Содержание
Введение..3
Глава 1. История создания кукол.4
1.1.Первые куклы.4
1.2.Кукла Барби идеал красоты…5
Глава 2. Влияние игр с куклами на развитие и воспитание ребенка..8
2.1. Психологические особенности игрушки для ребенка…8
2.2. Специфика игры с куклой Барби у детей дошкольного возраста9
Глава 3. Педагогический эксперемент15
3.1. Планирование педагогического эксперемента.15
3.2. Анализ результатов эксперемента17
Заключение34
Список литературы36
Введение
В игре происходит конкретное упражнение всех операций материнской сферы поведения. В давние времена кукла, сделанная собственными руками матери, передавалась дочери. Куклу наряжали к праздникам, вывозили в гости, на смотринах невесты она служила доказательством готовности девушки к роли хозяйки и матери. Такая традиция помогает поддержать модель семьи и материнства.
Основная цель работы исследовать взаимодействие куклы и ребенка в процессе игры для воспитания и развития.
Объект исследования влияние куклы на развитие и воспитание ребенка в процессе игры.
Предмет исследования кукла как средство воспитания и развития ребенка.
Гипотеза исследования касается именно нормы понимания дошкольниками половых отношений как содержания их игры и основывается на теоретических представлениях об акте развития и предметное игры. С ответствующим дошкольному возрасту и адекватным для понимания отношений между полами.
В задачи исследования:
1. Исторические аспекты использования кукл в игре с детьми.
2. Определение метода оценки игр
3. Инициирование с двумя типами кукол (обычными куклами типа Барби) и сравнение содержания обеих групп игр.
Глава 1. История создания кукол
1.1. Первые куклы
История создания кукол берет своё начало в далеком прошлом. В течение времен, кукла изменялась не только внешне, она меняла и дополняла свое предназначение. Первые миниатюрные изображения прообраза человека, были связаны с культовыми обрядами и отображали основы мировоззрения древнего человека. Некоторые исследователи предлагают считать началом истории куклы находку в Чехословакии, в захоронении «Брно-2» была найдена маленькая фигурка из мамонтовой кости с подвижно прикрепленными конечностями, по приблизительным подсчетам которой около 30-35 тысяч лет. Известно, что у древнеегипетской царицы Клеопатры была целая кукольная коллекция. По эскизам кукольных нарядов царица заказывала себе облачения для различных торжественных церемоний. В древнем Риме для демонстрации мод в провинцию отправляли небольшие глиняные фигурки (фигурины), раскраска которых соответствовала последним направлениям в стиле одежды. С XVII века во Франции для этих целей использовались пандоры фарфоровые куколки, по пропорциям близкие фигуре взрослой женщины. Во все времена к кукле было особое отношение. В Японии и Китае существовал своеобразный ритуал обращения с куклой. Детям запрещалось играть с ней, они могли только любоваться ей и прикасаться особым образом. Такие куклы оберегались и передавались из поколения в поколение. А вот, например, в странах Востока, где основной религией был Коран, изготовление кукол запрещалось под страхом смерти.
Принято считать, что первой художественной куклой была «Petite Danseuse» (Маленькая танцовщица), выполненная Эдгаром Дега в 1881 году и представленная на выставке импрессионистов в Париже. Прекрасная восковая статуэтка, одетая в тканевое платье, покорила тогда сердца публики. В России авторские куклы начали изготавливать в XVII веке, а к XIX столетию они стали известными во всем мире. Это были изысканные фарфоровые красавицы, призванные воспитывать хороший вкус и бережливость.
Современные технологии и синтез искусств породили многообразные направления и жанры в создании кукол, способствовали появлению новых видов и форм. Но из всего этого множества, выделяются уникальные куклы, живущие по законам высокого искусства коллекционные. Долгое время коллекционеры увлекались только антиквариатом, но последние десятилетия современная художественная кукла зняла своё достойное место в их коллекциях.
1.2. Кукла Барби идеал карсоты
Барби — кукла, ставшая одним из символов двадцатого столетия — продолжает свой путь в двадцать первом веке. Она всегда была такой: красивой, динамичной, не отстающей от моды и иногда даже опережающей ее. Более противоречивой игрушки история не знает: противники Барби не устают рассказывать о неправильных пропорциях ее тела и губительных последствиях игры с ней, а поклонники любуются красотой любимой куклы, которая приносит им радость и вдохновение.
«Мама» знаменитой куклы — американка Рут Хэндлер. Рут и ее муж Эллиот в середине сороковых годов прошлого столетия открыли фирму Mattel — бизнес по производству рам для картин. Идея создания «взрослой куклы» для маленьких девочек появилась у Рут, когда она увидела, что в играх ее дочери Барбары со сверстницами бумажные «взрослые куклы» пользуются большей популярностью, чем куклы-дети. И действительно — почему считается, что единственная игра, в которую девочкам интересно играть с куклами — игра в «дочки-матери». Ведь взрослая жизнь — это не только счастливое материнство, но и осознание себя как красивой и имеющей хороший вкус женщины, которая может добиться успеха во всем, за что ни возьмется.
Те, кто называет куклу Барби «недетской игрушкой», отчасти правы. Барби действительно была создана «по образу и подобию» куклы, предназначенной для взрослых: в конце пятидесятых годов прошлого века во время отдыха в Швейцарии Рут приобрела права на куклу, которой предстояло стать прообразом для Барби. Это была Лилли, блондинка с пышными формами, осиной талией и откровенным гардеробом, героиня комиксов «для взрослых». Конечно, в США дизайн куклы Лилли был изменен и доработан, чтобы кукла стала игрушкой для детей; и в 1959 году новая кукла, названная Барби в честь дочери Рут Барбары, появилась в продаже.
Первая Барби была темноволосой и носила прическу «конский хвост»; у нее в ушах были перламутровые сережки, на ногах — открытые босоножки на каблуке, а одета она была в черно-белый полосатый купальник. Фирма Mattel рассказала стране о своей кукле при помощи телевизионной рекламы, и вокруг куклы начался ажиотаж. Девочки стали сходить по Барби с ума, в то время как родители многих из них восприняли кклу более чем прохладно, считая, что игры с ней не пойдут на пользу детской психике.
Но популярность куклы возрастала и возрастала. Барби недолго была одна — в 1961 году у Барби появился друг Кен, которого назвали так в честь сына Рут Хэндлер. В 1963 году была создана лучшая подруга Барби — Мидж, а в 1964 — сестренка Скиппер. Сейчас у Барби есть уже не один десяток родственников и друзей; а ее «расставание» с Кеном стало шоком для поклонников куклы во всем мире.
К 1961 году Барби стала абсолютным бестселлером среди «кукол-модниц» всех времен. И неудивительно — ведь кукла появилась на свет именно тогда, когда в мире стала пересматриваться социальная роль женщины, когда умами и сердцами людей завладела изысканность и утонченность высокой моды.
Внешность куклы не оставалась неизменной. Дизайнеры много экспериментировали с цветом и длиной волос Барби, которые то укорачивались, то «отрастали». Когда была выпущена Барби с волосами до пят, она приобрела огромную популярность — ведь девочки очень любят делать куклам прически. Кукла становилась более подвижной: создатели Барби «научили» ее сгибать и поворачивать все части тела — и Барби стала велосипедисткой, наездницей, спортсменкой, танцовщицей Она «вырастала» до трех футов, и ее маленькая хозяйка примеряла наряд любимой куклы. А модель Барби, выпущенная в 1964 году, даже умела закрывать и открывать глаза. Кстати, любопытно, что Барби стала смотреть прямо перед собой только в 1971 году — раньше ее взгляд, как и у ее прообраза Лилли, был кокетливо направлен немного в сторону. С 1959 года внешность Барби значительно изменяли всего несколько раз, а в конце девяностых лицу и телу куклы были приданы более естественные пропорции.
В истории Барби не обошлось и без неприятных моментов. В 1993 году в продаже появилась Барби «Teen Talk», произносящая такие фразы, как «Математика — это очень трудно», «У нас будет достаточно одежды?», «Мне нравится шоппинг», «Давайте устроим пицца-вечеринку!». Эта кукла вызвала бурную негативную реакцию со стороны покупателей, так как она формировала образ «глупенькой девушки-пустышки» и преподавала явно не лучший урок жизненных устремлений девочкам, которые с ней играли. «Беременная Барби» также не обрела широкого признания в ряде стран: если раньше претензии к ккле состояли в том, что она «думает только о развлечениях и одежде», то теперь появилось небезосновательное мнение, что кукольные «роды» выглядят как бездушный и механический процесс, и рождение ребенка не вызывает ощущения чуда, как в жизни.
Но трудности не помешали Барби стать звездой мирового масштаба. Фирма Mattel выпускала кукол Барби разных национальностей, одетых в народные костюмы, и «учила» игрушку говорить на разных языках. И, конечно, за сорок пять лет своей «жизни» знаменитая кукла сделала карьеру во многих областях: например, она побывала стюардессой, врачом, бизнес-леди, рок-звездой, военным летчиком, пожарным, учительницей, и даже кандидатом в президенты. Большой популярностью всегда пользовались Барби, повторяющие внешность суперзвезд: Мэрилин Монро, Элизабет Тейлор, Одри Хэпбёрн. С новыми временами приходят новые кумиры, и с выходом киноэпопеи «Властелин колец» фирма Mattel выпустила новую серию кукол, изображающих героев знаменитой фэнтези-трилогии.
Всемирно известные дома мод не оставляют Барби без внимания. С середины восьмидесятых годов прошлого столетия начался выпуск коллекционных моделей знаменитой куклы в роскошных туалетах; в 1985 году прошла международная выставка кукол Барби в нарядах от Ива Сен-Лорана, Пьера Кардена, Жана-Поля Готье и Кристиана Диора. Барби и сегодня демонстрирует произведения от знаменитых кутюрье — Живанши, Бласса, Боба Мэкки. Иногда модельеры даже делают саму куклу частью дизайна аксессуаров для своих коллекций.
Кукла Барби стала для нескольких поколений не просто игрушкой, а образом-символом, значение которого зависит от отношения человека к этой кукле.
Глава 2. Влияние игр с куклами на развитие и воспитание ребенка
2.1. Психологические особенности игрушки для ребенка
Существует много споров и противоречий по поводу использования для игры детей кукл Барби. Одни говорят, что кукла Барби прививает к детям чувство половой принадлежности, воспитывает стремление быть красивой, другие оспаривают это обосновывая тем, что ребенок не воспитывает в себе чувство материнства изначально, а занимается обслуживанием куклы-женщины.
Остановимся на очень важном вопросе для многих родителей: «Игра в куклы и мальчик». Машинки, пистолеты, автоматы, мячики, но практически нет «девчачьих» игрушек. Но ведь малыш так же, как и малышка обыгрывает в ролевой игре модель семьи. Не думайте что это отразится на сексуальной ориентации. Как показывает практика, мальчики играют в куклы очень мало и затем выбирают ту игру, которую предопределил сценарий жизни мужчины: машинки, войнушки.
Все дети познают мир и обыгрывают в своем маленьком мире то, что они видят и наблюдают в мире взрослого человека.
Ребенок воспринимает внешний мир через предметы, которые его окружают. Интерьер, посуда, одежда, всякая домашняя утварь воздействуют на психику, интеллект, эмоциональную сферу маленького человека. От того, что окружает ребенка в детстве, зависит то, каким взрослым он станет.
Игрушки, в которые играет ребенок — не исключение. Каждый из нас помнит свою любимую игрушку. Некоторые хранят их как счастливый талисман всю жизнь. Поэтому, вряд ли кто-нибудь будет спорить с тем, что выбор игрушки — дело чрезвычайной важности.
Игрушка, с которой ребенок имеет постоянный тактильный контакт, должна быть сформирована согласно основным законам строения, т.к. у ребенка должно сложиться правильное представление, гармоничный образ человека — залог будущего психического и физического здоровья.
2.2. Специфика игры с куклой Барби у детей дошкольного возраста
В отечественной психологии не проводились специальные экспериментальные исследования игр с куклами различных типов для определения их «культурно запрограммированного» содержания. Встречающееся в психологической литературе крайне полярное отношение к кукле Барби носит скорее эмпирический и оценочный, чем экспериментально-объективный характер.
Выдержка из текста работы
Актуальность. Лексика имеет большое значение для формирования человека. Она помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь понятной для окружающих.
Своевременное формирование лексического строя языка ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь как форма манифестации языка выполняют ведущую функцию в развитии его мышления, речевого общения, планирование и организация его поведения, формирование социальных связей. Все это – важнейшее средство опосредствованных психических процессов: памяти, восприятия, эмоций.
Овладение лексическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.
Проблема обучения лексическим нормам родного языка актуальна.
Это видно в работах А. Н. Гвоздева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, А. М. Шахнаровича, А. Г. Арушановой и других. Работы Ф. А. Сохина, Н. П. Серебренникава, М. И. Поповой, А. В. Захаровой обогащают исследование особенностей развития лексического строя речи у детей.
При нормальном развитии у ребенка к старшему дошкольному возрасту усваивает все основные модели родного языка. В этот период формируется ядро словаря, которое в дальнейшем существенно не меняется.
М. И. Попова отмечает, что для освоения лексики важна самостоятельная деятельность ребенка со словами в сочетании с игровыми упражнениями, обеспечивающие более легкое и прочное запоминание нужной информации.
Цель исследования: теоретически изучить возможности развития лексического запаса детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры.
Объектом исследования является процесс развития лексического запаса у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования – дидактическая игра как средство формирования лексического запаса детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать важность и эффективность использования дидактических игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста;
2. Рассмотреть онтогенез развития лексического запаса детей старшего дошкольного возраста;
3. Изучить возрастные особенности овладения лексическим запасом детей;
4. Подобрать серию дидактических игр для развития лексического запаса детей старшего дошкольного возраста;
В своих исследованиях мы использовали следующие методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования
Глава I. Дидактическая игра как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста
1.1. Дидактические игры как объект исследования в педагогике и дидактике
Игра представляет собой уникальный феномен действительности. Ее многоплановость и полифункциональность вызывает глубокий интерес в различных областях знаний: философии, этнографии, искусствоведении и психологии. Особое место в этом ряду занимает игра как педагогическое явление. Именно педагогическая теория игры раскрывает воспитательные возможности, выявляет условия и специфические приемы руководства развитием личности в игровой деятельности. Педагогическая теория игры имеет прямой выход на практику воспитания детей
Аникеева Н.П. считала, что игра – одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли [1].
Различные исследователи и мыслители нагромождают одну теорию игры на другую – К. Гросс, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, К. Бюлер, 3. Фрейд и другие. Каждая из них как будто отражает одно из проявлений многогранного, переливчатого явления игры, и ни одна, по-видимому, не охватывает подлинной ее сущности.
Поскольку речь идет об играх человека и ребенка, то игра – это осмысленная деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива.
Распространенное представление о том, что игра является лишь функционированием, порождается тем самим по себе бесспорным фактом, что игровое действие совершается не ради практического эффекта, который оно оказывает на обыгрываемый предмет. Все же человеческая игра это никак не просто функционирование созревших в организме систем и не движение, которое совершается только потому, что внутри организма накопился излишек нерастраченной энергии. Игра это деятельность; это значит, что игра является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности [3].
Игра индивида всегда теснейшим образом связана с той деятельностью, на которой основывается существование данного вида. У животных она связана с основными формами инстинктивной жизнедеятельности, посредством которых поддерживается их существование; у человека “игра – дитя труда” [40].
Эта связь игры с трудом ярко запечатлена в содержании игр: все они обычно воспроизводят те или иным виды практической неигровой деятельности.
Связанная с трудом игра, однако, никак не ограничена производственно-техническим содержанием трудовой деятельности и не сводима к подражанию производственно-техническим операциям. Существенным в труде как источнике игры является его общественная сущность, специфический характер трудовой деятельности, как деятельности, которая, вместо того чтобы, как жизнедеятельность животных, просто приспособляться к природе, изменяет ее. Игра связана с практикой, с воздействием на мир. Игра человека – порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать действительность. Впервые проявляясь в игре, эта самая всеобщая человеческая способность в игре впервые и формируется. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир в этом основное, центральное и самое общее значение игры [9]…………..
Заключение
Итак, дидактическая игра представляет собой явление с четкой структурой, в которой отчетливо просматриваются ее основные элементы, присущие как игровой деятельности, так и форме обучения одновременно.
Дидактическая задача игры — один из ее основных элементов, определяющаяся целью обучающего и целью воспитательного воздействий. Игровая задача дидактической игры, отражающая наряду с дидактической задачей взаимосвязь игры и обучения, является структурным элементом игры, осуществляемым детьми в игровой деятельности. Немаловажным элементом дидактической игры являются ее правила. Имея обучающий, организационный и воспитательный характер, правила игры определяют последовательность игровых действий и способ взаимоотношения между детьми.
Педагог, используя дидактические игры, управляет поведением детей, процессами их познавательной деятельности, особенно активизацией и расширением словаря. Дидактическая игра позволяет детям старшего дошкольного возраста овладеть различными способами общения, творческой инициативой, вызывает необходимость проявления самодисциплины, способствует формированию, накоплению позитивных эмоций, как в игре, так и вне игры. Приняв участие в дидактической игре, дошкольник автоматически принимает и правила игры, игровую задачу, руководствуюсь ей в своих действиях. Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает ей законченность.
Список литературы
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: «Академия», 2000. – 400с.
2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Воспитание игрой. – М.,1997. – с.107.
3. Арушанова А. Г. Игра, ее значение в развитии речи //Дошкольное воспитание. – 1986. — №3 – с. 4.
4. Арушанова А. Г. Развитие речи детей // дошкольное воспитание. – 1988. — №7 – с. 70.
5. Арушанова А. Г. развитие речи и игра // Дошкольное воспитание, — 1994. — №1- с. 35.
6. Арушанова А. Г. Развитие речи и игры // Дошкольное воспитание. – 1995. — №7 – с. 40.
7. Бондаренко А. Дидактические игры в детском саду. – М.: «Просвещение», 1991. – 160с.
8. Бочкарева Л. О проблемах дидактической игры // Дошкольное воспитание. – 1987. — №7 – с. 45.
9. Воспитание детей в игре. Под ред. Менджрицкая Д. В. – М., 1982. – с.101.
10. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. — М., 1966.— 541с.
11. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи – М.: «Просвещение», 1961. – 540с.
12. Глухов В.П. Основы психолингвистики. — М.: «Аристотель», 2005.
13. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. — М.,1981.
14. Жуковская Р.Н. Игра и её педагогическое значение – М., 1999. – с.84.
15. Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры. — Дошкольное воспитание. 1965 год.
16. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селиверстова. М., 1985.
17. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. — М., 1968.
18. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Проблемы развития психики. М., 1959. — с.32.
19. Лурия А. Р. Речь и мышление. – Изд-во МГУ, 1969. – С. 22. 90
20. Микшина Е. П., Горбунова Н. В., Мамедова Е. Ю. Методика формирования и развития устной речи. — М.: Союз, 2001. — 160 с.
21. Михайленко Н. Я. К вопросу о строении игр с правилами // Дошкольное воспитание. – 1998. — №1 – с.26.
22. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду : Пособие для воспитателя .- 2-е изд., испр..- М., 2000.- с.96.
23. Николаева Л. Теория игр с правилами // Дошкольное воспитание. – 1996 – №9 – с. 40
24. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца А. П. Усовой. М., 1993. – с.169.
25. Правдина О. В. Логопедия. Изд. 2-е, доп. и перераб. М., Просвещение, 1973.
26. Сорокина А. Дидактические игры в детском саду – М.: «Просвещение», 1982. – 103с.
27. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников.- М.: МПСИ, 2001. — 518 с.
28. Спиваковская А. С. Игра — это серьезно. — М.: Педагогика, 1981. — 144с.: ил. — (Библиотека для родителей).
29. Тюрикова И. Дидактические игры и развитие речи // Дошкольное воспитание. – 1988 — №4 – с. 33.
30. Ушакова О. С. Придумай слова – М.: «Издательство Института Психотерапии», 2001 – 300с.
31. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников – М.: «Академия», 2001. – 240с.
32. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — М., 1983.
33. Эльконин Д, Б. Психология игры. М., 1978, с. 31.
34. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. — М., 1958.