Содержание
Введение3
1. Сущность и основные формы конкуренции4
1.1. Понятие и основные функции конкуренции4
1.2. Характеристика основных форм конкуренции8
2. Проявления конкуренции в развитии экономики17
2.1. Анализ использования ценовых и неценовых методов конкуренции17
2.2. Преодоление монополизма и создание условий для рыночной экономики24
Заключение27
Список литературы29
Выдержка из текста работы
В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли и, следовательно, к расширению масштабов хозяйственной деятельности. Фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты. Под экономической конкуренцией понимается соревнование экономических агентов на рынке за предпочтение потребителей или как говорят, за «рубль потребителя» в целях получения наибольшей прибыли. Именно на этом основано функционирование фирм в современных условиях, в условиях складывающихся рыночных отношений. Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сами ее формы далеко не одинаковы на различных рынках и в различных рыночных ситуациях. Это существенно влияет на поведение фирм и других экономических агентов при принятии решений относительно цен, объема производства продукции и других параметров хозяйственной деятельности. Примерено до середины 19 века для экономики развитых стран была характерна совершенная (свободная), конкуренция, что определялось небольшими размерами предприятий и многочисленностью производителей. Однако со второй половины века крупные предприятия захватывают все большую долю рынков (рынков отдельных товаров), что приводит к появлению несовершенной конкуренции, а позже — к появлению монополий.
Конкуренция — это главный механизм современного рынка. Создание конкурентной среды — важнейшее условие функционирования рыночной экономики. Условиями развития предпринимательства являются: 1) наличие свободного рынка, 2) наличие конкуренции, 3) наличие правовых гарантий в отношении собственности, без которых невозможны рискованные предпринимательские действия.
1. Понятие конкуренции
.1 Сущность и основные формы конкуренции
Конкуренция между товаропроизводителями — тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Также можно описать конкуренцию и между потребителями, как их взаимоотношения между собой по поводу установления цен и формирования объема спроса на рынке.
Слово конкуренция ("сoncurrentia") в переводе с латинского языка обозначает "соревнование, соперничество". Как экономическая категория конкуренция представляет собой борьбу товаропроизводителей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и услуг на рынке, а также за присвоение себе больших прибылей.
Конкуренция играет роль регулятора темпов и объемов производства, тем самым побуждает производителя повышать производительность труда, внедрять достижения науки и техники, совершенствовать организацию труда, технологию и т.д. Конкуренция является одним из факторов упорядочения цен, стимулом инновационных процессов, т.е. внедрения в производство новых технологий и изобретений. Она также способствует рациональному использованию ресурсов, вытеснению из производства неэффективных предприятий, предотвращает диктат монополистов по отношению к потребителю. Конкурентная борьба благоприятствует эффективному использованию ограниченных ресурсов. При этом ресурсы распределяются по видам производства и отраслям так, чтобы продукция, которая получяется при их использовании, приносила прибыль. Таким образом, конкуренция является регулирующей силой в условиях рынка. Конкуренция выполняет в современной экономике еще одну важную функцию — она заставляет предпринимателей учитывать интересы потребителей, а значит, и общества в целом. При конкуренции рыночная среда из большого количества товаров отбирает только те, которые необходимы потребителям. Именно их удается продать.
Около 8 из 10 новых товаров не удерживаются на рынке по ряду причин:
. Недостаточное изучение спроса именно на данный товар.
. Технические и эксплуатационные дефекты товара.
. Неэффективная реклама.
. Завышенная цена. Кстати, виноваты сами торговцы, когда завышают рекомендуемые поставщиками или производителями цены. Следует помнить, что серьезные производители сначала проводят маркетинговые исследования предполагаемой цены, которую могут заплатить потребители.
. Непредвиденные ответные действия конкурентов.
. Неверно выбранное время выхода на рынок.
. Нерешенные производственные проблемы.
С конкурентами не только воюют, но стараются сотрудничать:
часто кооперируются по закупкам (сообща получают скидки за большие объемы);
объединяют усилия в реализации, нанимая общий транспорт;
дают общую рекламу. Объединив усилия, можно использовать более дорогие СМИ или давать более крупные объявления и более часто;
нанимают общий склад;
устанавливают общий уровень цен.
Последнее преследуется Антимонопольным комитетом, но доказать всегда трудно.
Создание конкурентных преимуществ. Эта политика держится на трех блоках.
. Конкурентное преимущество — это преимущество, достигаемое за счет более высокой ценности либо низких цен, либо за счет больших выгод, оправдывающих более высокие цены.
. Анализ конкурентов производят по следующим направлениям:
выявление конкурентов;
определение целей конкурентов;
установление стратегии конкурентов;
оценка возможных реакций конкурентов;
выбор конкурентов, которых следует атаковать и которых лучше избегать.
