Выдержка из текста работы
Полезность блага — это удовлетворение, которое испытывает человек в процессе потребления блага. В основе полезности лежат различные физические, химические, биологические и прочие свойства блага.
В экономической теории предполагается, что потребитель блага каким-то образом определяет степень полезности от потребления блага, а зная полезность разных благ, он может сделать выбор из различных благ. Этот выбор благ должен быть наилучшим с его точки зрения, то есть приносить ему наибольшую полезность, наибольшую степень удовлетворения.
Потребляя разные количества одного и того же блага, мы замечаем, что чем больше благ потребляем, тем меньшее удовлетворение мы получаем от потребления дополнительной единицы данного блага. Первый съеденный нами беляш в университетской столовой приносит нам наибольшее удовлетворение, второй беляш приносит меньшее удовлетворение, третий ещё меньше. Этим также руководствуется потребитель, покупая различные количества благ. В теории данная закономерность получила название закона убывающей предельной полезности. Предельная полезность любого блага представляет собой величину дополнительной полезности одной дополнительной единицы потребляемого блага.
Закон убывающей предельной полезности предполагает зависимость между увеличением количества потребляемого блага и дополнительной полезностью дополнительной единицы этого блага. С увеличением количества потребляемых благ общая величина полезности благ (совокупная полезность) увеличивается, но в меньшей степени, так как каждая дополнительная единица блага добавляет уменьшающуюся величину полезности. Закон убывающей предельной полезности состоит в том, что с увеличением количества потребляемого блага предельная полезность блага уменьшается. Принципом убывающей предельной полезности руководствуется потребитель, выбирая такой потребительский набор, который приносит ему наибольшую полезность при данной цене блага и при данном доходе потребителя.
Таким образом, мы можем кратко сформулировать некоторые принципы поведения потребителя на рынке, то есть модель его поведения. Выбирая блага для потребления, покупатель руководствуется своими предпочтениями. Поведение потребителя является рациональным, в частности, он выдвигает определённые цели и руководствуется личным интересом, то есть действует в рамках разумного эгоизма. Потребитель стремится максимизировать совокупную полезность, другими словами, стремится выбрать такой набор благ, который приносит ему наибольшую общую величину полезности. На выбор потребителя и его субъективные оценки полезности покупаемых благ влияет закон убывающей предельной полезности. При выборе благ возможности потребителя ограничены ценами благ и его доходом; данное ограничение называется бюджетным ограничением. Модель поведения потребителя представляет собой связанные между собой общие принципы поведения потребителя на рынке, включающие в себя, прежде всего, максимизацию совокупной полезности, закон убывающей предельной полезности и бюджетное ограничение.
2. Для какой организационно-правовой формы справедливо утверждение, что имущественная ответственность осуществляется пропорционально вложенной доле участника в капитале предприятия:
а) Индивидуальное предпринимательство
б) Товарищества.
в) Полное товарищество.
г) Смешанное товарищество.
д) Общество с ограниченной ответственностью.
е) Акционерное общество.
Ответ: правильный ответ – д).
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – учрежденное одним или несколькими юридическими и/или физическими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделён на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества.
Общество с ограниченной ответственностью наряду с иными видами хозяйственных обществ, а также хозяйственных товариществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий является коммерческой организацией, то есть организацией, преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и распределяющей полученную прибыль между участниками.
В отличие от государственных и муниципальных унитарных предприятий, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, общества с ограниченной ответственностью (равно как и иные виды хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ и производственных кооперативов) характеризуются тем, что их участники имеют в отношении них обязательственные права.
В частной экономической практике ООО является наиболее востребованной организационно-правовой формой среди коммерческих организаций.
При этом общество с ограниченной ответственностью характеризуется тем, что текущее (оперативное) управление в обществе (в отличие от товариществ) передается исполнительному органу, который назначается учредителями либо из своего числа, либо из числа иных лиц. За участниками общества сохраняются права по стратегическому управлению обществом, которые осуществляются ими путем проведения периодических общих собраний участников. В отличие от акционерных обществ компетенция общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью может быть расширена по усмотрению самих участников; также отдельным участникам могут быть предоставлены дополнительные права.
