Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
Глава 1. Понятие и сущность логистики в производственном менеджменте5
1.1. Понятие логистики5
1.2. Государственное регулирование в логистических системах7
1.3. Теоретическое использование, эффективность и перспективы развития логистических систем9
Глава 2. Анализ логистических процессов на примере ОАО «Авангард»19
2.1. Организационно экономическая характеристика предприятия19
2.2. Анализ логистической системы предприятия22
2.3. Расчет потребности в материальных ресурсах26
Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию системы логистики31
3.1. Предложения по совершенствованию системы логистики31
3.2. Расчет экономической эффективности использования материальных ресурсов предприятия34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ50
Выдержка из текста работы
Термин «распределение», использованный в названии изучаемой функциональной области логистики, имеет широкое применение, как в науке, так и в практике. Толковый словарь современного русского языка гласит, что распределить — это значит разделить что-либо между кем-либо, предоставив каждому определенную часть. Например, распределяют полученную сумму дохода между предприятием, государством и различными фондами; распределяют полученную сумму прибыли между членами акционерного общества.
В экономике распределение — это фаза воспроизводственного процесса: сначала надо произвести материальные блага, а затем распределить их, то есть выявить долю каждого производителя в созданном богатстве.
В логистике под распределением понимается физическое, ощутимое, вещественное содержание этого процесса. Закономерности, связанные с распределением прав собственности, здесь также принимаются во внимание, однако не они являются основным предметом исследования и оптимизации. Главным предметом изучения в распределительной логистике является рационализация процесса физического распределения имеющегося запаса материалов. Как упаковать продукцию, по какому маршруту направить, нужна ли сеть складов, нужны ли посредники — вот примерные задачи, решаемые распределительной логистикой.
Актуальность данной работы обусловлена развитием международных торговых связей предприятий РФ. Создание устойчивой, гибкой и эффективной структуры продвижения продукции от покупателя к поставщику при осуществлении внешнеэкономической деятельности — одна из важнейших (и в тоже время самых сложных) задач предприятия, осуществляющего международную торговлю.
Цель работы — рассмотреть организацию распределительной логистики.
В соответствии с поставленной целью рассмотрим следующие задачи:
изучение теоретических основ распределительной логистики;
изучение задач распределительной логистики в процессе организации товародвижения;
изучение современного состояния канала распределения в России.
Объектом исследования является логистика.
Предметом исследования является распределительная логистики.
Для решения поставленных в работе задач использовались следующие методы исследования: статистический, логического анализа, графического предоставления данных в виде таблиц.
В качестве теоретической базы использовались труды российских ученых: А.М. Гаджинского, Б.А. Аникина и других.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретическая основа распределительной логистики
.1 Понятие и функции распределения
Поставщик и потребитель товаров представляют собой две микрологистические системы, связанные между собой логистическим каналом или каналом распределения.
Канал распределения — это совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другому право собственности на конкретный товар или услугу на пути от производителя к потребителю. Логистический канал — упорядоченное множество различных посредников, осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до потребителя.
Использование каналов распределения приносит производителю определенные выгоды, так как обеспечивает продажу продукции наиболее эффективными способами, позволяет доводить продукцию до целевых рынков, экономит затраты на распределение.
Организации или лица, составляющие канал, выполняют ряд функций. В период заключения сделок — сбор информации, необходимой для обеспечения движения товаров по каналу, принятие на себя рисков, связанных с функционированием канала. В период завершения сделок — организация товародвижения (транспортировка и складирование), изыскание и использование финансовых средств для обеспечения движения товаров по каналу, принятие на себя рисков, связанных с функционированием канала. [1]
Непосредственно процесс распределения осуществляется путем реализации следующих видов работ: обработка заказов, складирование продукции и поддержание товарно-материальных запасов, транспортировка товаров к местам потребления.
Обработка заказов включает в себя: получение заказа от потребителя, рассылку информации о заказе заинтересованным подразделениям предприятия, принятие решения о производстве продукции. Если нужные потребителю товары имеются на складе, то производится их отгрузка. Если товары на складе отсутствуют — производству передается заказ на их изготовление.
Складирование. После завершения производственного процесса предприятие вынуждено хранить товар до его отгрузки. Это обусловлено тем, что циклы производства и потребления редко совпадают.
Предприятие может выбрать разные формы хранения готовой продукции:
часть товара может храниться на складе предприятия, часть — на складах в районах потребления продукции;
вся изготовленная продукция может храниться на складах предприятия;
предприятие может арендовать место на складах общественного пользования;
для хранения товаров могут использоваться склады длительного хранения или транзитные склады.
Поддержание товарно-материальных запасов. Для бесперебойного обеспечения потребителя необходимыми ему товарами предприятие-изготовитель создает запасы товарно-материальных ценностей, которые хранятся на складах предприятия или в районах потребления. Запасы поддерживаются на уровне, предусмотренном специальными нормативами.
Завершающим этапом процесса реализации является транспортировка товара к месту потребления и доставка его потребителю на предусмотренных договором (контрактом) условиях.
Ниже приведена схема, отражающая процесс построения структуры каналов распределения (рисунок 1).
Рис. 1. Процесс формирования системы каналов распределения оптовой компании как части единой логистической сети
Как видно из приведенной схемы, при построении системы каналов сбыта предприятия оптовой торговли должны учитывать такие особенности своего бизнеса, как характеристики своей фирмы, товара, целевых конечных потребителей, а также уже существующих конкурентов
.2 Сущность и функции распределительной логистики
Для удовлетворения требований заказчика к качеству, своевременности поставок и ценам вся деятельность предприятия должна быть согласована и ориентирована на потребителей.