Разумеется, наиболее реальные конкуренты — это те, кто имеет те же стратегические цели, что и вы. Например, ориентированы на средние или низкие цены либо на минимальный или высший сервис.
Торговая компания должна знать основных конкурентов, владеющих большей долей рынка, а о ближайшем конкуренте надо знать практически все: досье на руководителей; стратегию финансирования; долгосрочные планы; кто его поставщики; каково качество, характеристики и комплектность каждого его товара; об уровне его сервиса; о политике ценообразования; о зонах сбыта; о кадровой политике (число работающих, зарплата, стимулирование); о маркетинге (о рекламе и бюджете, продвижение товаров); торговые марки-лидеры конкурентов; вид, особенности упаковки товаров-конкурентов; данные о прибылях и убытках; особенности фирменного стиля, оформление витрин, состояние офисов, производственных и торговых помещений.
При оценке сильных и слабых сторон конкурентов, обычно труднее узнать об их слабостях. Информацию о конкурентах можно получать из открытой прессы. Лидеры — конкуренты могут давать пиаровские публикации и объявления в газетах или выступать по ТВ.
В странах, которые принято называть цивилизованными, нормой является коммерческий шпионаж. Своих наблюдателей засылают к конкурентам или внедряют своих специалистов в их структуры. Многое дают опросы потребителей, поставщиков и дилеров. Например, можно встать на выходе из магазина конкурента, представляясь работником его отдела маркетинга, опросить входящих покупателей, что нравится, а что нет.
. Конкурентные стратегии. Каждый конкурент реагирует на действие другой компании по-своему. Например, кто-то реагирует только на снижение цены или усиление рекламы.
Каких конкурентов атаковать, а каких стоит избегать? Обычно атакуют более слабых. Однако, если найти брешь у сильных конкурентов, то это может принести удачу. Чаще всего компании состязаются с конкурентами, которые больше всего похожи на них самих.
Вот три выигрышные стратегии в конкурентной борьбе:
. Абсолютное превосходство по издержкам, ориентация на низкую цену товаров и услуг.
. Специализация позволяет стать лидером на узком сегменте. Проигрышная стратегия — ориентироваться на безликого «среднего» покупателя.
. Концентрация усилий на качественном обслуживании нескольких рыночных сегментов не для экономии средств, а для лидерства.
Следует выделить еще раз, что в основе надежной конкурентоспособности лежит уникальность торгового предложения.
Конкуренция является конкретным механизмом, с помощью которого рыночная экономика решает свои важные вопросы: что, как и для кого производить Конкуренция играет огромную роль в современных рыночных отношениях. В первую очередь, она стимулирует развитие экономики в целом, самих работников, а также деятельность самостоятельных единиц. Через конкуренцию производители как бы осуществляют контроль друг за другом. Их соперничество за потребителя приводит к уменьшению издержек производства, снижению цен, развитию научно-технического прогресса, улучшению качества продукции. Конкуренция является борьбой, соперничеством предпринимателей, целью которой является достижение наиболее высоких результатов в своих интересах. Конкуренция также выступает экономическим законом, который выражает причинно-следственную связь между интересами субъектов хозяйствования и результатами развития экономики. При наличии конкуренции на определенном рынке производители постоянно стремятся снижать свои затраты производства для того, чтобы увеличить прибыль. Как результат повышается производительность, уменьшаются издержки и компания имеет возможность уменьшать цены. Конкуренция также приводит производителей к тому, что они улучшают качество товаров и постоянно увеличивают разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Таким образом, товаропроизводители постоянно борятся с конкурентами за потребителей на рынке сбыта путем улучшения и расширения ассортимента товаров и услуг высокого качества, предлагаемых по низким ценам. В итоге в выиграше остается потребитель. Рассмотрим далее основные условия возникновения конкуренции. К ним относятся:
.Полная экономическая (хозяйственная) самостоятельность каждого товаропроизводителя;
.Полная зависимость каждого производителя от сложившейся конъюнктуры рынка;
.Противостояние другим товаропроизводителям в соперничестве за покупательский спрос.
В рыночной экономике конкуренция выполняет следующие функции:
·функция регулирования;
·функция мотивации;
·функция распределения;
·функция контроля.
Рассмотрим их подробнее.
Функция регулирования. Для того, чтобы выиграть соперничество, предприниматель должен предложить на рынке товары, которые хочет купить потребитель. Отсюда и ресурсы производства под влиянием цены на товар направляются в те сферы деятельности, где в них существует наибольшая потребность.
