Содержание
Содержание
Стр.
Введение
1. Малый бизнес в России: возникновение, этапы развития
1.1. Этапы развития малого бизнеса в России
1.2. Проблемы становления малого бизнеса в России
2. Стратегии развития малого бизнеса в России
2.1 Анализ стратегических приоритетов развития малого биз-неса на федеральном уровне
2.2. Формирование стратегии развития малых фирм
2.3. Стратегии развития малого бизнеса на 2008 2011гг.
3. Стратегические направления развития малого бизнеса в Пензе и Пензенской области
3.1. Малое предпринимательство в Пензенской области в 2006 году
3.2. Основные показатели деятельности малых фирм Пензен-ской области за 2007 год
3.3. Результаты деятельности малых фирм и развитии малого предпринимательства в Пензенской области в 1 квартале 2008 года
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темы работы определяется тем, что переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организа-ционно-экономических преобразований во всех областях хозяйственной дея-тельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способ-ствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребитель-ского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, является раз-витие малых форм производства. Они могут дать России необходимую насы-щенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.
В Стратегии развития страны до 2020 года на малый и средний бизнес возлагаются большие надежды. От него зависит формирование среднего класса, создание конкурентной среды, развитие производства. Вместе с тем вопрос о развитии малого и среднего предпринимательства носит не только экономиче-ский, но и политический характер — это вопрос разных концепций путей разви-тия страны. До сих пор продолжается борьба между сторонниками инноваци-онного пути развития и сторонниками пути колониально-сырьевого.
Для движения по инновационному пути необходимо убрать администра-тивные барьеры на пути малго бизнеса. Вторым шагом должно стать законо-дательное обеспечение приоритетного развития малого бизнеса в инновацион-ных секторах экономики, где его сейчас у нас практически нет.
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать ма-лое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным малым бизнесом.
Объектом работы выступает малый бизнес.
Предметом данной научной работы является изучение основных тенден-ций развития малого бизнеса в 2006 2011 годах.
Целью работы является изучение и анализ основных статистических по-казателей развития малого бизнеса в России и Пензенской области в 2000 2008 годах.
Для достижения данной цели а работе предполагается рассмотрение сле-дующих задач:
анализ малый бизнес в России: возникновение, этапы развития;
изучение проблемы становления и развития малого бизнеса в России Развитие малого бизнеса в Пензе и Пензенской области;
анализ малого предпринимательства в Пензенской области;
изучение основных показателей деятельности малых фирм по итогам 2006 года;
изучение основных показателей деятельности малых фирм Пензенской области за 2007 год;
анализ результатов деятельности малых фирм и развития малого пред-принимательства в Пензенской области в 1 квартале 2008 года.
Объектом исследования являются малые предприятия.
Предметом исследования является изучение перспективных стратегий развития малого бизнеса.
Методы научных исследований. Для решения поставленных задач ис-пользовались: экономический и статистический анализ, системный подход, экспертные оценки, теория нечётких множеств и др.
Методологическая основа исследования. В процессе исследования изуче-ны и использованы результаты научных исследований отечественных ученых, таких как: Агеев А.И., Борисов Е. Ф, Вэриан Х.Р., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С., Маршев В., Крупцев М., Мау В., Медынский В.Г., Шар-шукова Л.Т., Морозова Т.В., Пиндайк Роберт С., Сульман М., Тилли Р. И др.
Информационной базой исследования послужили официальные данные Государственного комитета статистики РФ, Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ, материалы исследований дея-тельности малых фирм.
1. Малый бизнес в России: возникновение, этапы развития
1.1. Этапы развития малого бизнеса в России
Вопросы развития малого бизнеса имеют не только экономическое, но и социальное значение. Это база для усиления предпринимательской активности в России и основа для расширения среднего класса в стране. Об этом заявил 27 марта избранный, но не в ступивший должность президент РФ Дмитрий Мед-ведев, в ходе заседание президиума Госсовета в Тобольске.
Основная причина медленного развития фирм малого бизнеса в России чрезмерный административный прессинг. Система регулирования малого биз-неса устарела, технические регламенты обновляются медленно, при этом дея-тельность субъектов малого предпринимательства контролируется по 45 на-правлениям. Этот чудовищный набор, по мнению Дмитрия Медведева, прово-цирует взяточничество и вымогательство. «России нужна стратегия развития малого бизнеса, это позволит ему стать ведущим элементом экономики стра-ны», считает он [30]
Дмитрий Медведев заявил, что регистрация проверок фирм малого бизне-са ничего не дает. Комментируя высказывания одного из участников заседания президиума Госсовета в Тобольске о том, что нужно перенять опыт других стран, в частности, Казахстана, где все проверки малого бизнеса регистрируют-ся в прокуратуре, Медведев отметил, что и в России существует система реги-страции проверок. «Только регистрация, к сожалению, у нас не работает»,- ска-зал он.
