Выдержка из текста работы
Конституционные права и свободы являются актуальной темой, как среди общества в целом, так и, в частности, среди научных работников в сфере правоведения. Тем более в наше время – время демократии. Живя в таком обществе человек должен, насколько ему позволяет на то разум, осознавать свои права, свободы и вытекающие из них обязанности. Эти знания нужны гражданину, а в некоторых случаях просто необходимы. Они могут послужить ему хлебом, защитой, иногда «оружием». Не знание же может привести его к печальным последствиям.
Человек не всегда по отношению к государству и обществу имел неотчуждаемые основные права и свободы. Идеи прав и свобод человека, как по отношению к государству, так и с точки зрения закона самой природы, звучали ее в Древнем мире. Философы и юристы того времени выводили теории естественных прав человека и гражданина, считая что в этом есть должная справедливость. Введение этих прав, закрепление их и поддержание государством осуществилось лишь спустя восемнадцать веков. Признав существование таких прав, человечество вступило в новый этап развития общества. Этап гражданского права, правового государства и капитализма. Этот процесс не был легким, становление и признание этих прав далось человеку дорогой ценой. Ценой жизни миллионов людей, которые за эти идеи проливали свою кровь на войне. Полученные права таким путем уже сложно назвать «естественными». Однако, осознание этого, дает им еще большую ценность в наших глазах.
В данной работе будет изложен краткий и максимально, насколько мне позволяет моя подготовка, реферат на тему «Конституционные права и свободы личности». Раскрывать выбранную мной тему я решил акцентируя свой выбор на анализе. А именно, что есть конституция, что есть права, что есть свободы, что есть конституционные права и свободы и т.п.
Каждый приведенный пункт плана раскрывает обозначенный в нем вопрос, последовательно раскрывая содержание всей темы целиком.
Целью раскрытия данной темы является подготовка материала, ознакомившись с которым, можно было бы обогатить свой уровень правосознания в сфере прав и свобод личности.
I. 1. Понятие, сущность Конституции, ее классификация.
Появление первых конституций относится к эпохе буржуазных революций в конце XVIII — начале XIX века. Тогда победившая буржуазия хотела юридически закрепить новый порядок управления страной. Свою роль также сыграло и влияние эпохи Просвещения, рождения новых идей естественных и неотчуждаемых прав человека, необходимости разделения властей, неприкосновенности частной собственности, право на восстание против тех правительств, которые пользуются тиранической властью.
Такие идеи были закреплены в основных законах государств. Первой писаной
конституцией была Конституция Соединенных Штатов, которая была принята в 1787 году после долгой борьбы с английской метрополией и действует до сих пор. Затем последовали конституции Французской республики, Мексики, Боливии, других латиноамериканских стран, возникшие также после успешных буржуазных революций.
Новый толчок конституционному развитию придали события середины XIX века (европейские революции 1848 года) и ситуация, складывавшаяся в мире после обеих мировых войн. Менялся социально-политический, экономический, культурный уклад жизни целых государств. Многие из действующих ныне конституций были приняты именно в это время. Тогда же появились и первые попытки классификаций мировых конституций, выяснения наиболее лучшей из них, попытки создания мирового стандарта. Разумеется, ведущая роль в это принадлежала США, по образцу конституции в которых написаны основные законы многих латиноамериканских государств. В то же время, многие страны искали свой путь в конституционном строительстве, старались учитывать традиции и своего государства.
