Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
1.Особенности волевой подготовки лыжников-гонщиков5
2.Структурные компоненты тренировочного процесса8
3.Принцины подготовки в лыжном спорте12
4.Структура годового цикла лыжников22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ29
Выдержка из текста работы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА УЧЕБНОГО
ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ……………………………………….
1.1. Современный процесс физического
воспитания школьников …..………………………………………………………
1.2. Учебная нагрузка и работоспособность …………………………………….
1.3. Педагогические аспекты изучения
и нормирования учебной нагрузки………………………………………………
1.4. Возрастные анатомо-физиологические
и психические особенности младших школьников
и их учёт в планировании
физической нагрузки……………………………………………………………
1.5. Содержание школьной программы
по лыжной подготовке…………………………………………………………..
1.6. Особенности организации и методика проведения уроков в зависимости
от возраста и подготовленности учащихся ………………………………..
1.7. Взаимосвязь движений в обучении передвижению
на лыжах в экспериментальной программе ……………………………………………….
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………………
2.1. Характеристика контингента обследуемых
и организация исследования………………………………………………….
2.2. Методы исследования………………………………………………………
2.3. Определение уровня физического развития (антропометрия)………….
2.4. Мониторинг двигательного развития
и двигательной подготовленности учащихся…………………………………….
2.5. Мониторинг функционального состояния организма……………………
2.6. Принципы вычисления адаптационного
потенциала системы кровообращения……………………………………………
2.7. Оценка школьной мотивации учащихся младших классов……………..
2.8. Методы статистической обработки цифрового материала………………
2.9. Коэффициент корреляции………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
На современном этапе развития российского общества состояние здоровья учащихся общеобразовательных школ оценивается как неудовлетворительное. Это выражается, по мнению специалистов, в низкой физической и двигательной подготовленности, низкой работоспособности, высоким уровнем заболеваемости.
Исследования показывают, что более 50% детей подвержены учебным перегрузкам, которые ведут к эмоциональным расстройствам и психосоматическим заболеваниям. (В.К. Бальсевич 2000; А.П. Виноградов 1990; Н.Г. Лебедева 1997; С.В, Попов 1997; Б.Ф. Прокудин 1997). Это ещё раз подчёркивает значимость систематических занятий физической культурой.
Именно в этих условиях и возникла необходимость увеличения количества часов, отведённых для занятий физической культурой в общеобразовательной школе согласно Приказу Министерства образования России, Минздрава России, Госкомспорта России и РАО от 16 июля 2002 года №2715/227/166/19 о введении третьего урока физической культуры.
Однако, наполняемость такого объёма времени средствами и методами физической культуры до настоящего времени остаётся открытым. Недостаточно полно рассмотрены вопросы проведения учебных занятий на основе конкретных видов спорта, особенно таких которые требуют значительных материальных и временных затрат при введении в учебный процесс. К таким видам относится, прежде всего, лыжный спорт (М.Д. Кудрявцев 2003; Б.Ф. Прокудин 1997).
Всё вышесказанное позволило сформулировать направление нашего исследования, определить содержание учебного процесса по предмету «Физическая культура» на основе лыжного спорта.
Но увеличение объёма часов не всегда приводит к желаемому результату, если не будут разработаны новые методики, новые технологии обучения.
Обеспечить достижение желаемого результата можно только в том случае, если учебный процесс будет осуществляться на совершенно новом качественном уровне.
Поиск путей разрешения этого вопроса и обуславливает актуальность нашего исследования, связанного с разработкой трёхчасовой программы и обоснованием условий её реализации.
Цель исследования: разработать технологию учебного процесса по физической культуре на основе лыжного спорта с учётом трёх уроков в неделю для учащихся З-4 классов.
Объект исследования: физическое воспитание учащихся начальной общеобразовательной школы.
Предмет исследования: Технология учебного процесса по физической культуре для 3-4 классов на основе лыжного спорта с учётом трёх уроков в неделю.
