Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
§ 1. ИССЛЕДОВАНИЕ СУЩНОСТИ ЛИДЕРСТВА5
1.1Лидер малой группы5
1.2Функции лидера6
§ 2. ФЕНОМЕН ЛИДЕРСТВА И РУКОВОДСТВА8
2.1. Лидер и стиль его деятельности8
2.2. Восприятие лидера его группой12
2.3. Личностные характеристики лидеров15
2.4.Теории эффективного лидерства19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ24
Выдержка из текста работы
Актуальность исследования: Профессиональное развитие личности является одной из серьёзных тем, которую рассматривает психология и педагогика в наше время. Посредством профессиональной деятельности происходит становление личности, человек развивается, обеспечивает свое материальное благополучие и социальный статус. Во многом психическое здоровье человека, выраженность у него определенных личностных черт определяется именно профессиональной деятельностью.
Самостоятельный выбор профессии — это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и психологическое здоровье, радость и счастье. Однако в настоящее время в системе непрерывного образования отсутствует целенаправленная, систематическая профориентационная работа, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и с учетом ситуации на рынке труда; отсутствует система комплексного взаимодействия социальных институтов, призванных решать задачи профессионального самоопределения и занятости.
Проблема профессионального развития личности рассматривалась в работах: Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, А.Н. Леонтьева, К.А. Абульхановой-Славской, Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, Л.М. Митиной и др.
Цель исследования: Изучить и проанализировать профессиональное развитие личности, как психолого-педагогический феномен.
Предмет исследования: Психолого-педагогические условия, благоприятно влияющие на профессиональное развитие личности педагога.
Задачи исследования:
.Проанализировать психолого-педагогические исследования, раскрывающие смысл профессионального развития личности.
. На основе психолого-педагогических исследований раскрыть основные этапы профессионального развития личности.
Методологическая база: Общие вопросы профессионального развития личности рассматривались в работах: Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, К.А. Абульхановой-Славской, Е.М. Борисовой, А.А. Бодалева, В.П. Зинченко и др.
Методы исследования: Теоретический анализ психолого-педагогических исследований, раскрывающих смысл профессионального развития личности; обобщение; классификация; сравнение.
Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Во введении обозначена актуальность данной проблемы, также представлены имена учёных, которые занимались разработкой проблем профессионального развития личности.
В первой главе проводится анализ различных понятий профессионального развития личности, так же представлены современные подходы к профессиональному развитию.
Во второй главе профессиональное развитие рассматривается как процесс, обозначены стадии профессионального развития личности и рассмотрены методики определения профессиональных интересов.
В заключении обобщены результаты исследования данной курсовой работы.
Глава 1. Профессиональное развитие личности как психолого-педагогическая проблема современности
.1 Анализ понятия профессиональное развитие личности
Многочисленные психолого-педагогические исследования посвящены выявлению взаимосвязи и взаимообусловленности процессов развития личности. Проблемы формирования личности нашли отражение в исследованиях: Л. И. Божович, Е.М. Борисовой, А.А. Бодалева, В.П. Зинченко, Д.И. Фельдштейна и др.
Перечисленные авторы утверждают, что профессиональная деятельность влияет на систему отношений личности и её образа жизни. Для подавляющего большинства людей, по мнению Е.М. Борисовой, именно этот вид деятельности предоставляет возможности удовлетворить всю гамму их потребностей, раскрыть свои способности, утвердить себя как личность, достичь определённого социального статуса и т.д [19]. В процессе личностного и профессионального становления происходит изменение жизненных и профессиональных планов, социальной ситуации развития, ведущей деятельности, личности в целом.
Многочисленные исследования, посвящённые становлению профессионала, обуславливают множественность представлений о данном процессе. На наш взгляд, главный путь получения обобщённого представления о профессиональном становлении личности заключается в рассмотрении множества определений данного процесса.
Т.В. Киселёва определяет профессиональное становление как «степень развития собственных умений и навыков человека выполнять определённую работу и общественное признание в процессе освоения им социального пространства» [23].
В. М. Клищевская предлагает определять профессиональное развитие как любое закономерное изменение, в результате которого возникает новое качественное состояние содержания и структуры деятельности[20]. Такое определение дает возможность подойти к изучению психологических закономерностей развития человека-профессионала для определения места и роли сознательной смены профессии как к феномену профессионального развития в жизни человека. При этом показателями становления профессионала могут выступать изменения компонентов в психологической структуре деятельности.
К. К. Платонов определяет профессиональное развитие личности как: «1.Процесс развития субъекта профессионального труда и становления профессионального самоопределения; 2.Результат профессионально-технического образования»[29].
Н. С. Пряжников рассматривает профессиональное становление как длительный процесс развития личности с начала формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в профессиональной деятельности[19].
С его точки зрения, центральное звено этого процесса — профессиональное самоопределение. Аналогичную позицию занимает Е. А. Климов, усиливая значимость активности и жизненной позиции самого индивида. А. И. Щербаков, центральное место в профессиональном становлении личности, отводил формированию профессионального сознания и мировоззрения, определяющего нравственно-профессиональную позицию, мотивационную сферу, профессиональные склонности и способности, умения и навыки[28].
Позиция Л. М. Митиной заключается в том, что профессиональное развитие неотделимо от личностного: в основе и того, и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность практического преобразования, приводящий к высшей форме жизнедеятельности личности — творческой самореализации[8].
