Содержание
Содержание
Введение3
1 Теоретические аспекты конкурентоспособности5
1.1 Роль и значение конкуренции в рыночной экономике5
1.2 Конкурентоспособность и пути ее достижения8
2 Факторы конкурентоспособности национальной экономики15
2.1 Детерминатны национальных конкурентных преимуществ15
2.2 Региональные детерминанты конкурентных преимуществ18
3 Пути повышения конкурентоспособности на примере российской экономики25
Заключение32
Список использованных источников35
Введение
Первые теоретические исследования, посвященные конкуренции, появились в трудах классиков экономической теории еще в середине XVIII века. Труды таких выдающихся исследователей как А. Смита, Э. Чемберлина и многих других ученых до сих пор формируют наше представление о сущности, разновидности и движущих силах конкурентной борьбы.
Способность страны в условиях конкуренции производить товары и услуги, которые удовлетворяют требованиям мирового рынка и при реализации которых улучшается состояние экономики, государства и граждан называется конкурентоспособностью страны.
Проблема конкурентоспособности сегодня актуальна, как для национальной экономики в целом, так и для субъектов хозяйствования в отдельности.
Наличие рыночных структур и их способность работать в режиме рыночной конкуренции определяет конкурентоспособность страны, которая является показателем состояния и перспектив развития национальной экономики, основой для участия в международном разделении труда и торговле. В диссертационном исследовании рассматриваются методы повышения конкурентоспособности национальной экономики, т.е. воздействия на факторы, которые способствуют усилению или ослаблению конкурентных позиций страны на мировых рынках. Понятие конкурентоспособность может быть проанализировано на различных уровнях: товара, фирмы или отрасли, национальной экономики в целом.
Конкурентоспособность национальной экономики — сравнительная характеристика, содержащая комплексную оценку состояния важнейших показателей экономики относительно внешних параметров, в силу этого конкурентоспособность национальной экономики проявляется в международной конкуренции.
Опыт развитых западных стран в области управления конкурентоспособностью национальной экономики представляет несомненный интерес, ибо вопросы создания новых конкурентоспособных отраслей неразрывно связаны со стратегией национального развития. Для нашей страны проблема сохранения конкурентных позиций на мировом рывке стоит особенно остро, так как в современных условиях в значительной степени утрачиваются те факторы, которые могли бы обеспечить рост конкурентоспособности в будущем. В связи с этим, еще большее значение приобретает та государственная политика, целью которой является наращивание конкурентоспособных отраслей экономики.
Предметом исследования в данной курсовой работе являются элементы конкурентоспособности в странах с рыночной экономикой и создание национальных конкурентных преимуществ.
Особое внимание уделяется исследованию методов повышения конкурентоспособности национальной экономики, а также применяемой в странах с рыночной экономикой политики государственной поддержки приоритетных направлений развития национального хозяйства.
Целью написания данной курсовой работы является изучение конкурентоспособности национальной экономики и ее основных элементов.
Общей цели подчиняются следующие задачи:
изучение теоретических аспектов конкурентоспособности;
исследование факторов конкурентоспособности национальной экономики;
поиск путей повышения конкурентоспособности на примере российской экономики.
Выдержка из текста работы
Понятие «национальная экономика» — это не художественный образ, а итог многовекового развития народно-хозяйственного комплекса страны. Такой комплекс отличается единством и целостностью воспроизводства. Причем воспроизводства в самом широком его понимании, включая географическое положение страны, ее природные богатства и национальный состав населения, состояние демографической ситуации, федеральное устройство государства.
Объект национальной экономики — это хозяйственная система страны, входящие в нее уровневые и звеньевые составляющие.
Предметом национальной экономики выступают социально-экономические процессы воспроизводства, проявляющиеся в закономерностях объемов, темпов и пропорций развития.
Основной целью данной работы является рассмотрение и изучение сущности структуры и целей функционирования национальной экономики.
При описании курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть национальную экономику, ее основные функции;
2. Выявить основные цели национальной экономики и макроэкономические пропорции
3. Рассмотреть структуру национальной экономики и ее особенности в Республике Беларусь
4. Проанализировать современное состояние национальной экономики Республики Беларусь.
