Содержание
План
Введение …………………………………………………………………………3
1. Экономические реформы в России на примере процесса
либерализации цен в России…………………………………………………5
1.1. Сущность цены и ее функции в экономике……………………………..5
1.2.Сущность либерализации цен………………………………………………8
1.3. Либерализация цен в России………………………………..…………….11
1.4. Либерализация цен и российский вариант инфляции…………………..14
2. Анализ ценовой политики государства на примере рынка
строительных материалов…………………………………………………..18
2.1. Ценовые тенденции на рынке строительных материалов
в целом по стране………………………………………………………………18
2.2. Ценовые тенденции на рынке строительных
материалов в г.Москва………………………………………………………….21
3. Пути решения существующих проблем ценовой
политики государства с использованием мирового опыта …………….26
3.1. Проблемы ценовой политики и их решение с
использованием мирового опыта…………………………………………….26
Заключение…………………………………………………………………….31
Список литературы…………………………………………………………..33
Выдержка из текста работы
Успешная миграция способствует повышению экономического потенциала и привлекательности той страны, в которой миграционные потоки осуществляются на равномерной основе, где идет сокращение дефицита профессиональных рабочих кадров, за счет привлечение иностранных специалистов и их взаимного сотрудничества с местными работниками для реализации экономического потенциала страны, повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке.
Россия является самым большим государством в мире по территории и наличию природных ресурсов. В тоже время в стране наблюдается сильнейший демографический кризис, вызванный распадом СССР, что повлекло за собой снижением общего благосостояния в стране, стало причиной интеллектуальной эмиграцией граждан России в США, Западною Европу. Восполнение трудовых ресурсов только внутри страны стало невозможным.
Для того чтобы решить эту проблему государство ежегодно привлекает сотни тысяч иностранных работников, преимущественно из соседних стран СНГ, профессионально-квалифицированная подготовка которых в последние годы становится все хуже.
Проблематика государственного управления миграции относится сегодня к числу наиболее актуальных проблем в области экономики труда.
Проблемы государственного управления миграционными процессами, возможности и методы социального регулирования миграций исследованы в работах О.Д. Воробьёвой, Н.В. Петрова, Т.М. Регента, И.А. Романова, Н.Н.Тоцкого, М.Л. Тюркина, Л.Л. Хоперской А.Е. Шапарова и др.
Объектом исследования выступают миграционные процессы в новых условиях глобализации рынка труда и конкуренции в мировой экономике.
Предметом исследования являются теоретические, методологические и организационно-управленческие факторы государственного регулирования миграционных процессов, а также механизмы, способствующие повышению социальной ориентированности, системности и комплексности государственного регулирования международных миграционных процессов.
Цель исследования заключена в многоуровневневом подходе к регулированию международной миграции рабочей силы в аспекте усиления социальной направленности, продиктованной международными организациями. Особый акцент сделан на противоречии между суверенными интересами отдельного государства и необходимостью реализации норм и принципов международных организаций и путях их разрешения.
Актуальность темы работы и указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
1. Охарактеризовать миграцию населения, ее виды, причины и основные факторы;
2. Выявить экономические мотивы миграции;
3. Определить влияние миграционных процессов на экономику России;
4. Сделать прогноз развития миграционных процессов в России в 2015 году;
5. Исследовать проблему контроля трудовой миграции в России;
6. Показать проблемы законодательного регулирования миграционных процессов и предложить общие направления решения проблемы
Теоретико-методологической основой курсовой работы послужили фундаментальные концепции, представленные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных ученых, позволяющие рассмотреть основы регулирования миграционных процессов в контексте глобализации.
Основой работы послужили монографии, учебные пособия отечественных, зарубежных экономистов и социологов, статьи в научных сборниках, периодической печати.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Миграция рабочей силы
1.1 Виды миграции рабочей силы
Миграция рабочей силы — это перемещение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера.
Миграция рабочей силы делится на множество видов, классификаций и потоков. Во-первых она делится на два основных вида: международная переселенческая и международная трудовая миграция.
Международная трудовая миграция — это перемещение трудоспособного населения по экономическим причинам, т. е. в поисках заработка. А международная переселенческая миграция предполагает постоянную связь мигранта со своей родиной.
Так же международная миграция рабочей силы включает в себя два встречных потока: эмиграция (для долговременного или постоянного проживания в другой стране) и иммиграция (просто въезд трудоспособного населения в данную страну из-за ее пределов).
Еще выделяют два вида трудовой миграции в зависимости от места пребывания: внутренняя (перемещение в пределах страны), внешняя (перемещение за пределы страны).
Нельзя оставить без внимания миграцию высококвалифицированных кадров, или как ее называют «Утечка мозгов».
По правовому статусу миграцию классифицируют на регистрируемую (легальную) и нерегистрируемую (нелегальную).
Помимо вышеперечисленных видов следует выделить добровольную и вынужденную миграцию.
К вынужденной миграции относятся беженцы, покинувшие свою страну исключительно по политическим причинам, либо из-за тяжелого экономического положения в стране.
1.2 Причины миграции рабочей силы
Главной причиной трудовой миграции в Россию является именно экономический характер. Люди больше предпочитают страны с наиболее высоким уровнем экономического развития. И это обуславливается трудовой миграцией из стран Центральной Азии в Россию, которая за последнее время приняла масштабный характер Витковская Г. Адаптация вынужденных мигрантов в разных типах поселений в России // Миграция и урбанизация в СНГ и Балтии в 90-е годы. / Под ред. Ж. 2. Зайончковской. — М., 2010.
Следующим показателем, на который смотрит мигрант, это размер заработной платы, собственно на то, ради чего они приезжают. Следом идет уровень органической безработицы и функционирование международных корпораций. Но это то, что касается трудовой миграции. Несомненно, мигрант обращает немалое внимание на условие труда и уровень жизни в стране.
Если мы посмотрим на миграцию с точки зрения инвестиций, то она будет иметь свои выгоды и издержки. Главными издержками являются затраты на переезд и поиск работы. Но есть и менее явные неудобства, мигранту необходимо время и средства для изучение нового языка и обычаев, а так же существует риск, связанный с поиском места жительства, работы и т. д. Однако, стоит отметить, что люди редко эмигрируют поодиночке или в те страны в которых мало эмигрантов из той же страны. И это приводит к снижению внеэкономических издержек.