Гипотеза исследования. Учебный процесс по физической культуре будет более эффективным, если трёхразовые занятия строить на основе использования средств и методов лыжного спорта.
Научная новизна исследования:
• определено содержание программы по физической культуре для учащихся 3-4 классов на основе лыжной подготовки с учётом трёх часов занятий в неделю;
• разработана методика физической культуры для учащихся 3-4 классов на основе лыжного спорта с трёхчасовой недельной нагрузкой;
• экспериментальным путём подтверждена эффективность разработанной методики обучения физической культуре учащихся 3-4 классов на основе лыжного спорта с трёхчасовой недельной нагрузкой.
Практическая значимость. В процессе эксперимента доказана целесообразность практического применения разработанных нами содержания, методики и организационных форм учебного процесса по физической культуре на основе лыжного спорта с учётом трёх уроков в неделю и использовании предлагаемой программы в работе общеобразовательной школы.
Основные положения, выносимые на защиту:
• эффективность физического воспитания может быть обеспечена на основе одного спортивного вида — бега на лыжах при использовании соответствующей технологии;
• программа по физической культуре на основе лыжного спорта для учащихся начальных классов с учётом трёх часов в неделю предполагает освоение учебного материала (элементы классического и свободного стиля передвижения) при комплексном использовании специальных, общеразвивающих упражнений и других видов спорта (лёгкая атлетика, гимнастика, игры и пр.)
• комплексы упражнений лыжного спорта, применяемые для освоения учащимися 3-4 классов на уроках физической культуры.
Структура и объём работы. Диссертационная работа состоит из введения, четырёх глав, обсуждения результатов исследования, практических рекомендаций, выводов, библиографического списка, приложений. Объём диссертационного исследования составляет машинописного текста, включает в себя таблиц; библиографический список используемой литературы содержит перечень 223 источников отечественных и зарубежных авторов.
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Кардинальные изменения, происходящие в российском обществе, привели к обострению многочисленных социальных проблем, в том числе проблемы обеспечения социально-профессиональной адаптации молодёжи к самостоятельной жизни в условиях нестабильного, быстро меняющегося социума. Учёные отмечают, что сочетание российской специфики с новыми общецивилизационными тенденциями создаёт для молодёжи, обладающей наименьшей социальной и психологической защищённостью, повышенную зону риска. Одним из основных факторов риска является состояние здоровья молодёжи и отношение молодых людей к своему здоровью ( 9,16,195,212).
Таким образом, укрепление здоровья подрастающего поколения является одной из основных задач образовательной программы российского государства, где содержание и методика учебного процесса выполняют основную роль в формировании личности учащихся.
1.1.СОВРЕМЕННЫЙ ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.
В социокультурном аспекте здоровье рассматривается не просто как отсутствие болезней, а составляющая удовлетворенности жизнью, физического, психического и субъективного благополучия, достижения высокой степени самореализации (135). Для достижения высокого уровня благополучия необходимо сочетание физической, интеллектуальной, эмоциональной, духовной и профессиональной составляющих деятельности. Каждая из этих составляющих важна сама по себе и все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Таким образом, здоровье входит в систему общечеловеческих ценностей не только как фактор, необходимый для обеспечения возможности полноценной трудовой деятельности, но и как личностно необходимый для успешной социализации человека в обществе.
Проблема здоровья населения страны всегда глубоко интересовала видных отечественных учёных, просветителей, общественных деятелей. Вопросы индивидуального здоровья человека с позиций философии, психологии, физиологии, медицины, социологии рассматривались в работах Н.М.Амосова, Б.Г.Ананьева, П.К.Анохина, Л.П.Апанасенко, И.А.Аршавского, И.И.Брехмана, Э.Н.Вайнера, И.В.Дубровиной, В.П.Казначеева, Э.М.Казина, И.А.Ковалёвой, А.Н.Леонтьева, А.Ф.Лосева, Н.Н.Моисеева, и др.
