Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…..3
1. Место административного судопроизводства в единой
системе деятельности судов Российской Федерации….5
2. Конституционно-правовые основы административной
юрисдикции…………………………….13
3. Конституционно-правовые основы производства по делам
об административных правонарушениях..23
Заключение……28
Список использованных источников и литературы….30
Выдержка из текста работы
Каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. И это закономерно. Конституция важна и необходима для современного государства, прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначения, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное — конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство.
Конституцию справедливо называют основным, главным законом государства. Основы Конституционного строя — это совокупность закрепленных Конституцией основных положений и принципов, в соответствии с которыми должны находиться и другие положения Конституции, и все нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации. В то же время основы конституционного строя как бы моделируют новое российское государство и гражданское общество.
Таким образом, целью работы является изучение социальных основ конституционного строя, как необходимого и наиболее важного аспекта демократического государства, основывающегося на принципах гражданского общества.
1. Понятие основ конституционного строя как конституционно-правового института.
Конституционный строй – это форма (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство.
Ведущее место среди правовых норм, регулирующих конституционный строй России, принадлежит нормам Конституции Российской Федерации. Это обусловлено тем, что Конституция наделена высшей юридической силой и является базой текущего законодательства.
Ведущую роль среди них играют нормы, закрепляющие главные устои Российского государства, в которых находят выражение его гуманная сущность, принадлежность к семье демократических стран. В качестве главных устоев выступают основы конституционного строя, которые призваны обеспечивать Российской Федерации характер конституционного государства.
Под основами конституционного строя Российской Федерации понимаются главные устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить Российской Федерации характер конституционного государства.
В Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года содержится отдельная глава (1), посвященная основам конституционного строя Российской Федерации, охватывающая довольно широкий круг конституционно регулируемых общественных отношений.
Основы конституционного строя, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 1), составляют прежде всего демократизм, выражающийся в народном суверенитете, разделении властей, идеологическом и политическом многообразии, признании и гарантировании местного самоуправления; правовое государство, воплощением которого и является конституционное государство; признание государством человека, его прав и свобод высшей ценностью; социальное рыночное хозяйство, в рамках которого
в основном осуществляются производство и распределение товаров и благ.
С этими основами, характерными для правового государства, сегодня неразрывно связаны и такие основы, как социальное государство, главной задачей которого является претворение в жизнь закрепленных правом принципов социального равенства, а также светское государство, дополняющее принцип идеологического и политического многообразия многообразием духовным.
К основам конституционного строя, закрепленным Конституцией Российской Федерации, относятся и федерализм, суверенность Российского государства, и республиканская форма правления. Они не определяющие для характеристики России как конституционного государства. Ведь конституционными государствами являются и республики в составе российской Федерации, хотя они не федеративные и не суверенные государства.
Каждый конституционный принцип существует не сам по себе. В совокупности они конституируют государство и должны рассматриваться только во взаимосвязи. Эти принципы могут дополнять и корректировать друг друга, а следовательно, все они находятся во взаимозависимости.
Закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, Конституция регулирует не все, а наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую государственность. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует государственно-правовой институт “Основы конституционного строя Российской Федерации”, занимающий ведущее место в системе государственного права России.
Конституционная форма закрепления основ конституционного строя имеет важное значение. Она обеспечивает провозглашение этих основ от имени народов России их государственной волей. Тем самым подчеркиваются особая значимость конституционных основ, верховенство и обязательность для всех субъектов правоотношений, обеспечивается их активное воздействие на правовое регулирование всей системы общественных отношений. Поэтому закрепленные в Конституции основы конституционного строя образуют фундамент всего правового регулирования государственной и общественной жизни России, определяют в юридической форме те важнейшие качества связи, которые свойственны ее организации.
Именно благодаря конституционному закреплению основ конституционного строя в систему их гарантий включаются как материальные, политические, социальные, так и правовые аспекты. В силу этого их реализация должна обеспечиваться Российским государством.
Закрепление в действующей Конституции Российской Федерации основ конституционного строя отнюдь не означает, что тем самым автоматически обеспечивается конституционный характер Российского государства. Для решения этой задачи требуется реализация на практике конституционных основ. В этом смысле Российская Федерация находится лишь на самом начальном этапе решения поставленной задачи.
2. Социальные основы конституционного строя
Нормы-принципы, включенные в главы «Основы конституционного строя», составляют определенную систему. Они могут быть разделены на четыре основные группы:
— социальные основы конституционного строя;
— основные характеристики Российского государства;
— экономические и политические основы конституционного строя;
— основы организации государственной власти.
Именно потому, что эти нормы-принципы закрепляют только основы конституционного строя, многие из них затем раскрываются и даже как бы дублируются в различных главах Конституции.
Под социальными основами конституционного строя следует понимать такие его основополагающие принципы, которые закрепляют ведущую роль граждан в государственном строительстве, главную цель государства – создание условий для достойного развития человека в обществе, гарантии достойной жизни людей.. Человек, гражданин, народ — таковы главные действующие лица, которыми и во имя которых создается конституционный строй.
Принятие конституции само по себе означает установление обязанности государства следовать конституционным порядкам — иначе существование основного закона лишается смысла. Однако в понятии «конституционного строя» включает нечто большее, чем формальное соблюдение конституции. Это понятие только к такому государству, в котором конституция надежно охраняет права и свободы человека и гражданина, а все право соответствует этой конституции, но главное — государство действует в соответствии с конституцией и во всем подчиняется праву. Конституционный строй, таким образом, не сводится к факту существования конституции, а становится реальностью только при двух условиях: если конституция соблюдается и если она демократическая.
Порядок, при котором соблюдается права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией, называется конституционным строем. Это понятие вбирает в себя не только юридическое содержание. Оно обусловлено, помимо права, уровнем правосознания, развитием политической культуры и этики. Право и мораль должны обеспечивать неотвратимость наказания в отношении любого гражданина или должностного лица, посягнувшего на конституционные порядки.
Установление конституционного строя начинается с определения принципов организации государства в его соотношении с личностью и гражданским обществом. Эти принципы как раз и составляют содержание гл. 1 Конституции Российской Федерации «Основы конституционного строя». Общество свободных людей (гражданское общество) как бы указывает государству на его обязанность служить человеку и предъявляет определенные требования в отношении организации и пределов государственной власти.
Значение гл. 1 Конституции исключительно велико. По существу, именно здесь формулируется гуманистическая направленность конституционного строя, содержатся гарантии от этатизма, т. е. установления тотального государственного контроля за общественной жизнью. Принципы организации государства закрепляются здесь в самой общей форме, они как бы создают фундамент конституционного строя, а конкретно раскрываются в последних главах Конституции, и поэтому некоторые положения как бы гарантированы дважды (федерализм, право собственности, разделение властей и др.).
Очень важное указание содержится в Конституции, где говорится, что никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Это свидетельствует о том, что они пользуются наивысшей юридической силой.
Из содержания норм, входящей в главу «Основы конституционного строя», прежде всего, следует обязанность государства охранять общественные устои, вытекающие из свободы людей. Таким образом, не государство регламентирует общественную жизнь, становясь над ней, а общество предъявляет требования к государству. В этой главе также закрепляется форма правления и общие гарантии против узурпации власти. Из суммы подобного рода норм-принципов обычно складывается ответ на вопрос, является ли то или иное государство конституционным или нет.
Конституция Российской Федерации не только объявляет положения гл. 1 основами конституционного строя, но и закрепляет невозможность их изменения иначе, как в усложненном порядке, установленном настоящей Конституцией. Согласно ст. 135. основы конституционного строя не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Это может сделать только Конституционное Собрание, созываемое на основе федерального конституционного закона, и только в случае, если предложение о пересмотре будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Такое намеренное усложнение порядка пересмотра гл. 1 служит одной цели: сделать основы конституционного строя как можно более стабильными.
2.1 Социальное государство.
Принципы демократического, правового, федеративного государства и республиканской формы правления, суверенитета народа, так или иначе, отражают взаимосвязь государственной власти с народом, т. е. обществом в целом, производность власти от общества, подчинение его потребностям.
Признание прав и свобод высшей ценностью непосредственно вытекает из зафиксированного в ст. 1 Конституции положения о Российской Федерации как о демократическом правовом государстве. Провозглашение приоритета человека, его прав и свобод по отношению к остальным социальным ценностям, ориентация на эти права и свободы в государственной деятельности — один из важнейших принципов такого государства. Права и свободы во многом определяют место человека в обществе, его взаимосвязи
с государством.
По отношению к государству человек выступает в разных ролях: гражданин, иностранец, лицо без гражданства, как личность по отношению к обществу. Вся система связей, которые человек поддерживает, его индивидуальное положение — личность человека. По словам Сукало А. Е.: “Само общество формируется с помощью личности. Чем более развито общество, тем более развита личность, и наоборот”. Для нормального развития общества нужно, чтобы свободно развивалась личность. К признанию этого человечество шло очень долго. Если не защищена личность, то и государство может погибнуть, т. к. личность с помощью силовых мер будет освобождаться от угнетения. Признание этого нашло свое отражение в ряде международных конвенций, которые регулируют отношения человека, общества и государства. В них подчеркнуто, что личность имеет такой суверенитет независимо от того, в каком государстве он находится и от статуса этой территории.
