Содержание
Введение2
Глава 1. Понятие, содержание и конституционно-правовые основания ограничения прав и свобод человека и гражданина5
1.1 Понятие и классификация субъективных прав и свобод и способы их ограничения5
1.2 Механизм реализации ограничений основных прав и свобод человека и гражданина в условиях особых правовых режимов10
Глава 2. Теоретико-правовые основы ограничения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства13
2.1 Историческо-правовой аспект ограничения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства по законодательству России13
2.2 Содержание конституционно-правового регулирования в сфере ограничения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации16
Глава 3. Чрезвычайное законодательство в системе ограничении прав и свобод19
3.1 Правовой режим чрезвычайного положения19
3.2 Содержание законов о чрезвычайном и военном положении в России и пути их совершенствования21
Заключение24
Список литературы26
Выдержка из текста работы
Действующая Конституция РФ провозглашает человека, его права и свободы высочайшей ценностью страны и общества. Однако идеал свободной личности отнюдь не означает, что поведение человека ничем не ограничивается и он освобожден от любой ответственности перед остальными людьми и обществом, поскольку осуществление прав и свобод в публичной жизни встречается с индивидуальными и общественными интересами. Потому появляется необходимость очерчивать границы прав одного человека со статусом других обладателей прав и сферой прав и интересов страны и сообщества в целом. Сложность задачи определяется противопоставлением приоритетов: с одной стороны, люди создают государство для себя, защиты собственных прав и свобод; с другой — государство появляется, как ответ на неспособность человеческого общества жить без него, без его силы и ограничений, здесь государство становится как бы верховным проявлением публичной организованности и распорядка, единственным гарантом безопасности, стабильности и становления. Данное противоречие разрешается путем разработки и укрепления в Конституции РФ оснований ограничений прав и свобод, а в законодательстве — конкретных способов ограничений отдельных прав и свобод, вытекающих из конституционных предписаний.
Разработка, законодательное установление и толкование целей, основ, способов ограничений прав и свобод человека относится к наиболее трудным и спорным аспектам юридической системы. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих сейчас перед российским законодателем считается введение должного баланса между правами человека и интересами демократического общества в соответствии с основополагающей конституционной идеей об обеспечении максимально вероятной степени свободы личности.
Целью нашей работы является анализ формально-юридической и содержательной сторон конституционных оснований ограничения прав и свобод человека и гражданина как актуальной проблемы современного конституционного права.
Объектом работы являются правоотношения, возникающие в процессе реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Предметом же выступают общественные отношения, возникающие в процессе реализации конституционно-правовых норм, устанавливающих ограничения прав и свобод личности в Российской Федерации.
В соответствии с целью работы были определены следующие задачи исследования:
— изучение вопросов ограничения прав и свобод гражданина в современных конституциях;
— рассмотрение видов, целей и пределов ограничения конституционных прав и свобод;
— проследить механизм ограничения прав и свобод человека в сети интернет.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих 5 параграфов, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1. Вопросы ограничения прав и свобод гражданина в современных Конституциях
1.1. Права и свободы в современных Конституциях
Создателям конституций и в XVIII в. (США, Франция, Польша), и в XIX в. (Испания, Норвегия, Нидерланды, Португалия, Бельгия, Дания, Люксембург, Япония, Швейцария, Франция, Болгария, Германия, Венесуэла и другие страны), и в XX в. (Австрия, Япония, Италия, ФРГ, Франция, Греция, Португалия, Испания, КНР, РСФСР, СССР, Российская Федерация и многие другие государства), и в XXI в. (Бахрейн, Восточный Тимор, Катар, Афганистан, Ирак, Сербия, Непал, Таиланд, Бутан, Мьянма, Кыргызстан, Венгрия) приходилось и приходится решать сложнейшую проблему — какие общественные отношения необходимо урегулировать Основным законом, какие вопросы включить в конституцию, а какие оставить на усмотрение законодателя. С.А. Авакьян по этому поводу справедливо замечает: «что, в каком объеме, каким образом и в какой последовательности отразить в конституции — сложный вопрос».
