Содержание
Содержание:
Введение3
Глава 1. Общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права4
Глава 2. Понятие и особенности конституционных правоотношений10
Глава 3. Структура и содержание конституционного правоотношения17
Заключение25
Список использованных источников26
Выдержка из текста работы
Выбранная тема курсовой работы актуальна потому что теория конституционно-правовых норм недостаточно изучена в науке конституционного права. Также в настоящее время нет источника, в котором бы была описана вся собранная теоретическая база о конституционно-правовых нормах. Как отмечают Авдеенкова М.П. и Дмитриев Ю.А. «проблемы анализа конституционно-правовых норм и отношений, к сожалению, весьма редко становились предметом отдельных научных исследований».
Конституционное право является главной отраслью в системе права РФ. Конституционное право устанавливает в своих нормах самые важные принципы устройства общества и государства, определяя основы управления общественными процессами, эта отрасль тем самым дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений. Вообще, с конституционного права начинается формирование всей системы права, всех отраслей, и в этом определяется его системообразующая роль. Ни одна отрасль права не может развиваться, если у нее нет опоры в конституционно-правовых нормах, а тем более противоречит им. Исходя их этого можно говорить о том, что конституционно-правовые нормы, в своей совокупности составляющие отрасль конституционного права, играют главнейшую роль в жизни общества и государства.
Цель моей курсовой работы -рассмотрение конституционно-правовых норм и выявление их особенностей.
Задачи, поставленные в данной курсовой работе:
рассмотреть понятие правовой нормы и ее признаки;
раскрыть понятие конституционно-правовой нормы и ее содержание;
провести анализ структуры конституционно-правовой нормы;
классифицировать конституционно-правовые нормы;
исходя из изученного материала обозначить особенности конституционно-правовых норм;
вынести соответствующие выводы по теме.
Объектом являются общественные отношения, возникающие в связи с применением конституционно-правовых норм.
Предметом изучения курсовой работы является нормативно-правовое регулирование общественных отношений, в связи с применением конституционно-правовых норм.
Конституционное право, как все право в целом, развивается и изменяется, отражая те процессы, которые происходят в политической, социальной и экономической жизни общества.
Современное конституционное право — это отрасль права, которая закрепляет основные принципы организации власти и демократии. Именно это порождает противоречие различных политических сил вокруг Конституции, судебных решений, законов, и других правовых актов, которые составляют источники конституционного права.
Глава 1. Конституционно-правовая норма как разновидность правовой нормы
.1 Понятие и признаки правовой нормы
Понятие нормы права относится к важнейшим категориям теории государства и права. Нет в правовой системе иного составного элемента, который бы был связан с другими настолько тесно и конкретно, как нормы права. Хоть какое правовое явление открывает и ведет себя специфическим образом исключительно во взаимоотношении и содействии с правовыми нормами. Сначала через их, на их базе случается действие страны на правовую систему сообщества в общем и на компоненты, ее составляющие в отдельности.
На известном этапе развития общества возникает надобность в упорядочивании существующих отношений в таком обществе. Нельзя представить общество без регулирования поведения людей с помощью определенных моделей, образов, масштабов. Из них и складываются в результате многочисленного повторения нормы, на которые после ориентируется общество.
Правовой нормой называется установленное или санкционированное государством правило поведения, охраняемое от нарушений с помощью мер государственного принуждения.
Правовая норма носит единый характер. В различие от команд, повелений, постановлений по определенным вопросам, норма адресована не отдельному лицу, а кругу лиц, характеризуемых типическими показателями. Она рассчитана на регулировка не одиночного, отдельного отношения, а вида публичных взаимоотношений; влияние правовой нормы рассчитано на огромное количество случаев.
Всякая норма — результат обобщения типических и видовых качеств общественных отношений (родственные отношения, отношения обмена или купли-продажи, отношения власти и подчинения), участников этих отношений (граждане, объединения лиц, государственные органы, должностные лица и т.п.), действий и событий, влекущих правовые последствия (дарение, купля, кража, вступление в брак, назначение на должность, гибель имущества и т.п.), объектов права (виды имущества, изобретения, произведения искусства и т.п.).
Прогресс выработал много различных правил и норм, которыми люди руководствуются в своей обыденной жизни и деятельности. Среди них правовые, моральные, политические, корпоративные, эстетические, религиозные обычаи и другие. Нормы — это конкретные стандарты, эталоны, образцы, модели поведения участников общественных отношений.
Понятие нормы права относится к важнейшим категориям любой отрасли права.
