Содержание
Содержание
Глава 1. Теоретические основы проблемы личностных особенностей людей, которые создают отношения в Интернете7
1.1. Личность как объект изучения7
1.2. Психологические особенности Интернет общения13
1.3. Качество общения и отношений во всемирной паутине17
Глава 2. Исследование личностных особенностей людей, которые создают отношения в Интернете22
2.1. Программа, ход и характеристики методов исследования22
2.2. Результаты исследования30
2.3. Анализ полученных результатов33
Заключение35
Список использованной литературы38
Приложения43
Введение
Следствием развития любого общества считается появление новых технологий. Это в свою очередь сопровождается не только научным прогрессом, но и изменением в поведении людей. Эра Интернета, в которой мы сейчас находимся, характеризуется с одной стороны доступностью в получении какой-либо информации, оперативностью её передачи, а с другой особенностями виртуальной коммуникации. Эта новая форма общения вызывает интерес у многих психологов.
Коммуникация основной вид деятельности в Интернет-пространстве.
Основной характеристикой виртуальной коммуникации является анонимность, физическая непредставленность участников в процессе общения. Отсюда вытекает ряд особенностей такого вида коммуникации.
Актуальность курсовой работы. Человек стремится к оптимальному согласованию внешних и внутренних условий своей деятельности, разных уровней свой активности начиная психической и кончая социально-психологической. Показателем оптимальности является продуктивность деятельности: при оптимальном согласовании происходит возрастание, умножение психической и личностной активности. Ценность деятельности для личности связана, прежде всего, с возможностью самовыражения, применения своих способностей, с возможностью творчества. Реально же не любая личность самовыражается в деятельности, т.к. не любая деятельность отвечает притязаниям личности. И тогда личность ищет возможность самовыражения в опосредованных формах, например посредством нтернета, который, с одной стороны, занимает всё более значимое место в жизнедеятельности людей, а, с другой, вызывает серьёзные опасения в связи с появлением феномена Интернет-аддикции. Для ученых К.Янг или Д.Гринфилда зависимость от Интернета — явление основанное на проявлениях эскейпизма (т.е. бегства в «виртуальную реальность» людей с низкой самооценкой, тревожных, склонных к депрессии, ощущающих свою незащищенность, одиноких или не понятых близкими, тяготящихся своей работой, учебой или социальным окружением), а наряду с этим — поиск новизны, стремление к постоянной стимуляции чувств, эмоциональную привязанность (возможность выговориться, быть эмпатийно понятым и принятым, освободиться тем самым от острого переживания неприятностей в реальной жизни, получить поддержку и одобрение); упоминается и удовольствие ощутить себя «виртуозом» в применении компьютера для работы в Интернете. Необходимо рассмотреть личностные особенности пользователей Интернета, которые создают отношения в сети, позволяющих «всемирной паутине» становиться аддиктивным агентом, а также учесть характерную для аддиктов периодическую смену аддиктивных реализаций. Важно выявить пользователей с повышенным риском развития интернет-аддикции и для применения профилактических мероприятий. В связи с вышеизложенным представляется актуальным изучение личностных особенностей личности и динамики аддиктивного процесса при интернет-зависимости, которая является новой аддикцией.
Новизна работы психологические исследования в области влияния Интернет-пространства на личность ведутся сравнительно недавно, и преимущественно в рамках зарубежной психологии. Из Российских исследований можно выделить работы А.Е. Войскунского («Общение опосредованное компьютером», в которой рассматривается общение в локальной сети в сравнении с реальным общением), А.Е. Жичкиной («О возможностях психологических исследований в сети Интернет», «Социально-психологические аспекты виртуальной коммуникации»), М.С. Шевченко («Факторы динамичности самопрезентаций в Интернет-общении») и др.
Значимость работы. Изучая данный феномен, мы предположили, что у большинства пользователей сети Интернет наблюдается повышенный уровень социальной фрустриованности; ряд конституционных факторов, выделенных Р. Кеттеллом, имеют максимальную выраженность; а так же, личностные особенности аддиктов могут отличаться от личностных особенностей людей, не склонных к аддикции.
Выдержка из текста работы
Одной из древнейших религий мира является иудаизм – религия, зародившаяся у древних евреев, а впоследствии распространившаяся по всему миру. Об иудаизме написано много, эта религия очень обстоятельно изучалась специалистами. Но в основном изучение иудаизма ограничивается рассмотрением исторического развития. Некоторые исследователи изучают его как религию, предшествующую христианству. В своих исследованиях ученые опираются на тексты Ветхого Завета, содержащие в себе все основные принципы иудаизма.
Текст «Тора. Книга Бытия» рассматривался, во-первых, с исторической точки зрения. Исследовалось влияние, которое оказал данный текст на новозаветные писания.
В отечественной и зарубежной науке сравнительно небольшое количество работ посвящено исследованию таких понятий, как «Абсолют», «верующий», а особенно их «отношение». При этом имеются важнейшие исследования, которые в основном сосредоточены на различных аспектах, имеющих большое значение при изучении данной проблемы. Понятие Абсолюта рассматривается Г.В.Ф. Гегелем, Кулаичевым А.И., Копцевой Н.П., Ивиным А.А., Никифоровым А.Л., Жуковским В.И., Сарвепалли Р., Пивоваровым Д.В., И.Т. Фроловым; понятие человека рассматривается Жуковским В.И., Копцевой Н.П., Пивоваровым Д.В., Г.В.Ф. Гегелем, Косамби Д., Сарвепалли Р., Кнотт К., Мирча Э.; отношение между Абсолютным и относительным как само понятие разрабатывается у Копцевой Н.П., Жуковского В.И., Пивоварова Д.В., Сарвепалли Р.; понятие культа исследуется в работах Маркиной З.А., Мирча Э., Соломон Р., Гришина А.Р., Герасимова А.В., Гусевой Н.Р., Дюмезиль Ж. Василькова, Оливер П., Степанец М.Т., Дандекар Р.Н., Фролова И.Т.
Религиозная система иудаизма рассматривается многими исследователями. С.М. Пилкингтон изучает истоки иудаизма, его развитие, важнейшие обряды, традиции и праздники, как они происходят в синагоге и в домах верующих. Л.С. Васильев рассматривает историю иудаизма, истоки иудаизма в предшествующей ему религии евреев, значение в нем Ветхого завета, влияние иудаизма на культуры других стран, в особенности стран Востока. А.А. Горелов изучает Еврейскую Библию, сущность иудаизма, его историю а также значение иудаизма для формирования христианства. Большинство исследователей иудаизма рассматривает его историю и основные представления иудеев. Это Генкель Г.Г., Каутский К., Дылейко А., Доре Ж., Пушнова Ю.Б., Леонидов Ф., Ястребов Г., Гуревич П.С., Пол О. Взгляды иудеев на смерть и жизнь после смерти рассматриваются в работах Джекоба Ньюзнера. Основные течения в еврейской мистике и еврейскую философию изучает Шолем Г.Г. Вероучение евреев на основе рассмотрения молитв изучает Кохановский Л.
Проблема исследования
Проблемой исследования является малоизученность особенностей отношения человека и Абсолюта на примере священного текста «Тора. Книга Бытия».
Актуальность
Актуальность данного исследования заключается в рассмотрении текста «Тора. Книга Бытия» как произведения искусства, через взаимодействие с которым человек выстраивает отношения с Абсолютом. Само слово «религия» означает «восстановление и воспроизводство связи человека и общества с Абсолютом», поэтому при анализе религиозного текста просто необходимо определить, как осуществляется эта связь, каким должен быть человек для этого и каков образ Абсолюта.
Цель исследования
Целью данного исследования является изучение особенностей отношения человека и Абсолюта в религиозной системе иудаизма на основе текста «Тора. Книга Бытия».
Методология
Работа Жуковского В.И. «Визуальная сущность религии», где исследуется философия религии и раскрываются ее методологические возможности для теории искусства и анализа художественных творений; теория Гегеля Г.В.Ф. «Философия религии» — в двух томах: первая часть его труда посвящена истории религиозных верований на начальных ступенях развития, вторая – доказательству бытия Бога; теория Пивоварова Д.В. Теория религии как связи человека и Абсолюта; Пивоварова Д.В. и Медведева А.Р. «История и философия религии», в которой рассматривается потребность религии в обществе и сущность религии как связи с Абсолютом; Копцевой Н.П. «Философия религии».
Задачи исследования
1) Рассмотреть основные теоретические понятия философии и религии («Абсолют», «человек», «религия», «отношение»). Определить содержание понятий и их взаимосвязь.
2) Рассмотреть особенности религиозной системы иудаизма (историю возникновения, становления и развития).
3) Исследовать образ Абсолюта в религиозной системе иудаизма на материале текста «Тора. Книга Бытия».
4) Исследовать образ человека в религиозной системе иудаизма на материале текста «Тора. Книга Бытия».
5) Исследовать особенности отношения Абсолюта и человека в религиозной системе иудаизма на материале текста «Тора. Книга Бытия».
6) Реконструировать предлагаемые священным текстом способы, посредством которых осуществляется взаимодействие-отношение человека и Абсолюта.
Предполагаемый результат
В ходе исследования священного текста «Тора. Книга Бытия» предполагается простроить модель отношения человека и Абсолюта в религиозной системе иудаизма.
Апробация
Результаты данной работы могут быть использованы для написания докладов на конференции, для более глубокого изучения религиозной системы иудаизма.
Структура работы
Структура курсовой работы состоит из введения, пяти параграфов основной части, заключения и списка используемой литературы (53 источника).
1. «ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ»
В этом параграфе мы рассматриваем основные термины, которые потребуются нам для дальнейшего исследования.
В мире существует большое количество религиозных систем. Все они предполагают несовершенство и неполноту человека по отношению к Абсолюту – совершенному эталону, к которому необходимо стремиться человеку для своего спасения и духовного развития.
1.1 Понятие «религия»
Прежде всего, необходимо рассмотреть понятие «религия», т.к. оно является объединяющим все остальные понятия, рассматриваемые в данной главе.
Религия (от лат. religio – набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование Бога или богов, сверхъестественного [46, с. 1085].
А.А. Грицанов определяет религию как мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей и формы его концептуализации, определяемые верой в существование сверхъестественной сферы, артикулируемой в зрелых формах религии в качестве Бога, божества. Религия предполагает доминирование в душе человека чувства зависимости и долженствования по отношению к дающей опору и достойной поклонения трансцендентной и тайной силе. Религия отражает стремление человека и общества к непосредственной связи с Абсолютом (Богом, богами, субстанцией – безусловным средоточием всего существующего, главной святыней).
Религия (лат. Religio – восстановление или воспроизводство лиги, связи) определяется как стремление человека и общества к непосредственной связи с Абсолютом (Богом, богами, безусловным средоточием всего существующего, субстанцией, главной святыней). В зависимости от направлений поиска Абсолюта религии можно условно подразделить на эгоцентрические, социоцентрические, космоцентрические. Религия во всех ее вариантах обычно понимается как изменяющаяся духовная связь с Абсолютом: а) эта связь могла быть изначально непосредственной, но затем она прервалась, и теперь ее восстанавливают; б) эту связь еще предстоит установить вначале опосредованно, а затем, переводя на более высокие уровни, превратить в непосредственную; в) эту связь требуется воспроизводить как в разные периоды жизни одного и того же индивида, так и в череде поколений людей. Все религии так или иначе исходят из идеи неполноты и несовершенства человека и предлагают пути нашего совершенствования, восхождения к высшей целостности и спасения. Религия – одна из необходимых форм постижения единства мира и укрепления солидарности людей на основе признаваемых ими конечных смыслах универсума, жизни и совершенствования общества и индивида [44, с. 738].
Таким образом, религия – это то, что помогает конечному человеку в его стремлении соединиться с бесконечным Абсолютом. Религия основывается на идее несовершенства человека по сравнению с Абсолютом и дальнейшее совершенствования души по примеру эталона – Абсолюта.
1.2 Понятие «Абсолют»
Центральным понятием любой религии является Абсолют (от лат. absolutus – безусловный, неограниченный, совершенный; absolutum – свободный, непривязанный, сам себе создающий место) – одна из предельно общих категорий, обозначающих всеобщую основу мира, полноту бытия и совершенство. Под безусловным понимается то, что не нуждается для своего бытия и действия ни в каких условиях или причинах. Абсолют мыслится как: а) творческое первоначало всего сущего; б) противоположное всякому обусловленному существованию; в) единое, непрерывное и бесконечное.