Продукция, готовая к потреблению, должна быть своевременно, с минимальными затратами и без ущерба для качества доставлена в требуемом количестве в оговоренные сроки к тем потребителям, которые проявили на нее спрос. Функциональная область логистики, относящаяся именно к распределению продукции, и называется распределительной логистикой.
Границы распределения в отечественной экономической науке впервые очертила М.Е. Залманова, предложив под распределением понимать упаковку продукции; экспедирование: управление сбытом; хранение на складе готовой продукции поставщика; складское хозяйство для готовой продукции; транспортировку до склада — транспортное хозяйство для перевозок готовой продукции.
Логистика в сфере распределения представляет собой комплекс стратегических, организационных, финансовых и других мер, тесно связанных между собой в гибкую систему управления материальными, информационными, финансовыми и другими потоками в непроизводственный период.
Несмотря на то что в последние 10-15 лет на Западе в связи с бурным прогрессом логистики несколько сместились и «размылись» границы между сбытом, маркетингом и логистикой, а распределительные функции все больше отождествляют с маркетинговыми и логистическими, в зарубежной литературе в настоящее время все еще нет четкого разграничения целей и функций сбыта (распределения) и маркетинга. Большинство авторов придерживается мнения, что распределительные функции являются частью маркетинга фирмы. В то же время ряд отечественных исследователей считает, что основным отличием распределительной деятельности от маркетинговой является наличие для сбыта (распределения) установившейся товаропроводящей сети и хозяйственных связей по поставкам (продаже) готовой продукции потребителям. Для маркетинга же характерно увеличение объемов продаж путем освоения новых сегментов рынков или расширения имеющихся за счет изменения ассортимента готовой продукции, улучшения политики продвижения товаров и т. п.
В отличие от того, что понимается под распределением продукции в административно-командной системе (т. е. предоставление права собственности на распределяемый товар), в логистике это физическая доставка товара потребителю.
При этом, как правило, процесс розничной продажи в логистике не рассматривается, так как эффективность процесса зависит в основном от факторов, лежащих за пределами логистики.
Общая единая операция «физического распределения» состоит из элементарных операций, которые в свою очередь могут быть объединены в комплексные (групповые) операции.
Для практического выполнения операций по физическому распределению продукции могут быть привлечены как соответствующие подразделения фирмы-производителя, занимающиеся сбытом, так и специализированные фирмы-посредники, занимающиеся выполнением тех или иных физических операций. Из соображений организационного и эксплуатационного удобства эти фирмы чаще всего выполняют несколько приведенных функций.
В соответствии с этим под физическим распределением пони-г мается деятельность по планированию, организации и контролю за физическим перемещением материалов и готовых изделий от места их происхождения к местам использования с целью удовлетворения требований потребителей и получения прибыли.
Таким образом, если под логистикой понимать науку об yпpaвлении экономическими потоковыми системами, а под распределением — совокупность коммерческого, канального и физического распределения готовой продукции и услуг, то распределительная логистика — это процесс управления коммерческим, канальным и физическим распределением готовой продукции и услуг с целью удовлетворения спроса потребителей и извлечения прибыли.
Распределительная логистика базируется на следующих принципах:
. Координация всех процессов товародвижения, начиная с начальных операций товаропроизводителя и заканчивая сервисом потребителя.
. Интеграция всех функций управления процессами распределения готовой продукции и услуг, начиная с определения целей и заканчивая контролем.
. Адаптация коммерческого, канального и физического распределения к постоянно меняющимся требованиям рынка и в первую очередь к запросам покупателей.
. Системность как управление распределением в его целостности и взаимозависимости всех элементов сбытовой деятельности.
. Оптимальность как в соотношении частей системы, так и в режиме ее функционирования.
. Рациональность как в организационной структуре, так и в организации управления.
Организованная в соответствии с перечисленными принципами распределительная логистика обладает такими свойствами, как эмержентность, синергизм и конгруэнтность.
Эмержентноапь — способность порождать системный эффект от оптимальной координации деятельности
Синергизм заключается в наличии комплексных функций, полнота реализации которых и позволяет получить свойства системы, которыми не обладают ее элементы.
Конгруэнтность — соразмерность (соответствие) элементов распределительной логистики между собой и с целями системы.
Анализ тенденций развития современной экономики показывает все возрастающую роль сферы обращения и сбыта. Поэтому значение распределительной логистики особенно возрастает. Это означает, что производители товарной продукции, особенно крупные, будут стремиться все больше закупать и все меньше производить самостоятельно. Например, по данным швейцарского банковского объединения, проводившего исследования ряда машиностроительных и металлообрабатывающих фирм, на закупки у других предприятий приходится около 40 % всего оборота этих фирм. Этот показатель имеет тенденцию к возрастанию. [5]
Экономическая природа распределительной логистики может быть исследована более полно, если наряду с ее функциями рассмотреть задачи и методы их решения.
Основными задачами распределительной логистики являются:
. Максимизация прибыли предприятия при более полном удовлетворении спроса потребителей.
. Эффективное использование производственного аппарата предприятия за счет оптимальной загрузки производственных мощностей заказами потребителей.
. Рациональное поведение на рынке с учетом его постоянно меняющейся конъюнктуры.
Глава 2. Задачи распределительной логистики в процессе организации товародвижения
.1 Выбор торговых посредников в канале товародвижения
Выбор торговых посредников в канале товародвижения является ответственным.
Если организация, взвесив все «за» и «против», решила реализовывать свой товар через посредника, то перед ней встает вопрос выбора этого самого посредника (или посредников — оптовых и розничных).
Факторы, которые необходимо учитывать при выборе посредника:
имеет ли посредник выход на целевой рынок;
сможет ли он удовлетворить потребности клиентов, предоставляя им товары и услуги;
сможет ли он обеспечить достаточный оборот товаров, чтобы они не лежали на складе;
имеет ли он возможности для хранения товаров;
достаточно ли он настойчив в продвижении ваших товаров и услуг;
сможет ли он работать в условиях конкуренции;
будет ли он работать с вами;
каково его финансовое положение;
каковы его управленческие способности.
После выбора посредников, подходящих, необходимо убедить их, что организация им тоже подходит. Для этого целесообразно подготовить и представить посреднику следующую информацию:
преимущества ваших товаров перед товарами конкурентов;
потребности клиентов, которые будут удовлетворены с помощью ваших товаров;
результаты исследования рынка, проведенного вами;
предполагаемый объем реализации ваших товаров;
способы стимулирования сбыта ваших товаров;
какую выгоду сможет получить посредник от сотрудничества именно с вами.
Следует отметить, что существуют два основных способа заинтересовать посредников работой с вашим предприятием.
Протягивающее распределение. При использовании данного метода производитель напрямую стимулирует спрос потребителя на продукт. Таким образом, конечный потребитель, заинтересовавшись товаром, начинает спрашивать его у посредника, а у того не остается иного выхода, кроме как включить этот товар в свой ассортимент.
Проталкивающее распределение. При проталкивающем распределении производитель стремится заинтересовать товаром не потребителей, а посредников, путем:
привлечения внимания к прибыльности продукта через рекламу и представителей, информирующих торговлю;
увеличения прибыльности продукта для торговли за счет торговых наценок, особых условий сделок, премии за высокий объем продаж и временных стимулирующих мероприятий.
Итак, для того, чтобы выстроить систему сбыта товаров в соответствии со всеми правилами, необходимо:
Установить цели сбыта, связав их с целями всего вашего предприятия и отдельных его подразделений;
Определить интенсивность распределения вашего товара, ориентируясь на заинтересованность потребителей в его покупке, желаемый объем продаж и емкость рынка;
Определить длину канала распределения, сопоставив все достоинства и недостатки прямого и косвенного каналов сбыта, а также взвесив свои силы и возможности по организации канала сбыта и выполнению всех посреднических функций;
Выбрать посредника (или посредников), способного успешно продавать ваш товар и согласного работать с вами;
Заинтересовать посредника (посредников) работой с вами и вашим товаром с помощью воздействия непосредственно на него, либо на конечных потребителей вашего товара.
.2 Сущность и цели проектирования канала движения
Управление логистическими процессами для любого торгового предприятия является жизненно важным. Требования клиентов по срокам и качеству поставки продукции ежедневно ужесточаются и оптимизация логистических цепочек, контроль исполнения обязательств по поставкам являются основными условиями выживаемости на конкурентном рынке.
Системы, поддерживающие процесс управления логистической сетью, позволяют оптимизировать цепочку поставок и легко адаптировать ее к рыночным изменениям. Это позволяет оперативно включать в существующие бизнес-процессы новых клиентов, партнеров, дополнительные собственные подразделения.
Объектом изучения являются материальные потоки в торговле, а также логистические системы, обеспечивающие продвижение этих потоков к конечному потребителю.
Предметом изучения является оптимизация процессов управления материальными потоками в торговле, а также оптимизация логистических систем, обеспечивающих продвижение материальными потоками в торговле к конечному потребителю. [13]
Качественное планирование логистической системы сегодня становится залогом ее успешного функционирования. Внешнее планирование предусматривает процесс проектирования цепочки поставок, что значительно повышает прозрачность деятельности и позволяет моделировать различные схемы движения продукции. Планирование сбыта и снабжения внутри предприятия (внутреннее планирование) обеспечивает оптимальные механизмы поставок продукции клиентам, включая планирование ресурсов и товарных запасов на промежуточных этапах. Инструменты совместного планирования с партнерами обеспечивают оперативность и непротиворечивость деятельности, исключая возможность дублирования или срыва поставок. Кроме того, возможность планирования транспортировки продукции позволяет разрабатывать оптимальные маршруты с резервированием транспорта, человеческих ресурсов, с учетом особенностей доставки, в том числе таможенных терминалов и особенностей дорожного покрытия в сельской местности. [3]
Классическая экономика традиционно не придавала должного значения размещению инфраструктурных подразделений и проектированию инфраструктурной сети в целом. Проектирование инфраструктурной сети — главная обязанность логистических менеджеров, так как эта сеть обеспечивает доставку товаров потребителям. К числу типичных объектов логистической инфраструктуры относятся производственные предприятия, склады, погрузочно-разгрузочные терминалы и магазины розничной торговли. Определение необходимого количества объектов каждого типа, их географического местоположения и хозяйственных функций составляет существенный элемент всей деятельности по формированию (проектированию) логистической инфраструктуры. В особых случаях ведение операций на таких предприятиях может быть передано сторонним специалистам, оказывающим соответствующие услуги. Вне зависимости от того, кто реально выполняет эту работу, все инфраструктурные подразделения должны рассматриваться в процессе управления как интегрированные элементы логистической системы фирмы.
В России огромное количество потоков сырья, материалов, запасных частей, комплектующих, незавершенного производства, готовой продукции, ежедневно проходящие через логистические системы предприятий по всей стране, придают проблеме управления ими первостепенную важность. На современном этапе российские предприятия пересматривают существующие системы управления, внедряют новые информационные системы управления, проводят реорганизацию бизнеса на основе современных методов реинжиниринга, внедряют специализированные системы повышения производительности труда, управления производством.
