Помощь студентам, абитуриентам и школьникам

Консультации и учебные материалы для разработки диссертации, дипломной работы ,курсовой работы, контрольной работы, реферата, отчета по практике, чертежа, эссе и любого другого вида студенческих работ.

  • Форма для контактов
  • Политика конфиденциальности
2009 - 2023 © nadfl.ru

Пример курсовой работы по истории: Магистратская реформа Петра 1

Раздел: Курсовая работа

Выдержка из текста работы

Из всех преобразований времени правления Петра I (1689-1725) центральное место занимала реформа всех звеньев государственного управления. Унаследованный Петром от предшественников старый государственный аппарат был не в состоянии справиться с выдвигаемыми временем задачами. С первых дней своего царствования Петр стремился к концентрации власти в своих руках. Абсолютная монархия — это последняя форма феодального государства, возникающая в период зарождения капиталистических отношении. Основная ее черта заключается в том, что глава государства является источником законодательной и исполнительной власти. Абсолютизм — форма правления, при которой власть принадлежит монарху.   В 1721 г. царь принял титул императора Всероссийского.

Петр I радикально перестроил всю систему центральных ор­ганов государства.

Петр I полностью изменил систему государственного управления. Место Боярской думы, не игравшей существенной роли уже с 1700г., в 1711 г. занял Правительствующий Сенат, обладавший законодательной, администрахивной и судебной властью. Первоначально в Сенат входили девять человек, позже была учреждена должность генерал-прокурора. В 1717—1718гг. были ликвидированы приказы и созданы коллегии (сначала 10, затем их число увеличилось) — Иностранных дел, Адмиралтейская, Военная, Камер-коллегия, Юстиц-коллегия, Мануфактур-коллегия и др. Их деятельность определял Генеральный регламент (1720). В отличие от приказов коллегии строились на принципах коллегиальности, разграничения полномочий, жесткой регламентации деятельности. В систему государственного управления внедрялись бюрократические механизмы (иерархия, строгое соподчинение, следование инструкции, низведение личности управленца до уровня исполняемой им функции), бравшие верх над старинными началами местничества и родовитости. С принятием Табели о рангах (1722), разделившей всех государственных служащих — военных, штатских и придворных — на 14 классов и открывшей перед выходцами из социальных низов блестящие перспективы продвижения к дворянству (потомственным дворянином становился чиновник, получивший 8 класс по .штатской службе), бюрократическая машина сложилась окончательно. Приобщению дворян к государственной службе должен был способствовать «Указ о единонаследии» (1714), по которому все земли передавались по наследству лишь одному из сыновей. Реформы центральной власти сочетались с внедрением нового территориального деления страны на восемь губерний во главе с губернаторами, подчиненными монарху и обладавшими всей полнотой полномочий в отношении вверенного им населения. Позднее губернское деление было дополнено делением на 50 провинций во главе с воеводами. Духу и логике преобразований соответствовало превращение церкви в элемент государственного аппарата. В 1721 г. Петр для управления церковными делами создал Святейший Синод во главе со светским обер-прокурором. Важнейшим элементом преобразований было введение рекрутской системы комплектования армии. Рекрут направлялся на пожизненную военную службу от определенного числа крестьян и других податных сословий. В 1699—1725гг. были проведены 53 рекрутских набора в армию и на военный флот, который был создан Петром, — всего более 200 тыс. человек. Регулярная армия подчинялась единым военным уставам и наставлениям. Победа в Северной войне 1700—1725 гг. была бы невозможна без военной реформы, создания регулярной армии и флота.

В 1708 г. вся территория страны была разделена на восемь губер­ний (позднее на 11). В каждой губернии были созданы губернские канцелярии. Смысл реформы состоял в том, чтобы пере­нести центр тяжести в управлении на места. Оперативно управлять огромной территорией при существующих средствах сообщения из центра становилось уже невозможным, необходима была разумная децентрализация власти. Назначая губернаторами крупных государственных деятелей Петр рассчитывал, что они могут самостоятельно решать многие вопросы на местах. Однако время показало, что многие из назначенных Пе­тром губернаторов и их помощников были одновременно президен­тами коллегий и сенаторами (Ментиков, Апраскин) и практически не могли постоянно находиться в подведомственных им губерниях, а их вице-губернаторы не имели достаточных полномочий для решения многих вопро сов. Создавшееся положение указывало на необходимость дальнейше­го совершенствования местного управления. В 1719г. проводится вто­рой этап реформы. Губернии делятся на 45 (позднее на 50) провинций. В пограничные провинции назначались губернаторы, а во внутрен­ние — воеводы. Основной единицей местного управления становится провинцияПровинции в свою очередь делились на дистрикты (уезды) с во­еводой и уездной канцелярией.

Основные цели реформ понятны: Петр стремился европеизировать Россию, преодолеть отставание, создать регулярное, эффективное государство, сделать страну великой державой. Эти цели в значительной степени были достигнуты. Символом успехов можно считать провозглашение России империей (1721). Но за блестящим имперским фасадом скрывались серьезные противоречия: реформы проводились насильственно, с опорой на карательную мощь государственного аппарата, за счет жесточайшей эксплуатации населения. Утвердился абсолютизм, и его главной опорой стал разросшийся бюрократический аппарат. Несвобода всех сословий усилилась — дворянства, подчиненного жесткой опеке государства, в том числе. Стал реальностью культурный раскол русского общества на европеизированную элиту и массу населения, чуждого новым ценностям. Насилие было признано главным мотором исторического развития страны.

Абсолютная власть укрепляется после того,как Петр стал императором 1721 и в 1722 г. В Уставе о наследии престола было установлено право мо­нарха назначать себе приемника, что отменяло последнее еще сохра­нявшееся ограничение его власти. С этого времени власть монарха становится неограниченной, в полной мере утверждается абсолют­ная монархия.

Похожие работы

  • реферат  Реформы Петра 1. Воинский устав, табель о рангах.
  • реферат  Россия в эпоху реформ Петра 1
  • курсовая  Реформа Петра Великого
  • контрольная  Военно-уголовное законодательство Петра 1
  • курсовая  Институты общей части по Соборному уусложению 1649 года и Воинскому уставу Петра 1
  • курсовая  Институты общей части по Соборному Уложению 1649 г. и Воинскому Уставу Петра 1

Свежие записи

  • Прямые и косвенный налоги в составе цены. Методы их расчетов
  • Имущество предприятия, уставной капиталл
  • Процесс интеграции в Европе: достижения и промахи
  • Учет уставного,резервного и добавочного капитала.
  • Понятие и сущность кредитного договора в гражданском праве.

Рубрики

  • FAQ
  • Дипломная работа
  • Диссертации
  • Доклады
  • Контрольная работа
  • Курсовая работа
  • Отчеты по практике
  • Рефераты
  • Учебное пособие
  • Шпаргалка