Содержание
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…3
ГЛАВА I. КУЛЬТУРА В ОБЩЕСТВЕ
1.1 Культура как социальный институт..5
1.2. Характеристика основных элементов культуры..9
1.3. Культурно досуговая деятельность населения как процесс создания, распространения и умножения духовных ценностей.13
ГЛАВА II. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ
2.1. Характеристика произошедших в России перемен в сфере культуры..18
2.2. Досуговые предпочтения российских граждан21
2.3. Анализ уровня религиозности в современной России31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..35
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…37
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…38
Выдержка из текста работы
Проблематика ценностной характеристики права, получившая в последние годы широкое признание в философско-правовом и общетеоретическом дискурсе, является сложной, многогранной и методологически актуальной, что связано со стремлением современной юриспруденции выйти на новые уровни восприятия правовой реальности. На этом пути возникает комплекс взаимосвязанных проблем, концентрируются в вопросах эффективности действия права в эпоху постмодерна.
В этом контексте актуализируются проблемы предметной наполненности и внешнего выражения права как социальных и личных ценностей, вопросы о понятии и природе правовых ценностей, их соотношении с ценностями права, правовыми нормами и принципами, проблемы поиска механизмов и принципов взаимодействия правовых ценностей и ценностей права между собой, что обусловливает необходимость системных аксиологических исследований права, поскольку они напрямую выходят на проблематику его действия.
Процесс трансформации социально-экономической области, взаимосвязанный с постепенным созданием в России рыночных отношений и формированием правового государства, вызывает потребность теоретического осмысления данного процесса с точки зрения изучения роли в нем института права, как основного средства по социальным преобразованиям. Осуществляя функцию средства организации и упорядочивания общественных взаимоотношений, право в России приобретает особое значение.
Право, являясь одним из главных средств по воплощению в жизнь таких человеческих ценностей, как справедливость и свобода, актуализирует созревание теоретических мыслей относительно соотношения человека и права. Признание человека высшей социальной ценностью в России должно повлечь обновление ее правовой системы. Если человек занимает центральное место среди других социальных ценностей, то и обновление права должно быть направлено в сторону гуманизации как теоретическое, так и практическое. С иной стороны, право — это специфическая социальная ценность. Ценностная природа всякого нормативного акта заключена в том, что она постоянно является началом своего рода социального эксперимента, ставит вопрос перед социумом о соответствии его отношениям, о его регулятивной эффективности.
Следовательно, актуальность темы обусловлена:
Во-первых, необходимостью переосмысления методологии правовых исследований, которая соответствовала бы современному этапу правовой реформы и становлению национального права в России.
Во-вторых, необходимостью применения аксиологических возможностей права, как начала его социальной важности и результативности.
В-третьих, целесообразностью формирования представления о праве как о системе ценностей, как об одной из важнейших социальных форм духовно-интеллектуальной деятельности.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в сфере права в его ценностном измерении, определяющие оптимальный путь развития человека и общества в целом.
Предметом исследования является совокупность правовых норм, а также ценностная динамика права в соотношении ценностей права и права как ценности.
Целью работы является комплексный, аксиологический и правовой анализ ценностей права и права как ценности. Достижение указанной цели обусловило необходимость решения следующих основных задач:
— раскрыть основные понятия и принципы аксиологии права, их гносеологическую природу;
— показать обусловленность ценности права концепцией правопонимания;
— изучить проблемы механизма по осуществлению правом собственного ценностного потенциала;
— очертить сферу практического использования инструментальных и социокультурных ценностей права;
— выяснить место и роль общечеловеческих ценностей в праве;
— раскрыть сущность общесоциальной ценности права в процессе построения гражданского общества.
Методологическую основу исследования составляют главные принципы философского уровня методологии, такие, как цельность исторических и логических аспектов, конкретного и абстрактного, содержательного и формального, одиночного и коллективного, эмпирического и теоретического.
Структура курсовой работы сформирована в соответствии с задачами курсового исследования и состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованных источников.
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ
1.1. Сущность ценностного подхода к праву
Современная российская юриспруденция находится в процессе формирования новой парадигмы правопонимания и сопровождается многочисленными дискуссиями представителей разных правовых школ. В этом контексте следует отметить, что образ правопонимания как один из центральных постулатов права находятся в непосредственной зависимости от менталитета, традиций, иерархии ценностей, идеологических убеждений, религиозных и нравственных установок исследователя и той социальной среды, в котором он находится. Все это способствует тому, что проблематика правопонимания становится ключевой для современной юриспруденции, а именно правопонимание становится необходимым требованием существования права, его постулатом.
В современном российском правоведении наблюдается усиленный интерес к ценностному подходу в исследовании права. Это связано с тем, что длительное время отечественные правоведы вообще и теоретики права в частности трактовали право, как явление ценностно-нейтральное, которое безразлично даже к моральным ценностям. Причиной такого подхода стало доминирование в течение долгого времени в российской юридической науке легистского-позитивистского правопонимания, пронизанного идеей тождества права и закона, права и нормы и принципом этично-нравственного минимума в праве, исходящего от воли государственной власти, законодателя.
