Содержание
Содержание
Введение
Глава 1. Сущность и виды денег
1.1 Природа и сущность денег
1.2 Виды денег
Глава 2. Особенности денежного обращения государства.
2.1. Содержание, назначение и особенности функционирования денег в качестве средства платежа.
2.2. Теории денег.
2.3. Денежная эмиссия в системе экономического регулирования.
2.4 Особенности денежного оборота при разных моделях экономики.
Заключение
Список литературы
Выдержка из текста работы
Денежная политика занимает важное место в жизни общества. Денежная политика является частью монетарной политики, куда помимо нее входят валютная и кредитная политика. Среди этих видов политики важнейшее положение занимает кредитная политика, содержание которой составляет регулирования условий кредитования экономики для достижения ее сбалансированного развития. Денежная политика нацелена лишь на обеспечение экономического оборота достаточной и необходимой денежной массой. Однако ввиду приоритетного значения кредитной политики и того, что ее функционирование осуществляется в одном направлении с денежной политикой, нельзя было выбросить из поля зрения кредитную политику, поэтому в работе рассматривается регулирование экономики, осуществляемое посредством совокупности мер кредитной и денежной политики.
По сути можно сказать, что денежная политика выглядит «плаванием против ветра». Её основное назначение состоит в стимулировании деловой активности в условиях деловой активности и угнетении её при перегреве экономической конъюнктуры. Денежная политика призвана обеспечивать экономический рост в экономике.
Главная задача монетарной политики — создать такие условия для деятельности, чтобы частные лица, предприниматели, общественные и государственные органы при свободе выбора производили действия, совпадающие с целями экономической политики. Это осуществляется посредством регулирования процентной ставки, минимальных резервов и др. инструментов, значение и смысл которых будет рассмотрено в нашей работе. Отсюда видно, что такой вид регулирования особенно важно для экономической политики государства, т. к. она имеет возможность регулировать деловую активность в экономике.
Денежная политика, по сути, изменяя денежное предложение в стране, воздействует на совокупный спрос в стране. Следовательно, важно проследить механизм воздействия денежной политики на выпуск продукта в стране.
Однако для стран с переходной экономикой (к каким принадлежит наша страна) регулирование экономики посредством денежной политикой приобретает особый смысл. Такая политика формирует необходимые условия и предпосылки для реализации стратегической цели всякой переходной экономики — воспроизводственной структуры, адекватно формируемой общественной модели.
В Республике Беларусь целевой установкой современной экономической политики должен быть процесс формирования социально ориентированной рыночной экономики. В связи с этим должно использоваться не только оптимальное сочетание либеральных и дирижистких методов в денежной политике, но и разумная работа денежной политики с фискальной, налоговой и т. д. Кроме того, задача современной денежной политики способствовать экономическому росту в стране.
1. Теоретические основы денежной политики
1.1 Понятие денежного рынка и показатели денежного обращения
Денежный рынок является частью финансового рынка и отражает спрос и предложение денег, а также формирование равновесной цены.
Денежная масса представляет собой сумму платежных средств в экономике страны, совокупный объем наличных денег и денег безналичного оборота. Денежная масса характеризует покупательные, платежные и накопительные средства, обслуживающие экономические связи страны и принадлежащие физическим и юридическим лицам, а также государству в целом.
Регулирование денежной массы в стране является задачей центральных банков и осуществляется путем денежной эмиссии, проведения операций на открытом рынке, регулирования нормы обязательных резервов коммерческих банков и определения размера ставки рефинансирования.
Для оценки и анализа изменений объема денежной массы используется система показателей или денежные агрегаты. Агрегаты ранжируются по мере уменьшения ликвидности включенных в них разновидностей денежных средств. Степень ликвидности определяется тем, насколько быстро данное денежное средство можно использовать для покупки товаров и услуг.
В Республике Беларусь используются следующие пять агрегатов:
агрегат М0 включает наличные деньги в обращении, а также остатки наличных денег в кассах предприятий и организаций. Агрегат М0 обслуживает наличный денежный оборот;
агрегат М1 состоит из агрегата М0, а также средств на расчетных счетах юридических лиц, депозитов до востребования населения в коммерческих банках. Агрегат М1 обслуживает операции по реализации ВВП, по распределению и перераспределению национального дохода, накоплению и потреблению. Агрегат М1 называют «денежная масса в узком смысле»;
агрегат М2 содержит агрегат М1, а также срочные депозиты населения в коммерческих банках и краткосрочные государственные ценные бумаги;
агрегат М3 содержит агрегат М2, а также депозитные сертификаты и ценные бумаги, обращающиеся на денежном рынке. Агрегаты М2 и М3 называют «широкими деньгами». Это высоколиквидные финансовые активы, которые не функционируют непосредственно в качестве средства обращения, но могут легко без риска финансовых потерь, переводиться в наличность или счета;
агрегат М4 состоит из М3 и активов, выраженных в иностранной валюте.
Для оценки динамики денежной массы используют различные экономические показатели. Изменение объема денежной массы может быть связано как с абсолютным ее увеличением вследствие эмиссии, так и с ускорением денежного оборота.
На денежную массу влияют два фактора: количество денег и скорость их оборота.
При функционировании золотых денег их количество поддерживалось на необходимом уровне стихийно, поскольку регулятором выступала функция сокровища. Эта функция устанавливала сравнительно правильное соотношение между денежной массой и товарами, необходимыми для обращения. Количество денег, необходимое для выполнения функций денег как средства обращения, зависит от трех факторов:
количества проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая);
уровня цен товаров и тарифов (связь прямая);
скорости обращения денег (связь обратная).
Все факторы определяются условиями производства. Чем более развито общественное разделение труда, тем выше объем продаваемых товаров и услуг на рынке. Чем выше уровень производительности труда, тем ниже стоимость товаров и услуг, а, следовательно, и цены. Формула, отражающая такую взаимосвязь, следующая:
Кд = СЦТ / Со,
где Кд — количество денег для выполнения функции средства обращения;
СЦТ — сумма цен товаров и услуг, находящихся в обращении;
Со — среднее число оборотов одноименных денежных единиц (скорость обращения денег).
С появлением функции денег как средства платежа общее количество денег должно уменьшиться. Зависимость между количеством денег, их структурой, скоростью оборота денежной массы, уровнем цен и реальным объемом производства определяет закон денежного обращения. Данный закон играет исключительно важную роль в понимании динамики денежной массы и воздействии на соответствующие экономические механизмы регулирования объема.
В общем виде, закон, определяющий количество денег в обращении, может быть выражен следующей формулой:
Кд = (СЦТ — К + О — ВП) / Со,
Где:
Кд — количество денег, необходимое для обращения;
СЦТ — сумма цен товаров и услуг, находящихся в обращении (количество товаров, умноженное на уровень цен);
К — сумма цен товаров, проданных в кредит, по которым еще не наступил срок оплаты;
О — сумма платежей по наступившим долговым обязательствам;
ВП — сумма взаимопогашаемых платежей;
Со — скорость оборота денег.
Рассмотрим более подробно некоторые факторы, определяющие необходимое количество денег в обращении.
Во-первых, сумма цен реализуемых товаров и услуг (СЦТ). Если количество проданных в стране товаров и услуг увеличивается, например, вдвое, то при прочих равных условиях потребуется вдвое больше денег, чем прежде. Количество обращающихся товаров и предоставляемых услуг оказывает прямое влияние на количество денег в обращении. Если цены всех товаров повысятся вдвое, то для обслуживания товарооборота потребуется вдвое большее количество денег. При этом физический объем товарооборота (количество проданных товаров в натуральных единица — тоннах, метрах и т.д.) может и не измениться. Уровень товарных цен оказывает прямое воздействие на количество денег в обращении.
Во-вторых, сумма цен товаров и услуг, проданных в кредит (К). Степень развития кредита оказывает обратное влияние на количество денег, находящихся в обращении: чем шире развит кредит, тем меньшее количество денег требуется для обращения.
