Содержание
Введение 3
1. Морфофункциональные особенности подростков 12-15 лет5
2. Развитие основных физических качеств у юных баскетболистов и методы контроля10
3. Развитие специальной физической подготовленности баскетболистов и методы контроля15
4. Особенности специальных тестов, применяемых при тестировании юных баскетболистов23
Выводы27
Список литературы29
Выдержка из текста работы
Актуальность. В настоящее время, в мировом легкоатлетическом спорте наблюдается бурное развитие. Характерными его чертами является повседневное культивирование легкой атлетики. Обострившаяся конкуренция в спорте побуждает тренеров искать новые приемы наиболее полного раскрытия физических особенностей человека. Достижение высоких спортивных результатов в легкой атлетике во многом обусловлено оптимальным уровнем скоростно-силовой подготовленности, поэтому рациональное построение соотношения специальной физической подготовки (СФП) и общей физической подготовки (ОФП) как на уровне годичного цикла, так и на его отдельных этапах во многом определяется эффективностью всего учебно-тренировочного процесса (Е.Е. Аракелян, С.Н Вовк,2000). Важное значение имеет также рациональное планирование СФП и ОФП в системе многолетней подготовки спортсмена — от этапа начальной спортивной специализации до этапа высшего спортивного мастерства.
Достижение спортивных результатов на соревнованиях во многом обусловлено разнообразными подходами к физической подготовке на каждом из этапов тренировочного процесса, поэтому проблема поиска оптимальных и рациональных методов повышения результативности за счет различных средств физической подготовки до настоящего времени остается актуальной.
Состав скоростно-силовых упражнений, предусматриваемых программами физического воспитания, широк и разнообразен. В него входят различного рода прыжки, метания, толкания, броски и быстрые поднимания спортивных снарядов или других предметов. Скоростные перемещения циклического характера, ряд действий в играх и единоборствах, совершаемых, в короткое время с высокой интенсивностью и т.д. Также для развития скоростно-силовых качеств используется игровой метод, который позволяет на высоком эмоциональном фоне быстро переключаться на разные режимы работы мышц, а также вовлекать в работу различные группы мышц, что позволяет достичь комплексного эффекта.
Теоретическая значимость: игровой метод представляет собой большую ценность в воспитательной работе с детьми и молодежью. Среди большого разнообразия игр широко распространены у детей и подростков подвижные игры. Характерной чертой игрового метода является ярко выраженная роль движений в содержании игры (бега, прыжков, метаний, ловли мяча и др.) Игровой метод является одним из важных средств в формировании у детей и подростков высоких нравственных и физических качеств. Несмотря на то, что особенно большое место игры занимают в физическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста, также они необходимы и в среднем школьном возрасте, так как они благоприятствуют комплексному совершенствованию двигательных навыков, нормальному физическому развитию, препятствуют монотонии (Борисова О.Д.,2000).
Проблема: в проанализированной литературе отсутствует единое мнение авторов о выборе средств и методов для развития скоростно-силовых способностей. В литературных источниках тема освещена достаточно, но экспериментальных доказательств применения игрового метода не много. Тренерами недооценивается важность применения игрового метода для подготовки юных спортсменов, что подтверждает актуальность проблемы развития скоростно-силовых способностей спринтеров на этапе начальной подготовки.
Практическая значимость: выбор наиболее эффективных методов и средств развития скоростно-силовых способностей у юных бегунов на этапе начальной подготовки, позволит более рационально планировать тренировочный процесс.
Объект — методика развития скоростно-силовых качеств у спринтеров начального этапа подготовки.
Предмет — применение игрового метода для развития скоростно-силовых качеств и повышения результативности у спринтеров начального этапа подготовки.
спорт юношеский легкоатлет тренировка
Глава 1. Обзор литературы по изучаемой проблеме
1.1 Особенности детско-юношеского спорта
Детско-юношеский спорт обусловлен большим количеством факторов социального, организационного, материально — технического и собственно методического характера.
Такие факторы, как все возрастающая популярность спорта и его социальная значимость, использование современных форм и методов организации и управления, совершенствования оборудования и инвентаря, широкое внедрение достижения науки и техники из смежных областей следует подчеркнуть ещё то, что в детско-юношеском спорте прогресс связан преимущественно с совершенствованием организации и управления процессом подготовки.