«У наших уважаемых коллег может быть и работает, но пока до такого уровня не добрались», сказал Медведев [31].
В качестве примера он привел ситуацию, когда предприятия проверяют жалобами на то, что «с какого-то малого предприятия ночью раздаются какие-то звуки». «И придут и будут там по полной программе мучить», подчеркнул он.
Российское малое предпринимательство в своём развитии за последние десять лет уже прошло два этапа, и находиться на пороге вхождения в новый, четвёртый, этап.
Первый из них появился в конце 80-х годов. В целом неплохое положение дел в экономике обусловило отношение к данному периоду как к золотому ве-ку малого бизнеса. Действительно, происходило очень быстрое и лёгкое нако-пление капиталов, развивалось производство дефицитных товаров народного потребления, сфера всевозможных (и столь же дефицитных тогда) бытовых ус-луг, розничная торговля и общественное питание и т.п. Однако была и иная сторона золотого века малые предприятия выполняли функцию канала пе-рекачки ресурсов госфирм в теневую экономику, в пользу полукриминального и часто криминального предпринимательства. Самое печальное последствие такой перекачки заключалось, да и заключается в том, что средства, накапли-ваемые в малом предпринимательстве методом доразграбления практически всегда уходили из сферы накопления и не использовались для развития россий-ского производства и его инфраструктуры [3, с. 87]
Конечно, в формировании малого бизнеса того времени имели место не только негативные процессы. В годы перестройки малого бизнеса включалось в общий, всячески поддерживаемый правительством, процесс развития коопера-тивного развития. Именно через кооперацию происходило обучение широких масс населения основам предпринимательства.
Однако золотой век малого предпринимательства и вменяемые ему функции ускорителя реформ во многом оказались в жёстком противоречии с иными направлениями экономических преобразований, а точнее с неудачной попыткой проведения реформ сверху, в жесткоунитарных традициях, с опорой преимущественно на аппарат государственной власти и управления. Попытки правительства ограничивать возможности получения доходов от разницы меж-ду твёрдыми ценами госсектора и свободными ценами негосударственных фирм, регламентировать деятельность малых фирм, использовать рычаги нало-гообложения всё это наталкивалось на явную недееспособность администра-тивного аппарата.
Необходим был кардинально новый экономический курс. И он был во-площён в 1991 году в уже обновлённой России в реформах шоковой терапии. Начался второй этап и в развитии российского малого бизнеса.
1991 год год кардинальных реформ охарактеризовался самыми высоким с середины 80-х годов темпами роста числа малых фирм (в 2,1 раза) и числен-ности работающих в них. Стала образовываться нормальная конкурентная сре-да, характеризующаяся борьбой малых фирм за выживание на основе повыше-ния качества, разнообразия товаров и услуг или снижения цен на них.
Главной функцией малого предпринимательства в условиях шоковой те-рапии стало обеспечение выживания значительных слоёв населения в условиях жизненного кризиса через самозанятость, предоставление возможности полу-чения дополнительных средств к существованию.
Уже к 1995 году все вероятности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности оказались практически исчерпанными, поэтому многие из возникших ранее малых фирм либо прекратили своё существование, либо диверсифицировались.
Обозначился новый, третий, этап качественных изменений в динамике и структуре малого бизнеса. Именно 1995 год дал резкое замедление темпов прироста числа малых фирм и занятых в них. Рост составил чуть более 1%. Произошло сокращение среднесписочной численности занятых в МП. После бурного роста крутая остановка в развитии МП имела эффект абсолютной не-ожиданности. Тогда вовсю шли дискуссии о том, как скоро численность рос-сийских МП достигнет 2-3 миллионов с объемом продукции в 35-45% от ВВП.
То есть о том, когда российский малый бизнес достигнет мировых стан-дартов. Бытовала точка зрения, что это может произойти в ближайшие два-три года. Прогнозирование — вещь вообще неблагодарная, но в данном случае оп-тимистические прогнозы совсем разошлись с российскими реалиями [8, с. 99].
