Содержание
Введение
1.Контроллинг: определение, концепция, система
1.1 Сущность и содержание контроллинга
1.2 Основные концептуальные подходы к контроллингу
1.3 Контроллинг как функция управления и функция поддержки управления
1.4 Институционализация контроллинга
2.Становление контроллинг в России3
2.1 Современное состояние контроллинга в России
2.2 Знания, навыки и способности (ЗНС) контроллеров в России
3. Опыт США в применении контроллинга
3.1 Становление контроллинга в США
3.2 Знания, навыки и способности, необходимые контроллерам в Америке
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Выдержка из текста работы
Современная экономика требует новых подходов к управлению. Один из наиболее успешных среди них — контроллинг. Он выступает синтезом таких дисциплин (концепций), как управленческий учет и экономика предприятия, претерпевших изменение из-за включения в их инструментарий новых методов, средств и даже информационных технологий. Считается, что для формирования системы контроллинга необходимо создание независимой службы. Но есть примеры эффективного использования контроллинга различными подразделениями финансово-экономического блока предприятий.
Сегодня в России в среде управленцев и предпринимателей слово «контроллинг» входит в моду. Контроллинг начинают преподавать в вузах, подразделения контроллинга открываются в компаниях, специалистов по контроллингу приглашают на работу.
Российские предприятия испытывают большие затруднения в заполнении вакансий контроллеров в своем департаменте по причине отсутствия на рынке труда работников, отвечающих выдвигаемым на эту должность требованиям.
Сейчас на рынке есть бухгалтера, экономисты и финансисты, которые считают себя контроллерами. К сожалению, у подавляющего большинства таких претендентов весьма далекое представление о контроллинге в общем, о миссии и задачах контроллинга, наконец, о философии контроллинга, в частности.
Не лучше, как показывает практика, обстоит дело в понимании сути контроллинга, его места и роли в системе управления и со стороны работодателей, включая тех, кто уже начинает воспринимать контроллинг как инструмент управления.
Положение усугубляется созвучием слова «контроллинг» с привычным для всех словом «контроль». Соответственно ассоциативно начинает укореняться заблуждение, что контроллеры — это те, кто контролируют, контролируют все и вся, причем контролируют жестко. Впрочем, об этом много написано и много сказано. Как и о том, что слово контроллинг по-английски означает в первую очередь «управлять», «регулировать», и только в последнюю очередь «контролировать».
Цель курсовой работы рассмотреть контроль и контроллинг в системе менеджмента. Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд поставленных задач:
1) рассмотреть сущность и содержание контроля и контроллинга;
2) определить основные концептуальные подходы к контроллингу;
3) исследовать контроллинг как функцию поддержки управления;
4) дать современное состояние контроллингу в России;
5) определить знания, навыки и способности (ЗНС) контроллеров в России;
6) исследовать контроллинг в США;
Объект исследования — контроль и контроллинг в системе менеджмента на отечественных и зарубежных предприятиях.
Предмет исследования — значение контроллинга в системе менеджмента, проблемы в применении контроллинга и пути преодоления.
Глава 1. Контроль и контроллинг: определение, сущность
1.1. Контроль в системе менеджмента
Деятельность любой фирмы всегда направлена на достижение конкретных целей. Чтобы не сбиться с намеченного курса, необходим постоянный контроль за тем, как реализуются разработанные программы.
Контроль — важная функция менеджмента. По своему содержанию контроль является управленческой деятельностью, задачами которой служат количественная и качественная оценка и учет результатов работы не только всей организации, но и ее отдельных структурных единиц. Главные инструменты выполнения этой деятельности — наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. В процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным корректируются ранее принятые решения и планы. Эффективно поставленный контроль призван быть стратегически направленным, своевременным и достаточно несложным.
Контроль выступает как неотъемлемая составная часть всего процесса рационализации хозяйственной деятельности фирмы. В его задачу входят предвидение возможных ошибок, нарушений, отклонений и предотвращение их, а также в случае их совершения обеспечение неотвратимости воздействия и пресечения соразмерно выявленному характеру отклонения. В рыночной экономике проблема рационализации контроля решается, прежде всего, в интересах бизнеса. Основное внимание уделяется ликвидации дублирующих функций, сокращению накладных расходов, рационализации документации и учета, внедрению технических средств и повышению профессионализма работников.
Контроль как способ обратной связи может быть эффективным только в случае получения и использования достоверной и своевременной информации о состоянии всей управляемой системы, определения того, все ли в этой системе осуществляется в соответствии с намеченными целями и принципами, полученными распоряжениями и указаниями руководства, действующими законами.
Контроль дает возможность не только выявить отклонения от принятых и утвержденных правил, процедур, законоположений, но и дать оценку причин этих отклонений, конкретизировать их по степени участия, в них должностных лиц, деятельность которых подвержена проверке.
Целью контроля выступают:
1) выявление слабых мест и ошибок в процессе производства и управления, своевременное их исправление и недопущение повторения;
2) обеспечение соответствия между намеченными планами и проводимыми мероприятиями.
Объектом контроля являются:
средства и предметы труда;
персонал;
производственные и управленческие процессы.
Для принятия решения о контроле и организации процессов контроля могут иметь значение ряд критериев: его эффективность, эффект влияния на людей, задачи контроля и его границы.
Выделяют три основных вида управленческого контроля:
предварительный контроль осуществляется до начала деятельности во время определения ее целей и планов реализации. Целью такого контроля является определение оптимальности разработанных планов путем моделирования будущей деятельности.
текущий контроль производится от начала деятельности до момента получения результата. Его цель — вовремя обнаружить отклонения от намеченных планов и нормативов.