В-третьих, сумма наступивших платежей (О) отражает количество денег, необходимых для оплаты долгов: чем больше существует отсроченных платежей, тем большее количество денег необходимо для их осуществления.
В-четвертых, сумма взаимно погашающихся платежей (ВП) отражает степень развития безналичных расчетов. Она оказывает обратное влияние на количество денег в обращении: чем больше долговых обязательств погашается путем безналичных расчетов, тем меньше денег требуется для обращения.
В-пятых, скорость оборота денег (Со) измеряемая числом оборотов денежной единицы за определенный период времени, оказывает обратное влияние на количество денег в обращении. Скорость обращения денег определяется числом оборотов денежной единицы за период, так как одни и те же деньги в течение определенного периода постоянно переходят из рук в руки, обслуживая продажу товаров и услуг. Для расчета этого показателя используются следующие косвенные методы:
скорость движения денег в кругообороте стоимости общественного продукта или кругообороте доходов определяется как отношение валового национального продукта (или национального дохода) к денежной массе (агрегаты М1 или М2). Этот показатель свидетельствует о связи между денежным обращением и процессами экономического развития;
оборачиваемость денег в платежном обороте определяется отношением суммы денег на банковских счетах к среднегодовой величине денежной массы в обращении. Этот показатель свидетельствует о скорости безналичных расчетов.
На скорость обращения денег влияют:
общеэкономические факторы, т.е. циклическое развитие производства, темпы его роста, движение цен;
денежные (монетарные) факторы, т.е. структура платежного оборота (соотношение наличных и безналичных денег), развитие кредитных операций и взаимных расчетов, уровень процентных ставок за кредит на денежном рынке, использование электронных денег в расчетах.
Специальные факторы, в том числе периодичность выплаты доходов, равномерность расходования населением своих средств, уровень сбережения и накопления.
Денежная эмиссия, не нарушающая пропорцию соотношения товарной и денежной массы в экономической системе и не приводящая к негативным последствиям, называется «выпуск денег в обращение». Выпуск денег в обращение постоянно осуществляется банковской системой на основании выполнения заявок своих клиентов — юридических и физических лиц.
Наиболее разрушительное влияние на состояние денежного обращения оказывает кредитная эмиссия. Основной негативный момент кредитной эмиссии заключается в функционировании денежного мультипликатора (иногда его называют кредитным, депозитным или банковским).
Денежный мультипликатор представляет собой коэффициент, показывающий пропорции роста или сокращения денежной массы в зависимости от кредитно-депозитной активности банковской системы, с учетом резервных требований, выставляемых центральным банком к кредитной системе.
Действие денежного мультипликатора при уровне резервных требований центрального банка 20% от привлеченной депозитной массы показано на Рис.1.
Коммерческий банк А привлекает для своих операций кредит из центрального банка. Это может быть сделано в форме рефинансового, ломбардного, централизованного кредитования или в ином виде. Цель и вид данного кредита в данном случае не имеет значения, так как не меняется схема функционирования мультипликатора. Полученные денежные ресурсы данный банк размещает на рынке, т.е. проводит кредитование клиента (в данном случае клиента 1).
Получив данную сумму (100 д.е. по условию схемы) клиент 1 проводит расчеты со своим партнером по бизнесу. Таким образом, из банка А деньги уходят на счет клиента 2 в коммерческом банке Б (иного просто не может быть, так как субъекты бизнеса обязаны хранить все свои денежные средства в банке). Расчетный счет клиента 2 в банке Б представляет собой своеобразный депозит до востребования. При этом клиент 2 может разместить временно свободные денежные средства на обычном срочном депозитном счете. В любом случае, исходя из требований центрального банка, коммерческий банк Б обязан часть средств, размещенных у него на депозитных счетах, зарезервировать на специальных счетах в центральном банке (в данном примере норма резервирования 20%). Поэтому из полученной суммы 100 д.е. банк Б может использовать в качестве ресурса для кредитования только 80 д.е. Что он и делает, кредитуя клиента 3.
В этот момент денежная масса увеличивается, так как одновременно средства есть и у клиента 2 (на расчетном или депозитном счете в банке Б), следовательно, он представляет платежеспособный спрос на товарном рынке, но и клиент 3 получает деньги на свой расчетный счет (в банк Б) для проведения расчетов со своими контрагентами по бизнесу (клиент 4). И механизм мультипликатора продолжает действовать.
Теперь уже клиент 4 размещает на своем расчетном счете в банке В сумму 80 д.е., а тот в свою очередь производит резервные отчисления (16 д.е.) и получает свободный денежный ресурс для проведения кредитования (64 д.е.). Осуществив кредитование клиента 5, данный банк объективно увеличивает денежную массу до 244 д.е. Это происходит потому, что у клиентов 2 и 4 денежные средства все еще есть на расчетных (или депозитных) счетах в банках Б и В, одновременно они появляются у клиента 6 в банке Г, с которым произвел расчет клиент 5.
Подобную схему можно продолжать достаточно долго. Теоретически денежный мультипликатор равен величине обратной ставке обязательных резервов, устанавливаемых для банков центральным банком. На практике его величина рассчитывается как отношение денежного агрегата М2 к денежной базе. Денежная база является самостоятельным компонентом денежной массы, который включает денежный агрегат М1, денежные средства в кассах банков, обязательные резервы в центральном банке и средства коммерческих банков на корреспондентских счетах в центральном банке.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что политика кредитования центральным банком национальной экономики должна быть сбалансированной. Излишнее кредитование может привести к серьезным инфляционным процессам, переполнению каналов денежного обращения.
1.2 Совокупный спрос на деньги
Введем понятие спроса на деньги (MD).
Он складывается из:
Спроса на деньги как средство обращения.
Спроса на деньги как средство сохранения стоимости.
Общий спрос на деньги зависит от уровня номинального объема ВНП и процентной ставки.
Существует несколько моделей спроса на деньги:
1) Спрос на деньги и количественная теория
В количественной теории функция спроса на деньги выводится из уравнения обмена МV = РУ, где M -количество денег в обращении, V-скорость обращения денег, P-абсолютный уровень цен, Y- реальный объем производства, и определяется как (М/Р) = L(Y), где L(У) означает спрос на ликвидный товар — деньги и зависит от дохода. Если обозначить Dm как спрос на деньги, то мы получим: Dm = (P*Y)/V.
Отсюда мы видим, что спрос на деньги зависит от уровня цен, от уровня реального объема производства и от скорости обращения денег.
2) Спрос на деньги в кейсианской модели.
Известно, что спрос на реальные денежные остатки прямо пропорционален доходу. Спрос на денежном рынке фактически это спрос на капитал в денежной форме. Для Дж. Кейнса было характерно рассматривать деньги как один из видов богатства.
В классической работе «Общая теория занятости, процента и денег» Дж. Кейнс предложил теорию предпочтения ликвидности. Непосредственно спросу на деньги посвящена вторая часть теории ликвидности. Под ликвидностью любого актива понимается лёгкость, с которым он обращается в принятое в экономике средство обращения, а т. к. средством обращения в экономике являются деньги, то они— наиболее ликвидный из всех доступных активов. Поэтому деньги предпочтительнее других активов. Три причины побуждают людей хранить богатство в форме денег:
Транзакционный мотив, т.е. деньги хранятся как средство платежа;
Спекулятивный мотив — это мотив хранения денег, возникающий из желания избежать потерь капитала, вызываемых хранением активов в форме облигаций в периоды ожидания повышения ссудного процента.
Мотив предосторожности — обеспечение возможности в будущем распоряжаться частью своих ресурсов в форме наличных денег
Спрос на деньги определяют множество факторов, но один из наиболее важных — процентная ставка, которая представляет собой альтернативные издержки хранения денег. Увеличение процентной ставки ведет к повышению издержек «простоя» наличных денег и уменьшению спроса на них. Кривая спроса на деньги имеет отрицательный наклон, причем наклон будет возрастать по мере уменьшения ставки процента при заданном уровне дохода. При увеличении дохода кривая спроса на деньги сдвинется вправо-вверх, а при уменьшении — соответственно влево-вниз.