Однако и сегодня проблема жизнеспособности нации и её нравственного и физического здоровья, формирования здорового образа жизни является актуальной. Так, в исследованиях современных учёных (Л.В.Ясман, 1999) отмечается, что около 90% школьников имеют отклонения в физическом и психическом здоровье, 30-35% ребят, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания; за годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с ослабленным зрением, в 3 раза — с заболеваниями органов пищеварения; до 80% юношей призывного возраста, по медицинским критериям, не готовы к службе в вооружённых силах (161). По итогам Всероссийской детской диспансеризации более половины (54,3%) детей в возрасте до 18 лет имеют отклонение в состоянии здоровья; за 5 лет общая заболеваемость новорождённых выросла почти на 40%; число малолетних инвалидов за это же время увеличилось на 170 тысяч, причём, большая часть из них — дети в возрасте от 10 до 15 лет (Сухая С., 2002).
Анализ состояния здоровья современной молодёжи приводит к острой необходимости поиска путей оздоровления нации, одним из которых мы считаем развитие системы физического воспитания молодёжи. Цель физического воспитания может быть реализована в решении задач оздоровительного, развивающего и воспитательного характера (13,21,96,180,194,198).
По мнению М.Я.Виленского, предпосылка социальной активности человека, полноты выражения его духовных и физических сил, продуктивного долголетия предполагает целенаправленное формирование его сознания и поведения, соответствующих требованиям здоровья, что основано на воспитании сознательного, активного, ответственного отношения к здоровью своему и окружающих. Как любое человеческое чувство, ответственность формируется в контексте собственного индивидуального пути развития человека, его взаимоотношений с окружающими, как часть общей культуры, проявляющейся в единстве стилевых особенностей поведения, манеры общения, способов мышления и ценностных ориентации (45,47).
Духовно богатая личность способна легко интегрироваться в мире социума и культуры на основании собственного ума и собственного внутреннего чувства и готова к выполнению социальных функций, что является невозможным без воспитания у молодёжи сознательного, активного отношения к своему здоровью (47,104,110).
Отмечено, что в начале XI столетия социально-техногенное развитие общества всё больше характеризуется динамичным прогрессом социальных, но вместе с тем и снижением природных, физических и психических качеств человека. Самоусложнение технологических процессов, механизация, автоматизация, кибернетизация и компьютеризация труда, наличие в окружающей среде вредных для организма человека отходов производства, подчас несовершенная организация труда, отрицательно воздействуя на состояние работника, уровень его работоспособности, приводит к психоэмоциональным перегрузкам, сокращению двигательной активности и возникновению общих и профессиональных заболеваний (75).
Между тем, физическая культура, способствует повышению адаптивных возможностей и способностей человека, установлению оптимального функционального и физического состояния, динамического соотношения физического и духовного (7,12, 30). Укреплению здоровья человека, особенно в период его роста и развития, способствуют регулярные занятия физической культурой. Основоположник научной педагогики в России К.Д.Ушинский в своей педагогической системе уделял большое внимание физическому воспитанию. Он считал, что физический и умственный труд должны соединяться в деятельности ребёнка, так как это содействует борьбе с умственным переутомлением и освежает внимание учащихся (107). Выдающийся русский анатом и педагог П.Ф.Лесгафт подчёркивал связь между умственным и физическим развитием человека. «Умственный рост и развитие требуют соответствующего развития физического».- писал он.
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни являются одной из основных задач образовательных учреждений всех типов, входят в круг обязанностей, как администрации, так и каждого педагогического работника1. Закон Российской Федерации «Об образовании» поставил перед школой задачу создания условий «формирования общей культуры личности, её адаптации к жизни в обществе, осознанному выбору профессии»; условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья учащихся (66,76,152,176,177,213).