Стоит определить, что есть Конституция. «Понятие constitutio в переводе с латинского языка означает «устройство, учреждение». В современном правоведении под конституцией понимают основной закон государства, утвержденный высшим органом государственной власти, устанавливающий основные принципы устройства государственной власти и основы правового положения личности, имеющий высшую юридическую силу. В данном определении использованы, по крайней мере, четыре основных признака конституции: во-первых, это закон, т.е. юридический нормативный акт, обязательный для исполнения всеми правовыми субъектами, вступающими в регулируемые им отношения. Конституция не простой закон, а «первый» закон государства, являющийся источником всего действующего законодательства. Во-вторых, по содержанию данный закон посвящен организации государственной власти, ее основным принципам, и прежде всего в области прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. В-третьих данный закон принимается в особом порядке, отличном от принятия простого закона ( способ, порядок принятия будет рассмотрен в классификации конституций). Наконец, в-четвертых, конституция имеет особую юридическую силу, она стоит выше обычных законов государства и всех нормативных подзаконных актов.»[1]
Однако для полного и глубокого понимания конституции как сложного социального явления приведенного определения недостаточно. Следует четко обозначить важнейшую задачу любой конституции – установление основ правового положения личности, а именно признание за каждым человеком возможности вступать в правоотношения, иметь права и обязанности (быть субъектом права), устанавливать особую правовую связь с государством – гражданство. Конституция определяет границы возможного вмешательства государства в жизнь человека, а также его обязанность охранять индивида от посягательств других субъектов. При этом основным способом воздействия конституции на общественные отношения является метод установления и официального закрепления в законе общих принципов организации и осуществления государственной власти и основ правового статуса личности.
В современной правовой науке существует необходимость систематизации конституционного опыта различных стран, а для этого необходимо классифицировать бывшие и существующие конституции по различным основаниям. Существует большое множество оснований классификации мировых конституций. Среди них в науке конституционного права можно выделить следующие конституции:
По формальной определенности: Различают писаные и неписаные конституции. Писаная конституция содержит один или несколько нормативно-правовых, формально-определенных актов, принятых особым порядком и содержащих вопросы конституционного регулирования. Писаные конституции существуют в подавляющем большинстве стран мира. Из развитых государств только Великобритания имеет неписаную конституцию.
Второй критерий деления конституций — по способу принятия. Этот критерий определяет способ, которым был принят основной закон страны и, в какой-то мере, значении конституции, ее авторитет. Выделяют дарованные — когда существующая верховная власть самостоятельно или под давлением общества ограничивает себя конституцией и принятые — такими является большинство современных мировых конституций. В самом деле, верховная абсолютная власть редко способна осознать правовое и социальное значение конституции, поэтому народу приходится самому или через представителей принимать этот важнейший нормативный документ. Среди принятых конституций выделяют три подвида: принятые парламентом, принятые Учредительным Собранием и принятые непосредственно на референдуме. Еще один критерий классификации конституций мира – по способу изменения — выделяют гибкие (мягкие) и жесткие конституции. По времени действия выделяют определенные и не определенные во времени. По режиму, оформляемому конституцией выделяют авторитарные, тоталитарные и демократические. По наличию социально – экономических принципов выделяют широкие и узкие конституции. наконец, выделяют также такой критерий классификации конституции как реальность конституционных норм — формальная или фактическая.
В целом, определив основные признаки, назвав основную задачу и приведя классификацию, раскрывается понятие конституции.
I. 2. Конституция РФ.
Появление конституции в России напрямую связано с появлением конституционного права. Констит. право России формировалось только с начала ХХ века, хотя идеи конституционализма витали в российском обществе с начала XIX века. Еще декабристы мечтали о русской конституции, разрабатывая различные проекты конституционного обустройства государства (Н. Муравьев, П.Пестель). Во второй половине 19 века идеи конституционализма отстаивали известные правовые деятели И.Е. Андреевский, Н.М. Иванов, Б.А. Кистяковский, Н.М. Коркунов, Б.Н. Чичерин и др. Представляя себе модели будущей российской конституции по-разному они сходились в том что переход от монархического самодержавия к конституционному строю должен быть правовым, ненасильственным, нереволюционным. Такие преобразования, по их мнению, должны были решаться путем составления и принятия определенного правового документа, устанавливающего основы правового положения личности и определяющего новый государственный строй. Таким документом должна была явиться Конституция. Однако этому не суждено было сбыться. В октябре 1917г. революционный большевистский переворот прервал мирный реформаторский ход России к принятию конституции. Пролетарская революция породила и первую советскую Конституцию утвержденную V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918г., названную известным русским юристом П. Стучкой «конституцией гражданской войны». Эта конституция закрепляла завоевания советской власти и устанавливала диктатуру пролетариата как сильную и могучую народную власть. Если проследить историю развития советских конституций, то не трудно заметить, что в основу каждой из них была положена новая программа коммунистической партии. Так, первая советская Конституция отражала этап революционного перехода от феодального общества к социалистическому и обслуживала соответствовавшие этому этапу государство диктатуры пролетариата, обоснованное в работах К. Маркса и Ф. Энгельса. Конституция СССР 1924г. оформляла создание многонациональной советской Федерации и мирового социалистического лагеря. Основной закон СССР 1936г. свидетельствовал о построении в СССР основ социализма. 7 октября 1977г. внеочередная седьмая сессия Верховного Совета СССР приняла новую конституцию СССР. Четвертая советская Конституция, открыла новый этап развития советского общества — этап развитого социализма — этап общенародного государства.
