Выдержка из текста работы
Российская Федерация является социальным и правовым государством, действующее законодательство закрепило право граждан на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законами способов их разрешения, включая право на забастовку. Действующее трудовое законодательство развивает конституционные положения и создает правовой механизм для разрешения возникающих трудовых споров — индивидуальных и коллективных.
Очень часто возникают ситуации, когда интересы работодателя и нанимаемого им работника не совпадают, поэтому возможно столкновение этих интересов на любой стадии трудового правоотношения. До тех пор, пока работник и работодатель выступают в трудовых отношениях, в которых присутствует статусные «перевес» на стороне работодателя, будет существовать опасность использования этого неравенства в ущерб правам работника. Необходимость в такой защите обусловлена тем, что, как подчеркивается в ряде конвенций МОТ, работник является наиболее слабо защищенной стороной трудовых отношений, в связи с чем, нуждается в защите государства и общества от произвола работодателя.
Забастовка или стачка — коллективное организованное прекращение работы в организации или предприятии с целью добиться от работодателя или правительства выполнения каких-либо требований; один из способов разрешения трудовых споров. Наиболее распространенными причинами забастовок являются следующие: несвоевременная выплата заработной платы, требования повышения заработной платы, требования по порядку начисления заработной платы, невыполнение условий коллективного договора, массовые сокращения работников и др.
Забастовкой граждане добиваются для себя улучшение условий труда, при которой бастующие сопротивляются вводимым изменениям к худшему условий жизни и работы.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов, связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Цель работы заключается в исследовании содержания права граждан на забастовку, а также анализе законодательной и правоприменительной практики в области реализации этого права.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать становление и развитие права граждан на забастовку;
— определить сущность и значение конституционного права граждан на забастовку;
- проанализировать судебную практику по данной теме;
- выработать и обосновать предложения по совершенствованию законодательства.
Объектом исследования данной курсовой работы является изучение общественных отношений, возникающих в результате организации и проведении забастовок в Российской Федерации.
Предметом исследования являются нормы конституционного права, закрепляющие право на забастовку, а также ряд норм административного, гражданского, трудового, уголовного и других отраслей права, регламентирующих реализацию конституционного права на забастовку в Российской Федерации.
Основными методами, используемыми для достижения поставленной цели и задач, являются: исторический метод, сравнительно правовой метод, исследование научного материала по заданной теме, его анализ, а также анализ и систематизация действующего законодательства.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. В первой главе «Право на забастовку в Российской Федерации» раскрывается содержание права граждан на забастовку, а также рассматривается возникновение и юридическое закрепление права на забастовку в России. Во второй главе описаны проблемы реализации права на забастовку и пути их решения. В заключении формулируются основные проблемы и недостатки в законодательной системе процесса проведения забастовок, установления действенных гарантий защиты от репрессий для работников в связи с участием в забастовке.
Теоретическая значимость:
— расширено представление о становлении и развитии права граждан на забастовку;
— определена сущность и значение конституционного права граждан на забастовку;
— проведен анализ судебной практики по данной теме.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные в ходе исследования положения и выводы могут быть использованы российскими работниками и работодателями при ведении коллективных переговоров, составлении коллективных договоров, а также при защите своих прав; выводы и предложения могут быть направлены на совершенствование законодательства России о праве граждан на забастовку и использованы в правотворческой работе. Материалы курсовой работы могут использоваться в учебном процессе высших учебных заведений.