В настоящее время в общеобразовательной школе физическая культура входит в базовый компонент образования. Это позволяет закладывать фундамент физического и духовного здоровья растущего человека, на базе которого становится возможным действительное разностороннее развитие личности(48). Физическая культура направлена на совершенствование природных качеств и способностей ребёнка и является важным средством в системе образования и воспитания подрастающего поколения, в формировании культуры здорового образа жизни, организации труда и отдыха, укреплении телесных и духовных сил. —
Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте. Ст. 12. Она формирует у учащихся грамотное отношение к своему телу, способствует воспитанию волевых и моральных качеств, развивает коммуникативные навыки (97,102).
Целью физического воспитания в школе является приобщение учеников к ценностям физической культуры, активное содействие формированию всесторонне развитой личности на принципах гуманизации и демократизации педагогического процесса. Принцип гуманизации предполагает применение различных форм и методов педагогического воздействия с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, использование разноуровневого по сложности материала программы на основе принципов доступности и природосообразности (Я.А.Коменский). принцип демократизации реализуется на основе педагогического сотрудничества учителя и учащихся, сопричастия их деятельности с учётом естественной потребности детского организма в движении (199,215)
Школьный курс физической культуры органично включён в общую систему образования и воспитания и действует в соответствии с закономерностями педагогического процесса. Исходя из социального заказа общества, определяющего сущность общего среднего образования, основу учебного предмета «Физическая культура» составляют целесообразные способы и нормы физической активности, направленные на развитие и укрепление здоровья учащихся. Важнейшее средство достижения этой цели — овладение школьниками основами личной физической культуры. Этот термин включает совокупность потребностей, мотивов, знаний, оптимальный уровень здоровья и развития двигательных способностей, нормальное физическое развитие, умение осуществлять двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. (71,72,93,109,116,166).
Курс физической культуры в образовательном учреждении основывается на современных психолого-педагогических и физиологических теориях обучения, воспитания и развития личности, опирается на принципы деятельностного и личностного подходов (Л.И.Божович, Л.С.Выготский,
П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.), которые диктуют необходимость использования активных методов обучения и воспитания, учёта личных особенностей каждого школьника. Поэтому педагогический процесс должен быть ориентирован на создание такого образовательного пространства деятельности учащегося, в котором он не только познаёт биологические, психические и социальные закономерности своего формирования в едином целом, но и, осознавая себя как индивидуальность, намечает программу своего дальнейшего личностного развития (24).
Начальный этап модернизации отечественной системы образования вызвал интенсификацию учебной нагрузки, что в сочетании с социально-политическими, экономическими и нравственными проблемам современного общества привело к небывалому росту невротизации школьников, развитию у них психосоматических и вегетативных расстройств. Перегрузка психики учащегося негативно сказывается на состоянии его здоровья, вызывая школьную дезадаптацию. Это обусловливает необходимость разработки и апробации инновационных технологий и моделей школьного физического воспитания, адекватных конкретному индивидуально-возрастному развитию учащихся. (Пути решения этой проблемы рассматриваются в пп. 1.2,1.3) (25,159,192,211).
Важнейшим элементом физической культуры является двигательная культура, включающая в себя основные способы перемещения в пространстве, преодоления препятствий, выполнения двигательных действий с предметами, что необходимо для формирования и развития кондиционных качеств ребёнка. Овладение курсом физической культуры может обеспечить каждому человеку необходимую базу, без которой невозможно эффективное осуществление процессов жизнедеятельности независимо от того, чем будет ребёнок заниматься в дальнейшем (81,111).
Таким образом, следуя парадигме современного отечественного образования, в преподавании предмета «Физическая культура» необходимо акцентировать внимание на преодолении единообразия форм физического воспитания; на изменении сути педагогических отношений, на переход от подчинения к сотрудничеству ученик и учителя ; на выбор средств и методов обучения, адекватных физическим возможностям каждого школьника и отвечающих его интересам и склонностям; на обеспечении всем школьникам доступа к ценностям физической культуры. Более подробно эти проблемы будут рассмотрены в п. 1.4.