Функция мотивации. Для любого производителя конкуренция обозначает риск и шанс одновременно: предприниматели, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или изготавливают ее с наименьшими производственными затратами, получают выгоду в виде прибыли (позитивные санкции). Это также стимулирует научно-технический прогресс. Предприятия же, которые не реагируют на желания клиентов или нарушения конкурентных правил своими соперниками на рынке, в итоге получат наказание в виде убытков или вообще могут быть вытеснены с рынка (негативные санкции).
Функция распределения. Конкуренция, как соперничество, не только создает стимулы к повышению производительности, но и позволяет распределить доходы среди предпринимателей и домохозяйств соответственно их эффективному вкладу. Это соответствует господствующему принципу вознаграждения по результатам в конкурентной борьбе.
Функция контроля. Конкурентная борьба контролирует и ограничивает экономическую силу каждого предприятия. Например, если монополист может сам назначать цену, то при конкуренции покупателю предоставляется возможность выбора среди нескольких продавцов. Цена будет тем справедливее, чем совершеннее на рынке конкуренция. Политика государства в области конкуренции направлена на то, чтобы она могла выполнить свои функции. Управляющий принцип "оптимальной интенсивности конкуренции" как цель в политике конкуренции предполагает, что:
Технический прогресс можно быстро внедрить (инновация под давлением конкуренции);
Предприятия в состоянии гибко адаптироваться к изменяющимся условиям, например, к потребностям потребителей (адаптация под давлением конкуренции).
Масштаб интенсивности конкуренции можно определить тем, насколько быстро преимущества в прибыли теряются под. воздействием успешного воспроизведения инноваций конкурентами. В первую очередь это все зависит от того, как быстро конкуренты отреагировали на рывок вперед предприятия-пионера и насколько при этом динамичен спрос.
Конкуренция имеет большое значение для рыночной экономики Конкуренция обеспечивает равноправное положение участников экономических отношений продавцов и покупателей.
Равноправие создается и поддерживается свободой выбора покупатель имеет возможность выбрать определенного продавца из нескольких или многих продавцов какой-то необходимой ему продукции, такая же возможность имеется и у продавца добровольно решить вопрос о географическом месте, времени и условиях предложения своего товара. Таким образом, конкуренция является влиятельным инструментом воздействия одной стороны обмена на другую. Конкуренция выступает как контрольная система эффективности частного предпринимательства.
Конкуренция проверяет бизнес на степень его соответствия общественным интересам. Она оказывает давление на производителей, побуждая тех эффективно вести дела и учитывать запросы потребителей. Конкуренция устраняет тех участников, которые доказали собственную неэффективность фирмы, не способные предоставлять потребителям качественные товары по конкурентным ценам, терпят убытки и постепенно вытесняются из бизнеса. Конкуренция является для фирм сильным стимулом создавать продукты улучшенного качества и внедрять более дешевые способы производства. Конкуренция как бы открывает тот тип организации и тот размер фирмы, который минимизирует удельные издержки производства. В отличие от других экономических систем, рыночная экономика не предопределяет и не ограничивает типы фирм, которым разрешено участвовать в конкуренции. Допустима любая форма организации бизнеса будь то фирма, управляемая индивидуальным владельцем, партнерство, корпорация, коллективное предприятие, принадлежащее его работникам, потребительский кооператив, коммуна или что-либо еще. Для того чтобы иметь успех, необходимо пройти всего один тест на эффективность расходования ресурсов. Благодаря рыночной конкуренции издержки и потребительский спрос определят оптимальные тип и размер фирмы на каждом отдельном рынке. Конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции, имеют настолько небольшую часть от общего объма производства, что увеличение или уменьшение е выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на цену товара. Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями.
2. Роль конкуренции в становлении и развитии предпринимательства
Экономическая природа конкуренции связана с расщеплением экономической власти. Это означает, что уже само присутствие конкуренции, с одной стороны, указывает на возможность закрепления за хозяйствующими субъектами определенной экономической свободы, а с другой, что особенно важно, — на рассредоточение экономической власти среди агентов рынка. Поэтому роль конкуренции не исчерпывается лишь ограничительными воздействиями, а служит и питательной средой для развития предпринимательства.
Во-первых, конкуренция уравновешивает частнособственнические устремления отдельных предпринимателей, выражающиеся в требовании свободы для себя и стремлении ограничить ее у других. Ограничивая рыночную власть отдельных фирм и противодействуя монопольным проявлениям, конкуренция создает благоприятные условия для роста новых предпринимательских начинаний и структур.
