Выдержка из текста работы
Открытие авторского кинопроката в Подпорожском районе — цель одного из проектов-победителей Ярмарки молодежных инициатив, которая прошла в минувшее воскресенье в Аничковом Дворце при поддержке комитета по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политики Ленинградской области.
Новизна идеи, социальная значимость и доступность реализации проекта — стали основными критериями при подведении итогов конкурсов и присуждении номинаций областной Ярмарки молодежных инициатив. 258 молодых энергичных людей из 9 муниципальных районов и 11 городских и сельских поселений боролись за возможность получить гранты от комитета для реализации своих проектов. Всего в ярмарке приняло участие 52 молодежные организации из Ленинградской области. Районный совет молодежи из Подпорожья «Свиряне» предложил, пожалуй, самый интересный и социально полезный проект в номинации «Работа — спорт — досуг». В рамках проекта «Свирский Арт-Мир» на территории района действует молодежный театр, где регулярно проводятся литературные вечера и музыкальные гостиные. Киногруппа показывает различные фильмы для ребят. В фото-видео студии обучают молодых людей работе с видеотехникой, помогают организовывать собственные арт-выставки. В содержании проекта амбициозно указано — открытие кинопроката в Подпорожье по итогам проведения кинофестиваля авторского кино.
Вместе с тем, «Свиряне» занимаются не только творчеством. Районный совет делает много полезного и для молодежи, и для населения Подпорожья. Туристические слеты, спортивные соревнования, компьютерные сетевые турниры проходят параллельно с акцией «Чистый город», когда ребята выходят помочь местной власти благоустроить дворовые территории. Не забывают они и о ветеранах — акцию «Память сердца» знает в Подпорожье почти каждый пожилой человек, перенесший страшные годы Великой Отечественной войны.
Вся эта полезная работа не проходит для ее молодых организаторов бесследно. Те, кто активно занят в общественной деятельности — в будущем, как правило, находят свои места во взрослой жизни. Новой муниципальной власти сегодня необходимы активные и образованные кадры, которым можно будет доверить управление на местах в условиях новой реформы местного самоуправления.
Леонид Смоленский
Пресс-центр Правительства
Ленинградской области
При использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна.
Программно-целевой метод решения проблем российской молодежи в условиях законодательной неопределенности
В.В. Нехаев, председатель Тульского областного
комитета государственной статистики,
доктор исторических наук, профессор
Прошедшее десятилетие реализации федеральной целевой программы “Молодежь России” (а точнее — нескольких ее редакций) позволяет подвести некоторые итоги.
Указ Президента Российской Федерации от 15 сентября 1994 года № 1922, положивший начало первой федеральной программе “Молодежь России”, был принят скорее как временное решение, заместившее собой необходимость законодательного регулирования государственной молодежной политики. В тот период еще свежо было восприятие Закона СССР от 16 апреля 1991 года № 2115-1 “Об общих началах государственной молодежной политики в СССР” и пришедшим ему на смену “Основным направлениям государственной молодежной политики в Российской Федерации”, одобренным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 года
№ 5090-1. Поэтому, предполагалось, что в самое ближайшее время будет разработан и принят федеральный закон, регламентирующий государственную молодежную политику в Российской Федерации.
Однако, шел год за годом, одна редакция федеральной целевой (президентской) программы “Молодежь России” сменяла другую, перманентно реорганизовывался — ликвидировался федеральный орган исполнительной власти по делам молодежи, и в этих условиях ФЦП “Молодежь России” превратилась в некую самодостаточную константу в сфере государственной молодежной политики, которая, снимая остроту противоречий и недовольства критиков, вместе с тем как некий спасательный круг поддерживала потуги работников с молодежью, сохранить и развить данную сферу деятельности.
Безусловно, что программно-целевой метод в решении важнейших задач государственной политики имеет немало достоинств. Федеральная целевая программа “Молодежь России” в данном случае выступает как пример реализации подобного подхода на общероссийском уровне. К их числу можно отнести концентрацию сил и средств на наиболее важных направлениях, более четкое определение стратегии и тактики, мобилизацию финансовых и организационных ресурсов, привлечение разнообразных источников финансирования, ведомств и структур на одной цели и так далее. Вместе с тем, на наш взгляд, он хорош лишь в случае четко определенных долгосрочных стратегических целей – каковые в молодежной политике на сегодняшний день после развала СССР до сих пор не определены. Федеральная целевая программа “Молодежь России” должна и может существовать в условиях четкой законодательной завершенности правового регулирования сферы государственной молодежной политики. Когда определена стратегия – ФЦП может выступить катализатором тех самых “точек роста”, о которых много говорится в последнее время, но отнюдь не заменить собой каждодневную, рутинную работу государственных и муниципальных структур, общественных институтов, семьи и школы, армии и так далее в работе с молодежью. В противном случае мы видим размытость и нечеткость целей, многообразие и нескоординированность структур при недостатке материальных ресурсов и неясность конечных результатов.