Главная задача Конституции — признать правосубъектность и правоспособность каждого человека, установить систему взаимоотношений.
Следует обратить внимание на проводимое в Конституции разграничение на права и свободы человека и права и свободы гражданина. Такой подход не традиционен для нашего конституционного законодательства, которое прежде исходило из представления о гражданстве как о лице, получающем свои права в качестве “дара” государства и всецело подчиненном ему. Проводя различия между человеком и гражданином, Конституция восстанавливает те общечеловеческие ценности, которые впервые в истории человечества были закреплены в законодательных актах — в Декларации независимости (1776 г., США), в Билле о правах (1789 г., США), в Декларации прав человека и гражданина (1789 г., Франция).
В соответствии с Конституцией Россия — социальное государство. Из ч. 1 ст. 7 Конституции РФ следует, что “Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”. Таким образом, закрепляя принцип социального государства, Конституция РФ определяет его обязанность поддерживать малообеспеченные и в ином плане социально незащищенные слои населения. Такая деятельность государства, направленная на создание условий достойного существования каждого человека, осуществляется путем определения социальных государственных стандартов в сфере охраны труда, здоровья населения, гарантированного минимального размера оплаты труда, государственной поддержки семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов, безработных за счет систем социальных служб, государственных пенсий, пособий и др.
Конституция рассматривает принцип социального государства как одну из основ конституционного строя и в этом качестве гарантирует ему особую защиту: он может быть пересмотрен только новой Конституцией, принимаемый особым органом — Конституционным Собранием (ст. 135).
Понятие “социальное государство” ново для российского законодательства: оно впервые употреблено у нас именно в Конституции и подчеркивает обязанность государства проводить определенную социальную политику и нести ответственность за достойную жизнь людей, свободное развитие каждого человека.
Принцип
социального государства тесно связан с другими основами конституционного строя России, в особенности с тем, что она является демократическим правовым государством, а также с равенством прав граждан.
В социальном государстве демократические формы власти должны строиться с учетом ее социального предназначения. Высокоразвитая правовая система как важнейший признак правового государства должна непременно включать в себя гарантии социальных прав. Связанность всех государственных органов, общественных объединений и лиц нормами права предполагает закрепление в них социальных гарантий.
Часть первая статьи 7 определяет принцип социального государства и как политический, предусматривая, что Российская Федерация — это государство, политика которого направлена на создание определенных условий существования его граждан. Пункт “е.” статьи 71 Конституции относит к ведению Федерации установление основ федеральной политики и федеральные программы в области социального развития.
2.2 Суверенитет народа
Эта категория относится к числу обязательных исходных принципов любой демократической конституции, хотя, казалось бы, в наше время в цивилизованном мире ее уже никто не оспаривает. Исторически она возникла в ходе революционной борьбу народов против феодального абсолютизма (XVII — XVIII вв.) и противопоставлялась претензиям монархов на неограниченную власть как на мандат, якобы полученный свыше. Таким образом, понятие суверенитета (означающего верховную власть, независимость), разработанное еще XVI в. Ж. Боденом (Франция) для обоснования безраздельности государственной власти, было использовано в новом значении: для утверждения демократической концепции государства и народовластия. Конституционный принцип суверенитета народа и сегодня напоминает всем властителям о том, от кого они получили власть, а, следовательно, во имя кого эту власть обязаны употреблять.
Демократическое правовое государство исключает дискриминацию по национальному признаку и обеспечивает гражданам всех национальностей право на реализацию своих национальных культурных интересов. Политические формы для этого — автономия, федерация и конфедерация. И только безответственные националисты, и специалисты, в сущности, добивающиеся национальных привилегий и тем самым отвергающие равенство, могут в наше время выдвигать требования раскола существующих и создания новых государств на основе «права наций на самоопределение». Это особенно опасно в такой стране с этнически смешанным населением, как Россия, национальный сепаратизм здесь напрямую ведет к межнациональной розни и гражданской войне.
Конституция РФ дает достаточные основания для разрешения противоречия «двух суверенитетов», в ст. 3 говорится: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Народ, следовательно, понимается как единый и неделимый субъект — источник права. Любая нация реализует свои национальные интересы в рамках этого понятия, она, безусловно, полновластна и защищена от любой формы дискриминации, а тем более угнетения со стороны кого бы то ни было. Однако это не означает, что любая нация вправе создать свое государство, суверенитет по смыслу ст.3 Конституции принадлежит не отдельным частям населения, а российскому народу в целом, а, следовательно, любые сепаратические решения окажутся в противоречии с Конституцией.
В конституционной теории развитых стран понятия «нация» и «народ» фактически отождествляются. В некоторых конституциях о суверенитете народа или нации вообще не упоминается (США), в других закрепляется суверенитет народа (Италия), в третьих есть упоминание о «национальном суверенитете» (Франция), но трактовка этого термина сливается с понятием «суверенитет народа». При любых формулировках или их отсутствии считается необходимым признать первоисточник власти, из чего никак не вытекает какой-либо легитимизации сепаратизма или, наоборот, национальной дискриминации.
Суверенитет народа неразрывно связан с правами и свободами человека и гражданина. В этом его гуманистическая сущность. Верховную власть народа нельзя себе представить иначе, как власть, осуществляемую отдельными людьми — здесь коренится и определенная возможность манипулирования интересами и волей народа со стороны ложных пророков и потенциальных тиранов. Народ осознает себя носителем суверенитета только в отдельные периоды общественного развития — лучше, когда это происходит в конституционно обусловленных формах (референдум, выборы), хуже, когда возникают взрывы возмущения против насилия или массовое сопротивление несправедливой власти, чреватое кровопролитием и гражданской войной.
Суверенитет народа, или народный суверенитет, это первоисточник власти. Воля народа, выраженная в юридически релевантных формах, является подлинным и единственным базисом государства, от нее исходит мандат на устройство и любые изменения формы государственной власти. В силу естественного права, заложенного в понятие народного суверенитета, народ вправе оказать сопротивление любой попытке насильственного свержения конституционного строя. Чтобы поставить преграду попыткам узурпации власти ущемления воли народа, Конституция фиксирует четкий принцип: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоения властных полномочий преследуется по федеральному закону» (ч. 4 ст. 3). Здесь также заложена гарантия против возврата к тоталитаризму, установлению единоличной диктатуры. Народ недвусмысленно заявляет о своей приверженности конституционным порядкам и неприятии любой власти, основанной на внеконституционном фундаменте силы. Право на восстание против тирании, на гражданское неповиновение, на применение силы против насилия — составные элементы народного суверенитета.
Угроза суверенитету народа носит скрытый характер. В наше время трудно представить какую-либо политическую силу, которая бы открыто отрицала его, тем более это верно для политических движений, основанных на идеях либерализма, неоконсерватизма, социал-демократии, которые органически слиты со свободой народа и его полновластием. Однако по-другому обстоит дело с идеологиями левого и правого радикализма, которые, на словах признают и возносят народный суверенитет, а на практике стремятся подменить его вождизмом и однопартийной диктатурой. Следовательно, суверенитет народа нуждается в защите, и эта защита обеспечивает всем конституционным строем государства.
Право на сопротивление — это «палка о двух концах», а потому оно упоминается в конституциях довольно редко. Но такие случаи все же есть: в Основном Законе ФРГ прямо записано, что граждане «имеют право на сопротивление каждому, кто попытается устранить этот строй, если другие средства невозможны». Аналогичное право записано в конституционных документах США, Франции и ряда других стран, оно признается как важный элемент естественного права. И в этом свое качестве, безусловно, должно рассматриваться как свойство суверенитета российского народа, хотя Конституция РФ об этом праве не упоминает.
Осуществление власти народа происходит в двух формах: 1) непосредственно, 2) через органы местного самоуправления.
Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Право на участие в осуществлении власти в этих формах принадлежит только лицам, являющимся гражданами Российской Федерации (ст. 32 Конституции). Прямое волеизъявление граждан, как это вытекает из ч. 2 ст. 130 Конституции, возможно и в других формах, хотя они в Конституции не раскрываются. Такими формами являются собрания избирателей, собрания граждан какой-то территориальной единицы (села, района), петиции, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Референдум — это осуществляемое путем тайного голосования утверждение (или не утверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или несогласие) с теми или иными действиями парламента, главы государства или правительства. Наряду с общегосударственными референдумами, возможны референдумы на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления. Порядок проведения референдумов в Российской Федерации установлен Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации» от К) октября 1995 г. Нынешняя Конституция и Федеральный конституционный закон не дают оснований предполагать частое использование референдумов в государственной жизни на федеральном уровне.
Другая форма непосредственного волеизъявления народа — свободные выборы. Выборы — это участие граждан в формировании органов государственной власти и местного самоуправления путем тайного голосования. Они имеют смысл только тогда, когда являются свободными, предоставляют гражданам возможность выбрать одного из нескольких кандидатов, а их результаты не фальсифицируются. Периодические выборы — важная основа конституционного строя и высшей легитимности власти.
Совокупность правовых норм, регулирующих порядок проведения выборов, образует избирательное право, являющиеся составной частью (институтом) конституционного права. В Конституции РФ отсутствует самостоятельная глава об избирательном нраве, в ней закреплены только нормы о выборах Президента, да и то самые основные. Порядок выборов в Государственную Думу определен Федеральным законом (1995 г.). Порядок выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации определяется их конституциями, уставами, а также законами в соответствии с Федеральным законом. Порядок выборов в местное самоуправление устанавливается выборными органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом и законами субъектов РФ.