Изучение курса национальной экономики дает необходимые знания для качественного и количественного прогнозирования темпов экономического развития.
Работа состоит из трёх глав: «Содержание национальной экономики», «Структура национальной экономики» и «Направления развития национальной экономики Республики Беларусь».
В курсовой работе при раскрытии отдельных вопросов использовались труды таких экономистов, как: Шимов В.Н. «Национальная экономика Беларуси», Лемешевский И.М. «Макроэкономика (Экономическая теория. Часть 3)», Савченко П.В. «Национальная экономика». Авторы достаточно фундаментально рассматривают вопросы национальной экономики, а также описывают разновидности структуры, цели и задачи функционирования национальной экономики.
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Понятие национальной экономики
Термин «национальная экономика» вошел в научный арсенал как синоним понятия «экономика суверенной страны», «экономика республики». В советский период экономика БССР была составной частью единого народнохозяйственного комплекса Советского Союза. С июля 1990 года после распада СССР начала формироваться национальная экономическая система в рамках суверенного белорусского государства.
Современные ученые рассматривают национальную экономику как пространственно определенную, национально специфическую организацию жизни общества. Национальная экономика — это и отрасль науки, изучающая экономический потенциал страны, национальный рынок, место страны в мировой экономике. Как наука национальная экономика имеет собственный объект, предмет и методологию исследования. [1, с.14-15]
Объект изучения национальной экономики (экономики страны, ее национального хозяйства) может быть определен как совокупность производительных сил, производственных (экономических) отношений, социокультурных традиций ведения хозяйства и ценностей, влияющих на особенности экономического роста страны.
Национальная экономика представляет собой взаимосвязь условий производства и его результатов и формируется как единый хозяйственный организм с взаимосвязанными внутренними процессами, как единая экономическая система страны. Национальная экономика как единая система сложилась на определенном уровне развития производительных сил, при достаточной глубине разделения труда и соответственно обмене продуктами труда между отдельными участниками процесса производства, распределения, обмена и потребления. Именно эти процессы превращают экономику страны в единую хозяйственную систему, которая и является предметом национальной экономики. [2, с. 21-22]
Потенциал развития экономики определяется источниками, ресурсами, движущими силами и составляет сущностный аспект национальной экономики. Содержательный аспект раскрывается в анализе состояния, тенденций, разработке вопросов макроэкономической политики. Анализ хозяйственной деятельности должен проводиться с учетом институциональной среды, включающей систему формальных (законодательно закрепленных) и неформальных (базирующихся на обычаях, традициях, нормах поведения) институтов, в условиях которой ведется любая, в том числе и экономическая, деятельность.
Методология исследования национальной экономики базируется на системном и структурно — функциональном подходах. Важнейшими принципами такого анализа являются:
• комплексность — взаимоувязанное рассмотрение различных аспектов экономической деятельности в рамках национальной экономической системы в целом;
• сопоставимость — рассмотрение структурных показателей, рассчитанных для однотипных по масштабам структурных подразделений национальной экономики и одинаковых периодов времени;
• динамичность — рассмотрение всех явлений в динамике за определенный период с целью выявления тенденций развития.
Важнейшими условиями существования национальной экономики являются:
• Суверенитет нации и государства;
• Территориальная целостность;
• Единство экономического пространства и социальной среды;
• Наличие единой денежной единицы и целостной финансовой системы;
• Общность характера хозяйственных институтов;
• Развитость внутреннего рынка и т.д.
Национальная система выступает как сложная система, включающая в себя комплекс структурных, функционально — ресурсных, институциональных и других подсистем.
В функционально-ресурсном плане — это совокупность потенциалов: природно-ресурсного, трудового, производственного, научного, инновационного и др.
В структурном плане — это совокупность субъектов хозяйствования: предприятий, организаций, отраслей, хозяйственных комплексов, регионов, их взаимосвязей и отношений.
В институциональном плане — это совокупность институтов рыночной экономики.
