассоциации. Борден использовал работы Джеймса Каллитона, в которых маркетолог был описан как человек, координирующий процессы и комбинирующий в работе различные элементы. Предполагалось, что разнообразное сочетание элементов может приводить к положительным результатам деятельности на рынке. В 1960 г. Маккарти сформулировал классификацию, названную «4Р» и объединяющую четыре элемента (product, place, price, promotion). Эти инструменты были выделены из многих других, прежде всего потому, что их использование оказывало непосредственное влияние на спрос, могло стимулировать потребителей к совершению покупок.
1.1 Элементы комплекса маркетинга
Знание основных элементов и связей, которые формируют систему маркетинг, позволяют как продавцам, так и покупателям достигать поставленных целей.
Комплекс маркетинга — это целая система рыночных отношений и потоков информации, которые объединяют фирму с рынками сбыта ее продукции. Выделяют два основных элемента комплекса маркетинга — это фирмы и рынок. Данные два элемента соединяются четырьмя значимыми потоками. Фирма налаживает связи с рынком и поставляет на него свою продукцию, а в обмен получает денежные средства и информацию.
Комплекс маркетинга распространяется как на коммерческую, так и некоммерческую деятельность. Например, общество по борьбе с наркоманией и табакокурением проводит исследования и лечение от нарко и табакозависимости, а население в свою очередь добровольно участвует в его работе. Комплекс маркетинга включает в себя достаточно большое количество элементов, которые влияют на способы, методы и результаты деятельности фирмы. При разработках маркетинговых планов необходимо учитывать все эти элементы.
Первая группа элементов представлена поставщиками, конкурентами и маркетинговыми посредниками.
Вторая группа — это общественные и государственные организации, такие как пресса, финансовые учреждения, правительственные и законодательные органы, широкие слои населения.
Третья группа — это такие факторы, как законодательство, политика, экономика, наука, культура, демография, технический прогресс и т. д.
1.2 Структура комплекса маркетинга
Фирма, выступающая на одном или нескольких зарубежных рынках, должна решить, будет ли она приспосабливать свой комплекс маркетинга к местным условиям, а если будет, то в какой мере. С одной стороны, есть фирмы, повсеместно использующие стандартизованный комплекс маркетинга. Благодаря стандартизации товара, рекламы, каналов распределения и прочих элементов комплекса маркетинга уменьшаются издержки, поскольку в эти элементы не вносят никаких крупных изменений. Данный принцип использует и фирма «Кока-кола», утверждая, что ее напиток должен иметь один и тот же вкус в любом уголке мира, и фирма «Форд», которая создает «автомобиль для мира» — автомобиль, который отвечал бы запросам большинства потребителей в большинстве стран мира.
С другой стороны, существует принцип индивидуализированного комплекса маркетинга, когда производитель специально приспосабливает элементы комплекса к специфике каждого отдельного целевого рынка, неся дополнительные издержки, в надежде завоевать более высокую долю рынка и получить более высокую прибыль. Например, фирма «Нестле» в разных странах варьирует и свой товарный ассортимент, и свою рекламу.
Между этими двумя полюсами существует множество разнообразных варианто……..
Список использованных источников
1. Котлер Ф. Армстронг Г, Сондерс Д., Основы маркетинга: Пер с англ. М.: СПб.: Изд. дом Вильямс, 2001 -944с.
2. Нуриев М.А. Основы маркетинга. Учебное пособие для самостоятельной работы студента. -Алматы: АЭСА, 2001 -118с.
3. Маркетинг: Учебное пособие/под ред. Мамырова Н.К.- Алматы: Экономика, 1999.-304с
4. Маркетинг: Учебник / под ред Романова А.Н.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 19996.-560с
5. Акулич И.., Демченко Е.В. Основы маркетинга. -Мн.: Высш. Шк. 1999, -236с.