Общеизвестно и общепризнанно, что конституция должна регулировать «только основные, главные, принципиальные общественные отношения, являющиеся базой для развития других». Это аксиома для любой системы права, в которой присутствует конституция. Основные вопросы содержания каждой конституции — «о власти, формах собственности, положении личности, устройстве государства». Вместе с тем, если первые конституции ограничивались вопросами организации государственной власти, государственно-территориального устройства, основными личными и политическими правами и свободами человека и гражданина, то конституции, принятые после Второй Мировой войны и до настоящего времени, практически не оставляют нетронутыми ни одну сферу общественных отношений. Об этом свидетельствует и объем конституций некоторых государств. Наиболее показательными примерами таких Основных законов являются конституции Индии 1950 г. (395 статей и 12 приложений), Малайзии 1957 г. (181 статья и 13 приложений), Кипра 1960 г. (199 статей и 3 приложения), Пакистана 1973 г. (280 статей и 7 приложений), Португалии 1976 г. (299 статей), Бразилии 1988 г. (250 статей), Польши 1997 г. (243 статьи), Таиланда 2007 г. (309 статей), Мальдив 2008 г. (301 статья и 2 приложения), Мьянмы 2008 г. (457 статей и 5 приложений).
Конституция второй половины XX — начала XXI в. — это не только статус главы государства, парламента, правительства, высших судебных органов, территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности личности, но и цели, задачи и предназначение государства; основы государственного и общественного строя; вопросы внешней политики и международных отношений, условия членства в международных организациях; социальная политика; основы регулирования экономических процессов; роль государства в духовно-культурной сфере жизни общества; иерархия источников права; определение предмета законодательного регулирования; конституционный контроль; права 142 детей; правозащитные институты; школьное и высшее образование; труд и права работников; политические партии; средства массовой информации; здравоохранение; формы собственности; экология; налоги; основы организации и деятельности правоохранительных органов; чрезвычайные режимы и многие другие важные для конкретного государства вопросы. Современная конституция — это «основной закон (совокупность основных законов, а иногда и других актов конституционного значения), исходящий из основных ценностей данной цивилизации, закрепляющий те или иные основы правового статуса личности, экономической, социальной, политической систем и духовной жизни общества, основы взаимоотношений человека, коллектива, государства и общества…».
Анализируя содержание действовавших и действующих конституций, можно констатировать, что есть определенные вопросы, которые находят отражение во всех основных законах, поскольку они неразрывно связаны с самой идеей конституции. Это, во-первых, организация государственной власти (по горизонтали и вертикали); во-вторых, основы правового положения личности, включающие принципы взаимоотношений человека и других членов общества и государством, а также основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Что касается взаимосвязи идеи прав человека и идеи конституции, то, как подчеркивает В.Т. Кабышев, «становление конституционализма было связано прежде всего с провозглашением прав человека естественными и неотчуждаемыми. Власть конституционно признает за человеком его свободы и права как неотъемлемые, как определяющие природу личности и меру ее свободы. Высшая юридическая сила Конституции призвана оградить провозглашенные права и свободы от возможного ущемления путем издания обычных законов». В.Е. Чиркин отмечает, что вопросы, составляющие содержание конституции, могут быть традиционными, необходимыми и излишними; традиционными и в то же время необходимыми являются конституционные положения об основных правах человека и об организации государственной власти, которые «присутствуют в том или ином объеме во всех конституциях мира».
Одним из важнейших вопросов конституционного регулирования — традиционным и необходимым — является определение сферы свободы человека (через его права, свободы, обязанности, ответственность) и установление возможности, оснований, способов вмешательства государства в эту свободу.
Свобода является одним из базовых элементов в закреплении конституционного статуса личности. Провозглашение, регламентация и установление гарантий свободы личности на уровне конституционного законодательства — одно из важнейших достижений человечества в правовой сфере. И Декларация независимости США 1776 г., и Французская декларация прав человека и гражданина 1789 г. провозглашают свободу человека в качестве одного из естественных и неотъемлемых прав человека. «Конституция, — считает Б.С. Эбзеев, — является политико-правовой формой выражения свободы личности в государственно организованном обществе.». Обеспечение свободы личности — «один из коренных вопросов конституционного развития всякого общества и государства».