Национальная экономика — это структурированная в отраслевом и региональном пространстве экономическая деятельность в масштабах страны, регулируемая институциональной системой, отвечающей складывающимся в этой стране экономическим, политическим и идеологическим условиям. [3, с.8-9]
Исходя из вышеизложенного национальную экономику в общем виде можно определить как часть мирового хозяйства, функционирующую в рамках национальных границ, со свойственными ей специфическими производительными силами и производственными отношениями. В более детальном плане под национальной экономикой понимают исторически сложившуюся систему общественного воспроизводства страны, взаимосвязанную систему отраслей, видов производств и территориальных комплексов, охватывающую все формы общественного труда. [4, с. 6-7]
Национальную экономику как сложную систему можно представить в форме абстрактно — логической модели, отражающей наиболее значимые отношения и связи, способ организации и функционирования общества. Системная модель экономики может выступать в двух аспектах: позитивном и нормативном. В первом случае модель — это описание какого-то процесса в экономике, во втором — это образец для воспроизведения. Закономерности функционирования и развития социально — экономической системы Беларуси, ее конкретно — исторической формы отражает белорусская экономическая модель.
Важнейшими составляющими белорусской модели развития являются:
• Сильная и эффективная государственная власть, обеспечивающая политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и общественный порядок;
• Равенство различных форм собственности, в основе которого лежит главный критерий развития экономики — эффективность ведения хозяйства;
• Многовекторность внешнеэкономической политики как важнейший принцип адекватного развития страны в условиях глобализации мирохозяйственных связей;
• Активизация интеграционных процессов со странами СНГ и Россией, Евросоюза;
• Эффективная социальная политика государства, инвестиции в здоровье, образование, профессиональное и культурное развитие личности, а также адресная социальная помощь. [3, с.10-11]
1.2 Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики
Чтобы национальная экономика функционировала как наука и область хозяйственной деятельности людей, требуются условия необходимости, возможности и достаточности. Следовательно, должны присутствовать три предпосылки национальной экономики: экономическая, политическая, организационная.
Экономическая предпосылка национальной экономики обусловлена экономическими условиями, в которых функционирует и развивается хозяйственная система страны. Когда говорят об экономических основах национального хозяйствования, то имеют в виду законодательную базу, регулирующую отношения собственности, организационно-правовые формы хозяйствования, процессы распределения, потребления и накопления. [5, с.14-15]
Важность и значимость политической предпосылки национальной экономики состоит в том, что она ставит вопрос о власти, о системе политических условий, в которых функционирует хозяйственная система страны, а также характеризует входящие в ее состав отраслевые и региональные подразделения.
Мировой и отечественный опыт свидетельствует, что значимость политической предпосылки национальной экономики состоит в обеспечении возможности формирования внешних условий хозяйствования (реализации целей, задач, интересов и т. д. предпринимательской деятельности) в стране, регионах и на территориях, в отраслях, в организационно-правовых формах хозяйствования.
Влияние политической предпосылки на возможность и масштабы, качество и последствия практики хозяйствования в экономике конкретной страны может быть охарактеризовано:
1. условиями и степенью привлекательности национальной экономики для отечественных и зарубежных инвесторов;
2. наличием гарантий со стороны государственных (центральных) и местных властей, обеспечивающих прибыльность, возвратность и ликвидность результатов вложений капитала в хозяйство страны, ее отраслей и регионов;
3. реальной практикой продолжения начатого «дела» на период, являющийся расчетным для каждого конкретного субъекта хозяйствования на территории страны-резидента. [5, с.18-19]
В организационной предпосылке реализуется условие реальности, действенности национальной хозяйственной системы, функционирующей и развивающейся как сложный объект, управляемый государством. [5, с.20-21]
Национальная экономика Беларуси находится в сложном процессе трансформации, который охватывает следующие направления:
• формирование полной совокупности компонентов, институтов и характеристик экономической системы суверенного государства;
• преобразование действующих и построение новых институтов социально ориентированного рыночного (смешанного) хозяйства;
• глубинные преобразования структуры экономики на основе новых высоких технологий, мировых тенденций глобализации хозяйственной жизни, эффективного международного разделения труда.