Конец ХХ века требовал конституционной реформы. И такая реформа произошла. Она установила приемлемый баланс между интересами человека, общества, государства. Сформировала в России гражданское общество и правовое государство. И все это нашло свое выражение в Конституции РФ принятой на всенародном референдуме 12 декабря 1993г.
Конституция РФ от 12 декабря 1993г. : Эта конституция является действующей на данный момент в Российской Федерации. Она была принята по результатам всенародного голосования проведённого в соответствии с Указом Президента РФ от 15 октября 1993 № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года. Действующая Конституция РФ состоит из Преамбулы и двух разделов. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.
Новая конституция отразила необходимые принципы правового регулирования на данном этапе развития истории Российской Федерации.
II. 1. Права и свободы личности.
Перед началом рассмотрения вопроса «Права и свободы личности» необходимо четко разобраться в понятиях «человек», «личность», «гражданин».
Понятие «человек» в большей мере характеризует его с биологической стороны, но также и с социальной, т.к. социальная природа присуща человеку. Так в толковом словаре говорится: Человек – живое существо, обладающее даром мышления и речи, способность создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. ««Личность» характеризует человека как члена определенного, исторически конкретного общества. Чтобы стать личностью, он должен приобрести необходимые для жизни в данном обществе определенные социальные качества. Разница между человеком и личностью – это разница между совокупностью всех общественных отношений, которая составляет сущность человека, и той локальной зоной отношений, в рамках которых человек, как личность реально существует».[2] Каждая личность является человеком, но не каждый человек является личностью. Д. Карнеги пишет: «личность – это нечто расплывчатое и неуловимое, не поддающееся анализу, как запах фиалки. В ней сочетается все, что есть в человеке: физическое, духовное, умственное, психологическое… Личность столь же сложна, как и эйнштейновская теория относительности, и ее понимание столь же мало».[3]
Понятие «личность» тесно связано с понятием «гражданин». «Гражданин» понимается как лицо, принадлежащее территориально и юридически к конкретному государству с республиканской формой правления. В государствах-монархиях используется слово «подданный». С понятием «гражданин» органически связано понятие «гражданство». Оно проявляется как взаимоотношения между государством и лицом, находящимся под его властью. Государство гарантирует гражданину его законные права и интересы.
Права человека – это такие права, которые принадлежат каждому, независимо от его гражданства, это такие права как право на жизнь, право на собственность и др. Права и свободы человека закреплены во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах и др. Такие права признаются международным сообществом в качестве общепризнанных принципов и норм международного права. Они рассматриваются в качестве обязательных для всех государств мира, не зависят от социально-экономического строя. Таким образом, взаимосвязь государств мира приводит к сужению сферы, в рамках которой конкретное государство может действовать по своему усмотрению, независимо от мирового общественного мнения. Это значит, что права человека вышли за рамки чисто внутренней компетенции государства. По мнению В.А. Четвернина: «по своей природе права человека – это такие социально значимые притязания на некую меру свободы, которые совместимы с принципом формального равенства и могут быть всеобщими требованиями свободы».[4] Классифицировать понятие права человека необходимо для разграничения и упорядочения отдельных групп, что упрощает оперирование категорией «права и свободы», а также облегчает ориентирование в многообразии прав человека. В настоящее время можно выделить четыре поколения прав.