Функция спроса на деньги предстает в виде:
(M/P)d = L (r,Y),
где r — ставка процента, Y- доход.
Спрос на деньги как средство обращения определяется уровнем денежного или номинального ВНП (прямо пропорционально). Чем больше доход в обществе, чем больше совершается сделок, чем выше уровень цен, тем больше потребуется денег для совершения экономических сделок в рамках национальной экономики, он не зависит от ставки процента.
Спрос на деньги как средство сохранения стоимости зависит от величины номинальной ставки процента (обратно пропорционально), т. е. при достаточно высокой ставке процента человек, владеющий деньгами теряет выгоду, которую он мог бы получить, если бы это были другие активы (облигации, к примеру). И соответственно распределение финансовых активов, например, на наличные деньги и облигации, зависит от величины ставки процента: чем она выше, тем ниже курс ценных бумаг и выше спрос на них, тем ниже спрос на наличные деньги (ниже спекулятивный спрос), и наоборот.
Общий спрос на деньги зависит от номинальной ставки процента и объема номинального ВНП.
В целом денежный рынок может иметь следующее графическое отображение:
Точка Е, находящаяся на пересечении кривых спроса и предложения денег, является равновесной ставкой процента. Равновесие на денежном рынке является подвижным, т.е. оно постоянно меняется под воздействием ряда факторов.
К примеру, если предложения денег увеличится, то возникнет их кратковременный избыток. Люди будут стремиться покупать другие финансовые активы. Цены на них увеличатся. Процентная ставка падает. Поскольку ликвидность становится менее дорогой, население и фирмы постепенно увеличивают количество наличности и чековых вкладов, которые они готовы держать на руках, и появляется другая точка равновесия при большем предложении денег и меньшем проценте.
В случае повышения спроса на деньги и неизменном предложении кривая спроса на деньги сдвинется вправо вверх и процентная ставка повысится. При уменьшении спроса будут происходить обратные явления.
Пусть спрос на деньги возрос вследствие роста номинального ВНП, т.е. население и фирмы предпочитают держать свои активы в денежной форме. Следовательно, процентная ставка повышается и устанавливается новая точка равновесия при более низкой, чем первоначальная, ставке процента.
1.3 Коэффициент монетизации
Рассмотрим другой важный компонент, на котором строится денежная политика государства. В отличие от формулы Фишера, здесь внимание обращено в большей степени на функцию накопления денег экономических агентов. Деньги, имеющиеся в хозяйстве, разделены на потребляемую и накопляемую части. Кассовые остатки представляют собой фонд денег, предназначенных для инвестиций, а также остаток постепенно убывающего фонда потребления.
Кембриджское уравнение имеет следующий вид:
М = kPQ,
где k — часть индексированного валового продукта, сохраняются в ликвидной форме, М —денежная масса, Р- уровень цен. Показатели У и Q тождественны. Их называют еще коэффициентом ликвидности, или степенью монетизации ВВП. По сути дела этот показатель является как бы превращенной формой скорости обращения, он как бы показывает степень насыщенности экономики деньгами.
Низкий уровень монетизации ВВП сужает налоговую базу, способствует выведению из-под налогообложения значительной части сделок, расширяет «безденежный кредит», ведет к неравновесию между денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политикой.
1.4 Механизм воздействия денежной политики на ВВП
Рассмотрим действие денежной политике в случае роста денежного предложения.
Кейнсианский подход.
На рынке товаров важную роль будут играть инвестиции, которые зависят от ставки процента. Желательный, уровень инвестиций будет тем ниже, чем выше ставка процента.
Совокупный спрос включает потребление, инвестиции и правительственный спрос на товары и услуги.
Отсюда видно, что увеличение ставки процента вызывает сокращение совокупного спроса при данном уровне дохода. По мере изменения ставки процента происходит изменение и уровня равновесного дохода.
При более низкой ставки процента совокупный спрос будет более высоким для каждого уровня дохода, потому что инвестиционные расходы будут выше.
Более высокий уровень ставки процента вызывает уменьшение инвестиционных расходов и последующее сокращение совокупного спроса, а затем и равновесного уровня дохода.
Рынки активов — это такие рынки, на которых продаются и покупаются деньги, облигации, акции, земля и недвижимость. Условно поделим все имеющиеся активы на две группы: деньги и активы, приносящие процент.
Следует выделить различие между реальным и номинальным спросом. Номинальный спрос на деньги является спросом индивида на данное количество денежных единиц, и аналогично номинальный спрос на облигации — это спрос на их определенную денежную стоимость. Реальный спрос на деньги — это спрос, выраженный в количестве единиц товаров, которое за эти деньги можно купить: он равен номинальному спросу на деньги, деленному на уровень цен.
Введем понятие реальных и номинальных балансов.
Реальные балансы (остатки) представляют собой количество номинальных денег, деленное на уровень цен, и реальный спрос на деньги называется спросом на реальные балансы. Бюджетное ограничение благосостояния на рынке активов гласит, что спрос на реальные балансы, который мы обозначаем как L, и спрос на облигации в реальном выражении, который мы обозначаем как DB, должны в сумме быть равны реальному финансовому благосостоянию индивида. Реальное финансовое благосостояние равно номинальному благосостоянию WN, деленному на уровень цен Р.
Спрос на деньги представляет собой спрос на реальные балансы, потому что люди держат деньги для того, чтобы осуществлять покупки. Чем выше уровень цен, тем больше номинальные остатки, которые человек должен держать для приобретения данного количества товаров.
Спрос на реальные балансы зависит от уровня реальных доходов и уровня ставки процента.
Спрос на деньги зависит также от издержек хранения наличных денег (т. е. процента, от которого приходится отказаться в случае владения деньгами).
L = kY — hi, kh > 0. (10)
Параметры k и i отражают чувствительность спроса на реальные балансы к уровню дохода и ставке процента соответственно.
Функция спроса на реальные баланса зависит от ставки процента. Чем выше ставка процента, тем ниже количество реальных остатков, необходимых при данном уровне дохода. Увеличение дохода ведет к повышению спроса на деньги. Это показано сдвигом графика спроса на деньги вправо.
Следует также отметить, при каждом уровне дохода равновесная величина ставки процента должна быть ниже, чтобы стимулировать людей владеть большим количеством реальных денег. Напротив, при каждом уровне ставки процента уровень дохода должен быть выше для того, чтобы повысить трансакционный спрос на деньги и, следовательно, уравновесить более высокий уровень реального предложения денег.
В краткосрочном периоде при данном уровне цен на факторы производства рост предложения денег понижает ставку процента и увеличивает тем самым уровень дохода.
Денежно-кредитная политика, направленная на расширение денежного предложения, называется экспансионистской (расширительной). Такая политика в краткосрочном периоде приводит к понижению учетной ставки; увеличению объема производства; росту уровня цен.
Денежно-кредитная политика, направленная на уменьшение денежной массы в обращении, приводит соответственно к противоположному результату: ставка процента повышается; объем производства снижается; уровень цен падает.
Однократное необратимое изменение количества денег в обращении вызывает в долгосрочном периоде лишь пропорциональное изменение уровня цен, не оказывая воздействия на реальный объем производства, реальные плановые инвестиции и процентную ставку.
Монетаристкий подход
Теперь рассмотрим подход монетаристов к определению влияния денежной политики на национальное производство.
Монетаристский подход предполагает прямую связь между денежным предложением и объемом национального производства. Функция контроля за денежным предложением возложена на ЦБ. Следовательно ЦБ может контролировать темпы роста ВНП, темпы инфляции в стране.