В отличие от акционерных обществ, прибыль общества с ограниченной ответственностью может делиться между участниками общества не только пропорционально их долям в уставном капитале общества, но и иным образом в соответствии с Уставом общества (если иной порядок предусмотрен Уставом).
В отличие от участников акционерного общества (акционеров) участник общества с ограниченной ответственностью может не только продать (или иным образом уступить) свою долю в уставном капитале общества, но и выйти из общества, потребовав выплаты стоимости части имущества, соответствующей его доле в уставном капитале общества, если это предусмотрено Уставом общества. Участники общества с ограниченной ответственностью, а также само общество имеют преимущественное право покупки доли одного из участников, в случае его намерения продать свою долю третьим лицам. Также Уставом общества может быть предусмотрен запрет на отчуждение доли участников третьим лицам.
3. Цена оборудования составляет 10 млн. руб. Предположим, что использование этого оборудования позволит ежегодно в течение трех лет получать доход в размере 2 млн. руб. По истечении третьего года оборудование будет продано за 5 млн. руб. Ставка банковского процента — 5%. Определите чистую дисконтированную стоимость и ответьте на вопрос, стоит ли покупать это оборудование?
Решение:
Дисконтирование – это приведение к единому моменту времени будущих затрат и доходов.Спрос на инвестиции определяется выигрышем от капиталовложений – дисконтированными будущими прибылями.
Настоящая ценность будущего дохода, полученного через 3 года равна:
PV=6/(1+0,05)^3=5,181 (млн. руб.)
Чистая дисконтированная стоимость NPV рассчитывается как разность между приведенными доходами и затратами:
NPV=5,181+5-10=181 (тыс. руб.)
Ответ: чистая дисконтированная стоимость составила 181 тыс. руб.
Так как NPV>0 – проект является прибыльным и по окончании будет обеспечено получение прибыли согласно заданной ставке дисконта. Но полученная прибыль будет небольшая, поэтому это оборудование стоит покупать, если отсутствуют более выгодные варианты.
4. Норма сбережения в национальном доходе страны равна 20%. Акселератор равен 2. В период времени t0YD= YS = 140 млрд. долл. Каков должен быть равновесный темп роста Y? Каков будет объем YD и YS в период времени t 1? Каков будет спрос на инвестиции в этот же период? Используйте для расчетов модель экономического роста Р. Харрода.
Решение:
Равновесный темп поста Y представляет собой отношение нормы сбережения к акселератору: 0,2/2=0,1 (10% в год).
В период времени t1 объем YD и YS будет равен 140+140*0.1=154 (млрд. долл.).
Спрос на инвестиции в период t1 составляет произведение дохода за период и нормы сбережения:
S=154*0,2=30,8 (млрд. долл.).
Ответ: спрос на инвестиции будет равен 30,8 млрд. долл.
5. Два одинаковых по своим качествам автомобиля — российский и американский — стоят, соответственно, 210 тыс. руб. и 10 тыс. долл. Номинальный обменный курс валюты США составляет 30 RUB/1 USD. Каков при этом будет реальный обменный курс?
Решение:
Реальный обменный курс определяется как R=210000/(30*10000)=0,7. Значит,за 1 российский рубль можно приобрести 0,7 американского доллара.
Ответ: реальный обменный курс составляет 1 RUB/0,7 USD.
Список использованных источников:
- Агапова И. История экономической мысли. Курс лекций. – М.: Экономистъ, 2004.
- Амосова В., Гукасьян Г., Маховикова Г. Экономическая теория. — СПб.: Питер, 2003.
- Барр Р. Политическая экономия: В 2 т. — М.: Международные отношения, 1994.
- Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика. — СПб.: Юрайт, 2003.
- Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика. — М.: МГУ, Изд-во «Дело и Сервис», 1999.
- Костюк В.Н. История экономических учений – М: Центр, 2001.
- Курс экономики / Под ред. Б.А. Райзберга. — М.: ИНФРА-М, 1997.
- Основы экономической теории. Политэкономия / Под ред. Д. Москвина. — М.: Едиториал УРСС, 2003.
- Фишер С., Дорнбуш Р, Шмалензи Р. Экономика. — М.: Дело ЛТД, 1993.
- Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Владос, 2003.
29.10.2012 г.