1.2. Виды конституционного регулирования ограничения прав и свобод человека
Современные конституции основаны на идее максимально возможной степени свободы личности в ее отношениях с обществом, государством, другими людьми. Это утверждение справедливо и по отношению к Конституции России 1993 г. «Для России, — пишет В.Т. Кабышев, — идея свободы человека стала неотъемлемой частью ее конституционного развития».
В юридическом смысле свобода — это закрепленная в конституции, законах, иных нормативных правовых актах мера возможного поведения человека, широкий круг его юридических возможностей во всех сферах жизнедеятельности (частной, политической, экономической, духовно-культурной), это его права и свободы, прежде всего конституционные. Права и свободы человека и гражданина — это выражение свободы личности.
Вместе с тем свобода личности не означает, что поведение человека ничем не ограничивается, поскольку реализация прав и свобод од……..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
I. Нормативно-правовая литература
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС Консультант Плюс, 2014
II. Литература
2. Авакьян С.А. Конституционное право России: учебный курс. 2-е изд., перераб. и доп.: в 2 т. Т. 1. М., 2012. С. 136.
3. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. 2-е изд. М., 2010. С. 15.
4. Астратова С.В. К вопросу о содержании конституционного права на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина // Российский юридический журнал. 2013. N 6. С. 73 — 77.
5. Бондарь Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации. М., 2012. С. 163.
6. Гаджиев Г.А. Конституционные основы юридической ответственности и конституционно-правовая ответственность // Журнал российского права. 2014. N 1. С. 7 — 15.
7. Кабышев В.Т. Права человека в современной России: конституционное обеспечение (реалии, тенденции, развитие) // Права человека: пути их реализации: материалы Международной научно-практической конференции (8-10 октября 1998 г.). Ч. 1. Саратов, 2010. С. 128.
8. Кабышев В.Т. Человек и власть: конституционные принципы взаимоотношений // Личность и власть (конституционные вопросы): межвузовский сборник научных работ. Ростов н/Д; Саратов, 2013. С. 67.
9. Конституция в XXI веке: сравнительно-правовое исследование / отв. ред. В.Е. Чиркин. М., 2011. С. 25.
10. Просвирнин Ю.Г. Информационное общество и демократия//Известия Юго-Западного гос. ун-та. 2012. № 2(2). С. 200-201
11. Радько Т.Н. Теория государства и права: учебник. -2-е изд. -М.: Проспект, 2010
12. Садиков О.Н. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам гражданского права // Журнал российского права. 2013. N 12. С. 20 — 32.
13. Стародубцева И.А., Карташов В.Г. Коллизии в конституционном законодательстве и муниципальных правовых актах: теория и практика выявления и разрешения. Воронеж, 2012. С. 74-78
14. Султанов А.Р. Защита свободы совести, распространения убеждений через призму постановлений Европейского суда по правам человека. М.: Статут, 2013. 544 с.
15. Сырых В.М. История и методология юридической науки: учебник. -М.: Норма: ИНФРА-М, 2012.
16. Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. М., 2011. С. 37.
17. Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М., 2013. С. 51-52.
18. Чиркин В.Е. Сравнительное правоведение: учебник для магистратуры. -М.: Международные отношения, 2012.
19. Шелудякова Т.В. Конституционные принципы и приоритеты российской социальной политики: понятие и соотношение//Вестник Воронеж. гос. унта. Серия: Право. 2012. № 2. С. 81
20. Шундиков К.В. Правовые механизмы: основы теории//Государство и право. 2013. № 12. С. 12-21
21. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации: монография. -2-е изд., перераб. и доп. -М.: Проспект, 2013.
III Интернет-ресурсы
22. Справочно-правовая ситема «Консультант Плюс», 2013 //
23. Информационно-правовое обеспечение «Гарант» //