Содержание
Содержание
Введение3
1. Теоретические основы определения конкурентоспособности предприятия5
1.1. Понятие и виды конкурентоспособности5
1.2. Показатели и оценка конкурентных возможностей предприятия7
1.3. Конкуренция на рынке обслуживания10
2. Аналитический раздел13
2.1. Общая характеристика гостиничного комплекса13
2.2. Анализ технико-экономических показателей гостиницы «Бизнес-центр»16
2.2.1. Анализ производственно-хозяйственной деятельности19
2.2.2. Анализ состава и динамики балансовой прибыли22
3. Конкурентоспособность сферы обслуживания гостиницы «Бизнес-центр»24
3.1. SWOT-анализ гостиницы «Бизнес-центр»24
3.2. Оценка качества услуг гостиницы «Бизнес-центр», как основной характеристики конкурентоспособности предприятия26
3.3. Определение конкурентоспособности в сфере обслуживания гостиницы «Бизнес-класс»30
Заключение41
Список литературы43
Выдержка из текста работы
Не существует ни одной организации, которая не имела бы внешнего окружения и не находилась бы с ними в состоянии постоянного взаимодействия. Любая организация нуждается в регулярном получении из внешней среды исходных продуктов для обеспечения своей жизнедеятельности. При этом каждая организация должна отдавать что-то во внешнюю среду в качестве компенсации за ее существование. Как только рвутся связи с внешней средой, организация погибает.
Данная курсовая работа посвящена проблеме выявления факторов внешней среды и их влияния на деятельность организации.
Цель работы состоит в том, чтобы определить факторы внешней среды и их влияние на эффективность деятельности организации. Для достижения цели данной курсовой работы определим задачи, которые заключаются в следующем:
1. Раскрыть сущность внешней среды.
2. Рассмотреть влияния факторов внешней среды на деятельность организации.
В качестве объекта исследования был выбран филиал «Уралгазторг» ООО «Запсибгазторг». В данном случае предметом исследования является определение факторов внешней среды и как осуществляется их влияние на ООО «Запсибгазторг».
Исследователи первых школ мало уделяли внимание изучению факторов внешней среды, поэтому учение внешнего окружения появились лишь в конце 50-х годов.
В настоящее время изучение внешней среды организации становится актуальной проблемой, с которой всё больше и больше сталкиваются руководители при организации своей деятельности. Ведь выживание организации зависит от руководства, как оно будет осуществлять взаимодействие с внешней средой.
Борьба за выживание и расширение бизнеса становится повседневной заботой для многих участников рынка розничной торговли и общепита. Чтобы выжить и расширяться, торговле необходимы средства, доход и прибыль. Для розничной торговли (магазинов) источником поступления денежных средств является покупатель. Магазины должны уметь привлекать покупателей для этого необходимо считаться с факторами внешней среды, а именно магазины и предприятия общественного питания должны считаться с имеющими потребностями своих клиентов, следить за изменениями, происходящими в сферах экономики, политики, технологии, а также не забывать о своих поставщиках и конкурентах.
Таким образом, внешняя среда для любой организации является важным элементом в системе управления.
1. Сущность внешней среды и её влияние на деятельность предприятия
1.1. Общее понятие о внешней среде предприятия.
Сегодняшние изменения во внешнем мире заставили обратить на внешнюю среду ещё больше внимания. Организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей.
Первой проблемой при рассмотрении организации, как открытой системы является определение внешней среды. Учёт внешнего окружения необходимо ограничить только теми аспектами, от которых решающим образом зависит успех организации.
Например, по словам Джеральда Белла, внешняя среда организации включает в себя такие элементы, как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации и источники трудовых ресурсов. Многие факторы внешней среды могут влиять на организацию. Раньше руководители концентрировали своё внимание преимущественно на экономических и технических обстоятельствах, однако изменение установок людей, социальных ценностей, политических сил и сферы юридической ответственности заставили расширить спектр требующих учёта внешних воздействий.
Различают среду прямого воздействия и среду косвенного воздействия.
Среда прямого воздействия – это факторы, которые непосредственно влияют на деятельность организации. Это поставщики ресурсов, потребители, конкуренты, законы и государственные учреждения (Рис.1).
Среда косвенного воздействия представлена факторами, которые могут не оказывать непосредственного влияния на организацию, но сказываются на её деятельности и фирма их учитывает, планируя своё будущее. Это состояние экономики, научно-технический прогресс, социально-культурные и политические изменения, события в других странах (Рис. 2).
Рис.1 Среда прямого воздействия
Рис.2 Среда косвенного воздействия
Факторы внешней среды влияют на деятельность фирмы, и организация должна быть в состоянии эффективно реагировать и приспосабливаться к изменениям среды, чтобы достичь поставленных целей.
Внешняя среда характеризуется сложностью, подвижностью и неопределённостью. Сложность внешней среды определяется числом факторов, на которые организация обязана реагировать, а так же вариантностью фактора. В экономической литературе в качестве внешней среды приводится обычно от 7 до 12 факторов. Есть и двадцати факторная модель внешней среды, которая представлена следующими факторами:
1. Поставщики материальных ресурсов
2. Поставщики технологий, техники
3. Поставщики персонала………….