Все эти процессы происходят, естественно, в режиме непрерывного функционирования и развития, поскольку экономическую деятельность страны остановить нельзя. [1, с.20-21]
Для успешного осуществления указанных трансформационных процессов необходимы достаточные предпосылки и условия, создание которых позволит придать экономической системе качественные и количественные характеристики зрелой национальной экономики (суверенность, целостность, социальность, рыночность, эффективность, национальную ориентированность, внешнюю открытость):
• общесистемные — носят конституционно-правовой, мировоззренческий, идеологический, политический характер (новая цивилизационная стратегия, тип создаваемого государства и общества);
• системные — включают единство экономического, институционально — правового пространства, общность характера хозяйственных институтов, механизмы и нормы взаимодействия с внешней средой;
• внутрисистемные — обусловливают обеспечение эффективности конкурентоспособности национальной экономики на основе соблюдения принципов рационального хозяйствования. [3, с. 11-12]
Анализ международного опыта эволюции рыночных экономик показывает, что многие страны мира развивались под воздействием европейской идеи прогресса. Благодаря влиянию европейской культуры во многих странах мира смогли одновременно вызреть множественные предпосылки развития рыночной экономики: экономические, правовые, политические, идейно- культурные, социально-психологические, цивилизационные.
В силу многовековых связей с европейскими государствами Беларусь восприняла многие черты европейской культуры. Однако ее географическое положение в центре Европы, историческое тяготение к славянской культуре, многолетнее вхождение в единый народнохозяйственный комплекс бывшего СССР накладывают долговременный отпечаток на геополитическую ситуацию в стране, выработку ориентиров внешней политики, предпочтений и принципов включения в межгосударственные структуры. Всесторонний учет этих аспектов, а также присущих Беларуси геополитических, географических, социально- экономических, экологических, демографических и других особенностей является важнейшей методологической предпосылкой выбора направлений, моделей и механизмов развития национальной экономики. [1, с. 20-21]
Внешнеполитическими и внешнеэкономическими предпосылками выступают:
• первичность суверенитета,
• открытость экономики страны,
• многовекторность внешней политики,
• стабильность стратегических приоритетов международного сотрудничества и дипломатических отношений,
• глубокое знание и прогноз конъюнктуры внешних рынков.
Внутриполитическими предпосылками являются совершенствование политической системы в рамках Конституции Республики Беларусь на пути становления демократии, оптимизация государственных структур управления, формирование общественных объединений и повышение гражданской активности.
Принципиальной предпосылкой построения, функционирования и устойчивого развития национальной экономики является закрепление, в стратегических программах социально-экономического развития Беларуси долгосрочных ориентиров и общесистемных условий упреждающего характера. Такой опыт в стране есть. Согласно Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития (НСУР) Республики Беларусь до 2020 г., в качестве общесистемных условий стратегического характера определены:
• построение и развитие унитарного демократического социального правового государства (в соответствии с Конституцией Республики Беларусь);
• формирование современного гражданского общества;
• создание социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики. [1, с. 21-22]
Эффективность становления, функционирования и развития национальной экономики обеспечивается также совокупностью системных условий и принципов. В их числе создание единой институционально-правовой среды для страны, ее регионов и секторов экономики, регулирующей отношения собственности, организационно-правовые формы ведения хозяйства, функционирования реального сектора, финансовой системы, рыночных институтов в процессе общественного воспроизводства. Система таких институтов, правовых норм и механизмов определяется Конституцией Республики Беларусь, Гражданским, Банковским, Налоговым, Таможенным и другими кодексами, законами Республики Беларусь. [1, с. 22-23]
К системным предпосылкам относится и полный учет специфики страны в сфере экономики. Беларусь располагает долговременными факторами развития: высококвалифицированным кадровым, значительными научно-техническим, промышленным и агропромышленным потенциалами, большими запасами отдельных видов минерально-сырьевых ресурсов. Наряду с этим национальная экономика имеет и устойчивые негативные аспекты: несовершенную структуру воспроизводства; физически и морально устаревшие основные фонды и технологии; медленные темпы их обновления; несоответствие товарной структуры производства и потребления, в том числе малая доля производства услуг в ВВП; низкие качество и конкурентоспособность многих видов продукции и услуг и др. Данные явления должны объективно оцениваться при формировании потенциала развития национальной экономики.