Юридическая норма — начальная часть права, исходный структурный элемент его системы. Поэтому естественно, что норме права типичны все главные черты права как особого социального явления. Любая исключительная правовая норма приобретает качество, свойственное праву в целом будучи включенной в его общую систему. Право — это система юридических норм, которая в наиболее общем и полном виде выражает в этих
нормах государственную волю общества, ее общечеловеческий характер, пронизана едиными принципами и закономерностями, определенными политической, экономической и духовной структурой общества.
В то же время норма права — самостоятельное явление, обладающее свойственными специфическими особенностями, углубляющими и конкретизирующими наши представления о понятии права, сущности и его содержании, о механизме воздействия на общественные отношения.
Поскольку нормы права — одна из вариаций социальных норм, на них распространяются общие черты, свойственные этим нормам. Вместе с тем нормы права отличаются от обычаев, корпоративных, нравственных и иных социальных норм отличительными признаками, характерными чертами.
К наиболее важным из них относятся следующие:
. Правовая норма, в отличие от морали, призвана регулировать внешнее поведение людей, обращена к их сознанию и воле в расчете на конкретное поведение.
. Норма права — единственная в ряду социальных норм, которая выступает от государства и является официальным выражением государственной воли.
.Правовая норма перемещает совместный нрав. Даже в простых правовых системах, отличающихся казуистическим построением нормативных предписаний, крайние постоянно содержали популярные моменты обобщенности, абстрагирования от тех или других личных особенностей регулируемых отношений.
. Юридическая норма, как и право в общем, не просто социальный, а государственный регулятор общественных отношений. Такое свойство правовой нормы проявляется в ее целостной связи с государством, с другой — она необходимая юридическая предпосылка правоотношения, единственная среди социальных норм, чье воздействие на общественные отношения влечет для его участников юридические последствия, гарантом которых выступает государство.
.Норма права различается от остальных социальных норм характерной лишь ей формальной определенностью. Особенности юридической нормы как первичной простой клетки права таковы, что она мыслима в первую очередность в облике настоящего фрагмента законный ткани, фактического предписания, находящее прямое представление в тексте нормативного или другого правового акта.
.Норма права — единственная в ряду социальных норм, которая поддерживается в собственной реализации, охраняется от нарушений принудительной силой страны.
Сказанное нисколько не противоречит тому, что правовые нормы, как и остальные виды социальных норм, в большинстве случаев выполняются людьми намеренно и по своей воле, впоследствии что обеспечиваются, в первую очередность мерами убеждения и обучения.
. Нормы права складываются из двух разновидностей общеобязательных правовых предписаний:
) правил поведения;
) исходных (отправных, учредительных) норм.
Норма как модель правоотношения в общем облике описывает вероятное поведение одной стороны грядущего дела и юридическую обязательность каких-то действий.
Права и обязанности выступают в облике ориентиров, означающих спектр свободы действий субъектов права, ибо настоящее регулирование отношений меж людьми и их организациями исполняется конкретно чрез наделение правами одних возложение обязанности на остальных. Различные субъекты правоотношений традиционно владеют комплексом прав и сразу несут огромное численность повинностей. Не может быть прав без обязанностей и нет обязанностей без прав. Это один из принципов построения и функционирования хоть какой законный системы.
Важно учесть кроме того такое качество права, как его системность: право не «сумма», не «совокупность» общепризнанных мерок, а их система, базирующаяся на связи составляющих ее частей. Органически включаясь в правовую систему, правовые общепризнанные нормы получают социально-волевую тенденцию, характерную этому праву в целом.
Волевой характер правовых норм придает им качества социальных регуляторов. В правовых нормах отражаются и выражаются те типичные для данного общества ситуации и отношения, которые предполагается либо пресекать и искоренять, либо поддерживать, охранять и воспроизводить. Направленность этого социального контроля и регулирования, которым служит взятая в целом система правовых норм (т.е. право), предопределяется выраженной в праве государственной волей, зависящей от интересов господствующих или влиятельных социальных сил. С другой стороны, нормы права адресованы не только интеллекту участников общественных отношений, но и их воле, ибо для реализации права недостаточно знать, как следует поступать в той или иной юридической ситуации (многие знают, как надо, но делают иначе). Правовые нормы содержат информацию, способную регулировать поведение; поэтому правовая норма не только описывает жизненную ситуацию, но и предписывает определенный выбор из возможных линий и вариантов поведения, выбор, опирающийся на властное веление государства.
Сущностным качеством правовых норм является их связь с государством.