Таким образом, логистическая организация торговых процессов представляет собой построение систем товародвижения с высокой степенью согласованности участников в осуществлении продвижения материальных потоков от конечного производства до конечного потребления (согласованность экономических интересов, применяемых технологий и техники, применяемых методов и систем планирования).
Сегодня на ряде российских торговых предприятий степень подобной согласованности весьма низкая, что подтверждается следующими фактами:
участники процесса товародвижения, как правило, не имеют единой цели при выполнении работ на своем участке. Каждый действует для достижения цели «максимум собственной прибыли». Отсутствует субъект товародвижения, ставящий цель «максимизация суммарной прибыли всех звеньев цепи товародвижения». Отсутствие согласованности объясняется также отсутствием систем, обеспечивающих участников критериями принятия оптимизационных решений по системам товародвижения в целом;
отсутствуют информационные системы, позволяющие осуществлять диспетчеризацию материальных потоков в товародвижении со степенью детализации, необходимой для логистики (например, для материальных потоков: где находится в данный момент единица товара (ящик, контейнер, машина, водитель), куда направляется, с какой скоростью движется. Для информационных потоков: где находятся документы, как быстро они будут оформлены);
применение согласованного управления требует высокой степени научной подготовки персонала, осуществляющего планирование и управление материальными потоками.
Фактически каждая торговая организация сегодня должна иметь сотрудников, способных не просто применять нормативы для регулирования торговых процессов, а умеющих решать сложные оптимизационные задачи и в то же время знакомых с товародвижением, коммерческой деятельностью, организацией торговых процессов и другими дисциплинами торговли.
Эти два процесса: изменение торговых каналов и развитие торговых марок — очень взаимосвязаны и определяют один другого в значительной степени. Вот наиболее важные тенденции развития каналов, которые оказывают существенное влияние на брэндинг.
Сокращение промежуточных звеньев распределительной цепочки. Стремление к сокращению числа посредников в цепочке распределения присутствует как на одном ее конце (у производителей), так и на другом (у розницы). Крупнейшие розничные операторы, такие как Копейка, Пятерочка вкладывают значительные средства в строительство своих собственных распределительных центров. У Копейки свыше 80% всего ассортимента идет через собственные распределительные центры, что означает, что эта сеть очень мало зависит от оптового звена: производители имеют возможность напрямую делать поставки в сеть. Распределительный центр площадью 30 тыс. кв. м., оснащенный самыми современными технологиями, построила Пятерочка. С другой стороны, производители, используя возможность сокращения торговых наценок в канале и открывающуюся возможность большего контроля цен, организуют прямые поставки в розницу — как сетевую, так и одиночные магазины. Так, например, действуют Ладога, Черкизовский и другие производители.
Другой тенденцией в каналах распределения становится совершенствование транспортной составляющей каналов для уменьшения сроков хранения и реализации товаров, сокращение численности персонала, повышение прибыли производителя и качества информации о движении товара. Поставки день-в-день или на утро следующего дня становятся нормой для поставщиков.
Владельцы марки в последнее время усиливают контроль за ценовой политикой. Задача единого ценообразования была поставлена во главу угла, когда Ледово приняло решение об открытии пяти логистических центров: в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Краснодаре и Киеве. Крупные компании-владельцы торговых марок продвигаются по пути создания собственных систем распределения: например собственную сеть магазинов Jay Jeans строит компания Глория Джинс, Шатура активно открывает магазины под таким же названием, компания Эффко владеет несколькими торговыми домами — эти примеры можно перечислять и дальше. Помимо управления конечной розничной ценой, собственные розничные сети способны существенно повысить узнаваемость брэнда, популярность торговой марки.
Новой тенденцией стали изменения в количестве и качестве свободного времени потребителей. Сегодня многие из нас очень заняты и это очень отражается на выборе нами тех мест, где мы совершаем покупки. Экономия времени становится не менее важной, чем экономия денег. И типичный потребитель теперь посещает один, в редких случаях два магазина. Поэтому и пользуются популярностью такие торговые центры как Мега — где покупатель может совершить разные покупки, не покидая относительно небольшую территорию центра. Результаты последних исследований показывают, что хотя решение о месте расположения торговой точки остается жизненно важным, основным фактором, влияющим на выбор потребителя, является удобство, определяемое легкостью и быстротой доступа к товарам. Существенным фактором стала всеобщая автомобилизация. Воскресный поход за покупками превратился в повседневный факт жизни, потому что в будни оба партнера работают. И часто эти совместные выезды рассматриваются как отдых. Другим важным фактом нашей жизни становится появление Интернет-магазинов, благодаря которым мы можем делать покупки семь дней в неделю, 24 часа в сутки, не выходя из дома. Все эти факты свидетельствуют о том, что значение каналов распределения изменяется в зависимости от способов проведения потребителями свободного времени.
Очень важной тенденцией является увеличение ширины каналов, используемых владельцами марок, при уменьшении глубины. Уменьшение глубины происходит за счет сокращения промежуточных звеньев, а расширение каналов дает возможность увеличения сбыта от использования «новых» каналов: Интернет, автоматы, различные ассоциации оптовиков и розницы и пр. Когда несколько лет назад производитель конфет «Коркунов» принял решение об использовании широкой сети каналов, это решение многие эксперты оценивали негативно: продажа конфет ценовой категории выше среднего в палатках и ларьках могла повредить позиционированию этой марки. Результаты работы с «нетрадиционными» каналами полностью оправдали ожидания.