- 2. Учебная нагрузка и работоспособность.
Охрана здоровья детей требует строгого нормирования различных видов их деятельности и правильной организации режима суток. Это не значит, однако, что школьники вообще не должны утомляться. Наоборот, до определённого предела напряжение функциональных систем, временное снижение полноценности функции – утомление – необходимо. Без этого не будет совершенствования функциональных систем, становления нового уровня регулирования, долговременной адаптации учащихся к умственной и физическим нагрузкам. Важно оградить учащихся от чрезмерного утомления, рационально организовать учебные занятия, повысить двигательную активность и обеспечить эффективный отдых. Исследования, выполненные М.В.Антроповой по нормированию учебной деятельности учащихся, преимущественно – продолжительности самостоятельных учебных занятий по подготовке домашних заданий, показали, что в условиях организации работы, отдыха и питания учащихся, отвечающих требованиям гигиены, наиболее эффективная продолжительность подготовки уроков составляет у учащихся 6-7 классов 2,5 часа. Вместе с тем, 150 минут активной работы с учётом времени перерывов (всего18 минут), являются и предельно допустимой продолжительностью работы, ибо после её завершения у учащихся регистрировались признаки острого утомления: нарастание произвольных перерывов, падение остроты зрения и электрической чувствительности, низкая умственная работоспособность. Установленные нормативы получили своё подтверждение при физиолого-гигиенической оценке организации обучения и учебной нагрузки школьников в условиях перехода школы на новое содержание образования. Колебания работоспособности в течение учебных занятий – её спады, а затем подъёмы – связаны с рядом причин. Среди них важную роль играют чередование уроков по степени сложности предмета, использование активных методов преподавания и технических средств обучения, и т.п. На 5-м уроке у младших школьников и 6-м уроке у старших школьников работоспособность снижена на 50% по сравнению с 1-2 уроками, поэтому уроки физической культуры как наиболее лёгкие следует проводить последними. Изменение уровней показателей умственной работоспособности зависит и от количества уроков, что отчётливо выражено в каждый из периодов учебного года.
При шести и даже пяти уроках в конце самоподготовки уровень показателей оказывается на 18-22% ниже, чем при четырёх уроках. Скорость работы оставалась относительно высокой до конца самоподготовки при 4 уроках и уменьшалась при 6 уроках. Подъёмы и спады показателей от часа к часу занятий в разные периоды учебного года демонстрировали перестройки в функциональном состоянии физиологических систем.
1.3. Педагогические аспекты изучения и
нормирования учебной нагрузки.
Практика работы школы и развитие педагогической науки в нашей стране показывают, что изучение учебной нагрузки школьников становится особенно актуальным в процессе перехода школы на новое содержание образования. Увеличение объёма и возрастание сложности учебной информации при относительно неизменном учебном плане школы (время, отводимое на изучение отдельных школьных предметов) выдвигают проблему обоснования оптимальной общей и учебной нагрузки школьников в число наиболее важных педагогических проблем. На начальном этапе при создании программ проблема нормализации учебной нагрузки решалась путём строгого отбора учебного материала. Многие вопросы на этом этапе решались на основе экспертных оценок, анализа опыта преподавания и тенденции развития данного учебного предмета, методики преподавания. Вместе с тем, целый ряд вопросов требовал экспериментального подтверждения, результаты которого и являлись критериями при определении глубины изучения того или иного раздела. К комплексному исследованию учебной нагрузки школьников методисты приступили, уже имея в отношении её педагогических аспектов определённые теоретические разработки, экспериментальные данные. Результаты теоретических исследований нашли отражение в работах А.С.Чеснокова, Е.К.Страута и И.М.Курдюмовой (1984г.). В этой работе выделены параметры, по которым можно оценить объём учебной нагрузки школьников.