Правовые нормы устанавливаются или санкционируются компетентными органами государства. Правотворческая деятельность государства наиболее очевидна при преобладании таких источников права, как законы и другие нормативные акты, издаваемые государством. Но государство остается силой, творящей право, и при санкционировании не им созданных норм (обычаев, религиозных правил, правовых доктрин, договоров), которые становятся правом только и именно в результате придания им общеобязательной силы.
Итак, конституционно-правовые дела, элементы объект конституционного права, регулируются средством конституционно-правовых норм.
Существует три подхода к определению конституционно-правовых норм:
) конституционно-правовые нормы определяются через конституционное право:
нормы, в совокупности, составляющие конституционное право, называются конституционно-правовыми нормами;
) конституционно-правовые нормы определяются через перечисление тех сфер жизни, которые они регулируют, в этом случае перечень будет включать те отношения, которые являются предметом конституционного права:
конституционно-правовые нормы — это нормы, регулирующие основы конституционного строя, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство и систему органов государственной власти;
) конституционно-правовые нормы определяются через субъектов, которые могут их устанавливать:
конституционно-правовые нормы — это нормы, устанавливаемые высшими органами государственной власти.
.2 Историческое развитие теории конституционно-правовой нормы
Переименование ветви муниципального права в конституционное неизбежно повлекло за собой и переименование государственно-правовых норм в конституционно-правовые. Государственное или конституционное право — этот вопрос был объектом научного спора в досоветской государственно-правовой литературе, являлся дискуссионным в русском государствоведении.
Для выяснения специфики предмета регулирования муниципального (конституционного) права как особенной ветви права было приурочено очень много изучений, где высказывались разные взоры. В движение 60-70-х годов эти различия в главном приняли форму полемики приверженцев «конституционного» и «муниципального» права. Причем в каждом из данных направлений не было целостности не лишь по вопросу о предмете предоставленной ветви права, но и о её заглавии. Некоторые любители переименования муниципального права в конституционное считали, что заглавие не владеет существенного смысла. Другие, против, считали, что этот вопрос владеет принципиальный нрав. Приобретая характер «вечной», данная проблема, связана:
) с разной позицией по вопросу о значимости для характеристики отрасли и науки существенных сторон общественного и государственного строя. Кроме того, в качестве аргумента в споре приводится такой момент, как отражение в наименовании отрасли названия её основного источника.
) с разными подходами к объёму правового регулирования рассматриваемой отрасли права;
Существуют различные подходы к определению мнения конституционно-правовой нормы. Так, дореволюционная дисциплина и дисциплина 20-50-х годов xx в. не акцентировала интереса на особенностях норм данной ветви права. Первые работы, приуроченныек этим вопросам, возникли в нашей стране в конце 50-х годов. По времени их возникновение совпало с дискуссией о проблеме названия ветви и содержания ее предмета.
Общеизвестен внешний нрав русских Конституций, закреплявший полновластие русского народа, политическую базу сообщества в облике Советов, управляющую роль партии и т. д. Эти нормы не получали выражения как-либо определенное правило поведения. Они не укладывались в обычное понятие о структуре норм права, состоящих из гипотезы, диспозиции и санкции. Это отдало базу для утверждений неких экспертов о том, что эти нормы имеют только описательный или констатирующий, а не нормативный нрав.
В современных критериях статуса конституционно-правовых норм возникла надобность конфигурации и их теоретико-правовой оценки.
Определенный компромисс в этот вопрос внесла теория так называемой комплексной нормы муниципального права. Суть ее состоит в том, что нормы данной ветви права регулируют базисные, основные дела и, в большей степени, получают закрепление в Конституции. С этим соединено неимение в ряде случаев традиционной трехчленной структуры конституционно-правовой нормы. Но это не значит, что в таковой норме вообще отсутствует гипотеза или санкция. В ряде случаев они получают закрепление в остальных нормативно-правовых актах, в том числе — входящих в другие ветви права.
Сторонники теории комплексной юридической нормы конституционного права, уточняют один момент, «санкция юридической нормы в популярной ступени служит гарантией ее реализации. Поэтому санкция и гипотеза, желая бы в общем облике, обязаны быть сформулированы, может быть, не в той же статье закона, но лучше в том же нормативно-правовом акте». На их взгляд, значимым недостатком главы 2 работающей Конституции РФ является то, что большая часть ее статей, закрепляющих конституционные права и свободы человека и гражданина, не имеют механизма реализации. Дело в том, что хоть какой закон устанавливает в той или другой форме и мерке ограничения для реализации конкретного субъективного права. Поэтому, ежели норма Конституции сформулирована в общей императивной форме( ст. 26, 27, 28, 30, 31, 33 и др.), то хоть какой закон, общепринятый в выполнение данной нормы, неизбежно станет устанавливать ограничения реализации этого права и рано или поздно станет признан неконституционным. Если бы приведенные и другие такие им статьи Конституции РФ содержали отсылки к федеральному закону или другому нормативно-правовому акту, принимаемому в их развитии, то это позволило бы «достроить» структуру конституционной нормы до совершенного состава, а попутно исключило бы вероятные коллизии между Конституцией и текущим законодательством.