По мнению Э.Ф. Зеера профессиональное становление — это «1.Процесс развития и саморазвития личности, освоения и самопроектирования профессионально ориентированных видов деятельности, определение своего места в мире профессий и самоактуализации своего потенциала для достижения вершин профессионализма; 2.Процесс повышения уровня и совершенствования структуры профессиональной направленности, профессиональной компетенции, социально и профессионально важных качеств и профессионально значимых психофизиологических свойств через разрешение противоречий между актуальным уровнем их развития, социальной ситуацией и развивающей ведущей деятельностью» [3].
В зарубежной психологии также существуют разные точки зрения на рассматриваемую проблему. Например, Д. Сьюпером предложено определение профессионального развития личности, сущность которого заключается в изменении поведения человека посредством развития его профессиональной «Я-концепции»[15].
Профессиональное развитие происходит в рамках той или иной профессиональной деятельности, чем и отличается от общего развития человека и развития личности, а задается оно содержанием, требованиями, условиями осваиваемой профессиональной деятельности.
В результате многочисленных исследований установлено, что в профессиональном развитии человека есть предпосылки, из которых человек сам строит свою жизнь в профессии. В связи с этим и психологи, и педагоги важную роль отводят активности самого человека в этом процессе. В силу того, что активность понимается и как деятельность, и как готовность к деятельности, и как инициатива, то выделяют адаптивный и продуктивный типы профессиональной активности. При этом состояние готовности (интеллектуальной, мотивационной, поведенческо-волевой) предшествует активному поведению в профессиональной среде и в профессиональной деятельности.
Таким образом, анализ работ современных отечественных специалистов, обратившихся к тем или иным аспектам проблемы профессионального развития личности, позволяет сформулировать наиболее общее понятие, которое отображает основные характеристики этого процесса. Профессиональное развитие личности — это процесс целостного развития личности как активного участника профессиональной деятельности (в том числе активного на этапе профессионального выбора и подготовки), обусловленный социальной ситуацией, ведущей деятельностью и творческими возможностями самого индивида.
.2 Современные подходы к профессиональному развитию личности в психологии и педагогике
Основными теоретическими предпосылками для изучения природы профессионального развития личности, диагностики и особенностей его развития являются положения о том, что профессиональное развитие осуществляется и развивается в процессе творческого обучения, что профессиональное развитие является сложным, многоуровневым психическим образованием, включающим в себя различные аспекты личности (И.Ф. Исаев, Е.Е. Журавлева, И.В. Золотухина, М.И. Ситникова и др.)[7].
Частично проблема развития профессионального развития личности затронута в исследованиях ведущих отечественных психологов (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович и др.). В данном случае следует отметить и монографические труды таких крупных отечественных ученых, обратившихся к проблематике целостного процесса профессионального развития личности, как А.Д. Жарков, М.А. Ариарский, А. С. Каргин, Е.И. Смирнова и др.[27].
К изучению подходов к профессиональному формированию личности были привлечены педагогические теории многоуровневого непрерывного профессионального образования (Х.П. Беднарчик, А.П. Беляева, В.П. Беспалько, З.И. Васильева, Н.А. Кононец, A.M. Новиков, В.А. Поляков, М.Н. Скаткин, А.Е. Шильникова и др.); теоретические концепции личностно ориентированного и проблемно-развивающего обучения (С.Я. Баев, Е.Н. Бондаревская, В.В. Давыдов, Н.И. Думченко, И.А. Ивлиева, И.А. Петухов, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская)[1].
Большое значение в данном контексте имеют исследования, посвященные теории и практике подготовки кадров (в частности, в области социокультурной сферы), — работы А.И. Арнольдова, Н.Д. Никандрова, Ю.А. Стрельцова и др., а также концепции процесса становления профессионала в высших учебных заведениях (В.Э. Чудновский, Е.М. Борисова, Л.Я. Анциферова, Д.Н. Завалишина и др.) [18].
Между тем в современной педагогике до сих пор не определены наиболее эффективные подходы к организации, отвечающего современным требованиям, процесса развития личности в непрерывном образовании. Следует отметить, что данная организация должна быть системной и универсальной, опираться на апробированные и подтвержденные педагогическим экспериментом методологические принципы. Кроме того, в основе должна лежать глубоко разработанная научная концепция, позволяющая выбрать оптимальный подход к осуществлению столь значимого для общества процесса.
Следует подчеркнуть, что в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке в целом накоплен богатый опыт в области теории и практики профессионального развития личности. Спецификой современных исследований является все более усиливающееся внимание к личностным аспектам этого процесса.
Определено, что в психолого-педагогических работах прослеживаются четко обозначенные методологическое и структурно-динамическое направления решения проблемы профессионального развития личности. К методологическому направлению относятся дифференциально-диагностический, типологический, гуманистический подходы; к структурно-динамическому направлению — психодинамический, динамически-аналитический подходы и теории профессионального развития[27]. Среди представителей методологического направления необходимо отметить работы Ф. Парсонса, создавшего теорию необходимости соответствия требованиям профессии индивидуальных психологических качеств человека, Г. Мюнстерберга, который доказал, что основой профессионального выбора является согласование структуры личности и структуры профессиональных требований. Основные ограничения методологического направления изучения организации процесса профессионального развития личности заключаются в том, что существующие методы оценки уровня профессионального развития недостаточно прогностичны. Прежде всего, это связано с изменчивостью личностных структур и профессиональных требований [5].
В исследованиях американского ученого Д. Сьюпера, которые можно отнести к структурно-динамическому направлению, сформулировано одно из самых важных понятий для процесса профессионального развития личности — понятие «уровень профессиональной зрелости», которое характеризуется степенью самостоятельности человека в решении проблем своего профессионального формирования. В исследованиях ученых, работающих в рамках структурно-динамического направления, показано, что успешность профессионального формирования зависит во многом от ближайшего социального окружения или профессиональной среды[12].