Во-вторых, обеспечивая равные принципы состязательности, она противодействует абсолютному доминированию какого-либо из преимуществ фирм, изначально обусловливая существование самых разнообразных их типов и форм. Крупные предприятия выигрывают за счет экономической мощи и масштабности производства. Малые, напротив, компенсируют свою экономическую слабость предпринимательской гибкостью. В то время как специализированные предприятия выигрывают благодаря своей способности к приспособляемости, «фирмы-новаторы» пользуются преимуществами первопроходцев. Отсутствие абсолютных преимуществ делает сосуществование их неизбежным.
Наконец, конкуренция — это и условие предпринимательской активности. Задавая критерии эффективности и ориентируя предпринимателей на поиск лучших условий хозяйствования, конкуренция обусловливает необходимость непрерывного совершенствования форм и способов хозяйствования, становясь «вечным двигателем» развития самой предпринимательской функции. Не только повышение качества и сокращение затрат, но и поиск новых рынков, создание новых товаров и услуг, применение новых методов предпринимательства становятся повседневной заботой предпринимателя. форм и методов.
Взаимодействие конкуренции и предпринимательства носит не односторонний характер — предпринимательство само оказывает активное воздействие на конкуренцию. Так, если конкуренция обусловливает многообразие предпринимательских структур, то такое многообразие, в свою очередь, способствует как поддержанию высокой конкурентной активности, так и развитию самой конкуренции, ее содержания,
Предпринимательство как сложное и многообразное социально-экономическое явление прошло исторически длительный этап своего становления. На протяжении нескольких столетий вырабатывались самые целесообразные типы и формы предпринимательской деятельности. Это нашло отражение в определении ее сущности. Форма предприятия оказывает прямое непосредственное воздействие на характер и масштабы привлечения капиталов.
В процессе формирования предпринимательских структур в настоящее время можно выделить две главные тенденции. Первая: преобладание государственных структур, отличающихся негибкостью и слабой степенью приспособляемости к изменяющимся условиям рынка, а также ограниченных в финансовых средствах. И вторая: возникновение и развитие предпринимательского сектора, более гибкого и быстро приспосабливающегося к изменяющемуся рыночному спросу.
Между тем, осуществление предпринимательства возможно лишь при наличии определенной предпринимательской среды, под которой понимается общественная экономическая ситуация, включающая в себя степень экономической свободы, наличие (или возможность появления) предпринимательского корпуса, доминирование рыночного типа экономических связей, степень доступа к возможности формирования предпринимательского капитала, возможность использования необходимых ресурсов. Как конституционная организация, способная использовать определенные сочетания ресурсов для производства товара, принимать решения, создавать новшества и идти на риск — предпринимательство является типичным проявлением сущностных черт рыночной экономики. В свою очередь, переход к рынку немыслим без развития предпринимательства в самых разнообразных ею видах и формах. Естественно, что степень цивилизованности и эффективности предпринимательства находится в прямой зависимости от характера и структуры макросреды своего функционирования.
Базовым свойством предпринимательства является экономическая свобода хозяйствующего субъекта, то есть наличие определенной совокупности прав, гарантирующих автономное, самостоятельное принятие решений по поиску и выбору вида, формы и сферы активности, методов ее осуществления, использование продукта и дохода, приносимого данной деятельностью. Показателем степени экономической свободы предпринимательства является число вновь появляющихся (в течение какого-то определенного временного периода) самостоятельных (независимых) предприятий.
Для развития предпринимательства необходимой является конкурентная среда — наличие большого числа производителей — продавцов одинаковой по своему функциональному назначению или взаимозаменяемой продукции. Конкуренция, по общему признанию, является ключевым звеном в функционировании рынка и рыночной экономики в целом. Под конкуренцией в рыночном хозяйстве понимается экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы собственников товаров и услуг за наиболее выгодные условия производства и реализации. Это предполагает отсутствие монопольного производства, препятствующего развитию конкуренции. Роль конкуренции в формировании предпринимательства состоит в выявлении наиболее результативных, эффективных путей развития путем сравнения, отбора лучших способов деятельности.
В условиях конкуренции происходит жесткая проверка идей и личных качеств предпринимателей, уровня их образованности, способности верно ориентироваться в окружающем мире. И на вершину поднимаются лишь те, кто умеет правильно понять и, верно оценить и удовлетворить общественные потребности. Таких оказывается немного. Большинство из огромного числа новых предприятий, как правило, терпит неудачу и исчезает. Одни объявляют себя банкротами, другие самоликвидируются, когда становится ясно, что надежды па успех не сбудутся. Но достаточное число предприятий работают успешно, создавая новые рабочие места, новые области деятельности и новую добавленную стоимость, в которой нуждается современная экономика. Предпринимательство и конкуренция — это звенья одной цепи.