Рост влияния розничных сетей — этот фактор невозможно не отметить. Увеличивающие объемы продаж в сетях дают им возможность оказывать давление на поставщиков для снижения отпускных цен и введения новых «сборов». Каждая продовольственная сеть имеет жесткую систему отбора поставщиков, что хорошо иллюстрирует система требований Перекрестка, и регулярно проводит программы, направленные на снижение отпускных цен поставщиков за счет определенных объемов продаж в сети — такова программа Пятерочки.
Глава 3. Современное состояние распределительной логистики в России
.1 Особенности формирования канала распределения в России
распределительный логистика товародвижение торговый
В ходе научно-технического прогресса основным развивающимся объектом является совокупность средств труда и применяемых технологий.
Основными слагаемыми эффекта от внедрения логистики считаются:
снижение транспортных расходов;
максимальное использование площади и объема розничных торговых предприятий и оптовых торговых предприятий;
ускорение оборачиваемости капитала;
сокращение затрат, связанных с грузопереработкой.
В настоящее время сформировалось несколько концепций внедрения логистических систем на предприятиях, однако общепризнанной теории проектирования логистических систем как в России, так и за рубежом не выработано. В этих условиях проводятся диагностический анализ, оценка проблемной ситуации и сравнение с существующими представлениями о том, каким образом должна функционировать логистическая система, разрабатывают и внедряют программу по ее реорганизации.
Часто попытки прямого внедрения логистической системы заканчиваются неудачно, с очень большими инвестициями, что порождает цепочку других проблем. Отмеченные обстоятельства обостряют потребность в более глубоком рассмотрении процесса проектирования логистической системы, а именно с позиций системного анализа, системного проектирования при помощи технологий моделирования.
Логистические процессы является составной частью системы управления предприятием, поэтому от скорости, мощности и надежности прохождения материально-информационных потоков по логистической цепи зависят степень удовлетворенности потребителей, прибыль и оборачиваемость оборотных средств. Опосредованно качество проектных работ при создании логистических систем на предприятии определяет уровень развития и конкурентоспособность предприятия по сравнению с другими участниками цепи поставок.
В результате систематизации и исследования данных по информационным, маркетинговым и интегральным логистическим концепциям, выявляются их сильные, и слабые стороны, особенности, предметная ориентация и возможности развития.
Несмотря на то, что большое количество работ посвящено различным аспектам проектирования и реинжиниринга логистических систем (каналов, сетей), ряд некоторых принципиальных вопросов их анализа и синтеза остаются малоисследованными. К сожалению, помимо наличия теоретического обоснования необходимости проектирования логистических систем в большинстве работ отсутствуют прикладные разработки, позволяющие выявить и оптимизировать итоговый результат в конкретном случае. [2]
Эта проблема характерна не только на уровне отдельных предприятий, но и на уровне цепей поставок. Если в качестве примера рассматривать простейшее логистическое звено товародвижения — поставщик (склад поставщика), потребитель (склад потребителя) и связывающий их транспорт (перевозчик), то основной зависимостью, отражающей интересы поставщика, является формула для расчета оптимальной партии заказа или формула Уилсона. Однако, эта формула допускает различные интерпретации, поскольку основные элементы могут быть учтены различными способами в зависимости от следующих факторов:
кто осуществляет перевозку (поставщик, потребитель или посредник (аутсорсинг);
как рассчитываются затраты при хранении (пропорционально половине поступившей партии поставки или в зависимости от ее максимальной величины);
как учитывается добавленная стоимость за транспортировку и организацию заказа в цене единицы продукции, поступившей на склад потребителя.
В зависимости от значения данных факторов механизм проектирования подобной системы будет меняться. Будут меняться и условия, в которые возможно проектирование логистической системы.
Можно привести следующие примеры, когда необходимо провести реорганизацию логистической системы.
в виду удачно проведенных маркетинговых мероприятий, происходит рост обслуживаемой клиентской базы, ее территориальная разобщенность и разница в объемах заказов. Основой обеспечения качественного сервиса для клиентов в таких условиях может быть только хорошо отлаженная система взаимодействия функциональных подразделений внутри компании, но она недостаточно организованна или не организованна совсем. Это вызывает увеличение временных, а за ними и финансовых издержек, в дальнейшем влечет за собой потерю части клиентов, которые устают ожидать в очередях погрузки со склада;
вследствие расширения деятельности компании появляется много новых внешних (поставщики, клиенты) и внутренних (филиалы, удаленные склады, территориальные подразделения) контрагентов. Возникает необходимость организовать единый информационный и материальный поток, а также оценить правильность выбора территориально-планировочных и организационных решений с точки зрения затрат на логистику.
в компании исторически сложился функциональный стиль управления. Есть хорошие специалисты, которые отвечают каждый за свой участок работы и хорошо с этим справляются. Но вот только как их управление сказывается на деятельности остальных участков компании — это их не сильно интересует, так как в задачи занимаемой ими должности это не входит.
каждый начальник территориального подразделения компании занимается логистикой по своему подразделению в рамках им самим определенных границ движения материального и информационного потока. Относительно этого подразделения вроде как не возникает проблем с логистикой. Но вот на стыке границ материальных и информационных потоков подразделений возникает огромное количество накладок. Причина этому — отсутствие единого управляющего механизма для общего корпоративного материального и информационного потока.