заключительный контроль осуществляется после выполнения какой-либо программы. Его цель — получение информации о деятельности работников, которых необходимо поощрить за достигнутые результаты.
В управленческом контроле используются следующие типы нормативов: натуральные, затратные, капитальные, доходные, программные, нематериальные, целевые.
1.2. Общая характеристика контроллинга. Основные концептуальные подходы к контроллингу
Контроллинг перерос все общепринятые толкования и превратился в систему управления предприятием. Сам термин зародился в Америке, в 70-е годы перекочевал в Западную Европу, затем в начале 90-х в СНГ, определения контроллинга представлены в целом ряде работ. В определении термин объединяет две составляющие: контроллинг как философия и как инструмент [8, с.328].
1. Контроллинг — философия и образ мышления руководителей, ориентированные на эффективное использование ресурсов и развитие предприятия (организации) в долгосрочной перспективе.
2. Контроллинг — ориентированная на достижение целей интегрированная система информационно-аналитической и методической поддержки руководителей в процессе планирования, контроля, анализа и принятия управленческих решений по всем функциональным сферам деятельности предприятия.
Несмотря на то, что названный термин имеет английские корни, исторически наибольшее влияние на концепцию контроллинга оказала немецкая школа бизнес-администрирования. Данная концепция постоянно развивается. Пока среди ее сторонников нет единодушия даже в определении контроллинга и перечне его функций (Приложение 1).
Основные постулаты современной философии контроллинга можно сформулировать следующим образом:
Главенство рентабельности (объемы выпуска, количество филиалов и клиентов, ассортимент продукции, сумма баланса и т.п. являются второстепенными по сравнению с эффективностью работы предприятия в целом и его подразделений);
Рост объемов бизнеса предприятия (организации) оправдан лишь при сохранении прежнего уровня или росте эффективности;
Мероприятия по обеспечению роста доходности не должны повышать допустимые для конкретных условий функционирования предприятия уровни рисков.
Целевая задача контроллинга — построение на предприятии эффективной системы принятия, реализации, контроля и анализа управленческих решений.
Контроллинг, как система, позволяет, оптимизировать решение проблемы: Ограниченности ресурсов — Безграничности потребностей.
Другими словами эта система взаимосвязи управленческих воздействий, посредствам различных инструментов, на объекты управления с целью достижения максимальной эффективности деятельности.
Прежде всего, в этой системе заинтересованы владельцы капитала, так как именно эффективность будет определять уровень издержек альтернативного вложения капитала, далее руководящий состав (ТОП), результативность деятельности которого определяется эффективностью деятельности предприятия. Цепочка может продвигаться далее, вплоть до конкретного исполнителя.
Основные задачи, которые нужно решить:
1) оптимизация управления организационной структурой компании;
2) организация эффективной системы учета операций и результатов;
3) внедрение систем планирования, контроля и анализа деятельности;
4) обеспечение мотивации персонала в повышении эффективности работы компании;
5) автоматизация систем учета и управления компанией.
Решение поставленных задач осуществляется посредством:
1) Планирования деятельности (разработка системы планирования, планирование доходов и расходов, планирование финансовых результатов);
2) Управленческого учета (приведение учетной политики предприятия в соответствие требованиям управленческого учета, разработка методики оперативного учета затрат);
3) Организации работы подразделений (приведение организационной структуры в соответствие целям, задачам и функциям предприятия, разработка должностных инструкций);
4. Разработки системы анализа показателей эффективности работы по подразделениям и по направлениям;
5. Организации работы финансово-экономической и контрольно-аналитической служб (создание контрольно-аналитического подразделения обесп……..
Список используемых источников и литературы
1. Монографии, сборники, учебники и учебные пособия
1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент — Учебник. — М. 2001, с. 368
2. Герчикова И.Н. «Менеджмент» — Учебник. — М.: «Юнити», 2004 г., с. 314
3. Дайле А. «Практика контроллинга» Учебное пособие — М: «Финансы и статистика», 2001 г., с. 353
4. Лебедев О.Т. Основы менеджмента — Учебник. — СПб: Издательский дом «МиМ», 2003 г., с. 442
5. Менеджмент организации. Учебное пособие. /Под редакцией З.П. Румянцевой и Н.А. Саломатина. — М.: «Инфра-М», 2003 г., с. 337
6. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф.- Учебник «Основы менеджмента». — М.: «Инфра-М», 2004 г., с 512
7. Фалько С.Г., Носов В.М. «Контроллинг на предприятии». — М.: «Знание России», 2005 г., с. 80
8. Большой экономический словарь/ Под ред. А.Н. Азрилияна. — М.: фонд «Правовая литература», 2005 г., с. 528
2. Статьи в научных сборниках и периодической печати
9. Контроллинг в бизнесе: методологические и практические основы построения контроллинга в организациях //А.М. Карминский, Н.И. Оленев, А.Г. Примак, С.Г. Фалько. — М.: «Финансы и статистика», № 5, 2006 г., с. 256.
10. А.Сафаров. «Правильный» контроллинг: мнение практика// Управленческий учет. — 2006. — № 1. — с. 24-28
11. А. Сафаров, Т. Бабенкова. Контроллинг: история внедрения// Управление компанией. — 2005. — № 8. — с. 15-19
12. Г.Э. Шерм. Уточнение содержания контроллинга как функции управления и его поддержки// БОСС. — 2006. — № 3. — с. 6-8
13. Федор Писчасов, Евгений Попов. Инструментарий контроллинга предприятия// Экономический журнал. — 2005. — № 5. — с. 35-40