Содержание
1. Инструменты контроля качества аудита3
2. Права и обязанности аудиторских организаций13
3. Ответственность аудиторов и аудиторских организаций15
4. Страхование профессиональной ответственности аудитора19
5. Права, обязанности и юридическая ответственность проверяемого экономического субъекта21
Список использованной литературы23
Выдержка из текста работы
Согласно п. 3 ст. 1 Закона об аудиторской деятельности цель аудита — «выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации». Достижение поставленной цели, обеспечение объективного и независимого профессионального мнения аудитора в значительной степени зависят от осуществления системного контроля качества аудиторской деятельности.
В настоящее время в системе нормативного регулирования аудиторской деятельности заложены определенные механизмы контроля качества аудита. В статье 14 «Контроль качества аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов» Федерального закона «Об аудиторской деятельности» закреплена система, в которой определены соответствующие уровни контроля качества аудита:
1) федеральный уровень. Согласно п. 2 ст. 14 данного Закона уполномоченный федеральный орган устанавливает систему проверки качества работы аудиторских организаций внешними проверяющими и может проводить такие проверки как своими силами, так и делегировать право проведения таких проверок аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям в отношении участников этих объединений.
Функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти возложены на Министерство финансов Российской Федерации;
2) уровень профессиональных аудиторских объединений. Согласно п. 2 ст. 14 и п. 4 ст. 20 упомянутого Закона аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям предоставлено право «самостоятельно или по поручению уполномоченного федерального органа проводить проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов, являющихся их членами…»;
3) внутрифирменный контроль качества аудита. Согласно п. 1 ст. 14 этого же Закона аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны устанавливать и соблюдать правила внутреннего контроля качества проводимых ими аудиторских проверок.
Внешние проверки качества работы аудиторских фирм (индивидуальных аудиторов) осуществляются на основании следующих документов:
1) на федеральном уровне — Программа проверки соответствия лицензионным требованиям и условиям, а также качества работы аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) (утверждена Минфином России 11.03.2005);
2) на профессиональном уровне — Временные методические рекомендации и программа проведения аккредитованными при Минфине России профессиональными аудиторскими объединениями проверок качества аудиторских услуг (одобрены Советом по аудиторской деятельности Минфина России 26.05.2005 (протокол № 36).
Согласно положениям указанных документов внешний контроль качества аудита направлен на:
– определение соответствия деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов требованиям Федерального закона «Об аудиторской деятельности», Положения о лицензировании аудиторской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.03.2002 № 190, постановления Правительства РФ от 06.02.2002 № 80 «О вопросах регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации» и постановления Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»;
– создание предпосылок для осуществления аудиторской работы в соответствии с Кодексом этики аудиторов России, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ.
– Однако представляется некорректным ограничение цели контроля лишь теми критериями качества, которые определены Программой проверки Минфина России и Временными методическими рекомендациями.
Целью контроля качества аудита следует считать обеспечение соответствия деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов установленным критериям качества. Под контролем качества аудита следует понимать совокупность методик и процедур, применяемых для определения соответствия деятельности аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) установленным критериям качества.
Следует различать стратегические и тактические аспекты общего контроля качества аудиторской деятельности. Очевидно, что стратегия определяет важнейшие цели и задачи, осуществляемые государством, профессиональными объединениями и аудиторскими организациями в целом для достижения высокого качества аудиторских услуг, оказываемых клиентам, а тактика — это конкретные мероприятия, принимаемые для достижения стратегических Целей и задач. При этом стратегический подход к контролю качества аудита должен заключаться в максимальном удовлетворении Потребностей пользователей профессионального мнения аудитора При минимальной себестоимости оказания услуг и оптимальной рентабельности деятельности, так как качество, прежде всего, есть средство получения прибыли и достижения конкурентного преимущества. Тактический подход к осуществлению контроля качества аудита направлен на обеспечение соответствия качества оказываемых аудиторских услуг установленным критериям.
Системный контроль качества аудиторской деятельности должен быть направлен на:
1) предупреждение несостоятельности аудита, т.е. неверной оценки аудиторского риска, несоблюдения критериев качества аудита, а также интересов аудируемого лица и других пользователей профессионального мнения аудитора;
2) достижение разумной уверенности в том, что аудит как деловая профессиональная услуга удовлетворяет требованиям по качеству, предъявляемым пользователями профессионального мнения аудитора;
3) обеспечение необходимого и достаточного уровня доверия к мнению аудитора со стороны пользователей в отношении достоверности информации, содержащейся в финансовой (бухгалтерской) отчетности клиента.
Существенность в аудите
Существенность – это свойство информации, которое делает ее способной влиять на экономические решения пользователей этой информации. Существенность имеет 2 стороны:
– качественную;
– количественную.
С качественной т.з., аудитор должен определить, носят или не носят существенный характер, отмеченные в ходе проверки отклонения от установленного порядка совершения хозяйственных операций.
С количественной т.з., аудитор должен оценить, превосходят ли по отдельности или в сумме обнаруженные искажения ф/о, принятый для проверки уровень существенности.