Абсолют — понятие идеалистической философии, обозначающее духовное первоначало всего сущего, которое мыслится как нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное и противопоставляется всякому относительному и обусловленному бытию. Для Гегеля высшее определение Абсолюта состоит в том, что Абсолют есть дух, прошедший в своем развитии все стадии истории природы и общества и достигший завершенности в самосознании. Ведущее значение категория Абсолюта приобрела у Брэдли и др. сторонников «абсолютного идеализма», отождествляющих ее с идеей всеобщей гармонии или мирового целого, которое заключает в себе субъект и объект в нерасчлененной форме и познается «непосредственным опытом». Брэдли отрицал личностный характер Абсолюта и в этом смысле считал его не «высшей реальностью», но лишь ее «основой» или «предпосылкой».
Можно сказать, что Абсолют – это духовное первоначало всего сущего, основа мира, Абсолютный Дух, нечто совершенное, неограниченное, бесконечное; некий идеал, противопоставляющийся всему конечному, несовершенному. Это что-то, являющееся ничем и всем одновременно, ничем, т.к. не имеет формы, его нельзя увидеть, потрогать, всем же потому, что от Абсолюта, как от творящего начала происходит все окружающее нас. Во многих религиях Абсолют проявляется в виде Бога.
Бог (от общеарийского «баха» – благо, одарение, наделение) – Абсолютная личность, верховное существо, стоящее выше всех индивидуальных «я» и свободное от всех недостатков. Бог – это совершенное, вечное, всемогущее и всепроникающее, всеведущее существо, бессмертный дух, первичная реальность и конечная цель мира. В Священных Писаниях многих религий личность Бога характеризуется прежде всего Полнотой Бытия, Совершенством, Истиной (Естиной). Вместе с тем Писания представляют Бога не только как Абсолютную Личность в явленности Себе или избранным людям, но и как Творца мира и человека – в Его действовании и управлении (Бог – Творец мира, Спаситель и Судья).
По Гегелю Бог 1. абсолютно свят, так как он есть внутри себя совершенно всеобщая сущность. Он есть 2. абсолютное могущество, так как он осуществляет всеобщее и во всеобщем сохраняет единичное, т.е. является вечным творцом Вселенной. Он есть 3. мудрость, так как его могущество – только святое могущество, 4. доброта, так как единичное в своей действительности получает ль него полную свободу действий и 5 справедливость, так как он вечно возвращает единичное ко всеобщему.
Бог – это проявление Абсолюта во всех религиях. Это высшее духовное существо, не требующее для своего существования никаких условий. Бог не определенного имеет материального и телесного воплощения, существует вне времени и вне пространства. Бог — создатель всего мира, всего живого на земле. Он обладает высочайшим разумом. Бог является объектом поклонения, притяжения неразумных людей. В религиозных верованиях, имеющих объектом поклонения нескольких богов, в каждом из богов проявляется Абсолют. Бог отличается от Абсолюта тем, что всегда имеет предельную форму. Бог – это всегда личность. Он имеет определенные качества, характеристики. Но речь идет о бесконечном, а не о конечном, тленном. Бог понимается как высшая личность, выше всех недостатков.
Как было отмечено, по отношению к Абсолюту и Богу применяют качество бесконечности.
Связь абсолютного и относительного понимается по-разному, в зависимости от трактовок их пространственно-временного существования и характера взаимопроникновения. При истолковании абсолютного как уже реализованной бесконечности и достигнутого чистого совершенства оно описывается как самодовлеющая сущность, вечная, ничем не ограничиваемая и сама себе непосредственно создавшая место (абсолютное пространство, эфир); тогда абсолютное самозаконно (автономно), трансцендентно, непостижимо и всецело противоположно миру отношений. Соответственно, мир отношений и человеческое познание оказываются лишенными моментов абсолютного, описываются в духе релятивизма.
По А.А. Грицанову, абсолютное и относительное – противоположные по смыслу сопряженные философские категории. Абсолютное — безусловное, независимое, безотносительное, самостоятельное, непреложное, само по себе сущее, несотворимое, вечное, всеобъемлющее. Относительное (релятивное) – временное, зависящее от тех или иных условий и обстоятельств, и, следовательно, изменчивое; обуславливаемое системой отсчета и оценок, а потому несовершенное и преходящее, характеризует явление в его отношениях и связях с другими явлениями и в зависимости от них. Абсолютное и относительное выражают в своей взаимосвязи меру проявления безусловного в условном, вечного во временном, совершенного в несовершенном и т.д.
Бог – это проявление Абсолюта, а, значит, он является совершенным, неограниченным, бесконечным, т.е. абсолютным началом. Относительное – противоположное абсолютному — начало представляет собой человек – несовершенный, конечный, несвободный (т.е. привязанный к земле, вынужденный здесь жить).
Таким образом, Абсолют — это творческое первоначало всего сущего, единое, непрерывное и бесконечное. Это нечто нематериальное, не имеющее конкретной формы. Он находится вне времени, вне пространства.
1.3 Понятие «человек»
Понятие «человек» рассматривалось неоднократно. Множество исследователей определяют в человеке единство таких основных модусов, как тело, душа и Дух. Тело здесь рассматривается и как элемент природы (биологические особенности), и как чувственная составляющая (смех, слезы и т.д.). Душа может пониматься как жизненный центр тела, а также как нечто индивидуализирующее человека в обществе. Дух воплощает в себе фундаментальную сущностную идею «человечности».
Человек – фундаментальная категория философии, являющаяся смысловым центром практически любой философской системы. Сложность философского определения человека состоит в невозможности однозначного подведения его под какое-либо более широкое родовое понятие (например, природа, Бог или общество), поскольку человек – это всегда одновременно микрокосм, микротеос и микросоциум. В рамках истории философии человек традиционно понимался в единстве таких его основных модусов, как тело, душа и Дух.
Человек является самым совершенным существом на Земле. Только человек способен на осуществление связи с Абсолютным началом. Но эта связь может возникнуть лишь с человеком, который пребывает в единстве трех его составляющих – телесной оболочки, души и Духа.
1.4 Понятие «отношение»
Отношение — философская категория, характеризующая взаимосвязь элементов определенной системы. Диалектический материализм исходит из того, что отношение носит объективный и универсальный характер. В мире существуют только вещи, их свойства и отношения, которые находятся в бесконечных связях с другими вещами и свойствами. Отношение может выступать в роли свойства или признака вещей. Вещь, взятая в разных отношениях, выявляет различные свойства. Таким образом, свойства определяются отношением, последнее включает в себя проявление свойств.