Заключение
Анализ внешней среды – это очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс требующий влиятельного отслеживания в среде процессов, оценки факторов и установление связей между факторами и теми сильными и слабыми сторонами, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде.
Все факторы внешней среды находятся в состоянии сильного взаимовлияния. Изменение одного из факторов обязательно приводит к тому, что происходит изменение других факторов. Поэтому их изучение и анализ должны вестись не по отдельности, а системно с отслеживанием не только собственно изменения одного фактора, но и с условием того, как они изменения скажутся на других факторах.
Также степень воздействия отдельных факторов на различные организации различна. В частности, степень влияния проявляется по-разному в зависимости от размера организации и отраслей принадлежности. Кроме этого, организация должна составить список тех внешних факторов, которые являются потенциальными посетителями угроз для организации. Также необходимо иметь список тех внешних факторов, изменения в которых могут открыть дополнительные возможности для организации.
Для того чтобы организация могла результативно изучать состояние факторов, должна быть создана специальная система отслеживания внешней среды. Данная система должна осуществлять как проведение специальных наблюдений, связанных с какими – то особыми событиями, так и проведение регулярных наблюдений за состоянием важных для организации внешних факторов.
Очевидно, что, не зная среды, организация не сможет существовать. Однако она не плывёт в окружении, как лодка, не имеющая руля, вёсел и паруса. Организация изучает среду, чтобы обеспечить себе успешное продвижение к своим целям.
Российская развивающая рыночная экономика слишком часто следует методу «проб и ошибок», в связи с чем особенно важно сотрудничество с другими странами в стремлении ускорить усвоение знаний и опыта.
Итак, магазин – это место, где встречаются покупатель и продавец, чтобы в оптимальных условиях совершить акт купли-продажи. Магазин должен быть таким, чтобы покупателям нравилось его посещать.
Главным фактором, который формирует реакцию на посещение магазина, является фактор времени: время, которое тратиться на оплату покупок.
Другим важным показателем является удобство, которое испытывает покупатель в магазине – широкие проходы и достаточное количество кассовых кабин, качество и информативность чеков, выдаваемых покупателю, компетентность обслуживающего персонала.
Важное место в оценке процесса покупок занимает отношение к покупателям со стороны продавца, а именно: насколько продавец проявляет заинтересованность в покупателе, может ли покупатель рассчитывать на помощь продавца, когда она нужна.
В процессе изучения темы: «Внешняя среда предприятия», мы пришли к выводу, что клиенты (потребители продукции и услуг) – ключевая группа, за счёт которой организация существует и развивается; цели и структура организации отражают проблемы и потребности клиентов, обеспечивают их удовлетворение.
Поставщики предоставляют ресурсы, необходимые для достижения целей.
Государство влияет на деятельность организации, в данном случае на Филиал «Уралгазторг» с помощью законов.
Таким образом, из этой работы видно, что сейчас в нашей стране вслед за развитыми капиталистическими странами идёт развитие услуг и дополнительных услуг в частности; различные организации в погоне за потребителем изобретают самые разнообразные услуги, тем самым, увеличивая прибыль магазина и его рентабельность.
В данной работе решены ранее поставленные задачи:
1. Раскрыта сущность внешней среды.
2. Рассмотрены влияния факторов внешней среды на деятельность организации.
3. Определены факторы, влияющие на услуги.
4. Рассмотрены услуги, оказываемые Филиалом «Уралгазторг».
Список используемой литературы
1. Казначевская Г.Б. Менеджмент — Ростов н./Д: «Феникс», 2000г. (Серия «Учебники XXI века»)
2. Лукашевич В.В. Основы менеджмента в торговле – М.: ОАО «Издательство Экономика»,1998г.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: «Экономист», 2003г.
4. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. М. 1998г.
5. Гражданский Кодекс Российской Федерации. М. 1999.
6. Прыткин В.В. Общий курс менеджмента в таблицах и графиках: Учебное пособие. М. 1998.
7. Коренченко Р.А. Теория организации: Учебное пособие. ПГУ, П. 1998г.
8. Смит А. Исследование о природе и причине богатства народов. Книга 1. М. 1962.
9. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность. — М: Информационно внедренческий центр «Маркетинг», 2003. — 328с.
10. Бланк И.А. Управление торговым предприятием. — М.: Ассоциация авторов и издателей ФЕНИКС. Изд. ЭКМОС, 1998. -416с.
11. Экономика предприятия: Учебник /Под ред. проф. О.И.Волкова. — М.: ИН-ФРА-М, 2003. -520с.
12. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебник /Под общ. ред. А.Н.Соломатина. — М: ИНФРА-М, 2004. — 295с.
13. Экономика организаций. /Под ред. Худокормова А.Г.- М.: ИНФРА-М, 2003- 160с.
14. Л. А. Алькевич — М.: Экономика, 2004. — 414с.