Однако не следует особенно полагаться на естественность и независимость процессов формирования конкурентных отношений и развития предпринимательства. Об этом ярко свидетельствует хозяйственная практика развитых стран. Например, высококонкурентная среда Японии насквозь пронизана государственной регламентацией. Поддержание конкуренции требует непосредственного, а порой жесткого воздействия государственных органов на субъекты предпринимательской деятельности. Это обширная проблема, решение которой требует всестороннею регулирования экономики, включая свободное развитие и многообразие форм собственности и организационноправовых форм предпринимательской деятельности; ясную и четко ориентированную антимонопольную политику; определение локальных естественных монополий и механизма государственною контроля и регулирования их деятельности.
В российском законодательстве, прежде всего, законе "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (принят 22 марта 1991 г.) имеются конкретные перечисления направлений, по которым возможны рекомендации со стороны Антимонопольного комитета с целью содействия развитию предпринимательства и конкурентных методов ведения хозяйства. Назовем основные из этих направлений:
о предоставлении льготных тарифов, а также об уменьшении налогов или освобождении от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на данный товарный рынок;
об изменении сфер применения свободных, регулируемых и фиксированных цен, в том числе от установления фиксированных цен на товары, производимые или реализуемые хозяйствующими субъектами, злоупотребляющими своим доминирующим положением;
о создании параллельных структур в сферах производства и обращения, в частности, за счет государственных капиталовложений;
о финансировании мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;
о лицензировании экспортно-импортных операций и изменении таможенных тарифов;
о внесении изменений в перечни видов деятельности подлежащих ликвидированию.
В настоящее время в период перехода к рынку российское государство, встав на защиту рыночной конкуренции, должно противопоставить монополизму весь свой экономический и политический потенциал, найти действенные средства антимонопольной профилактики, демонтировать опасные для экономики монопольные структуры. Без повышения общего конкурентного тонуса не удастся осуществить ни структурные преобразования производства на основе научно-технического прогресса, ни переход к экономическому росту.
Новые отечественные негосударственные структуры, неготовые к открытой и честной конкуренции, болезненно реагируют на попытки правительства ограничить их монополистическое поведение. Известно, например, как негативно биржевые структуры, тяготеющие к установлению контроля над всей оптовой торговлей, встретили российские законодательные акты, направленные на предотвращение монополизации этого рынка. Поэтому демонополизация экономики была и остается постоянной заботой и обязанностью государства, одним из основных направлений его деятельности.
конкуренция предпринимательство экономический регулирование
3. Развитие конкуренции
.1 Государственное регулирование конкуренции
Одним из основополагающих условий эффективного социально-экономического развития российской экономики является обеспечение свободы конкуренции, за исключением отдельных случаев, определяемых экономической целесообразностью. Поддержка и развитие здоровой конкуренции является одной из основных функций государства, строящего рыночную экономику, в грамотной и успешной реализации которой заинтересованы как субъекты экономической деятельности, так и в конечном итоге все общество.
Государственное регулирование конкуренции вырастает из защиты государством свободы торговли и свободы предпринимательства, представляя собой комплекс последовательных мер, осуществляемых в целях обеспечения условий для состязательности хозяйствующих субъектов, повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики, модернизации предприятий и создания условий для обеспечения экономически эффективным способом потребностей граждан в товарах и услугах.
Структурно конкурентная политика включает в себя классическую борьбу с монополизированной структурой: принудительное разукрупнение и санкционное преследование злоупотреблений на товарных рынках доминирующим положением. Вместе с тем, государственная миссия состоит еще и в том, чтобы содействовать созданию новых хозяйствующих субъектов, в частности в сфере малого и среднего бизнеса, путем различных дифференцированных регулирующих воздействий: налоговых, ценовых, инвестиционных. При этом необходимо констатировать тот факт, что в последние десятилетия российская конкурентная политика отождествляется с антимонопольной в системе регулирования российской экономики государственная поддержка конкуренции все еще не позиционируется в качестве основополагающего элемента этой системы, а скорее рассматривается как некая защита интересов предпринимателей. Однако регулирующие функции антимонопольной политики государства не должны исчерпываться правовой охраной экономических свобод конкретных потерпевших и предполагают управляющее воздействие на более широкий круг общественных отношений.
Как отмечается в Программе развития конкуренции в России на период 2011-2015 гг., утвержденной Распоряжением Правительства РФ, основной задачей макроэкономической политики является формирование рыночной среды, благоприятной для ведения бизнеса, развития компаний и рынков, наиболее полного удовлетворения потребностей общества. Поэтому реализуемая государством экономическая политика должна базироваться на конкурентных принципах. Развитие конкуренции — комплексная задача, за решение которой несут ответственность все органы государственной власти. До настоящего времени в качестве основного инструмента политики использовались защитные механизмы. В первую очередь к ним относится применение антимонопольного законодательства. Сложность заключается в том, что антимонопольное регулирование ограничено довольно узким инструментарием и направлено, прежде всего, на устранение правонарушений, а не на развитие конкуренции.
