Содержание
Введение3
Глава 1.СССР накануне принятия Конституции 1936 г.6
1.1 Социально-экономическая и политическая
обстановка в СССР.6
1.2 Подготовка Конституции СССР 1936 г.9
Глава 2. Социально-экономическая
и политическая сущность Конституции ССР 1936 г.12
2.1 Система органов власти в СССР
по Конституции 1936 г.12
2.2 Экономическая характеристика
Конституции СССР 1936 г.17
2.3 Права, свободы и обязанности граждан
по Конституции СССР 1936 г. 19
Глава 3. Федеративное устройство СССР.21
3.1 Развитие СССР как союзного государства.21
3.2 Отношения между субъектами СССР
по Конституции 1936 г.22
Заключение25
Список использованной литературы27
Введение
Декларация прав народов России, формально поставившая проблему внутренней политической организации нового государства (будет ли оно централизованным иди федеративным?), но не давшая на нее ответа, признавала, что в качестве альтернативы расколу существует «добровольный и честный союз народов России», которые, как было заявлено, равны между собой. Несмотря на то, что Ленин был против федерализма, перед угрозой развала бывшей Российской империи он решил основать новое, советское государство на принципе федерации. Во второй статье декларации прав трудящегося и эксплуатируемою народа говорилось: «Советская Российская республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация Советских национальных республик». [11, c .81]
Кроме всего прочего, в документе уточнялась процедура присоединения к России: решение об этом должно было приниматься на съезде Советов каждой национальности. Однако федерация мыслилась как переходный этап в преддверии мировой революции, как обязательный шаг на пути к слиянию и преодолению национальных различий. В марте 1918 г. Ленин писал, что федерация наций это «переход к сознательному и более тесному единству трудящихся». [15, c . 21]
Первая советская конституция, принятая в июле 1918 г., умалчивала о политическом наполнении этого союзного устройства и его функционировании.
Дальнейшее развитие принципы государственного устройства СССР получили в Конституции 1924 года.
Конституция СССР 1924 г. закрепила возникновение и основные направления развития новой советской союзной государственности. Общесоюзные конституционные нормы предусматривали соотношение прав и обязанностей СССР и союзных республик, согласно которому СССР обязан охранять суверенитет входящих в союз республик и осуществлять определенные функции в интересах всех союзных республик. Последние передавали Союзу ССР часть своих полномочий для решения общих вопросов, а в пределах своей компетенции могли действовать самостоятельно. [16, c .28]
Конституция СССР 1936 г. не содержала программных положений. Она состояла из 13 глав, включающих 146 статей. Глава I утверждала существование в СССР двух дружественных классов: рабочих и крестьян. Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, а экономическую основу — социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. [10]
Таким образом, основной целью данной работы является исследование правового положение союзных республик в составе СССР согласно конституции 1936 г., выяснение границ компетенции центрального и местного правительств в различных сферах общественно-политической жизни.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
Анализ взаимоотношений между федеральными органами власти и управления СССР и союзных республик по Конституции ССР 1936 г.
Изучение организации власти и управления в СССР согласно конституции СССР 1936.
Выяснение конституционных гарантий суверенных прав союзных республик в составе СССР по Конституции СССР 1936 г.
Глава 1.СССР накануне принятия Конституции 1936 г.
1.1 Социально-экономическая и политическая обстановка в СССР.
Лозунг революции «Вся власть Советам!» начал менять свое содержание уже в первые месяцы после Октября. Жизненные потребности государственного строительства направили процесс в сторону превращения Советов в местные органы власти и представительства центра на местах. Гражданская война смела эту хрупкую, едва возникшую систему. Те Советы, что выжили, во многом просто интегрировались в госаппарат или стали становиться в оппозицию к большевикам («Советы без оммунистов»). ВКП(б) была и физически мало представлена в деревне: даже в 1925 г. партийные ячейки имелись лишь в одном из 30 сел. Треть коммунистов на селе были присланные из города люди, не знавшие местных условий.
