Выдержка из текста работы
Право международных договоров — это отрасль международного права, которая представляет собой совокупность норм и принципов, регулирующих порядок заключения, исполнения и денонсации международных договоров.
Право международных договоров занимает центральное место среди других отраслей международного права в силу того, что международный договор является основным источником международного права, определяя его содержание. Поэтому любое изменение, происходящее в праве международных договоров, оказывает влияние на другие отрасли международного права.
Определение понятия «международный договор» дано в ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. (далее — Конвенция 1969 г.): «…международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашёние в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования».
Из определения международного договора можно сделать вывод о его характерных чертах:
) необходимым элементом договора является явно выраженное согласие сторон;
) правом заключать договор обладают субъекты международного права;
) договор может быть сложным по структуре (иметь приложения);
) нет единого наименования договора (в практике используются различные термины: конвенция, соглашение, пакт, хартия, основы сотрудничества и т.д.).
Международный договор является важнейшим правовым средством для регулирования международного сотрудничества на современном этапе. В настоящее время действует свыше 500 тыс. многосторонних и двусторонних договоров. Республика Беларусь является участником свыше 2000 международных договоров.
Источниками права международных договоров до 80-х гг. XX в. являлся только международный обычай. В настоящее время право международных договоров кодифицировано. Процедура заключения и прекращения действия договоров между государствами регулируется Конвенцией 1969 г., с участием международных организаций — Венской конвенцией о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями от 21 марта 1986 г. (далее — Конвенция 1986 г.).
Порядок правопреемства государств в отношении международных договоров регламентирован Венской конвенцией о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. Республика Беларусь является участницей конвенций 1969 и 1986 гг. Хотя право международных договоров кодифицировано, международный обычай продолжает быть источником права международных договоров. Конвенция 1986 г. еще не вступила в силу, поэтому процедура заключения и исполнения международных договоров с участием международных организаций основывается на практике.
Кроме того, ряд вопросов, касающихся процедуры заключения многостороннего и двустороннего договоров, языка договора, его структуры не получили регламентации в конвенциях 1969 и 1986 гг. и основываются на международном обычае.
Следует отметить важную роль национального законодательства в праве международных договоров. Конвенции 1969 и 1986 гг. содержат общие положения диспозитивного характера, касающиеся порядка заключения и прекращения действия международных договоров. Детально регулируются указанные вопросы национальным законодательством. Так, в Конституцию Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) включены статьи, касающиеся компетенции Высших органов власти (Президент, Национальное собрание) подписывать и ратифицировать международные договоры (ст. 20, 97 Конституции).
В Законе от 23 июля 2008 г. «О международных договорах Республики Беларусь» подробно регламентируется процедура заключения, ратификации и прекращения действия международного договора.
.2 Классификация международных договоров
Классификация международных договоров осуществляется на основе следующих критериев.
В зависимости от субъектов права международных договоров различаются соглашения:
а) межгосударственные (Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.); между государством и международной организацией (Соглашение между Международным агентством по атомной энергии и правительством Чили о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке и Карибском бассейне 1995 г.);
б) между межправительственными организациями (Соглашение между ООН и Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию относительно единой конферен- ционной службы в Международном центре в Вене 1995 г.); между нацией (народом) и государством (Конвенция по морскому праву 1982 г. была подписана государствами и Организацией освобождения Палестины); договоры со смешанными субъектами: субъектами и несубъектами международного права (например, Соглашение между Эквадором, ЮНЕСКО и Федерацией Чарльза Дарвина 1964 г. о мерах по охране биологических сообществ Галапагосского архипелага).
Исходя из органов, заключающих международные договоры, все договоры делятся на:
межгосударственные (Договор между Республикой Беларусь и Китайской Народной Республикой об установлении дипломатических отношений 1992 г.), межправительственные (Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Латвийской Республики об упрощенном порядке выдачи виз приграничному населению 2002 г.);
межведомственные соглашения (Соглашение между министерствами внутренних дел Республики Беларусь и Итальянской Республики о сотрудничестве в борьбе против незаконного распространения наркотических средств и психотропных веществ и с организованной преступностью 1993 г.)
В зависимости от количества участников все международные договоры делятся на многосторонние и двусторонние. В свою очередь многосторонние договоры могут быть универсальными (Конвенция 1969 г., Конвенция по морскому праву 1982 г.) и региональными — участниками которых являются государства определенного географического региона (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Соглашение Глав государств Содружества Независимых Государств о собственности бывшего Союза ССР за рубежом 1992 г.).
Международные договоры по действию во времени делятся на срочные, с неопределенным сроком и бессрочные. К срочным договорам относятся те, конкретный срок действия которых указан в договоре; неопределенными по сроку действия являются те, в которых срок действия конкретно не определен (например, действует до тех пор, пока одна из сторон не денонсирует договор). К бессрочным относятся преимущественно многосторонние договоры универсального характера (конвенции 1969 и 1986 гг., пакты о правах человека 1966 г. и т.д.).
Все договоры по объекту можно разделить на:
а) политические (договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, соглашения по пограничным вопросам, мирные договоры, протокол об установлении дипломатических отношений). Например, Договор между Республикой Беларусь и Румынией о дружественных отношениях и сотрудничестве 1993 г., Договор между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о белорусско-литовской государственной границе 1996 г., Соглашение между Республикой Беларусь и Китайской Народной Республикой об установлении дипломатических отношений 1992 г.;
б) экономические (договоры о поставке товаров и товарообороте, соглашения о платежах, соглашения по таможенным вопросам). Например, Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между Правительством Республики Беларусь и Правительством Южно-Африканской Республики 2003 г., Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Армения о свободной торговле 2003 г.;
в) по специальным вопросам. Например, Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях 1995 г., Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Кабинетом министров Украины о совместном использовании и охране трансграничных вод 2002 г., Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 2002 г., Консульская конвенция между Республикой Беларусь и Республикой Польша 1993 г.
В зависимости от возможности присоединения к международным договорам они делятся на открытые, полузакрытые и закрытые договоры. К открытым относятся те, к которым может присоединяться любое государство. Такими являются абсолютное большинство кодифицирующих универсальных международных договоров. К полузакрытым относятся те договоры, присоединение к которым возможно при наличии согласия других участников договора (Конвенции о гражданских аспектах международного похищения детей 1980 г.), либо при соблюдении условий, установленных в договоре (например, присоединиться к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. могут только государства — члены Совета Европы).
.3 Форма международного договора
Под формой международного договора понимаются средства и способы, с помощью которых воля субъектов, участвующих в заключении договора, оформляется в соглашение между ними.
В международном праве отсутствуют нормы, фиксирующие определенную форму международного договора. Она зависит от усмотрения сторон, заключающих договор. Абсолютное большинство договоров оформляется в письменной форме. Однако имеются и устные соглашения. Так, в Конвенции 1969 г. указывается, что ее неприменимость по отношению к международным соглашениям «не в письменной форме не затрагивает юридической силы таких соглашений» (ст. 3). Устные международные договоры могут получать подтверждение в Коммюнике глав государств, которые не рассматриваются как самостоятельные договоры, но могут служить доказательством устной договоренности государств по какому:либо вопросу.
Основными элементами формы международного договора являются язык, структура и наименование договора. Наиболее значимым элементом договора является язык договора, с помощью которого стороны выражают свою позицию относительно содержания договора. В международном праве нет нормы, устанавливающей обязательность какого-либо языка при заключении договора.
В международной практике в целях гарантии равенства субъектов двусторонние договоры пишутся в двух экземплярах, на языках каждой из сторон договора. Причем оба текста договора аутентичны, то есть имеют равную юридическую силу, что закрепляется в самом договоре. Так, в Договоре между Республикой Беларусь и Чешской Республикой о взаимном регулировании вопросов, связанных с размещением дипломатических представительств, 1998 г. имеется такая формулировка: «Совершено в г. Праге… в двух экземплярах, каждый на русском и чешском языках». Причем оба текста имеют одинаковую юридическую силу (ст. 6).
Если язык сторон международного договора малоизвестен в международных отношениях либо в практике сотрудничества сторон, они составляют текст на третьем языке, который является преимущественным в случае расхождений в текстах на языках участников договора. Так, в Договоре о дружбе и сотрудничестве между Республикой Беларусь и Республикой Таджикистан 2001 г. закреплено: «Совершено в г. Душанбе… в двух экземплярах, каждый на белорусском, таджикском и русском языках… все тексты являются аутентичными. В случае любого расхождения в толковании преимущество имеет текст на русском языке» (ст. 19).
Следует отметить, что в некоторых двусторонних договорах текст, составленный на языке только одного участника, считается имеющим юридическую силу. Это возможно в исключительных случаях как санкция против государства, нарушившего нормы международного права. Примером могут служить мирные договоры 1947 г., заключенные Англией, Францией, СССР с государствами, выступавшими на стороне фашистской Германии во Второй мировой войне (Италия, Венгрия, Финляндия, Болгария). Только тексты этих договоров на языках стран, входивших в антигитлеровскую коалицию, считались аутентичными.
Если многосторонний договор заключен в рамках международной организации, текст договора публикуется на рабочих языках международной организации. Так, договоры, заключенные в рамках ООН, публикуются на шести рабочих языках ООН: английском, французском, испанском, русском, китайском, арабском (например, Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г.); в Совете Европы — на двух рабочих языках: английском и французском (Европейская конвенция об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г.). Что касается иных многосторонних договоров, то они публикуются на тех языках, о которых договорились стороны.
К важным элементам международного договора относится структура договора. Обычно в договоре выделяется:
преамбула, где излагаются причины и цели, которые ставят перед собой стороны договора,
основная (общая) часть, включающая содержание договора;
заключительная часть, где закрепляются срок действия договора, порядок его вступления в силу, возможность присоединения, заявления оговорок, поправок к договору, процедура денонсации договора.
Сложный по структуре договор отличается не только мно- гостатейностью, но и включает главы, разделы (части), имеет приложения. Подобная структура характерна для универсальных кодифицирующих договоров либо уставов международных организаций. Так, Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности 2004 г. состоит из 6 частей и имеет приложение. Римский статут Международного уголовного суда 1998 г. включает 12 частей и 128 статей. Особой структурной сложностью отличается Конвенция по морскому праву 1982 г., которая состоит из 16 частей, каждая часть включает разделы и подразделы и 320 статей. Кроме того, данная Конвенция имеет 9 приложений.
Наряду с традиционной структурой международных договоров имеется ряд двусторонних соглашений с упрощенной структурой, заключенных нетипичным способом путем обмена письмами (нотами) либо принятием параллельных резолюций одинакового содержания (используется в практике международных организаций). Показательно в этом плане Соглашение об установлении дипломатических отношений между Республикой Беларусь и Союзной Республикой Югославия, заключенные путем обмена нотами. Министерство иностранных дел Республики Беларусь в своей ноте от 1 ноября 1994 г., предложило Министерству иностранных дел Союзной Республики Югославия от имени Правительства Республики Беларусь установить дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Союзной Республикой Югославия и считать дату ответной ноты Союзной Республики Югославия датой установления дипломатических отношений. Министерство иностранных дел Союзной Республики Югославия в своей ответной ноте подтвердило свое согласие на установление дипломатических отношений Союзной Республики Югославия с Республикой Беларусь путем обмена нотами.
В международном праве нет единого наименования международного договора. Термин «договор» используется как общее родовое понятие, так и для названия конкретного соглашения (например, Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г.).Применяются другие термины: соглашение (Соглашение между Министерством образования Республики Беларусь и Министерством образования и науки Республики Армения о сотрудничестве в области образования 2001 г.), пакт (Пакт о гражданских и политических правах 1966 г.), хартия (Африканская хартия прав человека и народов 1981 г.), статут (Римский статут международного уголовного суда 1998 г.), конвенция (Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.), протокол (Протокол о статусе групп военных наблюдателей и коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств 1992 г.), меморандум (Меморандум о поддержании международного мира и стабильности в Содружестве Независимых Государств 1995 г.), конкордат (так называются соглашения, заключаемые Ватиканом с государствами).
Следует отметить, что не существует каких-либо критериев, определяющих выбор сторонами того или иного термина для наименования соглашения. По мнению Международного Суда ООН, «применяемый термин не является определяющим элементом характера соглашения или международного обязательства».
1.4 Порядок заключения международного договора
Заключение международного договора — это длительный переговорный процесс с целью достижения компромисса относительно содержания договора. Заключение международного договора происходит в несколько стадий.
Первая стадия — разработка текста договора. Различается процедура разработки текста двустороннего и многостороннего договора. При разработке текста двустороннего договора одно государство может предварительно подготовить проект договора, который по дипломатическим каналам передается другому государству, представляющему свои замечания на данный проект. Переговоры ведутся, пока не будет выработан единый согласованный текст договора. Разработка текста договора может осуществляться путем посылки специальных миссий на территорию другого государства.
Интересы государств на переговорах представляют лица, уполномоченные для ведения переговоров. В соответствии с Конвенцией 1969 г. главы государств, главы правительств, министры иностранных дел, главы дипломатических представительств не нуждаются в специальных полномочиях (ст. 7). Для всех остальных лиц согласно Закону Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. «О международных договорах Республики Беларусь», документ, подтверждающий полномочия на ведение переговоров и подписание международных договоров выдается Министерством иностранных дел на основе Решения Президента либо Совета Министров Республики Беларусь о предоставлении полномочий на совершение соответствующих действий по заключению межгосударственных и межправительственных договоров (ст. 13-15). Например, Указом Президента Республики Беларусь от 5 октября 2002 г. № 516 Министр юстиции Республики Беларусь был уполномочен на проведение переговоров по проекту конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам в новой редакции и внесение, в случае необходимости, изменений и дополнений, не имеющих принципиального характера.
Документ, подтверждающий полномочия на ведение переговоров по проектам договоров межведомственного характера, выдается соответствующему лицу, руководителем государственного органа, заключающего договор.
В соответствии со ст. 4 Закона «О международных договорах Республики Беларусь» предложения по проектам международных договоров по согласованию с Министерством иностранных дел и Министерством юстиции вносятся республиканским органом государственного управления и другими государственными органами Республики Беларусь по вопросам, входящим в их компетенцию, в Совет Министров Республики Беларусь. К таким предложениям прилагается проект международного договора либо основные положения позиции представителя на переговорах, финансово-экономическое обоснование затрат на реализацию будущего договора, заключение Министерства юстиции о соответствии проекта международного договора конституции, декретам и указам Президента Республики Беларусь, законам и постановлениям Совета Министров Республики Беларусь и иному законодательству, а также список лиц для участия в переговорном процессе. Совет Министров принимает решение о проведении переговоров (ст. 4).
Статьей 6 Закона «О международных договорах Республики Беларусь» предусматривается возможность заключения межгосударственных и межправительственных соглашений путем обмена нотами, письмами или иными документами, образующими международный договор. При этом применяется описанная выше предварительная процедура заключения международного договора.
По проекту договора межведомственного характера решение принимается руководителем республиканского органа управления или департаментом государственного органа (ст. 9- 11 Закона «О международных договорах Республики Беларусь»). Причем в соответствии со ст. 9 Закона договоры межведомственного характера «не должны содержать положений, устанавливающих иные правила, чем те, которые содержатся в законах Республики Беларусь, декретах, указах Президента Республики Беларусь, постановлениях Совета Министров Республики Беларусь, и регулировать вопросы, относящиеся только к сфере регулирования законами Республики Беларусь, декретами и указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров», но не урегулированные ими.
В настоящее время проекты многосторонних соглашений разрабатываются в рамках международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, МОТ, МАГАТЭ, Совет Европы, СНГ).
В рамках ООН проекты универсальных договоров готовятся в Комиссии международного права — вспомогательном органе ООН, созданном в 1947 г. с целью кодификации и прогрессивного развития международного права, проекты международных договоров по специальным вопросам — вспомогательными органами ООН постоянного и временного характера. Так, проекты договоров по правам человека — Советом по правам человека, проект Конвенции против транснациональной организованной преступности, принятой в 2000 г., разрабатывался созданным с этой целью на основе резолюции ГА ООН Специальным комитетом по разработке данной Конвенции.
Члены Комиссии международного права ООН избираются ГА ООН из кандидатур юристов-международников, представляемых государствами. Члены Комиссии осуществляют свои функции в личном качестве. Из числа членов Комиссии назначается докладчик, который готовит первоначальный проект будущей конвенции и представляет ее на обсуждение членов Комиссии. Подготовленные Комиссией проекты отдельных статей конвенции либо конвенции в целом обсуждаются на ежегодной сессии ГА ООН в рамках VI Комитета Ассамблеи (Юридический комитет) и передаются Секретариатом ООН государствам — членам ООН для замечаний. Полученные от VI Комитета и государств замечания учитываются Комиссией при дальнейшей работе над проектом конвенции.
Вторая стадия — установление аутентичности текста договора. После согласования текста конвенции следует процедура, с помощью которой определяется, что текст является окончательным и более не подлежит изменению. Данная процедура называется установление аутентичности текста. Согласно Венской конвенции способы установления аутентичности текста могут быть закреплены в договоре либо согласованы между государствами — разработчиками Конвенции. К ним относятся — подписание, подписание ad referendum или парафирование.
Парафирование используется при заключении двусторонних договоров и выражается в том, что уполномоченные государств ставят свои инициалы либо под текстом проекта договора, либо после конкретных статей. После парафирования вносить изменения в текст договора нельзя.
Для многосторонних договоров аутентичность устанавливается путем подписания текста договора представителями государств либо заключительного акта конференции. Используется также подписание ad referendum, или условное подписание, означающее, что договор нуждается в последующем утверждении или ратификации парламентом или иным органом, предусмотренным законодательством государства. После совершения указанных процедур считается, что договор вступает в силу для соответствующего государства с момента подписания ad referendum1.
Заключительная третья стадия — признание государством. обязательной юридической силы договора. В соответствии с Конвенцией 1969 г. (ст. 11) согласие государств на обязательность для него договора может быть выражено подписанием договора, обменом документами, образующими договор, утверждением, ратификацией, присоединением или любым другим способом, о котором условились стороны договора.
Такие же способы, включая дополнительно правопреемство, закреплены в Законе «О международных договорах Республики Беларусь» (ст. 17).
Подписание как способ выражения согласия на обязательность договора используется в том случае, когда это предусмотрено в самом договоре. Например, в Соглашении о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего Союза ССР 1992 г. содержится положение: «Соглашение вступает в силу с момента подписания» (ст. 10).
В Законе «О международных договорах Республики Беларусь» предусматривается следующая процедура, предшествующая подписанию международного договора: предложение о подписании вносится соответствующим органом республиканского управления по согласованию с Министерством иностранных дел, Министерством юстиции и Министерством финансов в Совет Министров.
Решение о согласии Республики Беларусь на обязательность для нее межгосударственных и межправительственных договоров принимается Президентом, Национальным собранием или Советом Министров Республики Беларусь в соответствии с их компетенцией (ст. 18 Закона «О международных договорах Республики Беларусь»). Прежде чем принять решение, Президент в соответствии с п. 1.2 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного суда Республики Беларусь» предлагает Конституционному суду Республики Беларусь высказать позицию о конституционности международных договоров.
Для подписания международного договора межведомственного характера государственный орган или департамент государственного органа, заключающий такой договор, согласовывает его подписание с Министерством иностранных дел, Министерством юстиции, а также с Президентом Республики Беларусь по вопросам, по которым в соответствии с белорусским законодательством требуется решение Президента или согласование с ним; с Государственным секретариатом Совета Безопасности по вопросам безопасности, военного и военно-тех- нического сотрудничества.
Наиболее распространенным способом выражения согласия государства на обязательность особенно многостороннего договора является его ратификация. Ратификация — это утверждение договора высшим органом власти (в Республике Беларусь Национальное собрание принимает закон о ратификации международного договора).
В Конвенции 1969 г. (ст. 14) указывается, что ратификация международного договора обязательна, если она предусмотрена международным договорам или если представитель государства подписал договор под условием ратификации. Закон «О международных договорах Республики Беларусь» (ст. 19) устанавливает следующие основания для обязательной ратификации договора:
а) если при подписании договора стороны договорились о ратификации;
б) если договор содержит положения иные, чем в декретах и указах Президента Республики Беларусь и законах Республики Беларусь;
в) если предметом договора являются вопросы, относящиеся только к сфере законодательного регулирования, но не урегулированные декретами и указами Президента и законами Республики Беларусь;
г) если договор касается территориальных разграничений Республики Беларусь с другими государствами;
д) если договор касается участия Республики Беларусь в межгосударственных образованиях.
Прежде чем проект закона о ратификации будет внесен на рассмотрение Национального собрания Республики Беларусь, предложение о ратификации договора должно пройти процедуру, аналогичную процедуре рассмотрения предложений о переговорах по разработке договора или подписания международного договора, требующую финансовое обоснование затрат на реализацию международного договора и согласования с Министерством юстиции относительно соответствия международного договора Конституции и иному законодательству Республики Беларусь, а также перечень декретов и указов Президента и законов Республики Беларусь, подлежащих изменению, дополнению, признанию утратившими юридическую силу. Совет Министров рассматривает поступившие предложения и представляет межгосударственные договоры на ратификацию по вышеуказанным основаниям «в» и «г» ст. 19 и межправительственные соглашения на рассмотрение Президенту Республики Беларусь, который затем передает их либо по его поручению Совет Министров на ратификацию в Палату представителей Национального Собрания (ст. 20 Закона «О международных договорах Республики Беларусь»).
Согласно Закону «О международных договорах Республики Беларусь» те межгосударственные и межправительственные соглашения, которые не подлежат ратификации и не вступают в силу с момента подписания, обмена нотами, письмами или другими документами, образующими договор, подлежат утверждению (принятию). Предложения об утверждении (принятии) международных договоров вносятся в таком же порядке, как договоры, подлежащие ратификации. Межгосударственные договоры утверждаются указом Президента, межправительственные соглашения — Советом Министров (ст. 21). Утверждение международного договора межведомственного характера применяется лишь в том случае, если это предусмотрено договором.
Решение об утверждении применяется органом, заключившим международный договор (ст. 22).
К способам выражения согласия государства на обязательность для него договора относится присоединение к международному договору. Этот способ используется государствами, которые не участвовали в разработке договора, либо государства-разработчики текста международного договора не подписали его в установленные сроки. Некоторые авторы, например А.Н. Талалаев, рассматривают присоединение как отдельную подстадию в процессе заключения международного договора 1.
В соответствии с конвенциями 1969 и 1986 гг. присоединение возможно, если:
а) договор предусматривает, что согласие государств на обязательность для них договора может быть выражено ими или международной организацией путем присоединения;
б) иным образом установлено, что участвующие в переговорах государства или международные организации договорились, что такое согласие может быть выражено этим государством или международной организацией путем присоединения;
в) все участники впоследствии договорились, что такое согласие может быть выражено государством или международной организацией путем присоединения.
В современной договорной практике присоединение как способ выражения согласия на обязательность договора закрепляется в открытых универсальных, региональных и двусторонних договорах. Положения о том, что конвенция открыта для присоединения к ней государств и других субъектов права или любых государств, содержатся, например, в Конвенции по морскому праву 1982 г. (ст. 307), Конвенции против транснациональной организованной преступности 2000 г. (ст. 36), Конвенции о правах ребенка 1989 г. (ст. 48), Конвенции ООН против коррупции 2003 г. (ст. 67). Примером открытых региональных соглашений являются Европейская хартия местного самоуправления 1985 г., Европейская культурная хартия 1954 г., Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г.; двусторонние соглашения — например, Договор о создании союзного государства между Республикой Беларусь и Российской Федерацией 1999 г. (ст. 67).
В отличие от присоединения к региональным и двусторонним договорам присоединение к универсальным договорам отличается упрощенной процедурой: посылка документа о присоединении соответствующим государством на имя депозитария договора (депозитарием договора может быть страна либо международная организация, у которой хранится текст договора).
Присоединение к региональным или двусторонним соглашениям требует выполнения ряда условий, закрепленных в Договоре. Так, в соответствии с Конвенцией Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. Комитет министров Совета Европы после консультации со странами — участницами Конвенции может предложить любому государству — нечлену Совета Европы и не участвовавшему в разработке Конвенции, присоединиться к Конвенции на основании решения, принятого единогласно представителями государств в Комитете министров Совета Европы (ст. 33). Присоединение к Договору о создании Союзного государства между Республикой Беларусь и Российской Федерацией обусловлено требованием, чтобы присоединяющиеся государства разделяли цели и принципы Союзного государства и принимали на себя в полном объеме обязательства, вытекающие из Договора (ст. 65).
Конкретная процедура присоединения регулируется национальным законодательством. В соответствии со ст. 23 Закона «О международных договорах Республики Беларусь» присоединение осуществляется в соответствии с условиями международного договора или международным правом. Предложения о присоединении к международному договору межгосударственного, межправительственного и межведомственного характера вносятся в таком же порядке, как и рассмотренные выше предложения о ратификации договора. Если договор, к которому присоединяется Республика Беларусь, нуждается в ратификации, то Президент, либо по его поручению Совет Министров Республики Беларусь, вносит такой договор в Палату представителей Национального собрания для принятия последним закона о присоединении. Если договор, к которому присоединяется Республика Беларусь, не подлежит ратификации, то для межгосударственных договоров решение о присоединении в форме указа принимается Президентом Республики Беларусь, для межправительственных соглашений — постановлением Совета Министров (ст. 23).
Присоединение к международному договору часто используется в практике Республики Беларусь. В частности, Республика Беларусь путем присоединения выразила свое согласие на обязательность в отношении таких договоров, как: Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г., Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г., Конвенция о международных правилах предотвращении столкновения судов в море 1972 г., Международная конвенция о предотвращении загрязнения с судов 1973 г., Европейская культурная конвенция 1954 г., Европейская конвенция об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г.
Согласие на обязательность международного договора можно выразить путем правопреемства соответствующего договора, хотя Конвенция 1969 г. не указывает такого способа признания обязательности международного договора, но не исключает его, используя формулировку «любым другим способом, о котором условились» (ст. 11).
Закон «О международных договорах Республики Беларусь» (ст. 24) выделяет такой способ выражения согласия на обязательность договора, как правопреемство, закрепляя процедуру принятия договора путем правопреемства. В Законе указывается, что Республика Беларусь может признать обязательность международных договоров путем правопреемства в случаях, указанных международным правом. Процедура внесения предложения о правопреемстве и вынесения решения о правопреемстве в форме принятия закона Национальным собранием, либо указа Президента Республики Беларусь или постановления Совета Министров аналогична процедуре относительно ратификации, утверждения цли присоединения к международным договорам.
Правопреемство как способ выражения согласия на обязательность международного договора стало широко практиковаться Республикой Беларусь после распада Советского Союза в отношении многосторонних и двусторонних обязательств СССР. Поэтому в ст. 24 Закона «О международных договорах Республики Беларусь» специально включено положение о том, что в случае правопреемства Республики Беларусь договоров бывшего СССР она «считается связанной обязательствами по данным международным договорам с 10 декабря 1991 г., если иное не предусмотрено международным договором или не согласовано иным образом сторонами».
В частности, Республика Беларусь стала правопреемником ряда многосторонних договоров Советского Союза. Среди них, например, Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г., Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г., Соглашение о шведско советском сотрудничестве в области агропромышленного производства 1987 г.
заключение международный договор опубликование регистрация
1.5 Вступление в силу, опубликование и регистрация международного договора
Завершающей стадией заключения международного договора является обмен ратификационными грамотами или другими документами об утверждении, присоединении или депонировании международного договора либо уведомлениями о выполнении сторонами необходимых внутригосударственных процедур. В соответствии с конвенциями 1969 и 1986 гг. обмен указанными документами не только является подтверждением согласия сторон договора на его обязательность для них, но и определяющим моментом вступления его в юридическую силу (ст. 16).
Так, в Соглашении о торгово-экономическом сотрудничестве между Правительством Республики Беларусь и Правительством Южно-Африканской Республики 2003 г., устанавливается, что данное «Соглашение вступает в юридическую силу с момента уведомления сторонами друг друга в письменной форме, путем обмена дипломатическими нотами о том, что они Принимают условия настоящего соглашения… и все необходимые национальные конституционные и юридические процедуры соблюдены… Датой вступления в силу Соглашения будет дата последней из упомянутых нот» (п. 1 ст. 16).При заключении многостороннего договора используется сдача ратификационных грамот на хранение либо государству — депозитарию международного договора, либо, если он заключен в рамках международной организации, генеральному секретарю международной организации. Например, в Конвенции о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности 2004 г. (ст. 30, 32) закрепляется, что депозитарием Конвенции является Генеральный секретарь ООН. Для каждого государства, ратифицировавшего, принявшего, утвердившего либо присоединившегося к Конвенции, она «вступает в силу на тридцатый день после сдачи на хранение им своей ратификационной грамоты или документа о принятии, утверждении или присоединении».
Сдача на хранение ратификационных грамот или иных документов, а также обмен такими документами, оформляемые протоколом, который подписывается лицами, осуществлявшими сдачу и обмен документов, называется депонированием. Как было показано выше, моментом депонирования определяется вступление в юридическую силу договора для государства или международной организации.
С заключением международных договоров тесно связаны регистрация и публикация международных договоров. Под регистрацией понимается правовой акт депозитария международного договора в лице государства, либо секретариата международной организации, заключающийся в передаче международного договора, вступившего в силу, для регистрации в Секретариате ООН, занесении в регистр и хранении в целях опубликования и доведения до сведения их содержания до государств1 .
Регистрация сравнительно новый институт международного права. Он впервые был закреплен в Статуте Лиги Наций (ст. 102), где предусматривалась обязанность государств — членов Лиги регистрировать свои международные соглашения. Принцип обязательной регистрации международных договоров был затем подтвержден в Уставе ООН — преемницы Лиги Наций. В соответствии с Уставом ООН всякий договор и любое международное соглашение должно быть зарегистрировано любым членом ООН в Секретариате и им опубликованы. В качестве юридического последствия нерегистрации договора указывается невозможность ссылаться на такой договор или соглашение ни в одном из органов ООН.
Необходимость регистрации международных договоров подчеркивается и в конвенциях 1969 и 1986 гг., согласно которым договоры направляются в Секретариат ООН для регистра- дии или для хранения в делах и занесения в реестр и для опубликования (ст. 80). Регистрация в Секретариате ООН закрепляется в качестве обязательной процедуры в многосторонних соглашениях (например, Устав СНГ 1993 г.) и двусторонних договорах (Договор о дружбе и сотрудничестве между Республикой Беларусь и Республикой Таджикистан 2001 г.).
Имеются различные способы, регистрации международных договоров:
односторонняя регистрация, при которой договор регистрируется одним из участников договора;
повторная регистрация, когда после регистрации договора одним участником договора, он повторно подается на регистрацию другим;
совместная регистрация применяется в случае, когда договор имеет несколько депозитариев и регистрация осуществляется по соглашению между ними;
двойная регистрация применяется в случае заключения договора в рамках международной организации, устав которой требует регистрации договора в Секретариате данной организации (например, ЮНЕСКО, МОТ, МАГАТЭ).
Кроме того, договор подлежит регистрации в Секретариате ООН. Причем особенностью регистрации в Секретариате международных организаций является то, что нерегистрация в них международных договоров государствами-членами не влечет таких юридических последствий как в Секретариате ООН.
Процедура регистрации, хранения и опубликования международных договоров регулируется Правилами для введения статьи 102 Устава ООН, одобренными Резолюцией ГА ООН от 14 декабря 1946 г. (далее — Правила). В Правилах предусматривается, что договор может быть зарегистрирован не только уполномоченной стороной (депозитарием договора), но и непосредственно ООН, если она является стороной договора, либо депозитарием договора, либо уполномочивается сторонами провести регистрацию (ст. 4 Правил).
Свидетельство о регистрации выдается депозитарию договора либо любой стороне договора по его требованию. Регистр ведется на английском и французских языках и включает заглавие, данное акту сторонами; дату подписания, ратификации и дату вступления в силу; срок действия, язык договора, наименование депозитария договора, регистрирующего акт, данные относительно опубликования в серии договоров Объединенных Наций. Все зарегистрированные тексты помечаются Генеральным секретарем надписью «пе varietur» (не подлежит изменению и хранятся в Секретариате (ст. 8 Правил)).
После того как договор зарегистрирован в Секретариате, заявления относительно изменения сторон, условий или применения Договора также регистрируются в Секретариате (ст. 2). Кроме регистрации договоров, Правила выделяют особую процедуру: хранение в делах и занесение в перечень договоров. Такая процедура касается следующих категорий договоров: договоров и соглашений, заключенных ООН и ее специализированными учреждениями; договоры, заключенные членами ООН, до вступления в силу Устава ООН, но не вошедшие в сборник договоров Лиги Наций; договоры, заключенные государствами — нечленами ООН, при условии соблюдения всех положений Правил (ст. 10 Правил).
Следует отметить, что ст. 80 Конвенции 1969 г. изменила содержание Правил, распространив обязанность регистрации и хранения в делах и занесение в перечень — на международные договоры всех участников Конвенции, независимо от членства ООН.
Вопросы, касающиеся регистрации и хранения международных договоров, регулируются и Законом «О международных договорах Республики Беларусь». Согласно ст. 29 Закона регистрация всех международных договоров Республики Беларусь в Секретариате ООН и других международных организациях осуществляется Министерством иностранных дел Республики Беларусь.
Подлинники международных договоров Республики Беларусь, а также копии международных договоров, полученные от депозитария, их официальные переводы на русском и белорусском языках в месячный срок со дня признания их обязательности Республикой Беларусь направляется на хранение в Министерство иностранных дел Республики Беларусь.
Подлинники межведомственных соглашений Республики Беларусь и копии таких договоров, полученные от депозитария, и их официальные переводы хранятся в архивах государственных органов, заключивших такие договоры. Копии договоров межведомственного характера в пятнадцатидневный срок со дня признания их обязательности Республикой Беларусь направляются в Министерство иностранных дел Республики Беларусь, а копии договоров по вопросам безопасности военного и военно- технического сотрудничества направляются и в Государственный секретариат Совета Безопасности Республики Беларусь (ст. 30 Закона «О международных договорах Республики Беларусь»).
Целью регистрации договоров является их опубликование. Согласно Правилам Секретариат ООН опубликовывает в виде серий все зарегистрированные, хранящиеся в делах и внесенные в Перечень международные договоры и соглашения на языке подлинника вместе с их французским и английским переводами и ежемесячно опубликовывает сообщения о таких договорах в течение предшествующего месяца (ст. 12, 13 Закона «О международных договорах Республики Беларусь»).
Опубликование договоров осуществляется в сборниках договоров ООН. Опубликование международных договоров происходит на национальном уровне и называется промульгацией. В отличие от международного опубликования на национальном уровне публикуются и незарегистрированные в Секретариате ООН международные договоры. В соответствии со ст. 28 Закона «О международных договорах Республики Беларусь» официальное опубликование международных договоров Республики Беларусь осуществляется на белорусском или русском языках в периодическом печатном издании Национального реестра правовых актов Республики Беларусь, его электронной версии.
1.6 Оговорки к международному договору
Институт оговорок распространен в договорной практике государств и направлен на расширение круга государств, участвующих в многостороннем договоре.
Конвенция 1969 г. (ст. 2 «d») впервые подробно урегулировала процедуру заявления оговорок и юридические последствия ее принятия либо возражения против них государствами — участниками договора. Согласно данной Конвенции под оговорками понимается одностороннее заявление государства, сделанное в любой формулировке и под любым наименованием, при подписании, ратификации, утверждении или присоединении к международному договору, посредством которого оно исключает или изменяет юридическое действие определенных положений договора в отношении себя.
Из определения вытекают следующие характерные черты оговорки:
) заявление оговорки является суверенным правом любого государства;
) отсутствуют единые требования к наименованию и формулированию оговорки, но она заявляется в письменной форме;
) оговорка может быть сделана на любом этапе заключения договора, а также государством, присоединяющимся к договору. Однако если государство сделало оговорку при подписании договора, оно должно подтвердить ее при ратификации, либо утверждении (принятии) договора. Иначе оговорка считается незаявленной;
) содержание оговорки может касаться изменения содержания какой-либо статьи договора либо неприменения какого-либо положения договора в отношении себя. Так, например, БССР при ратификации четырех Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 г. сделала следующую оговорку относительно ст. 10, идентичной по содержанию во всех четырех названных конвенциях: «БССР не будет признавать законным обращение Державы, во власти которой находятся покровительствуемые лица, к нейтральному государству или гуманитарной организации с просьбой принять на себя функции, выполняемые Державой-покровительницей, если на это не имеется согласия правительства страны, гражданами которой являются покровительствуемые лица».От оговорок следует отличать заявления или декларации, в которых государство дает общую оценку договора либо излагает свою позицию, касающуюся применения его отдельных положений. Так, Республика Беларусь при ратификации Конвенции ООН против коррупции 2003 г. сделала следующее заявление: «Республика Беларусь в соответствии с пунктом 6 статьи 44 Конвенции будет использовать Конвенцию в качестве правового основания для сотрудничества в вопросах выдачи с другими государствами».
Как указывалось выше, заявление оговорок является суверенным правом любого государства и не требует согласия других государств — участников договора, за исключением договоров с ограниченным числом участников, из объекта и целей которого вытекает, что применение договора в целом является существенным условием для согласия каждого участника на обязательность для него договора. В таком случае оговорка требует принятия ее каждым из его участников. Исключение составляют также договоры, являющиеся учредительными актами международных организаций. Оговорка к такому договору требует принятия ее компетентным органом международной организации, если договор не предусматривает иное (ст. 20 п. 1-3 Конвенции 1969 г.).
Вместе с тем Конвенция 1969 г. закрепляет ряд ограничительных условий для заявления оговорок. К ним относятся:
) заявление оговорок невозможно, если они запрещены договором. Так, ряд международных соглашений в области прав человека запрещают оговорки (Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 г., Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г. (ст. 21);
) оговорки не допускаются, если они не совместимы с объектом и целями международного договора;
) договор предусматривает только определенные оговорки, в число которых данная оговорка не входит (ст. 19). Так, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. допускает возможность делать оговорки только в отношении того, что национальный закон не соответствует положению Конвенции (ст. 64); Устав СНГ устанавливает, что оговорки можно делать по разделам III, IV, VIII и ст. 28-33.
Кроме того, некоторые конвенции предусматривают свои условия заявления оговорок. Например, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. (ст. 20) допускает оговорки только в том случае, если 2/3 государств — участников конвенции не возражают против нее. Европейская конвенция об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. (ст. 38) допускает оговорки только к конкретным статьям и устанавливает срок их действия в течение трех лет с возможностью их продления на тот же период.
Конвенция 1969 г. детально регулирует юридические последствия заявления оговорок и возражения против них. Согласно (ст. 21 п. 1, 2) Конвенции оговорка, сделанная в отношении положений договора, изменяет соответствующие положения договора во взаимоотношениях государства, сделавшего оговорку с другими государствами — участниками договора. Однако договор действует в полном объеме между другими государствами — участниками договора. В соответствии со ст. 20 Конвенции 1969 г., если против оговорки, сделанной одним государством, другое заявляет возражение, наступают следующие последствия:
) если государство, возражающее против оговорки другого, возражает против вступления в силу такого договора, он не действует во взаимоотношениях между ними;
) если государство, возражающее против оговорки, не возражает против его вступления в силу, то договор не применяется между такими государствами только в пределах действия оговорки (ст. 3).
Следует отметить, что Конвенция 1969 г. регламентирует только юридические последствия правомерных оговорок, не затрагивая юридических последствий неправомерных оговорок, заявление которых не допускается Конвенцией (ст. 20).
Пробелом Конвенции является отсутствие указаний на то, кому принадлежит право определения несоответствия заявленной оговорки объекту и целям договора. Учитывая неоднозначную практику заявления оговорок и вышеуказанные недостатки Конвенции 1969 г., Комиссия международного права ООН в 1993 г. разработала Руководство по практике, которое должно унифицировать практику заявления оговорок государствами и международными организациями и восполнить пробелы конвенций 1969 и 1986 гг.
Процедура заявления оговорок регулируется не только Конвенцией 1969 г., но и национальным законодательством. В частности, в соответствии со ст. 26 Закона «О международных договорах Республики Беларусь» более широко трактуется возможность заявления оговорок, включая помимо условий, перечисленных в Конвенции, заявление оговорок при обмене нотами, письмами или иными документами, образующими международный договор, утверждении и правопреемстве договора. Причем при правопреемстве международного договора решение об оговорке, сделанной государством-предшественником, принимается одновременно с решением о правопреемстве Республики Беларусь в отношении такого договора. Так, Законом Республики Беларусь от 30 мая 2001 г. «О правопреемстве международной конвенции по борьбе с подделкой денежных знаков и Протоколов к ней 1929 г., ратифицированной Советским Союзом в 1932 г.» устанавливалось, что Республика Беларусь не считает себя связанной оговоркой по ст. 19 и 20 Конвенции, сделанной СССР при подписании Конвенции.
Законом «О международных договорах Республики Беларусь» (ст. 38) детально регулируется процедура принятия Республикой Беларусь оговорок, заявленных другими государствами или возражения против них.
.7 Поправки к международному договору
Поправки к договору весьма распространены в международной практике, но в отличие от оговорок они применяются как к двусторонним, так и многосторонним договорам и вносятся только государствами — участниками договора.
Под поправками понимаются дополнения к международному договору, изменения соответствующих положений договора между всеми его участниками.
Процедура внесения поправок обычно закрепляется в самих договорах. Так, в Соглашении между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Армения о свободной торговле 2003 г. (ст. 15) предусматривается возможность внесения изменений и дополнений, которые оформляются отдельными протоколами, являющимися неотъемлемой частью Соглашения и вступают в силу в таком же порядке, как и само Соглашение.
Более сложная процедура внесения поправок закрепляется в многосторонних договорах. Например, Конвенцией ООН против коррупции 2003 г. (ст. 69) устанавливается следующая процедура для принятия поправок. Государство-участник направляет предложения о поправках Генеральному секретарю ООН — депозитарию Конвенции, который посылает данное предложение другим государствам — участникам Конвенции и конференции государств-участников (контрольный орган). Поправка принимается конференцией консенсусом. Если консенсуса не удалось достигнуть, то поправка должна быть принята 2/3 голосов государств-участников. Поправка подлежит ратификации, либо принятию или утверждению государством и вступает в силу в отношении государства-участника на 90-й день после сдачи на хранение Генеральному секретарю ООН ратифицированной грамоты либо документа о принятии или утверждении. Поправка вступает в силу и является обязательной для тех государств, которые выразили согласие быть связанными ею.
Конвенция 1969 г. закрепляет схожие положения, касающиеся процедуры принятия поправок, которые применяются в случае, если в договоре не предусматривается иная процедура принятия поправок (ст. 40). Согласно Конвенции 1969 г. (ст. 39) договор может быть изменен только по соглашению сторон.
Соглашение о поправках связывает государства — участников договора, которые стали участником соглашения о поправках, для остальных государств-участников действует договор в прежнем варианте. Если государство присоединилось к договору с поправками и не заявило об ином:
а) оно считается участником такого договора;
б) считается участником договора без поправок в отношении тех государств — участников договора, которые не признали соглашение о поправках.
Следует отметить, что поправки не должны затрагивать существенных положений договора, иначе это приведет к пересмотру договора.
Законом «О международных договорах Республики Беларусь» (ст. 39) признается возможность внесения поправок по соглашению между его участниками в соответствии с условиями международного договора и международным правом и подробно регулируется процедура выражения согласия Республики Беларусь на внесение поправок в договор.
Список использованных источников
1. Талалаев, А.Н. Право международных договоров / А.Н. Талалаев. — М.: Междунар. отношения, 1980, 1985, 1989.
. Батлер, У.Э. Право международных договоров в России и в Содружестве Независимых Государств. Тексты и комментарий / У.Э. Батлер. — Кембридж, 2002.
. Каламкарян, Р.А. Фактор времени в праве международных договоров / Р.А. Каламкарян. — М., 1989.
. Лукашук, И.И. Современное право международных договоров: в 2 т. -М., 2004, 2006.
. Лукашук, И.И. Толкование международных договоров И.И. Лукашук, О.И. Лукашук. — М.: NOTABENE, 2002.
. Венская конвенция о праве международных договоров. Комментарий сост. А.Н. Талалаев. — М., 1997.
. Перетерский, И.С. Толкование международных договоров И.С. Перетерский. — М., 1959.
. Коробова, М.А. Расширение сферы действия норм общего многостороннего договора / М.А. Коробова. — М., 1983.
. Лукашук, И.И. Стороны в международных договорах И.И. Jly- кашук. — М., 1966.