Первым поколением прав традиционно признаются гражданские и политические права, завоеванные в результате буржуазных революций в Америке и Европе. Речь идет о правах, которые обязывают государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы и создавать условия участия граждан в политической жизни. Права первого поколения признаются международными и национальными документами как неотчуждаемые и не подлежащие ограничению. Второе поколение – социально-экономические права человека – сформировались в XIX столетии в ходе борьбы за улучшение экономического положения народа. Признание второго поколения прав означало существенное изменение самой концепции. В основе этих изменений лежало позитивное понимание свободы как реальной возможности осуществления своей воли наравне с другими людьми. Обладание свободой, понимаемой таким образом, предполагает не просто отсутствие принуждения со стороны других людей, но наличие определенных возможностей, в частности материальных ресурсов, — в противном случае человек зачастую не может воспользоваться своим правом. Третье поколение прав стало формироваться в период после Второй мировой войны. Это такие права как права на развитие, право на мир, право на достойную жизнь, на здоровую окружающую среду, право на коммуникацию. Они являются коллективными. Четвертое поколение прав начало формироваться в 1990-х годах. По моему мнению именно Венгеров А.Б. дал точное определение прав четвертого поколения – он назвал их правами человечества. «Четвертое поколение – это правовой ответ вызову XXI века, когда речь пойдет уже о выживании человечества как биологического вида, о сохранении цивилизации, о дальнейшей космической социализации человечества»[5].
Также классифицировать права и свободы можно по их содержанию на: личные и гражданские права – совокупность естественных и неотчуждаемых прав и свобод, политические права – это юридически обеспеченные меры возможного поведения, гарантирующие свободу действий граждан в сфере политики, экономические права – связаны с правом собственности, охватывают зону деятельности в сфере производства, социальные права – призваны обеспечит индивиду достойный уровень жизни и социальную защищенность, культурные права – гарантируют свободу доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человечеством.
Таковы основные классификации прав и свобод человека. Содержания категории прав человека и категории прав гражданина не тождественны. Права человека проистекают из естественного права, а права гражданина – из позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер. Каждый гражданин того или иного государства обладает всем комплексом прав, относящихся к общепризнанным правам человека плюс всеми правами гражданина, признаваемыми в данном государстве. Права гражданина – своеобразное ограничение равенства между людьми, поскольку их лишаются лица, живущие в стране, но не имеющие гражданства. Эти права обычно предполагают участие в политических делах государства. Следовательно, лица, не имеющие гражданства, не могут принимать участие в политических правах граждан по отношению к конкретному государству. Такая дискриминация объясняется желанием каждого государства предоставить указанные права только лицам устойчиво связанным с судьбой страны и в полной мере несущим конституционные обязанности. В наше время при возросшей миграции населения разных стран, и прежде всего рабочей силы и беженцев, а также в связи с развитием контактов в сфере бизнеса, науки и культуры в каждой стране постоянно находится много людей, которые по разным причинам или временно не приобретают гражданства в государстве их пребывания. Положение таких людей определяется только статусом прав человека, который охраняется каждым государством в силу его конституции и международного права. Таким образом, права гражданина и права человека являются органично связанными и дополняющими друг друга, но, ни в коем случае не исключающими.
II. 2. Конституционные права и свободы личности.
Конституция является началом длительной цепи правовых актов и действий, которые поддерживают права и свободы и создают условия для охраны этих прав и свобод. Конституционные права и свободы – это не все права и свободы, которыми обладает человек, а только основные, или фундаментальные. Почти все демократические конституции при самом полном перечислении права и свобод в заключение признают, что перечень не является исчерпывающим, т.е. что за человеком и гражданином остаются и другие права и свободы. Следовательно, под конституционными правами понимаются наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту. Конституционные права и свободы являются главным элементом конституционных правоотношений. Эти правоотношения возникают между человеком и государством, порождая обязанность государства защищать и охранять основные и другие права и свободы каждого отдельного человека (гражданина). Правоотношения по поводу основных прав и свобод отличаются от правоотношений по поводу других, менее важных, прав особым механизмом защиты и силой прямого действия конституции.
