Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
1. Теоретические основания маркетинга интеллектуальных продуктов………5
1.1. Рынок интеллектуального продукта…………………………………………5
1.2. Маркетинговые стратегии коммерциализации интеллектуальных продуктов…………………………………………………………………………12
2. Интеллектуальный продукт как категория собственности…………………15
2.1. Понятие интеллектуальной собственности, ее защита и охрана прав……………………………………………………………………………….15
2.2. Проблемы и перспективы интеллектуальной собственности на современном этапе………………………………………………………………18
3. Анализ практической стратегии маркетинга на рынке интеллектуального продукта…………………………………………………………………………..21
3.1. История и продуктовая линейка компании «Oracle»……………………..21
3.2. Управление интеллектуальной собственностью компании «Oracle»…………………………………………………………………………..23
3.3. Компания «Oracle» на российском рынке интеллектуальных продуктов…………………………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы……………………………………………34
Выдержка из текста работы
В развитой экономике массовое и непрерывное производство и использование различного рода новшеств становится главным источником прибыли. Это приводит к формированию специфического рынка — рынка интеллектуальных продуктов.
Развитие этого рынка определяется состоянием инновационного комплекса, включающего в себя науку, обслуживание науки, высокие технологии, образование, культуру. Эти области непосредственно выступают источниками новых знаний и новых продуктов или формируют культурный фон, генерирующий их производство.
Специфика товаров, объединяемых «зонтичным» термином «интеллектуальные продукты» совершенно особенная и заставляет маркетологов искать особенные пути для их продвижения.
Для эффективного функционирования хозяйственного механизма в рыночной экономике, особенно на этапе ее становления, важное значение приобретают переоценка многих практических установок отечественного менеджмента и перестройка существующей системы управления. Особое внимание в этом процессе уделяется формированию инфраструктуры, центральное место в которой должно занять управленческое консультирование (УК) как совершенно особенный вид интеллектуального продукта.
Следует однако заметить, что оборот рынка консалтинговой услуги как интеллектуального продукта измеряется миллиардами долларов.
Мировой опыт функционирования предприятий в условиях рыночной экономики показывает, что отсутствие разрыва между наукой и практикой происходит во многом благодаря наличию такого универсального инструмента, как управленческое консультирование (УК). Задача УК, в отличие от традиционных методов передачи теоретических знаний в практику хозяйствования, состоит в посредничестве при передаче знаний из теории в практику, знаний и опыта из одной сферы практики в другую.
Все это подтверждает актуальность выбранной для настоящего исследования темы.
Основываясь на вышесказанном и теме настоящей работы, целью данного курсового проекта является изучение возможностей маркетингового сопровождения интеллектуального продукта на рынок на примере консалтинговых услуг.
Объектом настоящего исследования является консалтинговая компания ЗАО «АРНИ».
Предметом исследования является исследование маркетинговые мероприятия направленные на продвижение интеллектуальных продуктов.
В связи с этим выделим задачи настоящего исследования:
1. изучить понятие и сущность интеллектуального продукта, рассмотреть его виды;
2. дать характеристику особенностям маркетинга на рынке интеллектуальных продуктов;
3. дать характеристику ЗАО «Арни», рассмотреть методы работы компании;
4. дать характеристику особенностям маркетинговой политики компании по продвижению интеллектуального продукта компании – консалтинговых услуг;
5. разработать в дополнение к существующим в «Арни» инструментам маркетинга комплекс маркетингового сопровождения по продвижения услуг компании с учетом особенностей консалтинговой услуги как интеллектуального продукта.
Структура настоящей работы включает в себя введение, три главы с подразделами, заключение, список использованной литературы, приложения.
Глава 1. Особенности маркетинга на рынках интеллектуального продукта
1.1. Понятие и виды интеллектуального продукта
Значительное повышение производительности труда в двадцатом веке в рамках капиталистической экономики, привело к ее существенным качественным изменениям.