Но все не так просто. Остается вопрос, какие экономические факторы действуют на миграцию среди двух стран, находящихся на одном социальном, культурном и бытовом уровне жизни населения? И к таким факторам относятся социально-политические условия, социальный комфорт, психологические, социально-культурные и т. д.
Также имеет место быть поиск работы для малоквалифицированной рабочей силы, целью которой является заработать хотя бы минимальную зарплату дабы не умереть с голода. И такая миграция характерна для рабочей силы из стран с низким уровнем экономического развития и с высоким уровнем безработицы.
В настоящее время государственное регулирование направлено на то, чтобы минимизировать отрицательные и достичь максимально положительные последствия от международной миграции как для государств предоставляющую помощь (стран-доноров), так и для государств, на территории которых находятся объекты инвестирования (стран-реципиентов), в нашем случае, именно мигранты являются объектом инвестирования.
Ну и конечно, помимо экономических, существуют и другие причины: политические, религиозные, расовые, национальные, семейные и другие. И в этих причинах уже идут личные предпочтения человека.
1.3 Масштабы миграции рабочей силы
Во всем мире размеры миграционных процессов неуклонно растут. По оценкам экспертов, к середине 90-х гг. трудящихся-мигрантов насчитывалось около 30 миллионов. Однако эта цифра приведена без учета беженцев, нелегальных иммигрантов и членов их семей, общая численность мигрантов в 5-6 раз выше. В тех же годах, в поисках работы, по миру переезжало около 20 миллионов человек в год. Так же, по приблизительным подсчетам, в принимающие страны приезжало в среднем на 1 миллион человек больше, чем уезжало.
Основные направления миграционных потоков:
1. Между промышленно развитыми странами;
2. Между развивающимися странами;
3. Из развивающихся в промышленно развитые страны;
4. Из развитых в развивающиеся страны. Это что касается высококвалифицированных рабочих, специалистов и научных работников.
В промышленно развитых странах, в связи с умением решать социально-экономические задачи, сложился высокий уровень жизни населения.
Для всех отраслей производства характерна ситуация с нехваткой рабочих определенных специальностей, профессий или просто нежелание местного населения выполнять тяжелую работу. В особенности это относится к предприятиям добывающей промышленности, сельского хозяйства и строительства. И это является основной причиной привлечения иностранных рабочих на российские предприятия.
На ряду с трудовой миграцией, существует проблема с беженцами. По различным данным, в России проживает от 500 до 700 тысяч беженцев, причем большая часть из них проживает незаконно.
Отъезд ученых и высококвалифицированных специалистов, в развивающиеся страны, вызван экономическими факторами и новыми возможностями. Их привлекают высокие заработные платы для инженеров, инструкторов, преподавателей, ученых и др.
В настоящее время страны ЕС стремятся максимально сдерживать потоки трудовой миграции из стран, которые находятся за пределами ЕС. А делают они это по следующим причинам:
1. Большинство мигрантов за пределами ЕС являются не высококвалифицированными и это вызывает определенные недовольства;
2. Западные страны стремятся внедрить трудосберегающие технологии, то есть машинизировать производства;
3. Западные страны опасаются перемещения производств, из неразвитых стран в развивающиеся.
1.4 Экономические мотивы миграции
С давних времен миграция присутствовала, однако она выступала в форме работорговли, колониальных переселений и кочевничества. С образованием мировой системы хозяйства стали появляться люди, лишенные средств производства и свободных рабочих мест в пределах своей страны. В результате чего и возникла необходимость в крупных перемещениях людей. Таким образом, миграция охватила весь мир и приобрела глобальный характер.
В современном этапе международной миграции появилась характерная особенность, в отношениях между капиталом, трудом и иностранной рабочей силой, стало все более активное вмешательство государственного аппарата:
1. Оно вмешивается в международные сделки рынка рабочей силы;
2. Дает разрешение на въезд и следит за сроками выезда иммигрантов;
3. Оно занимается вербовкой и созданием благоприятных условий для эксплуатации иностранных рабочих.
На протяжении всего времени, причиной массовых и устойчивых миграционных потоков было стремление к экономическому благополучию.
Существуют две стороны в потенциальных мигрантах, хорошая и плохая. К хорошей стороне относится то, что они сопоставляют дисконтированные реальные доходы и доступность их источников на родине и за рубежом. А с другой стороны, не всякий перепад доходов создает достаточный мотив для трудовой миграции. Так же люди руководствуются такими соображениями как: образ жизни, родные связи, привычная культура и т. д. Эти сдерживающие факторы уравновешивают экономические мотивы выталкивания.
Однако, из-за усиления неравномерности экономического развития, глобальное информационное поле будет более настойчиво формировать миграционные установки и это приведет к тому, что сумма миграционных потоков в мировом масштабе убывать не будет.
В итоге можно сказать, что экономический мотив остается самым главным и преобладает над остальными причинами, такими как: стихийными, военными, политическими и т. д.
Глава 2. Влияние миграционных процессов на экономику России
2.1 Особенности миграционных процессов в Россию
В условиях нестабильности и снижения темпов роста мировой экономики обостряются прежние и возникают новые, связанные с международной миграцией противоречия на рынке труда, в социальной сфере, в отношениях между коренным населением страны и иммигрантами.
Ситуация усложняется для всех сторон, интересы которых затрагиваются под влиянием миграционной составляющей общественных процессов — для коренного населения страны и иммигрантов, для субъектов хозяйственной деятельности и структур государственной власти.
На фоне общемировых тенденций в каждой стране складываются свои специфические механизмы и закономерности миграционных процессов. Особенности миграции в России заключаются в следующем:
Наиболее интенсивные миграционные связи сложились со странами СНГ.
Подавляющую часть миграционных потоков составляют временные трудовые мигранты, не имеющие, в отличие от иммигрантов в Европе и США, намерения переселиться с семьями в принимающую страну.
Профессионально-образовательный уровень иммигрантов в России не только намного ниже, чем у россиян, но и ниже в сравнении с населением своих стран.
Таким образом, иммиграция является фактором роста объема трудового потенциала, но снижающим его качественный уровень в среднем по стране.
Тем самым усиливается дисбаланс между двумя процессами: предпринимаемыми государством мерами по наращиванию качества рабочей силы и сохранением (а иногда и ростом) сегмента рынка малоквалифицированного труда иммигрантов. Такая ситуация вступает в противоречие со стратегической целью — модернизацией экономики и ее переводом на инновационную модель развития.
Для оценки подобных дисбалансов Е.С. Бородушко предлагает опираться на информацию: а) о дисбалансах квалификационного уровня рабочих мест и потенциальных работников по группам профессий и б) дисбалансах доли лиц титульной нации и трудовых мигрантов в отдельных видах деятельности и на отдельных территориях Бородушко, Е.С. Принципы и методы оценки дисбалансов экономической системы как источника угроз национальной безопасности. / Е.С. Бородушко // Вестник Санкт- Петербургского университета МВД России. — 2011. — № 1..
Сравнительно слабый поток эмигрантов из России в экономически развитые страны представлен наиболее активными и профессионально подготовленными категориями населения, что также снижает качество трудового потенциала России.
В значительной мере стихийный процесс распределения трудовых мигрантов по сферам деятельности и регионам страны усиливает территориальные диспропорции в экономике.
Сказанное выше со всей очевидностью подтверждает исключительную актуальность и своевременность предпринимаемых в России мер по организации эффективного управления миграционными процессами.
Ключевую роль при этом играют государственная миграционная политика и миграционное законодательство, результативность которых определяется, по нашему мнению, сочетанием четырех взаимосвязанных условий:
а) качеством самой нормативно-правовой базы;
б) уровнем организационной и ресурсной обеспеченности (финансовой, кадровой, материально-технической, методологической, информационной) и эффективностью их использования;
в) высоким профессионализмом и ответственностью субъектов (участников) деятельности по реализации мер миграционной политики на федеральном и региональном уровнях;
г) степенью понимания и поддержки проводимой миграционной политики со стороны политических партий, гражданского общества, разных социальных групп, непосредственно иммигрантов и общества в целом; степенью объективности доминирующего общественного мнения по широкому кругу проблем миграции в стране.
Далее будут кратко рассмотрены официально провозглашенные критерии, цели и принципы по данным вопросам управления миграцией в России.
2.2 Особенности иностранной рабочей силы в экономике России
Россия является перспективным рынком для приема иностранной рабочей силы. В 2010 году президент РФ Дмитрий Медведев на совещании в Благовещенске заявил, что нужны иностранные специалисты, прежде всего с высокой квалификацией по всей территории России, где должны быть созданы механизмы привлечения иностранных кадров Таможенный союз для России является абсолютным приоритетом [Электронный ресурс] / сайт Президент России.-2010.-Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/8255.
Проводимая государственная политика в стране в настоящий момент идет по пути расширения возможностей для приема высококвалифицированных кадров из-за рубежа.
Согласно принятой президентом концепции миграционной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, определено, что миграция работников высокого класса является важным источником обеспечения экономического роста и благосостояния страны.
Главная задача государства в первую очередь создать условия и механизмы для привлечения востребованных экономикой высококвалифицированных специалистов разного профиля и прежде всего на долгосрочной основе, защита прав и свобод иностранного гражданина. В Конвенции отмечено, что ее реализация также направлена на повышения уровня Российского образования, изменения оценки знаний русского языка и культуры среди приезжих специалистов, для борьбы с нелегальной миграцией Носкова К. А «Человеческий капитал» современной России; проблемы трудовой миграции II Экономика и менеджмент инновационных технологий. — Октябрь 2012. — № 10 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2012/10/1357
Данная концепция уже на протяжении двух лет успешно реализуется и привносит первые результаты в виде принятия законодательных актов. Для привлечения иностранных специалистов в 2013 году в налоговый кодекс были внесены поправки, на основании которых устанавливается подоходный налог от 13 до 30% от валовой суммы зарплаты, что намного ниже, чем в большинстве Европейских государств Налогообложение иностранцев в 2013-2014 годах: особенности и нюансы II сайт аутсерфинг персонала. — Октябрь 2013[Электронный ресурс]. — Режим достуna:http://outstaffingpersonala.ru/inistranniv-grazhdanin/nalogooblozhenie-inostrancev.
Еще одним шагом на пути привлечения иностранных граждан стало подписание ряда международных документов, благодаря которым, права граждан иностранных государств защищены многосторонними договорами об избежании двойного налогообложения Налогообложение иностранцев в 2013-2014 годах: особенности и нюансы II сайт аутсерфинг персонала. — Октябрь 2013[Электронный ресурс]. — Режим достуna:http://outstaffingpersonala.ru/inistranniv-grazhdanin/nalogooblozhenie-inostrancev.
В 2014 года вступили в силу поправки в закон о порядке выезда и выезда из России иностранных Граждан. В документе написано, что безвизовым гражданам предоставляется право, находится на территории РФ в течении 90 суток, по истечению которых дается возможность вернуться только спустя 3 месяца. Подобные ограничения способствуют снижению нелегальных миграционных потоков в России Путин подписал закон о сдаче мигрантами экзамена по русскому языку II ежедневная деловая газета РБК daily. — апрель 2014[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://rbcdailv.ru/societv/562949991244659.
В целях сокращения числа низко квалифицированных рабочих президент Владимир Путин 21 апреля 2014 года подписал закон об обязательном подтверждении знания русского языка для иностранцев. В соответствии с законом, мигранты также должны знать историю России и основы законодательства.
Данный закон не распространяется на квалифицированных специалистов, которым для трудоустройства достаточно иметь сертификат международного образца, подтверждающий их высокую квалификацию Путин подписал закон о сдаче мигрантами экзамена по русскому языку II ежедневная деловая газета РБК daily. — апрель 2014[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://rbcdailv.ru/societv/562949991244659.
Подобная система оценки знаний мигрантов успешно реализована США, Китае, Соединенного Королевства.
Введение подобного экзамена в России позволит осуществлять более эффективно отбор необходимых рабочих кадров и проверку их знаний при приеме на рабочее место.
В целом модернизация системы управления миграционного законодательства свидетельствует о том, что государство видит перспективу развития страны, благодаря улучшению качества миграционных потоков иностранных специалистов, расширяя возможности для их приема и трудоустройства.
Одним из приоритетных направлением привлечения иностранных специалистов для России является сфера инноваций. В области информационных технологий наблюдается сильнейшая нехватка специалистов высокого класса.
По словам Генерального, директора IBM в России Кирилла Корнильева, дефицит специалистов в сфере информационных технологий к 2015 году может составить 320 тысяч человек. Эксперт уверен, что Российскому рынку информационных технологий, есть, куда расти, так как в этой отрасли с каждым годом будет только увеличиваться количество рабочих мест Самофалова, О. Программисты становятся дефицитом II деловая газета Взгляд,- Июль 2012 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vz.ru/economv/2012/7/24/590059.html.
