Содержание
Оглавление:
Введение…….3
Основная часть:
Глава 1. Понятие контрольных полномочий Совета
Федерации:
1.1.Законодательное регулирование контрольных
полномочий Совета Федерации.5
1.2. Понятие контрольных полномочий Совета Федерации9
Глава 2. Виды контрольных полномочий Совета Федерации:
2.1. Характеристика контрольных полномочий Совета Федерации..12
2.2. Виды контрольных полномочий Совета Федерации..13
2.3. Субъекты парламентского контроля22
Заключение31
Список использованной литературы…33
Выдержка из текста работы
Среди высших органов государственной власти, формирование которых обусловлено федеративной природой России, особое место занимает Федеральное Собрание Российской Федерации. Конституционно-правовой статус одной из палат российского парламента — Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Совет Федерации) с момента ее учреждения стал объектом пристального внимания отечественной науки конституционного права. При этом актуальность этой темы не снижается. Напротив, события последних лет свидетельствуют о возрастании ее значимости благодаря появлению новых аспектов, нуждающихся в углубленном, системном исследовании. К ним относится, в частности, вопрос о реальной роли Совета Федерации в системе государственной власти и особенностях совершенствования его статуса в контексте задач укрепления государственности и развития федеративных отношений.
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 1 марта 2018 года Президентом Российской Федерации среди приоритетных направлений развития федеративных отношений особо выделена задача повышения роли Совета Федерации в отражении интересов субъектов Российской Федерации, координации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, укреплении институтов демократии, местного самоуправления, структуры гражданского общества, судов, а так же большую роль В.В. Путин уделил военной мощи нашей страны.
Совершенствование конституционно-правового статуса Совета Федерации требует соответствующего научно-теоретического осмысления новых его аспектов в контексте повышения роли данной палаты в укреплении и развитии федеративной государственности России.
Вышеизложенное свидетельствует об актуальности анализа исторических, теоретических и конституционно-правовых аспектов содержания и особенностей конституционно-правового статуса Совета Федерации, позволяющих оценить уровень эффективности его деятельности, направленной на реализацию задач по совершенствованию федеративных отношений в России.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере регулирования законодательной деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Предметом исследования выступают правовая природа, современное состояние и перспективы эффективной деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Целью курсовой работы является комплексное исследование представительного и законодательного характера Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
· выявить внутреннюю организацию Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
· определить порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
· рассмотреть полномочия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
· дать характеристику конституционно-правовому статусу члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
· теоретически обосновать некоторые проблемы эффективности работы Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Правовой основой являются: Конституция Российской Федерации 1993 г., федеральные законы, Указы Президента РФ, решения Конституционного суда, монографии и научные статьи.
Основными методами в курсовой работе были использованы:
сравнительно-правовой, формально-юридический.
Глава 1. Конституционно-правовой статус Совета Федерации РФ
1.1 Порядок формирования
Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания устанавливается в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 96) федеральным законом. Федеральный закон “О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации” от 5 декабря 1995 года определил, что в эту палату Российского парламента входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти по должности. В случае, если законодательный (представительный) орган какого-либо субъекта Российской Федерации состоит из двух палат, то его представитель в Совете Федерации определяется совместным решением обеих палат.
В настоящее время формирование Совета Федерации происходит согласно Федеральному закону «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 03.12.2012 N 229-ФЗ…
Заключение
В настоящее время идет сложный процесс создания механизма, который обеспечит единство правового пространства в Российской Федерации и позволит оптимизировать взаимодействие.
Существует острая необходимость создания эффективной государственной системы мониторинга практики применения федеральных конституционных законов и федеральных законов. Необходимо более полно использовать потенциал субъектов Российской Федерации в федеральном законодательном процессе.
Правовое управление является одним из ведущих подразделений Аппарата Совета Федерации. Основные направления его деятельности определены Регламентом Совета Федерации, Положением об Аппарате Совета Федерации и включают проведение по поручению комитетов Совета Федерации правовой и лингвистической экспертизы законопроектов, проектов постановлений, заявлений и обращений Совета Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам, а также участие в юридико-технической доработке указанных проектов.
Главный итог преобразования порядка формирования Совета Федерации — практическое становление Совета Федерации в качестве “палаты регионов” — реального гаранта политической стабильности страны. Законодательные приоритеты Совета Федерации определялись тем, что «сенаторы», будучи региональными политиками, основное внимание должны были уделять законопроектам, в которых интересы территорий затрагивались в наибольшей степени. К числу таковых относились, прежде всего, проекты бюджета, трансфертная политика, налоговая реформа, избирательное законодательство.
Стоит отметить, что полномочия Совета Федерации являются важнейшей составной частью его конституционно-правового статуса, их перечень может дополняться федеральным законодательством, а сама роль палаты в государственно-управленческой сфере пока не играет стратегического значения, что обусловлено наличием сильной президентской власти, а также некоторым креном полномочий в сторону Государственной Думы Федерального собрания РФ.
Список используемой литературы:
Законы и подзаконные акты:
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: с учетом поправок от 21 июля 2014 г. // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31.
2. О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ//Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 30. Ч. 1. Ст. 4202.
3. Федеральный закон от 05.08.2000 N 113-ФЗ (ред. от 17.10.2011) «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» ст.3
4. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 N 67-ФЗ (последняя редакция) ст.3
5. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 N 19-ФЗ (последняя редакция) ст.18
6. Постановление от 30 января 2002 г. N 33-СФ «О регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» ст. 4
7. Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.1995 N 2-П ст.7
8. О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: федер. закон от 03.12.2012 г. № 229-ФЗ (ред. от 02.05.2015 г.)//Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 50. Ч. 4. Ст. 6952.
9. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов : Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010. № 96 (ред. от 18. 07.2015) ст. 5
Научная литература:
10. Булаков О.Н. Двухпалатный парламент Российской Федерации. — СПб, 2014. — С. 72с
11. Михалёва Н.А. Парламентское право России: Учебник. — М.: Эксмо, 2015 — С. 142.
12. Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации. — М.: Институт государства и права РАН, 2014. — 386 с.
13. Садовникова Г.Д. Представительные органы в Российской Федерации: проблемы исторической обусловленности, современного предназначения и перспективы развития: дис. д-ра юрид. наук. М., 2013. 498с
Научные статьи:
14. Амиантов А.А. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: эволюция порядка формирования//Вопросы политологии. 2016. № 3 (7). С. 123 -133.
15. Гранкин, И.В. Конституционно-правовое регулирование формирования палат Федерального Собрания РФ и пути его совершенствования [Текст] / И. В. Гранкин//Журнал российского права. – 2014. – № 8. С. 14 – 20.
16. Лазарев Л. В. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Л. В. Лазарева). — ООО «Новая правовая культура», 2009.
17. Станских С. Проблемы реформирования федеративных отношений в современной России / С. Станских// Государственная власть и местное самоуправление. – 2010, №11. С. 10 – 15.
18. Филиппова Н. Совет Федерации: стратегия реформы в контексте правовой интеграции Российского государства//Конституционное и муниципальное право. 2014. № 6. С. 43-46.
Электронные ресурсы:
19. Иванов М., Нагорных И. Регионы не хотят делиться верхней палатой. [Электронный ресурс]// doc/2457765 .
20. Отзывы, предложения и замечания на законопроект «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» . [Электронный ресурс]// main.nfs/(Sravka)? OpenAgent&RN=468171-6.