Наконец, следующая группа предпосылок обеспечивает создание внутрисистемных условий перевода экономики на инновационный, высокотехнологический, наукоемкий тип развития, оптимизацию воспроизводственной, отраслевой, технологической и региональной структур национальной экономики. Построение системы управления и регулирования экономики на принципах рациональности, стратегической целенаправленности, тактической гибкости, структурной гармоничности, учета социального, экономического и экологического императивов устойчивого развития — обязательная предпосылка эффективного хозяйствования.
Все описанные выше группы предпосылок, условий, императивов комплексно и последовательно включаются в программы и прогнозы социально-экономического развития Беларуси, где указываются задачи, сроки, средства и механизмы их формирования и реализации. [1, с.23-24]
1.3 Цели и задачи функционирования национальной экономики
Национальные экономики представляют собой множество хозяйственных систем со своими закономерностями и особенностями.
Главной стратегической целью функционирования национальной экономики выступает наиболее полное удовлетворение всевозрастающих потребностей общества.
При этом достижение стратегической цели предполагает решение ряда стратегических задач, которые в свою очередь опираются на решение тактических задач. Что касается тактических задач, то их число обычно на порядок выше, нежели стратегических задач.
Между стратегической целью, стратегическими и тактическими задачами функционирования национальной экономики всегда существует тесная взаимосвязь. Сбой в решении любой тактической задачи ставит под угрозу решение стратегической задачи, что тут же затруднит достижение стратегической цели. [6, с.53]
Стратегическими задачами функционирования национальной экономики выступают:
• Стабильный и устойчивый экономический рост;
• Высокий уровень рациональной занятости населения, отсутствие безработицы;
• Стабильный уровень цен, подавление инфляции;
• Сохранение равновесия в отношениях с внешним миром, поддержание устойчивого обменного курса национальной денежной единицы.
При этом надо помнить, что внутри любой совокупности стратегических задач всегда существует противоречивое взаимодействие.
Во-первых, решение одной стратегической задачи чаще всего предполагает достижение положительных сдвигов в решении другой задачи (например, инфляция — девальвация; экономический рост — денежные доходы населения). Во-вторых, не столь уж редко приходится сталкиваться с ситуацией, когда решение одной задачи тормозит решение других задач (инфляция — безработица, и т. п.).
Существуют ещё четыре дополнительные стратегические задачи. К ним можно отнести:
• защиту окружающей среды, улучшение среды обитания человека;
• своевременное осуществление в национальном производстве структурных сдвигов;
• экономическую безопасность страны;
• обеспечение приемлемого уровня эффективности национальной экономики.
Вместе с тем экономика каждой страны есть результат взаимодействия внешних и внутренних национальных факторов развития. Поэтому в рамках конкретной страны имеет место национальное целеполагание, в процессе которого определяются четкие ориентиры развития национальной экономики с учетом комплекса реальных условий.
Прежде всего, уточняются количественные параметры достижения главной цели. Оказывается, что проблема обеспечения экономической безопасности более актуальна для малой, нежели для большой открытой экономики, и. т. д. Может случиться и так, что повышение актуальности отдельной проблемы приводит к тому, что второстепенная тактическая задача неожиданно становится задачей стратегической, а некая стратегическая задача трансформируется в особую национальную цель социально-экономического развития.
Экономический рост — центральная задача любой национальной экономики. В первом приближении выступает как процесс увеличения количества экономических благ, а также повышения их качества в соответствии с объемом и структурой возрастающих потребностей общества.
При выборе моделей развития важно обеспечивать устойчивый и долговременный экономический рост. В условиях, когда национальная экономика переживает период трансформации, вполне допустимо ограничиваться «нулевым» экономическим ростом. В современной экономической политике признается наличие проблемы «качества роста». Важнейшая материальная предпосылка тому — обновление производственного потенциала, наращивание экономической мощи страны. Значит, в центре внимания должны оставаться не прирост любой ценой физических объемов производства, а совершенствование и техническая модернизация производства, создание высокотехнологичных производственных мощностей. [6, c. 53-54]
Экономический рост — увеличение реального объема ВВП на протяжении определенного периода. [7, c. 470]
Проблема занятости населения постоянно является объектом экономического анализа, так как безработица ведет к недоиспользованию трудового ресурса общества, грозит обернуться рядом негативных социальных последствий.
