Содержание
Введение3
Логика формальная и диалектическая6
Основные методологические принципы формальной логики11
Основные формально-логические законы15
Анализ сути законов методом их сравнения22
Заключение24
Список использованной литературы25
Выдержка из текста работы
РЕФЕРАТ
на тему: основные принципы диалектической и формальной логики и их содержание
Выполнил: аспирант
кафедры анатомии
домашних животных
Калиновский А.Н.
Проверил_________________
Омск 1998 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Определение логики 3
Из истории логики 3
Логика формальная и диалектическая 5
Основные методологические принципы формальной логики 8
Основные методологические принципы диалектической логики 10
Проблемы тождества логики, диалектики и теории познания в философии Гегеля 12
Ленин о единстве диалектики, логики и теории познания 16
Значение и польза логики 19
Литература: 21
Определение логики
истины
наука о законах правильного мышления, или наука о законах, которым подчиняется правильное мышление.
Из истории логики
стоиками
Аристотеля
Логика формальная и диалектическая
- Все металлы являются теплопроводными веществами.
- Следователь – юрист.
- Муха – животное. Следовательно, крупная муха – крупное животное.
- Все М суть Р. Все М суть S. Следовательно S суть Р.
- Все S суть Р. Следовательно, все Sq суть Pq.
- Все S суть Р. Следовательно, все Sq суть Pq.
логическая форма
понятие, суждение и умозаключение.
Понятие
суждениям
Умозаключение
формально-логическим
законами
Формальная логика
логика диалектическая
Основные методологические принципы формальной логики
q)); ((p
r)).
Примеры форм высказываний второго вида:
p); (p v
p) ; (p
p).
Эти формы называют законами логики, или тождественноистинными формулами (высказываниями).
Причем высказывание
p) – законом непротиворечия, (р v
p) – законом исключенного третьего, (р
р) – закон тождества. Очевидно, что закон непротиворечия выражает первое из указанных выше знаний онтологического характера, а (р
р) – второе.
Правомерность формально-логического закона непротиворечия со времен Аристотеля подвергается критике.
Считается, что высказывание формы
А) не является логически-истинным, т.е. есть явления, которые существуют и в то же время не существуют; есть предметы, которые некоторым свойством обладают и в то же время не обладают. Все примеры высказываний о таких явлениях, предметах и свойствах были отвергнуты. Чаще всего при критике закона непротиворечия приводят примеры не формально-логических противоречий (т.е. не противоречий между мыслями, описывающими наличие у предмета свойства и в то же время его отсутствие и т.д.), а примеры так называемых "словесных противоречий", т.е. высказываний, в одном из которых стоит частица "не" или слово "неверно", а в другом этой частицы нет. В остальном предложения вроде бы сходны.
Е.К.Войшвилло исследовал следующее "словесное противоречие": "В данный момент времени тело находится в данной точке, и неверно, что в тот же момент оно находится в данной точке".
Формально-логический закон непротиворечия является мощным инструментом развития знания. В процессе познания из теории, которую считают соответствующей действительности, выводятся следствия, не соответствующие действительности. В силу теории, например, утверждают
А. Фактически утверждают А
А. Закон непротиворечия говорит, что верно
(A v
А), т.е. неверно А
А. Если допустить, что в действительности возможно А
А, то процесс развития знания закончится. Поскольку невозможно А
А, чаще всего пересматривают какую-то часть теории, чтобы избежать противоречия и т.д.
Основные методологические принципы формальной логики: тождество, непротиворечия, исключенного третьего и достаточного основания. Эти принципы выражают наиболее общие требования, которым должны удовлетворять наши рассуждения и логические операции с мыслями, если мы ставим перед собой цель достигать истину рациональными методами.
Принцип тождества устанавливает требование определенности мышления – в процессе рассуждения, употребляя некоторый термин, мы должны употребить его в одном и том же смысле, понимать под ним нечто определенное. Хотя предметы, существующие в объективной действительности, непрерывно изменяются, в понятиях об этих предметах выделяется нечто неизменное. В процессе рассуждения нельзя изменять понятия без специальной оговорки. По-другому принцип тождества можно назвать принципом оговорок: если изменяешь смысл термина, то оговори это, иначе будешь понят неправильно.
Принцип непротиворечия требует, чтобы мышление было последовательным. Он требует, чтобы, утверждая нечто о чем-то, мы не отрицали того же о том же в том же самом смысле в то же самое время, т.е. запрещает одновременно принимать некоторое утверждение и его отрицание.
Противоречия в языковых контекстах иногда являются неявными. Так, известное утверждение Сократа "Я знаю, что я ничего не знаю" скрывает в себе противоречие. В самом деле, если Сократ знает, что он ничего не знает, то он и этого не знает.
Принцип исключенного третьего требует не отвергать одновременно высказывание и его отрицание. Высказывания А и