Содержание
Введение3
1.Кривая производственных возможностей: сущность и графическое изображение5
2.Классификация кривых производственных возможностей8
3.Построение кривой производственных возможностей9
4.Закон возрастающих альтернативных издержек10
5.Экономическая эффективность по Парето12
Заключение13
Литература:15
Выдержка из текста работы
Экономическая теория изучает деятельность людей, связанную с достижением эффективного использования ограниченных ресурсов для наилучшего удовлетворения потребностей в жизненных благах. Создание необходимых благ осуществляется на предприятиях путем организации производства.
Производство — это целесообразная деятельность людей направленная на удовлетворение их потребностей. Оно представляет собой общественный процесс, поскольку люди вступают при этом в совместную экономическую деятельность. В этом процессе взаимодействуют основные факторы производства — труд, капитал, земля, предпринимательство. Результатом производства является создание материальных и нематериальных благ, удовлетворяющих человеческие потребности.
Производственные возможности общества — это максимально возможный объем производства благ при полном и эффективном использовании имеющихся ресурсов. Эффективность производства — это отношение полученного результата к ресурсам, затратам. Возрастающие потребности общества ориентируют на постоянное увеличение результата. Но, поскольку ресурсы ограничены, то ограничены и производственные возможности. Увеличение объемов производства одного продукта может быть достигнуто лишь при частичном или полном отказе от производства другого. Ограниченность ресурсов определяет их альтернативное использование. Поскольку ресурсы редки, экономика полной занятости, полного объема производства не может обеспечить неограниченный выпуск товаров и услуг. Более того, следует принимать решения, какие товары и услуги следует производить, а от каких отказаться. Ограниченность ресурсов означает ограниченность и выпуска. Поскольку ресурсы ограничены и применяются целиком, всякое увеличение производства в одном потребует переключение части ресурсов с производства другого. Общество не может преследовать две взаимоисключающие цели при полной занятости ресурсов.
Целью данной курсовой работы является анализ производственных возможностей с помощью кривой трансформации.
Исходя из поставленной цели сформулируем задачи работы:
— познакомиться с теоретической основой;
— показать суть и роль производственных возможностей.
Объектом курсовой работы является производство.
Предметом исследования является изучение производственных возможностей.
Теоретической основой написания курсовой работы являются научные монографии, справочная и учебная литература.
В данной курсовой работе использовались следующие методы обработки данных: метод описания, метод группировки, метод анализа, метод синтеза, методы дедукции и индукции.
Работа состоит из двух глав. В первой главе мы остановимся на таких вопросах, как сущность производства и его связь с экономикой, связь общественного производства и богатства общества, связь производства, распределения, обмена и потребления. Во второй главе речь пойдет о технологическом выборе в экономике и кривой производственных возможностей, об альтернативной стоимости и практическом применении кривой производственных возможностей.
Актуальность темы заключается в том, что в работе показано, от чего зависит возможность экономического роста, а значит и благосостояние граждан.
Практическая значимость исследования состоит в том, что работа показывает, как можно рассчитать производственные возможности.
Глава 1. Производство: сущность и связи
1.1 Производство и экономика
Являются ли термины «производство» и «экономика» синонимами? Этот вопрос поставлен не случайно. На житейском, обыденном уровне принято считать, что производственная деятельность человека — это и есть экономика, экономическая жизнь людей. И следует логический вывод: экономическая наука изучает производственную, хозяйственную деятельность людей в различных исторических условиях.
Такие рассуждения не вполне корректны. Разумеется, трудно оспаривать утверждение, что деятельность людей, связанная с производством разнообразных благ, существовала и в первобытном, и в рабовладельческом обществе. Однако собственно экономики там не было. Производство материальных благ, например, в рабовладельческом обществе, при крепостном праве, в сталинскую эпоху в СССР было основано на насилии, принуждении, на тех методах, которые принято называть внеэкономическими. Экономика же появляется там и тогда, где и когда производство регулируется механизмами, которые основаны на ценовых сигналах, т. е. колебаниях рыночных цен, динамике прибылей и убытков и т. п. Все это — атрибуты рыночного хозяйства. Следовательно, строго говоря, экономика — это синоним не слова «производство», а синоним понятия «рыночное хозяйство». Часто встречающиеся выражения «экономика первобытного строя», «феодальная экономика», «экономика военного коммунизма», «социалистическая экономика» и т. п. основаны на отождествлении понятий «производство» и «экономика». Эти словосочетания стали привычными и не вызывающими сомнений в их теоретической правомерности. Но дело не только в том, что для многих людей слова «экономика» и «производство» означают одно и то же.
Наше разграничение этих категорий основано на подходе, свойственном пониманию предмета экономической теории как науки о рыночном хозяйстве. «История экономической мысли, — отмечает известный английский экономист Марк Блауг, — не что иное, как история наших попыток понять действие экономики, основанной на рыночных операциях». В любом учебнике современных западных экономистов объясняются такие категории, как рынок, рыночный спрос, предложение, цена и т. п. Однако, если вспомнить определение предмета экономической теории как науке о выборе, который осуществляют люди в условиях ограниченных ресурсов, то можно согласиться с тем, что проблема выбора в процессе хозяйственной жизни стояла и стоит перед людьми при любом социальном устройстве. С этой точки зрения мы и можем говорить об экономике иных, альтернативных рыночному хозяйству систем.[2,с.21]
Производство материальных благ — основа жизни человека и общества. Но производство — это не биологический процесс; он отражает, во-первых, взаимодействие человека и природы, а, во-вторых, взаимодействие людей между собой в процессе их хозяйственной деятельности.[4,с.33]
Итак, что же представляет собой производство в самом общем виде, независимо от той или иной хозяйственной системы (внеэкономической или основанной на экономических стимулах)?
1.2 Общественное производство и богатство общества
Производство — это целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. В этом процессе взаимодействуют основные факторы производства — труд, капитал, земля, предпринимательство. В современной экономической науке мы будем чаще встречаться с термином ресурсы. Дело в том, названные четыре фактора представляют собой весьма укрупненное представление об основных элементах экономического потенциала той или иной страны. Например, накопленные знания высококвалифицированного программиста следует отнести к труду или к капиталу как факторам производства? А информацию? Вот почему все чаще экономисты стали употреблять термин ресурсы, под которыми подразумеваются производственные блага, созданные природой или людьми. Ресурсы необходимы для создания потребительских благ, или конечных товаров и услуг (одежды, продовольствия, жилища, автомобилей, развлечений и т. д.). производственный возможность кривая богатство
Результатом производства является создание материальных и нематериальных благ, удовлетворяющих человеческие потребности. Для понимания закономерностей процесса производства необходимо более подробно охарактеризовать категории потребностей и благ.
Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Именно это состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные усилия, т. е. осуществлять производственную деятельность. Классификация потребностей отличается огромным разнообразием. Многие экономисты предпринимали попытки «разложить по полочкам» все многообразие потребностей людей. Так, А. Маршалл, выдающийся представитель неоклассической школы, ссылаясь на немецкого экономиста Германна, отмечает, что потребности можно подразделять на абсолютные и относительные, высшие и низшие, неотложные и могущие быть отложенными, прямые и косвенные, настоящие и будущие и др. В учебной экономической литературе часто используется деление потребностей на первичные (низшие) и вторичные (высшие). Под первыми подразумеваются потребности человека в еде, питье, одежде и т. д. Вторичные потребности связаны главным образом с духовной, интеллектуальной деятельностью человека — потребности в образовании, искусстве, развлечении и т. п. Деление это в известной степени условно: роскошная одежда «нового русского» не обязательно связана с удовлетворением первичных потребностей, а, скорее, с представительскими функциями или так называемым престижным потреблением. Кроме того, деление потребностей на первичные и вторичные сугубо индивидуально для каждого отдельного человека: для некоторых чтение — первичная потребность, ради которой они могут отказать себе в удовлетворении потребностей в одежде или жилище (хотя бы частично).[5,с.42]
Потребности человека не остаются неизменными; они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации и это касается, прежде всего, высших потребностей. Часто мы можем встретить выражение «человек с неразвитыми потребностями». Конечно, здесь имеется в виду неразвитость высших потребностей, так как потребность в еде и питье заложена самой природой. Изысканная кулинария и сервировка свидетельствуют скорее всего о развитии потребностей высшего порядка, связанных и с эстетикой, а не только с простым насыщением желудка.
Благо — это средство для удовлетворения потребностей. А. Маршалл определял благо как «желаемую вещь, удовлетворяющую человеческую потребность». Ж.-Б. Сэй рассматривал блага «как средства, которые мы имеем для удовлетворения наших потребностей». А. Шторх подчеркивал, что «приговор, произносимый нашим суждением насчет полезности предметов… делает их благами». Свойство какого-либо предмета, которое позволяет удовлетворять определенную потребность человека, еще не делает его благом. На этот факт особое внимание обращает один из виднейших представителей австрийской школы К. Менгер. Так, например, корень женьшеня способен поднять жизненный тонус человека. Но пока людьми не была поставлена в причинно-следственную связь потребность в оздоровлении организма с целительной силой женьшеня, это растение не носило характера блага. Другими словами, способность предмета удовлетворять какую-либо потребность должна быть осознана человеком.[10,с.36]
Классификация благ, так же, как и потребностей, отличается большим разнообразием. Отметим важнейшие из них с точки зрения различных критериев классификации.
* Экономические и неэкономические блага. С точки зрения ограниченности благ по отношению к нашим потребностям мы говорим об экономических благах. Но есть и такие блага, которые по сравнению с нашими потребностями имеются в неограниченном количестве (например, воздух). Такие блага называют свободными, или неэкономическими.
* Блага потребительские и производственные, или блага прямые и блага косвенные. Иногда их называют блага низшего и блага высшего порядка, или предметы потребления и средства производства. Потребительские блага, как следует из их названия, предназначены для непосредственного удовлетворения человеческих потребностей. Это те самые конечные товары и услуги, о которых речь шла выше. Производственные блага — это используемые в процессе производства ресурсы (станки, машины, оборудование, здания, земля, профессиональные навыки и квалификация).
* Частные и общественные блага. Для понимания различий между названными видами благ нам еще предстоит узнать действие рыночного механизма и те ситуации, когда рынок не может предоставить некоторые блага вообще или предоставить их в оптимальном количестве.
Сейчас же мы можем только назвать в качестве примеров общественных благ национальную оборону, законотворчество, общественный порядок, т. е. те блага, которыми пользуются все без исключения граждане страны. Частные же блага предоставляются только тем, кто за них заплатил (каждый день вы приобретаете за деньги различные частные блага — поездки на метро, посещение кинотеатра, обед в студенческой столовой и т. п.). [12,с.49]
До сих пор речь шла главным образом о материальных благах, имеющих вещный характер. Но процесс производства включает в себя и оказание материальных услуг. Например, транспортировка готовой вещи от производителя к потребителю. В данном случае производство подразумевает не создание вещи, которую можно потрогать, а перемещение ее в пространстве.
Когда А. Смит писал свое знаменитое произведение «Исследование о природе и причинах богатства народов», господствующим в экономической теории и в обыденном сознании было представление о материальных благах как воплощении богатства. Хотя уже в XVIII — начале XIX вв. высказывались предположения о иных формах благ — нематериальных. Так, Ж.-Б. Сэй причислял к благам и адвокатские конторы, и круг покупателей купца, и славу военного предводителя. Особое внимание нематериальным благам уделял и А. Маршалл. Действительно, потребности людей не ограничиваются лишь использованием в своих целях материальных благ. И услуга адвоката, и лекция в университете, и цирковое представление удовлетворяют определенные человеческие потребности, и потому мы можем говорить о производстве нематериальных благ. Значение этого рода деятельности неизмеримо возросло во второй половине XX века по сравнению даже с веком XIX, не говоря уже о более ранних стадиях человеческой цивилизации. Таким образом, современное понимание процесса производства включает в себя создание как материальных, так и нематериальных благ.[9,с.7]
Факторы производства, или ресуры (труд, капитал, земля, предпринимательство) в самом общем виде мы можем определить как блага производственного назначения, необходимые для создания конечных товаров и услуг.
Этот параграф имеет в своем названии словосочетание «общественное производство». Почему потребовался этот эпитет? Разве понятия «производство» недостаточно для того, чтобы уяснить необходимость взаимодействия основных факторов производства? Дело в том, что процесс производства осуществляется не изолированными субъектами, а в обществе, в системе общественного разделения труда. Даже отдельный ремесленник или фермер, полагая, что он действует полностью независимо от кого бы то ни было, на самом деле связан тысячами хозяйственных нитей с другими людьми. Здесь же можно отметить, что метод Робинзонады, когда в качестве примера рассматривается отдельный человек (один из наиболее широко применяемых методов исследования в неоклассической экономической теории), живущий на необитаемом острове, не противоречит утверждению об общественном характере производства. «Робинзонада» помогает лучше уяснить механизм рационального экономического поведения отдельного человека, но этот механизм не перестает действовать, если от модели Робинзона мы переходим к реалиям не индивидуального, а общественного выбора. Может показаться, что с изучением общественного производства связана только макроэкономика, а микроэкономика имеет дело только с отдельными хозяйствующими индивидуумами. Действительно, при изучении микроэкономики нам чаще всего приходится использовать в качестве примера отдельного производителя или потребителя. Но при этом нужно помнить, что упомянутые субъекты действуют в системе ограничений, налагаемых общественными институтами (например, институтом собственности, морали и иными формальными и неформальными правилами).[11,с.44]
Богатство общества в его традиционном понимании, восходящем к основоположникам классической школы, представлялось как воплощенный в материальных благах накопленный прошлый труд предшествующих и настоящего поколений. Но современная экономическая мысль критически относится к тезису об исключительно материальном содержании богатства. Иные времена — иной подход к пониманию этой категории: богатство — это все, что люди ценят. Такое определение богатства позволяет включить в него и профессиональные знания, и природные ресурсы, и природные способности человека, и свободное время. С теоретической точки зрения подобное понимание богатства позволяет высветить многие грани этой экономической категории. Однако, когда речь идет о статистических расчетах и международных сопоставлениях национального богатства, такое широкое понимание богатства делает затруднительным (если вообще возможным) конкретные цифровые подсчеты. Нельзя забывать и о том, что общественное богатство можно представить как в натуральной, так и в денежной форме, следовательно, изменение ценности самих денег может привести и к различным оценкам одного и того же количества материальных благ. Изменение оценок людей может привести к изменению реальных размеров богатства той или иной страны. Так, в бывшем Советском Союзе производилось в год такое количество обуви, которое превышало аналогичный показатель Англии, Франции и ФРГ, вместе взятых. Абсолютные размеры производства цемента, металлорежущих станков и др. также превосходили показатели развитых промышленных стран. Но было ли действительно создание всех этих вещей созданием богатства, если, например, отечественную обувь потребители покупали лишь тогда, когда не находили импортной? Богата или бедна Россия? Можно услышать прямо противоположные ответы на этот вопрос. Да, мы бедны, потому что у нас не хватает отечественного продовольствия, отечественной одежды, жилищ по доступным ценам для большинства населения страны и т. д. Да, мы богаты, потому что обладаем огромными запасами природных ресурсов, квалифицированными кадрами, приоритетом во многих фундаментальных научных исследованиях. Иногда вопрос ставится и так: если мы так богаты, то почему мы так бедны? Стали ли мы богаче, если, например, увеличили добычу нефти и газа ценой загрязнения окружающей среды? Еще раз подчеркнем, что понимание богатства зависит от оценок людей. Это — во многом нормативная категория и вне суждений человека о ценности того или иного блага не существует. Можно дать и такую характеристику понятия богатства: богатство — это все, что расширяет выбор человека, или его альтернативные возможности. С этой точки зрения, и вещи, и деньги, и знания, и природные ресурсы, и свободное время расширяют наш выбор и могут расцениваться как богатство.[13,с.51-52]
Богатство всегда необходимо рассматривать в контексте удовлетворения потребностей человека. Так, если материальные и нематериальные блага имеются в количестве, способном удовлетворить наши потребности до полного их насыщения и эти блага нам доступны, можно говорить, что мы богаты. Но вновь и вновь мы обращаем внимание на нормативный оттенок в определении категории богатства. Богат ли йог, обходящийся минимумом пищи и сосредоточенный на постижении Бога? Богат ли миллионер, прикованный параличом к постели и потерявший умственную и физическую дееспособность? Что означает широко распространенное выражение «главное богатство — здоровье»? Или «главное богатство — свобода»? Возможно ли быть свободным, не обладая тем количеством материальных благ, которое признано прожиточным минимумом?
Так много вопросов при анализе категории богатства поставлено для того, чтобы еще раз подчеркнуть значение оценочных, нормативных категорий в экономической теории. [8,с.36]
1.3 Производство, распределение, обмен и потребление
В результате общественного производства создается валовой национальный продукт. В своем движении он проходит ряд взаимосвязанных стадий: производство, распределение, обмен и потребление.
Производство — это исходный пункт создания материальных и нематериальных благ. Но исходный только в рамках той очевидной истины, что для того, чтобы жить, человек должен есть, пить, иметь жилище и т. п. В рыночном же хозяйстве производство будет осуществляться лишь тогда, когда рынок и вообще сфера обмена дадут производителю соответствующий ценовой сигнал. Будучи созданными в процессе производства, блага завершают свое движение в потреблении. Но важно подчеркнуть, что потребление является непосредственной целью производства лишь во внерыночных системах хозяйства. Например, целью охоты и собирательства первобытной общины было потребление добытого за день; некоторая часть предметов потребления могла быть отложена в качестве запаса. Целью производства в рабовладельческом обществе было потребление (зачастую расточительное) рабовладельцев, ничтожная часть произведенного доставалась рабам. Вообще в натуральном хозяйстве (рабовладение, феодализм) потребление, вполне очевидно, непосредственно является целью производства. Однако в системе рыночного хозяйства непосредственной целью является получение прибыли. Это — не изъян системы рыночной экономики, а ее важнейшее преимущество. «Стремление к прибыли, — подчеркивает выдающийся австрийский экономист Ф. Хайек, — это как раз то, что позволяет использовать ресурсы наиболее эффективно. Высокосознательный социалистический лозунг «производство во имя потребления, а не ради прибыли…» свидетельствует о полном отсутствии внимания к тому, как приумножаются производительные возможности».
Разумеется, в конце концов, производство ведется ради потребления. Но еще раз необходимо отметить, что конечная и непосредственная цель производства могут не совпадать, как это и происходит в системе рыночного хозяйства.
Если производство рассматривать как непрерывно возобновляющийся процесс, который включает в себя распределение, обмен и потребление произведенных благ, то в таком случае мы имеем дело с процессом воспроизводства.[ 1,с.39]
Мы должны также подчеркнуть мысль многих экономистов-неоклассиков о производительности обмена. Смысл выделенных слов заключается в том, что обмен способствует увеличению богатства общества. Эта идея не всегда являлась общепризнанной. Так, физиократы считали производительным только труд в сельскохозяйственном производстве, Д. Смит и Д. Рикардо считали производительным и труд в сфере промышленности. К. Маркс считал производительными только отрасли материального производства и всячески подчеркивал непроизводительный характер обмена: в этой сфере человеческой деятельности ничего не создается, происходит только смена денежной формы стоимости на товарную и наоборот. В связи с этим неоклассики задают вопрос: а правомерно ли вообще говорить о том, что человек создает материальные предметы как таковые? А. Маршалл поясняет эту мысль следующим образом: все, что человек может сделать с физической природой — это либо перестроить (комбинировать) материальные предметы так, чтобы сделать их более полезными, например, соединить куски дерева и сделать стол; либо расположить материальные предметы так, чтобы природа сделала их более полезными (посеять зерна и получить колосья пшеницы). В подтверждение своих рассуждений А. Маршалл ссылается на философа Френсиса Бэкона: «В действительности человек не может ничего другого, как только соединять тела природы. Остальное природа совершает внутри себя». Обмен с этой точки зрения так же производителен, как и производство, потому что он способствует перемещению в пространстве благ таким образом, что полнее удовлетворяются человеческие потребности и, следовательно, увеличивает богатство общества (если не сводить богатство только к вещам, которые можно потрогать). Расхожие представления о том, что торговцы «ничего не создают» покоятся на мифе о непременно материальном, осязаемом характере богатства.[6,с.55]
Распределение как категория экономической науки — это не только распределение произведенных товаров и услуг. Это и распределение, или размещение ресурсов, или факторов производства. В этом смысле распределение в обществе зависит от института собственности, так как факторы производства принадлежат их собственникам. В рыночной системе хозяйства распределение ресурсов происходит под воздействием ценового механизма, а не по чьему-либо личному указанию.
Распределение и обмен не просто опосредствуют связь между производством и потреблением. В известном смысле производство вообще невозможно без «первичности» обмена и распределения.
Традиция западной экономической мысли начинать анализ рыночного хозяйства именно со сферы обмена и распределения достаточно отчетливо прослеживается, начиная со времен А. Смита. Это не случайность. Ведь экономика появляется лишь тогда, когда возникает добровольный обмен, а распределение осуществляется не по воле рабовладельца или феодала, а на основе объективных рыночных сигналов. «Обилием продукта мы обязаны методам «распределения», т. е. системе рыночного ценообразования. Объем того, что мы делим, зависит от принципа организации производства, а в данном случае это рыночная система ценообразования и распределения».
Потребление можно рассматривать как своеобразное отрицательное производство, по выражению А. Маршалла. Поскольку в процессе потребления происходит уменьшение или разрушение полезности, постольку потребление характеризуется как отрицательное производство. Однако нельзя понимать потребление исключительно как процесс уничтожения полезностей. Дело в том, что само потребление можно подразделить на два типа — личное потребление и производственное, или производительное потребление. Первый тип потребления осуществляется вне рамок общественного производства: еда, питье, чтение всегда остаются индивидуализированным процессом, если, конечно, не рассматривать тоталитарные режимы и казарменные порядки, в которых властные структуры стремились в принципе свести к минимуму какие-либо индивидуальные акты и решения. Вместе с тем существует ряд благ, которые по своей природе предполагают общественное, коллективное потребление: театральные постановки, кинофильмы, футбольные матчи и т. п. С развитием новых электронных средств информации, системы Интернет и т. п., и этот тип благ становится возможным потреблять в индивидуальном порядке.
Второй тип потребления предполагает использование косвенных благ, или средств производства, для создания новых потребительских благ. В сущности, процесс производства есть не что иное, как процесс производительного потребления.[3,с.47]
Таким образом, производство — это целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Потребности человека не имеют границ.
В процессе производства используются различные ресурсы, которые в отличии от потребностей человека являются ограниченными.
Глава 2 Производственные возможности: теоретические аспекты
2.1 Технологический выбор в экономике и кривая производственных возможностей
Ограниченность ресурсов определяет альтернативность их использования.
Для иллюстрации альтернативности воспользуемся традиционным примером, показывающим выбор общества между военным и гражданским производством. Допустим, необходимо произвести два товара — пушки и масло. Предположим, что все наличные ресурсы общества направлены на производство масла. Будем считать его объем в 5 млн. кг — это максимум, который возможно произвести при данном уровне ресурсно-технологического обеспечения. Альтернатива «масляному раю» — пушечное производство при той же ограниченности ресурсов, которое может составить максимально 15 тыс. шт. Однако, если общество снизит объем производства масла, то сможет произвести и пушки. Технологический выбор представлен комбинациями альтернативных возможностей в таблице 1.
Таблица 1 Альтернативные возможности производства масла и пушек
возможности |
Масло млн.кг. |
Пушки тыс.кг. |
Цена (альтернативная стоимость) 1млн кг. масла, выраженная в тыс. шт. пушек |
|
A B C D E F |
0 1 2 3 4 5 |
15 14 12 9 5 0 |
— 1 2 3 4 5 |
Альтернативы представлены и на графике кривой производственных возможностей, или кривой трансформации (рис. 1), где по горизонтали отмечено количество масла, а по вертикали количество пушек. Координаты точек А, В, С, D, Е, Р представляют собой указанные сочетания производства масла и пушек в каждой из строк таблицы 1.[7,с.59]
Рис. 1.Кривая производственных возможностей (кривая трансформации)
Кривая трансформации показывает значение альтернатив для общества. При абсолютном использовании всех ресурсов, т. е. в экономике полной занятости, все точки возможных комбинаций производства пушек и масла находятся на кривой трансформации. В случае же неполной загрузки производственных мощностей или безработицы различные комбинации производства масла и пушек находятся не на кривой трансформации, а, например, в точке Y. Эта точка показывает, что в экономике не полностью используются ресурсы, т. е. существуют потери. Передвижение из точки Y в любую точку на кривой трансформации означает, что при использовании имеющихся незанятых ресурсов можно увеличить и гражданское, и военное производство.
Следует обратить внимание и на то, что при наличном максимальном уровне производственных возможностей общество не в состоянии одновременно увеличить и военное, и гражданское производство и переместиться в точку S. Поэтому кривую трансформации в экономической теории часто называют границей производственных возможностей.[10,с.45]
Кривая трансформации может иллюстрировать и различия, существующие в области производственных возможностей в каких-либо странах. Так, на рис. 2 изображены кривые трансформации, или кривые производственных возможностей двух стран — Франции и США.
Очевидно, что производственный потенциал США мощнее, чем у
Рис. 2. Производственные возможности двух стран
Франции. Даже если бы Франция решила полностью сосредоточиться на производстве только автомобилей, ее потенциал позволил бы ей достичь максимума в точке А1 США, поставив аналогичную задачу, достигнут максимума производства автомобилей в точке А2, что объясняется превосходством ресурсного обеспечения США в сфере автомобилестроения.
Разумеется, приведенные графики являются лишь абстрактной моделью реально существующих различий производственного потенциала двух стран. Но для нас на данном этапе исследования важно показать, что в каждый момент времени страна обладает ограниченными возможностями и не может вырваться за пределы своей кривой трансформации.
Но возможен ли вообще переход с низкого на более высокий уровень кривой производственных возможностей? Да, этот переход может осуществляться в результате технических открытий, разработки новых месторождений полезных ископаемых, научных прорывов в самых различных областях человеческой деятельности.[13,с.54]
Общество всегда должно выбирать между накоплением (капиталовложениями) и потреблением. Если на какое-то время отказаться от расширения текущего потребления различных благ и услуг (имеется в виду личное, а не производственное потребление) и увеличить размеры накопления (строительство новых заводов и фабрик), то можно через несколько лет перейти на более высокую кривую трансформации.
На рис. 3 показано соотношение между объемом накопления и уровнем текущего потребления у четырех разных стран (А, В, С, D), имеющих одну и ту же кривую трансформации. В точке А — самый низкий из всех четырех стран объем накопления (страна А), а в точке D — самый высокий объем накопления (страна D).
Рис. 3. Накопление и потребление в различных странах
С реализацией накопления, т. е. строительством новых производственных объектов, выпуском новых станков, машин и оборудования страны могут переместиться на более высокий уровень кривых трансформации, что будет означать экономический рост. В этом случае изменится и уровень потребления во всех странах (рис. 4).
Рис. 4. Кривая производственных возможностей: экономический рост
Если сравнить рис. 3 и 4, то можно констатировать следующее: страны А и В, имевшие сравнительно небольшие объемы накоплений, ненамного увеличили и свои размеры потребления.
Иная картина наблюдается в странах С и D, где были реализованы большие объемы накоплений. Эти страны получили возможность существенного повышения уровня потребления по сравнению со странами А и В.[3,с.53]
2.2 Альтернативная стоимость, или издержки упущенных возможностей
С помощью таблицы 1 и кривой производственных возможностей можно показать цену, которую платит общество за производство каждого дополнительного миллиона тонн масла. Последний столбец таблицы показывает, от какого количества пушек надо отказаться, чтобы произвести еще 1 млн. кг масла. Указанные цифры показывают цену масла, выраженную в пушках, а не в привычных для нас денежных единицах. На это обстоятельство нужно обратить особое внимание. Здесь мы впервые сталкиваемся с категорией цены как альтернативной стоимости. Обыденные представления сводят цену к определенной сумме денег, которую нужно заплатить за приобретение товара. Однако цена чего-либо не обязательно выражается в деньгах. Экономическое понимание категории цены связано с понятием альтернативной стоимости, или издержек упущенных возможностей. Издержки упущенных возможностей какого-либо блага — это количество другого (или других) благ, от производства которых нужно отказаться. В нашем примере цену масла мы выражаем в количестве пушек, производством которых нужно пожертвовать, чтобы получить дополнительный 1 млн. кг масла.
Таким образом, цена может выражаться как в товарах (от производства или потребления которых пришлось отказаться), так и в более привычных для нас деньгах. Но не только в них. Цену можно выразить и в часах времени (упущенного времени с точки зрения его альтернативного использования). Например, выстояв 3-часовую очередь за бесплатной тарелкой супа, человек на самом деле приобрел это благо не даром: ведь существуют альтернативы использования времени в течение этих 3-х часов. Например, можно было бы послушать лекцию, посмотреть телевизор, наняться грузчиком в магазин на 3 часа и т. д. Ведь в сутках всего 24 часа и время — это благо, к которому также приложимо понятие редкости. Человек всегда должен выбирать между различными вариантами использования суточного запаса часов. «Время — деньги!» — и эта крылатая фраза как нельзя лучше отражает альтернативность распоряжения ограниченным количеством часов, отведенных нам природой в течение нашей жизни.
Итак, выяснив, что цена есть не что иное, как издержки упущенных возможностей, вернемся к последнему столбцу таблицы 1.
Так, чтобы произвести масло в количестве 1 млн. кг, надо отказаться от производства 1 тыс. пушек (сократить их производство с 15 до 14 тыс.). Для наращивания производства масла с 1 до 2 млн. кг нужно отказаться уже от 2 тыс. пушек (14 тыс. — 12 тыс.). Наконец, последнее приращение в производстве масла (с 4 до 5 млн. кг) потребует отказа от 5 тыс. пушек (5 тыс. — 0). Таким образом, за каждый дополнительный миллион килограммов масла общество должно платить все большую цену в виде непроизведенных пушек. Налицо — возрастающие издержки замещения одного товара другим, или возрастающие издержки упущенных возможностей. Графически это отражает вогнутая по отношению к началу координат конфигурация кривой производственных возможностей. Наклон этой кривой в каждой ее точке можно измерить, проведя касательную к ней. И тогда мы увидим, что, чем больше издержки упущенных возможностей, тем более крутым будет наклон кривой трансформации.
Можно задать вопрос: а почему издержки упущенных возможностей должны непременно возрастать при переключении с военного на гражданское производство? Может быть, цифры так хитро подобраны? Ответ будет заключаться в следующем: переходя от производства одного блага к производству другого, мы перебрасываем имеющиеся ограниченные ресурсы общества из военного в гражданское производство. Такое переключение ресурсов по мере наращивания производства масла будет обходиться обществу все дороже. Дело в том, что ресурсы не обладают полной взаимозаменяемостью. Трудно представить себе, что для специалиста военно-промышленного комплекса так же просто перейти на маслобойню, как и производителю масла сделаться специалистом в области ракетной техники. Мы привели пример, касающийся только такого ресурса, как труд. Но то же самое можно сказать и о технике и технологии, применяемой в рассматриваемых отраслях. Следовательно, «переналадка» общественного производства будет обходиться обществу все дороже и дороже.[7.63-64]
Тем не менее экономическая теория рассматривает и гипотетический случай полной взаимозаменяемости ресурсов. В таком случае кривая трансформации будет иметь линейный вид (рис. 5), что означает постоянные издержки упущенных возможностей при переходе от производства одного блага к производству другого.[6,с.58]
Рис. 5. Кривая трансформации: постоянные издержки упущенных возможностей
2.3 Практическое применение кривой производственных возможностей
Рассмотрим некоторые из многих возможных областей практического применения кривой производственных возможностей.
1. Формирование микроэкономических расчетов.
На микроэкономическом уровне применимы понятия редкости, выбора альтернатив и вмененных издержек. Так, индивиды получают ограниченные денежные доходы потому, что они вкладывают ограниченное количество ресурсов в производственный процесс. Ограниченный личный бюджет означает необходимость делать выбор при покупке товаров и услуг или поступаться чем-либо одним в пользу другого;.
Покупка пары джинсов может повлечь за собой отказ (вмененные издержки) от обеда и билета на концерт рок-музыки. Подобно этому многие студенты сталкиваются с проблемой распределения своего времени между учебными занятиями и работой, позволяющей оплачивать их учебу. Здесь возникает разновидность кривой производственных возможностей, предусматривающая альтернативное использование ресурсов, которая показывает, что большее количество времени, затрачиваемого на работу, означает больший денежный доход, но это же влечет за собой и уменьшение времени на учебу, и более низкие учебные оценки.
2. Вступление в войну. Исторический пример. В 1941 г. Советский Союз вступил во вторую мировую войну в условиях почти полной загрузки производственных мощностей, то есть советская экономика функционировала на уровне, приближающемся к полной занятости ресурсов. Поэтому подготовка Советского Союза к войне была связана со значительным переключением ресурсов из сферы производства гражданской продукции, сопровождавшимся снижением уровня жизни населения.
3. Факторы внешней торговли. Самый простой вывод из кривой производственных возможностей заключается в том, что страна не может жить не по средствам, то есть выйдя за пределы своего производственного потенциала. Однако, принимая в расчет возможности внешней торговли, это утверждение следует модифицировать в двух направлениях.
Во-первых, путем международной специализации и внешней торговли страна может восполнить ограниченный потенциал производства, обусловливаемый кривой внутренних производственных возможностей. Иными словами, международная специализация и внешняя торговля оказывают на экономику такое же воздействие, какое оказывают увеличение количества и повышение качества ресурсов или создание новых технологий производства. И то и другое приводит к возрастанию количества капитала и потребительских товаров в распоряжении общества. Международная специализация и внешняя торговля эквивалентны экономическому росту.
Во-вторых, в сфере внешней торговли страна может создать комбинации товаров вне своей внутренней кривой производственных возможностей путем образования торгового дефицита, то есть путем превышения импорта товаров из других стран мира над экспортом своих товаров в эти страны.
Это выглядит как весьма благоприятное положение дел. К сожалению, здесь возникает ловушка. Чтобы обеспечить финансовое покрытие своего дефицита, то есть оплатить превышение импорта над экспортом, государство вынуждено залезать в долги к своим внешнеторговым партнерам или передать в собственность других стран какую-то часть своих активов. Аналогия: как можно жить, расходуя средства сверх своего текущего дохода? Ответ: получая ссуды от родителей, продавцов товаров или от финансового учреждения. Ответ может быть и другим: можно продать часть своих материальных активов (автомобиль, стереоустановку) или часть финансовых активов (акции, облигации). Именно это и делают государства. Выясняется, что важнейшим следствием крупных и постоянных торговых дефицитов является то, что в руках иностранцев оказывается все больше частных и государственных обязательств страны, все большее количество ее корпораций, сельскохозяйственных земель и недвижимости. Чтобы погасить долги и выкупить эти активы, стране в будущем придется сильно затянуть пояса. Нужно создать такое сочетание товаров в пределах своей кривой производственных возможностей, которое позволит экспортировать больше, чем импортировать, то есть обеспечить активное сальдо торгового баланса, которое даст возможность погасить внешнюю задолженность и вернуть себе собственность на потерянные активы.[5,с.46-47]
Итак, важнейший вывод, который мы должны сделать в заключение настоящей главы, заключается в следующем: каким бы видом деятельности ни занимался экономический субъект, он всегда несет издержки упущенных возможностей. Экономический образ мышления предполагает умение оперировать понятием альтернативной стоимости, и без этого навыка нельзя считать себя экономически грамотным человеком.
Заключение
Таким образом, существует три основные задачи, которые должны решаться в любом обществе — что, как и для кого производить.
Основные факторы производства, или ресурсы, — труд, капитал, земля, предпринимательство.
Потребности человека определяются как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть.
Благо — это средство для удовлетворения потребностей. Блага могут быть экономическими и неэкономическими, частными и общественными, потребительскими и производственными, материальными и нематериальными.
Производство, обмен, распределение и потребление являются взаимосвязанными стадиями процесса воспроизводства.
Центральная проблема экономики — проблема выбора хозяйственных решений в условиях ограниченности ресурсов.
Граница производственных возможностей показывает максимально возможный объем производства двух товаров при полном использовании всех имеющихся ресурсов. Каждая точка на кривой (границе) производственных возможностей характеризует определенную комбинацию двух товаров.
Поскольку ресурсы ограничены и применяются целиком, экономика сталкивается с необходимостью выбора между альтернативами. Всякое увеличение объема производства одного товара потребует переключения части ресурсов с производства другого товара, т.е. влечет за собой сокращение его производства.
Кривая производственных возможностей имеет выпуклую вправо вверх форму. Такая форма кривой отражает следующий важный экономический принцип: получение каждой дополнительной единицы одного товара требует отказа от дополнительного и все возрастающего количества другого товара.
Количество одного товара, которым надо пожертвовать для увеличения производства другого товара, экономисты называют альтернативной стоимостью или вмененными издержками — издержками упущенных возможностей.
В экономических терминах все имеет альтернативную стоимость. Альтернативная стоимость товара или услуги — это стоимость, измеренная с точки зрения потерянной возможности заниматься наилучшим из доступных альтернативных видов деятельности, требующих того же самого времени или тех же ресурсов.
Возрастание альтернативной стоимости дополнительных единиц товара объясняется отсутствием абсолютной взаимозаменяемости (эластичности) ресурсов. В силу того, что ресурсы не обладают равной производительностью во всех возможных процессах их использования, возникает необходимость увеличения количества ресурсов, переключаемых с производства одного продукта на производство другого. Следовательно возрастают затраты на единицу дополнительной продукции. По мере приближения к любой из осей координат наклон кривой (к данной оси) будет увеличиваться, т.е. будут расти вмененные издержки.
Границы производственных возможностей — максимальные объемы производства, которые могут быть получены при полном и эффективном использовании всех экономических ресурсов — труда, земли, капитала.
На мой взгляд, именно понимание того, что экономические ресурсы ограничены, приводит нас к выводу, что общество не может производить неограниченные объемы товаров и услуг. Такого общества, в котором полностью удовлетворены потребности каждого человека, не существует. Однако, следует стремиться к эффективному использованию ресурсов, что приведет к наиболее полному удовлетворению потребностей.
Производственные возможности характеризуют производственный потенциал общества. Имеющиеся производственные ресурсы должны распределяться и комбинироваться так, чтобы их использование обеспечивало наибольший вклад в производство необходимых благ и услуг.
Список использованных источников
1. Автономов B.C. Введение в экономику. — М.: Витта-Пресс, 2004.
2. Емцов Р. Г. Микроэкономика. — М.: ДИС, 2007.
3. Иванов С. И. и Линьков А.Я. Основы экономической теории. — М., 2006.
4. Липсиц И. В. Экономика. В 2-х книгах. — М.: Витта-Пресс, 2007.
5. Мэнкью Н. Принципы экономикс: Учебник для вузов. — 2-е международное изд. — М., 2005.
6. Основы экономической теории. / Под ред. Камаева В.Д. — М.: Изд. МГТУ, 2005.
7. Самуэльсон П. Экономика.: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 2001.
8. Симкина Л., Корнейчук Б. Микроэкономика: Учебное пособие. 2-е изд. — М., 2005.
9. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов.: Пер. с англ. — М.: Соцэкгиз, 1962. Кн. 1.
10. Учебник по основам экономической теории. / Под ред. В.Д.Камаева. — М.: Владос: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2009.
11. Фишер С. Экономика.: Пер. с англ. со 2-го изд. — М. : «Дело ЛТД», 2003.
12. Хейне Пол. Экономический образ мышления.: Пер. с англ.- М.: Изд-во «Новости», 2004.
13. Экономика и бизнес (теория и практика предпринимательства). / Под ред. В.Д.Камаева. — М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2008.