Последние несколько лет в России быстро идет процесс изменения системы дистрибуции. Если 3-5 лет назад покупатель готов был приобретать небрэндованный продукт, то сейчас у многих есть предпочитаемые производители или торговые марки по каждому из регулярно покупаемых товаров. Выбираем мы колбасу, молоко или бумажные салфетки — мы ориентируемся на наши уже сформировавшиеся предпочтения. С другой стороны идет процесс изменения форматов торговли как розничной, так и оптовой. Не так давно розничные торговые точки представляли собой многочисленные палатки и ларьки на улицах. Теперь это организованная розница в виде сетей магазинов, четко форматированная и концептуальная. И ошибками поставщиков является организация работы с различными форматами розницы, без проверки того, в каких именно торговых точках потребители ищут их продукцию. Оптовые компании из-за снижающейся маржи вынуждены повышать конкурентоспособность различных механизмов: более четкая специализация (например, на рынок HORECA или специализация на логистических функциях), работа под PL или развитие дополнительного сервиса (рисунок 2).
Рис 2. Изменения на рынках потребительских товаров
.2 Распределение сети в российской экономике
Современное экономическое развитие мира и страны характеризуется дальнейшей глобализацией и специализацией. Нарастающая глобализация бизнеса приносит российским предприятиям новые проблемы и испытания. Национальные границы уже не имеют такого большого значения, как раньше. Возрастает роль регионов со специфическими экономическими потребностями, географическим положением и инфраструктурой. Конкуренция на рынке становится все более жесткой, увеличивается ценовое давление со стороны покупателей. Потребителям, в связи со значительным расширением ассортимента и номенклатуры товаров, станет значительно проще сравнивать предлагаемые товары и услуги. [5]
Передовые компании создают региональные, межрегиональные, национальные, европейские и глобальные цепи закупок, производства и физического распределения, которые должны соответствовать постоянно возрастающим требованиям клиентов.
Сегодня мир развивается в направлении принципиально новой экономики, новых рыночных, отраслевых и корпоративных структур. Новая экономика характеризуется значительным повышением объема потребления и радикальным снижением издержек компаний в процессе производства товаров и услуг. Появление новых доступных услуг, товаров и каналов сбыта способствует бурному росту потребительского спроса.
В условиях новой экономики сводятся на нет многие преимущества традиционных компаний, такие как привилегированный доступ к клиентам, технологиям, рабочей силе и капиталу. В условиях новой экономики доступ к ресурсам имеют практически все. В условиях старой экономики компании выигрывали за счет знания специфики местного рынка. Стандартизация бизнес-процессов, продукции, языка общения и форматов передачи данных упраздняет это преимущество. Рынок продавцов постепенно трансформируется в рынок покупателей.
Современное состояние и развитие отечественной логистики неразрывно связано с развитием экономики страны в целом. Наблюдается тенденция дальнейшего роста объемов производства. Процесс экономического роста продолжается уже 38 месяцев. Рост экономики Российской Федерации в 2001 году, по разным оценкам, составил от 4,8 до 5,4%.
В перспективе во внешней торговле России будет происходить постепенное замещение сырья и энергоносителей готовой продукцией или ее составляющими. Все это требует внимания властей, как законодательных, так и исполнительных, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
3.3 Перспективы использования SCM в России
Основная цель внедрения SCM-системы на торговом предприятии — оптимизация процесса управления цепочками поставок. Эффект может быть достигнут за счет решения следующих задач. Во-первых, путем уменьшения расходов на закупочную деятельность, определения наиболее выгодных условий поставок и оптимального ассортимента товаров. Во-вторых, посредством снижения складских запасов, для чего, с помощью концепции just-in-time («точно вовремя»), объемы закупаемой продукции регулируются в зависимости от спроса на нее. В-третьих, за счет более эффективного планирования поставок благодаря наиболее полным и актуальным данным о продажах.
История внедрений комплексных SCM-решений показывает, что их возможности улучшить критичные для бизнеса показатели достаточно велики. Успешное внедрение подобной системы позволяет на 10-15% увеличить объемы продаж, на 30% сократить товарные запасы и в целом обеспечить 5-6% роста прибыли. [4]
Однако достижение столь высоких показателей возможно лишь в случае комплексной автоматизации всех бизнес-процессов предприятия, поскольку эффективность работы SCM напрямую зависит от того, насколько качественно отлажены информационные потоки. Автоматизировать и интегрировать в одну систему нужно и склад, и транспортные потоки, и документооборот — иначе управление цепочками поставок не будет работать. Именно поэтому на крупных предприятиях чаще всего внедряют комплексные ERP-системы, где все эти блоки имеют хорошо налаженную взаимосвязь.
Цепочки поставок потому так и называются, что в них задействовано множество агентов: производители, транспортные компании, оптовики, дилеры. Наиболее же эффективной SCM становится лишь тогда, когда между участниками цепочки налажен электронный обмен данными, что является очень непростой задачей. В связи с этим чаще всего подобные комплексные решения встречаются в холдингах, где вопросы интеграции решаются централизовано.
Налаживанию информационных потоков и увеличению спроса на SCM-решения может способствовать более активное внедрение ритейлерами методики радиочастотной идентификации (RFID), которая до сих пор не получила широкого распространения, главным образом из-за своей дороговизны. Мировой опыт также свидетельствует об успешном применении данной связки (подобные решения на протяжении уже нескольких лет используются в крупнейшей мировой сети супермаркетов Wal-Mart).
Внедрение SCM-системы, как и любой другой системы класса ERP, сопряжено с множеством сложностей, растянуто во времени и зависит от тщательности проработки проекта. Внедрение автоматизированной системы влечет за собой значительные изменения в бизнес-процессах компании. Грамотное управление повышает вероятность адекватного восприятия происходящих обновлений персоналом: информирование и обучение работников — важная и неотъемлемая часть внедрения системы, позволяющая обеспечить лояльность большинства сотрудников, вовлеченных в проект. [8]
Перспективы SCM в России.