Ставится вопрос, во-первых, о достижении эффективной занятости, когда обеспечиваются и высокая производительность труда, и его достойное денежное вознаграждение.
Во-вторых, о ритмичной замене в обществе трудовых поколений и об обеспечении воспроизводства рабочей силы в соответствии с требованиями научно-технического прогресса.
В-третьих, о регулировании объема резервной армии труда, так как появление безработицы всегда крайне болезненно воспринимается в любом обществе. [6, c. 55-56]
Безработица — это превышение предложения труда над спросом на труд. Взаимодействие спроса на труд с его предложением определяет уровень занятости. [8, c. 66]
Подавление инфляции. Прямым следствием инфляции выступают снижение реальных денежных доходов домашних хозяйств, обесценение накоплений и уменьшение склонности населения к сбережениям, вытеснение из оборота национальных денег, дестабилизация национальной платежной системы, вымывание оборотных средств у предприятий, свертывание инвестиционной деятельности. При инфляции нарастает социальная и политическая нестабильность.
Инфляция выступает как своеобразный скрытый налог, который платить вынужден каждый член общества. В условиях инфляции непрерывно изменяются пропорции обмена, включаются механизмы скрытого перераспределения денежных доходов. Предприятия, чтобы защититься от инфляции, начинают закладывать в цены скрытые резервы. [6, с. 57]
В итоге инфляционные процессы существенно затрудняют экономическое развитие, тормозят национальное воспроизводство. Поэтому подавление инфляции, удерживание ее в жестких границах выступает как актуальная задача, связанная с обеспечением жизнеспособности национальной экономики.
Устойчивость обменного курса национальной валюты. Если инфляция отражает процесс обесценения национальной денежной единицы на внутреннем рынке, то девальвация есть процесс ее обесценения на внешнем рынке, т. е. по отношению к другим иностранным валютам.
В качестве основных предпосылок обеспечения устойчивого обменного курса национальных денег выступают:
а) высокая конкурентная способность отечественной продукции;
б) положительное сальдо торгового баланса;
в) наличие достаточных валютных резервов;
г) приток в страну иностранного капитала;
д) внешние валютные займы и т. д.
С этих же позиций внутри страны спрос на иностранную валюту должен быть меньше объемов ее предложения.
Защита окружающей природной среды. В современных условиях окружающая природная среда все чаще рассматривается не как «свободное благо», а как «редкое благо».
Окружающая природная среда используется как:
а) потребительское благо (воздух, вода, место для проведения свободного времени);
б) производственный фактор (производственная площадь, полезные ископаемые);
в) место накопления вредных веществ (излучения, сточные воды, мусор, шум, излишнее тепло). [9, с. 749]
Нагрузку на окружающую среду определяют два основных фактора: развитие национальной экономики и социально-экономические причины.
В первом случае выделяются рост численности населения, наращивание производственного потенциала, технические изменения в национальном производстве, принятый стандарт потребления, увеличение в крупных городах концентрации населения.
Во втором случае обозначаются причины, связанные с тем, что в отношении природных благ не работает ценовой механизм. Возникающие отрицательные внешние эффекты не отражаются в совокупных издержках производства, что провоцирует избыточное использование бизнесом благ такого рода.
Принцип устойчивого развития национальной экономики с учетом экологических требований означает, что обеспечивается такой экономический рост, который удовлетворяет потребности сегодняшних поколений и не несет риска того, что будущие поколения не смогут удовлетворить свои нужды.
Своевременность структурных сдвигов. Чтобы иметь возможность своевременно и в полном объеме решать задачи социально-экономического развития, требуется непрерывно совершенствовать структуру национальной экономики.
Проводимые структурные сдвиги есть прямое свидетельство тому, что ликвидируются хронически убыточные, экологически вредные, высокозатратные и бесперспективные виды производств.
Экономическая безопасность страны — совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики и исключающих любое проявление внешнего диктата, ее стабильное и устойчивое развитие, а также способность к постоянному обновлению и совершенствованию.