Для количественной характеристики учебной нагрузки учащихся использовались следующие параметры:
1) число элементов знаний (понятия, термины, правила, факты, явления);
2) объём текста (учебник, дополнительная литература);
3) число заданий, выполняемых учащимися в процессе урока и дома;
4) объём учебного времени, необходимого для выполнения занятий, рекомендуемых программой;
5) объём учебного времени, используемый для систематического повторения, проверки и контроля знаний.
Анализ программ, учебников (учебных пособий), сборников задач и упражнений, тематического и поурочного планирования позволили дать характеристику учебной нагрузки учащихся по первым трём из числа перечисленных выше параметров. Это дало возможность судить об изменении нагрузки по классам и её распределении по неделям в течение учебного года.
В ходе экспериментальных исследований оказалось возможным выделить три группы психолого-педагогических факторов, влияющих на объём и содержание учебной нагрузки школьников. Первая из них определяет, характеризующие учебный процесс по данному предмету и включающие программу, учебники, планирование уроков, деятельность учителя и ученика, которые определяются принятой методикой обучения. Ко второй относятся факторы, определяющие условия обучения в конкретной школе (расписание уроков, внеклассной работы). Третью группу составляют факторы, характеризующие самого ученика с точки зрения сформированности учебных умений и навыков, а также уровня психического развития и физиологического состояния его организма. Разумеется, факторы, относящиеся к различным группам, взаимосвязаны между собой и эту связь необходимо учитывать, если рассматривать учебный процесс и сопутствующие ему явления в динамике.
В ходе комплексного исследования важно было получить качественную и количественную оценку того влияния, которое оказывает на общую нагрузку школьное расписание. Установленная неравномерность учебной нагрузки в течение недели подтверждается по параметрам: числу страниц учебного материала текста к числу заданий, выполняемых в классе и дома.
Решать вопрос о распределении нагрузки по дням недели следует с учётом данных, полученных физиологами о динамике работоспособности учащихся, об изменении физиолого-гигиенических показателей, которые характеризуют показатели их организма.
Более сложным является вопрос о причинах возникновения в ходе учебного процесса перегрузки в тех случаях, когда материал, изучаемый согласно программе, соответствует как учебному плану, так и возможностям учащихся.
Центральным звеном учебно-воспитательного процесса является урок. Поэтому важным становится вопрос о том, как следует строить урок, с тем, чтобы не допустить возникновения перегрузки учащихся. С этой целью в процессе комплексного исследования обращалось особое внимание на построение урока, его отдельные компоненты, на выявление того, какое влияние они могут оказать на объём домашней нагрузки учащихся.
Для устранения перегрузки учащихся домашней работой путём перенесения центра тяжести учебной нагрузки на урок нужны обоснованные расчёты времени на различные виды учебной работы, выполняемой в ходе приготовления домашнего задания по каждому предмету, с помощью которых учитель может регламентировать учебную нагрузку класса и каждого ученика в отдельности. Необходимо также выяснить, какую долю в утомляемость учащихся может вносить сама учебная работа, а в какую – различные преходящие факторы, сопровождающие процесс обучения: психическое и физиологическое состояние учащихся, которое является следствием несоблюдения физиолого-гигиенических норм в школе и дома, нежелание учиться, страх перед получением неудовлетворительной оценки и т.д.
Разрабатывая совместно с психологами рекомендации по оптимальному объёму, сложности и скорости изучения учебного материала на уроке и дома, планирование учебного процесса и совершенствуя методику обучения, методисты нуждаются в получении со стороны физиологов показателей нормативной работоспособности школьников, данных о том, какую же долю вносит сама учебная деятельность учащихся в их общую нагрузку.
1.4. ВОЗРАСТНЫЕ АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
И ИХ УЧЁТ В ПЛАНИРОВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ.