Выдержка из текста работы
Рыночная экономика в Республике Беларусь набирает все большую силу. В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.
Финансовые результаты и прибыль — важнейшие характеристики экономической деятельности предприятия. Они определяют конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении. От уровня прибыли предприятия зависит и моральная обстановка в коллективе. Чем выше прибыль предприятия, тем больше у работников предприятия дополнительные выплаты и выше стимул к работе.
Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности.
По своей экономической природе прибыль выступает как часть стоимости прибавочного продукта, создаваемого для общества трудом работников материального производства. Источником образования прибавочного продукта является труд, но не просто труд, а прибавочный труд, который материализуется в конкретном товаре в результате соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов). [2, с.45]
Целью данной курсовой работы является анализ формирования и использования прибыли на предприятии, выявление и оценка путей ее повышения .
В соответствии с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
? ознакомиться с понятием прибыли как экономической категорией, ее формированием и использованием;
? ознакомиться с общей характеристикой предприятия, его основными технико-экономическими показателями;
? провести анализ структуры и динамики прибыли на предприятии;
? разработать мероприятия способствующие повышению прибыли на предприятии;
? рассчитать экономический эффект от внедрения предложенных мероприятий.
Объектом исследования в данной курсовой работе является ОАО «Сукно».
Предметом исследования является формирование и использование прибыли на предприятии, а также пути ее повышения.
При написании данной работы будут использованы: устав ОАО «Сукно», государственная статистическая отчетность (отчет о финансовых результатах, отчет по труду), конъюнктурный обзоры работы ОАО «Сукно», организационная структура, бизнес план и другие бухгалтерские отчеты и своды.
1 ПРИБЫЛЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ, ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
1.1 Доход и прибыль предприятия: сущность, функции
Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности.
По своей экономической природе прибыль выступает как часть стоимости прибавочного продукта, создаваемого для общества трудом работников материального производства. Источником образования прибавочного продукта является труд, но не просто труд, а прибавочный труд, который материализуется в конкретном товаре в результате соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов).
На стадии реализации выявляется стоимость товара, которая включает стоимость прошлого овеществленного труда и живого труда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость, которая состоит из двух частей. Первая представляет собой заработную плату работников, участвовавших в изготовлении и реализации продукции. Ее величина определяется рядом факторов, обусловленных необходимостью воспроизводства рабочей силы. В этом смысле для предприятия она представляет собой часть издержек на производство продукции. Вторая часть созданной стоимости отражает чистый доход, который образуется только в результате продажи произведенной продукции, что означает общественное признание ее полезности, а в условиях товарно-денежных отношений на уровне предприятия чистый доход принимает форму прибыли. [10, с.343]
В самом общем виде прибыль — это превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и реализацию этих товаров. Это один из наиболее важных показателей финансовых результатов производственной деятельности предприятия и предпринимателей.
Прибыль предприятия — это часть выручки от реализации продукции, которая остается после вычета из нее налогов, уплачиваемых из выручки, затрат на производство. [5, с.123]
В отличие от прибыли доход предприятия представляет собой вновь созданную стоимость — часть выручки, которая остается после вычета из нее материальных затрат на производство продукции. Причем при расчете дохода в состав материальных затрат включаются, помимо расходов на сырье, материалы, топливо, энергию, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, также амортизационные отчисления и прочие затраты, кроме заработной платы. Если из дохода предприятия вычесть заработную плату, то получится прибыль предприятия. [8, с.76]
Прибыль исчисляется как разность между выручкой от реализации продукта производственной деятельности и себестоимостью реализованной продукции (работ, услуг) по формуле:
П = ВР — С, (1.1)
где П — прибыль от продаж, ден.ед.;
С -себестоимость реализованной продукции (работ, услуг), ден.ед.;
ВР — выручка от продажи продукции (работ, услуг), ден.ед.