C 1924 г., в условиях недорода, экономическая власть зажиточных крестьян на селе стала трансформироваться в политическую. С другой стороны, в условиях НЭПа зажиточные крестьяне были заинтересованы в появлении на селе организованной и стабильной власти. В связи с этим встало две задачи: восстановить систему органов местной власти с централизованной дисциплиной и контролем; обеспечить лояльность этой системы к центральной власти. [13, c .54]
Для этого был нужен компромисс с массой крестьян, т.к. сильнее всего система была подорвана в уездном и волостном звене. На уровне волости реальное влияние в исполкомах было у кулаков, депутаты из бедноты просто боялись присутствовать на заседаниях, да и не имели транспорта. Сельсоветы по сути понимались как традиционные сельские сходы. Голосовать на выборы шел глава двора, уверенный, что «он один представляет всю семью». Типичный сельсовет никогда не слышал о «Положении о сельсоветах» и не получал никаких кодексов, законов или декретов. Малочисленные и неопытные партработники раздражали крестьян. [8, c .209]
К концу 20-х годов были решены основные задачи, которые возлагались на НЭП. Было восстановлено разрушенное войнами хозяйство, стабилизировалась социальная и демографическая ситуация, сложилась и укрепилась система государственных органов и учреждений, правопорядок. Были мобилизованы значительные средства для индустриализации. Вместе с темы выявились и стали быстро нарастать новый противоречия, которые уже в 1928-29 гг. воспринимались руководством государства и партии как угрожающие.
Выдержка из текста работы
Введение 1 Ситуация в стране и развитие права во время принятия конституции 1936 года 2 Создание Конституция 1936 г. 3 Поправки и дополнения к проекту конституции 1936 г. 4 Содержание конституции Заключение Библиография |
3
4 6 7 10 18 19 |
ВВЕДЕНИЕ
«Это будет исторический документ, трактующий просто и сжато, почти в протокольном стиле, о фактах победы социализма в СССР, о фактах освобождения трудящихся СССР от капиталистического рабства, о фактах победы в СССР развернутой, до конца последовательной демократии.
Это будет документ, свидетельствующий о том, о чем мечтали и продолжают мечтать миллионы честных людей в капиталистических странах, — уже осуществлено в СССР».1 Именно так высказывался о создаваемой в 1936 году конституции СССР Сталин.
В связи с проводимой в начале XX веке работой по созданию ряда Конституций в нашей стране, определяется актуальность данной темы не только с точки зрения развития исторических аспектов правовой науки, но и с точки зрения учета опыта прошлого в современных подходах к развитию правовой системы. В частности и конституционного права.
Целью данной работы является изучение политической обстановки в стране в 30-е годы ХХ века, ход создания и содержание конституции 1936 года.
1 Ситуация в стране и развитие права во время принятия конституции 1936 года
Развитие советского права в тридцатые годы проходило в духе статьи И. В. Сталина "Головокружение от успехов". 25 июля 1932 г. ЦИК и СНК СССР издали специальное постановление "О революционной законности". В нем говорилось о необходимости борьбы с нарушениями революционной законности. Органы суда и прокуратуры должны были принимать строгие меры к должностным лицам, допустившим нарушение закона. Параллельно с этим распространялись распоряжения о жесточайшей борьбе с противниками коллективизации, бывшими оппозиционерами, представителями бывших эксплуататорских классов. За "перегиб" можно было отделаться партийным взысканием, а за "буржуазный либерализм" человека ожидало, как минимум, исключение из партии.
После свёртывания нэпа произошло изменение в подходе к правовому регулированию отношений между различными хозяйственными предприятиями. Если во время действия новой экономической политики доминантой деятельности любого предприятия являлась его рентабельность, прибыль, которую оно может получить, то после перехода к жестко плановой экономике, пятилетним планам, во главу угла были поставлены абстрактные интересы государства, а не конкретного предприятия или гражданина. Любые действия против государства, государственных служащих и государственной собственности наказывались гораздо суровее, чем аналогичные акты против частных граждан.