Инструменты, способствующие развитию, а не защите конкуренции, — налоговая политика, таможенно-тарифное регулирование, планирование, государственные закупки и тарифное регулирование естественных монополий не всегда были направлены на развитие конкуренции или использовались не в полной мере для этих целей. Задача развития конкуренции требует совершенствования и направления использования всех инструментов экономического регулирования и политики на цели развития конкуренции.
Таким образом, основные элементы стратегии в поддержку предпринимательства и конкуренции направлены на обеспечение равных возможностей для всех предприятий, на такое повышение конкуренции, давление которой с течением времени может стать устойчивым, и на улучшение качества условий хозяйственной деятельности. Также в число ключевых приоритетных задач развития конкуренции входит:
сокращение мягкой поддержки предприятий при одновременном стимулировании их реорганизации на рыночных принципах;
создание равных условий для всех предприятий путем реформирования налоговой системы и устранения других обусловленных экономической политикой барьеров на пути новых предприятий, проведения реформ государственного управления и судебной системы на национальном и региональном уровнях;
снижение препятствий для прямых иностранных инвестиций, в том числе количества и сферы действия существующих ограничений на прямые иностранные инвестиции, охватывающих не только промышленность, но также и инфраструктурные монополии и сектор услуг;
ускорение либерализации торговли, в том числе скорейшее вступление в ВТО;
уменьшение международной и региональной сегментации рынков путем коммерциализации и повышения конкуренции в ключевых секторах инфраструктуры, в частности в отрасли связи и в транспортной отрасли; создание режима внедрения здоровой конкуренции, чтобы устранить имеющиеся у промышленных предприятий структурные недостатки по горизонтали и по вертикали;
увеличение доступа малых предприятий к инфраструктуре, финансам и услугам материально-технического снабжения.
Значительная роль в реализации федеральной программы развития конкуренции в России отводится региональному аспекту ее реализации. Одной из приоритетных задач, поставленных Программой развития конкуренции, является рейтингование регионов. Такой подход обусловлен тем фактором, что «проблемные» рынки с точки зрения конкуренции, как правило, имеют региональный аспект. Это такие рынки, как рынки транспортного обслуживания, жилищно-коммунальных услуг, строительства и строительных материалов, социальных услуг, образования, производства и реализации продуктов питания.
Приоритетными задачами региональных программ развития конкуренции являются упрощение начала и ведения предпринимательской деятельности; сокращение административных барьеров и устранение ограничений для перемещения товаров; организация сбора, анализа и публикации информации о региональных рынках, потребностях в товарах и услугах в целях привлечения новых предпринимателей; повышение информационной прозрачности деятельности органов власти и органов местного самоуправления, включая публикацию основных процедур и результатов деятельности; сокращение прямого участия государственных органов и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности; развитие государственного и муниципального заказа, в том числе расширение практики заказа социальных (медицинских, образовательных) услуг на основе конкурсных процедур; развитие транспортной и энергетической инфраструктуры.
3.2Первоочередные меры по развитию конкуренции
Ситуация в экономике в связи с мировым финансовым кризисом стремительно изменяется. Конкуренция становится более жесткой и обретает новые черты. Обостряется борьба между хозяйствующими субъектами за финансовые ресурсы, удовлетворение снижающегося спроса на товары и услуги. В условиях мирового экономического кризиса эта ситуация усугубляется тем, что зарубежные государства в силу повсеместного сжатия спроса предпринимают и будут предпринимать активные действия по защите собственных рынков и поддержке своих предприятий-экспортеров
Одновременно, Правительством Российской Федерации реализуются антикризисные меры, направленные на оздоровление ситуации в финансовом секторе и на поддержку отдельных отраслей экономики.
Высвобождающиеся финансовые ресурсы, персонал, материально-технические средства из одних отраслей экономики должны без ограничений «перетекать» в другие отрасли, что возможно только при благоприятной конкурентной среде. Кроме того, стоит задача минимизации негативного влияния антикризисных мер на конкуренцию и формирование основы для будущего развития. Одной из важнейших задач в период кризиса является сохранение условий развития малого и среднего бизнеса, прежде всего, за счет обеспечения доступа к кредитным ресурсам, снижения административного давления и расширения рынков сбыта продукции соответствующих участников рынка.
Скорость открытия нового бизнеса, получения кредитных ресурсов, оформления разрешительных документов в органах власти и пр. приобретают в условиях кризиса особое, нередко решающее значение.