В то же время конституция связывает основные права и свободы с обязанностями человека и гражданина. Совокупность основных конституционных прав, свобод и обязанностей составляет конституционно правовой статус личности. Конституционные права, свободы и обязанности, во-первых, регулируют сферу жизненно важных общественных отношений между личностью, обществом и государством. Во-вторых, выражают реально обеспеченные основные социальные возможности личности по пользованию существенными благами и ценностями жизни. В-третьих, закреплены в силу своей социальной значимости в конституции (основном законе). В-четвертых, являются определяющими для всех видов прав и обязанностей, закрепленных в текущем законодательстве.
Можно обозначить ряд основных юридических свойств конституционных прав и обязанностей. Во-первых, они возникают в силу их закрепления в конституцию, в то время как другие права и обязанности возникают и осуществляются в конкретных правоотношениях. Во-вторых, конституционные права, свободы существуют постоянно, не зависимо от того, были ли они уже реализованы и сколько раз. Человек сколь угодно часто может пользоваться правом на информацию, осуществлять свободу творчества, и эти права сохранятся за ним в полном объеме, а содержание их останется неизменным. В-третьих, конституционные права и свободы обладают высшей юридической силой и имеют повышенную стабильность, что обеспечивается особым порядком изменения гл. 2 Конституции РФ. Т.к. положения главы, закрепляющей основные права и свободы человека и гражданина, не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием – Парламентом России. Для пересмотра этих положений требуется, во-первых, поддержка предложений о таком пересмотре квалифицированным большинством в каждой из палат парламента и, во-вторых, созыв Конституционного Собрания, которое либо подтверждает неизменность положений, либо разрабатывает новый проект.
В-четвертых, специфическим признаком конституционных прав и свобод является их особая охрана и защита, которая выражается в обладании специфическим набором средств и методов своей защиты. К их числу относятся: конституционно судебный механизм (конституционные суды); судебная защита (суды общей юрисдикции и арбитражные); административные действия органов исполнительной власти; законная самозащита человеком своих прав; международно-правовой механизм.
Особая юридическая природа основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина позволяет увидеть те свойства, которые выделяют их из общей массы субъективных прав и юридических обязанностей и превращают их в конституционно-правовой институт.
II. 3. Конституционные права и свободы личности в РФ.
«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Так гласит статья 2 Конституции РФ.
О правах и свободах человека и гражданина в конституции РФ говорится в части 2. Следуя из названия, законодатель оперирует двумя терминами: «права» и «свободы». Сходство между этими двумя понятиями проявляется в том, что и право и свобода есть возможность избирать вид и меру поведения, пользоваться социальными благами. Эти понятия различаются, поскольку право предполагает пользование чем-либо, право на получение какого-либо блага. Свобода же показывает, что человек независим от государства при пользовании ею. По словам М.И. Свешникова, говоря о свободе, «необходимо разуметь все те нормы, которые гарантируют свободное проявление индивида в сфере общественных и политических отношений». Что касается юридического значения, то понятия «права» и «свободы» в конституционном праве идентичны.
Конституционными правами и свободами в России обладают не только ее граждане, но и другие лица, находящиеся на ее территории: иностранцы, лица без гражданства, лица получившие жилище, беженцы. Конституция РФ регулирует и более обширными понятиями, такими как «каждый», «никто не…». Этим она регулирует правовой статус человека и гражданина. Основной закон подчеркивает, что большое число прав и свобод являются исходными, они присущи всем людям, независимо от того являются ли они гражданами государства на котором находятся или проживают. В то же время, декларируя некоторые права и свободы, Конституция РФ ставит обладание ими в зависимость от наличия российского гражданства: «граждане Российской Федерации имеют право…». В такой формулировке речь идет о возможности участия в решении государственных дел, в выборах общенационального парламента или Президента страны, допуска к государственной службе и т.д., т.е. за терминологическим различием стоит различие в правовом статусе российских граждан и других лиц. Такой подход вполне соответствует международно-правовым стандартам в области прав человека.
Провозглашение прав и свобод человека и гражданина в Конституции РФ является одной из основных ее заслуг.