Отношение — это взаимоотнесение, сближение, приобщение двух предметов друг к другу. Отношение имеется между абсолютным и относительным, а, значит, между Богом и человеком верующим.
Связь – взаимообусловленное существование явлений, разделенных в пространстве или во времени.
Связь – средство приобщения предметов друг к другу, способ пребывания одного в другом, разных в их единстве; форма бытия много в едином.
В религии осуществляется восстановление той связи между человеком и Абсолютом, которая в следствие каких-то причин теряется между ними. Являясь несовершенным, человек стремится к отношению с Абсолютом.
Выводы Параграфа
Рассмотрев основные теоретические понятия, универсальные в своем роде для любой религии, мы смогли создать картину религиозной системы с ее элементами и способами их взаимодействия.
Основополагающими элементами для любой религиозной системы являются элементы «Абсолют» и «Человек». С одной стороны, понятия являются противопоставленными друг другу: Абсолют наделяется качествами бесконечности, идеальности и первоначальности, он является первоосновой. Человек по отношению к Абсолюту относителен, конечен, неидеален и условен. Несовершенный человек стремится вернуться к совершенному Абсолюту, восстановить связь. Основой, способом восстановления связи служит религия.
2. «ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОЙ СИСТЕМЫ ИУДАИЗМ»
Задачей данного параграфа является выявить основные особенности религиозной системы иудаизм, и их выраженность в священном тексте «Тора. Книга Бытия»
Иудаизм – первая и древнейшая монотеистическая религия. В узком смысле иудаизм – еврейская религия, в широком – вся еврейская цивилизация. Он оказал влияние на такие религии, как христианство и ислам, но так и остался вероучением сравнительно малого числа людей. Евреи, ведущие свое происхождение от полумифического предка Евра, — древнейший народ, современники исчезнувших цивилизаций Шумера, Аккада и Вавилона.
2.1 История возникновения и развитие религиозной системы иудаизма
Характерной чертой иудаизма, отличающего его от национальных религий других народов, является монотеизм — вера в Единого Бога. На основе иудаизма зародились две мировые религии: христианство и ислам. Еврейская религия – одна из самых ярких культурных традиций. Приверженцы иудаизма верят в Яхве (единого Бога, творца и властелина Вселенной), бессмертие души, загробную жизнь, грядущий приход мессии, богоизбранность еврейского народа (идея «завета», союза, договора народа с Богом, в котором народ выступает как носитель божественного откровения). В иврите — священном языке евреев — понятие «иудаизм» отсутствует. В иврите нет слова, которое означало бы религию. Наиболее близким по смыслу является слово «даат» («познание», «знание»), которое относится к области законов или обычаев. Оно употребляется в раввинистических писаниях, когда речь идет, например, о требовании, чтобы замужняя женщина, выходя из дому, покрывала голову (Ктубот, 7:6). Этот обычай тем не менее связан с религией, и в раввинистическом комментарии к книге Есфирь (8:17) слово «даат» четко трактуется как «вероисповедание» (Мегилла, 12а). Слово «иудаизм» стало широко употребляться только в XIX веке, когда появилась необходимость отличать его последователей от христиан и мусульман. Как многие другие термины иудейский религии в английском языке (такие, как «Библия», «синагога», «Пятикнижие», «пророк», «филактерия»), слово «иудаизм» пришло от говорящих по-гречески иудеев. Это слово вошло в употребление незадолго до начала нашей эры и в первые века нашей эры, чтобы различать иудейское от неиудейского. Греческое слово «иудаизм» появляется во второй книге Маккавеев (2:21, 8:1, 14:38) и в Послании к Галатам апостола Павла (1:13—14). В иврите эквивалентом его является слово «йагадут» — существительное, производное от «иегуди», «иудей». Оно изредка попадается в средневековой литературе и не имеет аналогов ни в Библии, ни в раввинистической литературе. И все-таки нечто, предполагающее иудейство, и в том числе иудейскую веру, появляется в Библии, снова в книге Есфирь (8:17). Здесь имеется термин «митъягадим», означающий «становятся иудеями». Есть также слово «идишкайт» (из языка идиш), смысл которого включает одновременно и принадлежность к народу, и веру.
Фарисеи (или паруш, т.е. «отделившиеся») начинали разрабатывать учение о грядущем приходе Мессии – Спасителя. Но фарисеи считали, что он спасет только правоверных евреев. Они были еще более ортодоксальны, чем саддукеи, и призывали ревностно соблюдать все установления религии. Среди фарисеев насчитывалось много писцов и раввинов. Близкой к фарисеям является секта книжников — «ученых людей», знатоков очень древних законов и разработчиков множества новых.
Фарисеям противостояла партия (секта) ессеев (от греч. — «благочестивые»). Они верили в загробную жизнь и ждали прихода Мессии, понимая его как спасителя всех людей, независимо от их национальной принадлежности и веры. Ессеи жили общинами и отвергали богатство.
Таким образом, Иудаизм – это отражение истории древних иудеев, это вся еврейская цивилизация. Религия у иудеев очень тесно переплетается с историей. Веря в то, что находятся под покровительством Бога, опираясь на положение о том, что Бог выделил еврейский народ из всех остальных, заключив с ним завет, иудеи с радостью принимали удачу в обретении новых земель. Являясь очень религиозными, они стойко выдерживали напасти и неудачи, веря в то, что заслужили их и теперь их постигла кара Господня. Но, испытав многие влияния, религия иудаизма до сих пор живет и у нее много последователей, хотя появились различные течения, имеющие свое своеобразие.
2.2 Основные положения религиозной системы иудаизм
Основу иудейской веры составляет убеждение в том, что мир есть творение Бога. К тому же в ней присутствует некая телеология, т.е. движение вселенной к определенной цели, где Бог направляет ее сообразно с неким замыслом. Считается еще, что Бог воздействует на каждого человека через душу.
По мнению историков, этого единственного Бога евреи называли именем Яхве («Сущий», «Существующий»). Служители культа считают, что утверждать, будто Бога звали Яхве, нельзя, ибо если люди того далёкого времени знали имя Бога, то сегодняшнее поколение людей по определённой исторической причине Его имени не знает.