Уровень существенности – это максимально допустимый размер ошибки, который может иметь место в б/о и который не введет квалифицированного пользователя в заблуждение относительно этой информации.
Иными словами, под уровнем существенности понимается предельное искажение б/о, начиная с которого пользователь информации, представленной в отчетности, перестает быть в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные решения.
Порядок определения уровня существенности аудиторская организация закрепляет во внутрифирменных стандартах. Общие понятия о существенности содержатся в ФПСАД №4, который называется «Существенность в аудите».
В стандарте говорится о том, что аудитор оценивает то, что является существенным по своему профессиональному мнению. Аудитор в ходе проверки может достичь только разумной уверенности.
Стандарт не определяет конкретного порядка расчета уровня существенности. Некоторые аудиторские фирмы рассчитывают уровень существенности отдельно для статей баланса и для отчета о прибылях и убытках. При этом для определения уровня существенности для статей баланса он может рассчитываться в диапазоне от 1 до 2% от валюты баланса или от 2 до 4% от собственного капитала. Для формы №2 уровень существенности рассчитывается от 1 до 2% от выручки от продаж или от 5 до 10% от прибыли до налогообложения. Для прочих форм ф/о уровень существенности может применяться от 10% от валюты баланса.
Между существенностью и аудиторскими рисками существует обратная зависимость, т.е. чем выше уровень существенности, тем ниже уровень аудиторского риска.
Значение создания международных стандартов финансовой отчетности, порядок их разработки и применения.
МСФО – это система правил ведения б/у и составления ф/о, функционирующая на международном уровне. МСФО имеет рекомендательный характер. Работа над созданием МСФО началась в 1973 году. Профессиональные ассоциации бухгалтеров и аудиторов Австралии, Великобритании, Германии, Нидерландов, Ирландии, Канады, Мексики, США, Франции, Японии создали Комитет по МСФО.
С 1983 года членами Комитета МСФО стали все профессиональные организации – члены Международной федерации бухгалтеров. Цель Комитета МСФО – унификация принципов бухгалтерского учета, используемых компаниями во всем мире для составления финансовой отчетности.
Ведущими странами в области международных стандартов являются США и Великобритания, что определяется их ролью на международных финансовых рынках. Использование полного набора стандартов в настоящее время не наблюдается ни в одной стране мира.
Цель разработки международных стандартов и их использования — гармонизация (согласование) национальных систем учета и отчетности в направлении повышения потребительских качеств финансовой отчетности хозяйствующего субъекта. МСФО нацелены на их использование в качестве универсального языка бизнеса, т.е. удобным средством общения между предприятиями (банками) различных стран.
В 1997г. при КМСФО был учрежден Постоянный комитет по интерпретациям (Standing Interpretation Committee). Целью его деятельности является разъяснение отдельных положений МСФО в виде интерпретаций.
В целом, каждая страна сейчас использует 2 учетные системы — национальную и международную (GAAP). Одной из серьезных проблем стандартизации бухгалтерского учета на международном уровне является проблема взаимодействия национальных бухгалтерских стандартов США (GAAP) и Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), которые концептуально различаются по некоторым аспектам.
В апреле 2001 года КМСФО был реорганизован в Совет по МСФО (СМСФО) и существенно активизировал свою работу. В Совет должно входить 14 членов, назначаемых Комитетом по Международным стандартам финансовой отчетности. С этого момента МСФО стали буквально завоевывать мир. Более 50 крупнейших стран приняли специальные планы перехода на МСФО или сближения национальных стандартов с МСФО. Россия также не стала здесь исключением. ЕС обязал компании, чьи ценные бумаги обращаются на европейских биржах, использовать с 2005 года МСФО при составлении консолидированной финансовой отчетности. Совет по стандартам финансовой отчетности США подписал соглашение с КМСФО об устранении различий между американской и международной системами отчетности.
МСФО представляют собой комплекс документов. Это Введение, Построение СМСФО, Предисловие к положениям МСФО, Принципы составления и представления финансовой отчетности, собственно стандарты, разъяснения к стандартам (интерпретации), Глоссарий, История МСФО. Все эти документы взаимосвязаны, образуя единое целое, систему, и не могут применяться по отдельности. Вместе с тем каждый отдельный документ как элемент этой системы имеет самостоятельное значение.
В настоящее время существуют несколько форм использования странами Международных стандартов финансовой отчетности:
1)Применение МСФО в качестве национальных стандартов (Кипр, Кувейт, Латвия, Мальта, Пакистан, Тринидад и Тобаго, Хорватия).
2)Использование МСФО в качестве национальных стандартов, но с условием, что для вопросов, не затронутых международными стандартами, разрабатываются национальные (Малайзия и Папуа – Новая Гвинея).
3)Использование МСФО в качестве национальных стандартов, однако в некоторых случаях возможна их модификация в соответствии с национальными особенностями (Албания, Бангладеш, Барбадос, Замбия, Зимбабве, Кения, Колумбия, Польша, Судан, Таиланд, Уругвай, Ямайка).