Также исследователями были описаны две группы факторов, влияющих на профессиональное развитие личности:
объективные (структура общества, престижность профессии и образования, уровень безработицы, региональные различия);
субъективные (специфика представлений о профессии, о себе, своих способностях и возможностях, индивидуальный опыт)[11].
В отечественной психолого-педагогической науке проблема профессионального развития рассматривается в связи с процессами становления профессионального самосознания, саморазвития, самосовершенствования и самореализации в выбранной профессии (Н.Ф. Гейжан, О.А. Зимовина, Н.Н. Пряжников и др.); с позиции совершенствования профессионального мастерства, развития необходимых профессионально значимых качеств личности (Л.М. Митина, Л.И. Новикова, А.К. Асмолов, К.А. Абульханова-Славская и др.).
Следовательно, можно выделить психологический подход к организации процесса профессионального развития. В данном случае акцент делается именно на процессуальной стороне. Здесь профессиональное развитие представлено как механизм, обеспечивающий вхождение в социальные структуры и формирование специфического состояния самоопределения личности.
В теоретическом аспекте развитие профессионала рассматривается в рамках психологического подхода с позиций концепций: социально-биологической сущности человека и соотношения его врожденных и приобретенных качеств; теории свойств личности, формирующих профессиональные способности; идей о значимости свойств высшей нервной деятельности и их проявлений в профессиональной деятельности[21]. Следовательно, общая идея профессионального формирования человека заключается в том, что трудовая деятельность предполагает активацию психических функций, и это определяет наличие связей между трудом и психологическим развитием человека.
Методологические основы психологического подхода к профессиональному развитию личности были заложены С.Л. Рубинштейном. Проблему профессионального развития ученый рассматривал в контексте проблемы выдвинутого им тезиса о том, что внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия, так что эффект действия зависит от внутренних свойств объекта[21].
В понятии «профессиональное развитие» выражается активная природа внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. С.Л. Рубинштейн говорит также и о внешне обусловленном саморазвитии личности, когда личность выступает как субъект такого развития. В этом контексте в основе профессионального развития личности лежит сознательно вырабатываемое ею отношение к миру. Это значит, что профессиональное развитие представляет собой путь саморазвития личности[26].
С точки зрения С.Л. Рубинштейна, профессиональное формирование рассматривается как процесс, в котором формируется личность, способная к самостоятельному активному построению собственной жизнедеятельности. Отсюда следует, что способность к сознательному профессиональному формированию является неотъемлемой частью целостной структуры личности и выражается в умении человека самостоятельно выбирать руководящие принципы и способы деятельности.
Идеи С.Л. Рубинштейна развивает в своих работах К.А. Абульханова-Славская, которая указывает на то, что с профессиональным развитием индивида связано не только противостояние общественной необходимости или общественному принуждению, но и активная или пассивная реализация индивидом общественной детерминации, что составляет индивидуальный способ общественного бытия. Исследователь, таким образом, сосредоточивает внимание на активности человека, целеполагающем характере его отношения к собственной жизнедеятельности.
К.А. Абульханова-Славская выделяет также несколько уровней организации жизни:
исходный уровень — невыделенность личности из хода жизни;
второй уровень — осуществляется самоопределение (осознанное занятие определенной позиции) по отношению к событиям, собственным желаниям, оценкам и т.д. На этом уровне повышается независимость личности от хода событий, т.е. профессиональное формирование прямо связывается с личностной автономией;
высший уровень, на котором вырабатывается и проводится собственная линия жизни[2]. Значительная роль в разработке методологических основ психологического подхода к проблеме самоопределения принадлежит работам В.И. Слободчикова, который также отмечает способность человека превращать свою собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, т.е. рефлексированность самой человеческой жизнедеятельности. Основываясь на работах С.Л. Рубинштейна, ученый указывает, что проблема рефлексии есть, прежде всего, проблема преодоления своего образа жизни, так как с появлением рефлексии связано ценностно-смысловое определение жизни. Характеризуя особенности становления субъективности на ступени индивидуализации, В.И. Слободчиков указывает, что такой момент в духовном развитии человека связан с выработкой собственного мировоззрения, со становлением и реализацией своего собственного способа жизни. Итак, человеческий способ существования, связанный с появлением внутренней рефлексии, неразрывно связан с саморазвитием человека и его свободой[7].
Профессиональное развитие личности предполагает, кроме того, усвоение накопленного человечеством опыта, которое протекает как подражание и идентификация (уподобление), так и формирование у личности неповторимых, только ей присущих свойств, которое протекает как персонификация (обособление). Идентификация вслед за подражанием и конформностью выступает ведущим началом, обусловливая персонификацию личности. Последняя по мере социального опыта начинает играть ведущую роль, порой внешне выступая как нонконформность. Вот почему идентификация и персонификация являются двуединым процессом и механизмом профессионального развития личности. В этой связи возникает проблема профессионального самосознания личности. Следует отметить, что важным достижением психологического подхода является глубокая разработка именно этого аспекта профессионального развития. По мнению А.К. Марковой, профессиональное самосознание включает:
осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии как эталонов для осознания своих качеств;
осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким абстрактом или конкретным коллегой;
учет оценки себя как профессионала со стороны коллег;
самооценивание человеком своих отдельных сторон — понимание себя, своего профессионального поведения, а также эмоциональное отношение и оценивание себя;
— положительное оценивание себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив, что приводит к позитивной «Я-концепции»[11].
Исследователь приходит к выводу, что у профессионала, обладающего таким уровнем самосознания, повышается уверенность в себе, удовлетворенность своей профессией, возрастает стремление к самореализации.