Сейчас на рынке SCM присутствуют как комплексные решения, в которых SCM является одной из составных частей (такие решения предлагают SAP и Oracle), так и специализированные, автоматизирующие только процесс управления цепочками поставок (например, решения компании i2). Комплексные решения имеют множество преимуществ и один существенные недостаток — высокую стоимость. Специализированные решения также можно эффективно использовать в отсутствии ERP, но при условии наличия доступа к необходимым для работы данным, что требует тесной интеграции с учетной системой. И в том и в другом случае стоимость и сроки внедрения могут сильно варьироваться в зависимости от масштабов деятельности и размеров компании, качества документооборота и т. д.
В последние несколько лет большинство компаний сосредоточилось на внедрении классических ERP-систем, что обеспечило вендорам продажи и внедрение продуктов на больших предприятиях на несколько лет вперед. И только теперь приходит осознание того, что ERP не является средством, способным обеспечить решение всех проблем промышленных предприятий, как об этом не раз заявляли некоторые вендоры.
Несмотря на то, что в целом российский ритейл сохраняет высокие темпы роста, многие розничные сети уже подходят к его пределу и начинают нести потери из-за снижения эффективности. Целый ряд компаний при планировании своей деятельности начинают ориентироваться в первую очередь на спрос. В данном случае без системы управления цепочками поставок, позволяющей в полной мере реализовать сетевые преимущества розницы, уже не обойтись. Кроме того, спрос на SCM-решения для торговли будет расти и в силу дальнейшего увеличения информатизации отечественных предприятий.
Не вызывает сомнения тот факт, что знание о предпочтениях потребителей и возможность их прогнозировать крайне важно для ведения розничного бизнеса. Информация о том, как изменится спрос на тот или иной товар, какова будет реакция на очередную маркетинговую акцию, незаменима при принятии управленческих решений. Поскольку большинство прогнозов носит статистический характер и связано со сложными расчетами, для эффективного решения подобных задач используется специализированный инструментарий. Возможность сопоставления прогноза спроса с возможностями его реализации в цепи поставок является важной частью управления розницей, что опять же говорит о необходимости построения комплексной информационной системы торгового предприятия, в которую были бы интегрированы все информационные ресурсы. [7]
Управление поставками связано с большим объемом разнородных данных, которыми обмениваются участники цепочек. Очевидно, что эффективность информационного обмена при переходе на безбумажные технологии возрастает многократно, поэтому так важно создать механизмы электронного обмена данными между всеми подразделениями и партнерами. Наличие некорректных или устаревших данных в информационных системах предприятий вызывает появление ошибок и значительные задержки в цепи поставок, что, в свою очередь, неизбежно приводит к потерям. Использование средств, позволяющих сократить число операций ручного ввода данных, повышает эффективность работы всех участников цепочки поставок. В данном случае использование централизованных средств хранения данных, наличие единых правил их обработки и рычагов управления становится значительным преимуществом. Ведущие мировые торговые сети уже давно используют в своей деятельности системы электронного документооборота (EDI). Их появление на российском рынке вынуждает отечественных производителей и поставщиков товаров более активно внедрять передовые технологии и подключаться к единой системе обмена информацией. Необходимо признать тот факт, что синхронизация бизнес-процессов в интересах и поставщиков, и ритейлеров. Прямое подтверждение тому — опыт ведущих мировых компаний, таких как Dell, HP, Procter & Gamble и других.
По мнению участников рынка, для эффективного внедрения SCM необходимо не просто углубление деловых контактов, а именно интеграция компаний в цепочки. Это уже более высокий уровень взаимоотношений, требующий отлаженных бизнес-процессов, высокой корпоративной культуры и единых подходов к управлению. В России к этому готовы далеко не все: для большинства участников нашего рынка первоочередной задачей пока остается решение наиболее актуальных проблем, связанных с производством и дистрибуцией.
Логистика — еще одно уязвимое место в российских цепочках. Это связано со многими факторами, среди которых неразвитая инфраструктура, устаревший подвижной состав перевозчиков, нехватка складских площадей и распределительных центров и многое другое. Многие компании, выстраивая цепочки, вынуждены использовать собственную логистику. Услуги 3PL-провайдеров предлагает ограниченное число транспортировщиков и для большинства компаний это пока слишком дорогое удовольствие.
В любом случае, выстраивание отношений с поставщиками — дело непростое и небыстрое. Дистрибуторам приходится повышать прозрачность своего бизнеса, для чего необходимо отлаживать цепочки внутри собственных подразделений. И этого не произойдет, если сводить SCM к узкофункциональной работе закупочных и логистических служб. Необходимо вовлечение в процесс всех без исключения структур компании, и в первую очередь — руководства. [5]
На сегодняшний день данных независимых исследований о состоянии дел на российском рынке специализированных SCM-решений нет, поэтому судить о положении вещей приходится по косвенным признакам. Например, доля рынка компании i2 СНГ, по их собственным данным, составляет 60%. Компания предлагает своим клиентам как решения i2 Technologies, так и продукты вендоров Infor Global Solutions, Supply Chain Consultants, Aldata, RiverLogic, Made4Net и других.
Заключение
На основании проделанной работы сделаем следующие выводы.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время российская экономика функционирует по законам рынка. Каждое предприятие в таких условиях ведет абсолютно самостоятельную политику и только на нем лежит ответственность за результаты его деятельности.