Одной из основных канонических книг в иудаизме признается Танах (Ветхий Завет Библии), важнейшей частью которого является Тора или Пятикнижие Моше (Моисея). В III веке н. э. иудейскими богословами были написаны комментарии к Торе, получившие название Мишна (повторение закона). Затем была составлена еще одна книга — Гмара, назначение которой — углубленное комментирование Мишны. Мишна и Гмара вместе составляют Талмуд. Тора и Талмуд регламентируют все стороны жизни религиозного еврея, в том числе и те, которые в других религиях обычно считают относящимися к сфере этики, морали, гражданского и уголовного права.
В Талмуде различают галаху и агаду, которые переплетаются друг с другом. Галаха — это закон, касающийся релегиозной, семейной, гражданской жизни. Агада определяет духовные основы иудаизма. Чтение Талмуда почитается как весьма ответственное занятие, разрешаемое только самим евреям. В трактате "Синедрион" говорится: "Нееврей, изучающий Талмуд, заслуживает смерти".
Особое место в иудейской общине занимает коганим (единственное число — коген). По еврейской традиции, лица, носящие фамилию Коген (Коган, Кохен, Коэн, Кон), являются потомками (по отцовской линии) первосвященника Аарона, т.е.своего рода жреческой кастой. Во времена Иерусалимского Храма коганим кроме исполнения свое главной функции — ведения службы в храме — были также духовными наставниками народа, его судьями и учителями. Однако с течением времени духовное руководство еврейского народа перешло к пророкам, а затем к мудрецам и раввинам. Деятельность коганим была ограничена, в основном, службой в храме. После разрушения храма в 70 г. н.э. они лишились возможности исполнять и эту обязанность. В настоящее время коганим обязаны проводить обряд выкупа первенцев и благословлять народ в синагоге.
Целью всего культа становится не покаяние и общение с Богом, как это было в Ветхом Завете. Невозможность приносить жертвы в Храме после его разрушения, приводит к переосмыслению значения жертвы — жертва в иудаизме начинает пониматься не как прямое средство умилостивить Бога, но как освящение авторитетом религии обыденных житейских актов.
Собрание книг Ветхого Завета в один состав совершалось постепенно, по мере появления самых священных книг.
В первом веке н. э. несомненно существовали и были известны все ветхозаветные книги. Несомненно и то, что все Канонические книги Ветхого Завета составляли одно целое задолго до Рождества Христова. Указание на состав Канона и деление ветхозаветных книг на три отдела мы замечаем у Иисуса, сына Сирахова (за 220 лет до н.э.). Перевод (270 лет до н.э.) служит явным доказательством, что все ветхозаветные канонические книги еврейские и неканонические греческие входили в один состав, так как они находятся в этом переводе.
Таким образом, иудаизм не подменяет религию братством людей, но совершенно очевидно объединяет эти два понятия. Иудаизм — это религия еврейского народа, для которого вера и долг обязательны. Взаимоотношения между Богом и народом Израиля — основа иудаизма.
Иудаизм сосредоточен на вере — вере народа Израиля в Бога. И этот Бог, евреи верят в это, не есть отсутствующий или безразличный Бог, но Бог, который сообщает о Своей воле человечеству. Эту волю предстоит открыть в Торе — руководстве, которое Бог дал людям, чтобы жить по нему. Вера евреев — в любви и власти Бога донести Свои цели до всего человечества. В этих целях, верят евреи, народ Израилев играет особую роль. Тора дана им на благо всего мира. Он, еврейский народ, — орудие для сообщения людям Божьей воли. Иудаизм, таким образом, — это мировая религия не только по географическому распространению, но и по своим горизонтам. Это религия для всего мира, исходя из убеждения, что мир принадлежит Богу, и люди должны вести себя в соответствии с Его волей.
2.3 Место, роль, значение теста «Тора. Книга Бытия» в религиозной системе иудаизма
Книга Бытие́ (ивр. בְּרֵאשִׁית, Бе-реши́т — «В начале»; лат. Genesis; др. греч. Γένεσις) — Первая книга Пятикнижия (Торы), Ветхого Завета и всей Библии. Повествует о периоде от Сотворения мира и человека до смерти Иосифа в Египте. Состоит из пятидесяти глав. Книга делится на две основные части. История человечества до патриархов (главы 1-11), заключает в себе как бы универсальное введение во всемирную историю, поскольку касается исходных пунктов и начальных моментов первобытной истории всего человечества, история патриархов и их семей (главы 12-50), описывает историю зарождения еврейского народа в лице его родоначальников — патриархов Авраама, Исаака и Иакова.
К доказательствам подлинности книги относится язык, которым написана книга: он отмечен глубокой древностью, в тексте постоянно встречаются библейские архаизмы. Также относится согласие данных Библии с информацией из различных внешних естественнонаучных и древне-исторических научных источников. Изучение текста книги Бытие в сопоставлении с письменными памятниками других народов Древнего Переднего Востока и данными археологии свидетельствует о глубокой древности этой книги. Противоречия между данными истории евреев после заселения ими Ханаана и повествованием Бытия о сынах Иакова могут быть объяснены только тем, что это повествование сохранило достоверные фрагменты ранней истории отдельных еврейских племен. Так, Рувим назван первенцем Иакова, его имя всегда занимает почетное место в списках Израилевых колен, хотя в эпоху после патриархов колено Рувима уже не играло господствующей роли в истории Израиля; Левий изображен в Бытии безжалостным воином, что противоречит известному нам по последующим книгам Библии статусу левитов как служителей культа, не игравших никакой роли в завоеваниях.
Выводы параграфа
Религиозная система иудаизма основана на вере в единого, всеобъемлющего, творящего, всеведущего Бога. От него не укроются никакие деяния людей, он все видит и все знает. Он наказывает виновных в грешных делах и награждает праведных верующих, живущих по законам, которые он передает через избранных людей. Но Бог награждает не только тех, кто ведет праведную жизнь. Он может даровать прощение тем, кто искренне раскаялся. В тексте «Книга Бытия» очень ярко раскрывается как образ Абсолюта, так и образ эталонного верующего. Кроме того, в нем присутствуют законы, наставления, поучения являющиеся основой религиозной системы иудаизма. Таким образом, посредством священного текста «Книга Бытия», как содержащего в себе Слово Божье, возможно осуществление связи Абсолюта и человека.
3. «ОБРАЗ АБСОЛЮТА В ТЕКСТЕ «ТОРА. КНИГА БЫТИЯ»
Задача данного параграфа заключается в нахождении основных характеристик Абсолюта в тексте и проанализировать, каким образом данные характеристики раскрывают образ Абсолюта.
