Содержание
Содержание
Введение3
Глава I. Понятие и виды ответственности5
1.1 Понятие и виды социальной ответственности5
1.2 Понятие, сущность юридической ответственности7
1.3 Конституционно-правовая ответственность как вид юридической ответственности.13
Глава II Ответственность Президента РФ, Государственной Думы, Правительства РФ, органов субъекта федерации.17
2.1 Ответственность Президента РФ.17
2.2 Ответственность депутатов Государственной Думы РФ19
2.3 Ответственность правительства РФ22
2.4 Ответственность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации25
Заключение29
Список использованных нормативно-правовых актов, специальной литературы.32
Выдержка из текста работы
Семейно-брачные отношения представляют собой интерес для исследования, поскольку семья является одним из пяти фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой — самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп — в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду — но лишь семья должна оставаться той группой, которую он никогда не покидает.
В ходе культурно-исторического развития изменялась не только форма семейно-брачных отношений, но и само содержание этих отношений, в частности, между мужем и женой. Рассмотрение причин возникновения тех или иных форм брака представляет интерес для культурно — исторического анализа, рассмотрения причин кризиса семьи в настоящее время.
На протяжении тысячелетий религия, санкционированная ею традиция и складывавшаяся на этой основе культура не только формировали групповой опыт поколений и стабильную систему общепризнанных нормативных ценностей, но также являли собой фундамент духовного развития общества, квинтэссенцию цивилизации. Закономерность такого рода универсальна: она касается и раннерелигиозного комплекса с находившимися под его воздействием первобытными коллективами, и ранних религиозных систем, автономно или полуавтономно формировавшихся в тех или иных странах мира, и великих мировых религий и приравниваемых к ним идеологических доктрин типа конфуцианства. Далеко не случайно, как о том уже упоминалось, специалисты обычно рассматривают те или иные цивилизации именно сквозь призму соответствующих религий, которые во многом задавали тон, а то и определяли конкретный облик того или иного общества, его идейные и институциональные основы.В связи с этим целью данного исследования будет изучение семейных ценностей в традиционной восточной культуре, точнее говоря, в в том комплексе социально-культурных и религиозных представлений об институте семье, который сформировался у представителей различных конфессий и этносов.
Объектом исследования являются семья и брачная отношения в традиционных и современных восточных культурах.
Предметом исследования выступают роль и место семьи в традиционной восточной культуре.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
изучить понятие и семиотику терминов «семья», «этнос», «восточная культура»;
рассмотреть семейные отношения традиционном индуизме, конфуцианстве и исламе.
ознакомиться с влиянием современности и глобализации на семейно-брачные отношения в арабских странах, Индии и Китае
При написании данной работы были использованы аналитический, описательный и сравнительный методы исследования.
этнос семья культура брачный
1.Роль и место семейно-брачных отношений в традиционных культурах востока
1.1 Значение и суть понятий «этнос», «семья», «традиционная восточная культура»
Этнос — слово греческое, его латинский аналог — "natio", русский аналог — "народ". В греческом языке есть и другие термины для обозначения народа: "лао" — "население", "демос" — "совокупность граждан", но эти термины несут социальную нагрузку.
Этнос — группа людей, объединённая общими признаками, объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и другое. На сегодняшний день можно обозначить два подхода в толковании этого термина: во-первых, как формы существования самого человека и его культуры с учетом влияния природных факторов; во-вторых, как историко-социальной системы, подразумевающей ее зарождение, развитие и изменение структуры. При такой интерпретации этноса его расселение может не совпадать с границами государств. Отдельные группы (диаспоры) русских, армян, евреев, поляков и других; проживая за пределами своей национальной государственности, относятся к своему этносу [1, с.34].
Генезис любого этноса предполагает значительную протяженность во времени. Формирование историко-культурных ареалов зачастую происходит вокруг определенных элементов культуры, например, языка или религии.
Основные условия возникновения этноса — общность территории и языка — впоследствии выступают в качестве её главных признаков. При этом этнос может складываться и из разноязычных элементов. Дополнительными условиями сложения этнической общности могут служить общность религии, близость компонентов этноса в расовом отношении или наличие значительных метисных (переходных) групп. В ходе этногенеза, под влиянием особенностей хозяйственной деятельности в определенных природных условиях и других причин, формируются специфические для данного этноса черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических характеристик. У членов этноса появляется общее самосознание, видное место в котором занимает представление об общности их происхождения [2, с.45].
Внешним проявлением этого самосознания является наличие общего самоназвания — этнонима.
Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние. Для ребёнка семья- это среда, в которой непосредственно складываются условия его физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития. Для взрослого человека семья представляет собой источник удовлетворения ряда его потребностей и малый коллектив, предъявляющий к нему разнообразные и достаточно сложные требования [1, с.44].
Семья является объектом исследования многих наук — социологии, экономики, права, этнографии, психологии, демографии, педагогики и др. Каждая из них в соответствии со своим предметом изучает специфические стороны функционирования и развития семьи. Экономика — потребительские аспекты семьи и участие ее в производстве материальных благ и услуг. Этнография — особенности уклада жизни и быта семей с различными этническими характеристиками. Демография — роль семьи в процессе воспроизводства населения. Педагогика — ее воспитательные возможности [3, с.94].
Интеграция этих направлений изучения семьи позволяет получить целостное представление о семье как о социальном явлении, сочетающем в себе черты социального института и малой группы.
Восток, восточная культура — обобщённое этнографическое <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F> и культурологическое понятие и представление (в литературоведении <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5>, искусствоведении <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5> и др. дисциплинах), подразумевающее ряд характерных признаков, позволяющих соотносить его с социоэтнокультурным аспектом, имеющим принадлежность к данной части света (макрорегиону), что и даёт такого рода детерминацию. Однако к ориентализму относят, как известно, также проявления культуры, имеющей принадлежность ко всему обширному региону Северной Африки, в частности — к Магрибу [2, с.56].
Деление культур на восточные и западные фиксирует не только их территориальное расположение, но и характеристику методов и способов познания мира, ценностной ориентации, основных мировоззренческих установок, общественно-экономических и политических структур. "Запад" подразумевает европейскую и американскую культуру, "Восток" — страны Центральной, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки.
Западная культура ориентирована на ценности технологического развития, динамичный образ жизни, совершенствование культуры и общества. Идея значимости личности, приоритет инициативы и творчества закрепляется в конституционных формах. Для социодинамики западной культуры характерны волнообразность, рывки, неравномерность. Процесс перехода к новому протекает как ломка устаревших ценностных систем, общественно-экономических и политических структур [4, с.62].
На Востоке новое не отвергает и не разрушает старое, традиционное, а органично вписывается в него. Западная культура нацелена вовне, тогда как для восточной характерна погруженность во внутренний мир человека. Многие восточные мыслители были убеждены в том, что усовершенствовать мир можно лишь обретя цельность и гармонию в самом себе. Если западная культура пошла по пути создания техники и технологий, опосредующих отношения с природой, то для восточной культуры характерно стремление к гармонии с природой, развитие естественным образом. Однако сегодня можно говорить о том, что восточные культуры, не потеряв своего самобытного начала, восприняли многие черты, характерные для западного мира [1, с.56].
Восточные цивилизации более древние: они возникли в IV-II тысячелетии до н.э. Западный тип впервые появляется в Древней Греции около 3000 лет назад.
сформировавшаяся в странах Западной Европы, включает в себя этапы:классическая античная эллинская культура Древней Греции;эллинистическо-римская культура;романо-германская культура христианского Средневековья;новоевропейская культура. Основные черты западной культуры:приоритет рационального разумного подхода к анализу мира;использование универсальных научных понятий, интенсивное развитие философии и наук;активное технико-технологическое преобразование мира;динамизм и погоня за новизной;индивидуализм, господство частной собственности. Восточная культура сформировалась в странах Азии и Дальнего Востока и включает в себя субкультуры [3, с.99]:культура Дальнего Востока — Китай, Япония, Корея;культура Индии. Черты восточной культуры:ориентация на духовность, мистицизм;иррационализм;общинное начало, коллективизм, отсутствие господствующей роли частной собственности;сохранение традиций, стабильности.
Для восточного типа культур характерно преобладающее влияние мистики и религии, для западного — философии и науки.
Большинству жителей восточной культуры свойственны черты характера, обусловленные религиозным миропониманием:ощущение времени как медленно текущей реки;изменения в жизни и в характере накапливаются медленно, постепенно;отсутствие суетливости, приверженности материальным благам; в то же время носители этой культуры ценят все живое, особенно природу, и создали культ любования — как всей природой, так и самым малым ее творением (китайская миниатюра, праздник любования цветущей вишней сакурой в Японии) [4, с.121];большая приверженность к национальным традициям, умение сочетать современное и традиционное.
