Выдержка из текста работы
Критерием признания, самоутверждения и самоопределения любой науки выступает не только формирование своего особого отношения к изучаемому объекту, выделение в нем своего предмета или предметной области, разработка своих познавательных средств и методов, но и разработка своего собственного категориального аппарата. Каждая наука имеет свои собственные категории и понятия, которые являются рабочим инструментом для познания объективной реальности.
Социология – это единственная наука, изучающая общество как единое целое, развитие и функционирование которого осуществляется через взаимодействие экономической, политической, социальной и идеологической и других сфер его жизнедеятельности и в этом и заключается специфика социологического подхода к изучению общества.
Основные источники знаний об обществе и его жизнедеятельности: исторический опыт, изучение реальных фактов социальной жизни, установление взаимозависимостей социальных фактов.
Социология как самостоятельная наука решает ряд задач:
-
изучение социальных фактов;
- исследование социальной структуры общества;
- понимание и объяснение причин и тенденций развития общества;
- выявление возможных вариантов изменения изучаемых социальных явлений процессов в будущем;
- формулирование научно-обоснованных рекомендаций для принятия управленческих решений.
Структура социологии
Современная социология – сложноструктурированная система научного знания. Существует множество различных теорий в современной социологии, но ни одна из них не является адекватной и общепризнанной, поэтому на рубеже XX-XXI веков была предпринята создания общей социологической метатеории – теории второго порядка, обобщающая основные положения всех существующих социологических теорий.
Социология, как и большинство наук, имеет два уровня развития:
а) теоретический – знания об объектах социальной реальности, их целостных системных характеристиках, ценностных качествах, полученные в ходе умственной деятельности при помощи теоретических средств: понятий, логических конструкций, анализа, синтеза, классификации, обобщения, типологизации и т. д.;
б) эмпирический – знания о социальных процессах и явлениях, полученные при помощи эмпирических методов исследования: наблюдения, анализа документов, анкетирования, выборочного метода, социальных экспериментов и т. д.
в) по другой классификации добавляется социальная инженерия — это практическое внедрение научных знаний в практику управления и формируется на стыке прикладной социологии, социальной психологии и социального управления.
В структуре социологии выделяются различные уровни социологического знания:
а) общесоциологические теории – теоретические концепции, исследующие, описывающие и объясняющие общество в целом, его структурные элементы и их взаимодействия (теория общественно-экономических формаций К. Маркса, структурный функционализм Т. Парсонса и Р. Мертона, теория социальной стратификации П. Сорокина, теория социального действия М. Вебера);
б) специальные теории – теоретические концепции, изучающие и объясняющие определенные социальные общности и их взаимодействия (этносоциология, социология молодежи, теории социальных движений Г. Блумера и А. Турена, теории социальных взаимодействий Г. Зиммеля и П. Сорокина);
в) отраслевые теории — теоретические концепции, формирующиеся на стыке социологии и других наук, изучающие особенности развертывания социальных явлений и процессов не в обществе в целом, а в его различных сферах (политическая социология, экономическая с., с. культуры, с. образования, с. науки, с. религии).
Социологические исследования в зависимости от того, что конкретно исследуют, подразделяются на:
а) фундаментальные– ориентированы на изучение основных тенденций и закономерностей развития общества, его социальной структуры, процессов социальной дифференциации и интеграции, динамику развития основных подсистем социальной системы, разработка принципов, методов и стратегий исследования социальных объектов;
б) прикладные- ориентированы на изучение и регулирование определенных социальных процессов в четко очерченных областях общественной жизни (демографические с. и., этнонациональные, производственные, политические, изучение безработицы и девиантного поведения …) и имеющие целью решение актуальных задач.
В структуре социологии существует дифференциация на макро- и микросоциологические исследования. Макросоциология – изучение крупномасштабных социальных объектов (социальные слои, группы, классы, нации, социальные институты …) и протекающих в них процессов.
Микросоциология – изучение индивидов и их взаимодействий с ближайшим социальным окружением (компания друзей, семья, производственный коллектив …).
Важнейшее место в структуре социологии занимает методология– система принципов, методов, стратегий, используемых для получения новых социологических знаний, их интерпретации и практического применения не теоретическом и эмпирическом, фундаментальном и прикладном, макросоциологическом и микросоциологическом уровнях.
Методы социологии
Метод – система приемов и правил теоретической и практической деятельности для исследования социальных объектов. Социологическая методология – система всех применяемых в социологии методов. В социологии выделяются методы:
а) общенаучные:
1. системный принцип, то есть любое явление, процесс рассматриваются как единое целое (система), обладающее определенной внутренней структурой, взаимодействие структурных элементов;
2. принцип объективности означает изучение объективных закономерностей в социальном развитии общества. Любое явление рассматривается как многогранное и противоречивое, то есть со всех сторон;
3. принцип историзма предполагает изучение социальных явлений с момента возникновения, их становление, развитие, понимание общих тенденций развития, выявление взаимосвязей с другими явлениями;
б) специальные социологические методы.
В социологии выделяются:
— методы общей социологии:
1. структурно-функциональный анализ – исследование социальной структуры, механизма взаимодействия структурных элементов, выполняющих определенные функции;
2. кросскультурный анализ – сравнительное исследование, объект и предмет его культура;
3. сравнительно-корреляционный анализ – исследование статистической связи между различными социальными параметрами и выявление корреляционной зависимости;
— методы прикладной социологии:
1. анализ документов;
2. наблюдение;
3. опрос;
4. социальный эксперимент.
в) всеобщие:
1. анализ – расчленение целостного объекта на составные части (стороны, признаки, свойства, отношения) с целью всестороннего изучения;
2. синтез – соединение ранее выделенных частей объекта в единое целое;
3. индукция – метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод делается на основе частных;
4. дедукция – способ рассуждения, когда из общего вывода делаются заключения частного характера;
5. аналогия – прием познания, при котором сравниваются похожие признаки объектов, и делается вывод об их сходстве;
6. абстрагирование – выделение и изучение интересующих свойств и отношений объекта, не беря во внимание остальные;
7. обобщение – установление общих свойств и признаков объектов;
8. классификация – разделение всех изучаемых объектов на отдельные группы в соответствии с общим признаком;
9. статистические методы, позволяющие определять средние значения;