Количество денег в обращении рассматриваются через количество товаров и услуг, которые можно приобрести на эти деньги, т.е. через их покупательную способность, зависящую от уровня цен.
Количество товаров и услуг обозначим через M/Р, где М — масса денег в обращении, Р — средний уровень цен. Это выражение назовем реальными денежными остатками.
Будем рассматривать ВНП (У) как общий доход, а V будет скоростью обращения денег по отношению к доходу и покажет среднегодовое количество владельцев, в состав дохода которых вошла одна и та же денежная единица. Будем считать V постоянной и обозначим ее через коэффициент 1/k.
Получим М/Р = kУ ( предложение запасов реальных денежных средств пропорционально доходу).
Если считать, что спрос на реальные денежные остатки (М/P)d и их предложения (М/Р), тогда (М / Р)d = kУ, соответственно получим, что спрос на запасы реальных денежных средств также пропорционален доходу. Отсюда видно, что рост общего дохода в рамках национальной экономики приводит к росту спроса на реальные денежные остатки, т.е. стимулирует хранение богатства в виде денег.
2. Денежная политика государства
2.1 Цели и объекты денежной политики
Денежная политика государства традиционно рассматривается как важнейшее средство государственного регулирования экономики.
Монетаристская политика предполагает развитую рыночную экономику, эффективные институциональную и юридическую инфраструктуры, укоренившуюся предпринимательскую психологию, т. е. массовое логичное с хозяйственной и юридической точки зрения поведение экономических субъектов, высокую степень зависимости юридических и физических лиц от кредита, низкие и прогнозируемые показатели инфляции или полное ее отсутствие.
Мероприятия денежной политики осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры.
Важнейшая цель кредитно-денежной политики — обеспечение стабильности цен, эффективной занятости и росте реального объёма ВВП. Денежная политика ориентируется на более мелкие, конкретные цели для реализации данной, глобальной. Фиксация денег, находящихся в обращении, определение уровня обязательных резервов, и т. д.
В большинстве стран имеется официальное учреждение, которое наделено функцией контроля за денежной массой, находящейся в экономике, и кредитом. Кроме того, т. к. внутренний денежный рынок связан с внешним, то Центральный Банк (далее — ЦБ) проводит политику стерилизации, т.е. увеличивает или уменьшает денежную массу посредством операций с валютой.
Между ЦБ и Министерством финансов (казначейством) складывается разделение обязанностей, его конкретные формы в разных странах отличаются друг от друга, чаще всего ЦБ является независимым государственным учреждением, отвечающим за стабильность денежного обращения. Министерство финансов сосредотачивается на сборе налогов и распределении бюджетных средств, проводит первичное размещение государственных ценных бумаг.
ЦБ публикует обычно сводный баланс по следующей схеме:
Активы (размещение средств) |
Пассивы (привлечение средств) |
|
1. Валютные ценности (золото, инвалюта) |
1. Выпуск банкнот |
|
2. Ссуды (кредиты) |
2. Вклады: казначейства, коммерческих банков, иностранные депозиты |
|
3. Покупка ценных бумаг правительства (облигаций), казначейских билетов) |
3. Другие пассивы |
|
4. Чеки на инкассацию |
||
5. Хранение ценных бумаг |
||
6. Банковские помещения и прочие активы |
ЦБ предоставляет коммерческим банкам кредиты рефинансирования, кроме них существуют так называемые ломбардные кредиты Центробанка, которые предоставляются под залог ценных бумаг. Тема взаимоотношений центрального банка и министерств-финансов довольно деликатна. Во многих странах ЦБ является реально независимым от правительства учреждением (ФРС в США, Бундесбанк в Германии). Банк Англии: традиционно находится в ведении казначейства, но в мае 1991г. он получил право самостоятельно устанавливать учетную ставку.
ЦБ и министерство финансов совместно занимаются исполнением государственного бюджета.
В Республики Беларусь ЦБ, как мы знаем, представляет на рассмотрение правительства проект своей деятельности на предстоящий год и в мае — годовой отчет.
Министры финансов и экономики (или их заместители) участвуют в заседаниях Совета директоров Банка с правом совещательного голоса. Банк Республики Беларусь консультирует министерство финансов по вопросам выпуска государственных ценных бумаг и по гашения государственного долга с учетом воздействия этих акций на состояние банковской системы и приоритетов кредитно — денежной политики. Банк Республики Беларусь не должен предоставлять кредиты правительству для погашения бюджетного дефицита или купать государственные ценные бумаги при их первичном размещении (кроме случаев, специально оговоренных в законе о федеральном бюджете).
В Банке Республики Беларусь хранятся средства государственного бюджета и внебюджетных фондов. Банк проводит операции с этими средствами, не взимая комиссионных сборов.
Также следует отметить, что когда-то проведенная централизация эмиссии не могла не усилить государственного или полугосударственного характера ЦБ. Следует отметить, что ЦБ не может не подчиняться соответствующим директивам правительства, однако правительство высоко ценит его мнение и прислушивается к его советам.
Объектами денежной политики выступают спрос и предложение на денежном рынке. Центральный банк в основном формирует предложение денег высокой эффективности, т.е. наличности, обращающейся в экономике в совокупности с объёмом резервов, хранимых банками в центральном банке.
Деньги высокой эффективности — только один из агрегатов, измеряющий денежные остатки населения. Имеются более широкие агрегаты М1, М2, М3.
2.2 Инструменты денежно-кредитной политики
Инструменты денежно-кредитной политики включают:
а) лимиты кредитования; прямое регулирование ставки процента;
б) изменение нормы обязательных резервов;
в) изменение учетной ставки (ставки рефинансирования);
г) операции на открытом рынке.
Существует различие между инструментами прямого (а) и косвенного (б, в, г) регулирования. Эффективность использования косвенных инструментов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.
Конечные цели реализуются денежно-кредитной политикой как одним из направлений экономической политики в целом, наряду с фискальной, валютной, внешнеторговой, структурной и другими видами политики. Промежуточные цели непосредственно относятся к деятельности Центрального (Национального) банка и осуществляются в рыночной экономике с помощью в основном косвенных инструментов.
Рассмотрим инструменты косвенного регулирования денежной системы.
Обязательные резервы — это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке (формы хранения могут различаться по странам). Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются по величине в зависимости от видов вкладов (например, по срочным они ниже, чем по вкладам до востребования). В современных условиях обязательные резервы выполняют не столько функцию страхования вкладов (эту функцию выполняют специализированные финансовые институты, которым банки отчисляют определенный процент от вкладов), сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций Центрального банка, а также для межбанковских расчетов.
Требования минимальных резервов используются практически во всех промышленно развитых странах, за исключением Великобритании, Канады и Люксембурга.
Депозиты — это денежные средства или ценные бумаги, отданные на хранение в банки на заранее определенных условиях
Рассмотрим вышесказанное на примере Германии. Законом о Немецком федеральном банке 1957 г Бундесбанк было разрешено устанавливать нормы обязательных резервов по текущим обязательствам не выше 30%, по срочным депозитам — до 20% и по сберегательным вкладам — до 10%.В этих пределах Банк может варьировать нормы обязательных резервов: уменьшение ресурсов банка, в то время как понижение, наоборот, способствует стимулированию деловой активности в стране. При нарушении норм обязательных резервов Бундесбанк применяет санкции в виде штрафа — взимает процент, который на 3% превышает ломбардную ставку. Немецкий федеральный банк систематически уточняет величину фактически депонированных на его счетах минимальных резервов кредитных институтов: она определяется как средняя величина поддерживаемого данным банком уровня обязательных резервов в течение месяца в Бундесбанке.
В некоторых странах установление норм обязательных резервов происходит на основе переговоров между центральным банком и коммерческими банками страны (например, в Нидерландах)
В разных странах Запада наблюдаются существенные различия в механизме расчета резервных ставок, а также в критериях, по которым они дифференцируются. Основной статьей при расчете минимальных резервов служит величина вкладов небанковских учреждений (промышленных, торговых предприятий) по пассивной стороне баланса.