В мировой культуре можно выделить три типа взаимоотношений индивидуального мира культуры с окружающим миром.Европейский тип, в котором индивидуальное "Я" рассматривается в качестве важнейшей культурной ценности. Мир культуры индивида ориентирован на опредмечивание, максимальную самореализацию, на оптимальное воплощение вовне. А мир, окружающий человека, и вся культурная среда должны этому способствовать [2, с.43].Древнекитайский тип (восточный). В истории китайской культуры высшей культурной ценностью во взаимоотношении с окружающим культурным миром считалось подчинение человека культурным обычаям и традициям, подавление своего индивидуального "Я", чувство долга и необходимость соответствовать определенному культурному стандарту. Ценятся не столько сами индивидуальные свойства, особенности личностной культуры, сколько умение выражать их в жестко определенной фиксированной форме. Индивидуальный мир культуры личности должен самораствориться во вселенском целом [3, с.67].Индийский тип, который основан на понимании человеческого "Я" как необусловленной реальности сверхличного духа, наряду с другими природными образованиями и живыми существами. Телесное и эмпирическое человеческое "Я" согласно этому воззрению подчинено сверхличному духу. Самореализация человека как раз и достигается через отрицание своей эмпирической природы и восхождения к духу. Поэтому мир индивидуальной культуры человека через разрыв конкретных связей с другими культурами индивидуумов, с обществом, эмпирическим миром и даже с собственными деяниями ориентирован на растворение в универсальной духовной субстанции.
Для рассмотрения специфики этнокультурных условий необходимо остановиться на понятии "менталитета".
Под менталитетом традиционно понимают глубинный духовный склад, совокупность коллективных представлений на неосознанном уровне, присущих этносу как большой группе людей, сформировавшихся в определенных природно-климатических и историко-культурных условиях. Термин введен в начале XX века известным французским ученым Л. Леви-Брюлем. Именно менталитет определяет способы восприятия мира и интерпретацию индивидуального и группового опыта, а также способы действия и характер отношения к наиболее значимым аспектам человеческого существования [1, с.69].
В рамках семьи менталитет определяет следующие представления:
§О нормах мужского и женского поло-ролевого поведения;
§О смысле и содержании брака;
§О способах воспитания;
§О правилах, регулирующих отношения семьи с социальным окружением;
§Содержание материнской и отцовской роли.
Менталитет во многом формируется под влиянием религии. Люди разных национальностей по-разному воспринимают правила жизни, регулирующие отношения с родительской семьей и выбор брачного партнера. Родительская семья в исламской культуре воспринимается в качестве образца для построения отношений в собственной семье, что в меньшей степени характерно для современных русских молодых семей. Так, например, 80% узбеков считают обязательным согласие на брак родителей, при наличии детей развод не допускается. В то же время 80% эстонцев не считают, что для заключения брака необходимо согласие родителей, и 50% эстонцев допускают развод при наличии детей [3, с.73].
О сходных фактах пишет известный немецкий (иранец по национальности) психолог и психотерапевт Н. Пезешкиан, призывающий специалистов учитывать при работе с семейными проблемами национальные и культурные традиций.
Он отмечает, что на Востоке выбором супруга строго руководят ближайшие родственники и вся остальная семья. Семья — это своеобразный фильтр, который претендент должен пройти до того, когда он станет кандидатом для брачного союза. Есть четкие критерии отбора, которым должен удовлетворять такой, кандидат: из хорошей ли он семьи, какова его профессия, независим ли он? Для женщин существуют другие критерии: из хорошей ли она семьи? хорошая ли она хозяйка? хорошая ли у нее репутация? Вначале решение принимают родители, тети, дяди и так далее, а затем они представляют кандидата в привлекательном виде [5, с.76].
Таким образом, брак готовится и заключается в согласии с родительской семьей. В Центральной Европе выбор брачного партнера чаще всего совершается по собственным критериям и собственной инициативе, а желание родителей отвергается. Это рассматривается как признак независимости и зрелости. В этом случае родители супруга оказываются перед свершившимся фактом, с которым они либо смиряются, либо вступают в конфронтацию. Психологические сложности могут возникать, когда родители начинают вмешиваться в дела молодой семьи и оказывают давление на сына или дочь. На Востоке такого рода конфликты маловероятны, так как родители фактически сами могут выбрать невестку или зятя, соответствующих их ожиданиям.
Этническими традициями может определяться такой важный системообразующий фактор, как отношение отца к детям. Это означает, что содержание отцовской роли может быть вариативно. Тип такого отношения, с одной стороны, может характеризовать семью, как принадлежащую к определенной этнической группе, а с другой стороны, иллюстрировать принятые в этносе способы контакта: между мужчинами и женщинами, между старшими и младшими, между семьей и социальным окружением [1, с.72].
Межнациональные браки представляют собой сложные союзы внеэтнических брачных предпочтений, характеризующихся неоднозначными, индивидуальными межличностными взаимодействиями партнеров в повседневном мире супружеских отношений. Поэтому, безусловно, исследование особенностей межнациональных браков позволит дополнить уже имеющиеся знания по проблемам межнационального супружества, глубже разобраться в этническом взаимодействии народов через границы, выявить социально-психологические закономерности брачного выбора русскими партнера другой национальности; интерпретировать общие признаки брачного состояния русской национальности в условиях социокультурных трансформаций.
1.2 Роль и место семьейно-брачных отношения в исламских культурах
Понятие "национальность", в привычном для нас виде, свойственно исключительно Западу. Собственно, и в Европе это понятие утвердилось лишь в последние пару столетий. Навязывание понятия "национальность" иным народам, живущим в иных географических и исторических реалиях, оказывалось успешным исключительно в силу победы европейского оружия, а затем американского доллара. Если смахнуть с географической карты национальную сетку, то мы увидим, что люди, населяющие Восток, организованы в совершенно иные модели общества [2, с.92].
Первой из них является семья. И семья эта совсем не в нашем понимании, поскольку не равняется "мама, папа, я", а то, что в учебниках истории называется родом или племенем. Есть арабское слово "хамула", которое означает совокупность людей, состоящих в родственных отношениях по мужской линии. Как ячейка общества, хамула является сильнейшим центром притяжения и главнейшей общественной ценностью каждого ее члена. В сущности, араб не только никогда не пойдет против хамулы, но и все, чего он добивается в жизни, становится достоянием хамулы. Достоинство и благосостояние хамулы является основой достоинства ее членов и определяет их благосостояние и социальную защищенность. Отсюда совершенно особое понимания слова "брат", отсюда особое отношение к родителям, к старшим вообще. Воспитываемые с детства, эти чувства и формы поведения, став совершенно естественными, дают человеку прочную опору в дальнейшей жизни, а хамуле — ее успешное развитие [1, с.26].
Основатель Ислама Мухаммед (Магомет), арабский религиозный, государственный и политический деятель, в своих проповедях значительное место отводил семейно — брачным отношениям. Он прилагал усилия для укрепления индивидуальной семьи, хотя и была разрешена полигамия. Число жен ограничивалось четырьмя, и муж должен был одинаково содержать их. Женщины были включены в категорию наследников, им выделялась половина доли мужчины-наследника. Обязанности по содержанию жены и детей возлагались на мужа. Жена могла раздельно владеть своим имуществом, самостоятельно заключать торговые и финансовые сделки. Были запрещены кровосмесительные браки до третьего колена кровного родства. При заключении браков следовало отдавать предпочтение верующим невольникам и невольницам перед идолопоклонниками [6, с.121].
Современный ислам объявляет семью первейшим и важнейшим элементом человеческого общества, источником обновления людей. Семья создается в результате заключения брачных уз между мужчиной и женщиной. В исламе брак считается добродетелью, праведностью и актом поклонения Творцу. Не одобряются мужчины и женщины, отрекающиеся от брачной жизни. Характерно стремление максимально упростить процедуру заключения брачного договора. Для признания брака действительным достаточно взаимного согласия совершеннолетних супругов в присутствии двух свидетелей. Главное, чтобы эта процедура не была тайной и скрытой, а проходила открыто и гласно в деревне, квартале, доме [4, с.124].
Главой мусульманской семьи является мужчина. «Ислам сделал мужчину наставником жены, надзирателем за тем, чтобы домашние дела шли должным и правильным образом. Женщине Ислам повелевает повиноваться мужу и оказывать ему услуги так же, как детям повелевает подчиняться родителям и ухаживать за ними». (В тоже время мужчина-повелитель должен заботиться о благоденствии и процветании семьи.) Если семейная жизнь не сложилась, мужчина должен дать развод жене, а жена может выкупить себя у своего мужа. Кроме того, исламский суд вправе расторгнуть брак. Ряд мусульманских обычаев — выкуп за невесту(калым), выдача замуж несовершеннолетних, затворничество — подчеркивает подчиненное положение женщины. Женское затворничество в исламе — это не только гаремы [7, с.87].
Элементы женского затворничества в исламе — это ритуальные покрывала, особая застройка поселений. Затворничество объясняется необходимостью оградить мужчину и женщину от аморальных связей, предотвратить половую распущенность.
Для этого существует положение о покрывале, запрещено смешивание чужих мужчин и женщин, ограничено пение, танцы и другие поводы совершения греховных поступков. Ислам смотрит на женщину глазами ревнивого мужа. Но исламская мораль обозначает возвышенную цель подобных запретов: укрепить и сохранить семью [8, с.99].
Калым связан не только с исламом, это основное условие заключения брака у тюркских народов. В состав калыма входили скот, деньги, украшения, ткани, хозяйственные и бытовые предметы и др. В XIX в. распространился денежный калым. Существовал и обычай возвращения невесты в дом отца до полной уплаты калыма. В XX в. в советских республиках Средней Азии, Казахстане стали говорить о взаимном приготовлении сторон к свадьбе, о подарках родителям невесты.