Однако концепция комплексной юридической нормы конституционного права не охватывает только контраста конституционно-правовых норм. Причина этого — в двойственном нраве предмета конституционного права:
одни юридические нормы закрепляют общие расположения и конституционные взгляды, остальные — регулируют конкретные конституционно-правовые дела и получают закрепление в нормативно-правовых актах, образующих текущее законодательство.
Своеобразную позицию в определении мнения конституционно-правовых норм заняли эксперты ленинградской и саратовской юридических школ, которые давали некие объяснения в помощь собственной позиции о переименовании ветви, но обошли молчанием вопрос об определении мнения конституционно-правовой нормы. При этом они ссылались на специфику ветви с точки зрения кружка регулируемых ею публичных отношений, утверждали, что не следует идентифицировать мнения «нормы конституции» и «конституционные нормы».
.3 Понятие и содержание конституционно-правовой нормы
Проблема разбора конституционно-правовых норм и отношений, к огорчению, очень изредка становились предметом отдельных научных изучений.
Следует отметить, что мнение " конституционно-правовые нормы " охватывает не лишь нормы конституций, но и всех нормативных правовых актов, имеющих собственным назначением регулирование публичных отношений, относящихся к предмету ветви конституционного права.
Пожалуй, за наиболее чем тридцатилетний период вышла первая заметная служба, приуроченная к этому вопросу — «Конституционные нормы и правоотношения», ее создатель Лучин В. О. Но и ею охвачена наименьшая дробь конституционно-правовых норм — лишь конституционные нормы. В собственной работе создатель дал последующее определение конституционно-правовым нормам: «Нормы конституционного права, в полном согласовании с учением общей теории права, представляют собой закрепленные государством в соответственных нормативных актах критерии поведения. Эти критерии инсталлируются государством или в облике конкретных предписаний, или в облике закрепления принципов, определяющих мерку вероятного и должного поведения лиц и организаций».
От норм остальных отраслей права конституционно-правовые нормы различаются: собственным вхождением, зависящим от той сферы публичных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены. Все юридические нормы имеют в качестве общей цели — регулирование публичных отношений, но конкретные цели регулирования неодинаковы у различных отраслей права. Целевое предназначение норм конституционного права — закрепление основ конституционного строя Российской Федерации, основ правового статуса личности, федеративного устройства и закрепление системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Е.И. Колюшин включает в предмет конституционного права три группы общественных отношений:
возникающие при установлении основ общественного строя; возникающие при установлении и регулировании конституционно-правового статуса гражданина РФ;
возникающие при установлении и регулировании организации и деятельности государства и государственной власти; источниками, в которых
они выражены. Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей системе права, в Конституции РФ;
своеобразием видов: среди рассматриваемых норм значительно больше, чем в других отраслях, общерегулятивных норм. Это нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.).
Чиркин В. Е. направляет интерес на последующее: «В конституционном праве немало норм-принципов, осуществление которых владеет опосредованный нрав. Они получают родное формирование и наполняются конкретным вхождением в остальных статьях конституции, в актах других отраслей права, в деятельности органов страны»; учредительным нравом содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы первичны, ставят обязательный для выполнения всех остальных правовых норм распорядок: определяют формы главных нормативных правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию муниципальных органов в сфере правотворчества, название принимаемых ими правовых актов.
Говоря об общей характеристике конституционно-правовых норм невозможно не заявить о том, что у представителей теории конституционного права нет целостности понятий по вопросу о том, все ли нормы конституционного права являются такими, в частности все ли предписания Конституции владеют качеством нормативности.
Голощапов А. направляет интерес на то, что «особенного рода нормативность указанных принципов содержится в большей ступени обобщения. Конституционные взгляды оказывают регулирующее действие не лишь в рамках ветви конституционного права, но и определяют направленность правового регулирования публичных отношений в целом, ставя главные истока правотворчества и правоприменения».Кутафин О.Е. также указывает на то, что «программные конституционные установления носят нормативный характер, так как они осуществляют общеобязательное регулирующее воздействие на развитие общественных отношений посредством закрепления правовых ориентиров и целевых установок».
Глава 2. Особенности конституционно-правовых норм
.1 Структура конституционно-правовых норм
конституционный правовой норма диспозиция
Общепризнано деление норм права на гипотезу, диспозицию и санкцию.
Гипотеза- это структурный компонент нормы полномочия, показывающий в жизненные обстоятельства, фактические условия вступления нормы полномочия в деяние, реализации ее диспозиции.
Диспозиция — структурный компонент юридической нормы, в котором определяются полномочия и дело субъектов полномочия, устанавливаются возможные и должные варианты их поведения.
Санкция — структурный компонент, предусматривающий последствия нарушения законный нормы, устанавливающий видимость и меру юридической ответственности к нарушителя ее предписаний. Санкция является атрибутом юридической обязанности, которая имеет категоричный нрав, соблюдение которой императивно предписано государством, запрещающим уклонение от определенного правила поведения. Что означает, санкция является элементом только обязывающей и запрещающей, но не управомочивающей нормы права.
С.С. Алексеев указывает при этом на логическую связь между элементами нормы, т.е. структура юридической нормы как логическая взаимосвязь гипотезы, диспозиции и санкции может быть выражена формулой: «если…, то…, иначе (в противном случае) …».
Осуществляя государственное регулирование публичных отношений, нормы конституционного права имеют разную форму изложения собственных требований, разную степень обобщенности этих требований, что конкретным образом сказывается на структуре конституционно-правовых норм.В них не всегда верно и ясно проявляется традиционная триада структуры правовой нормы — гипотеза, диспозиция и санкция.
В хоть какой конституционно-правовой норме можно выделить диспозицию, т.е. содержание самого правила либо принципа. Другие структурные части не всегда на виду, хотя при глубочайшем анализе этих норм можно сделать вывод, что и они присущи нормам этой отрасли права.
Однако в конституционно-правовых нормах очень редко встречается классическое изложение гипотезы, как, например, во второй норме п.2 ст. 54 Конституции: «Если после совершения правонарушений ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон».
Что касается таковой структурной части правовой нормы как санкция, т.е. фиксированные последствия невыполнения предписаний нормы, то она очень изредка содержится конкретно в конституционно-правовой норме, хотя это не значит безнаказанность невыполнения. Закрепляя обязательность выполнения конституционно-правовых норм для всех физических и юридических лиц, правительство оставляет за собой право взыскивать в разных формах с нарушителей правил конституционного права, время от времени верно обозначая эти последствия в нормах других отраслей права. Например, ч. 3 ст. 41 Конституции РФ гласит: «Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровью людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом».
Следует также отметить, что определенная структура хоть какой правовой нормы определяется теми специфичными функциями, которые делают юридические нормы — обеспечением конкретизированного, детализированного, четкого и определенного нормативного регулирования публичных отношений. Это полностью относится к структуре конституционных норм, закрепляющих главные права и свободы человека и гражданина. Специфичность социальных функций рассматриваемых норм обусловливает особенности их структуры. Конкретно такое социальное предназначение конституционных норм, закрепляющих главные права и свободы людей, предназначает особенности их структуры.
-ая особенность структуры рассматриваемых норм состоит в том, что она не содержит внутри себя санкцию. Отсутствие санкции у конституционных норм, закрепляющих главные права и свободы людей, разъясняется 2-мя причинами:
интересы государства, проявляющиеся в этих нормах, и интересы гражданина, реализующего содержащиеся в них основные права и свободы, имеют одинаковую направленность на осуществление конституционного правомочия, между ними нет никаких противоречий, а, следовательно, и нет определяемого государством противоправного поведения, устранению которого служит санкция;
неблагоприятные правовые последствия инсталлируются в отношении обязанной стороны, нарушающей правовые предписания. А в согласовании с конституционными нормами, содержащими главные права и свободы человека и гражданина, ведущим гарантом, обеспечивающим их действительность, социальную исполнимость в публичной жизни, является правительство (обязанная сторона), к которому неприменимы санкции внутригосударственного права.
Специфичное социальное предназначение рассматриваемых норм проявляется и во 2-ой особенности их структуры. Вместе с гипотезой, в какой указывается на условия ее внедрения, и диспозицией, содержащей конкретное основное право либо свободу, рассматриваемая норма закрепляет гарантии, направленные на обеспечение ее реализации в публичной жизни.
Необходимо подчеркнуть, что в первый раз возникновение гарантий главных прав и свобод в составе конституционных норм связано с деятельностью В.И. Ленина, под руководством которого разрабатывалась и принималась Конституция РСФСР 1918 года. В ее статьях содержались не только основные права и свободы, но и формулировались определенные социальные явления, существование которых в общественной жизни было призвано обеспечить реальность, социальную исполнимость конституционных правомочий.
Между гипотезой, диспозицией и санкцией конституционной нормы, закрепляющей главные права и свободы человека и гражданина, есть связи, отличающиеся инвариантностью, жесткостью, «неразрушимостью». Они объединены не на началах иерархической зависимости, а на началах синтетической зависимости, при которой отсутствие гипотезы, диспозиции либо совокупности гарантий приводит к разрушению данной целостности — конституционной нормы. Конкретно органическая неразрывность связи между санкцией, содержащихся в конституционной норме, и ее гипотезой и диспозицией свидетельствует о том, что рассматриваемая санкция является относительно самостоятельным, неотъемлемым составным элементом структуры конституционной нормы, закрепляющей главные права и свободы физических и юридических лиц.
Санкции, как отдельному элементу структуры конституционной нормы, закрепляющей главные права и свободы человека и гражданина, нужно дать самостоятельное наименование, чтоб отличать их от других юридических гарантий, обеспечивающих реализацию конституционных правомочий, но не находящихся с ними в синтетической зависимости. Рассматриваемый структурный элемент конституционной нормы, содержащий главные права и свободы людей, ученые предлагают называть курацией (от латинского cura — забота).
Курация — та часть конституционной нормы, которая закрепляет совокупность социальных явлений, существование которых в общественной жизни обеспечивает и гарантирует реальность, объективную социальную исполнимость реализации основных прав и свобод. Но запрещение негативных социальных явлений и указания о существовании ответственности за их совершение не следует рассматривать в качестве санкции конституционной нормы. Эти явления и указания о имеющейся ответственности за их совершение прямо не относятся к лицам, дела меж которыми регулирует данная конституционная норма (гражданину, обладающему главным правом либо свободой, и к государству, обеспечивающему действительность конституционных правомочий). Они формулируются в качестве юридической гарантии того, что «третьи» лица не будут совершать деяния, нарушающие конституционные права и свободы людей.
.2 Классификация конституционно-правовых норм
Под классификацией юридических норм понимается их подразделение на отдельные группы по конкретным признакам.
Научно обоснованная классификация правовых норм дает возможность:
. верно определять место каждого вида юридических норм в системе действующего в государстве права;
. лучше уяснить функции правовых норм и их роль в механизме правового регулирования;
. точнее найти пределы и способности регулирующего воздействия права на публичные отношения, пути увеличения эффективности правовых норм;
. совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность государственных органов.
Научная и практическая ценность классификации правовых норм находится в зависимости от обоснованного выбора ее критериев.
Для хоть какой научной классификации очень принципиально верно найти ее основания.
основы конституционного строя;
основы правового статуса человека и гражданина;
федеративное устройство Российской Федерации;
систему органов государственной власти и местного самоуправления.
Внутри этих больших группировок норм в свою очередь выделяются взаимосвязанные комплексы норм, регулирующих относительно близкие сферы публичных отношений, что отражается в структуре конституционно-правовых институтов.
Катков Д.Б. и Корчиго Е.В. по содержанию несколько иначе классифицируют конституционно-правовые нормы. Авторы выделяют нормы: — закрепляющие основы конституционного строя;
устанавливающие основы организации государственной власти;
регулирующие права и свободы человека и гражданина;
определяющие федеративное устройство Российской Федерации;
закрепляющие систему местного самоуправления;
определяющие статус Конституции Российской Федерации;
определяющие порядок осуществления форм непосредственного народовластия;
) по юридической силе. Это основание находится в прямой зависимости от:
нормативно-правового акта, в котором выражена та или иная норма;
места нормативных правовых актов данного вида в общей иерархической системе нормативных актов;
разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами.
По сути, в согласовании с этой классификацией все нормы конституционного права выстраиваются в определенной иерархии, по внешнему облику напоминающей пирамиду. Более важные по сфере и уровню правового регулирования нормы закреплены в Конституции РФ, и они владеют высшей юридической силой. Среди других нормативных правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы, большей юридической силой владеют федеральные конституционные и федеральные законы.
На базе Конституции и названных законов издаются все другие нормативные правовые акты. По отношению к нормативным правовым актам субъектов Русской Федерации высшей юридической силой владеют конституции республик и уставы других субъектов. Нареченные акты, также другие нормативные правовые акты субъектов Федерации должны соответствовать Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Следует учесть, что в случае противоречия меж федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым в границах предметов ведения, по которым субъекты владеют всей полнотой государственной власти, действует нормативный правовой акт субъекта.
От уровня юридической силы конституционно-правовой нормы зависит та правовая база, исходя из которой, формулируется содержание данной нормы. От этого зависят и порядок отмены нормы, ее взаимодействие с другими нормами, их хорошем средствеучесть, какую функцию делает норма в определенном акте, и потому допустимы исключения из данного правила; 3) по территории действия различают:
нормы, действующие на всей территории Российской Федерации; например:
нормы Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов и т.д.;
нормы, действующие на территории субъекта Российской Федерации; например: нормы конституций республик, нормы уставов областей и т.д.;
нормы, действующие в границах территории, на которой осуществляется местное самоуправление (муниципальные образования); например нормы устава о местном самоуправлении;
) по характеру предписания различают нормы: управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Это основание раскрывает механизм регулирующего воздействия конституционно-правовой нормы.
Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов производить предусмотренные в этих нормах деяния, определяют рамки правомочий соответственных субъектов. Таковой характер носят все нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех муниципальных органов. «В качестве управомочивающих могут рассматриваться и содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.п. Их предписания закрепляют правомочия всех субъектов соответствующих отношений действовать в целях предусмотренных в них предписаний».
Обязывающие нормы закрепляют в определенной форме обязанности субъектов совершать определенные действия, предусмотренные данными нормами, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям. К этой группе относятся нормы, устанавливающие конституционные обязанности людей, также нормы, в каких исключается хоть какой другой вариант действия, не считая предусмотренного в норме.
Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных. В качестве примера запрещающей конституционно-правовой нормы можно привести ч. 5 ст. 13 Конституции Российской Федерации: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни»;
) по степени определенности предписаний. По этому основанию различают императивные и диспозитивные нормы.
Императивные нормы — такие, в каких совершенно точно определяются вариант поведения, деяния субъектов в соответствующих обстоятельствах.
Диспозитивные нормы предугадывают способности выбора варианта деяния субъекта с учетом обозначенных в норме критерий и событий. В качестве примера можно привести ст. 33 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Эта норма является диспозитивной.
Примером императивной нормы является установленное в ст. 88 Конституции Российской Федерации положение о том, что Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории РФ либо в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с немедленным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;
) по назначению в механизме правового регулирования нормы бывают материальные и процессуальные (процедурные).
В отличие от уголовного, гражданского права конституционному праву не соответствует специализированная процессуальная отрасль, нормы которой призваны устанавливать общий, единообразный порядок реализации норм. Однако реализация многих норм данной отрасли права сопряжена с необходимостью соблюдения достаточно широкой системы процедурных правил, воплощенных в соответствующих процессуальных (процедурных) нормах. Процедурными являются нормы, устанавливающие порядок работы представительных органов, принятия законов и других актов и т. д. В качестве специального свода процедурных норм могут рассматриваться Регламенты Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
) по функциям, которые выполняют правовые нормы, их подразделяют на:
регулятивные — непосредственно регулируют общественные отношения, определяя права и обязанности их участников;
охранительные — закрепляют меры юридической ответственности и меры защиты, субъективных прав.
специализированные. Особенность специализированных норм в том, что непосредственно на основе них правоотношения не возникают. Они имеют дополнительный характер, который выражается в том, что при регулировании общественных отношений они присоединяются к регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор. К специализированным нормам относятся обобщающие нормы и нормы, регулирующие действие и применение других норм:
обобщающие нормы:
.общие — направлены на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений (например, ч. 2 ст. 3 Конституции РФ: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»);
.дефинитивные — в обобщенном виде закрепляют признаки определенной правовой категории (например, «гражданство Российской Федерации — устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей»);
.декларативные нормы — отражают принципы регулирования общественных отношений нормами данной отрасли (института) права, закрепляют задачи данной совокупности правовых норм (например, ст. 2. Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства»);
нормы, регулирующие действие и применение других норм:
.оперативные — изменяют или отменяют действие иных норм, выполняя, таким образом, служебные функции (например, ч. 4 ст. 35 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»: «Часть 2 ст. 33 настоящего Федерального конституционного закона в части финансирования судов на основе нормативов вводится в действие со дня вступления в силу соответствующего федерального закона»);
коллизионные нормы — определяют, какие нормы из совокупности возможных применяются к данному отношению (например, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ: «В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации»).
Заключение
В основной части данной работы были проанализированы многие стороны теории конституционно-правовых норм. В заключении, исходя из цели курсовой работы, нужно верно обозначить особенности конституционно-правовых норм.
Итак, особенности конституционно-правовых норм заключаются в:
. предназначении конституционно-правовых норм — они закрепляют базы конституционного строя Российской Федерации, базы правового статуса личности, федеративного устройства и закрепляют систему органов государственной власти и местного самоуправления
. специфике цели конституционно-правового регулирования, которая заключается во внесении единообразия и стабильности в социальную жизнь страны методом установления общих правил для всех физических и юридических лиц, укреплении правовой базы государственной и публичной жизни, разработке общеобязательной системы типовых масштабов поведения;
. особых источниках закрепления: основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей системе права, — в Конституции РФ;
. своеобразии видов: среди рассматриваемых норм значительно больше, чем в других отраслях общерегулятивных норм:
. учредительном характере содержащихся в них предписаний. Конкретно конституционно-правовые нормы первичны, устанавливают неотклонимый для создания всех других правовых норм порядок: определяют формы главных нормативных правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию муниципальных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов.
. структуре: для конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура, выделяемая в составе правовой нормы,
гипотеза, диспозиция и санкция.
Другие авторы в структуре конституционной нормы, закрепляющей главные права и свободы людей, выделяют особенный элемент — курацию. Курация — та часть конституционной нормы, которая закрепляет совокупность социальных явлений, существование которых в публичной жизни обеспечивает и гарантирует действительность, беспристрастную социальную исполнимость реализации главных прав и свобод.
Таким образом, структура конституционной нормы, закрепляющей основные права и свободы граждан, выглядит следующим образом:
если (гипотеза) — то (диспозиция) — поэтому санкция (курация);
особом механизмом реализации, который для многих конституционно-правовых норм связан не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации);
специфическом характере субъектов, на регулирование отношений, между которыми данные нормы направлены. Такими особыми субъектами можно назвать народ, государство, главу государства, представительные (законодательные) органы государственной власти;
том, что квалифицированное истолкование и применение конституционно-правовой нормы может быть обеспечено только при условии установления всех взаимосвязей этой нормы с другими нормами, регулирующих ту же сферу общественных отношений.
Конституцию справедливо называют основным, главным законом страны. И ее нормы являются начальными для всех отраслей права Российской Федерации. Конституционное право является ведущей отраслью права. Такая
его роль обоснована значением публичных отношений, которые закрепляются и регулируются нормами этой отрасли.
Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства
общества и страны, определяя общие основы управления всеми публичными
процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, эта ветвь тем самым дает нужные ориентиры, отражающие главное сущностное направление правового регулирования во всех сферах публичных отношений.
Список используемой литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации, принятая на всероссийском референдуме 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.03.2014 N 6-ФКЗ <consultantplus://offline/ref=9D6D1F1741547902C0857B54D0D6F4AD6D58B2CF2FE31D6136E961DA2C7BF501E76A1CE0A0BDE324g9b7S>)// Российская газета. 2014. 24 марта.
2. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31. 12. 1996г. № 1-ФКЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1997. № 1.
. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31. 05. 2002г. № 62-ФЗ //Собрание Законодательства Российской Федерации. 2002. № 22.
. Авдеенкова, М.П., Дмитриев Ю.А. Конституционное право Российской Федерации. М.:Норма, 2010. С. 98.
. Авакьян, С.А. Конституционное право России / С.А. Авакьян. — М.: Юристъ, 2010. — 90 с.
. Алексеев, С.С. Общая теория права. В 2т. Т.2. М.: Норма, 1982. С. 660.
. Андреева, Г.Н. Конституционное право зарубежных стран в вопросах и ответах. М.: Юристъ. 2004. — 355с.
. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.:Статут. 2005. — 590с.
. Чернявский, А.Г. Юридическая ответственность: учеб. пособие / А.Г. Чернявский, С.М. Кузнецов; под ред. Б.Н. Габричидзе, Н.Д. Эриашвили. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. — 3 с.
. Берг, О.В. Некоторые вопросы теории нормы права // Государство и право. 2003. № 4. — 350с.
. Голощапов, А. Прямое действие конституционных норм и принципов// Законность. 2004. № 4.- 530с.
. Иванова, В.И. Основы конституционного права Российской Федерации. М.: Норма, 2000. — 498с.
. Авакьян, С.А. Конституционное право России / С.А. Авакьян. — М.: Юристъ, 2010. — 90 с.
. Козлова, Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: ЗАО Юстицинформ, 2004. — 520с.
. Колюшин, Е.И. Конституционное (государственное) право России. М.: Норма, 1999. — 368с
. Кутафин, О.Е. Предмет конституционного права. М.: Норма, 2001. — 680с.
. Лучин, В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М.: Юристъ, 2002. — 550с.
. Рассказов, Л.П.Теория государства и права: Учебник для вузов / Л.П. Рассказов. — 6-e изд. — М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 475 с.