ГЛАВА 1. ПРАВО НА ЗАБАСТОВКУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1.1 История становления забастовки как института трудового права
В России трудовое законодательство появилось в результате упорной борьбы рабочего класса. Первоначально был установлен запрет забастовок под угрозой уголовного наказания. Это нашло отражение в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных (1845)(Приложение А). При этом работники даже не имели права в одностороннем порядке прекратить работу. Так, с 1886 г. в Уложении о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, предусматривалось следующее: лиц, виновных в самовольном отказе от работы до истечения срока найма или без предупреждения хозяина (при бессрочном договоре) подвергать аресту на срок до 1 месяца. В это же Уложение в целях борьбы с забастовками и стачками была внесена специальная статья об уголовной ответственности «за беспорядки скопом». Между тем массовые забастовки имели место уже в 70 - 80-х годах XIX в. Определенный интерес представляют требования стачечников, которые зачастую добивались не односторонних уступок от работодателя, а достижения компромисса. Так, знаменитая Морозовская стачка, состоявшаяся в январе 1885 г. на ткацкой фабрике во Владимире, одним из главных требований, наравне с повышением заработной платы, имела изменение системы взимания штрафов. Стачечники требовали не их отмены, а только назначения арбитражной комиссии, состоявшей наполовину из рабочих и наполовину из мастеров. Такой комиссии должны были передаваться полномочия выносить постановления о штрафах. Экономические забастовки в России были фактически легализованы только согласно Временным правилам от 2 декабря 1905 года «О наказуемости наиболее опасных проявлений в забастовках». В Уложении о наказаниях сохранили силу только статьи, предусматривающие ответственность не за стачки как таковые, а за сопровождающие их насильственные действия забастовщиков, повреждение имущества предприятий и покушение на свободу труда. Вместе с тем, названные Временные правила признавали незаконными и устанавливали уголовную ответственность за забастовку в сфере жизненно важных услуг и на предприятиях, прекращение деятельности которых угрожало безопасности государства или создавало угрозу общественного бездействия. Государственным служащим запрещалось принимать участие в забастовках под угрозой лишения права занимать должности по государственной службе. Проект закона Временного правительства о стачках отличался большим радикализмом. Он легализовал политические стачки, исключал имущественную ответственность их организаторов и участников. Даже за сообщение данных об участии работника в забастовке другому предпринимателю предусматривалась ответственность в виде ареста до трех месяцев. Такая же мера ответственности была установлена за препятствование забастовкам. Этот проект предоставлял российским рабочим право на забастовку в большем объеме, чем это было закреплено в законодательстве других европейских стран.
В советский период в КЗоТах РСФСР 1918, 1922 и 1971 гг. не содержалось правовой регламентации права на забастовку. В трудовом законодательстве советского периода прямого запрета на забастовку в законе никогда не существовало. Более того, забастовки косвенно были легализованы постановлением ЦИК и СНК СССР от 13 января 1929 г., которым запрещалось обращать взыскания на принадлежащие профсоюзным органам стачечные фонды. Названное Постановление официально не отменялось, так что оно сохраняло силу вплоть до принятия Закона СССР «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» Между тем, в советский период после свертывания НЭПа все экономические забастовки рассматривались как следствие политического заговора и подавлялись с использованием милиции и армии (забастовка в Иваново в 1931 г., события в Новочеркасске 1962 г. и др.). Исключение составила вторая половина 1980-х годов, когда страну охватила волна забастовок, часть из которых имела политический оттенок.
Закон СССР от 09 октября 1989 года «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» установил определенный двухступенчатый мирный порядок разрешения коллективных трудовых споров: сначала в примирительной комиссии, а при неурегулировании этого спора — в трудовом арбитраже, образуемыми самими спорящими сторонами, но разным порядком. Этот союзный закон впервые в нашей стране закрепил в законодательстве и право трудовых коллективов, не урегулировавших коллективного спора мирным путем, на забастовку и предусмотрел порядок объявления забастовки. Наше государство долгое время, до конца 80-х годов, никак не регулировало вопросы, связанные с проведением забастовок. Забастовки не были ни разрешены, ни запрещены, их как бы не существовало. Только в 1989 году, после того как в регионах, где сосредоточены угольные шахты, произошли массовые забастовки, вопрос о необходимости их правового регулирования поставили на повестку дня. В Верховный Совет СССР внесли проект закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)», который и был поспешно рассмотрен и принят. Так, с августа 1989 года в СССР стали признавать существование забастовок, а также урегулировали порядок ……..