Выдержка из текста работы
Социальная работа как наука характеризуется всеми признаками научных дисциплин, а именно наличием собственных кафедр и организаций, научных журналов и учебных пособий. Достаточно сказать, что в России ныне функционируют более 130 вузов, ведущих подготовку социальных работников. В их числе вузы, имеющие не только кафедры общего характера, но и специализированные кафедры по различным направлениям социальной работы.
Теория социальной работы, или, иначе, социальная работа как наука — это сфера человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности: специфической социальной деятельности, практической социальной работе как деятельности государственных, общественных и частных организаций, специалистов и добровольцев, направленной на решение социальных проблем индивидов, семей, групп и слоев в обществе, их защиту, поддержку и помощь.
Теория социальной работы определяет содержание основных компонентов социальной работы: объекта, субъекта, содержания, функций, средств, целей и управления. Ее основными функциями являются: информационная, диагностическая, прогностическая, организационная, психолого-педагогическая, управленческая (перечень этих функций может быть разным у разных авторов).
Многие социально незащищенные группы людей такие как пенсионеры, инвалиды, мигранты, социально малообеспеченные граждане и др. нуждаются как в экономической так и в социальной и психологической помощи сто стороны государства и общественных организаций.
В такой ситуации, когда положение в стране нестабильное и часто происходят социально-политические и экономические реформы, особенно большое внимание следует оказывать данным слоям населения.
В целом основа социальной работы строиться в правовом и законодательном регулировании социальных и экономических отношений между человеком и обществом, и в оказании психологической помощи в решении личностных проблем.
Пока история социальной работы не достигла в России необходимого уровня и масштаба, объективности и всесторонности.
Однако эти недостатки не отменяют того факта, что в целом в стране был сделан существенный шаг по пути превращения истории социальной работы в относительно самостоятельную область социальной истории человечества как науки.
К настоящему времени в стране сложилась устойчивая, относительно самостоятельная область социально-гуманитарного знания и образования в России — социальная работа со своим конкретным проблемным полем и понятиями. В настоящее время в отечественной социологии на фоне эмпирических исследований социальных проблем и осваивается зарубежная социология социальных проблем и формируются несколько новых, более адекватных современной социологии, подходов. В отечественной социальной работе чаще всего применяется традиционный для отечественной социологии объективистский подход к исследованию социальных проблем в работах ученых: П. Д. Павленока, С. И. Григорьева, Л. Г. Гусляковой, Е. И. Холостовой , А. М. Панова , М. В.Фирсова , В. И. Курбатова , И. Г. Зайнышева.
В современном мире нет четкого понимания важности и научной значимости теории социальной работы. Назрела необходимость развития категориального аппарата и теоретического осмысления моделей и методов социальной работы на различных уровнях. В числе актуальных исследовательских проблем современного общества является теоретический и научный анализ социальной работы как одной из форм социальной практики, научных исследований и учебной дисциплины.
Актуальность данной курсовой работы заключена в том, что анализ ведущих тенденций развития мировой теории и практики теорий социальной работы свидетельствуют о том, что в этой области происходят новые важные процессы. Усилива¬ется гуманистическая направленность социальной деятельно¬сти в целом, которая ориентируется не только на защиту от¬дельного индивида в его конкретной трудной ситуации, но и на целостный подход к человеку.
Она связана с человеком в целом — в его биологическом, социальном и ду¬ховном параметрах.
Обусловлена совокупностью взаимосвя¬занных факторов, характеризующих все разнообразие человеческого поведения и взаимоотношений.
Объектом исследования являются теории социальной работы в различных формах ее проявления и на разных уровнях организации в системах социальной практики и социального знания.
Предмет исследования: особенности концепций теории социальной работы в социологии.
Цель анализа — выявление статуса теорий социальной работы как общественного явления, научной теории, формы социальной практики и учебной дисциплины.
В качестве теоретической и методологической базы исследования были использованы различные методы. Во-первых, был изучен широкий круг источников и литературы по изучаемой проблеме, это работы зарубежных исследователей, в которых проводиться глубокий анализ и изучение проблем теории и практики социальной работы, вопросы подготовки социальных работников. Исследованы труды зарубежных и отечественных исследователей по психологии, социологии, педагогике и др. общественным наукам. Кроме того, были использованы нормативные и официальные документы, регламентирующие работу социальных работников и социальной защиты населения.
Во-вторых, был использованы общенаучные методы анализ и синтез, обобщение изученного материала.
В-третьих, был использован сравнительный метод, при рассмотрении различных концепций социальной работы в исследуемый период.