Неравноправное положение женщин проявлялось и в том, что при наследовании мужчина получал долю двух женщин; по шариату, на суде свидетельство одной женщины не принималось во внимание, а свидетельство двух женщин приравнивалось к свидетельству одного мужчины. (Шариат — единая система законов, предписаний в исламе, регулирующих жизнь мусульманина от колыбели до смерти.) [9, с.101]
Статус современной восточной женщины во многом определяется экономическим положением отца, мужа или сына. Женщина ориентирована на выполнение семейных обязанностей: ведение домашнего хозяйства, рождение и воспитание детей, уход за престарелыми родственниками. Число детей в мусульманской семье традиционно сравнительно высокое. Модернизированный ислам заинтересован удерживать под своим влиянием как можно больше женщин. Поэтому происходит пересмотр отношения к женщине в направлении желательности ее участия в общественной и экономической жизни, получения образования, включая высшее, и т. п.
Этнические и религиозные регуляторы семейной жизни тесно взаимосвязаны, подчас неотделимы друг от друга [4, с.132].
К такому разряду относится, например, башкирская семья. Семейно-брачные отношения у башкир характеризуются экзогамией, запрещающей брачные связи (до 7 колена) внутри семейно-родственных групп. Вопрос о браке решался родителями жениха и невесты, а у более взрослых людей — доверенными лицами.
У браков по сватовству существует несколько форм: калымный, колыбельное сватовство, брак отработкой, левират (женитьба младшего брата на вдове умершего старшего брата), сорорат (женитьба на младшей сестре умершейневесты). Полигамные семьи у башкир были редки, встречались главным образом среди элиты общества как атрибут статуса. Число детей в семье составляло в среднем 5-6 человек. Развод мог быть инициирован любой из сторон. Из всех видов развода по шариату у башкир практиковались талак и хула [7, с.88].
Развод «талак» производился по инициативе мужчины путем троекратного произнесения слова «талак» («быть свободным» — арабск.). Калым, как правило, не возвращался. При разводе «хулла», происходившем по инициативе женщины, жена уплачивала свой махр (калым) или часть приданого за развод. Основанием для развода со стороны мужчины служили неповиновение жены или невыполнение ею супружеских обязанностей. Со стороны жены причинами развода могли быть жестокое обращение, не обеспечение продуктами питания, одеждой или невыплата мужем калыма, положенного по брачному договору.
По сравнению с женщинами других мусульманских народов башкирки пользовались большей свободой, объяснявшейся огромной ролью женского труда в кочевом скотоводческом хозяйстве, равной или большей долей приданого по сравнению с калымом, слабым проникновением ислама в семейный быт башкир. Женщина занимала довольно высокое место в обществе как мать, жена и как член общества [8, с.11].
1.3 Роль и место семьи в традиционной индуитской культуре
На сегодняшний день практически во всех странах можно наблюдать такое явление, как гражданские браки. Люди не стремятся вступать в браки, длительное время проверяют свои чувства, для того чтобы избежать неприятной процедуры развода, и поэтому чаще всего вступают в брак уже в зрелом возрасте от двадцати пяти до тридцати пяти лет. В этой сложной ситуации во всем мире нам нужно обратить свое внимание на исключение в вопросе брака [4, с.142].
Таким исключением являются индийские семьи, которые основаны не просто на любви и обязательном семейном положении и воспитании детей. Индийские семьи создаются в неповторимой духовности, которая вносит в их жизнь то, чего не хватает всем остальным, того неповторимого единения супругов и их душ, которое редко можно встретить в обычной современной семье.
Индийские семьи, несмотря на то, что Индия тоже не отстает от мира и в настоящее время становится современной, сохранили свои древние традиции и обычаи. Девушки скромны и воспитываются в любви и уважении к родителям и к национальным традициям, что, прежде всего, оценивается ее будущим супругом [10, с.62].
В некоторых семьях все еще существует обычай, по которому невесту сыну или жениха дочери определяют еще в младенческом возрасте. Можно конечно подумать, что индийские традиции схожи с мусульманскими традициями.
Правда это грубая ошибка, потому что в индийской семье считается, что оба супруга одинаковы, и оба важны для создания полноценной и крепкой семьи. Конечно же, мужчина считается сильным и он является главным добытчиком для семьи, а значит и ответственности на нем лежит больше, потому что ему нужно содержать в достатке жену и своих детей.
Во многих семьях супруги часто отлучаются из дома или уезжают в другие города или даже страны на заработки для того, чтобы семья никогда не испытывала нужды. В это время женщина должна поддерживать тепло домашнего очага, любовь в семье и полное благоустройство совместной жизни [9, с.103].
Таким образом, оба супруга выполняют свою функцию в семейной жизни и семейных отношениях, благодаря чему их права уравниваются. Один должен добывать пропитание, а другой должен благоустраивать дом и хранить его.
Считается, что все, что происходит в семье — это своего рода испытание для супругов, и если они преодолеют все трудности, которые им преподносит жизнь, значит, настоящие любящие сердца нашли, друг друга и будут идти вместе по жизни. Трудности закаляют и их нужно пережить вместе, потому что в первую очередь создается сама семья, основанная на отношениях двух людей, а все остальное — это лишь внешние факторы [3, с.82].
Основными критериями счастья в индийской семье считается жизнь друг друга. Зачастую случается, что в семье кто-то из партнеров пытается жить, за счет другого и здесь нет места единения и дружбы, а всего лишь холодный расчет. В индийской же семье оба партнера направлены на то, чтобы как можно больше отдать своему супругу или супруге и чем больше эта отдача, тем ближе отношения.
Таким образом, можно сказать, что вся семейная жизнь в Индии строится на глубоком взаимопонимании другу друга, равенства между обоими супругами, семейная жизнь должна строится исключительно на духовности и чистой и искренней любви.
Еще не стоит забывать, что индусы создали знаменитую Камасутру, книгу, по которой учатся искусству любви весь мир. Когда — то ведь считалось, что интимные отношения супругов должны происходить только исключительно для рождения детей. Индусы так никогда не считали и остаются, верны своему мнению. Для них интимные отношения — это еще одно высшее проявление любви и духовного единства между мужчиной и женщиной, которые должны дарить наслаждение и дополнительные эмоции [11, с.45].
Что же касается общих семейных отношений, то индусы очень трепетно относятся ко всем родственным связям. Обычно индийские семьи бывают довольно большими, если считать всех братьев, сестер, бабушек, дедушек и других родственников.
Свадьба для них является очень важным торжеством, которое проходит в присутствии всех родственников со стороны жениха и невесты. Это яркий, красивый праздник, который проводится по всем древнейшим традициям Индии.
После свадьбы молодые люди чаще всего переезжают в дом мужа, где живут, какое то время пока не приобретают своего жилища. Однако бывает и так, вместе в одном доме проживают молодые люди, их родители, а также дедушки и бабушки [12, с.72].
У кого есть возможность предоставить молодым сразу же отдельное жилье, то оно обустраивается совместно с молодыми людьми, где те начинают свою самостоятельную семейную жизнь.
К детям индусы относятся с огромной любовью, известие о том, что в семье ожидается пополнение, облетает всю округу за считанные дни, и молодую маму приходят поздравлять родственники и друзья семьи практически каждый день. Старшее поколение женщин начинают давать свои советы молодой матери, всячески ее поддерживать на протяжении всей беременности и первых годов жизни ребенка [3, с.89]
Стоит ли говорить о том, что ребенку с малых лет прививают любовь к окружающему миру, к национальным традиция; им прививают большую любовь к своей родине, религии и родственникам, особенно учат почитать своих родителей, братьев, сестер.
Дети растут в очень спокойной и доброй обстановке, они всегда чувствуют любовь своих родителей, их мирное проживание друг с другом и знают, что их всегда поддержат и помогут в трудную минуту. Подрастая, дети стараются развивать в себе и дальше то духовное единение со всем окружающим миром, которое они впитали с молоком своей матери [4, с.151].
Индийские фильмы в некоторой степени передают ту семейную духовную связь, которая существует между супругами, мы видим сильную любовь и уважение в семье, любовь к детям. Видим, как ревностно супруги отстаивают свои отношения и как два любящих сердца тянутся друг к другу.
Ведь фильмы снимаются непросто так, все истории берутся из настоящей жизни, на основе реальных событий, и настоящей горячей любви, которая соединяет двух людей на всю жизнь.
1.4 Роль семьи в конфуцианстве
Семья считалась сердцевиной общества, интересам семьи придавалось гораздо большее значение, чем интересам отдельно взятой личности, которая рассматривалась лишь в аспекте семьи, сквозь призму ее вечных — от далеких предков к отдаленным потомкам — интересов. Подросшего сына женили, дочь выдавали замуж по выбору и решению родителей, причем это считалось настолько нормальным и естественным, что проблема любви при этом вовсе не вставала.
Любовь, т. е. нечто личное и эмоциональное, всегда находилась в совсем иной плоскости, на неизмеримо более низком уровне, чем интересы семьи, считавшиеся категорией высокого морального долга [5, с.88].
Любовь могла прийти после брака, могла и не приходить вовсе (мужчины из состоятельных семей могли компенсировать ее отсутствие выбором себе наложницы по вкусу — этому жена не имела права препятствовать, хотя на практике случалось по-разному). Но это никогда не мешало нормальному существованию семьи и выполнению супругами своего осознанного социально-семейного долга, который выражался опять-таки в соблюдении интересов семьи, т. е. в рождении детей, прежде всего сыновей, призванных продолжить род, упрочить позиции семьи в веках [6, с.112].
Отсюда — постоянная тенденция к росту семьи. Большая нерасчлененная семья (та семья, которую имел в виду Конфуций, когда он сравнивал ее с государством) существовала и до Конфуция, но по преимуществу среди знати. Конфуцианство своим культом предков и сяо создало дополнительные стимулы для ее небывалого расцвета: при наличии хотя бы мало-мальски благоприятных экономических возможностей стремление к совместному проживанию близких родственников становилось решающим импульсом и резко преобладало над сепаратистскими тенденциями.
В результате большие семьи, включавшие в себя несколько жен и наложниц главы семьи, немалое число женатых сыновей, множество внуков и иных родственников и домочадцев, стали весьма распространенным явлением на протяжении всей истории Китая (образ жизни одной из них хорошо описан в классическом китайском романе "Сон в красном тереме") [13, с.67]. Такие семьи делились обычно лишь после смерти отца, а то и обоих родителей. Старший сын занимал место главы семьи и получал большую долю наследства, в том числе и дом с храмом предков, тогда как остальная часть общего имущества делилась поровну между всеми остальными сыновьями. Все новые семьи, основанные младшими братьями (а каждый из них становился главой своего, бокового по отношению к главному, культа предков), в течение длительного времени продолжали находиться в зависимости от старшего брата, являвшегося теперь главой основной линии культа, общего для всего клана. Возникал мощный разветвленный клан сородичей, крепко державшихся друг за друга и населявших порой целую деревню, особенно на юге страны, где кланы бывали наиболее сильны [11, с.45].
Разумеется, в рамках такого клана, в принципе, действовали все те же социально-экономические закономерности, что и в масштабах общества в целом. Одни семьи за десятилетия становились беднее и приходили в упадок, другие, напротив, могли разбогатеть, причем в этом случае к ним начинали тяготеть обедневшие сородичи и их дом становился центром клана. Бедные родственники за мелкие подачки помогали своему разбогатевшему сородичу, а богатый хозяин клана умело использовал семейно-клановые традиции для беззастенчивой эксплуатации их труда. Возникала семейно-клановая корпорация, в рамках которой верхи и низы были крепко спаяны как родством, так и традициями, нормами клановой взаимопомощи, основанными все на том же культе предков [4, с.165]
Сила и авторитет этих корпораций признавались властями, охотно предоставлявшими им решение различных мелких тяжб и внутренних деревенских дел. И сами кланы ревниво следили за сохранением за ними этих прав. Символом их кланового единства был родовой храм предков с могильными и храмовыми землями, отчуждать которые считалось недопустимым. В эти храмы в дни торжественных праздников собирались все члены клана, подчас сотни сородичей. После ритуальной части на таких собраниях решались и деловые вопросы. Принято было выносить на суд родственников все заботы, как гражданские и имущественные, так и сугубо интимные: не было ничего святого, своего, личного, чего не должны были бы знать семья и клан [9, с.104].
И в семье, и в обществе в целом любой, в том числе влиятельный глава семьи, важный чиновник императора, всегда представлял собой прежде всего социальную единицу, вписанную в строгие рамки конфуцианских традиций, выйти за пределы которых было невозможно: это означало бы "потерять лицо", а потеря лица для китайца равносильна гражданской смерти. И если сынки богатых родителей в молодости могли позволить себе протранжирить толику отцовских денег в злачных местах больших городов, то это бывало лишь эпизодом в их жизни, не более. В принципе, отклонения от нормы не допускались, и никакой экстравагантности, оригинальности ума или внешнего облика китайское конфуцианское общество не поощряло: строгие нормы культа предков и соответствующего воспитания подавляли эгоистические наклонности с детства [1, с.].
Человек с первых лет жизни привыкал к тому, что личное, эмоциональное, свое на шкале ценностей несоизмеримо с общим, принятым, рационально обусловленным и обязательным для всех. Рассмотренные выше аспекты теории и практики конфуцианства не исчерпывают всего того, что включало в себя это учение. Но именно эти важнейшие принципы социальной политики и этики были главным в конфуцианстве, им было суждено сыграть решающую роль в судьбах Китая.
Процесс превращения конфуцианства в официальную доктрину централизованной китайской империи занял немалое время. Сначала необходимо было детально разработать учение, добиться его распространения в стране, что и было с успехом исполнено последователями Конфуция. Философ любил говорить, что он не создает, а только передает потомкам забытые традиции великих древних мудрецов. Действительно, многое из того, чему учил Конфуций, было уже в зародыше ранее. Однако нет необходимости доказывать, сколь важное значение имеет вовремя сделанный акцент. В этом смысле проделанную Конфуцием огромную работу по трансформации древних институтов и традиций, приспособлению их к условиям развитого общества нельзя не считать оригинальной и творческой [5, с.92].
Конфуцианцы, многие из которых посвятили свою жизнь профессии учителя, уделяли массу времени и сил обработке и интерпретации тех древних сочинений, которые использовались ими в процессе обучения. Основная тенденция отбора сводилась к тому, чтобы сохранить все наиболее важное и всячески усилить в нем назидательный акцент. Так были отредактированы книга песен Шицзин, книга исторических преданий Шуцзин, летопись Чунь-цю, которые включали в себя почти все из сохранившихся сведений о наиболее древних и потому особо почитавшихся страницах китайской истории. Именно из этих конфуцианских книг китайцы последующих поколений узнавали о древности; само чтение и изучение их способствовали усвоению основ конфуцианства [12, с.45].
Успехам конфуцианства в немалой степени способствовало и то, что это учение базировалось на слегка измененных древних традициях, на привычных нормах этики и культа. Апеллируя к самым тонким и отзывчивым струнам души китайца, конфуци-анцы завоевывали его доверие тем, что выступали за милый его сердцу консервативный традиционализм, за возврат к "доброму старому времени", когда и налогов было меньше, и люди жили лучше, и чиновники были справедливее, и правители мудрее.
2.Роль и место семейно-брачных отношений в современной культуре восточных странах
.1 Современные семейные ценности в арабских странах (на примере Ливана)
В исламских странах семья традиционно продолжает являтся концентрацией экономических и психологических проблем. С другой стороны, именно семья помогает выработать в человеке коллективизм и готовность к самопожертвованию, что является несомненно положительным фактором в воспитании новых поколений [13, с.21].
Производство жизни — как собственной, посредством труда, так и чужой, посредством рождения — появляется сразу в качестве двоякого отношения: с одной стороны, в качестве естественного, а с другой — в качестве общественного отношения. В современном арабском обществе взаимные отношения мужа и жены, половая любовь приобретают социальный характер. Любовь и семья выступают в обществе прежде всего как определенный тип социально-нравственных связей и отношений. Вместе с тем они сохраняют и некоторые качества, характерные для естественных явлений. В силу этого данные явления можно рассматривать как преимущественно как социально-естественные по своей природе [14, с.37].
Особое положение любви и семьи на грани между двумя субстанциями придает данным явлениям сложный, противоречивый характер. Однако это вовсе не означает, что любовь и семья утрачивают социальную сущность. Если основной акцент сделать на том, что семья базируется на любви, межполовых отношениях и кровном родстве, и не указать других важнейших ее характеристик, то может сложиться впечатление, что семья есть явление или чисто биологическое, или в лучшем случае этническое. Это впечатление ошибочно, ибо и в том и в другом случае семейные отношения рассматриваются как сугубо межиндивидуальные, как межличностные взаимоотношения супругов и кровных родственников [15, с.15 — 17].
С этой точки зрения современная арабская семья представляет собой определенную конкретно-историческую социальную систему — специфический вид жизнедеятельности людей. Здесь они общаются, взаимодействуют, обмениваются результатами разносторонней деятельности. В этом смысле семья, как и общество в целом, есть продукт взаимодействия людей. Характерно при этом, что в семье наиболее полно реализуется потребность человека в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникативных связей с ними [13, с.22].
Ливан представляет собой страну, в которой диалектически взаимодействуют мусульманская и христианская семейные традиции. В соответствии с этим экономическая организация арабской семьи существует в трёх формах: традиционной, переходной и современной. Отношения с детьми характеризуются взаимодействием двух факторов: с одной стороны жёсткими требованиями соответствия традиционным канонам воспитания, с другой — культом детей в арабском обществе, восходящим к Корану.
Влияние европейской культуры наиболее ярко проявляется в снижении власти мужа-отца, получении женщинами возможности образования и права на развод. В экономическом плане изменения в арабской семье связаны с выходом женщин на работу и обретением материальной независимости от мужчины в широком смысле (отца, брата, мужа) [15, с.80].
Изменения в положении женщины под влиянием европейских тенденций и обретение социального статуса влекут за собой структурные и психологические изменения в арабской семье, перераспределение ролей мужа, жены, сына дочери — всей социально-психологической структуры взаимоотношений членов семьи [12, с.].
Внебрачные отношения резко осуждаются Кораном и общественной моралью, в результате чего в Ливане минимально представлены незаконнорожденные дети и матери-одиночки. В современной арабской семье муж или старший брат несёт ответственность за материальное обеспечение жены, сестры и за получение ими образования. Детско-родительские отношения характеризуются авторитарной позицией отца и демократической позицией матери [10, ].
В арабской семье на сегодня можнно констатировать тенденицю к перераспределению роли мужа и жены, сына и дочери, в результате чего изменилась вся психологическая структура взаимоотношений членов семьи.
В течение последних десяти лет резко сократилось число детей в арабской семье: от 6 и более до 2 — 3. В выборе спутника и спутницы жизни, профессии и образования в настоящее время стали доминировать более демократические тенденции в сравнении с традиционными.
Наряду с традиционными или клановыми и полигамными семьями параллельно существуют семьи европейского типа, в которых женщины занимают более самостоятельную и независимую по отношению к мужчинам позицию. В настоящее время все ливанские семьи возникают на основе церковного брака [1, с.].
Социологические исследования в сфере семейных отношений ливанского общества выявили сложную зависимость потребностей человека в организации жилой среды и общении с родственниками, соседями от структуры, типа и этапа развития семьи [2, с.].
Выявилось, что значительный процент семей продолжает нуждатся в близком территориальном общении с родственниками, хотя и предпочитает, чтобы это общение не протекало в одной квартире. В рабочей семье дети крайне неохотно оставляют родительский кров. У них отмечается сильная эмоциональная привязанность и устойчивая потребность проводить досуг в семье. на привязанность детей рабочих к семье не влияют ни этнический, ни религиозный факторы. Имеет значение исключительно социальная принадлежность [14, с.56].
Большой интерес в формировании равенства в арабской семье представляют специальные исследования проблем семейной власти, или главенства. Институт главенства, согласно социологическим материалам, развивается в направлении от почитания главы (независимо от личных качеств и степени реального участия в жизнедеятельности семьи) и его неограниченной власти в семье — к главенству, основанному на признании действительных функций и личных качеств главы семьи. Кроме того, во многих обследованных семьях понятие «глава семьи» утратило силу и потеряло всякое значение. Так, например, в семьях, наличие главенства признали 43% от общего числа семей, отрицали — 57%. При этом более чем в 8% семей главами считались женщины [15, с.89]. Процент же фактического главенства женщины в семье значительно выше.
Наряду с процессом изменения понятия «глава семьи» и утраты им своего былого значения наблюдается процесс появления во многих семьях двух глав — организаторов различных сфер внутрисемейной деятельности: супруга и супруги, осуществляющих руководящую деятельность на основе своих знаний, опыта и специфических умений.
Одновременно с этим процессом и параллельно ему меняются и те требования, которые предъявляются к главе семьи.
Анализ собранных материалов показал, что главой семьи, как правило, считается теперь тот из супругов, который принимает участие во всех или большинстве перечисленных выше видов семейной деятельности, а не только в части из них, как раньше. Обычно глава семьи наиболее активно при этом участвует в воспитании детей, организации свободного времени и досуга семьи, в планировании важнейших жизненных процессов и принятии решений [16, с.90].
Такой вывод подтверждается и данными самооценки своего участия в той или иной деятельности в быту.
Под «типом семьи» в данной работе понимается ее численный и поколенный состав (малые семьи, большие семьи). Под «структурой» — характер взаимоотношений между членами семьи (семьи «эгалитарные» и «авторитарные»), В качестве этапов развития семьи мы рассматриваем «семью без детей», «с малыми детьми», «с большими детьми».
Материалы выборочного социологического исследования, проведенного в крупном городе, среднем и малом, зафиксировали наличие четырех типов структуры семьи [17, с.92].
Для первого типа семьи характерны авторитарные семейные нормы и соответствующий им характер взаимоотношений, т. е. неравноправие членов семьи [13, с.45].
Так, на вопрос о том, кто в семье должен осуществлять принятие важных решений (распределение бюджета времени и денежного бюджета, выбор жизненного пути детей и др.), а также осуществлять контроль за проведением решений в жизнь, — следовал однозначный ответ: глава семьи — муж. Об этом же свидетельствовало и фактическое распределение обязанностей в семье — все руководящие и контрольные функции были закреплены за мужем, все исполнительские и функции обслуживания семьи — за женой.
Для второго типа характерно сохранение авторитарных норм при фактическом равенстве семейных отношений. Такое противоречие норм и их осуществления проявляется преимущественно в том, что в реальной жизни семьи женщина все чаще контролирует поведение детей, повседневные крупные покупки, организацию досуга и др. Более того, женщина в семьях этого типа начинает непосредственно влиять на процесс принятия мужем решений [2, с.].
Для третьего типа семей специфичны, напротив, новые нормы равенства в семье, но сохранение пережитков старых, авторитарных в своей основе, отношений. Несмотря на одобрение норм равенства, оценки их как «норм справедливости», воспитание в соответствующем духе детей, в повседневной жизни семьи этого типа мнение мужа и его решение часто преобладают в силу традиции, а не в силу его опыта или личностных качеств.
Жена в таких семьях считает обычно недопустимым участие мужа в повседневной хозяйственной деятельности, мотивируя это тем, что «это не мужская работа». Равным образом все решения жены обретают реальное воплощение лишь после разрешения мужа.
Наконец, в семьях четвертого типа наблюдается соответствие эгалитарных норм эгалитарному поведению их членов, т. е. полное равенство [13, с.65].
Среди исследованных семей в крупном городе только 5% можно отнести полностью к авторитарному типу, около 10% — к семьям, где фактические эгалитарные отношения опередили частично сохранившиеся старые нормы, и около 20% — где новые нормы не подкреплялись соФ ответствующим характером взаимоотношений в семье. Остальные 65% исследованных семей можно было отнести к семьям, где осуществляется полное равенство. В среднем городе удельный вес семей первого типа составлял около 10%, второго типа — 17% и третьего — около 20%. Остальные 53% семей имели эгалитарную структуру. В малом городе — 11%, 12%, 29% соответственно составляли первый, второй и третий типы, а удельный вес семей с эгалитарной структурой достигал 50% [17, с.90].
Приведенные данные позволяют сделать заключение не только о том, что формирование равенства составляет ведущую тенденцию развития семьи, поскольку наиболее соответствует сущности социальных отношений развивающегося общества, но и о том, что новые отношения характерны для большинства современных аабских семей.
Таким образом, в арабских странах сегодня преобладает церковный брак преобладает, но молодёжь, поддерживаемая государством, ведёт активную борьбу за гражданский брак. Экономическая организация семьи существует в трёх формах: традиционной, переходной и современной. Отношения с детьми характеризуются взаимодействием двух факторов: с одной стороны, жёсткими требованиями соответствия канонам воспитания (мужскому и женскому стереотипу, стереотипам социально-половых ролей и т. п.), с другой — безусловным культом детей в арабском обществе, восходящим ещё к Корану. Отношение к внебрачным связям в Ливане однозначно отрицательное.
Развод в до недавнего времени был исключительной прерогативой мужчины. Получение женщинами возможности развестись с мужем возымело весьма существенные социально-психологические последствия.
Влияние Европы проявляется в снижении власти мужа-отца, получении женщинами образования, возможности для женщины развестись с мужем, развитии сексуального просвещения. В экономическом плане изменения в семье связаны с выходом женщин на работу и обретением таким образом материальной независимости от мужчины в широком смысле (отца, брата, мужа). Война, длительное отсутствие мужчин, их смерть привели к образованию неполных семей и, наряду с отрицательными последствиями, укрепили самостоятельность и независимость женщин. Изменения в положении женщины под влиянием европейских тенденций и обретения экономического статуса повлекли за собой структурные и психологические изменения в арабской семье.
Перераспределились роли мужа и жены, сына и дочери, вся социально-психологическая структура взаимоотношений членов семьи. При этом мы признаём важным не столько пропаганду равномерного распределения домашних обязанностей, сколько (в более широком смысле) формирование у мужчин большей ответственности перед семьёй и домом [15, с.45].
При этом позитивные и негативные изменения в положении, например, женщины нужно рассматривать диалектически. Всё ещё сохраняется традиционная клановая семья с её окружением (соседи и свойственники). Наряду с этим образуются семьи европейского типа. Проблемы заключаются в психологическом давлении со стороны родственников, влиянии общественного мнения, появлении наследника, «бунте» детей против родителей и т. п. Неполные семьи вызывают либо десоциализацию детей, либо ведут к укреплению авторитета женщины. Бездетная семья в Ливане большая редкость, это приводит к разводу или образованию семьи полигамной [16, с.93].
Семейные конфликты по причине супружеской неверности, поведения мужа/жены, вмешательства родственников, поведения детей разрешаются с помощью Корана, посредничества родителей или развода.
Смешанные браки, не поощряемые традиционным ливанским обществом, тем не менее широко заключаются. Адаптация национальной психологии наталкивается на религиозные противоречия, связана с овладением родным языком партнёра, отношением к ребёнку. Проблемами в становлении личности ребёнка являются его религиозная самоидентификация и утрата матерью власти над ним в большой семье.
Отношение к браку в Ливане, традиционно более серьёзное с экономической точки зрения, чем в современной Европе, будучи увязано с экономической ситуацией страны в целом, приводит к тому, что мужчины женятся позже, а женщины реже выходят замуж [18, с.68].
Согласно традиции, сын — наследник, опора и надежда родителей в старости, транслятор имени-фамилии, гарант жизнеобеспечения сестёр. Кроме того, ему прививается формальный культ уважения к женщине.
При этом воспитание реальной самостоятельности у него часто подменяется стремлением обеспечить ему определённый социальный статус.
В воспитании дочери наблюдаются серьёзные изменения. Ей стремятся дать образование и обеспечить материальную независимость. Изменились даже традиционные игры для мальчиков и девочек [19, с.103].
Отношения в многодетной семье базируются на хорошо структурированной традиции и жёстком распределении социальных ролей членов семьи. Положение детей в многодетной семье определяется местом, занимаемым ими в иерархической структуре семьи. Единственный ребёнок (большая редкость) несёт на себе все тяготы воспитания первого сына, но ещё в большей степени.
Развод родителей в Ливане имеет для ребёнка те же психологические последствия, что и в Европе. Но в Ливане невозможно усыновление и передача ребёнку нового имени в случае создания новой семьи. В арабских семьях, мусульманских или христианских, средних или низших классах, не существует конкретной методики или плана в воспитании детей, и нет конкретной цели в методике, которая существует в арабском обществе, поэтому остаются распространёнными традиционные способы и средства воспитания, архаичная традиция, а единая стратегия воспитания детей отсутствует. Но наряду с этим можно заметить, по крайней мере в среде состоятельных и образованных семей, стремление преодолеть и модернизировать традиционное воспитание. В том числе и посредством попыток добиться конкретной и ясной его картины [20, с.45].
2.2 Современная семейные ценности в Индии
Типичная индийская семья живет в одном доме и ест пищу, приготовленную на общей кухне. В индийской семье практически нет понятия неприкосновенности частной жизни, и непохоже, чтобы кто-то жаловался на это.
То, что индийцы живут и вырастают в больших семьях, наделяет их сильным чувством безопасности и социальной идентичности, и в то же время лишает их инициативности и того, что мы называем «яркой индивидуальностью» [21, с.92].
Если все заговорят одновременно, то никто никого не услышит, и самое важное может быть упущено. Поэтому индийцев с детства учат быть терпеливыми и дожидаться своей очереди.
Все торжества и священные ритуалы в индийской семье осуществляются сообща. Рождения, свадьбы, похороны — все это общие семейные дела. Сыновья и внуки едины и связаны с отцами, они «сапинда» — члены одной семьи. Индийская семья, конечно, напоминает древнеримские и другие арийские патриархальные семьи: мужчины, связанные кровным родством, живут, чтобы оказывать помощь и поддерживать друг друга, и они готовы умереть, защищая друг друга. Во всяком случае, именно эта идея одушевляет строго регламентированное существование индийских социальных групп [22, с.56].
В последние годы молодожены с высшим образованием, как правило, уходят из родительского дома сразу после свадьбы и стремятся создать собственную отдельную семью. Зачастую хотя бы один из супругов, оказавшись в непривычной изоляции, чувствует себя настолько одиноко, что пара возвращается в общую семью или проводит в родительском доме много времени: они обедают, смотрят телевизор или слушают музыку вместе со своими братьями, сестрами и другими родственниками [23, с.67].
Большие семьи по-прежнему широко распространены в деревнях и среди состоятельных дважды рожденных индусов, множество сыновей и роскошные свадебные церемонии усиливают их влияние и упрочивают статус. Посредством семьи укрепляются и развиваются связи внутри джати: семьи обмениваются дочерями, как правило, это семьи из разных деревень, родственно удаленные друг от друга, как по отцовской, так и по материнской линии, чтобы не нарушать запрет на инцест. По мере разрастания и обогащения семьи, растет ее влияние, и в результате старший ее член может быть приглашен в панчаят или становится старейшиной деревни. Хотя в жизни индийской деревни больше ценятся преемственность и постоянство, а не перемены, равно как выполнение своих обязанностей (дхарма) гораздо важнее возможности наслаждаться личной свободой [21, с.94].
Подчинение власти, семье, джати стало основным законом индийской жизни и главным сдерживающим фактором для творческого развития, радикальных перемен и проявления личной инициативы. Свойственный Индии многосторонний поиск путей достижения всеобщего согласия, стремление сохранить единство, поддерживать традиции, принимать разные точки зрения, примирять разногласия и создавать гармонию из противоположностей — все это отражение и влияние семейной жизни на общую государственную политику. Семья представляет собой ядро, матрицу, модель, из которой вырастает индийская цивилизация, зачастую все это лишь непосредственная имитация и эмуляция того, что люди узнали в семье, чего они ожидали и что получили от нее. Поэтому современной Индии свойственны преемственность, стабильность, чувство безопасности, равно как и конформистская ограниченность и слабость [22, с.78].
Индия традиционно многоукладна, на ее территории проживает огромное количество этнических и религиозных групп, а в последние несколько десятилетий к этому добавилась растущая социальная напряженность, вызванная быстрым экономическим ростом. Индийский средний класс (около 400 млн. человек) — довольно образованная и динамичная часть индийского общества, как правило, проживающая в больших городах, — мировоззренчески близок европейскому гуманизму. Ценность человеческой жизни, фундаментальные права человека, забота о детях и пожилых родителях и равноправие женщин для этой части индийского общества являются если не данностью повседневной жизни, то, по крайней мере, вектором развития [24, с.109].
Традиционная же Индия (800 млн. человек) проживает в основном в сельской местности, она очень бедна и практикует совсем другие моральные нормы, базирующиеся на традиционной индуистской культуре, предрассудках и патриархальном укладе. Ценность человеческой жизни там крайне невелика, а женщина в этой системе координат стоит на низшей ступени иерархической лестницы. Даже в XXI в. женщины по-прежнему являются предметом торговли, многих выдают замуж в десятилетнем возрасте, часть из них подвергается сожжению в результате споров по поводу приданого, некоторых из них эксплуатируют в качестве домашних рабов. Внутри традиционного общества любое насилие по отношению к женщине, вплоть до убийства, воспринимается как неприятный, но естественный элемент суровой повседневной жизни. Огромный ценностный разрыв между этими двумя частями индийского общества до недавнего времени не вызывал серьезных трений, поскольку каждая из них была замкнута внутри своего класса [25, с.32].
Линию настоящего напряжения создают городские трущобы. Их население (50% жителей индийских городов-миллионников) формально урбанизировано и живет бок о бок с модернизированным индийским классом, однако ментально жители трущоб остались носителями ценностей традиционного аграрного общества. "Так возникает конфликт между ретроградной Индией и Индией более современной, городской, — говорит Ранжана Кумари, глава Центра социологических исследований в Нью-Дели. — Жители трущоб придерживаются своих традиционных ценностей и представлений, согласно которым женщина не имеет права говорить громко или покидать дом без сопровождения, но им приходится сталкиваться с новым миром — городской модернизированной средой. В результате современные, образованные и самостоятельные женщины соседствуют с ретроградно мыслящими мужчинами из далеких деревень" [26, с.88].
Тот факт, что насилие традиционного общества стало все чаще выплескиваться на представительниц среднего класса, эксперты объясняют противоестественным гендерным перекосом, наблюдающимся среди молодого поколения индийцев (а их очень много — сегодня половина населения Индии, 600 млн. человек, моложе 25 лет). Молодых мужчин в стране существенно больше, чем женщин, в некоторых штатах на 1000 женщин приходится 1200 мужчин [17, с.87].
Подобная динамика противоречит природе, ведь девочки, которых рождается немного меньше, как правило, отличаются более высокой выживаемостью и лучше справляются с болезнями в младенчестве. Однако в Индии смертность среди маленьких девочек значительно выше, чем среди мальчиков. Их недосматривают, недолечивают и недокармливают, что в индийской суровой реальности быстро приводит к смерти. Более высокая смертность среди девочек явно сигнализирует о дискриминации дочерей и проявляется в трех основных сферах: питание, забота о здоровье детей и эмоциональное благополучие, — говорит Пи Арокаисами, профессор Международного института демографии в Мумбаи. — Причем основной причиной смертности среди девочек является недостаточная забота об их здоровье. Это значит, что, например, если больны девочка и мальчик, то мальчика скорее отведут к врачу, а девочке не сделают необходимых прививок" [27, с.54].
Не менее значительную роль в гендерном перекосе сыграла возросшая доступность ультразвуковых исследований плода. Некоторые индийские клиники даже стали рекламировать свои услуги, используя слоган "Заплати пять тысяч рупий сегодня (цена исследования и аборта около 110 долларов), сэкономь 50 тысяч рупий завтра". Эта сумма составляет среднюю стоимость приданого, которую семья должна заплатить за свадьбу дочери. УЗИ стоит чуть больше десяти долларов, что делает эту процедуру доступной для многих индийцев. Канадские и индийские ученые, проведшие исследование для медицинского журнала "Ланцет", пришли к заключению, что вследствие селективных абортов (по причине выбора пола ребенка) ежегодно не получают шанса появиться на свет около 500 тыс. индийских девочек. По оценкам ЮНИСЕФ, около 50 млн. женщин в Индии "пропали" вследствие абортов и убийств новорожденных девочек. Именно поэтому данное явление получило название гендерцида [18, с.114].
Аборт по причине выбора пола ребенка был законодательно запрещен в Индии в 1994 году, однако за прошедшие 18 лет в двух третях индийских штатов не было зарегистрировано ни одного случая нарушения закона, запретившего внутриутробное определение пола ребенка.
Нехватка женщин, однако, совсем не улучшила их положения. Так, исследования показали корреляцию между избытком молодых холостяков в некоторых индийских штатах и растущей преступностью, которая увеличивается примерно на одну седьмую в результате действия этого фактора. При этом индийские женщины традиционно предпочитают выходить замуж за мужчин, имеющих более высокий социальный статус. Поэтому на состоятельных, образованных индийцах нехватка женщин сказывается незначительно, а вот малообразованные и бедные мужчины оказываются перед угрозой не найти себе жену [12, с.].
В обществе, где женитьба и наличие детей является неотъемлемой составляющей статуса мужчины, такое развитие событий отодвигает многих мужчин еще дальше от благополучного общественного стандарта.
В итоге демографический дисбаланс ведет к всплеску насилия, торговле женщинами, росту числа браков, заключенных с несовершеннолетними, и смертям молодых женщин вследствие абортов. Сегодня каждое семейство в Северной Индии находится под давлением. У стойкого нежелания индийских семей иметь детей женского пола — длинный список причин, начинающийся с того, что женщины не могут зажечь погребальный костер с телами своих родителей [21, с.90].
Следующая по важности причина — необходимость замужества, требующего приданого, способного разорить любую семью, если в ней несколько дочерей. При этом по мере роста индийской экономики ситуация на рынке приданого только ухудшается. Развитие потребительского общества приводит к тому, что аппетиты женихов непрерывно растут, ведь материальные блага из приданого невесты они получают бесплатно. В результате положение женщин становится только хуже, а размер приданого во много раз превосходит достаток семьи невесты.
В богатых штатах, таких как Хараяна, много земли и хорошо развито сельское хозяйство, в результате и приданое за дочь существенно выше, чем в других штатах. Так, 80% кредитов в индийских банках берется для того, чтобы выплатить приданое и покрыть расходы на свадьбу [22, с.62].
Отец и братья девушки на выданье, переступив порог дома потенциального жениха, первым делом должны представить список даров, которые они готовы преподнести на свадьбу (в зависимости от социального и профессионального статуса жениха). После этого они должны дать семье жениха гарантии, что могут выполнить все требования по выплате приданого. Присесть родственникам невесты предложат только в том случае, если предложение заинтересует семью потенциального жениха [29, с.76].
Затем последует продолжительный период торговли между семьями с постоянным повышением требований, поэтому предусмотрительные родители начинают поиски жениха для своей дочери за несколько лет до предполагаемой свадьбы. При этом, само приданое было запрещено в Индии уже полвека назад, но несмотря на это количество связанных с приданым смертей растет — только в Дели оно составляет почти тысячу в год [30, с.132].
Индийское правительство десятилетиями пыталось повысить статус женщин, и необходимое правовое поле для этого уже создано. Индия еще в 1956 году приняла закон о борьбе с торговлей людьми. Тогда же женщине было разрешено наследовать собственность мужа, даже если у нее нет сыновей. В 2006 году был принят закон о защите женщин от домашнего насилия. Семь лет назад дочерям законодательно разрешено наследовать имущество отца. Однако жесткая дискриминация женщин в правах наследования сохраняется до сих пор [31, с.89].
2.3 Современные семейные ценности в Китае
Корейцы считали краеугольным камнем конфуцианской доктрины категорию сыновней почтительности-сяо (кор. хё). Вера в то, что после окончания земного пути душа человека превращается, в духа, который влияет на жизнь живущих, существовала в Корее еще задолго, до проникновения туда конфуцианства. Конфуцианская добродетель совершения церемоний жертвоприношений — духам предков попала на благодатную почву традиционных представлений о «загробной жизни». По сей день корейцы считают хё не только частью своей традиционной культуры, но и важнейшим элементом современной жизни [31, с.89].
Конфуцианство, распространенное в Китае, требовало уважения и лояльности прежде всего к семье. В японском варианте акцент был сделан на беззаветную преданность и верность своему господину, сюзерену и сёгуну, даже в ущерб интересам собственной семьи. Древние японские традиции самопожертвования и безусловной преданности под влиянием конфуцианских идей преобразовались в этическую систему поведения, выраженную в кодексе самурайской чести, бусидо. В китайском конфуцианстве как идеологической системе главной является концепция преданности тем, кто занимается управлением [32, с.57].
Но все-таки над этим превалирует семейная преданность. Фактически из пяти базовых теоретических принципов конфуцианства, три связаны с почтением к родителям и преданности семье. В Японии же центральное место занимает преданность фирме в лице руководителя, которая превалирует над семейной приверженностью, хотя, конечно, и преданность семье играет важную роль [33, с.290].
Поэтому квазисемья гораздо важнее кровной семьи. Наибольшее влияние конфуцианство оказало на семейные отношения, так как основой общества и гарантом его стабильности в конфуцианской концепции была именно семья. Это влияние продолжается и по сей день. Бесспорно, в системе семейных отношений Японии и Кореи произошли серьезные изменения: семьи стали нуклеарные, частым явлением стало то, о родителях могут заботиться не только старшие сыновья и их жены, но и любой другой член семьи. Более того, старики вообще могут жить отдельно [33, с.56].
В результате «демографической революции», произошедшей в 1960-70-х гг. рассматриваемые страны стали относиться к государствам с низкой рождаемостью и т.д. Но, несмотря на все это, приверженность семейным традициям, свойственная» для конфуцианства, сохранилась в достаточной большой степени и семья является тем хранилищем и одновременно транслятором, который, с одной стороны, оберегает, а, с другой стороны, передает эти принципы следующим поколениям.
Восприятие производственной ячейки в качестве семьи и перенесение на членов коллектива квазисемейных отношений позволяет использовать т.н. «мягкую» модель управления, которая имеет много точек соприкосновения с конфуцианской концепцией управления. Методы символического управления, моральное самовоспитание руководителей, подающих пример своим подчиненным, вполне соответствуют конфуцианскому понятию «управлять с помощью дэ» [34, с.105].
Институт семьи в Китае был в основном неизменным начиная с древности и до середины XX в. , когда перемены в государственной власти повлекли за собой преобразования в социальной сфере, коснувшиеся и семейно — брачных отношений.
Роль молодой супруги была заведомо ниже всех других ролей в семейной иерархии. Заметно поправить свое положение женщина могла лишь с рождением ребенка, а именно — сына. Муж мог развестись с женой под любым предлогом, особенно если она не рожает ему наследника. Императоры, вельможи, землевладельцы и богатые горожане пра к- тиковали полигамию [35, с.70].
В конце XIX в . ситуация в Поднебесной стала менятьс я. Движение за р е- формы 1898 г. и революция 1911 г. стали важными событиями на пут и установления гендерного равноправия в Китае . Возникли предпосылки для образования в стране феминистского движения, боровшегося за обретение женщинами равного с мужчинами правового и социального статуса и участие в политической жизни страны. За вторую половину ХХ в. семья в Китае претерпела значительные изменения, вызванные реформами в стране. Пожалуй, главное состоит в том, что н а сегодняшний день семья и семейные отношения — это защищенный со стороны государства институт [31, с.118].
Долгое время большая, многочисленная семья воспринималась в Ки тае как норма.
Традиционной считалась модель четырех поколенной семьи , жившей под одной крышей, хотя некоторые ученые считают, что в начале XX в. была распространен а пятипоколенная семья [3, с. 36].
Реалии современной жизни внесли свои изменения. По статистике, в 1982 г. среднестатистическая китайская семья состояла из 4,43 человека, в 1990 г. — из 3,97 человека, а в 2004 г. — лишь из 3,6 человека [24, с.113].
В конце 2004 г. в Китае насчитывалось 350 млн семей, при этом среднестатистическая семья в городах и поселках состояла из 3,2 человека, в сельских районах — из 4,3 человека [5, с. ].
В ее состав обычно входят родители и один или два ребенка .
В 2005 г. в таких крупных городах страны как Пекин и Шанхай семьи, состоящие из одного или двух человек составляли 35,9 % и 35,8 % соответственно. Из представителей одного поколения состоят 30,93 % семей, из представителей двух поколений состоят более 50 % пекинских семей [29, с.94].
В последнее время в стране увеличивается количество бессемейных людей и бездетных семей.
Исследователи называют причиной таких изменений развитие экономики и общества, а также проводимую государственную политику планового деторождения. Сегодня многие семьи в поисках более выгодной работы и лучшей жизни вынуждены постоянно мигрировать с места на место. Подобные перемещения сложно осуществлять, если семья объединяет несколько поколений, в том числе пожилых, больных или малолетних членов ячейки общества.
Поэтому вполне логично, что у людей появилось стремление к упрощению семейной структуры [8 , с. 238].
Направленность внутренней политики Китая на гендерное равенство повлияла на появление нового типа семьи , отличающейся невмешательством в финансовую жизнь партнера и делением всех расходов между супругами на равные части. Подобные отношения появляются, в основном, у людей с хорошим заработком и направлены на то, чтобы подчеркнуть финансовую не зависимость [31, с.121].
Перемены в семейной системе повлияли и на внутрисемейные отношения. Уходит в прошлое одна из старейших традиций конфуцианства — концепция сыновней почтительности. Уменьшается роль старшего поколения в семье как носителя жизненного опыта и зна ний. Это касается, прежде всего, отношений молодых людей и их родителей [32, с.201].
При исследовании состояния внутрисемейных моральных ценностей (чувство долга, взаимная поддержка, уважение) выяснилось, что подростки мужского пола в возрасте от 10 до 12 лет, проживающие в городах, считают, что эти традиционные ценности не так важны, как прежде.
Подобную ситуацию изменений, но с другими составляющими , можно увидеть в отношениях между молодыми родителями и их детьми. В результате политики планового деторождения дети уже не являются для родителей рабочими руками в хозяйстве, то есть ощутимой помощью.
Единственный ребенок становится объектом чрезмерной ласки и заботы. Он постепенно привыкает к этому , и в результате его отношение к окружающим, жизненные цели могут заметно отличаться от того, чего желают родители. Можно сказать, что в центре современной семьи находится ребенок, его личность и интересы [33, с.293].
В отличие от традиционного общества, семья уже не играет основной роли в социализации индивида. В настоящее время в этом процессе актив но участвуют дошкольные и образовательные учреждения, включая вузы, неформальные и корпоративные объединения. Традиционные ценности не исчезают вовсе, но молодое поколение наследует те из них, которые соответствуют новым условиям жизни [34, с.49].
Когда говорят о модернизации китайского общества, акцент, прежде всего, делается на изменении его экономических основ, на успехах и проблемах в экономической сфере. Другие, не менее важные, а в каком-то смысле и более значимые для дальнейшего развития социума изменения социальных структур, одной из которых является семья, культуры и политической организации китайского общества нередко остаются в тени. Социально-экономические процессы (переход к рыночной экономике, модернизация), начавшиеся в Китае в конце 80-х годов, изменили социальную структуру китайского общества и привели к переоценке традиционных ценностей, смене ориентиров, изменению ценностных ориентаций и мотиваций поведения молодежи, в том числе в семейной сфере [35, с.88].
Китайские социологи, психологи, историки, демографы, занимающиеся изучением института семьи, говорят о значительных изменениях, которые произошли в этой области за тридцать лет реформ, определяя их как «огромные перемены, воплотившие в себе характерные черты и тенденции перехода общества от замкнутости к открытости, от отсталой модели к передовой». Прежде всего, проблемы семейных отношений стали восприниматься как относящиеся к сфере частной жизни. Большие перемены произошли и в структуре семьи и в принципах ее формирования: поменялись критерии подбора спутника жизни, супружеские отношения теперь мыслятся как равноправные, а размер семьи становится все меньше и меньше [36, с.123].
Сравнительный анализ традиционной и посттрадиционной моделей семейной организации в Китае дает возможность реально оценить кардинальность перемен.
В соответствии с принятым в Китае порядком наследования глава семьи до конца жизни оставался владельцем всего имущества. Пока отец был жив, все его сыновья оставались с ним. Раздел расширенной семьи происходил, как правило, только после смерти отца-патриарха: семья распадалась на одну расширенную семью (один из сыновей, его жена, их дети оставались с матерью) и несколько (по числу сыновей) нуклеарных семей. Отцовское имущество не переходило полностью к старшему или младшему сыну, а делилось между сыновьями поровну. Дочери не обладали правом наследования, они получали приданое при вступлении в брак [38, с.].
В Гражданском кодексе Китайской Республики (1911-1949) была закреплена свобода заключения и расторжения брака (традиционно браки в Китае заключались по соглашению между семьями), ограничен возраст вступления в брак (для юношей — 18 лет, для девушек — 16 лет), запрещены браки между близкими родственниками, вне закона объявлено двоеженство [37, с.211].
Новые для Китая брачно-семейные нормы какое-то время оставались лишь на бумаге. Однако социально-экономические процессы 50-70-х годов (индустриализация, урбанизация, миграция, вовлечение женщин в общественное производство) ослабили традиционные устои китайской семьи, подготовив в последней четверти ХХ века место для реального перехода к посттрадиционной модели семейно-брачных отношений. Изменения особенно заметны в городах, где проживает около половины населения страны, в сельских районах эти процессы идут более медленными темпами [26, с.94].
Если традиционная семья была сфокусирована на интересах воспроизводства семейно-родственной группы, то в центре современной семьи находится сам ребенок — его личность и интересы. Наличие в семье нескольких детей уменьшает возможности родителей обеспечить им конкурентоспособный старт в непростом современном мире. Если первая модель делает акцент на том, что основная заслуга родителей — дарованная ребенку жизнь, позволяющая обеспечить выполнение ритуалов культа предков и уход за ними в старости, то вторая — концентрируется главным образом на ответственности родителей за будущее своего ребенка [28, с.93].
Изменились мотивации к созданию семьи. В традиционном обществе принадлежность к определенной семейно-родственной группе являлась необходимым условием для поддержания материальных условий жизнедеятельности индивида — без семьи и родственной группы ему было просто не выжить в социуме. В современном обществе собственную семью индивид может и не иметь, поскольку семьи теперь создаются в силу совершенно иных мотиваций: осознанной потребности в любви и опеки, связанной с отцовством и материнством, потребности в психологической и физической близости и семейном общении. Подчеркнем, что перечисленные потребности в посттрадиционном обществе индивид может удовлетворять и за счет других малых групп. Родственные связи поддерживаются им избирательно и в гораздо меньшем объеме [32, с,79].
По данным Народного университета Китая, а также Китайского центра исследований проблем детей и молодежи, в 2005 году 65,89% населения КНР в возрасте от 15 до 29 лет и 45,71% в возрасте от 15 до 35 лет не состояли в браке (в предыдущие годы эти цифры были существенно ниже: в 2000-м году — 59,17% и 40,8%, а в 1995 — 51,54% и 38,23% соответственно) [34, с.56].
Интересно, что число неженатых мужчин значительно превышало число незамужних женщин: в 2005 году в браке не состояло 72,72% мужчин в возрасте от 15 до 29 лет и 51,36% — в возрасте от 15 до 35 лет; у женщин этот показатель составлял 59,12% и 39,88%. Последнее связано с серьезным дисбалансом в соотношении полов в Китае: число мужчин брачного возраста здесь на 18 млн. больше, чем женщин; по оценке китайских специалистов, в 2020 году количество мужчин в возрасте от 20 до 45 лет будет на 30 млн. превышать численность женщин этой же возрастной категории. Данная ситуация, бесспорно, окажет влияние на развитие института семьи, поскольку 30 млн. мужчин окажутся вынужденными холостяками [35, с.68].
Согласно материалам многочисленных социологических опросов, проводимых в КНР (как правило, в крупных городах), цифры, характеризующие толерантное отношение молодежи к добрачным сексуальным связям, колеблются от 19% до более 33%. Причем горожане и молодые люди в возрасте до 20 лет относятся к добрачным связям терпимее, чем жители сельских районов и люди возрастных групп старше 30. По-разному смотрят на этот вопрос мужчины и женщины: 50% молодых мужчин считают добрачные связи допустимыми, аналогичный показатель среди женщин составляет лишь 28% [34, с.78].
В современном Китае изменились представления о гендерных ролях внутри семьи. Структурообразующими в традиционной китайской семье были отношения отца и сына (если жена не рожала сыновей, муж имел право расторгнуть брак или взять наложницу). В современной семье взаимодействие между родителями и детьми играет второстепенную роль, на первый план выходят отношения между супругами как между двумя равноправными партнерами. Молодое поколение не разделяет традиционных представлений о том, что женщина должна заниматься исключительно домашним хозяйством и детьми, оно полагает, что эти обязанности лежат на обоих супругах. Кроме того, муж и жена должны иметь общие духовные интересы, проводить досуг и отдыхать вдвоем или с детьми, вместе решать важные вопросы и т.д. Согласно результатам исследования, в 52,6% китайских семей власть поделена между супругами, в 31,3% главой семьи является муж [33, с.266].
В последнее время в Китае растет число разводов. За период с 1981 по 1991 год доля разводов в Китае возросла с 3,7% до 8,7%; в 1995 году она уже составляла 23,8%, а в 1996 году — 25%. В абсолютных цифрах эта тенденция выглядит так: в 2000 году брак заключили 8,48 млн. китайских пар, из них 1,21 млн. расторгли супружеские отношения; в 2006 году были зарегистрированы 9,45 млн. пар, из них разведены около 2 млн.. Ожидается, что в ближайшие годы число разводов будет по-прежнему расти.
Особенно велико количество разводов в крупных городах. В Китае сейчас уже не считается предосудительным быть разведенным, как это было еще совсем недавно, до 1980-х годов, особенно если за развод выступает женщина. Эти цифры свидетельствуют о повышении социально-экономического положения женщин, их равноправии и независимости, о кардинальных изменениях общественных взглядов на брак. Трансформация взглядов на семью и брак выражается и в заключение повторных браков, восстановлении супружеских отношений разведенных [34, с.103].
Родители современных молодых людей хотя и имели право на развод, не часто им пользовались, так как находились под неусыпным надзором трудовых коллективов, комсомольских и партийных организаций, под давлением общественного мнения, негативно воспринимавшего расторжение брака. Сегодня в Китае к этому относятся спокойнее. Показательно, что, комментируя ситуацию с продолжающимся ростом разводов, профессор Академии общественных наук Китая Лю Чаншэн отметил, что это нормальное явление, которое отражает изменение взглядов горожан на брак в процессе развития общества.
Таким образом, анализ новых явлений в современных семейно-брачных отношениях в Китае позволяет говорить о кардинальных изменениях, произошедших в этой сфере. Шкала семейных ценностей стала иной: влияние традиционных норм и ценностей постепенно уменьшается. Традиционное общество воспроизводит свою структуру в практически неизменяемом виде, только в случае каких-то природных или социальных катаклизмов появляются новации, принципиально не меняющие его суть. Индивид в нем — неотделимая часть семейно-родственной группы (патриархальный клан цзунцзу), вне семьи он воспринимался как маргинал. В современном обществе первостепенное значение получают личностные, индивидуальные, уникальные качества и умения каждого человека, от способности быть не таким как все зависят его конкурентоспособность на рынке труда и успешность в карьере. Житель современного Китая имеет возможность формировать социальные связи вне семьи и семейно-родственной группы. Кроме того, в посттрадиционном обществе действуют механизмы свободного осознанного выбора жизненного пути, стиля жизни, а также брачного партнера.
По мнению автора, приведенные данные отражают относительное снижение значимости семьи в современном китайском обществе, что подтверждается высоким уровнем безбрачия, бездетности, разводов. Брак становится личным делом человека. Традиционная семья заменяется многообразными формами организации частной жизни, например юридически не оформленным совместным проживанием мужчины и женщины. В сельских районах трансформация семейно-брачных отношений идет в том же направлении, однако изменения не столь значительны.