Религиозная система иудаизма является монотеистической. В центре ее стоит один Бог, который является Творцом всей вселенной. Поэтому можно сказать, что Бог религиозной системы иудаизма является проявлением Абсолюта как личностного Бога. Значит, священный текст «Тора. Книга Бытия» – это произведение, раскрывающее образ Абсолюта как Личностного Бога.
В самом начале текста Господь выступает как творец. «В начале сотворил Бог небо и землю…»(Гл. 1:1), «И создал бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни…»(Гл. 2:7). Господь знает свое творение лучше всех, ведает всеми его помыслами. «И сотворил Бог человека по образу своему…» (Гл.1:27). Но он создал не только человека, но и все, что существует. Господь явлен как внимающий искренним молитвам верующего: « Авраам сказал: да не прогневайся Владыка, что я скажу еще однажды: может быть найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти…» (Гл. 18: 32)
Бог описывается как карающий: «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: «не ешь от него», проклята земля за тебя…» (Гл. 3:17). Здесь Господь выступает как справедливый, заставляющий устыдиться за свои поступки, продиктованные минутным желанием, но приводящие к серьезным грехам. Бог наказывает за неверные поступки, чтобы человек задумался над тем, что нужно жить по Божьим законам, остерегаясь гнева Божьего.
Бог выступает как благословляющий людей: «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и заполняйте землю…» (Гл. 9:1)
Если же кто-то из людей причинит вред избранникам Божьим, Бог разгневается: «И сказал Господь: что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли…» (Гл. 4:10)
Господь является величайшим, грозным: «И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков…» (Гл 6:7). Господь посылает в помощь к людям своих воинов – ангелов, чтобы они помогли выполнить предназначение и указания, данные Им верующему: «…и Ангел Божий с неба воззвал к Агари.» (Гл. 21:17). От Бога не укрываются дела людские, он Всеведущ: «не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» (Гл. 3:11)
Он знает помыслы каждого, поэтому может судить людей и наказание его всегда справедливо. Господь, следовательно, выступает также как Судья: «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей». (Гл. 3:16)
Господь обращает деяния человека на него же самого. Так, сказано, «за то всякому, кто убьет Каина, отомстится всемеро.»(Гл. 4:15) Милосердный же человек получает от Господа многократно. Кроме того, милосердного человека Бог может также помиловать, если даже у него есть какие-то грехи.
Господь учит любви к ближнему: «Авраам встал и поклонился народу земли той».(20:13) И благодаря этой любви Господь добро и счастье дает людям. В самой же доброте обитает Господь Бог. Но Бог может как любить, так и ненавидеть, запрещая заповедями своими, он отделяет доброе от злого. Верующего же человека Бог и охраняет, и утешает, и направляет, испытывает его веру, а, испытав, прославляет.
Выводы параграфа
Таким образом, в священном тексте «Тора. Книга Бытия» хотя Абсолют и представлен в виде одного Бога, но он представлен многоаспектно. Абсолют является творителем мира, а, следовательно, его первосущностью. Абсолют – всевидящий, всезнающий. Он знает о каждом своем творении. Он – Творец всего мира, поэтому Он – Судья. Бог – милостив, он прощает грешников, если они искренне раскаиваются в содеянных проступках. Следовательно, Бог в тексте «Тора. Книга Бытия» имеет качества, присущие человеку: он может гневаться, любить, прощать. Кроме того, Бог имеет определенный образ, свое воплощение – он принимает облик человека.
Господь Бог – Царь земной и Царь Небесный. Он находится везде, в каждом человеке, имеющем веру, доброе и любящее сердце. Он везде и всегда, он вечен, бесконечен, всеобъемлющ.
Божественный мир не существует отдельно от человеческого, требуя при этом определенных качеств верующего для максимального своего проявления.
4. «ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ТЕСКТЕ «ТОРА. КНИГА БЫТИЯ»
Задачей данного параграфа является выявить образ человека и его роль в священном тексте «Тора. Книга Бытия». Для этого необходимо:
Найти основные характеристики эталонного человека в данном тексте. Проанализировать каким образом данные характеристики раскрывают образ человека в данном тексте.
Господь Бог требует от человека выполнения законов, Им установленных. Человек может либо жить всю свою жизнь по божьим законам, являясь эталонным верующим, либо совершив грехи и осознав их, также встать на путь истинный, также в тексте можно выделить образ человека греховного живущего по законам плоти и не нуждающегося в свзяи с Господом.
Эталонные верующие представлены людьми: Ноем, Авраамом, Исааком, и т.д.
Ной выступает в качестве эталонного человека, он живет по законам Божьим: «Ной был человек праведный и не порочный в своем роде…» (Гл. 6:9)
Авраам смиренно исполняет волю Бога и за это получает благословление: «И сказал Господь Аврааму: поди из земли твоей» «И пошел Авраам, как сказал ему господь…», «Господь благословил Авраама всем».
Исаак так же получает благословление Господа: «И сеял Исаак в земле той, и получил в тот год ячменя в сто крат: так благословил его Господь». (Гл. 26:12)
Также в тексте можно выделить образ греховного человека, который не подчиняется законам Божьим. Таковым является Каин: «И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего и убил его»(Гл. 4:8) За что и был наказан. «И ныне проклят ты…» (Гл. 4:11)
Таким образом, человек чтущий закон Божий, исполняющий его волю, может рассчитывать на благословление Господа. В целом из жизни всех избранников Бога в тексте, складывается образ жизни эталонного человека:
· любить Господа Бога
· жить в простоте сердечной
· остерегаться ревности и зависти
· возлюбить брата своего в доброте сердечной
· жить в страхе Божьем
· быть справедливым
· слушаться отца
· не быть сребролюбцем
· быть милосердным
· «не наговаривать ни на кого»
· иметь чистые помыслы
· соболезновать и сострадать
Каждый человек делает свой выбор. Поэтому, в зависимости от сделанного выбора, человек либо радуется вместе с Господом, либо подвергается наказанию.