Современному этапу развития детско-юношеского спорта присущ ряд особенностей, которые оказывают существенное влияние на организацию подготовки спортсменов и ставят перед тренерами и спортсменами новые, очень сложные задачи и требования, заставляющие искать соответствующие формы организации тренировочного процесса:
исключительно высокая напряженность соревновательной борьбы, связанная с возрастающей плотностью спортивных достижений участников соревнований, неизмеримо повысило требования к качеству, стабильности и надежности технического и тактического мастерства, морально — волевой подготовленности и психологической устойчивости спортсменов;
существенно возросли объемы тренировочной нагрузки, что остро поставило проблему ее рационального размещения в рамках годичного цикла и его отдельных этапов;
постоянное повышение высокого уровня достижений спортсменов требует усовершенствования как системы подготовки спортсменов высшей квалификации, так и все организационно — методической системы многолетней подготовки (Алабин В.Г., Алабин А.В., Бизин В.П.,2000).
Ведущие специалисты в области юношеского спорта в своих исследованиях (Бекетов В.А., Валик Б.В., Верхошанский Ю.В. и др.) сформулировали основные методологические положения, на основе которых должна строиться многолетняя спортивная тренировка:
. Многолетняя спортивная подготовка — это единая педагогическая система, обеспечивающая преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки всех возрастных групп.
. Целевая направленность по отношению к высшему спортивному мастерству в процессе подготовки всех возрастных групп.
. Оптимальное соотношение (соразмерность) различных сторон подготовки спортсмена в процессе многолетней тренировки.
. Рост объема средств общей и специальной подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется: из года в год увеличивается объем средств специальной подготовки по отношению к общему объему тренировочной нагрузки и соответственно уменьшается объем общей подготовки.
. Поступательное увеличение объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок, их постоянный рост на протяжении многолетней тренировки. Каждый период очередного годового цикла начинается и завершается на более высоком уровне тренировочных нагрузок по сравнению с соответствующим периодом предыдущего годичного цикла.
. Строгое соблюдение постепенности в процессе использования тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно в занятиях с детьми, подростками, юношами и девушками.
. Одновременное развитие физических качеств спортсменов на всех этапах многолетней подготовки и преимущественное воспитание отдельных качеств в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого.
В дополнение к вышесказанному указывается (Ю.В. Верхошанский, И.Н. Мироненко, Т.М. Антонова и др., 2001), что в многолетней динамике уровня подготовленности спортсменов прослеживаются следующие тенденции:
средний уровень и максимальные значения скоростно-силовых показателей спортсменов повышается из года в год;
исходный уровень скоростно-силовых показателей в каждом годичном цикле ниже, чем в конце предыдущего года, но выше чем в его начале;
величина прироста значений скоростно-силовых показателей от года к году у начинающих спортсменов больше, чем у квалифицированных.
1.2 Особенности тренировки на этапе начальной специализации
Разработанная специалистами (А.А. Маркесян, Н.Г. Озолин, В.И. Воронин, Ю.Н. Примаков, Матвеев Л.П. и др.) периодизация многолетней тренировки легкоатлетов делит всю подготовку на этапы: предварительной подготовки (группы начальной подготовки ДЮСШ — 9-11 лет), начальной специализации (учебно-тренировочные группы — 12-15 лет), углубленной специализации (группы спортивного совершенствования — 16-18 лет), спортивного мастерства (группы высшего спортивного мастерства — 19 лет и старше). Возрастные границы этих этапов, задачи, средства и методы подготовки для различных групп видов легкой атлетики имеют незначительные различия и поэтому могут быть взяты за основу планирования и построения многолетней подготовки спортсменов.
Как отмечают специалисты, этап начальной специализации охватывает возраст с 11-12 до 15-16 лет. На этом этапе юные бегуны на короткие дистанции овладевают основами техники спринтерского бега и другими видами легкой атлетики, приобретают разностороннюю физическую подготовленность, используя в тренировке различные виды спорта, подвижные и спортивные игры.
Исходя из этого, основные цели этапа начальной специализации заключается в следующем: обеспечить разностороннюю физическую подготовку, повысить общий уровень функциональных возможностей, создать богатый фонд разнообразных навыков, умений, сформировать начальные основы спортивного мастерства (Филин В.П., 1990).