Федеральная целевая программа “Молодежь России” тому подтверждение. Так, цель программы – создание и развитие правовых, экономических и организационных условий для воспитания у молодежи гражданского сознания в условиях демократического общества, рыночной экономики и правового государства, личностной самореализации молодых людей как активных участников преобразований современного российского общества, — явно амбициозна и в принципе неосуществима в ограниченный рамками программы 4-х летний временной промежуток (не говоря уже о фактическом отсутствии демократического общества, рыночной экономики и правового государства).
Основные мероприятия программы – воспитание гражданственности и патриотизма; подготовка молодых людей к военной службе; подготовка молодежи к участию в общественно — политической жизни страны, государственной деятельности и управлении; создание условий для выдвижения способных и компетентных молодых людей в органы государственной власти; обеспечение занятости молодежи, снижение уровня безработицы путем предоставления сезонных и временных работ, создания рабочих мест для молодежи и несовершеннолетних; рост деловой активности молодежи; создание условий для реализации научно — технического, творческого потенциала молодежи; стимулирование инновационной деятельности молодых россиян; работа со студенческой молодежью; развитие массовых видов детского и молодежного спорта и международных обменов; поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений; развитие системы дополнительного образования: поддержка различных форм духовно — нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития детей, подростков и молодежи; создание системы ювенальной юстиции в целях обеспечения правовой защиты подростков и молодежи; развитие системы социальных служб и клубов для молодежи и подростков; пропаганда здорового образа жизни, укрепление института молодой семьи; содействие решению жилищных проблем молодых семей, — лишь подтверждают вышесказанное. Так, вряд ли возможно в рамках ограниченности финансово-временной составляющей ставить задачу — создание условий для выдвижения способных и компетентных молодых людей в органы государственной власти, в то время когда нет определенности в самом институте государственной службы; или “создание системы ювенальной юстиции в целях обеспечения правовой защиты подростков и молодежи” — без участия в качестве соисполнителей – Министерства юстиции Российской Федерации, Верховного Суда РФ и Генеральной прокуратуры РФ.
Относительно ожидаемых конечных результатов реализации Программы — снижение темпов неблагоприятной динамики развития демографической ситуации в стране; повышение уровня гражданского и военно-патриотического воспитания молодежи; улучшение физического здоровья молодого поколения; повышение уровня доходов молодежи и молодых семей; улучшение социально — бытовых и жилищных условий; снижение уровня безработицы среди молодежи на основе повышения квалификации и формирования соответствующих требований рынка трудовых ресурсов; увеличение числа учреждений по работе с молодежью; повышение деловой и социальной активности молодежи; следует сказать, что они с одной стороны, трудно измеримы, а, с другой, также требуют огромных финансово-организационных и временных затрат.
При таких обстоятельствах споры о “наличии предмета регулирования” сферы молодежной политики представляются бесплодными, ибо в условиях крайне низкого жизненного уровня населения, нарастающей депопуляции, проблемной экономики, коррупции и поиска национальной идеи, они подменяют существо вопроса – отсутствие государственной молодежной политики как осознанной государственной стратегии в отношении молодежи, как таковой, в принципе. Добавление к этой теме вопроса о федеративном устройстве Российского государства и в связи с этим — предмете ведения молодежной политики — еще больше заводит существо вопроса в схоластический тупик. Следует напомнить, что федеративное государство имеет место там и постольку, поскольку оно формировалось в ходе своего развития путем объединения моногосударственных образований (или государств) – например, США, ФРГ. Для федеративных государств характерно развитое законодательство его частей (штатов, земель и т.д.), порой существенно отличающееся по принципиально важным аспектам (смертная казнь в США) и, кроме того – четко очерченные предметы ведения субъектов федерации. В противоположность этому Россия (а точнее – Великороссия) возникла на иных принципах и всегда была унитарным государством, даже во времена РСФСР (доказательство этому – принцип подчинения нижестоящих Советов вышестоящим). Политическая ошибка 1993 года – фиксация в Конституции страны принципа федерализма в условиях мононационального государства на базе бывшего союзного административно-территориального деления, но вместе с тем, как реакция на конъюнктуру момента (угроза разрушения единства уже самой России). Поэтому и столь трудно вычленить предметы исключительного ведения субъектов Российской Федерации (статья 73 Основного Закона), да, и практически невозможно, ибо нынешняя Россия по-прежнему по сути — унитарное государство и общественное сознание не воспринимает иной модели ее функционирования.
Отсюда, Федеральная целевая программа “Молодежь России”, выступавшая первоначально как некая “неотложная помощь” в решении острейших проблем молодежи, в условиях большей стабильности в государственной политики и общественно-политической жизни, но и длящейся законодательной неопределенности в этой сфере, превратилась практически в “полное собрание” проблем российской молодежи. Очевидность, сколь и бессмысленность одномоментной постановки задачи решения всех проблем молодежи, понятна.
Вместе с тем целесообразность продления Федеральной целевой программы “Молодежь России” не вызывает сомнений. Корректировка ее возможна в сторону большей ориентации на необходимость нормативного правового регулирования проблем молодежи; определения приоритетов с учетом специфики федерального, регионального и местного уровней; соответствия задач финансовым ресурсам и реальности ожидаемых конечных результатов программы в ограниченном временном интервале. При этом, следует помнить главное – обществу и государству необходимо определиться: какой они хотят видеть молодежь и выразить свою волю в форме законодательного регулирования данной сферы. Законодательная неопределенность сферы молодежной политики сегодня является препятствием в деле воспитания подрастающего поколения страны.
Федеральная целевая программа «Молодежь России (2001-2005 годы)»: эффективность и перспективы/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2004. -№ 31 (251
Решение проблем молодёжи и студенчества (ЛКСМУ)
М. Чаленко, секретарь Луганского ОК ЛКСМУ
23.07.03.
«Решение проблем молодежи и студенчества дело рук самих студентов и молодежи». К таким выводам пришли представители молодежных и студенческих организаций в ходе работы круглого стола, который прошел 21 мая в Луганске.
То что молодежь, как один из слоев украинского общества, все больше и активнее заявляет о себе уже не вызывает удивления. И повышение ее социальной и общественной активности связано, прежде всего, с углубляющимся кризисом в Украине который сильнейшим резонансом отражается на экономическом, социальном и гуманитарном состоянии молодежи. Целая череда проблем и неурядиц, обострившихся сегодня в студенческой и учащейся среде, на фоне «сладострасного» вещания голубых экранов о росте производства и прироста на душу населения, выхода экономики страны из кризиса и улучшение жизни всех слоев общества заставляет задуматься активную молодежь над тем, почему говорят о всеобщем благополучии, а стипендия остается издевательской? Почему в высших эшелонах власти рассуждают над вопросами скорейшей евроинтеграции, а условия содержания общежитий, больше напоминает первобытнообщинную пещеру, нежели обитель будущих строителей высокоразвитого еврогосударства.
Думая об этом, начинаешь приходить к выводу, что нынешней политической власти в стране, скорее всего, наплевать на нас и наши проблемы. А может быть, не остается времени и желания у разномастных «чинуш» разбираться с этими вопросами, из-за тяжкого груза легшего «им бедненьким» на плечи по всяким там увеличениям ВВП, подготовкой к запуску админресурса и новых политтехнологий на выборы, пересмотром и отбиранием полномочий у нижестоящих и лизанием задов «вышесидящих» инстанций. Следствие напрашивается само собой. Если вы не можете, а скорее не хотите нас замечать, мы их заставим. Если проблемы молодежи и студенчества не начнут решатся, то скорее всего «чинуши» могут лишится возможности «увеличивать», «запускать», «разделять», и лизать. Что, конечно же, для них недопустимо. Делать что-либо своими руками они уже разучились. На бирже труда, «великом достижении капитализма по издевательству и унижению народа», работенку им, конечно, найдут, только вряд ли она их устроит. Зачем все доводить до крайностей? Отшвыривать предложения о диалоге куда подальше только из-за того, что сегодня активную часть студенчества предоставляют неугодные власти политические силы — глупо. Проблемы то стоят в другой плоскости совсем не политической, а чисто в экономической, гуманитарной и социальной и их решение необходимо сегодня.
Акции по предоставлению льгот, демократических прав и свобод для студентов и учащихся проходящие в Луганске при организационной поддержке ряда политически разнополюсных молодежных сил, ставят своей целью, прежде всего, улучшение условий существования вышеназванных категорий молодежи, а не получение каких бы то ни было политических дивидендов. Мы постоянно говорим о том, что мы открыты и призываем к сотрудничеству все прогрессивные демократические, молодежные организации, молодежь которой действительно не безразличны проблемы молодежи и которая готова активно бороться за свои права. Но большинство молодежных организаций, сегодня декларируя свое желание добиваться решения проблем молодежи, на самом деле остаются в стороне от настоящей и действенной борьбы. Они используют лозунги о социальной защите молодежи, лишь для того, чтобы получить мандат депутата или завоевать, политические дивиденды для своих организаций и кандидатов. Они пытаются заменять реальную борьбу за права студентов и повышение их жизненного уровня развлекательными и культурно-массовыми мероприятиями, которые могут принести лишь минутное расслабление и временный уход от реальной действительности.
Мы же боремся за то, что студентам действительно нужно:
За улучшение условий содержания общежитий и снижение оплаты за них;
За предоставление 50% льгот на проезд для студентов и учащихся в междугороднем транспорте по области;
За увеличение стипендии;
Против коррупции, преследований по политическим мотивам студентов и учащихся.
Мы хотим жить в демократическом, правовом, социально справедливом обществе и ради этого мы готовы бороться.