Существует значительные различия между нормами по минимальным резервам в разных странах, которые объясняются степенью применимости данной политики в той или иной стране.
Великобритания — 0,45%,
США — 12% по вкладам до востребования, 3% прочие,
Франция — 5,5% по вкладам до востребования, 3% прочие,
ФРГ — от 4,15 до 12,1%,
Швейцария — 2,5%,
Япония — от 2,5 до 0,125%.
В ряде стран банки стремятся к уклонению от платежей по поддержанию обязательных резервов, что влечет за собой появление новым законодательных поправок для этих инструментов денежно-кредитной политики. Например, в США неоднократно вносились поправки в действующий порядок о минимальных резервах, в частности, в 1980 г. приняты поправки к акту о денежном контроле, которые устранили стремление банков к выходу из ФРС (В 70-х годах коммерческие банки начали выходить из ФРС в связи с тем, что тогда предписания по минимальным резервам распространялись только на банки — члены этой группы)
Инструмент обязательных (минимальных) резервов используется также центральными банками для обеспечения конкурентоспособности своих коммерческих банков.
Банки могут хранить и избыточные резервы — некоторые суммы сверх обязательных резервов, например, для непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Однако это лишает банки суммы дохода, который они могли бы получить, пуская эти деньга в оборот. Поэтому с ростом процентной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается.
Чем выше устанавливает Центральный банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов (rr) уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, Центральный банк оказывает воздействие на динамику денежного предложения.
На практике нормы обязательных резервов пересматриваются довольно редко, поскольку сама процедура носит громоздкий характер, а сила воздействия этого инструмента через мультипликатор значительна.
Другим инструментом денежно-кредитного регулирования является изменение учетной ставки (или ставки рефинансирования), по которой Центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам. Если учетная ставка повышается, то объем заимствований у Центрального банка сокращается, а следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по предоставлению ссуд. К тому же, получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по ссудам. Волна кредитного сжатия и удорожания денег прокатывается по всей системе. Предложение денег в экономике снижается. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении.
Учетная ставка обычно бывает ниже ставки межбанковского рынка. Но получение кредита у Центрального банка может быть сопряжено с определенными административными ограничениями. Часто Центральный банк выступает как последний кредитор для коммерческих банков, испытывающих серьезные затруднения. Однако к «учетному окну» Центрального банка допускаются не все банки: характер финансовых операций заемщика или причины обращения за помощью могут оказаться неприемлемыми, с точки зрения Центрального банка.
Краткосрочные ссуды обычно предоставляются для пополнения резервов коммерческих банков. Среднесрочные и долгосрочные ссуды Центрального банка выдаются для особых нужд (сезонные потребности) или для выхода из тяжелого финансового положения.
В отличие от межбанковского кредита ссуды Центрального банка, попадая на резервные счета коммерческих банков, увеличивают суммарные резервы банковской системы, расширяют денежную базу и образуют основу мультипликативного изменения предложения денег. Следует заметить, однако, что объем кредитов, получаемых коммерческими банками у Центрального банка, составляет обычно, лишь незначительную долю привлекаемых ими средств. Изменение учетной ставки Центральным банком стоит рассматривать скорее как индикатор политики Центрального банка. Во многих развитых странах существует четкая связь между учетным процентом Центрального банка и ставками частных банков. Например, повышение учетной ставки Центральным банком сигнализирует о начале ограничительной денежно-кредитной политики. Вслед за этим растут ставки на рынке межбанковского кредита, а затем и ставки коммерческих банков по ссудам, предоставляемым ими небанковскому сектору. Все эти изменения происходят по цепочке достаточно быстро.
Операции на открытом рынке — третий способ контроля за денежной массой. Он широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг и затруднен в странах, где фондовый рынок находится в стадии формирования. Этот инструмент денежного регулирования предполагает куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг (обычно на вторичном рынке, так как деятельность Центрального банка на первичных рынках во многих странах запрещена или ограничена законом). Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации.
Когда Центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму на резервном счете этого банка (иногда на специальном счете коммерческого банка в Центральном банке для подобных операций), соответственно в банковскую систему поступают дополнительные «деньги повышенной мощности» и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Масштабы расширения будут зависеть от пропорции, в которой прирост денежной массы распределяется на наличность и депозиты: чем больше средств уходит в наличность, тем меньше масштаб денежной экспансии. Если Центральный банк продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении.
Таким образом, воздействуя на денежную базу через операции на открытом рынке, Центральный банк регулирует размер денежной массы в экономике. Часто подобные операции осуществляются Центральным банком в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). В этом случае банк, например, продает ценные бумаги с обязательством выкупить их по определенной (более высокой) цене через некоторый срок. Платой за предоставленные взамен ценных бумаг денежные средства служит разница между ценой продажи и ценой обратного выкупа. Соглашения об обратном выкупе широко распространены в деятельности коммерческих банков и фирм.
Наряду с косвенными инструментами могут применяться и административные методы регулирования денежной массы: прямое лимитирование кредитов, контроль над отдельными видами кредитов и т.д. Прямое лимитирование кредитов заключается в установлении верхнего предела кредитной эмиссии, ограничении размеров кредитования в тех или иных отраслях и т.д. Принцип лимитирования, как правило, используется одновременно с льготным кредитованием приоритетных секторов экономики.
К селективным методам денежно-кредитного регулирования относят контроль по отдельным видам кредитов (ипотечному, под залог биржевых ценных бумаг, по потребительским ссудам), установление предельных лимитов по учету векселей для отдельных банков и т.д. Следует подчеркнуть, что при реализации денежно-кредитной политики центральный банк использует одновременно совокупность инструментов.
Различают два основных типа денежно-кредитной политики, каждый из которых характеризуется определенными целями и набором инструментов регулирования. В условиях инфляции проводится политика «дорогих денег» (политика кредитной рестрикции). Она направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, т.е. на сокращение предложения денег. Центральный банк, проводя рестрикционную политику, предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, центральный банк использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика «дорогих денег» является основным методом антиинфляционного регулирования.
В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика «дешевых денег» (экспансионистская денежно-кредитная политика). Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого центральный банк покупает государственные ценные бумаги, снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.
Центральный банк выбирает тот или иной тип денежно-кредитной политики исходя из состояния экономики страны. При разработке денежно-кредитной политики необходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время; во-вторых, денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности.
Как уже отмечалось, Центральный банк не может полностью контролировать предложение денег. Так, рост процентной ставки на денежном рынке может вызвать снижение избыточных резервов (уменьшение коэффициента , где R — включает и обязательные, и избыточные резервы), а также побудить население хранить относительно большие средства на депозитах и меньше в наличности, что отразится на снижении коэффициента cr (). В результате увеличится денежный мультипликатор и, соответственно, предложение денег.
Выбор вариантов денежно-кредитной политики зависит во многом от причин изменения спроса на деньги. Например, если рост спроса на деньги связан с инфляционными процессами, уместной будет жесткая политика поддержания денежной массы, что соответствует вертикальной или крутой кривой предложения денег. Если необходимо изолировать динамику реальных переменных от неожиданных изменений скорости обращения денег, то вероятно, предпочтительной окажется политика поддержания ставки процента, связанной непосредственно с инвестиционной активностью (горизонтальная или пологая кривая предложения денег LS). В зависимости от угла наклона кривой LS изменение спроса на деньги будет в большей степени сказываться либо на денежной массе (рис. 2.1), либо на ставке процента (рис. 2.2).
Очевидно, что Центральный банк не в состоянии одновременно фиксировать денежную массу и ставку процента. Например, для поддержания относительно устойчивой ставки при увеличении спроса на деньги Центральный банк вынужден будет расширить предложение денег, чтобы сбить давление вверх на ставку процента со стороны возросшего спроса на деньги (это отразится сдвигом вправо кривой LD и перемещением точки равновесия вправо вдоль кривой LS).
Как уже было сказано выше, среди трех видов денежного контроля наиболее важным регулирующим механизмом являются операции на открытом рынке
Учетная ставка менее важна в силу двух взаимосвязанных обстоятельств. Во-первых, количество резервов коммерческих банков, получаемых путем займов у центральных банков, обычно очень невелико. В среднем лишь 2 или 3% банковских резервов приобретаются таким путем. Именно эффективность операций на открытом рынке побуждает коммерческие банки брать ссуды в федеральных резервных банках. Второе соображение состоит в том, что если манипулирование резервами коммерческого банка через операции на открытом рынке и изменения резервных требований осуществляются по инициативе Центрального банка, то использование учетных ставок зависит от инициативы коммерческих банков
Однако изменение учетной ставки может иметь важный «информационный эффект», то есть может послужить способом информирования финансистов и экономики в целом о намеченном направлении кредитно-денежной политики.
Центральный банк использует свои полномочия менять резервные требования лишь изредка, лишь когда в этом возникает крайняя необходимость (в периоды дорогих денег), т. к. находящиеся в резерве деньги не приносят процента, следовательно, более высокие резервные требования могут в значительной степени негативно сказаться на прибылях банка.
Операции на открытом рынке обладает в отличье от других инструментов Центрального банка преимуществом гибкости — государственные ценные бумаги можно продавать или покупать в больших или меньших количествах, — и его воздействие на резервы банка осуществляется достаточно быстро. Кроме того, по сравнению с изменением резервных требований операции на открытом рынке воздействуют более тонко и опосредованно.
Кроме того, существуют и второстепенные селективные методы регулирования.
Количественные ограничения кредита преследуют те же цели, что и изменение учетной ставки центральным банком, но проводятся частично административными средствами.
Количественное ограничение кредита — это установление предельной суммы, на которую центральный банк переучтет векселя и примет в залог ценные бумаги коммерческих банков. Этот инструмент может соответственно вызывать деловой активности или ее торможение.
Естественной границей предельной суммы кредитов являются ресурсы центрального банка. Существует понятие инфляционного кредита, т.е. предоставление кредитов на суммы, превышающие его реальные ресурсы. Такой кредит подстегивает инфляцию, переполняя каналы обращения.
Государство само определяет пределы кредитования коммерческих банков, устанавливая максимально допустимый процент прироста суммы кредитов частных банков в текущем периоде по отношению к предыдущему.
Это может быть осуществлено с помощью административных, экономических мер и добровольных соглашений.
Количественное ограничение кредитов — неэластичное и ограниченно эффективное средство.
Если количественные ограничения не совпадут с реальной потребностью в заемных средствах, скорее всего соблюдены не будут. Возникнет «серый рынок» заемных средств, кредитные операции будут осуществляться через банковские дочерние компании в оффшорных зонах и по многим другим каналам и кредит реально станет дороже, это затормозит деловую активность.
Более эффективны добровольные соглашения центрального банка с коммерческими.
Побочный эффект от политики ограничения государственного кредита в связи с ростом государственной задолженности
Побочный эффект, возникающий от использования политики количественного ограничения кредита, имеет место в связи с регулярным размещением задолженности государственных займов внутри страны.
Если государство берет кредит у частных банков, то повышается спрос на заемный капитал. Государство является приоритетным заемщиком.
Оно выкачивает средства с рынка ссудного капитала, тем самым повышая банковский процент. Деньги изымаются из народного хозяйства для погашения дефицита задолженности. Автор книги отмечает, что если бы внутренние государственные займы расходовались исключительно на хозяйственные цели: инфраструктурное строительство, инвестиции, НИОКР, это было бы с точки зрения национального кругооборота капитала не опасно, просто имело бы структурные последствия. В реальности в лучшем же случае лишь часть прироста государственной задолженности направляется на финансирование экономики.
Излишняя спекуляция может привести к серьезным проблемам в экономике: к примеру, падение курса акций может уничтожить состояние частных лиц или предприятий, имеющих значительное количество акций. Это вынуждает их урезать свои потребительские или инвестиционные расходы, что приведет экономику к спаду. В качестве меры против излишней спекуляции Центральный банк может устанавливать предписываемую законом маржу (минимальный процент первоначального взноса, который должен сделать покупатель акции).
2.3 Эмиссия денег
Другим средством денежной политики является непосредственно увеличение денежного предложения или эмиссия денег. Эмиссия может осуществляться непосредственно путем печатанья денег или посредством выпуска различного рода долговых обязательств. Эмиссия становится опасной, если увеличение предложения денег происходит для покрытия денежного дефицита, и она не обеспечивается соответственным уровнем прироста ВВП.
Если в 17 и в 19 веках каждой развитой стране существовало несколько институтов, получивших от государства право выпуска денег, то с середины 19 в. монопольным правом эмиссии пользовался один банк, что было вызвано необходимостью сосредоточить в одном институте резервы золота, которые в то время обеспечивали покрытие эмиссии банкнот и использовались в международных платежах; тем самым ЦБ получает функцию и ответственность ссудодателя последней инстанции.
Эмиссия денег имеет 3 функции:
Обеспечение экономики средствами обращения, платежа, накопления, мировыми деньгами для нормального ее функционирования — это главная функция.
Покрытие дефицита государственного бюджета в критической ситуации, когда других источников покрытия нет, а спасать государственные финансы необходимо, невзирая на последствия (типичные ситуации: война, революция, послевоенная разруха, глубокий и длительный кризис). Последствие избыточного выпуска денег — инфляция, легко переходящая в само воспроизводимую инфляцию, рост цен, дезорганизация хозяйственной жизни, социальная напряженность. Выпуск избыточного количества денег в обращение не единственная, но
Путем увеличения или уменьшения эмиссии денег в разумных пределах государство может способствовать оживлению экономики путем вливания денежных средств, тормозить перегрев конъюнктуры, бороться с ростом цен, сокращая эти вливания, — это регулирующая функция.
3. Денежная политика в Республики Беларусь
Денежная политика Республики Беларусь направлена на создание условий для поддержания высоких темпов экономического роста, выполнение показателей социально-экономического развития страны и повышение благосостояния населения прежде всего путем обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развития и укрепления банковской системы; повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы.
Социально-экономическое развитие страны в 2009 году характеризуется высокими темпами роста основных макроэкономических показателей и увеличением спроса на деньги. С учетом внутренних и внешних условий индекс потребительских цен прогнозируется на уровне 109-111 процентов.
В 2009 году монетарная политика будет направлена на обеспечение темпов экономического роста посредством проведения соответствующих курсовой, процентной и эмиссионной политики.
Курсовая политика сохранит роль важнейшего инструмента достижения внешней и внутренней устойчивости белорусского рубля. Предусматривается привязка курса белорусского рубля к корзине иностранных валют (евро, доллар США и российский рубль). При этом колебания обменного курса белорусского рубля к доллару США оцениваются в пределах плюс/минус 5 процентов.
Процентная политика. К концу 2009 года при прогнозируемом уровне инфляции и изменении курса белорусского рубля ставка рефинансирования составит 10-12 процентов годовых.
Для регулирования денежного предложения и текущей ликвидности банков будут использоваться постоянно доступные инструменты (кредит и депозит «овернайт», сделки СВОП), двусторонние операции и операции на открытом рынке, а также механизм обязательного резервирования. Национальный банк операциями на денежном рынке обеспечит движение процентной ставки межбанковских кредитов на уровне, близком к ставке рефинансирования.
Процентная политика ориентирована на доступность кредитов субъектам экономики и стимулирование привлечения в банковские депозиты средств юридических и физических лиц. На конец 2009 года процентные ставки по новым кредитам нефинансовому сектору составят 13-15 процентов годовых, по новым срочным депозитам в банках — 10-12 процентов годовых.