С 1931 г. ЦИК и СНК СССР обязали хозяйственные органы оформлять заказы и поставки договорами. Устанавливались формы договоров — генеральные (между центрами двух систем) и локальные (между конкретными поставщиками и потребителями). Создавалась жестко централизованная система кредитования. Все кредиты были сосредоточены в Госбанке, который и осуществлял кредитование согласно плану.
С 1932 г. законом запрещалось открытие лавок и магазинов частными лицами. С 1929 по 1934 г. продукты выдавались по карточкам. Коллективизация привела к массовому уничтожению наиболее трудолюбивого крестьянства. Государство полностью взяло на себя функции снабжения населения продовольственными и прочими товарами народного потребления.2
В мировой практике принятие новых конституций вызывалось как глубинными общественными изменениями (обычно это происходит после революций), так и политическими изменениями. Этими же причинами было вызвано появление Конституции 1936 г.
Что касается глубинных изменений, то к середине 30-х гг. они действительно произошли (в сравнении с 1918 г., когда была принята первая большевистская конституция). Но не меньшее влияние на содержание Конституции оказал И.В. Сталин.
Во-первых, как революционер, И.В. Сталин хотел увидеть то счастливое будущее, ради которого он многие годы перед революцией провел в тюрьмах и ссылках, терпел лишения на фронтах гражданской войны. То, что подхлестнуть исторические процессы нельзя, что их масштабы не соответствуют рамкам человеческой жизни, он не осознавал. Вторая ошибка заключалась в определении этого строя как социалистического, что связано с его теоретической безграмотностью.
Ни К. Маркс с Ф. Энгельсом, ни В.И. Ленин теорию социализма (первой, начальной фазы коммунизма) не разрабатывали. Были определены лишь общие черты коммунизма:
− в экономике на месте рыночного механизма создавался плановый,
− в социальной сфере вместо враждебных классов должно было возникнуть бесклассовое общество,
− в политической сфере государство должно было уступить место самоуправлению народа.
Экономика СССР с начала 20-х гг. развивалась по плану. В начале 30-х гг. был окончательно вытеснен рыночный механизм. После проведения коллективизации сложилось бесклассовое общество, что является вторым признаком социализма. Правда, если социализм – это половина коммунизма, а коммунизм – это система самоуправления трудящихся, то с политической точки зрения построение социализма должно было означать передачу половины государственной власти народу. Этого не было. Но в 1928 г. И.В. Сталин «выступил с теорией о возрастании в ходе строительства социализма классовой борьбы, в 1933 г. он ее подтвердил. Идея отмирания государства стала восприниматься как враждебная. Поэтому сталинское заявление на XVII съезде ВКП (б) 1934 г. о победе социализма в СССР никого не удивило.
Скорее всего, И.В. Сталин действительно воспринимал сложившийся в СССР строй как социалистический и потребовал конституционного закрепления этого рубежа.3 В 30-е гг. существенные изменения происходят и в механизме Советского государства. Они были неразрывно связаны с развитием как общественного устройства, так и организации государственного единства.4
2 Создание Конституция 1936 г.
В условиях укрепления командно-административной системы советско-партийное руководство решило создать новый "фасад" своей системы. Во многом эту роль должна была играть новая Конституция. 30 января 1935 г. Пленум ЦК ВКП (б) выдвинул предложения об изменении Конституции в следующем направлении:
1) Дальнейшая демократизация избирательной системы.
2) Уточнение социально-экономической основы Конституции в соответствии с расстановкой классовых сил в СССР (создание новой социалистической индустрии, разгром кулачества, победа колхозного строя, утверждение социалистической собственности и т. д.).5
В 1936 г. была принята новая Конституция СССР, завершившая большой этап государственного строительства. Главным при выработке проекта было привести Конституцию в соответствие с новой социально-экономической реальностью и перейти к принципу равных политических прав всем гражданам.
Осенью 1935 г. ЦИК СССР создал Конституционную комиссию под председательством И.В. Сталина и 12 подкомиссий. 12 июня 1936 г. проект Конституции был опубликован и обсуждался в течение полугода на всех уровнях — от собраний трудящихся на предприятиях до республиканских съездов Советов. В обсуждении участвовало более половины взрослого населения, комиссия получила 154 тысячи предложений, поправок, дополнений.