Еще одним перспективным направление для привлечения иностранных специалистов должна стать возможность их работы в авиакомпаниях вторыми пилотами и командирами воздушных судов. Ежегодно в России требуется пополнение летного состава на 1,1-1,5 тыс. человек, в то время как в последние годы число российских летчиков в год не превышало 160 человек.
Президент РФ Путин 21 апреля подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 56 Воздушного кодекса Российской Федерации и статью 14 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Благодаря вступлению в силу нового закона, иностранные граждане имеют право выполнять авиационные работы и воздушные перевозки, что позволит снизить дефицит кадров летного состава в связи с возросшим в последние годы количеством авиаперевозок. Трудовой договор заключается с иностранными специалистами и Российскими авиакомпаниями сроком на 5 лет со дня вступления закона в силу и позволит в течение этих лет привлечь в Россию около 1000 человек Хейфец Б. А. Привлечение квалифицированных специалистов из-за рубежа в Россию: проблемы и перспективы II Россия и современный мир. — 2010. — № 4 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.imepi-eurasia.ru/baner/Kheifets RCW.doc.
2.3 Факторы, влияющие на миграционные процессы в России
Миграция как сложный социально-экономический процесс определяется сложной совокупностью объективных и субъективных причин. В научной литературе существуют различные подходы к их определению и классификации факторов миграции населения, широко представлены их группировки и структура.
Специалисты выделяют следующие факторы, влияющие на принятие решения о миграции Белокрылова О. С., Михалкина Е. В. Экономика труда. Ростов н/Д, 2002: возраст, семейное положение, моральные издержки, качество информации о новом месте (в большинстве случаев чем меньше информации, тем ниже вероятность миграции), уровень безработицы, институциональные барьеры (миграционная политика, лицензирование занятости).
Определение влияния той или иной группы факторов на перемещения населения представляется довольно сложным, поскольку они оказывают неоднозначное воздействие на процессы миграции.
С учетом разработок этих ученых О. В. Скрипко предлагает следующую классификацию факторов миграции.
Субъективные факторы находятся на «стороне человека», а объективные на «стороне мира».
Независимые факторы подразумевают под собой климатические условия, географическое положение.
Под косвенно регулируемыми факторами понимают демографические, этнические, социально-психологические.
В качестве факторов-регуляторов рассматриваются такие, параметры которых непосредственно планируются и изменяются государством, — социально-экономические факторы, и прежде всего капитальные вложения и заработная плата Скрипко О. В. Миграция населения как элемент регулирования регионального рынка труда : дис. … канд. экон. наук. М., 1999.
Политические факторы неразрывно связаны с факторами правовыми. Миграции, возникающие как следствие политических процессов, порой требуют особого подхода в рамках правового регулирования. Вместе с тем миграционные процессы сами могут менять политическую ситуацию в стране и ее регионах, вызывая необходимость корректировки всей нормативно-правовой системы принимающего государства Романов И. А. Миграционные процессы в современной России : вопросы теории и практики регулирования. М., 2005.
К группе наиболее заметных внешних факторов относится политическая ситуация, в которой пребывают потенциальные мигранты.
Политическая ситуация может выступать и как причина индивидуальной миграции тех, кого не устраивает правящий режим.
Как правило, политический фактор обусловливает миграцию межгосударственную. В мотивационной структуре многих сегодняшних вынужденных мигрантов мы наблюдаем преобладание политических мотивов.
Порой политические мотивы в миграции оказываются сильнее всех остальных. Индивид готов испытывать лишения, лишь бы остаться верным своим политическим убеждениям. Таких примеров история знает довольно много Романов И. А. Миграционные процессы в современной России : вопросы теории и практики регулирования. М., 2005.
По мнению Л. Л. Рыбаковского и В. Шапиро, «между социальными и экономическими факторами трудно установить сколько-нибудь четкое различие и вычленить их в чистом виде.
Поэтому их целесообразно объединить вместе под общим названием социально-экономические факторы» Рыбаковский Л. Л., Шапиро В. Факторы межрайонной миграции населения // Куда и зачем едут люди. Народонаселение. М., 1979.
Следует обратить внимание и на другой подход, имеющий место в исследовании данной группы факторов, заключающийся в анализе влияния на миграцию социальных и экономических факторов раздельно, т. е. дифференцированно Социальные факторы и особенности миграции населения СССР М., 1978..
Подводя итог вышесказанному о причинах миграции, хотелось бы отметить, что наиболее приемлемым нам представляется мнение о том, что социальные и экономические факторы, взаимопроникая, образуют сложный комплекс условий, содержание которого оказывает целостное влияние на миграционные перемещения населения. Под условиями мы понимаем обстоятельства, от которых что-нибудь зависит Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1984.
2.4 Влияние миграции на экономику страны
Значение миграционных процессов в социально-экономической и общественно-политической жизни страны не вызывает сомнений.
Миграция влияет на демографическую ситуацию, развитие производства, рынок труда, а также на социально-экономические характеристики уровня жизни (рис. 1).
Рис. 1. Взаимосвязь миграции и основных направлений социально-экономического развития страны
Мобильность населения способствует ее обоснованному перераспределению между индустриальными центрами и осваиваемыми территориями, что крайне положительно отражается на уровне экономического развития страны.
Поскольку наиболее подвижной частью населения является население в трудоспособном возрасте, то в районах выезда сокращаются темпы прироста населения за счет оттока и за счет «старения» населения.
В районах значительного притока мигрантов население растет более высокими темпами; возможна маскулинизация некоторых районов, увеличивается количество трудоспособного населения.
Даже вызывающие опасения потоки нелегальных мигрантов приносят определенную выгоду, так как их готовность работать за минимальную оплату без социальных гарантий экономит бизнесу существенные средства.
Иммигранты (за исключением высококвалифицированных специалистов) не влияют на уровень безработицы среди коренного населения, в связи с тем, что занимают рабочие места, невостребованные местными жителями. Более того, выполняя «черную работу» они содействуют улучшению социально-статусной структуры занятости в стране.
В Российской Федерации достаточно остро стоит проблема контроля и использования иммиграционных потоков из стран бывшего Советского Союза. Анализ их влияния на развитие России позволил выделить ВВП на душу населения, уровень промышленного производства и производство продукции сельского хозяйства как наиболее зависимые факторы.
