Содержание
Введение3
1. Конституция РФ как правовая основа рыночной экономики России4
2. Конституционные основы экономической свободы и экономических прав граждан10
3. Конституционная модель российской экономической системы16
Заключение29
Список использованных источников31
Выдержка из текста работы
политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов, поэтому в моей курсовой работе объектом исследования будут являться права и свободы человека, а также гарантии их обеспечения.
Каждому человеку должна быть обеспечена возможность пользования всеми основными правами и свободами. Государство обязано гарантировать реальное осуществление этих прав и свобод всеми доступными ему средствами. Чем выше степень реализации правового статуса личности, тем в большей мере ограничивается возможность произвола со стороны государства и его органов
Особенностью Конституции Республики Беларусь является то, что она не ограничивается простым декларированием прав, свобод и обязанностей. Она содержит достаточно надежный гарантийный механизм.
«Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жильё и постоянно улучшение необходимых для этого условий.
Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закреплённые в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства»[1]
1. Общая характеристика прав и свобод человека.
Права человека — понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах
В наши дни для большинства стран права человека являются высшей ценностью, призванной мировым сообществом. Эффективное развитие общества возможно, если стремления и действия всех органов государства направлены на раскрепощение личности, утверждение уважения к правам и свободам человека.
Идея о том, что люди от рождения cвободны и равноправны, что им в силу рождения принадлежит ряд неотчуждаемых (естесвенных) прав легла в основу первых конституционных актов, принимавших в ходе Английской, Американской, Французской революций XVII-XVIII веков. Теоретические основы таких подходов заложили выдающиеся мыслители англичанин Джон Локк, французский философ Жан Жак Руссо и другие.
Д. Локк отождествлял “свободу человека располагать и распоряжаться своей личностью, своими действиями, владениями”.
Кант считал, что существует только одно естественное право — свобода, то есть независимость от принуждающего произвола другого”. Свойство человека “быть своим собственным господином” он рассматривал как одно из основополагающих его свойств. Осуществляя новую стратегию устойчивого развития страны, государству не следует вмешиваться в частную жизнь человека и мешать самореализации его личности. Устанавливая определенные правовые нормы и обеспечивая их соблюдение всеми своими учреждениями и всеми гражданами, оно обязано очерчивать те пределы, в которых гражданин может действовать по собственному усмотрению, не посягая при этом на права и свободы других граждан. Еще в XVI в. Б. Спиноза проницательно заметил: “Кто хочет все регулировать законами, тот скорее возбудит пороки, нежели исправит их”.
Конечно, не существует правил без исключений. В чрезвычайных ситуациях государство вправе ограничить свободу граждан. Однако такие ситуации обычно недолговечны. В нормальных условиях даже в слаборазвитых и остроконфликтных странах права человека выступают важнейшей гарантией против злоупотреблений власти, условием нахождения общественного согласия, налаживания мирных отношений и сотрудничества с другими странами.
Первым правовым актом в области прав человека был Билль о правах, принятый в Англии в 1689 году. Этот закон ограничивал произвол абсолютизма феодального государства.
Несколько позже акты в области прав человека были приняты в других странах. В частности, в США – «Декларация независимости» (1776г.), послужившая основой для разработки и принятия Конституции США (1789г.); во Франции – знаменитая «Декларация прав человека и гражданина» (1789г.). Эти нормативные акты актуальны до сих пор. Например, французская «Декларация прав человека и гражданина» служит преамбулой ныне действующей Конституции Франции 1958 года.
В последующем ни одно государство, претендовавшее на то, чтобы считаться демократичным, не могло не записать в своей конституции определенный перечень прав человека. Тем самым права человека приобретали юридическую форму и становились важнейшим институтом конституционного права.
В международной практике и конституционной доктрине все права и свободы принято подразделять на 3 основные группы:
1) гражданские (личные) права и свободы
2) политические права и свободы
3) социально-экономические и культурные права и свободы
Некоторые ученые выделяют 4 группу прав и свобод – это права, призванные обеспечить защиту прав и свобод человека.
1) право на защиту своих прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в установленные законом сроки
2) право на юридическую помощь при осуществлении защиты своих прав и свобод, в том числе право пользоваться услугами адвоката и представлять в суде, государственных органах и с другими лицами. Это положение закреплено в ст.62
3) право обратиться в международную организацию с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны внутригосударственные средства правовой защиты.[2]
Таким образом, государственная власть должна осознать, что права человека являются приоритетными по отношению ко всем другим законам. В этом и состоит главная идея современного развития государства. Для ее реализации необходимо, чтобы все субъекты политики руководствовались следующими основополагающими принципами: верховенство закона; разделение властей; равноправие граждан; участие граждан в управлении государством; свобода совести; свобода слова, собраний, ассоциаций; гарантии государственной защиты прав человека.
Что же касается конституций, то они, подстраиваясь под определенный этап жизни общества, постоянно дополнялись правами и свободами человека, но, при этом обеспечивали полноправную жизнь не всему обществу в целом, а лишь некоторой части общества, являющейся “правящей верхушкой” такого общества.
Значение Конституции определяется тем, что нормы, установленные в ней, должны выступать как форма воплощения государственной воли народа, то есть те задачи, которые ставит перед собой общество, указываются принципы его организации и жизнедеятельности.
Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении и вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей. Поэтому основные фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав.
В Конституции Республике Беларусь проводится разграничение основных прав и свобод на права и свободы человека и гражданина. Основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, так как значимость конституционно закрепленных прав выражается в том, что именно их реализация обеспечивает объявление государства как демократического и правового. В каком бы государстве ни находился человек — он является свободной личностью, которая находится под защитой мирового сообщества, собственного государства, гражданином которого она является, а также государства, в котором она находится. Это состояние свободы не даруется государством, а принадлежат ему от рождения.
Говоря об основных правах и свободах нельзя не сказать, что в отличие от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства.
2.Понятие и общая характеристика гарантий прав и свобод человека.
Важнейшим элементом в реализации прав и свобод человека и гражданина является эффективно функционирующий правозащитный механизм. Каждому человеку должна быть обеспечена возможность пользования всеми основными правами и свободами. Государство обязано гарантировать реальное осуществление этих прав и свобод всеми доступными ему средствами.[3]
Подлинный прогресс невозможен без должного обеспечения прав и свобод человека, в том числе права на честь, достоинство и деловую репутацию.
Ни одно государство не в состоянии не замечать при принятии тех или иных решений проблемы защиты прав человека. Без этого невозможно заложить нравственную и политическую основу нашего будущего. У общества нет будущего, если оно не уважает права и свободы личности. Право на честь, достоинство, деловую репутацию является важнейшей социально-правовой ценностью и потребностью для любого государства и общества. Очень важно при этом создать подлинно правовое государство, ибо правовое государство и права человека неотделимы друг от друга: правовое государство — гарантия реальности прав человека в плане их защиты от нарушений, а права человека — своеобразное гуманистическое, человеческое измерение правовой государственности…………
Заключение
В своей курсовой работе я раскрыла содержание прав и свобод человека и гражданина, а так же конституционные гарантии их осуществления. Какие же можно сделать выводы?
Конституцией утвержденные, писаные права человека и гражданина в Республике Беларусь – в духе времени, в духе демократического мироустройства. Они вполне соответствуют международным стандартам. По ряду позиций права человека и гражданина как юридическая, как конституционно гарантированная государством реальность даже выше, глубже, конкретнее их международных стандартов.
Однако следует отметить, что с реализацией записанных в Конституции РБ прав человека и гражданина дела обстоят весьма сложно. Многие хорошо выписанные, гарантированные Конституцией права человека и гражданина остаются пустыми, голословными или же предельно обедненными правами.
В настоящее время в нашем государстве гражданские права человека соблюдаются не всегда. Чаще всего они нарушаются сотрудниками правоохранительных органов. На мой взгляд, эти нарушения связаны не только с недочётами в правовом законодательстве и незнанием или нежеланием сотрудников правоохранительных органов следовать законам, но и с незнанием самими гражданами своих конституционных прав и мер по их защите.
На данный момент при нарушении прав и свобод граждан в большинстве своём это остаётся безнаказанным, так как многие люди либо боятся обратиться в правозащитные органы (особенно в том случае, если гражданские права были нарушены государственными служащими или должностными лицами), либо просто не знают куда следует обращаться. Да и на мой взгляд в нашей стране ещё низкий уровень правовой культуры. Но это не только вина государства, так как известно, что любая демократия есть не что иное, как постоянная борьба граждан за свои права, за партнёрскую, ответственную, честную и эффективную государственную власть. Поэтому многое ещё зависит и от гражданской активности людей, их творческой и жизненной энергии, уровня культуры и образования, нравственности и правового мышления. В нашей стране у людей не развито чувство гражданского и личного достоинства, а так же нехватка умения отстаивать его цивилизованным образом.
Для исправления существующей ситуации необходима сильная государственная воля в применении как правовых, так и политических, административных и экономических методов воздействия. Если говорить о правовых формах, то, прежде всего надо использовать наше законодательство, позволяющее привлекать к ответственности должностных лиц, нарушающих конституционные права.
Необходимым условием соблюдения прав и свобод человека и гражданина является положение, при котором все органы государственной власти выполняют защиту прав и свобод человека и гражданина, охрану государственного суверенитета, при строгом соблюдении Конституции Республики Беларусь.
Список используемой литературы:
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.).
2. А. Е. Козлов . Конституционное право: Учебник. М.: Издательство БЕК, 1997.
3. Д.М. Демичев Конституционное право. Учеб. Пособие. Мн.: Выш. шк., 2004.
4. Закон Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики
Беларусь» от 30.03.1994 г.
5.«Научно практический комментарий к Конституции Республики Беларусь», Минск, 2001 г.
6. К.Н. Кунцевич «Конституционное право Республики Беларусь»
Минск 2000 г.
7. Н. И. Денисов Права человека и действия граждан «Международная научно-практическая конференция «Философия социального действия и перспективы демократии»: Тезисы докладов. Мн., 1994 г. С. 6.
8. В. П. Пугачёв, А. И. Соловьёв. Введение в политологию: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 1995 г.
9.Права человека: Учебное пособие для высших учебных заведений. Мн., 2001г.
10.Права человека. Учебное пособие под редакцией А. Д. Гусева, Я. С. Яскевич. Мн., 2002 г.