*25 ноября 1936 г. Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР начал обсуждение. Редакционная комиссия приняла 47 поправок и дополнений к более чем 30 статей. Важные дополнения касались Совета Национальностей (прямые выборы, равное число депутатов с Советом Союза). 5 декабря 1936 г. постатейным голосованием, а затем в целом единогласно проект Конституции СССР был утвержден.6
Конституция СССР 1936 года – самая демократическая конституция в истории нашей страны. По содержанию и структуре она радикально отличалась от Конституции СССР 1924 года.
Разработка нового Основного закона была связана, в первую очередь, с победой социализма, полной перестройкой социально-экономической, политической и духовной сфер жизни, что и потребовало внесения поправок в Союзную конституцию. По инициативе ЦК ВКП(б) VII Всесоюзным съездом Советов было принято решение об их внесении, что, в конечном счете, привело к разработке Конституционной комиссией нового проекта Основного закона.7
3. Поправки и дополнения к проекту конституции 1936 г.
Рассмотрим поправки и дополнения к проекту Конституции, внесенные гражданами при всенародном обсуждении проекта. Их исследование позволит нам сделать выводы о направлениях конституционно-правовой мысли на рубеже принятия Конституции СССР 1936 г.
Обратившись к поправкам к Конституции и прежде всего к тем, которые не вошли в окончательный текст Конституции, проследим варианты её возможной редакции.
Были попытки внести поправки к 17-ой статье проекта Конституции. Поправка состоит в том, что предлагают исключить вовсе из проекта Конституции 17-ую статью, говорящую о сохранении за Союзными республиками права свободного выхода из СССР.
Имело место предложение дополнить вторую главу проекта Конституции новой статьей, содержание которой сводится к тому, что автономные советские социалистические республики при достижении соответствующего уровня хозяйственного и культурного развития могут быть преобразованы в союзные советские социалистические республики.
Сталин отмечал: «Я думаю, что не следует его принимать. Оно неправильно не только со стороны его. содержания, но и со стороны его мотивов. Нельзя мотивировать перевод автономных республик в разряд союзных республик хозяйственной и культурной их зрелостью, также как нельзя мотивировать оставление той или иной республики в списке автономных республик ее хозяйственной или культурной отсталостью. Это был бы не марксистский, не ленинский подход. Татарская Республика, например, остается автономной, а Казахская Республика становится союзной, но это еще не значит, что Казахская Республика с точки зрения культурного и хозяйственного развития стоит выше, чем Татарская Республика. Дело обстоит как раз наоборот. То же самое надо сказать, например, об Автономной Республике Немцев Поволжья и о Киргизской Союзной Республике, из коих первая в культурном и хозяйственном отношении стоит выше, чем вторая, хотя и остается автономной республикой».
Интересны признаки, которые выделяет Сталин, наличие которых дает основание для перевода автономных республик в разряд союзных республик. Он выделил три.
Во-первых, необходимо, чтобы республика была окраинной, неокруженной со всех сторон территорией СССР. Почему? Потому что если за Союзной республикой сохраняется право выхода из Союза ССР, то необходимо, чтобы эта республика, ставшая Союзной, имела возможность логически и фактически поставить вопрос об ее выходе из СССР. А такой вопрос может поставить только такая республика, которая, скажем, граничит с каким-либо иностранным государством и, стало быть, не окружена со всех сторон территорией СССР.
Во-вторых, необходимо, чтобы национальность, давшая советской республике свое имя, представляла в республике более или менее компактное большинство. Взять, например. Крымскую Автономную Республику. Она является окраинной республикой, но крымские татары не имеют большинства в этой республике, наоборот, — они представляют там меньшинство. Стало быть, было бы неправильно и нелогично перевести Крымскую Республику в разряд союзных республик.