Почему же стал неактуальным малый бизнес? Замедление роста числа новых малых фирм можно объяснить тем, что никак не проявлял себя — ни в экономическом, ни в социальном плане — такой мощный фактор увеличения числа фирм, как безработица. Несмотря на все прогнозы ее бурного увеличе-ния, официальная безработица показывалась на уровне 2-3% от активного насе-ления. Правомерно, правда, предположить, что реальная безработица была на много выше, чем указывают альтернативные расчеты экспертов профсоюзных объединений, международных организаций и пр. Но, тем не менее, официаль-ный статус занятого (пусть даже на «полуживых» бывших советских предпри-ятиях) создавал социально-психологический эффект, при котором население отказываются заниматься иной самостоятельной деятельностью, в том числе применять свои силы в сфере малого бизнеса.
Что же касается поверхностных причин замедления оста МП, то они не-посредственно проистекают из общеэкономической стратегии российского правительства. Дело в том, что весь упор в ней был сделан на упрочение и со-действие развитию экспортно-ориентированного топливно-энергетического комплекса. А последовательностью с этим комплексом в качестве «друга-соперника» при потакании и попустительстве власти (при подпитке из бюдже-та) на глазах набухал крупный спекулятивный банковско-финансовый сектор. Ни первому, ни второму малый бизнес было совершенно не нужно.
1.2. Проблемы становления малого бизнеса в России
Нельзя точно сказать, что для страны таких масштабов как Россия малый бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он может стать лишь скрепляющим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных фирм. Поэтому для начала следует определить те отрасли и об-ласти экономики, в ко¬торых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бы-товое обеспечение населения. Во-вторых — торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность [11, с. 74].
Потому одним из решающих условий углубления проводимых в России эко¬номических реформ, способных вывести страну из кризиса, добиться ре-зультативного функционирования производства и сферы услуг, является разви-тие малого бизнеса. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые трансформации рыноч-ной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает прибавочные рабочие мес¬та, является основным источником формиро-вания среднего класса [16, с. 83].
В ситуации инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сы-рья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус «легких денег», стремительно перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спе-куляции, ушли в другие ком¬мерческие структуры. Источниками продуктов для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также изделия из государственной тор¬говли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вложив каких-либо средств в помещения, обо-рудование, культуру торговли многие бизнесмены по¬лучили благоприятные возможности для обогащения.
Выдержка из текста работы
Приложение В: Количество микроорганизаций и малых организаций, осуществлявших производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, по видам экономической деятельности……………..…………………………..38
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в мире наблюдается повышенное внимание к проблеме дальнейшего развития малого бизнеса и предпринимательства. В этом нет ничего удивительного: малый бизнес — один из важнейших элементов рыночной экономики: он придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства.
Без него не может нормально развиваться и функционировать государство, так как малый бизнес напрямую связан с темпами роста ВВП и его качественными характеристиками.
Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально-ориентированной рыночной экономике. Во многих странах малый бизнес вносит огромный вклад в развитие производственных процессов, а также создаёт основы для открытия новых горизонтов в сфере информационных технологий, медицины, производственной сфере и др. Огромную роль в становлении малого бизнеса играет конкуренция, которая мотивирует предпринимателей на активную деятельность.
Предметом исследования является малый бизнес в Беларуси.
Основная цель курсовой работы — проанализировать уровень развития малого предпринимательства в Республике Беларусь и зарубежных странах, оценить созданные в Беларуси условия для его дальнейшего развития.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
-определить роль малого бизнеса в рыночной экономике;
-найти и охарактеризовать основные черты малого предпринимательства;
-выявить роль государства в развитии и поддержке малого бизнеса;
-выявить преимущества малого предпринимательства перед средним и большим бизнесом и выделить недостатки, а также предложить некоторые варианты их исправления;
— проследить за становлением и поддержкой малого бизнеса в зарубежных странах и, исходя из этого, предложить варианты развития малого бизнеса в Республике Беларусь;
-попытаться определить перспективы развития малого предпринимательства в Республике Беларусь.
Данная тема достаточно разработана. Теоретико-методологической основой курсовой работы являются книги и материалы из периодических изданий отечественных и зарубежных авторов, а также электронные источники. Также при написании работы использовались статистические данные, опубликованные Национальным Статистическим комитетом Республики Беларусь.