Среди инновационных подходов к организации профессионального развития личности в условиях высшего образования следует назвать и компетентностный подход, разработанный в трудах В.И. Байденко, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Ю.В. Фролова, А.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова, Дж. Равена, В. Хутмахера, С. Шо, Дж. Шейлзаи др.
Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической литературы можно сделать следующий вывод. Проблема профессионального развития, психологами и педагогами рассматривается с разных точек зрения.
Так, например, по определению В. М. Клищевской, профессиональное развитие — закономерное изменение, в результате которого возникает новое качественное состояние содержания и структуры деятельности.
По мнению Л. М. Митиной, профессиональное развитие неотделимо от личностного: в основе и того, и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность практического преобразования, приводящий к высшей форме жизнедеятельности личности — творческой самореализации. Исследователями были описаны две группы факторов, влияющих на профессиональное развитие личности:
объективные (структура общества, престижность профессии и образования, уровень безработицы, региональные различия);
субъективные (специфика представлений о профессии, о себе, своих способностях и возможностях, индивидуальный опыт).
В результате многочисленных исследований установлено, что в профессиональном развитии человека есть предпосылки, из которых человек сам строит свою жизнь в профессии. В связи с этим психологи и педагоги важную роль отводят активности самого человека в этом процессе.
К.А. Абульханова-Славская выделяет также несколько уровней организации жизни:
второй уровень — личность определяется как таковая. Осуществляется самоопределение (осознанное занятие определенной позиции) по отношению к событиям, собственным желаниям, оценкам и т.д. На этом уровне повышается независимость личности от хода событий, т.е. профессиональное формирование прямо связывается с личностной автономией;
высший уровень, на котором вырабатывается и проводится собственная линия жизни.
Профессиональное развитие личности предполагает усвоение накопленного опыта, которое протекает как подражание и идентификация (уподобление), так и формирование у личности неповторимых, только ей присущих свойств. Идентификация вслед за подражанием и конформностью выступает ведущим началом, обусловливая персонификацию личности. Последняя по мере социального опыта начинает играть ведущую роль. Вот почему идентификация и персонификация являются двуединым процессом и механизмом профессионального формирования личности. В этой связи возникает проблема профессионального самосознания личности.
По мнению А.К. Марковой, профессиональное самосознание включает:
осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии как эталонов для осознания своих качеств;
осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким абстрактом или конкретным коллегой;
учет оценки себя как профессионала со стороны коллег;
самооценивание человеком своих отдельных сторон — понимание себя, своего профессионального поведения, а также эмоциональное отношение и оценивание себя.
положительное оценивание себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив, что приводит к позитивной «Я-концепции».
У профессионала, обладающего таким уровнем самосознания, повышается уверенность в себе, удовлетворенность своей профессией, возрастает стремление к самореализации.
В отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке в целом накоплен богатый опыт в области теории и практики профессионального развития личности. Это выражается во множестве подходов к профессиональному развитию личности.
В работах педагогов и психологов прослеживаются четко обозначенные методологическое и структурно-динамическое направления решения проблемы профессионального развития личности.
К методологическому направлению относятся дифференциально-диагностический, типологический, гуманистический подходы; к структурно-динамическому направлению — психодинамический, динамически-аналитический подходы и теории профессионального развития.
Между тем в современной педагогике до сих пор не определены наиболее эффективные подходы к организации сопровождения процесса развития личности в непрерывном образовании.
профессиональный личность интерес педагогический
Глава 2. Профессиональное развитие личности как процесс
.1 Основные этапы профессионального развития личности
Проблема профессионального развития личности является отражением более общей проблемы соотношения человека и профессии в целом. Существуют две основные парадигмы этого взаимодействия.
Первая заключается в отрицании влияния профессии на личность. Это означает, что, выбрав профессию, личность не изменяется на пути ее освоения и осуществления трудовых функций. В частности, американский исследователь Ф. Парсонс считал, что для правильного выбора профессии индивиду необходимо иметь ясное представление о себе и своих способностях. Кроме этого, он должен знать о требованиях, предъявляемых к нему профессией, и возможности реализации поставленных целей. Заканчивается этап выбора установлением соответствия между требованиями профессии и способностями личности.
Вторая парадигма взаимодействия профессии и личности характерна для большинства зарубежных исследователей и является общепринятой в отечественной психологии. Она заключается в признании факта влияния профессии на личность и изменении ее в ходе профессионального развития[24].
Профессиональная деятельность является необходимым и самым длительным этапом социализации личности. Необходимо рассматривать профессиональное становление как процесс, длящийся всю жизнь.
Профессиональный путь человека и его основные этапы неразрывно связаны с возрастным развитием и общим становлением личности. Рассмотрим этапы профессионального пути.
Этапы профессионального пути по Сьюперу.
Весь профессиональный путь Сьюпер разделил на пять этапов. В первую очередь автора интересовало выяснение индивидом своих склонностей и способностей и поиск подходящей профессии, актуализирующей профессиональную "Я-концепцию".
. Этап роста (от рождения до 14 лет). В детстве начинает развиваться "Я-концепция". В своих играх дети проигрывают различные роли, затем пробуют себя в разных занятиях, выясняя, что им нравится и что у них хорошо получается. У них проявляются какие-то интересы, которые могут повлиять на будущую профессиональную карьеру.
. Этап исследования (от 15 до 24 лет). Юноши и девушки пытаются разобраться и определиться в своих потребностях, интересах, способностях, ценностях и возможностях. Основываясь на результатах такого самоанализа, они прикидывают возможные варианты профессиональной карьеры. К концу этого этапа молодые люди обычно подбирают подходящую профессию и начинают ее осваивать.
