Выдержка из текста работы
- Свобода массовой информации. Основания ограничений;
- Понятие и виды СМИ. Традиционные и сетевые СМИ;
- Правовой статус субъектов СМИ;
- Правовое регулирование рекламы как разновидности массовой информации.
Вопрос 1: Свобода массовой информации. Основания ограничений
Массовая информация – это предназначенная для неограниченного круга лиц печатные, аудио, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (ст. 2 ФЗ «О СМИ»).
Правовые основы СМИ составляют Конституция РФ, ФЗ «О СМИ», ФЗ «О рекламе», ФЗ «Об обеспечении информации о деятельности государственных органов», ФЗ «О гарантиях равенства парламентских партий, при освещении их деятельности общедоступными телеканалами и радиоканалами».
Свобода СМИ:
- Поиск, получение, производство и распространение массовой информации;
- Учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими;
- Изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации.
Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, — не допускается.
Вопрос 2: Понятие и виды СМИ. Традиционные и сетевые СМИ
Средство массовой информации – периодическое печатное издание, радио, теле, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.
Средство массовой информации – это объект права.
Виды СМИ: традиционные и сетевые.
Вопрос 3: Правовой статус субъектов СМИ
Субъекты СМИ – редакция СМИ, главный редактор и журналист, издатель, распространитель, рекламодатель, рекламораспространитель, потребитель и спонсор.
Элементы правового статуса субъекта СМИ:
- Обязательная государственная регистрация;
- Лицензирование;
- Определение порядка выпуска СМИ;
- Обязательное наличие устава юридического лица.
Учредителем СМИ может быть гражданин, объединение граждан. Редакция СМИ – организация или гражданин, осуществляющие производство и выпуск СМИ. Журналист – лицо, занимающееся редактированием, созданием, сборов для редакции СМИ, связанный с ними договорными или трудовыми правоотношениями.
Журналист имеет право:
- Искать, запрашивать, получать и распространять информацию;
- Посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;
- Быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;
- Получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;
- Копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований закона;
- Производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;
- Посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;
- Проверять достоверность сообщаемой ему информации;
- Излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;
- Отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям;
- Снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с частью первой статьи 42 настоящего Закона;
- Распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.
Вопрос 4: Правовое регулирование рекламы как разновидности массовой информации
Реклама – информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом регулирования становится товар, средства его индивидуализации.
Скрытая реклама оказывает неосознаваемое потребителем воздействие на сознание, в том числе воздействие путем вставления двойной звукозаписи, вставок и иных способов.
Реклама оферта – 2 месяца с момента её размещения.
Особые требования к рекламе в отношении алкогольной продукции, табака и табачной продукции.
Не допускается реклама:
- Товаров, производство и (или) реализация которых, запрещены законодательством Российской Федерации;
- Наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры;
- Взрывчатых веществ и материалов, за исключением пиротехнических изделий;
- Органов и (или) тканей человека в качестве объектов купли-продажи;
- Товаров, подлежащих государственной регистрации, в случае отсутствия такой регистрации;
- Товаров, подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия;
- Товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
_______________________________________
Нормативные акты:
- Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 11.07.2011) «О средствах массовой информации»;
- Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 18.07.2011, с изм. от 21.11.2011) «О рекламе»;
- Федеральный закон от 12.05.2009 N 95-ФЗ (с изм. от 20.10.2011) «О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами».