Содержание
Содержание
Введение
1. Правовая сущность Конституции РФ
1.1. Понятие и сущность Конституции Российской Федерации
1.2.Конституция как основа законности в Российской Федерации
2. Юридические свойства Конституции РФ
2.1. Понятие и значение юридических свойств Конституции Российской Федерации
2.2. Конституция РФ и единство правового пространства Российской Федерации
Заключение
Список источников и литературы
Выдержка из текста работы
▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬
КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА РОССИИ
Сборник
методических материалов по спецкурсу
Конституции и уставы
Субъектов Российской
Федерации»
для студентов всех форм обучения на 2006/07, 2007/08, 2008/09 учебные годы
МОСКВА 2006
Автор:
заслуженный деятель науки РФ,
доктор юридических наук, профессор
Михалева Н.А.
МГЮА, 2006
ВВЕДЕНИЕ
Спецкурс «Конституции и уставы субъектов Российской Федерации» в соответствии с учебным планом Института правоведения МГЮА вводится в 7-ом семестре на 4-м курсе дневного отделения. Студенты заслушивают 20 часов лекций и сдают экзаменационный зачет. Объем требований, предъявляемых на зачете, определяется Программой спецкурса и отражен в перечне вопросов для самопроверки, включенных в настоящий Сборник.
В Сборнике методических материалов представлены:
1) Программа спецкурса; 2) Тематика лекций (20 часов); 3) Вопросы для самопроверки; 4) Правовые акты и литература: а) Нормативный материал; б) Учебная и специальная литература.
Основой для изучения спецкурса являются Конституция РФ, конституции и уставы субъектов РФ. Тексты указанных актов студент может получить, используя правовую информационно-справочную систему «Консультант Плюс», «Гарант», «Эталон». Особую ценность имеет компакт-диск «Консультант Плюс: Высшая школа» выпуска 2005 года, который наряду с федеральным законодательством содержит тексты конституций и уставов всех субъектов РФ.
Обязательным условием овладения спецкурсом является изучение учебной и специальной литературы, указанной в Программе, а также федеральных и региональных нормативно-правовых актов.
Студентам рекомендуется обращаться к материалам периодики и, прежде всего, научным журналам: «Государство и право», «Право и государство», «Право и жизнь», «Журнал российского права», «Конституционное и муниципальное право» и др.
Нельзя игнорировать политический аспект проблематики спецкурса. Необходимо следить за общественной жизнью страны, регионов, оценивать правоприменительную деятельность органов государственной власти субъектов РФ — республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных образований.
Исходя из того, что учебным планом не предусмотрены семинарские занятия и выполнение курсовой работы по спецкурсу, основной формой работы студентов является самостоятельное изучение учебной литературы и нормативных источников, а также консультации преподавателей кафедры.
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА
«Конституции и уставы субъектов Российской Федерации»
Тема 1. Конституционная реформа в России 1989-1992 годов. Предпосылки принятия конституций (уставов) субъектов РФ
Развал Союза ССР, децентрализация федеративного устройства России Декларации о государственном суверенитете республик в составе России, Федеративный договор от 31 марта 1992 года. Принятие первых конституций г уставов субъектов РФ в постперестроечный период России. Эволюция регионального конституционного законодательства и его современное состояние.
Тема 2. Конституции (уставы) субъектов РФ в единой конституционно-правовой системе Федерации. Механизм их реализации
Соотношение Конституции РФ и конституций (уставов) субъектов РФ Обеспечение единства конституционно-правовой системы РФ.
Прямое действие конституций и уставов субъектов РФ. Роль текущего регионального законодательства в реализации конституций и уставов субъектов РФ.
Тема 3. Юридические свойства конституций (уставов) субъектов РФ
Учредительный характер; реальность; верховенство в системе регионального законодательства; базовый характер; стабильность; итоговый характер; наличие программных положений; соответствие федеральной Конституции.
Тема 4. Структура конституций (уставов) субъектов РФ
Общее и особенное в структуре конституций и уставов субъектов РФ. Логика построения текста Основного закона. Значение преамбулы, переходных положений. Конституционно-правовые институты.
Тема 5. Порядок пересмотра и внесения изменений в конституции (уставы)
Субъектов РФ
Способы принятия конституций (основных законов) в демократических государствах (государственных образованиях).
Порядок принятия поправок и изменений в конституции (уставы) субъектов РФ.
Порядок пересмотра конституций и уставов субъектов РФ. Конституционный референдум. Субъекты конституционной законодательной инициативы.
Тема 6. Закрепление основ конституционного строя в конституциях (уставах) субъектов РФ
Основы конституционного строя — фундамент единства российской государственности. Роль регионального конституционного законодательства в становлении и развитии конституционного строя России. Закрепление политических, социально-экономических и духовных основ конституционного строя в конституциях (уставах) РФ.
Референдум и свободные выборы как высшее выражение власти народа в субъектах РФ, другие институты гражданского общества.
Тема 7. Регламентация основ правового статуса человека и гражданина в конституциях (уставах) субъектов РФ
Основополагающие принципы взаимоотношений государства и личности, закрепленные в конституциях и уставах субъектов РФ. Развитие концепции прав человека и гражданина, конституционные права, свободы и обязанности, гарантии их реализации, способы защиты в региональном законодательстве.
Тема 8. Закрепление конституционно-правового статуса субъектов РФ
Виды субъектов РФ, закрепление их конституционно-правового статуса.
Республика как субъект РФ, характерные черты ее конституционно-правового статуса.
Край, область, города федерального значения как субъекты РФ, характерные черты конституционно-правового статуса этого вида субъектов.
Автономная область, автономные округа как субъекты РФ, характерные черты их конституционно-правового статуса.
Конституционные гарантии прав коренных малочисленных народов.
Национально-культурная автономия как способ разрешения национальных вопросов.
Порядок изменения статуса субъекта РФ. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта.
Тема 9. Конституционная система органов государственной власти и местного самоуправления в субъектах РФ
Общие принципы организации государственной власти в субъектах РФ.
Система и виды органов государственной власти в субъектах РФ.
Избирательное право и процесс в субъектах РФ.
Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, их ответственность за нарушение Конституции РФ и федерального законодательства.
Организация местного самоуправления в субъектах РФ.
Тема 10. Правовая охрана конституций (уставов) субъектов РФ, их толкование
Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.
Проблемы исполнения органами государственной власти субъектов РФ решений Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ.
Обзор практики толкования региональных основных законов.
ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ
(20 часов)
1. Конституционная реформа в России 1989—1992 годов. Предпосылки принятия конституций (уставов) субъектов РФ. — 2 часа.
2. Конституции (уставы) субъектов РФ в единой конституционно-правовой системе Федерации. Механизм их реализации. — 2 часа.
3. Юридические свойства конституций (уставов) субъектов РФ. — 1 час.
4. Структура конституций (уставов) субъектов РФ. — 1 час.
5. Порядок пересмотра и внесения изменений в конституции (уставы) субъектов РФ. — 2 часа.
6. Закрепление основ конституционного строя в конституциях (уставах) субъектов РФ. — 2 часа.
7. Регламентация основ правового статуса человека и гражданина в конституциях (уставах) субъектов РФ. — 2 часа.
8. Закрепление конституционно-правового статуса субъектов РФ. — 2 часа.
9. Конституционная система органов государственной власти и местного самоуправления в субъектах РФ. — 4 часа.
10. Правовая охрана конституций (уставов) субъектов Федерации, их толкование. — 2 часа.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Конституционная реформа в России 1989—1992-х годов. Предпосылки принятия конституций (уставов) субъектов РФ.
2. Этапы развития конституций (уставов) субъектов РФ.
3. Значение Деклараций о государственном суверенитете республик в составе РФ и Федеративного договора от 31 марта 1992 г. для разработки конституций (уставов) субъектов РФ.
4. Соотношение конституций (уставов) субъектов РФ с Конституцией РФ.
5. Действие конституций (уставов) субъектов РФ во времени, пространстве и по кругу лиц.
6. Юридические свойства конституций (уставов) субъектов РФ.
7. Структура конституций (уставов) субъектов РФ.
8. Значение преамбулы конституций (уставов) субъектов РФ.
10. Обеспечение единства конституционно-правовой системы РФ.
11. Конституции (уставы) субъектов РФ — база развития регионального законодательства.
12. Тенденции развития регионального конституционного законодательства.
13. Конституционная ответственность в субъектах РФ.