4)Национальные стандарты основаны на МСФО и обеспечивают дополнительные их разъяснения (Китай, Иран, Словению, Тунис, Филиппины)
5)Национальные стандарты основаны на МСФО, однако некоторые стандарты могут быть более детализированы, чем МСФО (Бразилия, Индия, Ирландия, Литва, Мавритания, Мексика, Намибия, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Сингапур, Словакия, Турция, Франция, Швейцария, Южная Африка);
6)Национальные стандарты основаны на МСФО, за исключением того, что каждый национальный стандарт включает в себя положение, сравнивающее национальный стандарт с МСФО (Австралия, Дания, Италия, Новая Зеландия, Швеция).
В России выбран один из наиболее рациональных способов применения МСФО – их адаптация. Она предполагает постепенное совершенствование российских правил учета и отчетности, направленное на формирование финансовой информации высокого качества в соответствии с требованиями международных стандартов.
Анализ ликвидности и финансовой устойчивости предприятия
Ликвидность – способность активов предприятия превращаться в денежню форму.
Платежеспособность – способность предприятия своевременно и полностью погашать свои обязательства.
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с краткосрочными обязательствами по пассиву, которые группируются по степени срочности их погашения.
Активы по ликвидности: Пассивы по срочности их оплаты:
А1 – наиболее ликвидные (ден. ср-ва, крат. фин. вложения в ц.б.).
А2 – быстрореализуемые (крат. деб.зад., прочие активы).
А3 — медленно реализуемые (запасы, НДс по приобр. ценностям.).
А4 — трудно реализуемые (внеоборотные активы, дол. деб. зад.).
П1 – наиболее срочные пассивы (кред. зад., зад. перед участниками по выплате доходов, прочие крат. обяз.).
П2 – краткосрочные пассивы (крат. кредиты и займы).
П3 – долгосрочные пассивы (дол. кредиты и займы).
П4 – постоянные пассивы (капитал и резервы, доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов, за вычетом собственных акций, выкупленных у собственных акционеров).
Баланс считается абсолютно ликвидным, если А1 ≥ П1, А2 ≥ П2, А3 ≥ П3, А4 ≤ П4.
Наряду с абсолютными показателями для оценки ликвидности и платежеспособности предприятия рассчитывают относительные показатели:
— коэффициент абсолютной ликвидности (норма денежных резервов) — определяется отношением денежных средств и краткосрочных финансовых вложений ко всей сумме краткосрочных долгов предприятия. Он показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счет имеющейся денежной наличности. Чем выше его величина, тем больше гарантия погашения долгов. Оптимальное значение: >0,2.
— коэффициент быстрой ликвидности — отношение совокупности денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и краткосрочной дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, к сумме краткосрочных финансовых обязательств. Удовлетворяет обычно соотношение 0,7—0,8.
— коэффициент текущей ликвидности — отношение всей суммы оборотных активов, включая запасы, к общей сумме краткосрочных обязательств; превышение оборотных активов над краткосрочными финансовыми обязательствами обеспечивает резервный запас для компенсации убытков, которые может понести предприятие при размещении и ликвидации всех оборотных активов, кроме наличности. Чем больше этот запас, тем больше уверенность кредиторов в том, что долги будут погашены. Удовлетворяет обычно коэффициент > 2.
Финансовое состояние предприятий, его устойчивость во многом зависят от оптимальности структуры источников капитала (соотношения собственных и заемных средств) и от оптимальности структуры активов предприятия, в первую очередь — от соотношения основных и оборотных средств, а также от уравновешенности отдельных видов активов и пассивов предприятия.
Поэтому вначале необходимо проанализировать структуру источников капитала предприятия и оценить степень финансовой устойчивости и финансового риска. С этой целью рассчитывают следующие показатели:
1) коэффициент финансовой автономии (или независимости) — удельный вес собственного капитала в общей валюте баланса;
2) коэффициент финансовой зависимости — доля заемного капитала в общей валюте баланса;
3) коэффициент текущей задолженности — отношение краткосрочных финансовых обязательств к общей валюте баланса;
4) коэффициент долгосрочной финансовой независимости (коэффициент устойчивого финансирования) — отношение собственного и долгосрочного заемного капитала к общей валюте
баланса;
5) коэффициент покрытия долгов собственным капиталом (коэффициент платежеспособности) — отношение собственного капитала к заемному;
6) коэффициент финансового левериджа, или коэффициент финансового риска, — отношение заемного капитала к собственному.
Чем выше уровень первого, четвертого и пятого показателей и чем ниже уровень второго, третьего и шестого показателей, тем устойчивее ФСП.
Можно выделить 3 типа финансовых положений:
1. Абсолютная и нормальная устойчивость – хар-ся высоким уровнем рентабельности пр-ия и отсутствием нарушений фин-ой дисциплины.
2. Неустойчивое фин. сост. – хар-ся нарушениями в фин. дисциплине, перебоями в поступлении ден. ср-в, снижением доходности в деят-сти пр-ия.
3. Кризисное фин. пол. – дополняется наличием регулярных неплатежей (просроченных ссуд банкам, просроченной задолженности поставщикам).