. Этап упрочения карьеры (от 25 до 44 лет). Теперь работники стараются занять прочное положение в выбранной ими деятельности. В первые годы своей трудовой жизни они еще могут менять место работы или специальность, но во второй половине этого этапа наблюдается тенденция к сохранению выбранного рода занятий. В трудовой биографии человека эти годы часто оказываются наиболее творческими.
. Этап сохранения достигнутого (от 45 до 64 лет). Работники стараются сохранить за собой то положение на производстве или службе, которого они добились на предыдущем этапе.
. Этап спада (после 65 лет). Физические и умственные силы теперь уже пожилых работников начинают убывать. Характер работы меняется, с тем чтобы он мог соответствовать снизившимся возможностям человека. В конце концов трудовая деятельность прекращается[9].
Этапы профессионального пути по Хейвигхерсту
Приобретение установок и трудовых навыков, которые позволяют людям стать полноценными работниками, являются критериями определения этапов профессионального пути:
. Идентификация с работником (от 5 до 10 лет). Дети идентифицируются со своими работающими отцами и матерями, и намерение работать в будущем становится частью их "Я-концепции".
. Приобретение основных трудовых навыков и формирование трудолюбия (от 10 до 15 лет). Школьники учатся организовывать свое время и усилия для выполнения различных задач, например, домашних заданий или работы по дому. Они также начинают в определенных обстоятельствах следовать принципу: вначале работа, а потом — игра.
. Приобретение конкретной профессиональной идентичности (от 15 до 25 лет). Человек выбирает профессию и начинает себя к ней подготавливать. Он приобретает определенный трудовой опыт, который помогает ему сделать выбор и начать карьеру.
. Становление профессионала (от 25 до 45 лет). Взрослые совершенствуют свои профессиональные способности и мастерство в рамках возможностей, предоставляемых работой, и начинают продвигаться вверх по служебной лестнице.
. Работа на благо общества (от 40 до 70 лет). Работники достигают пика своей профессиональной карьеры. Они реализуют свою гражданскую и социальную ответственность, с которой сопряжен их труд, и выполняют свои обязательства перед обществом.
. Размышление о продуктивном периоде профессиональной деятельности (после 70 лет). Выйдя в отставку или на пенсию, люди окидывают взглядом пройденный путь и с удовлетворением вспоминают о своих профессиональных достижениях[9].
Этапы профессионального пути по Е. А. Климову
Формирование личности представляет собой процесс образования особого типа системных отношений. Е. А. Климовым выделены основные фазы развития профессионала, дающие представление о целостном жизненном пути и о системных отношениях, характеризующих личность. Оптант (фаза оптанта, оптации). Это период, когда человек обретает озабоченность вопросами выбора профессии или ее вынужденной перемены и делает этот выбор. Точных временных границ этой фазы, как и других, нет, поскольку они задаются условиями жизни, культурой.
Адепт (или фаза адепта). Подготовка, объединяющая все категории стартующих профессионалов. Адепт — человек, ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий ее (учащиеся профессиональных училищ, средних и высших учебных заведений, а также обучающиеся через систему краткосрочных форм профессиональной подготовки на производстве — слушатели, курсанты, ученики мастеров-наставников). В зависимости от типа профессии фаза адепта может быть многолетней или совсем кратковременной (простой инструктаж).
Адаптант (или фаза адаптации). Молодой специалист адаптируется к нормам коллектива, в который он попадет, привыкает решать разнообразные профессиональные задачи.
Интернал (или фаза интернала) — это уже опытный, что называется "наторевший" в своем деле работник, который устойчиво любит свое дело, может самостоятельно справляться с основными профессиональными функциями.
Мастер (или фаза мастерства). Работник может решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи. Он выделяется или какими-то специальными качествами, умениями или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области, или тем и другим. Он обрел свой индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, его результаты стабильно хороши, и он имеет основания считать себя в чем-то незаменимым. Обычно он уже имеет некоторые формальные показатели своей квалификации (разряд, категорию, звание).
Авторитет (или фаза авторитета). Это мастер своего дела, уже хорошо известный, как минимум, в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, на межотраслевом уровне, в стране). В зависимости от принятых в данной профессии форм аттестации работников он имеет те или иные формальные показатели квалификации (разряд, категорию, ученую степень и пр.). Профессиональные задачи он решает за счет большого опыта, умелости, умения организовать свою работу, окружить себя помощниками.
Наставник (фаза наставничества). Авторитетный мастер своего дела в любой профессии "обрастает" единомышленниками, учениками, последователями [9].
Кризисные моменты, отмечаемые в периодизациях возрастного развития, частично совпадают с кризисами профессионального развития. Особенно отчетливо это обстоятельство проявляется при анализе нормативных кризисов взрослой жизни. Так, первый нормативный кризис взрослой жизни, выпадающий на период ранней взрослости, связан с задачей перехода к самостоятельной жизни и независимости от родителей. На этот же период выпадает и начало самостоятельной профессиональной деятельности, по сути, "кризис рождения профессионала". Он включает в себя целый ряд сложностей: трудность вхождения в жесткий режим, неуверенность в своих возможностях, необходимость доучиваться, а иногда и переучиваться, адаптации к профессиональным взаимоотношениям[4].
