Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ КАК КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА7
1.1 Исторические предпосылки становления политических партий: понятие, сущность и формирование7
1.2 Правовой статус политических партий в системе конституционных норм Российской Федерации12
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКО-ПРАВОВЫЕ УСЛОВИЯ СТАТУСА ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ КАК КОМПЛЕКСНОГО КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА16
2.1 Судебная практика защиты конституционных прав и обязанностей политических партий и прав граждан на объединения в политические партии16
2.2 Международные стандарты и судебная практика внедрения и применения принципов запрета и роспуска политических партий21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ29
ПРИЛОЖЕНИЕ31
Выдержка из текста работы
В целях либерализации создания и регистрации политических партий и в апреле 2012 г. были приняты кардинальные поправки в партийное законодательство, способствующие реализации принципа многопартийности. Численность человек необходимых для создания партии сократилось в 80 раз (по сравнению с предыдущей редакцией ФЗ). Как мне кажется, данные изменения приблизят нас к реализации, закрепленного Конституцией РФ, принципа многопартийности. Я считаю, что для того, чтобы он смог быть реализован в полной мере, необходимо уравнять все партии в их правах. Мне кажется, что пока это не будет сделано, множество новых партий, которые смогут возникнуть, не будут иметь шансов на успех на выборах. Необходимо уравнять доминирующую, правящую партию в правах с оппозиционными партиями, попытаться не допустить использования административного ресурса на выборах, а также организациями гражданского общества следить за честностью выборов.
Порядок и основания приостановления деятельности и ликвидации политических партий регулируются ФЗ «О политических партиях». Глава 9 данного закона четко указывает на те условия, при которых партия может быть ликвидирована, а также регламентирует весь процесс приостановления деятельности партии и ее ликвидации.
Основной причиной, по которой деятельность партии может быть приостановлена, является нарушение закона самой партией. Стоит отметить, что в данном случае уполномоченный орган выносит партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и дает ей срок на их устранение. С учетом, вступивших в силу в апреле 2012 года поправок в партийное законодательство, государственная регистрация может быть приостановлена, но не более чем на 3 месяца, в течение которых, можно устранить недостатки. Приостановление деятельности политической партии осуществляется регистрирующим органом, а именно Министерством Юстиции и может быть обжалована в Верховном Суде РФ. Последствия приостановления деятельности таковы: политической партии запрещается пользоваться средствами массовой информации, организовывать и проводить собрания, митинги, шествия и иные подобные мероприятия, принимать участие в выборах и референдумах, использовать банковских вкладов. Но основным последствием приостановления деятельности политической партии может служить ее дальнейшая ликвидация. Стоит отметить, что не допускается приостановления деятельности и ликвидация политических партий и ее региональных отделений со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы, либо Президента вплоть до дня опубликования результатов соответствующих выборов. Я считаю, что данная правовая норма обеспечивает защиту партий от административного ресурса государственных органов, которые могли бы в собственных интересах или в интересах определенных политических групп приостановить деятельность и не допустить до выборов неугодную партию.
Ликвидация политической партии может осуществляться исключительно решением Верховного Суда Российской Федерации или добровольно высшим органом партии — ее съездом. Случаи, в которых наступает ликвидация партии, строго регламентированы законом. К таким условиям можно отнести не соответствие партий разрешенным ограничениям на создание и деятельность политической партии, а именно направленность партии на осуществление экстремисткой деятельности и.т.д. Партии подлежат ликвидации так же если препятствия, послужившие приостановлению деятельности партии, не были устранены в предусмотренный срок. Участие в выборах — не только привилегия и право партий, но также и их обязанность. В случае неучастия партии в выборах в течение 7 лет она подлежит ликвидации (с учетом поправок 2012 г.). К тому же партии не смогут быть ликвидированы из-за недостаточной численности членов в ее региональных отделениях. Также политические партии будут представлять в уполномоченные органы информацию о численности своих членов в каждом из региональных отделений, о продолжении своей деятельности один раз в три года, а не раз в год, как сейчас. Стоит также отметить, что ранее возможна была ликвидация партии, если ее численность и численность ее региональных отделений не соответствовала предусмотренным законам нормы. В таком случае партия ликвидировалась или преобразовывалась в общественное движение.
В случае ликвидации политической партии ее имущество после завершения расчетов по ее обязательствам передается а) на цели, предусмотренные уставом и программой партий, если ликвидация осуществлена по решению съезда партии; б) в доход Российской Федерации, если партии ликвидирована по решению суда. Отметим также, что в связи с принятием Федерального закона от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности» Закон о партиях 2001 г. был приведен в соответствие с указанным Законом. Вместе с тем Закон о партиях дополнен (п. 7 ст. 41) указанием на то, что партию можно ликвидировать в порядке и по основаниям, предусмотренным Законом об экстремистской деятельности.
Я считаю, что поправки в партийное законодательство, вступившие в силу в апреле 2012 года призваны облегчить существование партии, так как стало меньше оснований для ликвидации партий. Однако, несколькими годами ранее многие политические партии подвергались ликвидации не добровольно, а со стороны уполномоченных государственных органов. Например, Республиканская партия России ликвидирована в связи с тем, что в ее составе не находилось нужного количества человек, однако недавно Верховный Суд вернул регистрацию данной партии. Некоторые политические партии обращались в Конституционный Суд РФ с целью проверки положений ФЗ «О политических партиях», касающихся численности политических партий на предмет конституционности данных положений. Конституционный Суд своим постановлениям признал данные положения конституционными.