Содержание
ПЛАН.
Введение.3
Становление института президентства в Республике Беларусь.4
Конституционно-правовой статус президента Республики Беларусь, его место в системе разделения властей.6
Компетенция президента.10
Нормативные акты, издаваемые президентом.36
Заключение.40
Список использованных источников.43
Нормативные акты43
Литература44
Выдержка из текста работы
Президент как государственный институт занимает особое, специфическое положение, охватывая своей деятельностью весь широкий круг вопросов государственного значения. Его особое положение отражено и в структуре Конституции РФ, в которой описание системы государственных органов начинается с главы о Президенте.
Основы статуса Президента Российской Федерации закреплены в ст. 80 Конституции РФ. Президент является главой государства. В конституционном праве понятие главы государства точно и однозначно не определено. Конституции многих зарубежных государств вообще не используют этот термин, а полномочия главы государства могут определяться сложившейся конституционной практикой. Но обычно глава государства является лицом, воплощающим собой представление о данном государстве, как во внутренних делах государства, так и в международных отношениях. Его можно назвать символом государства и официальным представителем всего народа, тем, на кого возложена обязанность лично контролировать вопросы прав и свобод человека в государстве.
Логика построения новой Конституции РФ соответствует принципу разделения властей, принятому в странах как с классической президентской, так и с парламентарной системой правления. Согласно ст. 10 Конституции государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы всех ветвей власти самостоятельны. При этом разделение властей не только не исключает, но, напротив, предусматривает координацию усилий различных ветвей власти и их взаимодействие в установленных Конституцией РФ пределах и формах. Основная роль по обеспечению взаимодействия властей возложена Конституцией на Президента, который согласно ч. 2 ст. 80 Конституции обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Конституцией РФ предусмотрено создание «иных» государственных органов, в числе которых Администрация Президента Российской Федерации.
Президентство является относительно молодым институтом в российской конституционно-политической практике.
Актуальность работы обусловлена особым конституционным положением Президента Российской Федерации в системе государственной власти России. Так, Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, независимости Российской Федерации и целостности ее территории. Именно он выступает главной силой, задающей общий вектор работы всего государственного механизма. В силу этого правовое закрепление положения Президента Российской Федерации должно быть особенно тщательным.
Цель работы – анализ конституционно-правового статуса Президента РФ.
Задачи работы:
1. Определить конституционно-правовой статус президента РФ, его место в системе государственной власти;
2. Выявить его полномочия как главы государства;
3. Рассмотреть основания прекращения его полномочий.
1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС
ПРЕЗИДЕНТА РФ
Стержнем характеристики правового статуса учреждаемого Конституцией органа государственной власти являются: 1) установленная в ней дефиниция, обобщенно определяющая функциональное назначение государственного органа, и 2) место, которое отводится в Конституции посвященным ему нормам.
Второй признак, хотя и является производным, но имеет самостоятельное правовое значение, поскольку в нем выражается лежащая в основе Конституции концепция построения системы государственной власти.
Исходя из этого, отправными правовыми установлениями для анализа статуса Президента Российской Федерации являются ст. 80 Конституции и место в Конституции гл. 4, посвященной Президенту.
Статья 80 определяет, что Президент Российской Федерации является главой государства.
В ранее действовавшей Конституции устанавливалось, что Президент является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в Российской Федерации.
Придание Президенту статуса главы государства вызвано объективными причинами . Прежде всего этого требовало повышение уровня персонифицированного представительства государства как внутри страны, так и в международных отношениях. Наиболее целесообразно, чтобы вытекающие из этого функции выполнялись главой государства, а не высшим должностным лицом, входящим в систему исполнительной власти, что в меньшей мере соответствовало бы высокому статусу государства и, по существу, умаляло бы прерогативы представительного органа государственной власти Российской Федерации, ставило бы исполнительную власть над законодательной.
Признание Президента главой государства является традиционным в конституциях многих стран мира . Так определялся статус Президента бывшего Союза ССР, а в настоящее время такого рода характеристика президентов содержится в конституциях большинства стран.
Принципиально новая дефиниция статуса Президента РФ, содержащаяся в Конституции, означает, что Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На настоящем этапе развития нашего государства деятельность Президента приобретает особую актуальность, поскольку он обеспечивает и направляет деятельность всех государственных органов Российской Федерации, кроме того, он не только интегрирует российскую государственность, но и персонифицирует ее. Будучи наделенным Конституцией Российской Федерации значительными нормотворческими полномочиями, контролируя исполнительную власть и выполняя некоторые полномочия в качестве арбитра в спорах между органами государственной власти, Президент России определяет эффективность и действенность всех институтов власти в Российской Федерации. Нормальное функционирование государства требует постоянного президентского вмешательства.