После завершения периода адаптации молодому специалисту требуется некоторое реальное подтверждение его профессиональных достижений в виде прибавки в зарплате, повышения статуса или предложения интересных перспектив. Если этого не происходит после 4-5 лет работы, появляются эмоциональный дискомфорт, неосознанная неудовлетворенность трудом, дальнейшее сохранение ситуации становится залогом более тяжелого протекания следующего нормативного психологического кризиса — кризиса 30-летия, одного из самых острых кризисов нормативного развития. С профессиональной стороны основным его содержанием становится потребность в подведении промежуточных итогов, чувство некоторого застоя и потребность в некоторых ощутимых переменах. Нормативный кризис середины жизни (40-44 года) в профессиональной деятельности воспринимается как возможность последнего рывка в достижении желаемого профессионального уровня. В целом прохождение кризисов профессионального развития оказывает существенное влияние на весь профессиональный цикл[4].
Профессиональное развитие личности — достаточно сложный процесс, имеющий разные стороны; человек не только улучшает и развивает свои знания, умения, навыки и профессиональные способности, но также может испытывать негативное воздействие этого процесса. В связи с этим можно говорить о прогрессивной и регрессивной стадиях профессионального развития.
Прогрессивная стадия профессионального развития личности. Данная стадия, прежде всего, связанна с формированием мотивов профессиональной деятельности и структур профессиональных способностей, знаний, умений и навыков. Профессиональная мотивация представляет собой систему внутренних побуждений, которые вызывают трудовую активность человека, направляют ее на достижение профессиональных целей и регулируют структуру и функции деятельности[25].
Регрессивная стадия профессионального развития личности. Эта стадия показывает, что профессиональное развитие может носить и нисходящий характер. Отрицательное воздействие профессии на личность может носить частичный или полный характер. Признаком негативного влияния профессии на личность является появление самых разных профессиональных деформаций и специфических состояний, например психического выгорания[25].
.2 Диагностические методики определения профессиональных интересов на различных возрастных этапах
Диагностика сферы интересов наиболее широко используется при консультировании по вопросам профориентации и выбора области деятельности.
Целью первых методик было определить, возьмется ли человек за какую-либо работу или откажется от нее. Затем в ходе исследований было обнаружено, что представители той или иной профессии характеризуются общими интересами в различных областях жизни: хобби, спорт, музыка и т.д. И эти интересы отличаются от интересов представителей других профессий. Данные находки натолкнули исследователей на мысль о том, что, выявляя различные интересы человека, можно определить, насколько они близки к интересам представителей той или иной профессиональной группы. Полезную информацию прогностического характера можно получить, сопоставляя выявленные интересы личности с типичными интересами людей, преуспевших в определенной сфере деятельности.
В зарубежной психодиагностике существуют стандартизованные тесты, направленные на измерение профессиональных интересов, установок и ценностей. Как правило, они обладают хорошими формальными характеристиками — высокой надежностью.
Наиболее распространенными являются опросники интересов типа "карандаш-бумага". Один из самых первых тестов такого рода — "Опросник интересов Стронга — Кемпбелла" (Strong Vocational Interest Blank). Методика направлена на диагностику интереса к разным профессиям, различным видам деятельности, выявление степени зрелости интересов, уровня развития умений и навыков с точки зрения профессиональной подготовленности. В результате может быть получен индивидуальный профиль показателей по шести основным шкалам интересов: П — практические; И — исследовательские; Пр — предпринимательские; Х — художественные; С — социальные; К — конвенциальные. В каждой шкале — несколько областей деятельности. Например, практический раздел включает в себя сельское хозяйство, естествознание, путешествия, военное дело, технику, а исследовательский — науку, математику, теоретическую и практическую медицину. Анализ результатов дает возможность определить сходство интересов тестируемого и людей, добившихся успеха в каком-то виде деятельности. Тест обладает высокой надежностью. Недостаток методики — относительно высокие интеркорреляции между показателями по разным шкалам[27].
"Опросник интересов Г. Кьюдера" (Kuder Preference Record) — еще один западный тест, предназначенный для диагностики профессиональных интересов. Тестируемому индивиду предлагается выбрать одно из трех альтернативных утверждений (например: А. Посещать художественные галереи; Б. Ходить в библиотеку; В. Посещать музеи). Всего в опроснике Кьюдера 10 шкал интересов, которые включают в себя деятельность на открытом воздухе (сельское хозяйство), техническую, вычислительную, научную, просветительскую, художественную, литературную, музыкальную, социальную и канцелярскую деятельность. В соответствии с этими шкалами приводится обширный список профессий. Коэффициенты надежности опросника Кьюдера — от 0,80 до 0,98. Показатели валидности также достаточно высоки. Шкалы теста относительно независимы друг от друга[27].
"Тест профессиональных интересов М. Ирле". Создан в 1975 году путем эмпирического анализа профессиональной занятости населения современного промышленного города. Тест направлен на выявление интересов по девяти профессиональным областям: технические занятия, ремесленные занятия, технические и естественные науки, сфера питания, сельское и лесное хозяйство, торговля, канцелярские занятия, литература и гуманитарные науки, социальная защита и воспитание[27].
Разработаны четыре параллельные формы методики. Две из них строятся на основе принудительного выбора из нескольких альтернатив, а две другие предполагают свободный выбор профессий из общего списка (81 вид деятельности). Тестирование можно проводить как индивидуально, так и в группе. Время выполнения методики — от 15 до 40 минут (в зависимости от формы опросника). Обработка проводится по "ключу" — шаблону, при этом сравниваются индивидуальные результаты с эталонными.
