Содержание
Введение3
Раздел 1. Теоретические основы формирования организационной культуры5
1.1 Понятие, цель, формы организационной культуры5
1.2 Показатели эффективности организационной культуры11
1.3 Пути формирования и подержания организационной культуры12
Раздел 2. Анализ развития организационной культуры государственного учреждения «Центр информационных технологий и учебного оборудования»16
2.1 Краткая характеристика государственного учреждения «Центр информационных технологий и учебного оборудования»16
2.2 Анализ организационной культуры в ГОУ ЦИТУО22
Раздел 3. Рекомендации по формированию организационной культуры в ГОУ ЦИТУО29
Заключение33
Список литературы34
Приложения36
Выдержка из текста работы
Организационная культура является междисциплинарным направлением исследования, ко¬торое находится на стыке нескольких областей знания, таких как менеджмент, организаци¬онное поведение, социология, психология, культурология. Именно многодисципли¬нарность данной концепции, её уникальная интегративная сущность, с одной стороны, создают при её рассмотрении определённые сложности познавательного плана, а с другой — дают воз¬можность грамотно и эффективно управлять предприятием.
Вопрос организационной культуры является относительно новым и малоизученным в нашей стране и за рубежом. Даже в США исследованием этой проблемы начали заниматься лишь в 80-90-х годах, а в России — и того позже. Об интересе к этой проблеме свидетельствуют запросы руководителей и специалистов, а также реальные заказы организаций на выполнение исследовательских проектов [31, с. 152].
В настоящее время многие предприятия осуществляют преобразования в формах и методах управления, направленные на стимулирование предприимчивости и развитие новых эко¬номических отношений.
Необходимость инноваций вызвана существующей социально-экономической ситуацией, которая предъявляет высокие требования к уско-рению адаптации современных предприятий к быстро ме¬няющимся условиям жизнедеятельности и к повышению конкурентоспособ¬ности производимой продукции по сравнению с иностранными производите¬лями. Главная задача современных предприятий — преобра¬зование в эффективные субъекты рыночной экономики, способные к самосо¬хранению и саморазвитию. Для выполнения данной задачи предприятиям не¬обходимо изменить подходы к проведению организационных изменений, сделав их управляемыми.
Организационные изменения будут эффективны, при условии, если они будут проводиться системно во всех основных направлениях жизнедеятельности предприятия. Организационная культура является одним из на¬правлений проведения организационных изменений в рамках реализации стратегии предприятия. Анализ и изменение организационной культуры невозможны без учета соответствующих социально-экономических аспектов.
Для обеспечения управления организационными изменениями необходимо создать методическую базу, которая позволит руководителям предпри¬ятий проектировать и реализовывать процессы изменений, оценивать их эф¬фективность. Принимая решение о проведении организационных изменений, руководители должны четко представлять позицию, в которой находится предприятие и его желаемое состояние, а также владеть алгоритмом прове¬дения желаемых изменений.
Таким образом, управление организационной культурой можно считать одним из ключевых путей обеспечения развития предприятия, а ме-тодическое обеспечение управления организационной культурой можно рассматривать в качестве актуальной проблемы, имеющей важное народнохозяйственное значение.
Проблема управления организационной культурой наиболее глубоко исследо¬вана зарубежными специалистами. Но западные подходы к управлению организационной культурой отличаются большим разнообразием, и недостаточной проработанно¬стью и дискуссионностью отдельных положений, а разработанные рекомен¬дации мало пригодны для использования в современных российских услови¬ях.
Проблема управления изменениями организационной культуры чаще всего изучается в рамках исследования различных аспектов управленческого взаимодействия. Актуальность проблемы управления организационной культурой и недостаточная разработанность отдельных подходов и предложений обусловили выбор темы дипломного проекта.
Главная цель данного дипломного проекта заключается в диагностике организационной культуры и разработке рекомендаций по управлению организационной культурой на примере ООО «Печать».
Достижение поставленной цели потребовало в ходе исследования решения следующих основных задач:
1. Изучить существующие теоретические концепции организационной культуры, механизмы ее формирования и развития.
2. Провести диагностику и анализ существующих проблем организационной культуры ООО «Печать».
3. Разработать программу развития организационной культуры в ООО «Печать».
Объектом изучения в дипломном проекте является исследования организационной культуры ООО «Печать». Умелое управление организационной культурой на определенном этапе существования организации может дать большой антикризисный эффект. Предметом исследования является сложившиеся организационная культура ООО «Печать».
Основными результатами нашего исследования на основе теоретических взглядов по проблеме формирования организационной культуры в организации являются: анализ зарубежного и российского опыта в формировании организационной культуры в коммерческих организациях; разработка программы развития организационной культуры и оценка ее социально-экономической эффективности.
Практическая значимость изучения организационной ООО «Печать» состоит в следующем: проведенные диагностика и анализ организационной культуры ООО «Печать» позволят предложить мероприятия по дальнейшему совершенствованию и развитию организационной культуры. Предлагаемые мероприятия на практике помогут усовершенствовать организационную культуру ООО «Печать» и позволят более эффективно наладить ее взаимодействие с внешней средой данной организации.
В дипломной работе использовались методы исследования организационной культуры такие как: наблюдение, ана¬лиз документов, экспертная оценка, анкетирование, интервьюирование, комплексный системный анализ и т.д…….
Список использованной литературы
1. Аникеев С. Методика управления персоналом организации: Практическое пособие. – М.: Фолиум, Информ-студио, 2002. – 147с.
2. Акулов В., Рудаков И. Характеристика субъекта стратегического управления. – М.: ЮНИТИ, 1998. – 112с.
3. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 308с.
4. Беляцкий Н.П., Велесько С.Е. Управление персоналом: Учебное пособие. – Минск: Экоперспектива, 2000. – 320с.
5. Браверман А.А. Управление персоналом в российской экономике переходного периода: методология и практика. – М.: Экономика, 2003. – 375с.
6. Бондаренко Т.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2001. – 107с.
7. Виханский О.С. Основы менеджмента: управление преобразованиями в современных условиях: Учебник. – СПБ.: Питер-пресс, 2003. – 387с.
8. Гроцв Эндрю С., Барт Дж. Саймон. Высокоэффективное управление в организациях./ Пер. с англ. Меркурьева А.И. – М.: Филин, 2001. – 338с.
9. Герберт А. Саймсон, Дональд У. Смитбург., Виктор А. Томпсон. Менеджмент в организациях. 2-е изд. – М.: Экономика, 1999. – 562с.
10. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, Банки и биржи, 1998. – 416с.
11. Гусев Ю.В. Стратегия развития предприятий. – СПб.: Книжник,1999. – 283с.
12. Дурович А.П. Стратегическое управление в предпринимательской деятельности предприятия. – М.: Инфра-М, 2000. – 464с.
13. Дуфала В. Инструментарий для формирования организационной культуры предприятия. – Минск: Новое знание, 2003. – 240с.
14. Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н.Новгород: НИМБ, 1997. – 269с.
15. Журавлев П.В., Карташов С.А., Одегов Ю.Г. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера. – М.: Экзамен, 2000. – 576с.
16. Занковский А.Н. Организационная культура: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ, ДАНА, 2003. – 136с.
17. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменения организационной культуры./ Пер. с англ. под ред. Андреевой И.В. – СПб.: Питер, 2001. – 320с.
18. Кочетков Г.В. Стратегическое управление персоналом: уроки рыночной экономики. – М.: Инфра-М, 2003. – 329с.
19. Менеджмент организации: Учебное пособие./ Под редакцией Саломатина Н.А. – М.: Инфра-М, 2002. – 428с.
20. Мельник А.Н. Стратегическое управление деятельностью предприятий в условиях развития рыночных отношений. – СПб.: Книжник, 2002. – 263с.
21. Менеджмент: Учебник для вузов./ Под ред. проф. Егоршина А.П. – Н.Новгород: НИМБ, 2003. – 582с.
22. Организационное поведение: Учебник для вузов. А.Н. Силин, С.Д. Резник, А.Н. Чап¬лина, Н.Г. Хайруллина, Э.Б. Воронова. Под ред. проф. Э.М. Короткова и проф. А.Н. Силина. — Тюмень: Вектор Бук, 1998. – 308с.
23. Петров А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия: учебное пособие. – СПб.: СПбУЭФ, 1999. – 156с.
24. Смирнов С.И., Шарипова О.Э. Новый техногенно-психологический подход к стратегическому управлению. – М.: Менеджмент, 1998. – 148с.
25. Стратегическое планирование. Учебник:/ Под ред. Уткина Э.Л. — М.: ЭКМОС, 1998. – 452с.
26. Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации: Учебник. – М.: Инфра-М, 2001. – 418с.
27. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов/ Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. – 576с.
28. Тученков Н. Управление организацией. – Киев: Вече, 2000. – с.409.
29. Тейлор Фредерик Уинслоу. Менеджмент./ Изд. второе дополненное и перераб. – М.: ЮНИТИ, 1998. – 506с.
30. Уткин Э.А. Управление фирмой. – М.: Акалис, 1996. – с.516.
31. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. – 2-е изд., доп. – М.: Интел-синтез, 1998. – 416с.
32. Шекшня С.В., Владимиров Д.А. Управление персоналом современной организации. – СПб.: Печатник, 2003. – 271с.
33. Ефремов В.С. Стратегическое управление в контексте организационного развития. – М.: Менеджмент, 1999, №1. – с.46-52.
34. Замятин Б.К. Разработка системы управления персоналом предприятия.// Российский экономический журнал. – 2003, №4. – с.74-79.
35. Комаров В.Н. Основы организационной культуры.// Бухгалтерский учет в торговле. — 2001, №4. – с.98.
36. Масютин С.А., Касимов В.П. Организационная культура на российском предприятии.// ЭКО. – 2002, №10. – с.24-30.
37. Магура М. Поиск и отбор персонала — проблемы и перспективы.// «Управление персоналом» 1999 г., №8. – с.86.
38. Пригожин А.А. «Проблемы синергии организационных культур в российско-амери¬кан¬ских совместных предприятиях».// Менеджмент, 1995, №1. – с.55-59.