Из данной формулы следует, что любое изменение выручки или себестоимости влечет за собой адекватное изменение прибыли. Все аспекты снабженческой, производственной и сбытовой деятельности предприятия находят свое отражение в показателе прибыли: уровень использования материальных ресурсов, основных средств, трудовых ресурсов, объем реализации продукции, уровень цен. Прибыль является основным источником развития предприятия, расширения его производственной базы и источником финансирования социальной сферы. По прибыли определяется доля доходов учредителей и собственников, размеры дивидендов и других доходов. По прибыли кредиторы судят о возможностях предприятия по возврату заемных средств, инвесторы — о целесообразности инвестиций в предприятие, поставщики — о платежеспособности предприятия. Прибыль используется для расчета доходности активов предприятия, собственных и заемных средств, авансированного капитала и каждой акции. [6, с.130]
Таким образом, прибыль как экономическая категория выполняет следующие функции:
1.Показателя, характеризующего экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Наличие прибыли на предприятии означает, что его доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью;
2.Стимулирующую. Является основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов и отчислений, направляется на финансирование расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников;
3.Главного источника возрастания рыночной стоимости предприятия. Рост стоимости капитала обеспечивается путем капитализации части полученной предприятием прибыли. Чем выше сумма и уровень капитализации, тем в большей степени возрастает стоимость ее чистых активов, а соответственно и рыночная стоимость фирмы в целом, определяемая при ее продаже, слиянии, поглощении и т.д.;
4.Социальную, т.к. является основным источником формирования доходной части бюджетов всех уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими поступлениями используется для финансирования общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных программ. [12, 288 с.]
1.2 Формирование прибыли. Распределение чистой прибыли на предприятии
Рассматривая прибыль как экономическую категорию, мы говорим о ней абстрактно. Но при планировании и оценке производственно-хозяйственной деятельности предприятия, распределении прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, используются конкретные виды прибыли. [3, с.214]
Механизм формирования прибыли (рисунок 1.1) содержится в «Отчете о прибылях и убытках».
Рисунок 1.1 Механизм формирования показателей прибыли
Примечание — Источник: собственная разработка
Различают: валовую (балансовую) прибыль; налогооблагаемую (расчетную) прибыль; чистую прибыль, остающуюся после уплаты налогов и отчислений; бухгалтерскую, рассчитываемую как разницу между ценой (доходами от продажи) и бухгалтерскими издержками, и экономическую прибыль, которая учитывает временные, альтернативные издержки. [7, 142 с.].
Валовая (балансовая) прибыль (Пб) — общая, суммарная прибыль предприятия, полученная за определенный период от всех видов производственной и непроизводственной деятельности предприятия, зафиксированных в его бухгалтерском балансе. Она включает:
Пб = Пр + Пп.р ± Пв(Ув), (1.2)
где Пр — прибыль от реализации продукции, ден.ед.;
Пп.р — прибыль от прочей реализации продукции, ден.ед.;
Пв (Ув) — прибыль (убыток) от внереализационной деятельности, ден.ед.
Прибыль от реализации продукции является основной сост……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Богатко А.Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта. -М.: Финансы и статистика, 2004.-208с.
2.Крум Э.В. Введение в специальность : учеб. пособие. — Минск : Зорны Верасок, 2010. — 192 с.
3.Суша Г.З. Экономика предприятия: Минск: Новое знание, 2004. — 384с.
4.Заяц Н.Е. Финансы предприятий: учеб. пособие для студентов. 2-е издание. Мн. 2006.
5.Ткачук М.И., Киреев Е.Ф. Основы финансового менеджмента: учебный комплекс. — Минск : Интерпрессервис, 2006.
6.Игнатущенко В.В. Оценка качества прибыли. Деловой партнер. — М — 2008.
7. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 5-е изд.,перераб. и доп — М.: ИНФРА — М, 2009.
8.Ковалев, А.И. др. Экономика предприятия в вопросах и ответах: Учеб. пособие. — М.: ООО фирма «Благовест-В», 2005. — 240 с.
9.Экономика предприятия: Учеб. пособие/ под общ. ред. Л.Н.Нехорошевой. — 3-е изд. — Мн.: Выш. шк, 2005.
10.Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2001.- 416с.
11.Пирожкова Н. Проблемы ценообразования и учет затрат // Бух. учет. — 2007. — №1. — с.12-16.
12.Бабук, И.М. Экономика предприятия: Учеб. Пособие для студентов технических специальностей. — Мн.: ИВЦ Минфина, 2008. — 327 с.
13.Финансы предприятий: Учебник/ Под ред. проф. Н.В.Колчиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003.- 413 с.
14.Экономико-статистический анализ: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. проф. С.Д.Ильенковой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 215 с.