Выводы парграфа
Рассмотрев на основе священного текста «Тора. Книга Бытия» разноаспектные проявления человека, можно сделать вывод, что тип эталонного иудея представляется в виде человека, который проживает праведную жизнь по законам Божьим, греховный же человек не способен восстановить связь с Абсолютом. Образ идеального верующего в тексте «Тора. Книга Бытия» — это человек, живущий праведной жизнью по законам Божьим, любящий Бога и признающий только Его волю, находящийся постоянно в искренней вере в Него и доказывающий свою веру с помощью регулярного исполнения религиозного культа, а также мысленных устремлений к Господу. Это человек, который не стремится к богатству и власти, но все же получающий блага, т.к. Господь Бог не забывает свои творения и щедро их одаривает. Если же верующий собьется с пути, у него есть шанс, доказав свою искреннюю веру, получить Божье прощение.
Такого человека не могут увлечь духи соблазна, так как он сохраняет чистоту души своей, не обращая внимания на соблазны жизни. Такой человек живет тем, что дает ему Бог. А Бог всячески одаривает верующего человека различными благами. Так, человек получает блага, не стремясь к ним, но пребывая в искренней вере в Бога.
5. ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И АБСОЛЮТА В СВЯЩЕННОМ ТЕКСТЕ «ТОРА. КНИГА БЫТИЯ»
В предыдущих параграфах рассматривались образ Абсолюта, и образ человека в священном тексте «Тора. Книга Бытия», в этом же параграфе задачей является выделение особенностей отношения человека и Абсолюта.
Иудаизм, как и любая религиозная система, определяется как система взаимодействия начал Абсолютного и относительного, Божественного и человеческого.
В священном тексте «Тора. Книга Бытия» главная особенность состоит в том, что он практически не содержит описаний обрядов почитания Бога, но в тексте имеются предписания для верующего о том, как он должен жить, что помогает раскрыть особенности отношения верующего с Богом.
В тексте присутствует верующий – Адам. Первый человек, которому было изначально даровано общение с Богом, который имел возможность связи с Господом напрямую. «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал».(Гл 2:8) Но Адам пренебрег этим даром и Господь изгнал его из рая. С того времени человек пытается восстановить связь с Богом. Верующий стремится к Абсолютному, посредством своей души
Отношение осуществляется и за счет праведности и богобоязненности верующих. Так рассказывается о жизни Ноя «Ной ходил перед Богом».
Верующие соединяются с Божеством не только за счет бескорыстной и полной самоотдачи, но и за счет приношения в дар Богу того, что им наиболее дорого и приятно. Чтобы отблагодарить Господа, верующие иудеи приносят ему жертвы: «Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его.»
Человек же греховный, не чтущий Божьи законы, не способен достичь связи с Абсолютом.
Избранники же Божьи, следующие законам имеют возможность общаться с Господом почти на равных: «Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати. Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти»
В тексте четко определяется, что есть еще посредник между человеком и Богом: «Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам!»
Выводы параграфа
Таким образом на основе рассмотрения священного текста иудеев «Тора. Книга Бытия» можно предположить, что отношения между верующим и Абсолютом проявлены через:
· исполнение верующими культа Бога. Верующий должен выполнять обряды и молитвы, приносить жертвы, которые будут угодны и приятны божеству. Посредством культа верующий становится ближе к Богу, располагая его к себе, что является важным моментом установления связи между Богом и человеком.
· эталонных посредников, помогающих общению человека и Бога. Таковыми являются ангелы, которые, с одной стороны принадлежат небесному миру, а с другой – являются помощниками человека.
· собственное устремление каждого верующего, ведущего праведную жизнь, постоянно помнящего о Боге и выражающего свое почтение, а также живущего по Его законам.
· «завет» между Богом и иудейским народом.
Качества, присущие Абсолютному началу — совершенство, бесконечность, идеальность, первоначальность, Абсолют — это всеобщая основа мира, Полнота бытия и Совершенство, творческое первоначало всего целого и гармоническая слитность субъекта и объекта; относительное же наделено качествами несовершенства, конечности, условности.
Отношение человека и Абсолюта в религиозной системе базируется на Священном Тексте. Священный текст предоставляет возможность познать образ Абсолюта, так как, по представлениям адептов, текст есть не только Слово Бога, но и само Его проявление. Кроме того, священный текст содержит качества и знания, которыми должен обладать эталонный верующий. Священный текст дает возможность реконструировать Отношение между двумя противоположными началами, так как является проявлением Знания, транслируемого Богом на землю, а значит, содержит в себе и описание пути к Богу, и образ верующего, способного его преодолеть. Таким образом, священный текст «Тора. Книга Бытия» дает возможность верующему познать чувственно-явленный облик Божественного, Абсолютного начала, и, в процессе обращения к самому Священному откровению, проявленному Слову Бога, соотнести себя с предложенными образами эталонных, идеальных верующих. Соединяя в себе два противоположных начала, данный священный текст, находясь на границе соприкосновения, взаимодействия Абсолютного, бесконечного и человеческого, конечного начал, является посредником между Богом и верующим, даруя возможность и создавая комфортную среду для встречи человека и Абсолюта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данной курсовой работы было выявление особенностей отношения человека и Абсолюта в религиозной системе иудаизма на материале анализа текста «Тора. Книга Бытия».
Священный иудейский текст «Тора. Книга Бытия» в данной исследовательской работе рассмотрен как произведение искусства, которое является мостом между конечностью человека и бесконечностью Абсолютного начала, предоставляя обеим сторонам встретиться в себе, создавая для обеих взаимодействующих сторон комфортное пространство встречи. Только произведение искусства обладает этим уникальным качеством – возможностью даровать путь к связи с Абсолютным, бесконечным началом, и текст «Тора. Книга Бытия» репрезентирует собой такое произведение.
Текст вербализирует нам религиозную систему иудаизма, повествуя об априорных основах Бытия. Представляет нам образ Бога, который описывается понятиями единый, всеобъемлющий, творящий, всеведущий.
«Книга Бытия» представляет как образ Абсолюта, так и образ эталонного верующего и модель отношения между ними.
В священном тексте «Тора. Книга Бытия» Абсолют преподносится нам в виде одного Бога, но он многогранен . Абсолют является творителем мира, а, следовательно, его первосущностью. Но Божественный мир существует во взаимосвязи с человеческим, требуя от последнего определенных качеств верующего для максимального своего проявления, которые представлены в священном тексте.
Таким образом, посредством священного текста «Книга Бытия», как содержащего в себе Слово Божье, возможно осуществление связи Абсолюта и человека. Текст выступает посредником между конечным и бесконечным, вступая в отношение с книгой человек выходит за грани собственной конечности, стремясь вступить в диалог с Абсолютом. В свою очередь Бог явил человеку писанные законы и вербализировал в «Торе». Писание ориентировано на мыслящего человека, который через конечные формы книги, сможет обесконечить собственный Дух.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Атеистический словарь/ Абдусамедов А.И., Алейник Р.М., Алиева Б.А. и др.; Под общ. ред. М.П. Новикова. – М.: Политиздат, 1984. – 512 с.