В современных условиях рынок предъявляет к каждому субъекту финансово- хозяйственной деятельности достаточно жесткие условия, а проблемы в экономике России лишь усугубляют и без того тяжелое положение многих российских предприятий. Чтобы выжить и успешно функционировать в таких условиях, предприятию уже недостаточно просто производить продукцию в максимально возможном объеме, выполняя свои внутренние планы, важно эту продукцию затем еще и реализовать. А ведь в условиях жесткой конкурентной борьбы выживает только то предприятие, которое сможет предложить рынку качественную продукцию по более низкой цене, чем у конкурентов. [5]
Цена продукции зависит не только от затрат на ее производство, но и от затрат на ее транспортировку, складирование, реализацию и т.д. Снижая эти затраты, мы снижаем себестоимость, повышая таким образом свою прибыль.
Именно этими вопросами (и не только ими) занимается распределительная логистика, внедрению принципов которой на практике и посвящена данная курсовая работа.
Распределительная логистика — это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, то есть в процессе оптовой продажи товаров. Она повышает эффективность материальных потоков на этапе движения от продавца к покупателю.
На микроуровне распределительная логистика — это планирование сбыта, организация получения и обработки заказов, организация складского хранения продукции, упаковка и комплектация продукции, обеспечение отгрузки и доставки продукции, организация послереализационного обслуживания.
На макроуровне распределительная логистика — оптимизация распределения материального потока на этапе его движения к потребителю, обеспечение необходимого количества распределительных центров на обслуживаемой территории, определение оптимального месторасположения распределительного центра на обслуживаемой территории.
Конечной целью движения любого материального потока является его потребление, которое может быть производственным — в качестве средств или орудий труда, или непроизводственным — на личное потребление и потребление на предприятиях непроизводственной сферы.
Поставщики и потребители связаны между собой логистическим каналом. После выбора конкретных посредников логистический канал преобразуется в логистическую цепь. Логистические каналы бывают с прямыми связями (без участия оптово-посреднических фирм) и без прямых связей (с участием посредников) — более предпочтительную.
Формы товародвижения бывает складская и транзитная. Распределительный центр устраивается в месте производства или потребления продукции.
Список использованной литературы
1.Бауэрсокс Дональд Дж., Клосс Дейвид Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок / Пер. с англ. — М: ЗАО «Олимп — Бизнес», 2008.
2.Бирюлев Е. Посредники в международной торговле. Возможности взаимодействия для российских поставщиков.// Маркетинг-2009 -№5.
.Голиков Е.А. Оптовая торговля: менеджмент, маркетинг, логистика, финансы, безопасность. — М.: Экзамен, 2007.
.Диксон П.Р. Управление маркетингом. — М.: БИНОМ, 2008.
.Иванова А. Премудрости внешнеторговых расчетов//Финансы. -2007.-№36.
.Кормнов Ю. Внешнеэкономические аспекты развития машиностроительного комплекса //Экономист.-2006. -№6.
.Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. — СПб.: Наука, 2006.
.Малых В.В. Управление маркетингом торговой фирмы. — М.: Экзамен, 2000.
.Мельниченко Л.Н. Российский производитель продуктов питания: проблема построения современных каналов сбыта // Маркетинг в России и за рубежом. — 2007. — № 3. — С. 47-53.
.Мясникова Л.А. Информационная логистика// РИСК. -2009. — N1.
.Новиков О.А., Уваров С.А. Логистика: Учебное пособие. — СПб.: Изд. Дом «Бизнес-пресса», 2009.
.Нижегородцев Р.М. Информационная экономика. Книга 1. Информационная вселенная: Информационные основы экономического роста. — Москва — Кострома, 2004.
.Неруш Ю.М. Логистика: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 495 с.
.Сидоров И.И. Логистическая концепция управления предприятием.- СПб: Питер, 2008.
.Строганова Е. Как правильно выбрать зарубежного партнера//Банковское дело в Москве.-2007. -№7.
.Семененко А.И., Сергеев В.И. Логистика. Основы теории: Учебник для вузов. — СПб.: Изд-во «Союз», 2009.
.Сергеев В.И. Логистика: аналитический обзор. — СПб., 2006.
.Сердюкова Л.О. Транспортно-складская логистика цеха: Конспект лекций по курсу «Логистика» для студ. спец. 0701 / Саратовский гос. ун-т. — Саратов, 2005.
.Смехов А.А. Введение в логистику. М.: Транспорт, 2003.
.Смехов А.А. Основы транспортной логистики / Учеб. для вузов ж.-д. трансп. — М.: Транспорт, 2006.
.Уайд О.У. Управление производством и материальными запасами в век ЭВМ /пер. с англ. пер. — М.:Прогресс, 2007. — 304 с.
.Туровец О.Г., Родионова В. Н. Логистика. — Воронеж: ВГТУ, 2004.
.Чернышев М.А., Новиков О. А. Инфраструктура мегаполиса: логистический подход. — Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та. 2005.
.Шеннон Р.Ю. Имитационное моделирование систем — наука и искусство / Пер с англ. Под. ред. Е. К. Масловского. — М.: Мир, 2010.
.Основы логистики: Учеб. пособие / Под ред. Л.Б. Миротина, В.И. Сер-геева. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 200 с.
.Основы маркетинга — Котлер Ф. — Санкт-Петербург: АЗОТ ЛИТЕРА ПЛЮС 2009. — 698 с.
.Логистика: Учебное пособие/ Под ред. проф. Б.А. Аникина. — М: ИНФРА-М, 2008.
.Эффективность стратегий логистического развития: Межвузовский научный сборник / Саратовский гос. техн. ун-т. — Саратов, 2005.