14. Толкование конституций (уставов) субъектов РФ.
15. Порядок пересмотра конституций (уставов) субъектов РФ и принятия поправок.
16. Конституционный референдум.
17. Конституционная законодательная инициатива.
18. Роль конституционных (уставных) судов субъектов РФ в защите их конституций (уставов).
19. Роль Конституционного Суда РФ в обеспечении соответствия Конституции РФ конституций (уставов) субъектов РФ.
20. Закрепление основ конституционного строя в конституциях (уставах) субъектов РФ.
21. Конституционные формы осуществления народовластия в РФ.
22. Конституционные основы организации и деятельности некоммерческих организаций в субъектах РФ.
23. Закрепление основ правового статуса человека и гражданина в конституциях (уставах) субъектов РФ.
24. Закрепление личных прав и свобод человека и гражданина в конституциях (уставах) субъектов РФ.
25. Закрепление политических прав и свобод гражданина в конституциях (уставах) субъектов РФ.
26. Закрепление социально-экономических и культурных прав и свобод в конституциях (уставах) субъектов РФ.
27. Закрепление основных обязанностей граждан в конституциях (уставах) субъектов РФ.
28. Развитие конституционных гарантий основных прав и свобод человека и гражданина РФ в законодательстве субъектов РФ.
29. Закрепление принципов федеративного устройства в конституциях (уставах) субъектов РФ.
30. Конституционно-правовой статус республики в составе РФ.
31. Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения, автономных образований как субъектов РФ.
32. Порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Федерации.
33. Конституционный порядок изменения правового статуса субъекта РФ.
34. Конституционные гарантии прав коренных малочисленных народов в субъектах РФ.
35. Конституционные основы организации и деятельности системы органов государственной власти в субъектах РФ.
36. Конституционные основы организации законодательной власти в субъектах РФ.
37. Конституционные основы организации исполнительной власти в субъектах РФ.
38. Конституционный (уставной) суд субъекта РФ.
39. Конституционные принципы организации системы органов местного самоуправления в субъектах РФ.
40. Президент РФ — гарант единства конституционно-правовой системы России.
ПРАВОВЫЕ АКТЫ И ЛИТЕРАТУРА
А) Нормативный материал
1. Конституция РФ 1993 года.
2. Компакт-диск «Консультант Плюс: Высшая школа» (выпуск 2005 года), содержащий тексты конституций (уставов) субъектов РФ.
3. Конституции республик в составе Российской Федерации: Сборник документов / Под ред. и с вступ. статьей Н.А. Михалевой — М.: Манускрипт, 1995. — 383 с.
4. Конституционное право России. Сборник конституционно-правовых актов/Отв.ред. О.Е. Кутафин -М., Юристъ, 2001 (Т.1 -763с; Т.2-811 с.)
5. Указ Президента РФ «О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации» от 25 июля 2003г. // СЗ РФ. 2003. М 30. Ст. 3051.
6. Указ Президента РФ от 9 января 1996г. № 20 «О включении новых наименований субъектов Российской Федерации в статью 65 Конституции РФ» /./ СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 152.
7. Указ Президента РФ от 10 февраля 1996г. № 173 «О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции РФ» // СЗ РФ. 1996. № 7. Ст. 676.
8. Указ Президента РФ от 9 июля 2001г. № 679 «О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции РФ»// СЗ РФ. 2001. № 24. Ст. 2421.
9. Указ Президента РФ от 25 июля 2003г. № 841 «О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции РФ» // СЗ РФ. 2003. № 30. Ст. 3051.
10. Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации — М.: Изд. Гос. Думы. Вып. 1 — 1995; Вып. 2 — 1996г.; Вып. 3 — 1997.
11. Устав г.Москвы. Закон г.Москвы от 28 июня 1995г., в ред. Закона г.Москвы от 13 июля 2001г. // Ведомости Московской городской Думы. 2001. № 8.
12. Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» от 17 декабря 2001г., с изм. и доп. от 31 октября 2005г. // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4916; 2005. № 45. Ст. 4581.
13. Федеральный конституционный закон «Об образовании в составе Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» от 25 марта 2004г. № 1-ФКЗ, с изм. и доп. от 30 июня 2005г. № 5-ФКЗ // СЗ РФ. 2004. № 13. Ст. 1110.
14. Федеральный конституционный закон «Об образовании в составе Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа» от 14 октября 2005г. № 6-ФКЗ // СЗ РФ. 2005. № 42. Ст. 4212.
15. Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» от 4 марта 1998г. № 33-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 10. Ст. 1146.
16. Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства РФ» от 10 августа 2000г. № 1486, с изм. и доп. от 19 июня 2003г. // СЗ РФ. 2000. № 33. Ст. 3356.
17. Указ Президента РФ «О мерах ло обеспечению взаимодействияфедеральных органов государственной власти и государственной власти субъектов Российской Федерации при проведении конституционно-правовой реформы в субъектах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 41. Ст. 3875.
18. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде РФ» от 21 июля 1994г. № 1-ФКЗ, с изм. и доп. от 8 февраля и 15 декабря 2001г.; 7 июня 2004г.; 5 апреля 2005г. // СЗ РФ. 1994. № 13. ст. 1447; 2001. № 7. Ст. 607; № 51. Ст. 4824; 2004. № 24. Ст. 2334; 2005. № 15. Ст. 1273.
19. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1996г., с изм. и доп. от 29 июля 2000г., 8 февраля 2001г., 21 июля и 31 декабря 2005г. // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005; 2003. № 27. Ст. 2709; 2005. № 1. Ст. ст. 17, 25; 2006. № 1. Ст. ст. 13, 14.
20. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г., с изм. и доп. от 12 августа и 23 декабря 2004г.; 18 апреля, 29 июня, 21 июля, 12 октября, 27 и 31 декабря 2005г.; 15 февраля 2006т. // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822. 2004. № 25. Ст. 2484. № 33. Ст. 3368; 2005. №1. Ст. ст. 9,12, 17, 25, 37. № 17. Ст. 1480. № 30. Ст. 3104. № 42. Ст. 4216; 2006. № 1. Ст. 9.
21. Постановление Конституционного Суда РФ от 18 января 1996г. № 2-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Алтайского края // СЗ РФ. 1996. № 4. Ст. 409.
22. Постановление Конституционного Суда РФ от 1 февраля 1996г. № 3-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава — Основного закона Читинской области // СЗ РФ. 1996. № 7. Ст. 700.
23. Постановление Конституционного Суда РФ от 10 декабря 1997г. № 19-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Тамбовской области // СЗ РФ. 1997. №51. Ст. 5877.
24. Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000г. № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» // СЗ РФ. 2000. № 25. Ст. 2728.
б) Учебная и специальная литература
1. Козлова Е.И., Кутафин О.Е.Конституционное право России: Учебник, 4-е изд., перераб. и доп. — М., Юристъ, 2006.
2. Конституционное право. Энциклопедический словарь / Под ред. проф. С.А. Авакьяна. — М.: Норма, 2001. — 688 с.
3. Конституционное право субъектов Российской Федерации / Отв. ред. В.А. Кряжков. — М.: ООО «Городец-издат», 2002. — 864 с.
4. Арановский К.В.Конституция как государственно-правовая традиция и условия ее изучения в российской правовой сфере // Правоведение. 2002. № 1.С. 41-50.
5. Барциц И.Н.Конституционно-правовое пространство России: формирование и динамика// Правоведение. 1993. № 5. С. 36-44.
6. БезруковА.В. Совершенствование института совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов // Право и политика. 2003. № 5. С. 42-46.
7. Боброва Н.А.Конституционный строй и конституционализм в России. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 264 с.
8. Онаже. О понятии «конституционный строй» // Закон и право. 2003. № 10. С. 23-29.
9. Борисов В.И., Ильюхов А.А., Кажанов О.А.Словарь по конституционному праву РФ. — М.: Изд-во «Экономика», 2003. — 366 с.
10. Государственная национальная политика и государственно-конфе-сиональные отношения в субъектах Российской Федерации. В 2-х томах. — М„ 2006.
11. Гошуляк В.В.Теоретико-правовые проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов РФ. — М.: «Янус-К», 2000. — 336 с.
12. Добрынин Н.М.Новый федерализм: модель будущего государственного устройства РФ. — Новосибирск. 2003. — 358 с.
13. ДудкоИХ К вопросу о «правовой системе» субъектов РФ // Государство и право. 2003. № 9. С. 96-99.
14. Жученко А.А.Порядок изменения конституций и уставов субъектов Федерации и Конституции России // Конституционное и муниципальное право. 1999. № 1. С. 10-12.
15. Он же.Соотношение компетенций республик в составе Российской Федерации с Конституцией России: проблемы теории и практики. — М.: Авиаиздат, 2001. — 148 с.
16. ИванецГ.И., Каменский И.В., ЧервонюкВ.И.Конституционное право России: энциклопедический словарь / Под ред. В.И. Червонюка. — М.: Юрид. лит., 2002. — 432 с.
17. Иванов В.В.К вопросу о статутах территориальных образований. В кн. : Государственная власть и права человека. — Томск: Изд-во Томского ун-та, 2001. С. 158-169.
18. Онже.Автономные округа в составе края, области — феномен «слож-носоставныхсубъектов Российской Федерации»: конституционно-правовое исследование/ Ред. С.А. Авакьян. — М.: Изд-во МГУ, 2002. — 253 с.
19. Кондрашев А.А.Конституционно-правовая ответственность субъекта Федерации: вопросы теории и проблемы реализации // Журнал российского права. 2000. № 2. С. 25-33.
20. Конституционное правосудие в субъектах РФ: Сборник нормативных актов / Отв. ред. М.А. Митюков. — М.: Юрид. лит., 1998.
21. Конституционные чтения. Вып. 2 // Под ред. проф. Т.Д. Зражевс-кой. — Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 2003.
22. Лебедев А.Н. Статус субъекта Российской Федерации (основы концепции, конституционная модель, практика). — М., 1999.
23. Лучин В.О.Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. — М., ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 687 с.
24. Лучин В.О., Боброва НАКонституционный строй России: основные политико-правовые характеристики // Право и политика. 2003. № 10. С. 17-30.
25. Манохин В.М.Организация правотворческой деятельности в субъектах РФ. — Саратов: Изд-во Сарат. гос. акад. права, 2002. — 240 с.
26. Метший И.Р. Правовая система республики в составе РФ. — М.: Изд-во «Норма», 2002. — 160 с.
27. Митюков М.А.Становление и развитие конституционных (уставных) судов. В кн.: Конституционные и уставные суды субъектов Российской Федерации: сравнительное исследование законодательства и судебной практики / Под ред. М.А. Митюкова. — М.: Зерцало, 1999.
28. МихалеваН.А. Конституционные реформы в республиках — субъектах РФ // Государство и право. 1995. № 34. С. 3-10.
29. Проблемы правотворчества субъектов РФ. — М., 1998 — 136 с.
30. СтепашинСВ. Российский федерализм и пути формирования единого правового пространства // Журнал российского права. 1998. № 3. С. 3—6.
31. Субъект Российской Федерации: правовое положение и полномочия / Под ред. Б.С. Крылова. — М.: Юрид. лит., 1998.
32. Хабриева Т.Я.Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ: перспективы правового регулирования // Право и экономика. 2003. № 3. С. 14—17.
3 3. Онаже. Национально-культурная автономия в Российской Федерации. — М.: Юстиции Форм, 2003. — 256 с.
34. ХатаговС.А. Конституционно-правовая ответственность субъектов Российской Федерации (на примере Республики Северная Осетия — Алания) // Право и политика. 2003. № 9. С. 66—73.
35. Черепанов В АКонституционно-правовые основы разделения государственной власти между РФ и ее субъектами. — М.: МЗ-ПРЕСС, 2003. — 447 с.
36. Чернобель Г.Т.Противоречия и пробелы в конституциях и уставах субъектов Федерации необходимо преодолеть//Журнал российского права. 1997. № 4.
37. Чиркин В.Е.Государственная власть субъекта Федерации // Государство и право. 2000. № 10. С. 5-12.
38. ШахрайСМ. Конституционное право Российской Федерации. — М., 2003. — 638 с.
39. Онже. Предотвратить правовой сепаратизм и анархию в законотворчестве // Президентский контроль. 1997. № 1. С. 22—27.
40. Он же.Общенациональные интересы России и проблемы регионального развития // Региональная структура России в геополитической и цивилизационной динамике. Доклады. Международная научная конференция, Екатеринбург. 23-25 февраля 1995г. — Екатеринбург, 1995, С. 5-11.