2. Бачинин, В.А. Религиоведение: энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. – 288 с.
3. Васильев, Л.С. История религий Востока: Религиозно-культурные традиции и общество.- М.: Высшая школа, 1983.- 368 с.
4. Визуальная сущность религии: монография/ В. И. Жуковский, Н. П. Копцева, Д. В. Пивоваров. – Красноярск.: Краснояр. Гос ун – т, 2006. – 461 с.
5. Всемирная энциклопедия: религия/ Под ред. М.В. Адамчика. – Мн.: Современный литератор, 2003. – 832 с.
6. Гегель. Философия религии в 2т.- М., 1975.
7. Горелов, А.А. История мировых религий/ А.А. Горелов; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. инс-т.- М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2005.- 355 с.
8. Гуревич, П.С. Религиоведение/ П.С. Гуревич; гл. ред. Д.И. Фельдштейн; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т.- М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2005.- 693 с.
9. Жюльен Н. Словарь символов/ Пер. с фр.- Челябинск: Урал LTD, 1999.- 498 с.
10. История религии: в 2 т./ В.В. Винокуров и др.; под общ. ред. проф. И.Н. Яблокова.- М.: Высшая школа, 2004.- 463 с.
11. Каутский, К. Античный мир, иудейство и христианство: Един. разр. пер. с рукоп. Н. Рязанова.- СПб.: Шиповник, 1909.- 409 с.
12. Копцева, Н.П. Основные теории истины: историко-философские и религиоведческие очерки.- Красноярск: КГУ, 2000.- 312 с.
13. Копцева, Н.П. Философия религии.- Красноярск: КГУ, 1999.- 120 с.
14. Краткая философская энциклопедия.- М.: Прогресс – «Энциклопедия», 1994.- 576 с.
15. Кулаков, А.Е. Религии мира.- М.: АСТ, 1997.- 348 с.
16. Леонидов, Ф. Введение в вероучения народов мира.- М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2005.- 122 с.
17. Логос. Богословско-философский журнал. — М., 1988.
18. Мак-Ким Д. К. Вестминстерский словарь теологических терминов. Пер. с англ.- М.: Республика, 2004.- 503 с.
19. Мера: литературный, историко-художественный, религиозно-философский журнал. — М., 1995.
20. Мироздание и человек.- М.: Политиздат, 1990.- 350 с.
21. Мифы и религии мира/ Сост. и ред. С.Ю. Неклюдов.- М.: РГГУ, 2004.- 427 с.
22. Мифы народов мира/ Сост. В.И. Коровин, В.Я. Коровина, Е.С. Абелюк.- М.: РОСТ, МИРОС, 1999.- 478 с.
23. Наглядно о религиях: Древние религии. Индуизм. Буддизм. Другие азиатские религии. Иудаизм. Ислам. Христианство/ Сост. Р. Грей, Д. Хэнлонз; пер. с англ. П.А. Самсонова.- Минск: Попурри, 2000.- 222 с.
24. Народы и религии мира: Энциклопедия/ Гл. ред. В.А. Тишков.- М.: БРЗ, 1999.- 928 с.
25. Новейший философский словарь/ Гл. ред. А.А. Грицанов.- Мн.: Книжный дом, 2003.- 1280 с.
26. Пивоваров, Д.В. Дух. Душа. Вера.- Екатеринбург. 2000.
27. Пивоваров, Д.В. История и философия религии: Учеб. пособие/ Д.В. Пивоваров, А.В. Медведев.- Екатеринбург, 2000.- 408 с.
28. Пилкингтон, С.М. Иудаизм/ С.М. Пилкингтон; пер. с англ. Е.Г. Богдановой.- М.: Фаир-Пресс, 2001.- 397 с.
29. Пол, О. Мировые религиозные верования/ Пол Оливер; пер.с англ. О. Перфильева.-М.: Гранд: Фаир-Пресс, 2003. – 235 с.
30. Пушнова, Ю.Б. История мировых религий/- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.- 167 с.
31. Религии мира/ Авт. текста П. Балта.- М.: Махаон, 2005.- 260 с.
32. Религии мира: иллюстрированная энциклопедия/ Сост. А. Дылейко. – Минск.: Белфакс, 2003
33. Религии мира: история и современность/ Ред. И.Р. Григулевич.- М.: Наука, 1982-1987.- 287 с.
34. Религии мира: пособие для учителя/ Под ред. Я.Н. Щапова.- М.: Просвещение, 1994.- 192 с.
35. Религиозные верования: свод этнографических понятий и терминов. – М.: Наука, 1993. – 239с.
36. Современный философский словарь/ Под общ. ред. д.ф.н. В.Е. Кемерова.- Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Москва, Минск.: Панпринт, 1998.- 1064 с.
37. Телушкин, Р.Й. Еврейский мир: важнейшие значения о еврейском народе, его истории и религии/ Пер. Н. Иванова, В. Владимирова.- М: Лехаим; Иерусалим: Гешарим, 1998.- 575 с.
38. Универсальный энциклопедический словарь.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1999.- 1551 с.
39. Философия: энциклопедический словарь/ Под ред. А.А. Ивина.- М.: Гардарики, 2006.- 1072 с.
40. Философский словарь/ Авт.-сост. В.Н. Мирошниченко; под общ. ред. А.П. Ярещенко.- Ростов н/Д.: Феникс, 2004.- 555 с.
41. Философский словарь студента/ Н.О. Алексютович; под общ. ред. В.Ф. Беркова, Ю.А. Харина.- Минск: Тетра Системс, 2003.- 351 с.
42. Философский энциклопедический словарь/ Под ред. Л.Ф. Ильичева, П.Н. Федосеева, С.М. Ковалева, В.Г. Панова. – М.: Энциклопедия, 1983. – 840 с.
43. Фишер, М.П. Живые религии/ Международный фонд образования. – М.: Республика, 1997. – 368 с.
44. Христианско-иудейский диалог/ Сост. Хелен П. Фрай; пер. с англ. Ю. Табак.- М.: Библейско-Богословский институт св. апостола Андрея, 2002.- 356 с.