Содержание
ВВЕДЕНИЕ.3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ..6
1.1.Развитие речи у детей в онтогенезе в норме6
1.2.Развитие речи у детей с общим недоразвитием речи10
1.3.Характеристика развития словаря и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи13
Выводы.17
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ18
2.1. Основные задачи, организация и методики исследования..18
2.2. Содержание и результаты исследования..22
2.3. Обсуждение результатов.26
Выводы.32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…36
ПРИЛОЖЕНИЯ…38
Выдержка из текста работы
Согласно «Концепции дошкольного воспитания», воспитывать — значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей; обучать — давать детям возможность приобретать знания, умения и навыки и использовать их в жизни. Общей основой воспитания и обучения в детском саду является овладение речью. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Актуальность исследований, посвященных проблеме развития речи, определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития – мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Речь начинает активно формироваться уже в раннем возрасте и является основой для последующего речевого развития в дошкольном и школьном возрасте. Основные задачи развития речи в детском саду – воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.
В дошкольном возрасте овладение речью представляет собой центральную линию развития ребенка, поскольку меняет его отношение к окружающей среде, выводя из ситуационной зависимости (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, Д.Б. Эльконин и др.). Речевая система формируется и функционирует в неразрывной связи с развитием сенсорной, сенсомоторной, интеллектуальной, аффективно-волевой сфер ребенка (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, В.П. Зинченко и др.). Отклонения в овладении речью затрудняют общение с близкими взрослыми, препятствуют развитию познавательных процессов, отрицательно влияют на формирование самосознания (Р.Е. Левина).
К старшему дошкольному возрасту у детей должны быть сформирован все стороны речи, в том числе и лексико-грамматическая. При нормальном речевом развитии дети успешно овладевают лексикой как в количественном, так и качественном отношении, а также знают и используют в речи различные грамматические конструкции.
Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов.
В старшем дошкольном возрасте ребенок систематизирует грамматические формы по типам склонения и спряжения, усваивает многие единичные формы, исключения. В этот период значительно сокращается свободное использование морфологических элементов (словотворчество), так как ребенок овладевает не только общими правилами грамматики, но и более частными правилами, системой «фильтров», накладываемых на использование общих правил.
Таким образом, к школьному возрасту ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.
При нарушении речи формирование лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста идет особым путем. Формирование словарного запаса и грамматического строя речи аномальных детей в специальной психологической и педагогической литературе рассматривается в ряду важнейших задач их речевого развития. Своеобразие развития словарного состава и грамматического строя речи при общем ее недоразвитии показано в исследованиях Р.Е.Левиной, В.К.Орфинской, Н.Н.Трауготт и других.
Впервые научное объяснение такому отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи, было дано Р.Е.Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г.И.Жаренковой, Г.А.Каше, Н.А.Никашиной, Л.Ф.Спировой, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, А.В.Ястребовой и др.) в 50-60-е гг. XX в.
Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи.
Общее недоразвитие речи — это неравномерный, замедленный процесс овладения языковыми средствами родного языка. Дети не овладевают самостоятельной речью, и с возрастом эти расхождения становятся все более заметными. Как показывают исследования Н.С.Жуковой, Е.М.Мастюковой, Т.Б.Филичевой, время появления первых слов у детей с общим недоразвитием речи не имеет резкого отличия от нормы. Однако сроки, в течение которых дети продолжают пользоваться отдельными словами, не объединяя их в двухсловное предложение, различны. Основными симптомами дизонтгенеза речи являются стойкое и длительное отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам, воспроизведение в основном открытых слогов, укорочение слова за счет пропуска его отдельных фрагментов.
Дети с ОНР имеют ограниченный словарный запас, у них наблюдается расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление экспрессивной лексики — парафазии, нечеткие представления о родовых отношениях, трудности дифференциации понятий, различия в объяснении значения существительных, прилагательных и глаголов.
Несформированность грамматических представлений (трудности словоизменения, согласования прилагательного с существительным в косвенных падежах, правильного употребления падежных и родовых окончаний и т.д.) у детей в дальнейшем приводит к трудностям в овладении письменной речью в школе.
В педагогике к исследованию формирования лексико-грамматической стороны речи обращены работы таких авторов, как Г.И. Жаренкова, М.М. Конина, Р.И.Лалаева, Л.Ф.Спирова, А.Г. Тамбовцева, А.В.Ястребова и др. Сравнительный анализ развития лексико-грамматической стороны речи при нормальном и нарушенном речевом развитии представлен в работах Лалаевой Р.И., Серебряковой Н.В.
В отечественной логопедии накоплен достаточный теоретический, практический и методический материал по изучению и развитию лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР.
Необходимость изучения и обобщения имеющихся данных об особенностях формирования лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи обусловили выбор темы исследования.
Цель исследования – изучить и обобщить особенности формирования лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Объект исследования – развитие лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста при нормальном речевом развитии.
Предмет исследования – особенности формирования лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Задачи исследования:
1. Проанализировать лингвистическую, психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования лексико-грамматической стороны речи в дошкольном возрасте.
2. Изучить сущность понятия «общее недоразвитие речи», рассмотреть особенности развития речи при ОНР третьего уровня.
3. Рассмотреть особенности формирования лексико-граматической стороны речи у детей с общи недоразвитием речи третьего уровня.
Для решения поставленных задач использовались теоретические методы исследования: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка литературы.
Глава 1. Формирование лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста
1.1. Понятие лексико-грамматической стороны речи в современной психолого-педагогической и лингвистической литературе
Становление и развитие русского языкознания связаны с такими именами ученых в области лингвистики, как М.В. Ломоносов, А.Х. Востоков, В.И. Даль, А.А. Потебня, А.А. Шахматов, Д.Н. Ушаков, А.М. Пешковский, Л.В. Щерба, В.В. Виноградов, С.И. Ожегов, А.А. Реформатский, Л.Ю. Максимов. Каждый из них внес вклад в изучение русского языка, в том числе лексико-грамматической стороны речи.
М.В. Ломоносов создал первую научную российскую грамматику («Российская грамматика», 1757). В ней он, исследуя язык, устанавливает грамматические и орфоэпические нормы, причем делает это не умозрительно, а на основе своих наблюдений над живой речью. М.В. Ломоносов первый разработал научную, классификацию частей речи [16].
М.В. Ломоносов создал знаменитую теорию «трех штилей». Высоким стилем предписывалось писать оды, героические поэмы, торжественные «слова о важных материях». Средний стиль был предназначен для языка театральных пьес, сатир, стихотворных дружеских писем. Низкий стиль — стиль комедий, песен, описаний «обыкновенных дел». В нем нельзя было употреблять высокие церковнославянские слова, предпочтение отдавалось собственно русским, подчас простонародным словам.
М.В. Ломоносов своей теорией………
Список литературы
1. Виноградов, В. В. Исследования по русской грамматике. Избранные труды [Текст] / В. В. Виноградов. — М. : Наука, 1975. — 559 с.
2. Виноградов, В.В. Лексикология и лексикография. Избранные труды [Текст] / В.В. Виноградов. — М. : Наука, 1977. — 304 с.
3. Волкова, Г.А Логопедическая ритмика [Текст]: учебное пособие / Г.А. Волкова. – М.: Просвещение, 1985.
4. Герасименко, Ю.В. Исследование состояния общей моторики у детей третьего года жизни с отклонениями в речевом развитии [Текст] / Ю.В. Герасименко // Логопед в детском саду. — 2005. — №4. — С.17-22.
5. Гончарова, В.А. Нарушения словообразования у дошкольников с ФФН и с ОНР [Текст] / В.А. Гончарова // Логопед в детском саду. – 2005. — №1. – С.9-15.
6. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования [Текст]: метод. пособие / О.Е. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 96 с.
7. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы [Текст]: сб. методических рекомендаций. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
8. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]: кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2005. – 320 с.
9. Иллюстрированный энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. А.П. Горкин. — М., 1995. — С.255.
10. Интеграция специалистов при коррекции речевых нарушений у детей [Текст] / Под ред. М.А. Поваляевой. – Ростов н/Д.: РГПУ, 2001. – 138 с.
11. Картушина, М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду [Текст] / М.Ю. Картушина. — М.: Сфера, 2005. – 192 с.
12. Кныш, В.А. Логоритмические минутки. Тематические занятия для дошкольников [Текст] / В.А. Кныш, И.И. Комар, Е. Б. Лобан, Ю.В. Дудик. – Мн.: Аверсэв, 2008. – 188 с.
13. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст]: учебник / Т.А. Куликова. – М., 1999. – 232 с.
14. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст] / Р.И. Лалаева. — М.: Владос, 1999. — 224 с.
15. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды [Текст] / Ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. – М.: АРКТИ, 2005. – 224 с.
16. Лекант, П.А. Современный русский литературный язык [Текст] / Под ред. П.А. Леканта. — М. : Высш. шк., 2004. — 462 с.
17. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев. — М. : Прометей, Юрайт, 1998. — 464 с.
18. Логопедия [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Владос, 1999. — 678 с.
19. Максакова, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок [Текст]: пособие для воспитателей дет. сада / А.И. Максакова. — М.: Просвещение, 1982. — 159с.
20. Методы обследования речи детей [Текст]: пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г.В.Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2005. – 240с.
21. Микляева, Н.В. Изменение родительских установок на процесс коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи [Текст] / Н.В. Микляева // Логопед. – 2008. — №5. – С.119-123.
22. Миронова, С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи [Текст] / С.А. Миронова. – М.: АПО, 1993. – 57с.
23. Нищева, Н.В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР [Текст] / Н.В. Нищева. – СПб.: Детство-Пресс, 2007. – 240 с.
24. Нищева, Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) [Текст] / Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 352 с.
25. Овчинникова, Т.С. Психомоторика дошкольников шести-семи лет с нарушениями речи [Текст] / Т.С. Овчинникова // Логопед в детском саду. — 2005. — №4. — С. 52-58.
26. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников [Текст] / Под ред. Т.В. Волковой. – М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. – 256 с.
27. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников [Текст]: учебно-метод. пособие / Ред. Т.В. Волосовец. — М.: Ин-т общегуманитарных исследований; М.: В. Секачев, 2002. — 256 с.
28. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей [Текст] // Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи: Коррекция нарушений речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова и др. – М.: Просвещение, 2008. – С.72-117.
29. Реформатский, А.А. Введение в языковедение [Текст] / А.А. Реформатский. — М. : Аспект Пресс, 2001. — 536 с.
30. Русская грамматика. Т. 1. Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология [Текст] / Ред. кол. Н. Ю. Шведова. — М. : Наука, 1980. — 783 с.
31. Свободина, Н.Г. Логопед и родители: как правильно строить взаимоотношения [Текст] / Н.Г. Свободина // Логопед. – 2007. — №2. – С.4-9.
32. Степанова, Е.А. Организация логопедической работы в ДОУ [Текст] / Е.А. Степанова. – М.: Сфера, 2004. – 112 с.
33. Тихонов, А.Н. Современный русский язык: Морфемика. Словообразование. Морфология [Текст] / А. Н. Тихонов. — М. : Цитадель-трейд, 2002. — 464 с.
34. Ткаченко, Т.А. Дневник воспитателя логопедической группы [Текст] / Т.А. Ткаченко. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2002. – 56 с.
35. Филичева, Т.Б. Нарушения речи у детей [Текст] / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Профессиональное образование, 1993. — 232с.
36. Филичева, Т.Б. Основные направления коррекционной работы [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина // Логопедия: Методическое наследие / Под ред. Л.С. Волковой. В 5 кн. – М.: Владос, 2003. – Кн.5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. – С.158-167.
37. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст]: практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 224 с.
38. Фомина, М. И. Современный русский язык. Лексикология [Текст] / М.И. Фомина. — М. : Высш. шк., 1983. — 335 с.
39. Хватцев, М.Е. Логопедия: Работа с дошкольниками [Текст]: книга для родителей / М.Е. Хватцев. — М.: АСТ, 2002. — 266 с.
40. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст] / Г.Р. Шашкина. — М.: Академия, 2003. — 240 с.
41. Шашкина, Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: учеб. пособие для студ. вузов [Текст] / Г.Р. Шашкина. — М.: Академия, 2005. — 192 с.
42. Щерба, Л.В. О частях речи в русском языке [Текст] / Л. В. Щерба // Языковая система и речевая деятельность. — Л. : Наука, 1974. — С. 77-100.