При увеличении миграционного прироста на 1 человека ВВП на душу населения сокращается на 18 копеек, что обусловлено сырьевой направленностью ВВП страны. Увеличение миграционного прироста на 1000 человек повысит объем промышленного производства на 0,24%, а объем продукции сельского хозяйства — на 0,15% По данным официального сайта Федеральной миграционной службы России / Электронный ресурс: www.fms.gov.ru|about|statistics|dta|detils|72075|.
В условиях модернизации экономики и ее ухода от ресурсной направленности доля вклада человеческих ресурсов в ВВП будет увеличиваться, а следовательно, изменятся и другие показатели.
Слабая связь миграции с таким фактором, как уровень безработицы (0,04%), подтверждает выводы об отсутствии конкуренции между местными работниками и мигрантами.
Несмотря на то, что взаимосвязь миграции и основных показателей экономического развития страны слабая, в условиях трансформации российской экономики и инновационной направленности трудовые ресурсы будут играть важную роль в будущем экономическом развитии страны.
Кроме того, в условиях продолжающегося демографического кризиса мигранты выступают основным источников трудовых ресурсов, а задача России заключается в отборе наиболее квалифицированных из них.
Максимизировать выгоды от использования труда мигрантов российской экономике поможет ряд государственных программ, направленных:
Во-первых, на привлечение квалифицированных специалистов, что позволит экономить на затратах на их обучение и получать эффект за счет улучшения качественной структуры занятых.
Во-вторых, необходимо привлекать и неквалифицированную рабочую силу в отрасли, испытывающие ее дефицит.
Следует также разработать программу адаптации иностранной рабочей силы на территории России, включающей возможность получения гражданства, обучение, предоставление жилья и социального пакета иммигрантам и членам их семей.
Несомненную пользу принесет комплекс мер, направленный на ужесточение контроля нелегальной иммиграции, а также на мотивирование работодателей использовать труд легальных мигрантов.
1. В результате продуманной миграционной политики страна получит следующие преимущества:
2. повышение уровня концентрации трудовых ресурсов и получение положительного эффекта от кластеризации экономики и развития территориально-производственных комплексов;
3. увеличение числа рабочих мест, поскольку трудовые мигранты одновременно выступают и как потребители;
4. повышение уровня требований к работнику, а следовательно, рост образовательной и профессиональной подготовки, снижение уровня издержек производства, повышение конкурентоспособности предприятий в частности и национальной экономики в целом;
5. повышение территориальной мобильности трудовых ресурсов;
6. развитие внешнеэкономических связей;
7. привлечение иностранного капитала, эффективных технологий, методов производства и использование зарубежного опыта.
В стратегической перспективе динамика производительности национальной экономики будет зависеть как от качества, так и количества используемых человеческих ресурсов.
Для реализации сравнительных преимуществ российской экономики необходимо осуществлять динамические и структурные изменения национального хозяйства в контексте иммиграционного вызова и возрастания роли иммиграционного ресурса в его развитии.
В связи с этим в целях формирования результативного механизма социально-экономической адаптации иммигрантов требуется предусмотреть необходимые изменения в миграционной политике, формировании социальной инфраструктуры, системы общего и профессионального образования и т.д.
Глава 3. Прогнозы, перспективы и проблемы миграции в России в 2015 году
3.1 Прогноз развития миграционных процессов в России
Полученный с учетом региональной дифференциации эффективности поиска и подбора соответствующих требованиям трудовых мигрантов и рабочих мест прогноз численности безработных мигрантов представлен на рис. 2 Васильева Е. В. Проблема управляемости социально-демографическими процессами региона // Государственное управление. Электронный вестник. — 2013. — № 38.
В соответствии с полученным прогнозом в условиях свободного неограниченного доступа граждан СНГ на рынки труда регионов России максимальная численность безработных мигрантов в 2020 г. будет сосредоточена в Московской области (136 тыс. чел.), Краснодарском крае (87 тыс. чел.), Санкт- Петербурге (73 тыс. чел.), Новосибирской области (69), Тюменской области (58 тыс. чел.) и Ленинградской области (54 тыс. чел.).
Необходимо отметить, что выделенные регионы одновременно являются основными центрами притяжения мигрантов, то есть высокая численность безработных мигрантов, скорее всего, является лишь следствие их большого притока в данные регионы, в то же время уровень безработицы среди мигрантов здесь может быть и не самым высоким.
Рис. 2. Прогноз численности безработных мигрантов в субъектах РФ (тыс. чел.)
Прогнозируемое снижение уровня заработной платы неквалифицированной рабочей силы во всех регионах России не сделает ее менее привлекательной для граждан стран СНГ.
Показатели международной миграции отражены в таблице 1 (Приложение) По данным официального сайта Федеральной миграционной службы России / Электронный ресурс: www.fms.gov.ru|about|statistics|dta|detils|72075|
С учетом того, что согласно экспертным оценкам количество мигрантов с неурегулированным статусом в Российской Федерации составляет от 5 до 10 млн чел. Анализ подходов к проблеме оценки потребностей в трудящихся мигрантах и планирование миграции рабочей силы см. в Российская Федерация и и международный опыт / Субрегиональное бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии, Международное бюро труда. М,: МБТ, 2009. С. 10. и на выделенные субъекты РФ приходится более 80 % иностранной рабочей силы, полученный прогноз выглядит вполне реалистично.
В результате сочетания высокой численности потенциальных мигрантов и низкого уровня заработной платы в Узбекистане и на Украине 32 % и 20 % трудовых мигрантов в России в 2020 г. будет приходиться на эти страны соответственно.
В то же время структура происхождения иностранной рабочей силы в субъектах РФ существенно отличается, что обусловлено их дифференциацией по географическому положению и уровню заработной платы.
Рис. 3. Прогноз уровня заработной платы в субъектах РФ (руб.)
Несмотря на трения, с которыми приезжающие мигранты будут сталкиваться в процессе поиска работы, а работодатели — в процессе поиска подходящих работников, уровень безработицы среди мигрантов в 2020 г. в целом по России будет не очень высоким (12 %).
Однако необходимо отметить, что при прогнозировании в качестве потенциальных рабочих мест для безработных мигрантов мы рассматривали только вакантные рабочие места. В реальной же ситуации мигранты могут вытеснять с рынка труда местных жителей, соглашаясь работать за меньшую заработную плату.
Такой сценарий развития событий наиболее вероятен для субъектов РФ с высоким прогнозируемым уровнем безработицы среди мигрантов, а именно Приморского края (20 %), Ленинградской области (19 %), Калужской области (17 %), Рязанской области (17 %), Волгоградской области (17 %) и Новосибирской области (17 %) Куклин А. А., Васильева Е. В. Методический подход к оценке эффективности управления социально-демографическими процессами в регионе // Известия Уральского государственного экономического университета. — 2012. — Т. 41. № 3.