В-третьих, необходимо, чтобы республика была не очень маленькой в смысле количества ее населения, чтобы она имела населения, скажем, не меньше, а больше хотя бы миллиона. Почему? Потому что было бы неправильно предположить, что маленькая советская республика, имеющая минимальное количество населения и незначительную армию, могла рассчитывать на независимое государственное существование. Едва ли можно сомневаться, что империалистические хищники живо приврали бы ее к рукам.
Вносились поправки и касаемо законодательных органов. Так в дополнение к статье 40-ой, предлагалось предоставить Президиуму Верховного Совета право издавать временные законодательные акты. И как отмечал Сталин, я думаю, что это дополнение неправильно и не должно быть принято Съездом. Надо, наконец, покончить с тем положением, когда законодательствует не один какой-нибудь орган, а целый ряд органов. Такое положение противоречит принципу стабильности законов. А стабильность законов нужна нам теперь больше, чем когда бы то ни было. Законодательная власть в СССР должна осуществляться только одним органом, Верховным Советом СССР.
Были предложения о введении прямых выборов в силу которого председатель Президиума Верховного Совета Союза ССР избирался не Верховным Советом СССР, а всем населением страны. Однако и эта поправка была отклонена. «Не должно быть единоличного президента, избираемого всем населением, наравне с Верховным Советом, и могущего противопоставлять себя Верховному Совету. Президент в СССР коллегиальный, — это Президиум Верховного Совета, включая и председателя Президиума Верховного Совета, избираемый не всем населением, а Верховным Советом, и подотчетный Верховному Совету. Опыт истории показывает, что такое построение верховных органов является наиболее демократическим, гарантирующим страну от нежелательных случайностей».8
В итоге всех обсуждений Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 года была принята новая Конституция СССР, получившая в пропаганде название «сталинской». Важно отметить, что основным ее автором являлся видный политический деятель Николай Иванович Бухарин, также в работе над конституцией принимал участие Карл Бернгардович Радек. Оба были впоследствии репрессированы.9
4. Содержание конституции
В конечный вариант Конституции 1936г. вошло 13 глав, 146 статей.
Итак, в текст конституции вошло 13 глав. Это:
Глава I. Общественное устройство;
Глава II. Государственное устройство;
Глава III. Высшие органы государственной власти СССР;
Глава IV. Высшие органы государственной власти союзных республик;
Глава V. Органы государственного управления СССР;
Глава VI. Органы государственного управления союзных республик;
Глава VII. Высшие органы государственной власти автономных советских социалистических республик;
Глава VIII. Местные органы государственной власти;
Глава IX. Суд и прокуратура;
Глава Х. Основные права и обязанности граждан;
Глава XI. Избирательная система;
Глава XII. Герб, флаг, столица;
Глава XIII. Порядок изменения конституции.10
В Конституции СССР 1936 г. было закреплено руководящее положение Коммунистической партии, ставшей монополистом в системе государственного управления. Все партии, которые существовали еще в предыдущий период, тогда же и исчезли. Закон не запрещал создание и существование других, кроме ВКП(б), политических партий.11
По новой Конституции экономическую основу СССР составляли социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Народнохозяйственная жизнь в стране определялась и направлялась государственным планом. Социальная структура советского общества состояла из двух дружественных трудящихся классов — рабочих и крестьян и социальной прослойки — трудовой интеллигенции. Конституция утвердила полное равенство прав и обязанностей граждан СССР. Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов преобразовывались в Советы депутатов трудящихся. Конституция ввела принцип всеобщего, тайного, равного избирательного права. Выборы во все органы власти стали прямыми. Законодательная власть на союзном уровне сосредотачивалась в руках Верховного Совета СССР.12
Конституция преобразовала Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся и отменила ограничения избирательного права для лиц, которые в прошлом эксплуатировали чужой труд. Конституция СССР 1936 г. не содержала программных положений.