1. Малый бизнес: понятие, критерии, преимущества и недостатки, роль в национальной экономике
Развитие малого бизнеса в различных странах осуществлялось по-разному, но результат был получен одинаковый: массовое возникновение малых предприятий способствовало ускорению формирования рыночных отношений, сыграло важную стабилизирующую роль как в экономической, так и в социальной сфере.
В экономически развитых странах давно поняли, что наёмный работник — плохой работник, он не имеет глубоких экономических и социальных корней в обществе. Поэтому власти этих стран начали проводить политику массового превращения граждан в собственников. В США, например, широкое распространение получила кампания по передаче предприятий в коллективную собственность. В Англии работникам приватизируемых фирм предоставлялась возможность стать акционерами на льготных условиях. И главное — малый бизнес начало активно поддерживать государство.
Такая политика выгодна государству и по другим причинам. Во-первых, государство, превращая своих граждан в предпринимателей, снимает с себя ответственность за решение многих социальных проблем; во-вторых, каждый гражданин, становясь предпринимателем, не только создает благополучие своей семье, но и вносит большой вклад в решение государственных проблем посредством уплаты налогов, благотворительности [1, c.47-48].
Малое предпринимательство — это предпринимательство, осуществляемое субъектами, признанными таковыми в соответствии с законодательством. Согласно ст. 3 Закона Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» от 19 октября 1996 г. № 685-ХII, под субъектами малого предпринимательства понимаются предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и юридические лица с определенной среднесписочной численностью работников.
Как отмечает А.И. Лученок, термин «малое предпринимательство» вполне корректен в том случае, когда речь идет о деятельности небольших по размеру предпринимательских структур как составной части более широкого понятия «предпринимательство».
Значит, малое предпринимательство является особым типом предпринимательства, который отличается от других размером предприятий, численностью работающих, отраслевой принадлежностью.
А. Колесников и Л. Колесникова также отмечают, что «владелец бизнеса или собственник (или соучредитель) малой фирмы, управляющий своим делом, — всегда предприниматель, но не всякое предпринимательство — малый бизнес.
В связи с тем, что в Республике Беларусь законодательно не закреплено отнесение предприятий к микро- и средним, нами рассматриваются малые предприятия и малое предпринимательство в целом.
Малое предприятие — это небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающие крайне небольшую долю в общем по стране, региону в объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия; об этой доле судят по стоимости создаваемой и реализуемой продукции. К малым относят также, кроме производственных, коммерческие, консалтинговые фирмы, многие предприятия розничной торговли, сферы услуг. Под малым предприятием понимается предприятие, соответствующее законодательно установленным критериям численности занятых работников (различаются в разных странах экономики), реже — оборота, и получающие налоговые льготы, льготы по кредитам и другие государственные поддержки.
Критерий «количество работников» является основным, так как отвечает следующим требованиям:
— инфляционно устойчив — на него не влияют колебания покупательской способности валюты;
— является прозрачным — легко определяется и понимается;
— является сопоставимым — он позволяет делать надежные сопоставления размеров предприятий в одной и той же отрасли;
— является доступным — данные легко получить.
Подход к распределению предприятий по размерам может быть различным в каждой стране и изменяться по отраслям производства. Так, по определению Администрации малого бизнеса США, малой считается фирма, имеющая одного или несколько владельцев, с числом занятых не более 500 чел., величиной активов не более 6 млн. у.е. и годовой прибылью не более 2 у. е. В Германии также к малому бизнесу относят предприятия с числом работников не более 500 чел. В Японии к малому бизнесу относят предприятия с числом занятых до 300 чел.
В Республике Беларусь к малым предприятиям в соответствии с законодательством относятся предприятия со следующей среднесписочной численностью работников:
— в промышленности и на транспорте — до 100 чел.;
— в сельском хозяйстве, включая фермерские (крестьянские) хозяйства, и в научно-технической сфере — до 60 чел.;
— в строительстве и оптовой торговле — до 50 чел.;
— в бытовом обслуживании населения и розничной торговле — до 30 чел.;
— в других отраслях непроизводственной сферы — до 25 чел.
Согласно Рекомендации ЕC 2003/361, вступившей в силу с 1 января 2005 г., к «средним предприятиям в Республике Беларусь относятся предприятия с численностью сотрудников до 250 чел. и годовым оборотом до 50 млн. евро».
Исходя из этого, можно сказать, что под малым бизнесом понимается дело; малое предпринимательство; любой вид деятельности на малых организациях в небольших масштабах, приносящий прибыль или другую личную выгоду при торговых операциях, коммерческих сделках, оказании услуг или посредничестве, который осуществляется за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою имущественную ответственность, ставит главными целями получение прибыли и развитие собственного дела.