Это утверждение можно подкрепить следующим: в доиндустриальном обществе стоимость конечного рыночного продукта в значительной степени была обусловлена стоимостью сырья. В индустриальном обществе стоимость конечного рыночного продукта в значительной степени обусловлена стоимостью материального труда. А в постиндустриальном обществе заметную долю в стоимости конечного продукта составляет уже стоимость интеллектуального труда, а стоимость сырья и материального труда неуклонно уменьшается. Появилось даже большое количество чисто интеллектуальных продуктов, в стоимости которых доля материального труда вообще отсутствует: патенты, программное обеспечение, консалтинг, инжиниринг, маркетинговые исследования и т. п. Число таких продуктов постоянно растет. И сегодня развитые страны – это те страны, в которых доля интеллектуального труда в конечном продукте уже превышает долю сырья и материального труда.
Современные информационные технологии сделали возможным оперативное управление корпорациями, подразделения которых территориально распределены и могут находиться в тысячах километров друг от друга. В этой связи стало возможным размещать их в тех местах, где это наиболее выгодно, стало возможным тиражировать опыт, не производя конкретного интеллектуального продукта. Разработки же интеллектуального продукта при этом уходят в те страны, где выше общеобразовательный уровень населения, лучше телекоммуникационная инфраструктура и достаточно высок уровень жизни высококвалифицированной части работников. Поскольку капиталоемкость интеллектуального производства значительно (на много порядков) ниже капиталоемкости материального труда и труда по добыче сырья, то создание таких производств является доступным даже для небольших, но богатых стран.
Рассмотрим, что представляет собой интеллектуальный продукт
Интеллектуальный продукт – это результаты интеллектуальной деятельности: достижения науки и техники, литературные, художественные, музыкальные произведения и другие продукты творческой деятельности. [3,С. 136]
Интеллектуальный продукт можно классифицировать в зависимости от отрасли, в которой он создан – промышленность, наука и образование, искусство, кинематография, теле и радиовещание, коммерческая деятельность и прочие. Отдельные виды интеллектуального продукта представлены на рисунке 1.
ИП в науке и образовании
научные достижения,
результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ,
инжиниринговые услуги,
услуги по обработке информации,
образовательные услуги,
образовательные продукты,
консультационные услуги,
научные публикации ИП в коммерческой деятельности
— изобретения,
— полезные модели,
— промышленные образцы,
— товарные знаки,
— знаки обслуживания,
— наименования мест происхождения,
— фирменные наименования ИП в искусстве, кинематографии, эфирном и кабельном вещании
произведения:
— литературные,
— драматические,
— музыкальные,
— сценарные,
— аудиовизуальные,
— декоративного и прикладного искусства;
— исполнение и постановка произведений литературы и искусства,
фонограммы,
радио- и телепередачи
ИП в промышленности
— сведения коммерческого характера,
— «ноу-хау»
Рис. 1 Виды интеллектуального продукта (отдельные примеры) [3,С. 139]
Интеллектуальные продукты обладают следующими особенностями:
а) являются продуктами естественной монополии интеллекта создателей;
б) не отчуждаются полностью, а заимствуются и поэтому могут быть объектом сразу нескольких сделок;
в) большинство интеллектуальных продуктов состоит из материального носителя и идейной части, которая является объектом правовой защиты
Основными поставщиками интеллектуальных продуктов являются предприятия и организации соответствующих отраслей (промышленные предприятия, НИИ, учреждения высшей школы, коммерческие предприятия, субъекты сферы искусства, кинематографии, эфирного и кабельного вещания, консалтинговые фирмы).
Следует подчеркнуть: в современный мир идет к строительству информационного общества, в котором услуги имеет значительно больший вес в экономике, чем ранее.
Сфера услуг уже сейчас развивается высокими темпами, особенно хорошо это заметно именно в сегменте интеллектуальных продуктов, в частности на примере услуг в секторе IT и секторе консалтинговых услуг для бизнеса. Именно в этих секторах обычно нет производства в его обычном понимании.
1.2. Особенности маркетинга при продвижении интеллектуального продукта
Интеллектуальный продукт, выступающий в качестве товара, требует особого подхода при работе с ним. И, прежде всего это касается создания адекватной правовой защиты интеллектуального продукта, предохраняющей его собственника (изобретателя, автора) от недобросовестной конкуренции, незаконного копирования собственности.
На современном этапе развития всемирного хозяйства результаты интеллектуальной деятельности, знания и опыт прио…
**************************************************************