Глава I утверждала существование в СССР двух дружественных классов: рабочих и крестьян. Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, а экономическую основу — социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Конституция предусматривала две формы социалистической собственности — государственную (всенародное достояние) и колхозно-кооперативную. Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, организованные государством крупные сельскохозяйственные предприятия (совхозы, МТС и т.п.), а также коммунальные предприятия и основной жилой фонд в городах являются государственной собственностью, т.е. всенародным достоянием. Собственность колхозов и кооперативных организаций составляют общественные предприятия в колхозах и кооперативных организациях с их живым и мертвым инвентарем, производимая колхозами и кооперативными организациями продукция, общественные постройки. Земля закреплялась за колхозами в бесплатное и бессрочное пользование, т.е. навечно.
*Каждый колхозный двор, кроме основного дохода от общественного колхозного хозяйства, имеет в личном пользовании приусадебный участок земли и в личной собственности — подсобное хозяйство на приусадебном участке, жилой дом, продуктивный скот, птицу и мелкий сельскохозяйственный инвентарь. Конституция допускала мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, исключающее эксплуатацию чужого труда.
*Конституция гарантировала правовую охрану личной собственности граждан СССР, приобретенной на трудовые доходы и сбережения, жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего хозяйства и обихода, личного потребления, а также право наследования личной собственности. Конституция утвердила положение о том, что хозяйственная жизнь страны регулируется государственным народнохозяйственным планом. Конституция закрепила принцип труда и распределения: «от каждого по способности, каждому — по труду». В идеологических дебатах последнего десятилетия основной упор делался на распределении («каждому — по труду»). Между тем первая часть единого принципа имеет более фундаментальный характер. Конституционный принцип «от каждого — по способности» означает обязательство государства организовать хозяйство таким образом, чтобы всем трудоспособным было обеспечено рабочее место. Очевидно, что это несовместимо с принципами рынка рабочей силы. Безработица в СССР официально была ликвидирована в начале 30-х годов, реально — к моменту выработки Конституции.
*В главе II Конституции «Государственное устройство» закреплялись принципы федерализма, добровольность объединения равноправных союзных республик, разграничивалась компетенция Союза и союзных республик. Каждая союзная республика имела свою конституцию, находившуюся в соответствии с Конституцией СССР. За каждой республикой сохранялось право свободного выхода из СССР, территория союзных республик не могла быть изменена без их согласия. Конституция закрепила приоритет союзных законов над законами союзных республик. Устанавливалось единое союзное гражданство, каждый гражданин союзной республики являлся гражданином СССР.
*В главах III-VIII рассмотрена система органов власти и управления. Утвержден принцип верховенства представительных органов государственной власти, которые образуют подотчетные и подконтрольные им органы управления. Высшим органом власти в СССР являлся Верховный Совет СССР, исключительно он осуществлял законодательную власть. Законы считались принятыми, если получали в обеих палатах простое большинство голосов. Совет Союза избирался по норме — 1 депутат на 300 тыс. населения. В Совет Национальностей избиралось от каждой союзной республики по 25 депутатов, от автономной республики по 11, от автономной области по 5 и от национального округа по 1 депутату. Конституция установила сессионный порядок работы Верховного Совета СССР (две сессии в год, не считая внеочередных).
*Высшим органом власти в период между сессиями ВС СССР являлся подотчетный ему Президиум, избиравшийся на совместном заседании обеих палат. Правительство СССР (Совнарком), образуемое ВС СССР, было высшим исполнительным и распорядительным органом. В нем было 8 общесоюзных наркоматов: обороны, иностранных дел, внешней торговли, путей сообщения, связи, водного транспорта, тяжелой и оборонной промышленности, и 10 союзно-республиканских наркоматов: пищевой, легкой, лесной промышленности, земледелия, зерновых и животноводческих совхозов, финансов, внутренних дел, внутренней торговли, юстиции и здравоохранения.
*Аналогично высшим органам власти и управления СССР строилась система высших органов власти и управления союзных и автономных республик. Местными органами государственной власти являлись Советы депутатов трудящихся, избиравшиеся сроком на 2 года. Исполнительными и распорядительными органами Советов были избираемые ими исполкомы. Они были подотчетны как избравшему их Совету, так и исполнительному органу вышестоящего Совета.
*В главе IX Конституции «Суд и прокуратура» было определено, что правосудие в СССР осуществляется Верховным Судом СССР, Верховными судами союзных республик, краевыми и областными судами, судами автономных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР, народными судами. Народные суды избирались гражданами района сроком на 3 года. Все остальные звенья судебной системы избирались соответствующими Советами сроком на 5 лет. Конституция закрепила важные принципы: независимость судей и подчинение их только закону, рассмотрение дел во всех судах с участием народных заседателей (кроме случаев, специально предусмотренных законом), открытое разбирательство дел (поскольку законом не предусмотрены исключения), обеспечение права обвиняемому на защиту, ведение судопроизводства на языке союзной или автономной республики или автономной области с обеспечением для лиц, не владевших этим языком, полного ознакомления с материалами дела через переводчика, а также право выступать на суде на родном языке. Высший надзор за исполнением законов наркоматами и учреждениями, должностными лицами и гражданами Конституция возлагала на Прокуратуру. Органы прокуратуры были независимы от любых местных органов и подчинялись только Прокурору СССР. На практике в тот период из под контроля органов прокуратуры были фактически выведены органы НКВД.
*В главе X закреплялись основные права и свободы граждан СССР: право на труд; на отдых; на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности; право на образование; равноправие граждан СССР независимо от пола, национальности и расы. Конституция исходила из равноправия наций и рас, прямое или косвенное ограничение прав или установление преимуществ граждан в зависимости от расовой или национальной принадлежности, всякая проповедь расовой или национальной исключительности или ненависти и пренебрежения карались законом. Были определены социально-экономические условия, которые служили гарантией осуществления главных прав трудящихся.
*Глава XI Конституции была посвящена избирательной системе СССР. Впервые был утвержден принцип «один человек — один голос» (не участвовали в выборах умалишенные и лица, осужденные с лишением избирательных прав). Изменения Конституции СССР могли быть произведены лишь по решению Верховного Совета СССР, принятому большинством не менее 2/3 голосов в каждой из палат.
*В Конституции СССР 1936 г. закреплялась руководящая роль ВКП(б) («руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных»).
*Для своего времени Конституция СССР 1936 г. была самой демократической конституцией в мире. Насколько ее положения были реализованы в политической практике — другой вопрос.13
Пo Конституции 1936 г. предполагались следующие права граждан:
На труд, на отдых, на материальное обеспечение, на образование, на свободу слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, на неприкосновенность личности и жилища, тайну переписки.
К обязанностям граждан по Конституции 1936 г. относились: обязанность соблюдать Конституцию, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, беречь и укреплять социалистическую собственность, защищать свое Отечество, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития. Левые силы во всем мире горячо приветствовали новый Основной Закон Союза ССР. Данная Конституция действовала почти 41 год. Но практически все ее положения оказались голой декларацией.14
Конституция 1936 г. стала основополагающим законодательным актом, но многие из ее положений требовали конкретизации в законодательстве Союза, союзных и автономных республик. К марту 1937 г. были приняты новые основные законы союзных республик. С марта 1937 г. по январь 1938 г. принимаются конституции автономных республик, которые затем были утверждены Верховными Советами союзных республик.
По своему содержанию республиканские конституции полностью соответствовали Конституции Союза ССР, конкретизировали и развивали ее положения. Система высших органов власти каждой из союзных и автономных республик строилась в основном по типу высших органов власти СССР, разграничивались компетенция органов государственной власти и управления, законодательная и исполнительно-распорядительная деятельность. Детально были разработаны в республиканских конституциях вопросы о местных органах государственной власти. При этом более полно, чем в Конституции Союза, отражались основные направления руководства Советами со стороны вышестоящих представительных органов.
Такая унификация основных законов была проведена впервые. Прежние конституции республик, закрепляя одинаковые принципы и институты, резко отличались друг от друга по форме, а от Основного Закона Союза — и по содержанию.15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При изучении развития конституционного права начала XX века видно, что велась активная работа по его кодификации. За период с 17 по 36 год было издано три конституции, постепенно приближаясь к наиболее востребованной и проработанной форме на тот момент времени.
Конституция 1936 г. приблизила государственный строй СССР к системе парламентского типа, хотя, конечно, и не довела эту идею до конца. Законодательные органы более четко отделялись от исполнительных, хотя двойственное положение Президиума Верховного Совета практически нарушало законодательную монополию Верховного Совета. Законодательство проводило идею четкого отделения суда от исполнительной власти.
Конституция 1936 г. существенно изменила структуру и статус органов власти и управления, упростив и сделав их более четкими. Она отказалась от громоздкой системы съездов Советов на всех уровнях. Укрепилось единство системы Советов.
Конституция 1936 г. предусмотрела известную централизацию в деле кодификации. Предполагалось создание общесоюзных уголовного, гражданского, процессуальных кодексов, которые, однако, так и не были подготовлены. Наиболее крупной и, по существу, единственной кодификационной работой стало создание новых конституций.
В целом конституция 1936 года по сравнению с предыдущей 1924 года была более совершенной. Как отмечают исследователи, для своего времени Конституция СССР 1936 г. была самой демократической конституцией в мире. Насколько ее положения были реализованы в политической практике — другой вопрос. Конституции всегда в той или иной мере служат декларированным идеалом, ориентиром, и принятие именно тех, а не иных, деклараций, конечно, важно. В целом политическое развитие СССР после чрезвычайного периода Великой Отечественной войны и восстановления народного хозяйства соответствовало ориентирам, заданным Конституцией 1936 г. — в рамках именно того типа общества, каким был СССР.
БИБЛИОГРАФИЯ
Литература и периодические издания
1. Земцов Б.Н. История отечественного государства и права: Учебно-методический комплекс // Норма – М., 2009 – 336с.
2. Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. Том1 // ЭКСМО – М., 2008 – 639с.
3. Ковалёв Б.Н. История отечественного государства и права часть 2: Учебно-методическое пособие // НовГУ – В.Новгород, 2007 – 94с.
4. Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции // Политиздат – М., 1987 – 241с.
5. Сталин И.И. «Вопросы ленинизма», одиннадцатое издание // ОГИЗ – М., — 1947 – 126с.
6. Чистяков О.И. История отечественного государства и права. Часть 2: Учебник // Юристъ – М., 2005 – 544с.
Ресурсы сети Интернет
www.allpravo.ru
www.constitution.mvk.ru
www.yandex.ru
1 (из Доклада В.И. Сталина на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов 25 ноября 1936 г. О конституции 1936 г. СТАЛИН И.И. «Вопросы ленинизма», одиннадцатое издание. — М.: ОГИЗ. — 1947 г.
2 Ковалёв Б.Н. История отечественного государства и права часть 2: Учебно-методическое пособие // НовГУ – В.Новгород, 2007.С. 49
3 Земцов Б.Н. История отечественного государства и права: Учебно-методический комплекс // Норма – М., 2009.С.259
4 Чистяков О.И. История отечественного государства и права. Часть 2: Учебник // Юристъ – М., 2005.С.254
5 Ковалёв Б.Н. История отечественного государства и права часть 2: Учебно-методическое пособие // НовГУ – В.Новгород, 2007.С. 50
6 Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. Том1 // ЭКСМО – М., 2008.С.232
7 www.constitution.mvk.ru
8 www.allpravo.ru
9 www.constitution.mvk.ru
10 www.allpravo.ru
11 Чистяков О.И. История отечественного государства и права. Часть 2: Учебник // Юристъ – М., 2005.С.254
12 Ковалёв Б.Н. История отечественного государства и права часть 2: Учебно-методическое пособие // НовГУ – В.Новгород, 2007.С.49
13 Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. Том1 // ЭКСМО – М., 2008.С.232
14 Ковалёв Б.Н. История отечественного государства и права часть 2: Учебно-методическое пособие // НовГУ – В.Новгород, 2007.С.49
15 Чистяков О.И. История отечественного государства и права. Часть 2: Учебник // Юристъ – М., 2005.с.254