"Опросник Дж. Голланда" направлен на диагностику основной профессиональной направленности личности. Дж. Голланд считал, что можно выделить шесть типов личности: реалистичный (Р), интеллектуальный (И), социальный (С), конвенциальный (К), предприимчивый (П) и артистичный (А). Каждому типу личности свойственно выбирать определенный тип профессий. Это гарантирует ему успех и удовлетворенность от производственной деятельности[27]. Обследуемому индивиду предъявляется следующая инструкция: "Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете работать по любой специальности. Однако, если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли? Обведите кружком выбранный вами ответ в регистрационном бланке". Обработка результатов проводится по специальному "ключу": подсчитывается количество выборов по каждому типу. Затем проводится анализ полученного типа личности и подходящих профессий
Недостатком западных опросников профессиональных интересов является некоторое несоответствие предлагаемых в них профессий тем профессиям, которые востребованы на отечественном рынке труда. Методики подобного рода, созданные в нашей стране, не имеют таких строгих психометрических показателей, как западные тесты, хотя используются довольно широко. К ним относятся, например, такие методики, как "Карта интересов" А.Е. Голомштока и "Дифференциально-диагностический опросник" (ДДО) Е.А. Климова.
Методика "Карта интересов" используется при проведении профориентационной работы с подростками и взрослыми, возраст которых не превышает 35 лет. Особенно полезной она может оказаться при консультировании лиц, желающих сменить профессию.
Методика не имеет временных ограничений, но, как правило, на выполнение теста требуется 40-50 минут. Возможно как индивидуальное, так и групповое проведение опроса.
Тестируемому предъявляется следующая инструкция: "У вас есть возможность продолжить учебу или поступить на интересную работу. Для того чтобы помочь вам выбрать профессию, предлагаем перечень вопросов. Подумайте, перед тем как ответить на каждый вопрос. Постарайтесь дать как можно более точный ответ. Отвечайте на каждый вопрос, не пропуская ни одного. Если вы не раз убеждались, что очень любите или вам очень нравится делать то, о чем мы спрашиваем, то в листе ответов под этим номером поставьте "++"; если просто нравится — "+". Если не знаете или сомневаетесь — "0", если не нравится, не любите — "-", если очень не нравится — "- -". Всего в опроснике 144 вопроса.
Тестируемый отмечает свои ответы в регистрационном бланке, который представляет собой сетку из клеточек — 24х8. Использование этого бланка позволяет быстро и легко подсчитать результаты. При обработке подсчитывается количество "+" и "-" по 24 вертикальным столбцам, которые соответствуют 24 направлениям деятельности человека
Затем из количества плюсов вычитается количество минусов и определяются 2-3 вида деятельности, по которым получены наибольшие баллы. Эти виды деятельности и являются сферами максимального интереса тестируемого[27].
"Дифференциально-диагностический опросник" (ДДО) предназначен для выявления наиболее привлекательных профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова:
. "Человек — природа", сюда включены все профессии, связанные с растениеводством, животноводством, лесным хозяйством.
. "Человек — техника" — технические профессии.
. "Человек — человек" — профессии, связанные с общением и обслуживанием людей.
. "Человек — знаковая система" — все профессии, связанные с цифровыми и буквенными знаками. 5. "Человек — художественный образ" — профессии творческого характера[27].
В комплект входят следующие методики (все из них могут проводиться в индивидуальной и групповой форме):
. "Личная профессиональная перспектива" направлена на получение обобщенной и целостной самооценки перспектив профессионального и личностного развития.
. "За и против" предназначена для активизации размышлений о мотивах выбора профессии. Она состоит из трех частей: первая направлена на выявление профессиональных предпочтений; вторая — на определение качеств, которые желательно было бы использовать и развивать в профессии; третья — на повышение осознанности профессиональных мотивов, связанных с личностным смыслом, и выяснение того, ради чего нужно трудиться.
. "Будь готов!" — цель применения — повысить у человека уровень осознанности его готовности к различным видам профессионального труда. По каждой методике даны примерные "нормы": отдельно для юношей, девушек, мужчин и женщин. Однако автор указывает, что эти нормы были получены не на репрезентативной выборке, поэтому в реальности они должны быть несколько ниже. К сожалению, автор не приводит данных о показателях надежности и валидности этих методик.
Кроме опросников для диагностики личностных установок и профессиональных интересов можно использовать другие методики, например проективный "Тест профессиональных изображений", автор которого — М. Ахтних. Тест строится на анализе и сортировке фотографий людей: мужчин (96 фотографий) и женщин (100 фотографий). Обследуемому предлагается составить рассказ по фотографиям людей, занимающихся какой-либо работой.
При анализе рассказа выявляются склонности к профессиональным сферам, связанным с:
) мягкостью, женственностью, тактичностью;
) силой, энергичностью, резкостью, агрессивностью;
) социальной ориентацией (которая имеет две составляющие: готовность помочь и социальную энергию);
) эстетическими потребностями;
) интеллектом, логикой;
) вдохновением, творческой фантазией, интуицией;
) обладанием материальными благами;
) ораторским искусством.
Тестирование проводится индивидуально. Время выполнения методики — около 40 минут. При обработке полученные данные сопоставляются с обобщенными профилями[27].
Во второй главе рассмотрены основные этапы профессионального развития.
Существуют две основные парадигмы этого взаимодействия:
Первая заключается в отрицании влияния профессии на личность. Это означает, что, выбрав профессию, личность не изменяется на пути ее освоения и осуществления трудовых функций.
Вторая парадигма заключается в признании факта влияния профессии на личность и изменении ее в ходе профессионального развития.
Профессиональный путь человека и его основные этапы неразрывно связаны с возрастным развитием и общим становлением личности.
Этапы профессионального пути по Сьюперу
. Этап роста (от рождения до 14 лет).
. Этап исследования (от 15 до 24 лет).
. Этап упрочения карьеры (от 25 до 44 лет).
. Этап сохранения достигнутого (от 45 до 64 лет).
. Этап спада (после 65 лет).