Согласно позитивистской методологии, право признается сплошь наукоцентричным, рациональным, «очищенным» от морального, религиозного, обыденно-опытного знания, иррационального, ценностного, чувственного моментов и тп. Такой господствующий в правоведении принцип научности отрицал связь права с культурными ценностями, с моралью, с религией, психологической сферой.
Однако сегодня в нашем обществе происходит переосмысление указанных принципов правопонимания. Появляется все больше научных работ, где исследования права происходит с позиций ценностного подхода.
Современная правовая методология рассматривает правоведение как человековедческое знание. Соответственно, задача современного правоведа заключается в том, чтобы осмыслить право, как сферу человеческого творчества, духовно-культурный феномен, часть культуры, которая является полем человеческих смыслов и значений, имеет ценностный срез.
Конечно, личностно-ценностный подход не отрицает объективности познания правовых феноменов. Наоборот, он рассматривает их с разных позиций, обеспечивает более полный, адекватный анализ.
Современные российские юристы и философы права А.Ф. Закомлистов, Л.В. Голосков, А.А. Ивин, В.М. Розин акцентируют внимание на эффективности применения к праву ценностного подхода.
Так, А.Ф. Закомлистов подчеркивает значимость ценностного подхода к процессуальному праву: «Ценностный подход к действительности здесь выражается в таких оценочных понятиях, как право — не право, следование закону — преступление, правомерное — противоправное, законопослушное — произвольное.
А.А. Ивин пишет, что непонятна роль логики в процессе применения права. Он обращает внимание на значимость проблемы связи оценок и норм для теории права и этики. Сторонники свободного права обращают внимание на роль субъективно понятных оценок, интуиции, касающиеся справедливости, добра и т.д. Значима в процессуальном праве также роль убеждений, оценок, видения судьи и других участников процесса. В праве используется своя содержательная логика, логика действительности, логика жизни людей в обществе, в культуре, общении, в деятельности, во всей полноте их бытия.
Болгарский правовед Н. Неновский утверждает, что при познании правовой действительности невозможно обойтись без ценностного подхода. Последние исследования дают четкое представление о постмодернистском стиле мышления, который постепенно складывается во всех сферах духовной деятельности, преодолевая их прежнюю разобщенность и самоизоляцию.
Во второй половине ХХ в. западноевропейские юристы встали на путь преодоления «науковпонимания», обнаженного рационализма, свободного от ценностного измерения в праве. Одними из первых, кто «поднял позитивизм к статусу господствующей теории и попытался освободиться от установок этой доктрины» стали французские юристы.
Постмодерное мышление внесло в право познание духа гуманизма, вернуло праву его целостность, его духовную сущность. Оно стало ориентировать современного юриста в правотворчестве, правоприменении на настоящие, общечеловеческие ценности, без которых человеческая жизнь обмелела в духовном плане.
Легисты ценят в праве, которое отождествляют с нормой, законом, принуждение, повеление, силу, которая для них и является правом. Норма как повеление для них настолько значима, что они возвышают ее над человеком, его живой жизнью, всеми другими ее ценностями. Легисты называют норму «ядром» права, нормативность же считают основным признаком права.
Понятно, что такой взгляд на ценность права отличается недостатком гуманистического измерения. Норма не может быть ценнее человека, не должна возвышаться над ней. Там, где это наблюдается, права человека находятся под угрозой. Современных западные юристы, правоведы все больше осознают хрупкость, сложность человеческой ситуации в мире. Они справедливо подчеркивают, что решить человеческие проблемы только с помощью принуждения, логики, силы возможно далеко не всегда. В связи с этим поднимается и осмысливается проблема взаимосвязи права и морали, ее ценностей и принципов.
В настоящее время в западной философии права проблема соотношения права и ценностей, права и морали, общечеловеческих ценностей и принципов, которые составляют ее ядро, является очень актуальной. Это обусловлено нынешним положением человека в мире, изменениями в социокультурной сфере личностного «я», в которых право не может и не должно быть равнодушным. Прежде всего, сама личность на современном уровне развития требует уважения к ее моральной автономии.
Таким образом, можно отметить, что взаимодействие современного права с моральными и другими ценностями необходимо для эффективного функционирования права. Приверженность современных правоведов к ценностному подходу свидетельствует об осознании ими неотъемлемости права от человека, антропологического подхода в современном правоведении.
В отечественном правоведении достаточно устоявшимся является взгляд на право, как исключительно на социальное явление, то есть созданное в результате социального взаимодействия, в социуме с целью сохранения законности и правопорядка. Однако такого взгляда на право для адекватного его исследования еще недостаточно.
Действительно, право упорядочивает взаимоотношения в обществе, консолидирует из, и в этом заключается его инструментальная ценность. Но если посмотреть на правовую реальность с позиции «философии культуры», то можно познать его значительно глубже и полнее.
Российские философы права предлагают смотреть на право, как на неотъемлемый элемент культуры, как на духовный феномен, сферу человеческого творчества и его же результата. Исходя из такого взгляда, можно констатировать, что право является таким же сложным, многогранным и разнообразным, как и человек, творит в условиях конкретной культуры и времени.
