Содержание
ВВЕДЕНИЕ2
СОВОКУПНЫЙ СПРОС, ЕГО СТРУКТУРА И ФАКТОРЫ ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ3
СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА НЕГО7
РАВНОВЕСИЕ СОВОКУПНОГО СПРОСА И СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ11
ОСОБЕННОСТИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ В РОССИИ.15
ПРАКТИКУМ19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ23
Выдержка из текста работы
Изучение процессов совокупного спроса и совокупного предложения как факторов, влияющих на экономическое равновесие, является важнейшей задачей для экономистов любой страны.
Данные категории являются одними из важнейших в макроэкономике, они освещаются практически в любом пособии, посвящённом макроэкономическому анализу, как отечественных, так и зарубежных экономистов.
Модели совокупного спроса и совокупного предложения, в отличие от модели спроса и предложения для одного товара, позволяют ответить на многие принципиальные вопросы: Почему вообще увеличиваются или уменьшаются цены? Почему общий уровень цен остается относительно постоянным в одни периоды и резко повышается в другие? Что определяет все равновесное количество определенных товаров на внутреннем рынке, то есть реальный объем национального производства? Почему реальный объем национального производства уменьшается в определенные периоды по сравнению с предшествующим уровнем, а в другие быстро увеличивается?
Для такого ответа нужно объединить — или агрегировать — все отдельные рынки страны в единый общий рынок. Точнее, нужно объединить тысячи отдельных цен — на персональные компьютеры, золото, металлопрокат, зерно, нефть, алмазы и т.д. — в единую совокупную цену, или уровень цен. То же нужно сделать и для производства, собрав воедино равновесное количество отдельных товаров и введя в рассмотрение понятие реального объема национального производства.
Подобные агрегированные показатели и являются объектом исследования данной работы.
Совокупный спрос, его структура и факторы его определяющие.
Совокупный спрос (АD) — это реальный объем национального производства, который потребители (частные лица, предприятия и государство) готовы купить при различных возможных уровнях цен. Иначе говоря, это сумма потребностей в обществе, выраженная в денежной форме и представленная на рынке.
В структуре совокупного спроса АD можно выделить следующие группы: С — совокупный спрос индивидуумов и домохозяйств, I — инвестиции, или спрос на капитальное оборудование со стороны предпринимателей, GР — государственные закупки, или спрос на товары и услуги со стороны государства, X — разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары. Таким образом, АD складывается из суммы спросов на конечную продукцию экономики:
АD = С + I + GР + X
Кривая совокупного спроса (АD), показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии.
Рисунок 1.1. Совокупный спрос
Движение вдоль кривой АD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен.
Отрицательный наклон кривой АD объясняется тем, что чем выше уровень цен Р, тем меньше количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос.
Между совокупным спросом и уровнем цен в стране при прочих равных условиях существует обратная зависимость: чем ниже уровень цен, тем больший объем национального продукта могут купить потребители. Соответственно рост уровня цен вызывает сокращение совокупного спроса, если не меняются другие параметры и факторы рыночной ситуации. Характер кривой совокупного спроса аналогичен графику индивидуального спроса, но факторы (эффекты), вызывающие изменения совокупного и индивидуального спроса, различны.
На тесноту и вид связи между объемом и уровнем цен оказывает влияние ряд макроэкономических эффектов. Одним из таких является эффект процентной ставки. Суть его заключается в том, что ставка процента зависит от предложения денег на рынке. При постоянной денежной массе увеличение уровня цен вызовет рост спроса на деньги, а, следовательно, повышение процентной ставки. В свою очередь, чем выше процентная ставка, тем больше часть потребителей начинает сберегать деньги и совершать меньшее количество покупок. В результате растут частные сбережения. Удорожание кредита вынуждает предпринимателей сокращать инвестиции — производственные закупки. Таким образом, сокращается спрос со стороны, как частных потребителей, так и предпринимателей. В итоге вследствие эффекта процентной ставки происходит уменьшение совокупного спроса на реальный национальный продукт. Кривая АD приобретает нисходящий и приближающийся к оси абсцисс характер.
Весьма противоречивым образом влияет на уровень совокупного спроса так называемый эффект Пигу. Его иногда называют эффектом реальных кассовых остатков, или богатства. Он состоит в том, что с ростом цен происходит обесценение имеющихся у населения наличных денег и ценных бумаг, снижение их покупательной способности и, следовательно, богатства. Здесь возможны разные варианты потребительского поведения. Высока вероятность того, что население начнет тратить больше денег, чтобы спасти свои активы от обесценения. Сбережения сокращаются, увеличивается и в ряде случаев нагнетается ажиотажный текущий спрос, что в свою очередь вызывает рост инфляционных ожиданий и дальнейшее повышение спроса и цен.
Вместе с тем в такой ситуации со временем может понизиться спрос на дорогостоящие товары, предметы роскоши и т.п., поскольку инфляция понижает реальную покупательную способность финансовых активов. Суммарное воздействие на совокупный спрос эффекта Пигу в результате может быть как положительным, так и отрицательным. Это во многом зависит от степени роста цен; незначительный их рост подстегивает совокупный спрос, а значительные темпы инфляции его сокращают. Таким образом, данный эффект осложняет известную закономерность, утверждающую, что с ростом цен снижается совокупный спрос.
Кроме того, на поведение кривой совокупного спроса может оказать влияние тот факт, что при повышении цен внутри страны растет спрос на более дешевые импортные товары. При неизменных таможенных тарифах произойдет увеличение объемов импорта и снижение объемов экспорта, поскольку иностранные потребители предпочтут более дешевые аналогичные товары в других странах. Это негативно скажется на уровне совокупного спроса на отечественные товары и услуги. И наоборот, снижение цен в стране повысит совокупный спрос и со стороны внутреннего, и со стороны внешнего рынка. Таким образом, в результате действия всей совокупности рассмотренных выше ценовых факторов происходит движение вдоль кривой совокупного спроса. Кроме того, на уровень совокупного спроса оказывают влияние неценовые факторы (детерминанты), которые можно выделить в следующие группы согласно четырем основным составляющим совокупного спроса:
Таблица 1. Неценовые факторы совокупного спроса.
Личное потребление (C) Инвестиции (I) Государственные закупки (G) Чистый экспорт (X)
Доходы потребителей Процентные ставки Изменение в государственных расходах Изменение в условиях внешней торговли
Ожидания Ожидаемые прибыли Принятие государственных программ Национальный доход в зарубежных странах
Задолженность Уровень налогов Валютные курсы
Налоги с потребителей Технология
Из таблицы 1 следует, что потребительские……..
Список литературы
1. Экономическая теория. / Под ред. И.П. Николаевой /. М. ЮНИТИ 2002г.
2. Экономическая теория. / Под ред. И.П. Николаевой / М. Проспект 2006.
3. Курс экономической теории. / Под ред. М.Н. Чепурина / Киров, 2004
4. В. Цветков. Необходим рост на основе высоких технологий. «Экономист», 2005г.
5. Е. Ясин. Нефть, темпы и инфляция. «Вопросы экономики», 2005г.
6. Н. Райская, Я. Сергиенко, А. Френкель, С. Цухло. Статистическое исследование спросовых условий в отраслях российской промышленности. «Вопросы экономики», 2005г.
7. Н.Н. Райская, Я.В. Сергиенко, А.А. Френкель. Оценка качества экономического роста. «Вопросы статистики», 2005г.
8. Райская Н., Сергиенко Я., Френкель А., Цухно С. Статистические исследования спросовых условий в отраслях российской промышленности. «Вопросы экономики», 2005г.
9. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Ледеский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика: учебник / Общая редакция Тарасевич Л.С. Изд. 2 — ое, перераб. и доп. СПб: издательство СПбГУЭФ, 1997г.
10. Монография. Предпринимательство. Институт экономики РАН. Центр социально-экономических проблем федерализма; Науч. ред. Е.М. Бухвальд, А.В. Виленский. — М., 2002.
11. Курс экономической теории: учебник — 4-е дополненное и переработанное издание / под общей редакцией проф. Чепурина М.Н., проф. Киселёвой Е.А. — Киров: «АСА», 1999 г.
12. Райская Н., Сергиенко Я., Френкель А.Экономика власти.//Финанс. — 2005.