Снижение непроизводственных затрат предприятий в виде различного рода административных, инфраструктурных ограничений и барьеров позволит увеличить средства, направляемые на поддержание основной деятельности существующих бизнес-проектов и создаст условия для привлечения в экономику новых предпринимателей.
В это время хозяйствующие субъекты склонны активнее аппелировать к органам государственной власти для использования инструментов государственного регулирования и вмешательства в конкурентной борьбе. Этот фактор повышает значение антимонопольного реагирования на незаконные действия должностных лиц органов власти в интересах отдельных хозяйствующих субъектов.
Однако принимаемые в условиях кризиса местными органами власти экстренные меры поддержки зачастую могут наносить вред конкурентной среде страны в целом. Так, в некоторых регионах действия органов власти направлены на изоляцию «своего» региона, введение ограничений по перемещению товаров, «антикризисного» регулирования отдельных предприятий и дополнительных обременений для бизнеса.
В ряде естественно-монопольных сфер отсутствует ответственность за нарушение правил доступа к услугам, в связи с чем контроль таких правил осуществляется антимонопольным органом по процедурам, предусмотренным для нарушений антимонопольного законодательства. Такая форма контроля связана со значительными временными издержками, что в условиях стремительно меняющейся обстановки затягивает сроки принятия решений.
В ряде сфер действующий порядок доступа не обеспечивает соблюдения принципа недискриминационности и нуждается в совершенствовании. К таким сферам относятся транспортировка природного газа, авиатопливообеспечение, а также распределение грузовых вагонов между операторами подвижного состава.
Необходимо отметить, что в мире отмечается значительное сокращение времени совершения сделок, осуществления слияний и поглощений. Только за 2008 год по оценкам экспертов длительность совершения таких сделок сократилась в 2 раза с 142 до 80 дней. При этом зачастую альтернативой слиянию является банкротство компании. В связи с этим излишние и длительные процедуры согласования крайне нежелательны и могут привести к снижению конкурентоспособности российских предприятий по сравнению с зарубежными компаниями.
Конкурентная политика в условиях кризиса должна предусматривать реализацию следующих мер.
Во-первых, следует существенно снизить издержки входа на рынок, в том числе путем снижения административных барьеров и проведения «точечных» мероприятий в отраслях с ярко выраженными препятствиями входа.
Во-вторых, при осуществлении контроля, в том числе антимонопольного, необходимо сместить акцент с контроля за действиями хозяйствующих субъектов в сторону более тщательного контроля за действиями органов власти. Целесообразно силами антимонопольного органа провести серию контрольных мероприятий на предмет выявления нарушений, связанных с созданием органами власти необоснованных препятствий в осуществлении предпринимательской деятельности.
В-третьих, нужно упростить доступ к инфраструктуре естественных монополий. Для этого следует, в частности, ввести ускоренную процедуру рассмотрения нарушений правил недискриминационного доступа к услугам естественных монополий, установить ответственность за их нарушение в форме дисквалификации виновных должностных лиц.
Также необходимо утверждение правил недискриминационного доступа к системе магистральных и распределительных газопроводов.
В-третьих, в целях совершенствования авиатопливообеспечения необходимо установление запрета на совмещение деятельности по реализации авиатоплива с иными видами деятельности по авиатопливообеспечению и разработка правил доступа к услугам топливо-заправочных комплексах в аэропортах,
В-четвертых, необходимо расширение поддержки малого бизнеса путем:
сокращения административного давления на предприятия малого бизнеса, включая введение частичного моратория на проведение проверок до вступления в силу законодательства о снятии административных ограничений, а также моратория на налоговые проверки убыточных компаний по итогам 2008 года (налоговые органы используют показатели эффективности предпринимательской деятельности компании в качестве одного из важнейших критериев назначения налоговой проверки);
обеспечения доступа предприятий малого бизнеса к кредитным ресурсам и возможности проектного кредитования. Данная мера будет эффективной только в случае, если выделение государством средств будет осуществляться на максимально доступной, в том числе для малого бизнеса, и прозрачной конкурсной основе.
упрощения доступа к инфраструктуре, в том числе снижение платы за технологическое присоединение к электрическим сетям и упрощения процедуры присоединения;
— расширения рынка сбыта продукции предприятий малого бизнеса за счет увеличения возможности участия в проведении специализированных торгов по государственным закупкам (повышение величины максимального лота).
В-пятых, сокращение количества сделок, подлежащих предварительному согласованию с ФАС России, в первую очередь исключение обязательного согласования сделок внутри группы лиц.