Преимущества малого бизнеса:
1. Сравнительно более низкие издержки управления, обусловленные отсутствием лишнего бюрократического аппарата и, соответственно, высокая гибкость и оперативность решений в управлении малыми предприятиями, что повышает производительность труда (особенно на микропредприятиях, где численность работников менее 10 человек). Эти условия дают возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на другой.
2. По мнению некоторых ученых, большие размеры повышают степень формализации организации и понижают способность к организационным изменениям, поэтому малые предприятия являются более гибкими и оперативными в принятии и выполнении принятых решений, быстрее адаптируются к изменяющимся условиям.
3. Более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков
4. Малые предприятия лучше знают уровень спроса на локальных рынках. Ориентация производителей преимущественно на региональный рынок идеально приспособлена для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.
5. Относительно более высокая оборачиваемость капитала малых предприятий.
6. Малые предприятия требуют меньше капиталовложений. У них меньшие сроки строительства, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.
7. Работники малого предпринимательства имеют высокий уровень мотивации в достижении успеха, а также возможности реализовать свои идеи, проявить свои способности.
8. Малый бизнес дает средства к существованию большему количеству людей, чем крупный. Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов.
Недостатки малого бизнеса:
1. По сравнению с крупными предприятиями малые предприятия обладают более высоким уровнем риска, и, следовательно, высокой степенью неустойчивости на рынке.
2. Малые предприятия зависимы от крупных компаний.
3. Слабая компетентность руководителей и менее профессиональные работники.
4. Повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования.
5. Малый бизнес связан с большими трудностями в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов.
6. МП не обладают рыночной властью и хорошей ресурсной базой
7. Несмотря на повышенную гибкость, потенциальные способности малых предприятий к изменениям не велики.
8. Малый бизнес имеет малую склонность к инвестиционной деятельности из-за недостаточных размеров капитала и долгосрочности отдачи от вложений.
Одной из первых западноевропейских стран, обратившей внимание на роль малого бизнеса, была Великобритания. Исследования, проведенные там, показали, что наиболее эффективны фирмы с числом занятых 1-19 человек. Такие фирмы составляли 96% от общего числа мелких фирм Великобритании. В начале 90-х годов на долю малого бизнеса приходилось 25 % товарооборота, в нем было занято около 40 % рабочей силы страны. Сейчас в Великобритании каждый восьмой взрослый занят собственным бизнесом.
В США малый бизнес производит почти 52 % ВВП и обеспечивает занятость почти половины трудоспособного населения. Малый бизнес осваивает в США вдвое больше нововведений, чем крупные корпорации. В Германии за последние 10 лет на малых предприятиях (с численностью менее 20 работающих) число занятых возросло на 600 тыс. человек, тогда как на более крупных (с численностью 21-100 работающих) — лишь на 90 тыс.
Значительная роль в стимулировании малых фирм в развитых странах принадлежит бюджетно-налоговой и кредитной политике государства. Для малых фирм устанавливается пониженная ставка налогообложения прибыли. Предусматривается ряд льгот: отложенная оплата счетов, составление баланса для расчета налога на добавленную стоимость лишь после оплаты своих счетов, эффективная система скидок при уплате просроченных ссуд. Малым фирмам также предоставляются льготы при взимании местного налога на имущество. Правительства многих стран поддерживают малый бизнес с помощью специальных программ.
Опыт практически всех развитых стран показывает, что малый бизнес функционирует под патронажем крупного. Именно крупные корпорации определяют уровень эффективности экономики, темпы технологического прогресса. У малого же бизнеса своя существенная роль в экономике, но зависимая от уровня развития крупного [2, c. 25-32].
Мировой опыт свидетельствует, что малый бизнес, являясь существенным элементом рыночной экономики, во многом определяет темпы экономического роста, условия повышения эффективности производства, структуру и качество валового национального продукта, уровень занятости, социальную политику государства и тем самым влияет на усиление национальных конкурентных преимуществ.
Кроме того, он выступает в роли структурообразующего фактора экономики. Если крупные предприятия, составляющие стержень экономики, формируют ее «консервативную основу», то малые, разрабатывая научно-технические достижения, осваивая новые виды производств и рынков, способствуют внедрению и распространению новых технологий и товаров, вовлекая в активную деятельность неиспользованные ресурсы, функционируют в качестве «революционного» начала.