Для России идея свободы личности стала неотъемлемой частью ее конституционной концепции. Основной закон страны принят и действует не столько ради оформления новой государственности, включая принцип разделения властей современное прочтение федерализма, развитие местного самоуправления, а прежде всего для закрепления фундамента статуса человека и гражданина. Само государство организуется и действует таким образом, чтобы человек был не простым винтиком в государственной организации, а воистину высшей ценностью, целью всех общественных преобразований. Признавая, что эти права и свободы вытекают из присущего человеческой личности достоинства, Россия обязуется уважать, соблюдать и защищать их.
Заключение.
Таким образом, права и свободы могут выступать и как правовое нормы – строго закрепленные в форму государством и имеющие защиту со стороны государства, и как этические ценности, идеалы к которым должно стремиться и защищать, и как неотъемлемые объективно присущие качества человека, которые даны человеку с момента его рождения. Помимо этого права и свободы имеют глубокую соподчиненную структуру, и со временем она только растет и усложняется, что приводит к необходимости определения ее путем классификации и иными способами. Все это говорит о них, как о важнейшем и разностороннем институте общества несущего в себе огромную социальную, политическую и культурную ценность.
На данном этапе развития общества права и свободы нашли свое выражение во многих странах в виде Конституции. Российская Федерация одна из таких стран. Провозгласив объективное наличие прав и свобод человека, и поставив во главу Конституцию, РФ тем самым поставила себя в положение защитника этих прав. Правительству просто необходимо следить за развитием общества и предупреждать, в виде формально закрепленных прав, свобод и обязанностей, все возможные ситуации которые могли бы привести к кризису. Для решения такой задачи одним из основных факторов должно стать понимание природы прав и свобод личности. Российская Федерация со сравнением с другими странами, такими как США, Франция, Англия, и др. странами Европы значительно отстает в этом и не проявляет инициативу, на первый взгляд это кажется отрицательным качеством для развития нашей страны. Однако такое положение может и послужить в качестве положительного фактора. Российская Федерация с исторической политико-правовой точки зрения показала себя совершенно оригинальной страной, которая находилась «как бы между» политико-правовым развитием стран Запада и Востока, стран совершенно отличных. И вследствие этого, Россию можно представить в виде обособившегося субъекта познания правовой материи в сфере прав и свобод человека, способного найти совершенно новый путь развития общества в этой сфере.
На мой взгляд, данная работа в достаточной мере выполнила задачу, возложенную на нее. А именно она способна служить литературой обогащающей правосознание в сфере конституционных прав и свобод личности.
Список использованной литературы.
1.Конституция Российской Федерации. — М.: Изд-во Проспект, 2008.
2.Общая теория правового положения личности/Н.В.Витрук. – М.: Норма, 2008.
3.Теория государства и права: учеб. пособие/Р.В.Енгибарян, Ю.К.Краснов. — 2-е изд. – М.:Норма,2007.
4.Конституционное право РФ: учеб. Для вузов/ М.В.Баглай. – 6-е изд. – М.: Норма, 2007.
5.Основы государства и права. Под.ред. В.Т.Гайкова и В.А.Ржевского. изд. Еникс 2000.
6.Правовоедение под. Ред. М.И. Абдулаева. Изд-во «экономика» 2006.
7.Теория государства и права. Учебник под. Ред. /В.К. Бабаева изд. Юристъ 2004.
8.Теория государства и пава в вопросах и ответах : учебн.пособие. – М.: Проспект,2009.
9.Обществознание: Учеб. пособие/ Под.ред. М.В. Пашкова. –СПб. Изд. С-Петерб. Ун-та, 2007.
10. Философия : учебник/А.Г. Спиркин. – 2е изд. : Гардарики, 2007.
11. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. – М., 2оо4.
12. Как завоевывать друзей… Д.Карнеги. Минск «Попурри» 2007.
13.#»Times New Roman»>14.#»Times New Roman»>
[1] Правоведение под.ред. М.И. Абдулаева Изд-во. «Экономика» 2006г. С267.
[2] Обществознание Под. ред. М. В. Пашкова. Изд. С-Петерб. Ун-та, 2007. С.86
[3] Как завоевывать друзей… Д.Карнеги. Минск «Попурри» 2007. .С. 59
[4][4] Четвернин В.А. Введение в курс общей теории права и государства. Учебн. Пособие-М.: Институт государства и права РАН 2005. С.64
[5] Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. – М., 2оо4.