Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФЛЯЦИИ5
1.1 Понятие и виды инфляции5
1.2 Причины возникновения инфляции7
1.3 Последствия инфляции для экономики страны10
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ В РОССИИ13
2.1 Скрытая инфляция в СССР и переход ее в открытую форму13
2.2 Особенность факторов инфляции в современной России16
Глава 3. ИНФЛЯЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НА 2011г.23
3.1 Перспективы роста инфляции в 2011г.23
3.2 Антиинфляционная политика в России в 2010-2011гг.25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ29
Выдержка из текста работы
Как показывает опыт стран, как нашей, так и других , переход на рыночные отношения сопровождается быстрым ростом цен. Происходит усиление действия инфляционных факторов
Знание об инфляции необходимо, прежде всего, для принятия оперативных и перспективных решений в таких сферах, как государство, бизнес, домашнее хозяйство и др. Важную роль глубокое знание инфляции играет при прогнозировании. Поэтому знать и понимать методологию изучения инфляции и уровня цен крайне важно, в этом и заключается актуальность выбранной темы работы.
Статистика цен и инфляции является составной частью социально-экономической статистики, она изучает всю систему цен, действующую в сфере экономических отношений.
Объектом данной курсовой работы является цены и инфляция. Ее предмет — методы статистического изучения цен и инфляции.
Цель исследования — рассмотреть статистические методы изучения цен и инфляции и проанализировать тенденции их развития на современном этапе. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
? дать обзорную характеристику понятиям «цены» и «инфляция»;
? проанализировать статистические методы изучения цен и инфляции;
? на основе собранных статистических данных проанализировать уровень инфляции РФ и выявить причины динамики;
? рассмотреть динамику уровня цен в России за последние годы;
? рассмотреть прогнозы уровня инфляции на 2013 год.
Глава 1. Теоретические основы изучения цен и инфляции.
1.1. О сущности понятия инфляция
По общепринятому мнению, инфляция — это обесценение денег или рост цен. Термин «инфляция» (от лат. inflatio — вздутие) начал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. для обозначения процесса увеличения количества денег и уменьшения их стоимости.
Именно в годы гражданской войны в Америке появились так называемые гринбеки (greenbacks), от данного слова впоследствии образовалось слово «бакс» (buck) в значении «доллар». Гринбеки можно назвать первыми общеамериканскими деньгами.
Американский экономист Мюррей Ротбард отмечал, что с появлением гринбеков «в США впервые и на два долгих десятилетия установилась система неразменных бумажных денег, которая привела к безответственной инфляции цен». В феврале 1862 года Конгресс разрешил напечатать 150 миллионов новых банкнот, в июле того же года еще 150, в начале 1863 года еще 150 миллионов. После чего начался процесс обесценения гринбеков по сравнению с золотом. Это привело в 1864 году к кратковременному запрету расчетов в золоте. Принимались меры по спасению «бумажной» валюты, но они не были действенными, поэтому именно этот исторический период принято считать временем появления термина «инфляция».
Таким образом, первоначально термин «инфляция» применялся только к бумажным деньгам, а не к золоту. Это дает основание утверждать, что по происхождению инфляция — это чисто денежный феномен, феномен бумажных денег. Гипотетически инфляция могла быть связана и с золотом, но большое количество золота за короткий срок у государства появиться не могло, даже если бы было открыто крупное месторождение этого металла (что случается нечасто), так как для его разработки потребовались бы довольно большие усилия.
Существует множество определений инфляции, но все они сводятся к обесценению денег или росту цен.
Если понимать под инфляцией рост цен, то необходимо отметить, что цены растут не только по причине значительного превышения массы денег над количеством товаров и услуг, находящихся в обращении. Цены могут расти в результате дефицита какого-либо товара на рынке или в случае монопольного ценообразования. Причем под монопольным ценообразованием понимается повышение цен на особые товары, которые, например, отличаются уникальным качеством или принадлежат торговой марке. Монопольное ценообразование возможно и в противоположном случае: при снижении цен из-за роста производительности труда или импорта более дешевых товаров.
Знание об инфляции необходимо, прежде всего, для принятия оперативных и перспективных решений в таких сферах, как государство, бизнес, домашнее хозяйство и др. Важную роль глубокое знание инфляции играет при прогнозировании.
Так, государство с учетом инфляции устанавливает процентную ставку, размер которой имеет большое значение при определении стоимости кредита, то есть стоимости денег. Знание об инфляции повлияло на формирование подходов к ее минимизации. Одним из способов снижения инфляции является расчет индекса потребительских цен.
В зависимости от темпов роста различают:
1. Ползучую (умеренную) инфляцию (рост цен менее 10 % в год).
2. Галопирующую инфляцию (годовой рост цен от 10 до 50 %).
3. Гиперинфляцию (цены растут астрономическими темпами, достигая нескольких тысяч и даже десятков тысяч процентов в год).
Используют также выражение хроническая инфляция для длительной во времени инфляции. Стагфляцией называют ситуацию, когда инфляция сопровождается падением производства (стагнацией).
1.2 Понятие цены товара
Представляет собой выражение стоимости товара в денежных единицах определенной валюты (национальной или международной) за количественную единицу товара.
Абсолютные, средние и относительные показатели, отражающие цены отдельных товаров или их совокупности на определенный момент или промежуток времени. Различают индивидуальный и средний уровень цен.
Индивидуальный уровень цен — это абсолютная величина цены в денежном выражении за единицу конкретного товара на рынке.
Средний уровень цен — это обобщающий показатель уровня цен, определенный по однородным группам товаров во времени и пространстве
Средняя цена за единицу товара (услуги) — это Обобщенная характеристика для однородных товарных групп.
Средние цены исчисляются за определенный период времени, по территории.
Для расчета средних цен используются следующие виды средних величин:
а) средняя арифметическая взвешенная (в качестве весов используются показатели количества товаров в натуральном выражении или доли каждого товара в общем объеме товаров):
где р — цена товара,
q — количество товара;
б) средняя хронологическая простая (применяется в том случае, если моменты времени регистрации равно удалены друг от друга):
где n — число месяцев или дней в периоде;
в) средняя хронологическая взвешенная применяется в том случае, если даты регистрации распространены неравномерно:
где — средняя цена за период;
— число месяцев или дней в периоде;
г) средняя гармоническая взвешенная (в качестве весов используются данные о товарообороте):
где pq — товарооборот в денежном выражении.
1.3. Показатели динамики цен и инфляции
Для оценки динамики цен используют индексы.
Сравнение цен одного товара осуществляется с помощью индивидуального индекса цен:
где — цена товара в отчетном периоде; — цена товара в базисном периоде.
Основной формой индекса цен для со……..