Необходимо отметить, что данные регионы не являются лидерами по прогнозируемой численности трудовых мигрантов. Таким образом, прямая зависимость масштабов притока иностранной рабочей силы в регион и ее негативного влияния на местный рынок труда не выявляется.
Полученные результаты дают основания сделать вывод, что чем больше возможностей для трудоустройства мигрантов в регионе, тем больше иностранной рабочей силы он привлекает.
Таким образом, именно спрос определяет предложение иностранной рабочей силы. А так как мигранты едут в регионы, где в них есть потребность, то скорее всего их приток создаст скорее здоровую конкуренцию за рабочие места, чем масштабное вытеснение с них местных работников.
Полученные результаты обладают высокой практической значимостью. В частности, прогнозы безработицы и заработной платы отражают возможные последствия либерального сценария развития миграционного законодательства для рынка труда принимающих регионов.
3.2 Проблематика контроля трудовой миграции в России
Сегодня вопрос миграции как таковой уже является одним из серьезнейших и актуальных во всем мире, и по оценкам ООН, XXI век будет новым этапом глобальных международных миграций, направленных, в основном, из перенаселенных стран Юга в страны Севера.
Первопричины данного явления усложнились. Теперь это не только расовая или религиозная проблематика, но и экономические проблемы, вызванные глобальным финансовым кризисом, бедностью, безработицей. Низкий уровень доходов населения занимает прочную позицию среди 10 основные глобальных рисков, представленных в докладе на Всемирном экономическом форуме в Давосе в 2015 году.
По данным статистики, общая численность иностранных граждан, оставивших места своего постоянного проживания и временно находящихся на территории Российской Федерации, составляет около 425,5 тыс. чел., из которых официальный статус «вынужденных переселенцев» имеют приблизительно 238 тысяч человек. Следует отметить, что лишь 10 % мигрантов, ежегодно прибывающих в Россию, имеют легальный статус, остальные пользуются этим статусом незаконно.
Из 12 миллионов 400 тысяч иммигрантов, которые сегодня находятся в России, 60 %, по данным ФСГС, нелегалы Федеральная служба государственной статистики: [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 10.03.2015).. В связи с этим их взаимодействие с российским обществом представляет серьезные трудности, и, конечно же, факторы этносоциального и этнополитического характера играют важную роль, влияя на личностные характеристики тех, кто вынужден перемещаться на другие территории в поисках спокойной жизни и лучшего будущего.
Проблематика контроля трудовой миграции в России в последнее время активно набирает обороты, и по прогнозам органов государственной статистики потоки мигрантов будут только расти, что подтверждается на рисунке 4 Информационный портал Российская газета [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.rg.ru/ (дата обращения: 5.03.2015)..
Рис. 4. Миграционный прирост (прогноз)
Возможно, сложность контроля связана с тем, что миграция как проблема до сих пор не нашла своего целостного научного объяснения в связи со слабым научным представлением о сущности миграции, её природе и региональной специфике.
Но это проблема не только России, а всего международного сообщества, которое пока на данном этапе не способно справиться с огромным потоком масс, перемещающихся с целью поиска наиболее подходящего места жительства и работы в рамках удовлетворения своих потребностей.
Проблема учета миграции и законодательного регулирования — это мировая проблема. В большинстве развитых стран мира основным регулятором деятельности мигрантов являются максимально суровые санкции к работодателям, которые используют нелегальную рабочую силу.
3.3 Проблемы законодательного регулирования миграционных процессов и общие направления решения проблемы
Далее хотелось бы акцентировать внимание на вопросе законодательного регулирования, который оказывает серьезное влияние и является важнейшим фактором в вопросе трудовой миграции на территории России.
Данную тему поднял на заседании «Меркурий-клуба» его президент, академик РАН Евгений Примаков. В своем выступлении он подчеркнул: «Давайте говорить прямо — это не контролируемые, в целом, предоставленные самим себе люди» Информационный портал Российская газета [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.rg.ru/ (дата обращения: 5.03.2015)..
Этот опасный «статус нелегалов» приводит их в фирмы, которые ищут дешевую рабочую силу, за которую не надо платить налоги. Ежегодно по данным Министерства финансов страна недополучает налогов за работу нелегалов на сумму минимум 117 миллиардов рублей.
Нелегальные мигранты вливаются в преступные группы, построенные на этнической основе. И используются этими группами для контроля, к примеру, над торговыми рынками.
Общие направления решения проблемы заключаются в следующем Информационный портал Российская газета [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.rg.ru/ (дата обращения: 5.03.2015).:
1. усилить давление на тех, кто уже получил право на легальную работу, закрепился в стране как законопослушный высококлассный специалист и даже достоин различных льгот;
2. увеличить размер штрафов для работодателей, а уже при повторном нарушении лишать работодателя лицензии на право использования иностранной рабочей силы;
3. законодательное решение, по которому работодатели были бы обязаны предоставлять в ФМС копии документов всех принимаемых на работу иммигрантов;
4. корректировка практического исполнения системы квотирования.
Чтобы эти меры «заработали» в России нужны более слаженные действия власти, депутатов, бизнеса.
Освещая вопрос конкретных законодательных документов, хотелось бы отметить Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Так же ведутся активные дискуссии и обсуждения проекта ФМС — Федеральный закон «Об иммиграционном контроле в РФ» и разработка «Концепции государственной миграционной политики РФ на период до 2025 г.».
По состоянию на 1 января 2015 года в ФЗ № 115 произошло 8 важных изменений, а также это коснулось постановлений, административных регламентов и ведомственных приказов, что, конечно же, не способствует фундаментальному изменению ситуации с мигрантами в России, и не дает стране приступить к этим преобразованиям в долгосрочной перспективе.
В конце прошлого года завершилось обсуждение Государственной Думой проекта федерального закона «Об иммиграционном контроле в РФ». Одним из самых важных вопросов и изменений следует назвать ликвидации такого общего для всего мира инструмента как система квотирования.
Это предложение принято в 1-м чтении в Госдуме. Вместо квотирования предлагается система выдачи патентов и на безвизовых иностранных работников предполагающих работать у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Важно отметить, что данное нововведение повысит доходы региональных бюджетов, но подорвет управляемость регулирования иммиграционных потоков. В связи с этим ФМС предпринимает различные шаги по ужесточению мер, применяемых к нарушителям режима пребывания (депортация, запрет на въезд и т. д.), что мы и наблюдаем уже с 2014 года.