Культура — это мир человеческих значений и смыслов, образцов и кодов мышления, поведения, норм, ценностей, идеалов и т.д. Культура сохраняет, транслирует и порождает биологические программы как результаты человеческого творчества. Именно в культуре содержатся предпосылки и необходимые средства человеческого существования.
Культура предоставляет своеобразную программу творчества, вызывает проблемную ситуацию, стимулирует творчество, создает «спрос» на решение определенной проблемы, необходимые для этого условия и средства. Именно в точке пересечения мира культуры и индивидуальног……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года (в ред. федер. Конституционных законов от 30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и № 8 — ФКЗ) // СПС «Консультант плюс».
2. Ануфриев Е.А. Правовой статус и активность личности. М.: «Право», — 2015. — С. 129.
3. Геворкян, Т. В. Многогранность понятия правовой культуры и её содержание/ Т. В. Геворкян//Известия Оренбургского государственного аграрного университета. — 2014. — № 4 (48). — С. 243-244.
4. Дыжова, А.А. Правовая культура и правовое сознание учащейся молодежи: социолого-правовой анализ / А.А. Дыжова, А.В. Демидова. — Могилев: УО «МГУП», 2013. — С.165.
5. Закомлистов А.Ф. Юридическая философия. Санкт-Петербург. Изд. «Юридический центр Пресс» — 2003 г. — С. 548.
6. Захидов, М.А. Проблемы правосознания современного российского общества/М.А. Захидов//Наука, техника и образование. — 2015. — № 3 (9). — С. 2.
7. Ивин, А.А. Основы социальной философии: Учеб. пособие для вузов/А. А. Ивин. — М.: Высш. шк. — 2005. — С. 440.
8. Игнатенко, Е.В. Конституция и права личности: международно-правовые аспекты./Е.В. Игнатенко// СПб: «Север», — 2013. — С. 204.
9. Ильин, Е.А. Сущность правосознания./Е.А. Ильин.// М.: «ИНФА-М», — 2014. — С. — 110.
10. Карасартова, М.М. Развитие правовой культуры личности/ М.М.Карасартов//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук — 2011. — № 11. — С. 4.
11. Мархгейм, М.В. Правоведение: учебник/М.В. Мархгейм, М.Б. Смоленский, Е.Е. Тонков//под ред. М.Б. Смоленского. 10-е изд., испр. — Ростов н/Д: Феникс, 2011. — С. 413.
12. Маховиков, А.Е. О правовом нигилизме в российском правосознании: философско-правовой аспект/А.Е. Маховиков//Ценности и смыслы. — 2015. — № 1 (35). — С. 19-31.
13. Митин, А.Н. Аксиологический анализ правовой нормы/А.Н. Митин //Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. -2007. — №3 (13). — С. 259-260.
14. Осипова М. В. Иерархия юридических ценностей в правовой системе Российской Федерации: автореф. дисс. … канд. юрид. наук; спец.- Правоведение: учеб. пособие /А. А. Городилов, А. В. Куликов, А. Г. Мнацаканян. — М.: КНОРУС, 2010. — С. 256.
15. Осипова, М. В. Теория и история права и государства; История учений о праве и государстве / М. В. Осипова — Саратов, 2011. — С. 30.
16. Панченко, В.Ю. Правовое взаимодействие как вид социального взаимодействия: монография. Изд. «Проспект». — 2015. — С. 232.
17. Пушкарев С. А. Правовые ценности в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел: автореф. дисс. канд. юрид. наук.; спец. 12. 00.01 — Теория и история права и государства ; История учений о праве и государстве / С. А. Пушкарев. — Ростов-н/Д, 2009. — С. 24.
18. Родионова О.М. Механизм гражданско-правового регулирования: соотношение с предметом и методом гражданского права //Законодательство. — 2012. — № 6. — С. 21 — 24.
19. Сафронова, Е.В. Теория государства и права. Практикум/Е.В. Сафронова, А.Ю. Кузубова, Л.Л. Соловьева — М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. — С. 195.
20. Семенов, В.Е. Проблемы совершенствования воспитания правовой культуры/В.Е. Семенов// Общество и право — 2012. — № 4 (41). — С. 49-51.
21. Тарусина К.Н. права человека. Ярославль: «ИНФРА», — 2013. — С. 104.
22. Теория государства и права. Практикум/Е.В. Сафронова, А.Ю. Кузубова, Л.Л. Соловьева — М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. — С. 195.
23. Цинцадзе, Н.С. Категории правовой аксиологии: значение и содержание/ Н.С. Цинцадзе// Вестник Тамбовского университета — 2013. — № 6 (122). — С. 195-200.
24. Цинцадзе, Н.С. Соотношение государственно-правовых ценностей и приоритетов в аксиологии государства и права/ Н.С. Цинцадзе// Ленинградский юридический журнал — 2015. — № 2 (40). — С. 43-52.
25. Кистяковский, Б.А. В защиту права [Электронный ресурс]/Б.А. Кистяковский//Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. — Режим доступа: vehi/kistyak.html. — (Дата обращения: 28.04.2016).