В 2009 году с учетом роста ВВП (на 110-112 процентов) и изменения других факторов спроса экономики на деньги увеличение рублевой денежной базы оценивается на уровне 28-34 процента, рублевой денежной массы — на 32-40 процентов, широкой денежной массы — на 32-39 процентов. При этом планируется, что депозиты физических лиц возрастут на 4,2-5,2 трлн. рублей, юридических лиц — на 4,8-5,7 трлн. рублей.
Реализация мер денежно-кредитной и экономической политики позволит в 2009 году увеличить коэффициент монетизации экономики по рублевой денежной массе до 16,5 процента, по широкой денежной массе — до 24,5 процента.
Прогнозируется, что международные резервные активы Республики Беларусь в национальном определении на 1 января 2010 г. достигнут 5,87-7,75 млрд. долларов США
В 2009 году, учитывая расширение спроса на банковские услуги организациями нефинансового сектора экономики и населением, приоритетом в развитии банковского сектора явится повышение устойчивости его функционирования.
За 2009 год прирост нормативного капитала в банковском секторе составит 18-25 процентов, рентабельность капитала банков (после выплаты налогов) — не менее 10 процентов, доля проблемных активов в активах банков, подверженных кредитному риску, не превысит 5 процентов.
Прирост активов банков планируется на уровне 35-42 процентов. Это означает, что к концу 2009 года обеспеченность ВВП банковскими активами (главным образом кредитами) достигнет 50-51 процента.
Требования банков к экономике возрастут на 36-44 процента. При этом объем выдачи инвестиционных кредитов банков составит 7-7,5 трлн. рублей, в том числе на жилищное строительство — 2,9-3,8 трлн. рублей.
В 2009 году в целях расширения национального финансового рынка и вовлечения в него новых участников продолжится работа по созданию новых финансовых инструментов и механизмов, широко используемых в мировой финансовой практике.
В 2009 году Национальный банк обеспечит эффективное, надежное и безопасное функционирование национальной платежной системы, а также дальнейшее расширение сферы безналичных расчетов в экономике республики и сокращение доли расчетов посредством наличных денег.
В 2009 году продолжится реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь, Российской Федерации и других государств — участников Содружества Независимых Государств, а также сотрудничество с Международным валютным фондом, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией.
В 2009 году денежно-кредитная политика направлена на содействие устойчивым темпам экономического роста и выполнение прогнозных показателей социально-экономического развития страны.
Предусмотренная привязка курса белорусского рубля к корзине иностранных валют позволит обеспечить большую стабильность номинального эффективного курса национальной валюты.
Для обеспечения устойчивости национальной валюты предполагается использовать различные монетарные инструменты.
Развитие банковской системы в 2009 году будет осуществляться на основе расширения ресурсной базы банков.
Повышение эффективности финансового рынка планируется проводить путем развития его инфраструктуры и расширения спектра используемых финансовых инструментов.
Таким образом, реализация в 2009 году намеченных целей, задач и мероприятий монетарной политики, адекватных развитию экономики, обеспечит единство проводимой экономической политики.
Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы предусматривается:
— обеспечение динамики обменного курса белорусского рубля в рамках параметров, установленных Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на основе мониторинга ситуации в экономике и денежно-кредитной сфере, и принятие оперативных монетарных и экономических мер
— поддержание ставок на денежном рынке на уровне, содействующем достижению конечной цели денежно-кредитной политики, а также росту сбережений и расширению доступности кредитов в белорусских рублях
— создание равных условий деятельности банков независимо от формы собственности, участия иностранных инвесторов или государства в капитале банков путем осуществления единых подходов в регулировании деятельности банков, а также обеспечение равнодоступности к услугам банков различных категорий клиентов и свободы их выбора
— доведение в 2010 году доли безналичного денежного оборота с использованием банковских пластиковых карточек в сфере розничной торговли и оказания услуг населению до 30 процентов
— разработка и внедрение проекта модернизации программно-технической инфраструктуры автоматизированной системы межбанковских расчетов, составной частью которого является обновление центрального вычислительного комплекса
— обеспечение роста объемов средств населения на счетах в банках до 15-18 трлн. рублей к концу 2010 года
Правительством Республики Беларусь планируется повысить роль банковского сектора как эффективного механизма аккумуляции свободных денежных средств и их инвестирования в реальный сектор экономики. Предполагается обеспечить укрепление финансовой устойчивости банковской системы, расширение ресурсной базы банков и повышение ее качества, приближение принципов и практики банковского надзора к международным стандартам. Для поддержки приоритетных отраслей и производств государство должно использовать экономические методы, включая средства бюджетов для льготирования процентных ставок, налоговые льготы, бюджетные ссуды и гарантии. Намечается обеспечить развитие финансово-кредитной системы страны за счет привлечения отечественных и зарубежных инвестиций, более полного использования возможностей свободных экономических зон.
Особое внимание уделяется созданию условий гарантирования вкладов населения в банках. Оно должно обеспечиться за счет соответствующей законодательно-нормативной базы, повышения роли в этом централизованных фондов банков и создания фондов гарантирования вкладов.
Денежное предложение в национальной валюте должно формироваться в объемах, достаточных для обеспечения экономики расчетно-платежными средствами и адекватных намечаемых по годам темпам роста реального ВВП и цен. Важнейшие инструменты денежно-кредитной политики (обязательные резервы, операции на открытом рынке, рефинансирование банков, депозитные операции, процентная политика) будут формироваться на уровнях и в пропорциях, обеспечивающих поддержание целевых параметров инфляции и курса доллара. Ужесточение денежно-кредитной политики будет главным фактором обеспечения последовательного снижения темпов инфляции.
Политика обменного курса белорусского рубля должна быть ориентирована на снижение инфляции, пополнение официальных валютных резервов страны. При формировании валютного курса белорусского рубля будут учитываться условия внешней торговли, и прежде всего колебания мировых цен на товары, изменение кросс-курсов валют стран, являющихся ее основными экономическими партнерами.
Основу процентной политики составят меры, обеспечивающие устойчивое достижение процентными ставками положительного в реальном выражении уровня и превышение реальной доходности активов, номинированных в национальной валюте, над их доходностью в иностранной валюте.
Центральный банк в любой стране занимает совершенно особое место в банковской системе. В первую очередь, он обеспечивает проведение денежно-кредитной политики государства.
В странах с развитыми банковскими системами центральные банки имеют много общих черт.
Прежде всего, центральный банк — это эмиссионный центр страны, то есть орган, который осуществляет дополнительный выпуск денег в оборот. Именно поэтому говорят, что центральный банк обладает абсолютной ликвидностью: фактически, это означает, что он не может стать банкротом. Это позволяет центральному банку выступать в роли «кредитора последней инстанции» для коммерческих банков, то есть он может предоставлять коммерческим банкам кредиты, не допуская тем самым и их банкротства.
В то время как основной целью коммерческих банков является получение прибыли, центральный банк представляет общегосударственные интересы и обеспечивает стабильность денежного оборота и устойчивость национальной денежной единицы. Таким образом, получение прибыли не является первоочередной его целью.
В большинстве случаев центральный банк является банкиром и финансовым агентом правительства. Он размещает на своих счетах бюджетные средства, осуществляет расчеты по поручению правительства, кредитует государственные программы и тому подобное.
Центральный банк в нашей стране носит название Национального банка Республики Беларусь.
Национальный банк Республики Беларусь был создан в 1990 г. на основании законов «О Национальном банке Республики Беларусь» и «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь». Создавался Национальный банк на базе Белорусского республиканского банка Госбанка СССР.
Банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией, Банковским кодексом и законами Республики Беларусь, правовыми актами Президента Республики Беларусь, а также своим Уставом. Он действует исключительно в интересах Республики Беларусь и подотчетен только Президенту Республики Беларусь.