Мнения относительно этого вопроса слишком разнообразны. В целом это может иметь положительный эффект на первом этапе применения жестких ограничительных мер.
Однако отказ от использования такого базового инструмента регулирования потока приезжих остается весьма непродуманным, так как система квотирования сама по себе не плоха, но её применение в России желает оставлять лучшего.
Кроме того, по оценкам экспертов на заседании Меркурий-клуба было высказано мнение о том, что введение патентов в перспективе с неизбежностью окажет крайне негативный эффект на российское трудовое законодательство и правоприменение, и так подвергающееся разнообразным нападкам, как справедливым, так и вытекающим из групповых интересов.
Еще одним нашумевшим нововведением является тот факт, что с 1 января 2015 года иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие на территорию РФ и желающие получить патент, разрешение на работу, разрешение на временное проживание или вид на жительство, должны будут сдать экзамен на знание русского языка, российской истории и основ законодательства РФ.
В законе указан список документов, которые будут указывать на то, что иностранный гражданин владеет выше названными знаниями, и перечень лиц, которые освобождаются от сдачи экзаменов.
В заключении хотелось бы сказать, что все вышеназванные меры по мнению главы ФМС Константина Ромадановского Федеральная миграционная служба: [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.fms.gov.ru/ (дата обращения: 1.03.2015). с одной стороны будут иметь положительный эффект — это рост региональных доходов в бюджет.
Но тем не менее проблема не решена, так как она находится на уровне правоприменения и сбоев в работе структур исполнительной власти, в связи с чем управляемость регулирования иммиграционных потоков ухудшается.
К сожалению, неясность, компромиссность целей и задач современной российской иммиграционной политики проявляется и в законопроекте «Об иммиграционном контроле в РФ».
Заключение
Миграция населения как один из самых многоаспектных социальных процессов, стала одним из характерных признаков современного образа жизни, его неотъемлемой чертой и необходимым элементом.
Миграционные процессы обрели в конце ХХ, начале XXI вв. глобальные масштабы, охватив все континенты планеты, социальные слои и группы общества, различные сферы общественной жизнедеятельности. Более чем правомерно назвать это время «эрой миграции».
Сегодня уже все ученые, специалисты и политические деятели не оспаривают того положения, что миграция стала одним из главных факторов социального преобразования и развития во всех регионах мира.
Сегодня, основываясь на современных теориях, под миграцией населения подразумевается любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью смены постоянного места жительства на территории для осуществления учебы или трудовой деятельности независимо от того, под превалирующим действием каких факторов оно происходит — притягивающих или выталкивающих.
Тем самым ни один воспроизведенный процесс в реальном современном экономически развитом и сильно интегрированном обществе не проистекает без воздействия на него тех изменений, которые происходят в населении стран и регионов в связи с миграционными процессами.
Наиболее важный вопрос для многих стран — способствует или препятствует миграция их дальнейшему развитию.
Миграция в какой-то мере препятствует экономическому развитию стран-доноров вследствие перекачивания в принимающие страны высококвалифицированных специалистов (явление «утечки умов»), а также молодых инициативных рабочих, что само по себе, уменьшает собственные возможности для дальнейшего позитивного социального развития.
Как видим, миграция способствует передаче из менее развитой страны в более развитую самого ценного ресурса — человеческого капитала.
Страна, которая принимает мигрантов имеет большие выгоды от человеческих инвестиций, а страна-донор будет их иметь при условии продуктивного использования того накопленного опыта, который привезут с собой вернувшиеся мигранты и выгоды от этого будут превышать затраты на из первоначальное образование.
В настоящее время миграционные процессы в мире приобрели глобальный характер и можно смело утверждать, что стали признаком самой глобализации. Это новое явление требует новой исследовательской парадигмы, с помощью которой можно было бы вскрыть глубинные причины массового передвижения населения мира.
Изучение научных трудов по проблеме миграции, знакомство с различными научными подходами и широкий спектр данной проблемы, дает нам право сужать спектр исследований.
Оказывая влияние на общую численность населения и на его социально-экономическую структуру, миграция становится постоянной составляющей политического, социально-экономического и культурного развития общества, а также причиной изменения самого типа общества.
Вследствие этого, миграционные процессы, в свете новых тенденций и явлений, становятся чрезвычайно важным фактором для оценки перспектив развития общества.
Новое осмысление методологических положений теории миграции жизненно необходимо для разных стран мира, что подтверждается реальной практикой сложившихся миграционных отношений.
В современных условиях стремительно быстро формируются национальные миграционные потоки, которые в полной мере отражают процесс глобализации труда.
В заключение можно констатировать, что сегодня существует целый ряд малоизученных, но чрезвычайно актуальных вопросов в области развития международных миграционных процессов.
Их изучение, а также применение новых научных инструментов, таких как, концепция синергетики, будут способствовать построению такой миграционной политики, которая была бы наиболее адекватна для сложившихся реалий эпохи глобализации и информационной экономики.
Список литературы
1. Анализ подходов к проблеме оценки потребностей в трудящихся мигрантах и планирование миграции рабочей силы см. в Российская Федерация и и международный опыт / Субрегиональное бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии, Международное бюро труда. М,: МБТ, 2009. С. 10.
2. Белокрылова О. С., Михалкина Е. В. Экономика труда. Ростов н/Д, 2002- с.23-27.
3. Биффель Г. Миграция и ее роль // Проблемы теории и практики управления. — №4. — 2011. — с.63-67.
4. Бородушко, Е.С. Принципы и методы оценки дисбалансов экономической системы как источника угроз национальной безопасности. / Е.С. Бородушко // Вестник Санкт- Петербургского университета МВД России. — 2011. — № 1. — с.64-69.
5. Бояркин Г., проф. Трудовая миграция и экономический потенциал района. // Человек и труд. — №2. — 2009. — с.25-27.
6. Васильева Е. В. Проблема управляемости социально-демографическими процессами региона // Государственное управление. Электронный вестник. — 2013. — № 38- с.22-26.
7. Витковская Г. Адаптация вынужденных мигрантов в разных типах поселений в России // Миграция и урбанизация в СНГ и Балтии в 90-е годы. / Под ред. Ж. 2. Зайончковской. — М., 2010. — С.202-203
8. Влияние экономического кризиса на миграционные тенденции и миграционную политику в Российской Федерации и регионе Восточной Европы и Центральной Азии // http://85.21.179.94/mssian/publications/AnaliticaLreport_Ivakhnyuk_m.pdf.
9. Всемирный доклад по миграции // http://85.21.179.94/russian/documents/WMR%202010%20-%20Russian.pdf.
10. Дмитриев А.В. Миграция: конфликтное измерение: учебник. — М.: Юнити, 2011. — 345 с.
11. Долгучиц Л.А. Планета иммигрантов. — М.: «Молодая гвардия», 2009. — 206 с.
12. Зайончковская Ж.А. Трудовая миграция в СНГ с позиций общества, семьи, личности. // Миграция населения. Вып. второй. Трудовая миграция в России. Под общей ред. О.Д. Воробьевой. — М., 2009. — с.28-29
13. Иванов, С. Трудовая миграция: факторы и перспективы// Россия в глобальной политике. — 2010. — № 3. — С. 38-42
14. Ивахнюк И.В. Международная трудовая миграция: учебник. — М.: Теис, 2005. — 227 с.
15. Информационный портал Российская газета [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.rg.ru/ (дата обращения: 5.03.2015).
16. Кириллова Е.К. Нелегальная иностранная рабочая сила в России. // Миграция населения. Вып. второй. Трудовая миграция в России. Под общей ред. О.Д. Воробьевой. — М., 2001. — С.141-142
17. Куклин А. А., Васильева Е. В. Методический подход к оценке эффективности управления социально-демографическими процессами в регионе // Известия Уральского государственного экономического университета. — 2012. — Т. 41. № 3- с.163-167.
18. Налогообложение иностранцев в 2013-2014 годах: особенности и нюансы II сайт аутсерфинг персонала. — Октябрь 2013[Электронный ресурс]. — Режим достуna:http://outstaffingpersonala.ru/inistranniv-grazhdanin/nalogooblozhenie-inostrancev
19. Носкова К. А «Человеческий капитал» современной России; проблемы трудовой миграции II Экономика и менеджмент инновационных технологий. — Октябрь 2012. — № 10 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2012/10/1357
20. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1984
21. По данным официального сайта Федеральной миграционной службы России / Электронный ресурс: www.fms.gov.ru|about|statistics|dta|detils|72075|
22. Путин подписал закон о сдаче мигрантами экзамена по русскому языку II ежедневная деловая газета РБК daily. — апрель 2014[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://rbcdailv.ru/societv/562949991244659
23. Романов И. А. Миграционные процессы в современной России: вопросы теории и практики регулирования. М., 2005- с.112-121.
24. Рыбаковский Л. Л., Шапиро В. Факторы межрайонной миграции населения // Куда и зачем едут люди. Народонаселение. М., 1979- с.43-47.
25. Самофалова, О. Программисты становятся дефицитом II деловая газета Взгляд,- Июль 2012 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vz.ru/economv/2012/7/24/590059.html
26. Скрипко О. В. Миграция населения как элемент регулирования регионального рынка труда : дис. … канд. экон. наук. М., 1999
27. Таможенный союз для России является абсолютным приоритетом [Электронный ресурс] / сайт Президент России.-2010.-Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/8255
28. Федеральная миграционная служба: [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.fms.gov.ru/ (дата обращения: 1.03.2015).
29. Федеральная служба государственной статистики: [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 10.03.2015).
30. Хейфец Б. А. Привлечение квалифицированных специалистов из-за рубежа в Россию: проблемы и перспективы II Россия и современный мир. — 2010. — № 4 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.imepi-eurasia.ru/baner/Kheifets RCW.doc
Приложение
Таблица 1. Показатели международной трудовой миграции
2012г. |
2014г. |
||||||
Число прибывших |
Число выбывших |
Миграционный прирост (+), снижение (-) |
Число прибывших |
число выбывших |
Миграционный прирост (+), снижение (-) |
||
Международная миграция |
286879 |
47012 |
+239867 |
186380 |
54061 |
+132319 |
|
в том числе: с государствами-участниками СНГ |
273795 |
31328 |
+242467 |
177657 |
35262 |
+142395 |
|
в том числе: Беларусь |
6029 |
5301 |
+728 |
5619 |
6318 |
-699 |
|
Казахстан |
40255 |
102 |
+30044 |
38606 |
11948 |
+26658 |
|
Республика Молдова |
14090 |
629 |
+13461 |
8649 |
636 |
+8013 |
|
Украина |
51490 |
10536 |
+40954 |
32721 |
11926 |
+20795 |
|
Государства Закавказья |
62303 |
2686 |
+59617 |
28655 |
2645 |
+26010 |
|
Азербайджан |
20965 |
1355 |
+19610 |
8900 |
1366 |
+7534 |
|
Армения |
30743 |
728 |
+30015 |
12949 |
686 |
+12263 |
|
Грузия |
10595 |
603 |
+9992 |
6806 |
593 |
+6213 |
|
Государства Средней Азии |
99628 |
1965 |
+97663 |
63407 |
1789 |
+61618 |
|
Киргизия |
241 |
8 |
+243 |
6 |
65 |
+154 |
|
Таджикистан |
17257 |
464 |
+16793 |
6523 |
424 |
+6099 |
|
Туркмения |
4845 |
111 |
+4734 |
4089 |
112 |
+3977 |
|
Узбекистан |
52795 |
722 |
+52073 |
37126 |
648 |
+36478 |
|
со странами дальнего зарубежья |
13084 |
15684 |
-2600 |
8723 |
18799 |
-10076 |
|
в том числе: Германия |
3164 |
6486 |
-3322 |
2900 |
8229 |
-5329 |
|
Греция |
260 |
116 |
+144 |
176 |
139 |
+37 |
|
Израиль |
1094 |
1202 |
-108 |
1053 |
1408 |
-355 |
|
Канада |
118 |
571 |
-453 |
77 |
552 |
-475 |
|
Китай |
1687 |
56 |
+1631 |
499 |
196 |
+303 |
|
Латвия |
887 |
271 |
+616 |
766 |
223 |
+543 |
|
Литва |
537 |
276 |
+261 |
371 |
228 |
+143 |
|
США |
578 |
2107 |
-1529 |
411 |
3109 |
-2698 |
|
Финляндия |
172 |
692 |
-520 |
137 |
695 |
-558 |
|
Эстония |
508 |
280 |
+228 |
347 |
270 |
+77 |
|
другие страны |
4079 |
3627 |
+452 |
1986 |
3750 |
-1764 |
Размещено на