Этапы профессионального пути по Хейвигхерсту
. Идентификация с работником (от 5 до 10 лет).
. Приобретение основных трудовых навыков и формирование трудолюбия (от 10 до 15 лет).
. Приобретение конкретной профессиональной идентичности (от 15 до 25 лет).
. Становление профессионала (от 25 до 45 лет).
. Работа на благо общества (от 40 до 70 лет).
. Размышление о продуктивном периоде профессиональной деятельности (после 70 лет).
Этапы профессионального пути по Е. А. Климову
Оптант (фаза оптанта, оптации).
Адепт
Адаптант
Интернал (или фаза интернала)
Мастер (или фаза мастерства
Авторитет (или фаза авторитета).
Наставник (фаза наставничества).
Профессиональное развитие личности — достаточно сложный процесс, имеющий разные стороны; человек не только улучшает и развивает свои знания, умения, навыки и профессиональные способности, но также может испытывать негативное воздействие этого процесса. В связи с этим можно говорить о прогрессивной и регрессивной стадиях профессионального развития. Прогрессивная стадия профессионального развития личности прежде всего, связанна с формированием мотивов профессиональной деятельности и структур профессиональных способностей, знаний, умений и навыков. Регрессивная стадия профессионального развития личности показывает, что профессиональное развитие может носить и нисходящий характер. Отрицательное воздействие профессии на личность может носить частичный или полный характер.
Для определения профессиональных интересов на различных возрастных этапах, диагностика профессиональных интересов наиболее широко используется при консультировании по вопросам профориентации и выбора области деятельности.
В зарубежной психодиагностике существуют стандартизованные тесты, направленные на измерение профессиональных интересов, установок и ценностей. Как правило, они обладают хорошими формальными характеристиками — высокой надежностью.
"Опросник интересов Стронга — Кемпбелла"
"Опросник интересов Г. Кьюдера"
"Тест профессиональных интересов М. Ирле".
"Опросник Дж. Голланда"
Недостатком западных опросников профессиональных интересов является некоторое несоответствие предлагаемых в них профессий тем профессиям, которые востребованы на отечественном рынке труда. Методики подобного рода, созданные в нашей стране, не имеют таких строгих психометрических показателей, как западные тесты.
"Карта интересов" А.Е. Голомштока
"Дифференциально-диагностический опросник" (ДДО) Е.А. Климова.
"Активизирующие опросники профессионального самоопределения" Н.С. Пряжникова
"Тест профессиональных изображений" М. Ахтних.
Подводя итоги, следует отметить, что профессиональное развитие личности представляет собой системное явление, определяемое общими закономерностями психического развития и происходящее в определенных социокультурных условиях.
Заключение
В настоящей курсовой работе мы рассматривали проблему профессионального развития личности. В ходе выполнения данной работы, анализируя психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что профессиональное развитие личности представляет собой длительный процесс: развития субъекта профессионального труда и становления профессионального самоопределения; повышения уровня и совершенствования структуры профессиональной направленности, профессиональной компетенции, социально и профессионально важных качеств и профессионально значимых психофизиологических свойств; развития личности с начала формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в профессиональной деятельности.
Выбор профессиональной деятельности — это как «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и психологическое здоровье.
Кризисы профессионального развития выражаются в изменении темпа и вектора профессионального развития личности. Переживание кризиса вызывает перестройку психологической структуры личности, изменение социально-профессиональной направленности. Порождая психическую напряженность, кризисы стимулируют профессиональное развитие личности. Переживая кризис, личность, как правило, поднимается на более высокий уровень развития.
Из вышесказанного следует, что помимо кризисов и проблем в процессе профессионального развития человек также сталкиваются с психологическими стрессами. Данные неприятности усугубляют личностно-профессиональное развитие в современных образовательных условиях, но если человек преодолевает кризисы, проблемы и стрессы в процессе образования и выбора дальнейшей профессиональной деятельности это делает его личность сильнее и приподнимает его на более высокую ступень личностного, профессионального и духовного развития.
Таким образом, после проделанной работы можно сказать, что цель исследования: изучить и проанализировать профессиональное развитие личности, как психолого-педагогический феномен была полностью достигнута.
Задачи исследования: проанализировать психолого-педагогические исследования, раскрывающие смысл профессионального развития личности, на основе психолого-педагогических исследований раскрыть основные этапы профессионального развития личности — решены.
Список использованных источников
1) Белозерцев Е.П., Гонеев А.Д., Пашков А.Г. Педагогика профессионального образования. М., 2008. 368 с.
) Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 544 с.
) Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. — М., 2009. — 384 с.
) Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности. / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк. // Психологический журнал. — 1997. — №6. — С.35-44.
) Климов Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды / Е.А.Климов; РАО, МПСИ. М; Воронеж, 2003. — 454 с.
) Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. — М.: Академия, 2004 — 304 с.
) Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание. — 1996. — 308 с.
) Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально экономических условиях 2005 // PORTALUS.RU
) Немов Р.С. Психология развития. — М.: 2007 г.
) Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии. — М.: 1984 г.
) Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. проф. Л.М. Митиной. — М., 2000.
) Психология / под ред. Дружинина В.Н. Изд. 2-е — СПб.: 2009. — 656 с.
) Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под редакцией В. Н. Дружинина. — СПб.: 2009. — 656 с.
) Психология формирования и развития личности / Под ред.: Л.И. Анциферова. М., 2002. 239 с.
) Психология формирования и развития личности. — М.: Наука, 1982
) Самоукина, Н.В. Психология профессиональной деятельности. — СПб., 2004. — 224 с.
) Фонарев А.Р. Развитие личности в процессе профессионализации // Вопросы психологии. 2004.