Демократизм избирательного права исключает возможность дискриминации, т. е. отстранения от выборов каких-либо граждан или групп, кроме указанных в конституции. Конституционный уровень в данном случае необходим, поскольку роль идет об ограничении одного из основных прав граждан. Необходимые гарантии гражданам представляются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных нрав граждан российской Федерации» от 6 декабря 1994 г.
Формой опосредованного осуществления власти народа являются органы государственной власти и органы местного самоуправления. Эти органы прямо или косвенно формируются с участием граждан, т.е. на основе выборности или подчиненности выборным органам. Возможность для граждан России выражать свою волю в процессе, как формирования этих органов государства, так и их работы закрепляется несколькими конституционными нормами. Конституция устанавливает право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, право обжаловать действия органов власти в суде, равный доступ к государственной службе и ряд других норм служат конкретными гарантиями суверенитета народа в рассматриваемой области.
Остаются, правда, непростые проблемы осуществления контроля над деятельностью исполнительных органов и обеспечения независимых судов. Введение для этого бюрократического «народного контроля» или прямой выборности судов, как это делали тоталитарные государства, не может дать желаемых результатов. Государственный механизм, поэтому должен предусматривать определенные меры по контролю над исполнительной властью — в условиях парламентской формы правления это прямой парламентский контроль над правительством, в президентской и полупрезидентской республиках контроль обеспечивается главой государства с допущением в определенной мере контроля со стороны парламента. Специфика судебной системы позволяет обеспечивать независимость и правильность работы судов через кассационное и надзорное обжалование приговоров и решений, а также через ответственность за исполнение приговоров и решений, возлагаемую на исполнительную власть.
Совершенно ясно, что народ, состоящий из многочисленных групп и слоев, не может непосредственно управлять государством с его весьма разветвленным аппаратом, что требует профессионализма. В государственный аппарат входят армия, правоохранительные органы, специализированные учреждения во многих областях. Контроль за деятельностью этих органов и учреждений не может быть всенародным, но может и должен быть демократическим, носить гласный характер, хотя и с допущением разумной и законом обусловленной секретности. Важную роль призваны играть средства массовой информации. Государственный аппарат должен комплектовать демократическим путем на основе равных возможностей для всех граждан. Строгое соблюдение демократических принципов в формировании и деятельности государственного аппарата — важная сторона народовластия.
Таким образом, предусмотренная Конституцией реализация суверенитета народа через органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляется как прямо, так и косвенно. Она носит многоплановый характер и гарантируется закрепленными в Конституции правами граждан, а также соответствующими полномочиями выборных органов государства.
3. Экономические основы конституционного строя.
Как уже отмечалось, гражданское общество не является сферой конституционного права, оно утверждается самими людьми и строится на принципах свободы и саморегуляции. Однако деятельность людей требует от государства определенных гарантий, и, прежде всего — в экономической и политической областях. Государство закрепляет эти гарантии и устанавливает определенный порядок их обеспечения, опирающийся на незыблемые права и свободы человека и гражданина.
Государство не может учреждать политическую систему, ибо она в своей основе создается свободной инициативой граждан. В тоже время свободу и здесь требуется регулировать и охранять, и вмешательство государства в политические отношения ограничено этими целями.
Современное развитое общество в отличие от ХIХ в. перестало быть односторонне капиталистическим? в него встроены многие структуры, заимствованные из доктрины социализма, вследствие чего это общество справедливо стали считать смешанным. Экономический и социальный прогресс в этом обществе достигается при непременном соблюдении нрав и свобод человека и гражданина.
Сказанное объясняет, почему Конституция России относит закрепление определенных экономических и политических принципов к основам конституционного строя и отвергает понятие «общественного строя». Это те принципы, которые охраняются и гарантируются новым государством во имя прочности существования свободного гражданского общества.
3.1 Принципы рыночной экономики
В Конституции Российской Федерации нет термина «рыночная экономика», но содержащиеся в ней нормы не оставляют сомнений в том, что государство охраняет основные принципы именно рыночной экономики. Тем самым кардинально меняется соотношение государства и экономики: из организации, которая непосредственно управляла народным хозяйством, государство превращается только в регулятора экономических отношений. Но это уже принципиально другая роль, она исключает административно-командные функции государственного аппарата и признает свободу экономической деятельности людей и их объединений. Государство теперь не вправе устанавливать плановые задания, диктовать цены, сохранять монополию внешней торговли, заведовать сбытом и снабжением, руководить сельским хозяйством и т.д.
Экономическая роль государства обрисована в Конституции России весьма лаконично и, в сущности, только косвенно. Складывается впечатление, что Российская Конституция более озабочена не закреплением принципов рыночной экономики, а утверждением их действенности на всей территории сложного федеративного государства с его амбициозными субъектами и укоренившимся местничеством. Но в любом случае даже лаконичные формулировки ст.8, возведенные в ранг основ конституционного строя, не оставляют сомнения в том, что на базе данной Конституции возврат в административно-командной экономике невозможен.
Впрочем, те основы конституционного строя, которые сформулированы в ст. 8, не свидетельствуют о полном отстранении государства от управления экономической и установлении стопроцентно либеральной экономики.
Конституционные гарантии, определяющие принципы рыночной экономики, состоят в следующем:
— единство экономического пространства;
— свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств:
— поддержка конкуренции.
Единство экономического пространства не относится к числу ясных правовых понятий, очевидно только, что оно выражает стремление народа видеть территорию России как своеобразный общий рынок с едиными правилами. В п. «ж» ст.71 Конституция выражает эту мысль достаточно определенно, когда говорит о том, что в ведении Российской Федерации находится «установление правовых основ единого рынка», другие пункты этой статьи говорят о праве Федерации регулировать финансы, валюту, кредиты, таможню, основы ценовой политики и др.
Близким по содержанию является положение ч. 1 ст. 74 о «свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств», означающее, что их движение не должно наталкиваться на таможенные барьеры, ограничиваться введением каких-либо пропусков или разрешений на ввоз и вывоз, других препятствий. По существу, речь идет о свободной торговле и банковской деятельности, без чего немыслима экономическая интеграция. Указ Президента от 23 декабря 1991 г. устанавливает правовые гарантии единства экономического пространства. Согласно этому Указу любые акты органов власти и решения должностных лиц, ограничивающие движения товаров, работ и услуг на внутреннем рынке страны, признаются недействительными.
Поддержка государством конкуренции — лучший способ содействия рыночной экономике. Конкуренция — самый надежный механизм координации индивидуальных действий без принуждения и вмешательства со стороны властей, она тем эффективнее, чем меньше этого вмешательства и разного рода монополизма, особенно государственного.
Поддержка конкуренции осуществляется всей экономической политикой государства. Это, прежде всего ликвидация государственного монополизма, разгосударствление, приватизация и акционирование предприятий, специальные антимонопольные меры, стимулирование инвестиционной активности. Такой политикой обеспечиваются улучшение качества и разнообразие товаров, предотвращение дороговизны, а, следовательно, повышение жизненного уровня населения и качества жизни. Конкуренция делает то, что никогда не в состоянии сделать централизованное планирование и командные методы управления. Конституционный строй, обязывающий государство поддерживать ее, — наилучший союзник экономического и социального прогресса.
Свобода экономической деятельности — другой основополагающий принцип рыночной экономики. Свобода экономической деятельности означает, что люди могут беспрепятственно создавать и преобразовывать предприятия, распоряжаться продуктами своей деятельности с целью извлечения прибыли. Они вправе свободно вести торговлю, открывать банки и биржи, создавать хозяйственные объединения. Граждане в праве требовать от государства защиты от непомерного налогообложения, коррупции государственных чиновников, рэкета и организованной преступности. Чем реальнее и прочнее гарантии в этой области, тем выше темны экономического развития и жизненный уровень народа.
В то же время свобода экономической деятельности требует от государства особенного внимания, ибо злоупотребление ею чревато социальным взрывом. Государство должно не просто гарантировать эту свободу, но и регулировать ее использование, придавая экономике социальную ориентацию. Свобода предпринимателя, например, не должна порождать произвол в создании условий труда для работников, нарушать права потребителей и социальную справедливость в обществе. Таким образом, провозглашение свободы экономической деятельности не только не исключает, но предполагает детальное и системное государственное регулирование экономических отношений.
3.2 Собственность
Отношение к вопросу о собственности в решающей степени определяет реальный статус свободы личности, экономическую и политическую систему любого общества. В тоталитарном государстве господствует государственная и кооперативная форма собственности, что ставит человека в зависимости от бюрократии, принуждает к работе в коллективе, обрекает на безынициативность и слепое подчинение официальным структурам. Современное же гражданское общество позволяет человеку владеть всем, что он способен произвести или приобрести в соответствии с законом. Это общество вовсе не отторгает государственные и коллективные формы собственности, оно только следит за тем, чтобы они не стали принудительными, а человек не был лишен права на индивидуальную инициативу. Правовое государство обязано признавать право каждого человека на частую собственность, поскольку это право составляет фундамент личной свободы и опору общественной морали.
Российская Конституция значительно усиливает правовой статус частной собственности, излагая ее признанием и защиту в главе об основах конституционного строя. При этом речь не идет об исключительном или тем более привилегированном положении частной собственности, а только о ее равном положении с другими формами собственности.
Конституция РФ подходит к частной собственности как бы с абсолютной меркой. В отличие от многих стран, она не упоминает о возможности национализации в интересах общего блага, о необходимости при этом соответствующей компенсации, о социальной функции частной собственности, что открывает путь к ограничению нрав собственников. Но российский подход к частной собственности не чужд этих сторон социального либерализма, основание для признания которых служат другие основополагающие положения Конституции РФ (например, о социальном государстве).
Основу конституционного строя в Российской Федерации составляют два основных положения, сформулированных в ч. 2 ст. 8 Конституции:
1) признаются: частная собственность; государственная собственность; иные формы собственности;
2) все формы собственности защищаются равным образом.
Частная собственность это не то же самое, что личная собственность, она является гораздо более широким понятием. Это понятие включает не только предметы, направленные на удовлетворение личных потребностей людей (дом, автомобиль, драгоценности пр.), но также промышленные, финансовые и торговые предприятия, преследующие цель извлечения прибыли. Их собственники (физические и юридические лица) обязаны соблюдать законы, уплачивать налоги, но вправе распоряжаться ими по своему усмотрению (закрыть, слить, реорганизовать, продать) с соблюдение действующего законодательства. Государство не вправе вмешиваться в управление такими предприятиями.
Государственная собственность распространяется на имущество, различные предприятия или их часть, если эти предприятия были созданы на средства, принадлежащие государству. Субъектами этого права могут выступать как Российская Федерация, так и ее субъекты. В государственной собственности находятся заводы, торговые предприятия, железные дороги, судоходные компания и др. Государство устанавливает систему управления этими предприятиями.
Муниципальная собственность включает имущество городских и сельских поселений, а также других муниципальных образований. Следует помнить, что на территории муниципальных образований находятся и объекты других форм собственности (государственной, частной и иных). В муниципальной собственности обычно находятся небольшие промышленные и торговые предприятия, жилые дома, которыми управляют органы местного самоуправления.
Упомянутые в Конституции «иные формы собственности» включаю’!’ собственность общественных объединений — профсоюзов, политических партий, различных общественных организаций. Это могут быть значительные объекты. Профсоюзы, например, владеют гостиницами, административными зданиями, автобазами, учебными заведениями, санаториями, домами отдыха и профилакториями. Под «иными формами собственности» подразумевается так же такие разновидности коллективной собственности, как общая, совместная, общая долевая. Они отличаются от других по субъекту, но по существу выступают как все та же частная собственность юридических лиц.
В положении о формах собственности наиболее примечательной является формула об их равной защите. Правовое государство отвергает любые привилегии или ограничения для какой-либо одной формы собственности. Принятый 30 ноября 1994 г. Гражданский кодекс Российской Федерации установил единые принципы защиты права собственности независимо от формы собственности.
Земля и другие природные ресурсы
Конституция Российской Федерации коренным образом изменила статус земли и других природных ресурсов. В тоталитарный период земля, ее недра, воды, леса, рассматривались как обезличенное общенародное достояние, находились в исключительной собственности государства. Это препятствовало их рациональному исполнению и неоправданно ограничивало права граждан. С началом реформ стало ясно, что необходимо изменить конституционный статус природных ресурсов с учетом потребностей народов и отдельных граждан, осознанием этой объективной необходимости происходило в острой борьбе с консервативными силами, стремившимися сохранить бюрократический контроль над ресурсами и монопольное господство колхозной системы землепользования. Конституция закрепляет отношение к природным ресурсам не как к «общенародному достоянию», а как к «основе жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Население любой территории вправе получать часть дохода от использования ресурсов (нефти, газа, драгоценных металлов, алмазов), кто бы ни осуществлял их добычу и использование — государство муниципальные органы, отдельные лица или их объединения.
В конституционной формуле об использовании земли и других природных ресурсов органически входит и их охрана. Это положение направлено против хищнического разбазаривания природных ресурсов во вред гражданам, обществу и окружающей среде. Использование природных ресурсов допускается только с соблюдением экологического законодательства, устанавливающего нормы охраны окружающей среды (почвы, лесов, водоемов). Конституционный строй, таким образом, органически увязывается с бережным, рачительным отношением к природе и ее богатствам, к правам и интересам будущих поколений.
Подлинной новацией для конституционного права России является ч. 2 ст.9, устанавливающая, что «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». Здесь в отношении природных ресурсов применен общий подход к праву собственности, сформулированный ранее в ст.8, т. с. равное признание и охрана всех форм собственности. Но наиболее важным и принципиальным является прямое и безоговорочное закрепление нрава частной собственности на землю. Этим на данной стадии завершается длительная и изнурительная борьба демократических сил России за один из основных принципов свободы, рыночной экономики и правового государства.
Новая Конституция пробуждает интерес граждан к владению и пользованию землей. Но для этого собственник должен иметь право передавать свой участок по наследству, продавать его, сдавать в аренду, закладывать и т. д. в тоже время государство обязано обеспечить баланс интересов собственника и общества с тем, чтобы земля, и, прежде всего земли сельскохозяйственного назначения, использовалась для блага, как индивида, так и всего общества. Государство регулирует получение земельного участка для хозяйственного использования, обеспечивает гражданам устойчивость их прав.
Право государства регулировать земельные отношения и ограничивать свободу частной собственности на землю и другие природные богатства не подлежит сомнению. Это право не оспаривается ни в одной стране мира. Конституционное закрепление его в Российской Федерации еще не привело к повсеместному развитию частного землепользования, сопротивление фермерству подчас принимает грубые формы (расправы, поджоги, изгнание с земли и пр.). Будущему земельному законодательству предстоит решить много вопросов, прежде чем закрепленные Конституцией основы конституционного строя обретут прочные правовые гарантии.
Заключение
В результате проделанной работы были изучены социальные основы конституционного строя.
В качестве общего вывода необходимо отметить следующее — статья 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, при этом в РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В этих принципах и заключаются социальные основы конституционного строя.
Следует отметить, что конституционное право зарубежных стран, признавая важность категории «конституционное государство», обычно не пользуется термином «основы конституционного строя». Такой специальной главы нет в конституции США. ФРГ, Японии. В конституциях некоторых стран встречаются краткие главы: «Основные принципы» (Италия), «Общие положения» (Швейцария). «О суверенитете» (Франция). Но, независимо от того, содержатся или не содержатся в основном законе специальные главы об основах конституционного строя и как они названы, нормы-принципы, относящиеся к понятию основ конституционного строя, присутствуют в разных главах конституции, в специальных законов или признаются судебной практикой во всех цивилизованных странах. Конституция Российской Федерации включает отдельную главу об основах конституционного строя, скорее всего, с целью укрепления правовых гарантий против сползания к этатизму и подавления свободы народа, что особенно важно для страны, в которой осуществляется переход от тоталитарного государства к демократическому.
Список литературы
Конституция Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 1 января 1997 г., с историко-правовым комментарием. — М.: Издательская группа ИНФРА М — НОРМА, 1997. — 80 с.
Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. — М.: Издательская группа ИНФРА М — НОРМА, 1997. — 752 с.
Козлова Е. И. , Кутафин О. Е. Конституционное право Российской Федерации. Учебник, М.: Юристъ, 1996. — 480 с.
Комментарии к Конституции РФ. / Под ред. Мирошникова В.А. — М.: Экмос, 1999. — 174 с.
Комментарий к Конституции РФ / Общ, ред. Кудрявцева Ю. В. — М.: Фонд “Правовая культура”,
1996. — 552 с.
Конституционный строй России. / Под ред. Глушко Е. К. — М., 1995. — 130 с.
Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России. — М.: Издательство “Юрист”, 1996. — 285 с.
Сукало А. Е. Основы конституционного строя. //
Право и экономика. — 1994. -( 9. — с. 5-13.
Яковлев А. М. Конституционный строй: социальный и правовой аспект. — М.: “Наука”, 1995. — 160 с.
КозловаЕ. И., Кутафин О. Е. Конституционное право Российской Федерации. М., 1995. С. 8.
Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. — М.: Издательская группа ИНФРА М — НОРМА, 1997. – с 29.
Конституция Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 1 января 1997 г., с историко-правовым комментарием. — М.: Издательская группа ИНФРА М — НОРМА, 1997. ч.2 ст. 16
Сукало А. Е. Основы конституционного строя. //“Право и экономика”, № 9-10, 1994, с. 11.
Конституция Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 1 января 1997 г., с историко-правовым комментарием. — М.: Издательская группа ИНФРА М — НОРМА, 1997. ст. 1, ст. 19.
Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. — М.: Издательская группа ИНФРА М — НОРМА, 1997. с. 365.
Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. — М.: Издательская группа ИНФРА М — НОРМА, 1997. с. 370.
Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. — М.: Издательская группа ИНФРА М — НОРМА, 1997. с. 398.
Комментарии к Конституции РФ. / Под ред. Мирошникова В.А. — М.: Экмос, 1999. c. 147.
Комментарии к Конституции РФ. / Под ред. Мирошникова В.А. — М.: Экмос, 1999. с. 150.
Комментарии к Конституции РФ. / Под ред. Мирошникова В.А. — М.: Экмос, 1999. с. 168.
Комментарии к Конституции РФ. / Под ред. Мирошникова В.А. — М.: Экмос, 1999. с. 169.