Президент РФ избирается на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
Место Президента РФ в системе государственной власти России, его социальное назначение и политическая роль в жизни страны в целом определяется возложенными на него Конституцией РФ (ст. 80) функциями:
— представительская функция: будучи главой суверенного государства, Президент без каких-либо дополнительных полномочий представляет Российскую Федерацию как в международных отношениях, так и внутри страны – в отношениях с субъектами РФ, муниципальными образованиями, различными институтами гражданского общества (политическими партиями и общественными объединениями, конфессиями, объединениями предпринимателей, науки, образования, культуры, спорта, молодежными, ветеранскими организациями, различными диаспорами и т. п.);
— функция гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, суверенитета, независимости и государственной целостности Российской Федерации;
— обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти различных ветвей и уровней;
— определение основных направлений внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Для реализации указанных функций Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы наделяют Президента РФ достаточно широкими полномочиями, которые могут быть объединены в несколько групп:
1. Полномочия, связанные с формированием других государственных органов и назначением должностных лиц;
2. Полномочия по взаимодействию с Федеральным Собранием, участию в законодательном (нормотворческом) процессе, обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти;
3. Полномочия в области внешней политики;
4. Полномочия в области обороны и безопасности;
5. Полномочия в сфере правового регулирования статуса личности;
Реализацию своих полномочий Президент РФ осуществляет посредством издания актов в двух формах: указ и распоряжение.
Поскольку Президент РФ не только должностное лицо, но и орган государственной власти, для реализации своих полномочий он имеет достаточно обширный аппарат, включающий Совет Безопасности РФ, Администрацию Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ, Государственный Совет, Совет по борьбе с коррупцией, Совет по содействию развития институтов гражданского общества и правам человека; многочисленные комиссии (по вопросам гражданства, по государственным наградам, по федеративным отношениям и местному самоуправлению и др.).
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации. — М.: Юрайт-Издат, 2003. — 48 с.
2. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 10.11.2009 N 260-ФЗ // Консультант Плюс
3. Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ // Консультант Плюс
4. Указ «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации» (ред. от 12.01.2010) // Консультант Плюс
5. Федеральный закон «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» от 12 февраля 2001 г. // Консультант Плюс
6. Указ Президента от 2 марта 1994 г «Положение о государственных наградах Российской Федерации» // Консультант Плюс
7. Постановление Конституционного Суда РФ от 22.04.1996 N 10-П «По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации» // Консультант Плюс
8. Указ Президента от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 28.06.2005) // Консультант Плюс
9. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» от 04.03.2010 N 271 // Консультант Плюс
10. Указ Президента РФ от 01.09.2000 N 1602 (ред. от 12.03.2010) «О Государственном совете Российской Федерации» // Консультант Плюс.
11. Авакьян С. А. Президент Российской Федерации: эволюция конституционно-правового статуса // Вестник Московского университета. Сер. II. Право. 2006. № 48.- С.19
12. Бархатова Е. Ю. Комментарий к Конституции РФ. М.: Издательство: ПРОСПЕКТ, 2010.
13. Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России: Учебник (полный курс).- М.: Профобразование, 2007. — 797 с.
14. Березка С. В. Конституционно-правовой статус главы государства в России и в Украине: Сравнительно-правовой аспект : Дис. … канд. юрид. наук: М., 2009.
15. Булаков О.Н , Рязанцев И.Н..Парламентское право России. Курс лекций. — М.: Былина, 2007.- 234 с.
16. Дегтев, Г. В.Некоторые теоретические закономерности становления института президентства на современном этапе. / Г. В. Дегтев // Государство и право. — 2008. — № 2. — С. 5-12.
17. Козлова Е.И. Конституционное право России. Учебник. М., Изд-во Юрайт, 2008.
18. Колобаева, Н. Е. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации: Вопросы теории и практики / Н. Е. Колобаева. А. Н. Кокотов. — Екатеринбург, 2007.
19. Конституционное право России. Отв. ред.Кокотов А.Н., Кукушкин М.И. — ., Юрист., 2007.
20. Кубатаев М. Г. Правовые акты президента Российской Федерации: Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук : 12.00.02. — Москва, 2009.
21. Лазарев В.В. Научно-практический комментарий Конституции РФ 2-е изд., доп. и перераб.- М. Спарк, 2008.
22. Никулин В.В. Конституционное право Российской Федерации. (Учебное пособие) — М.:ТГТУ, 2006.- 390 с.
23. Рабко Т. Институт полномочных представителей Президента России в федеральных округах как элемент обеспечения законности правовых актов субъектов Российской Федерации. М., Издательство: Манускрипт, 2009.
24. Скуратов Ю. Парламент и Президент в Конституции РФ // Российская Федерация. 2004. № 29.-С.23
25. Суворов В. Н. Институт главы российского государства: юридическая природа и основы положения в системе власти // Государство и право, 2008. № 4. С. 45-49.
26. Тихон Е. А. Президент Российской Федерации — гарант прав и свобод человека и гражданина. — Саратов, 2006. 204 с.