В-шестых, формирование эффективной, максимально доступной и прозрачной конкурсной системы размещения государственных заказов, заказов госкорпораций и естественных монополий, в том числе путем расширения практики размещения заказов на электронных аукционах, установления обязанности размещения заказов на поставку товаров и услуг для государственных корпораций и естественных монополий на конкурсной основе.
В-седьмых, разработка и реализация комплекса мер, направленных на повышение территориальной и отраслевой мобильности трудоспособного населения и предусматривающего, в том числе:
—снижение административных барьеров, препятствующих мобильности трудовых ресурсов (в том числе, упрощения процедуры регистрации по месту пребывания, получения услуг в рамках системы обязательного медицинского страхования);
—создание необходимой инфраструктуры услуг транспорта и найма жилья (в частности, субсидирование части стоимости аренды жилья для мигрантов — граждан Российской Федерации, выделение части выкупаемых за счет средств федерального бюджета квартир для сдачи в аренду мигрантам-гражданам Российской Федерации, субсидирование стоимости перевозки личного имущества мигрантам-гражданам Российской Федерации);
—развитие системы переквалификации кадров (формирование государственного заказа на переобучение и распределение его в соответствии с требованиями закона о размещении государственного заказа);
—оказание финансовой поддержки работодателям по организации дополнительных рабочих мест для обеспечения трудоустройства и занятости безработных граждан (при приеме на работу гражданина, которому выплачивается пособие по безработице, денежные средства, предназначенные для выплаты такого пособия, поступают работодателю в счет заработной платы работника весь период, предусмотренный трудовым законодательством для выплаты пособия).
В-восьмых, в целях развития конкуренции в сфере железнодорожного транспорта необходимо создать специализированный информационно-торговый центр («биржу») вагонов. На основе информации единого центра операторы подвижного состава смогут заключать контракты (свопы) по обмену вагонами, что позволит выстроить более эффективную логистику перевозок.
3.3 Меры развития конкуренции в отдельных отраслях
Уровень развития и состояния конкурентной среды значительно отличается в зависимости от отрасли или рынка, что связано с различными условиями функционирования, историей и этапом развития отрасли, ценовой ситуацией и ее изменениями и множеством других значимых факторов. Это требует разработки специальных мер развития конкуренции в отдельных отраслях.
Выбор отраслей обусловлен их значимостью для экономики в целом (доля вклада в ВВП, включенность товаров в большое количество цепочек стоимости, инфраструктурный характер для других отраслей), а также остротой текущих проблем связанных с конкурентной средой.
Перечень отраслей не является исчерпывающим и будет корректироваться по мере реализации Программы развития конкуренции, в том числе на основе практики применения антимонопольного законодательства и регулярного анализа рынков, проводимого Министерством экономического развития, Федеральной антимонопольной службой, а также на основе предложений иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Также будут уточняться и совершенствоваться предложенные меры по развитию конкуренции в соответствующих отраслях. В рамках реализации Программы будет организованы обсуждение и доработка каждого из отраслевых разделов Приложения.
Заключение
Сегодня можно с удовлетворением констатировать, что традиционно существовавший разрыв между Россией и развитыми капиталистическими странами в области теории и практики конкуренции, по крайней мере, перестал углубляться. Реальный переход к рыночным отношениям объективно потребовал более серьезного отношения к этому. Положительные черты конкуренции очевидны. При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Т. о. производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель. Однако, как показала практика, большинство российских предприятий не готово к активному ведению конкурентной борьбы. В условиях либерализации цен и скачка инфляции промышленность оказалась в тяжелом положении.
В течение многих десятилетий советского периода экономика нашей сраны носила закрытый характер, не существовало конкуренции ни между отечественными производителями (почти все отрасли народного хозяйства были в высокой степени монополизированы, предприятия не имели права самостоятельного принятия экономических решений), ни с зарубежными. Это привело к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических разработок во многих отраслях советской экономики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Царев В.В. Бугорский В.Н., Дашевский А.И. Основы бизнеса. — СПб.: СПбГИЭУ, 1999. — 300 с.
. Абдулаев Н.А., Колайко Н.А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). Учебное пособие. — М.: Экмос, 2003. — 352 с.
. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 720 с.
. Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности. Учеб. пособие/Под общ. ред. проф. Г.Л. Багиева. — СПб., СПБГУЭФ, 2001. — 231 с.
. Дмитриев О.Н., Базадзе Н.Г. Организация предпринимательской деятельности. М.: «Гном-пресс». 2000. — 292 с.
. Егерев И. А. Стоимость бизнеса: Искусство управления: Учеб. пособие. — М.: Дело, 2003. — 480 с.
. Есипов В.Е., Маховикова Г.А., Терихова В.В. Оценка бизнеса. — СПб.: Питер, 2002. — 416 с.: ил.