В современных условиях, характеризующихся ускорением научно-технического прогресса, широким ассортиментом производимых товаров и услуг, индивидуализацией и дифференциацией потреблени……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Анискин Ю.П. Организация и управление малым бизнесом: Учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2001.
2. Германович, Г. В. Критерии малого и среднего бизнеса: опыт зарубежных стран и предложения по их оценке в Республике Беларусь// Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. — 2003. — №12.
3. Маслов Д. В., Белокоровин Э. А. Малый бизнес. Стратегии совершенствования на основе управления качеством. — М.: ДМК Пресс, 2008. — 192 с.
4. Берсенева А. В. Роль малого бизнеса в развитии экономики/А. В. Берсенева//ЭКО. — 2000. — №8. — с.28-29
5. Балашевич М. И. Экономика малого бизнеса: Учебное пособие. — Мн.: БГЭУ, 2005. — с.50
6. Нестеренко, Ю. Н. Малый бизнес, тенденции и ориентиры развития в современной России/ Ю.Н. Нестеренко. — Москва: РГТУ, 2007.
7. Предпринимательство: учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Г.Б. Поляка, проф. В. А. Швандара. -4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити — ДАНА, 2008.-735с. — (Серия «Золотой фонд российских учебников»)
8. Бизнес-портал [Электронный ресурс]. — Режим доступа: . — Дата доступа: 11.11.13.
9. Германович, Г.В. Критерии малого и среднего бизнеса: опыт зарубежных стран и предложения по их оценке в Республике Беларусь//Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. — 2003. — №12.
10. Вербицкая, Е. Н. Предпринимательство и устойчивое развитие: Беларусь, Евросоюз, Польша. Монография/ Е. Н. Вербицкая; под научн. ред. В. Ф. Володько — Мн.: УП « Технопринт», 2004. -112с.
11. Идеи малого бизнеса: Кредитование малого бизнеса [Электронный ресурс]. — Режим доступа: . — Дата доступа: 11.11.13.
12. Лапуста, М. Г. Предпринимательство: Учебник. — М.: Инфра-м, 2009. — 608с.
13. Белстат [Электронный ресурс]. — Режим доступа: . — Дата доступа: 11.11.13.
14. Андрос И. Современное белорусское предпринимательство/ И. Андрос// Общество и экономика. — 2011. —№6. — с.13-28
15. Предпринимательство: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Коммерция (торговое дело)» / под ред. В. Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 687 с.
16. Ковалёв М. Условия для развития малого предпринимательства в Беларуси/ М. Ковалёв, Е. Ракова// Инновации. — 2011. — №1(2). — с 23-25
17. О поддержке малого и среднего предпринимательства: Закон Республики Беларусь, 1 июля 2010 г., N 148-З // Минский городской исполнительный комитет [Электронный ресурс]. — Режим доступа: . — Дата доступа: 11.11.13
18. О едином налоге с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и о некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности: Декрет Президента Республики Беларусь, 27.01.2003 г.// Белорусское законодательство [Электронный ресурс]. — Режим доступа: . — Дата доступа: 11.11.13
19. О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 17 ноября 1994 г. № 209: Указ Президента Республики Беларусь, 29 декабря 2006 г., № 755// Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: press35820.html#doc . — Дата доступа: 11.11.13
20. О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям: Указ Президента Республики Беларусь, 28 марта 2006 г., № 182 // Интернет-портал Беларусь сегодня [Электронный ресурс]. — Режим доступа: . — Дата доступа: 11.11.13
21. О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства: Указ Президента Республики Беларусь, 21 мая 2009 г., № 255// Официальный интернет-портал президента Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: press71852.html#doc . — Дата доступа: 11.11.13
22. Об утверждении Положения о содействии безработным в организации предпринимательской деятельности: постановление Совета министров Республике Беларусь, 7 марта 2008 г., № 342 // Правовая библиотека [Электронный ресурс]. — Режим доступа: . — Дата доступа: 11.11.13
23. Хмурович Л.B. Экономическое взаимодействие крупного и малого бизнеса в Республике Беларусь: современное состояние, проблемы и стимулирование развития/ Л.B. Хмурович, О.С. Гуцол// Белорусский экономический журнал. — 2011. — № 2. — с. 68-78
24. О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь: директива Президента Республики Беларусь, 31 декабря 2010 г., № 4// Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: main.aspx?guid=3871&p0=P01000004&p2={NRPA} . — Дата доступа: 11.11.13