Подотчетность Национального банка Президенту Республики Беларусь означает:
— утверждение Президентом Республики Беларусь Устава Национального банка, изменений и (или) дополнений, вносимых в него;
— назначение Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Председателя и членов Правления Национального банка, освобождение их от должности с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;
— определение Президентом Республики Беларусь аудиторской организации для проведения аудиторской проверки деятельности Национального банка;
— утверждение Президентом Республики Беларусь годового отчета Национального банка с учетом аудиторского заключения и распределения прибыли Национального банка.
Национальный банк Республики Беларусь является юридическим лицом, он состоит из центрального аппарата, структурных подразделений и организаций.
Органами управления Национального банка являются Правление и Совет директоров.
Правление — это высший орган, который определяет основные направления деятельности банка и осуществляет общее руководство им. Его состав определяется и назначается Президентом и согласовывается с Советом Республики сроком на пять лет.
Совет директоров — это исполнительный орган, состав которого определяется Правлением банка. Возглавляет Совет директоров Председатель Правления. С 1998 года пост Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь занимает Петр Петрович Прокопович.
Национальный банк состоит из главных управлений, управлений по областям и подведомственных организаций. Главные управления объединяют в себе более мелкие структурные подразделения — управления, и каждое из них работает в определенной сфере: монетарной политики и экономического анализа, внешнеэкономической деятельности, безопасности и защиты информации, бухгалтерского учета и отчетности, платежного баланса и статистики и т.д.
Среди подведомственных организаций Национального банка Республики Беларусь — ОАО «Центр банковских технологий», Учебный центр Национального банка, ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа».
Цели и принципы деятельности Национального банка, а также его права определяются Конституцией Республики Беларусь, Банковским Кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь.
Основными целями деятельности Национального банка являются:
— защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
— развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;
— обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.
Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка.
Национальный банк выполняет следующие функции:
— разрабатывает Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь и совместно с Правительством Республики Беларусь обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь в порядке, установленном Банковским Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь;
— осуществляет эмиссию денег;
— регулирует денежное обращение;
— регулирует кредитные отношения;
— организует функционирование платежной системы Республики Беларусь;
— является для банков кредитором последней инстанции, осуществляя их рефинансирование;
— осуществляет валютное регулирование;
— организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки и небанковские кредитно-финансовые организации в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
— выполняет функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;
— осуществляет выпуск (эмиссию) ценных бумаг Национального банка;
— выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов и консультирует их по этим вопросам;
— дает согласие на осуществление банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями операций с ценными бумагами в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;
— осуществляет государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
— осуществляет лицензирование банковской деятельности;
— регулирует деятельность банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по ее безопасному и ликвидному осуществлению и проводит надзор за ней;
— устанавливает правила и порядок осуществления банковских операций;
— устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, банковских групп и банковских холдингов требования по осуществлению ими внутреннего контроля;
— согласовывает выпуски ценных бумаг банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;
— регулирует деятельность банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по выдаче и обращению векселей, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;
— устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций требования по осуществлению ими операций с форвардными и фьючерсными контрактами, опционами и иными финансовыми инструментами срочного рынка;
— осуществляет методологическое руководство бухгалтерским учетом и финансовой отчетностью в банковской системе, разрабатывает и утверждает методики бухгалтерского учета и финансовой отчетности для Национального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
— устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций порядок составления статистической отчетности по формам и в сроки, определенные законодательством Республики Беларусь;
— разрабатывает национальные стандарты финансовой отчетности для Национального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и осуществляет методологическое руководство ведением в них бухгалтерского учета и отчетности;
— определяет порядок проведения в Республике Беларусь расчетов в безналичной и наличной формах;
— осуществляет операции, необходимые для выполнения основных целей деятельности Национального банка;
— организует расчетное и (или) кассовое обслуживание Правительства Республики Беларусь, организаций, перечень которых определен в Уставе Национального банка, и иных организаций в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
— организует составление платежного баланса Республики Беларусь, включая международную инвестиционную позицию Республики Беларусь, и принимает участие в его разработке;
— создает золотовалютные резервы по согласованию с Президентом Республики Беларусь и управляет ими в пределах своей компетенции;
— формирует золотой запас Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь и осуществляет оперативное управление им в пределах своей компетенции;
— устанавливает цены купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней при осуществлении банковских операций;
— устанавливает порядок открытия счетов в драгоценных металлах и условия их ведения в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях на территории Республики Беларусь, а также условия открытия резидентами таких счетов в банках и иных кредитных организациях за ее пределами;
— устанавливает совместно с уполномоченными государственными органами порядок ввоза в Республику Беларусь и вывоза за ее пределы драгоценных металлов и драгоценных камней при осуществлении банковских операций;
— организует инкассацию и перевозку наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей;
— осуществляет контроль за обеспечением безопасности и защиты информационных ресурсов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях;
— проводит анализ и прогнозирование состояния денежно-кредитных отношений, отношений в области валютного регулирования и валютного контроля, платежного баланса Республики Беларусь и банковской системы во взаимосвязи с социально-экономическим развитием Республики Беларусь, публикует соответствующие статистические данные и материалы анализа и прогнозирования в периодическом печатном издании Национального банка;
— заключает соглашения с центральными (национальными) банками и кредитными организациями иностранных государств;
— выполняет другие функции, предусмотренные Банковским Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь.
Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября текущего года представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год.
Национальный банк ежеквартально информирует Президента Республики Беларусь и Правительство Республики Беларусь об объеме эмиссии денег и о выполнении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Национальный банк ежеквартально информирует Президента Республики Беларусь о размерах золотовалютных резервов, создаваемых в соответствии с целями и задачами, определяемыми в Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Таким образом, Национальный банк Республики Беларусь — это центральное звено белоруской банковской системы. Он занимается поддержанием стабильного и эффективного функционирования всей системы в целом и координирует работу коммерческих банков.
Заключение
В курсовой работе были рассмотрены основные цели государства в области экономики, которые обеспечивают устойчивый экономический рост, высокий уровень занятости, стабильность внутренних цен, а также внешнеэкономическое равновесие. Эти цели реализуются в процессе разработки и проведения экономической политики. Составной частью этой политики является денежная политика государства. Вырабатывая и реализуя денежную политику, государство определяет не только цели такой политики, но и устанавливает орган, ответственный за проведение в жизнь этих целей. Как правило, таким органом является центральный банк.
Рассмотрена денежно-кредитная политика Республики Беларусь, как одна из важных составляющих общеэкономического регулирования в интересах активной рыночной конъюнктуры, сдерживания инфляции, недопущения спадов производства и безработицы, выравнивания платежного баланса. В работе представлена деятельность Национального банка в области национальной денежно-кредитной политики, которая сводится к двум основным направлениям. Первое — разработка денежно-кредитной политики в виде формулирования целей политики и набора инструментов, обеспечивающих достижение указанных целей. Второе — реализация политики в условиях поступательного экономического развития Республики Беларусь к устойчивому развитию.
Направления дальнейшего развития денежно-кредитной сферы Республики Беларусь имеют целью улучшение общих экономических показателей страны, снижение уровня инфляции, обеспечение надежности и устойчивости банковской системы, стабилизацию национальной валюты и конечном итоге способствуют росту благосостояния населения.
Список использованных источников
спрос деньги политика эмиссия
Головачев, А.С. Макроэкономика / Головачев А.С., Головачева И.В. — 2-е стер. изд. — Мн.:Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. — 256 с.
Деньги. Кредит. Банки. Учебник. Под ред. Г.И.Кравцовой. — Мн.: БГЭУ, 2003г. — 527 с.
Деньги, кредит, банки: Учебник. Под ред. О. И.Лаврушина. — 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Финансы и статистика, 2003г. — 464с.
Карякина О.А., Капшина Ю.К. Деньги. Кредит. Банки. Курс лекций. — Мн.:Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2002. — 272 с.
Мероприятия по выполнению Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы, утвержденные Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. № 910.
Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год, утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 29 августа 2009 г. № 460.
Размещено на