Обратим внимание на то, что экономическая безопасность державы исключает навязывание стране невыгодных условий интеграции в систему международных экономических отношений, доминирование неэквивалентного обмена во внешнеэкономических отношениях, а также системы ценностей, противоречащей национальным экономическим интересам. [6, с.59]
Решение таких задач в свою очередь предполагает сохранение экономического суверенитета страны, обеспечение устойчивого и долговременного экономического роста. При этом важно иметь необходимые экономические резервы, сохранять способность к саморазвитию. На достижение экономической безопасности направлены мероприятия, препятствующие «старению населения» и сокращению численности титульной нации. Для этого необходимо последовательно реализовывать социальные программы, иметь научно обоснованную концепцию экономического развития — источника новых идей и стратегических решений. [10, c. 56]
Таким образом, национальная экономика стремится к стабильности, эффективности, справедливости через обеспечение некоторых целей, а именно:
1. Стабильности роста национального объема производства;
2. Высокого и стабильного уровня занятости;
3. Стабильного уровня цен;
4. Поддержанию равновесного внешнего баланса.
А задачами функционирования национальной экономики в свою очередь выступают:
1. Стабильный и устойчивый экономический рост;
2. Высокий уровень рациональной занятости населения;
3. Стабильный уровень цен, подавление инфляции;
4. Сохранение равновесия в отношениях с внешним миром
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
2.1 Разновидность структуры национальной экономики
Анализ структуры предполагает выделение составных частей объекта в соответствии с принятым критерием.
В курсе «Макроэкономика» принято обозначать:
а) воспроизводственную;
б) отраслевую;
в) территориальную;
г) институциональную;
д) внешнюю;
е) экономическую;
ж) социальную структуру. [6, c. 46]
Таблица 2.1 — Разновидности структуры национальной экономики и сферы их применения
Вид структуры |
Сфера применения |
|
1. Воспроизводственная |
ТПК. НЭС |
|
2. Отраслевая |
ТПК |
|
3. Территориальная |
ТПК |
|
4. Институциональная |
НЭС |
|
5. Отношения с внешним миром |
ТПК |
|
6. Экономическая |
НЭС |
|
7. Социальная |
НЭС |
Обратим внимание на то, что если воспроизводственная, отраслевая, территориальная и внешняя структуры национальной экономики применимы при характеристике, прежде всего технико-производственного комплекса (ТПК), то институциональная, экономическая и социальная отражают структуру именно национальной экономической системы (НЭС).
Воспроизводственная структура. Известно, что общество не может перестать производить, так как не может перестать потреблять. А раз так, то национальное производство не должно рассматриваться как отдельный изолированный акт.
Наоборот, национальная экономика предполагает наличие условий для непрерывного возобновления производства, т. е. обеспечения процесса воспроизводства. Поэтому есть основание рассматривать национальную экономику как исторически сложившуюся систему национального воспроизводства определенной страны.
Такая система складывается под воздействием исторических, национальных и религиозных, географических и политических и экономических факторов, а также технического уровня развития производительных сил. Национальная экономика рассматривается как сложный общественно-экономический организм, функционирующий в конкретных национальных условиях под воздействием системы объективных экономических законов.
Основными фазами воспроизводства выступают производство, обмен, распределение и потребление экономических благ. [11, с. 206] Нарушение взаимодействия между данными фазами (например, между производством и потреблением, сбережениями и инвестициями) означает возникновение серьезных проблем в обеспечении национального воспроизводства. Сложившаяся воспроизводственная структура национальной экономики отражает взаимодействие между данными фазами.
Воспроизводственная структура — это соотношение отдельных сфер и важнейших отраслей национальной экономики с учетом обеспечения процесса национального воспроизводства.
Реальный сектор экономики выступает как сфера, где создаются экономические блага (вещь, услуга, энергия) на основе целенаправленного преобразования вещества природы.
Данный первичный сектор включает сельское и лесное хозяйство, рыболовство и охотоводство, все разновидности промышленности, туризм и все те отрасли, которые связаны с производством и доведением экономического блага до потребителя. Указанные отрасли создают материальные предпосылки для развития других сфер общества. [11, с. 15]
Вторичный сектор национальной экономики состоит из денежно-кредитного хозяйства (монетарный сектор), социальной сферы (здравоохранение, образование), а также фундаментальной науки. Считается, что данный сектор обслуживает реальный сектор экономики, создавая для него необходимые экономические условия и социальные предпосылки.
Наконец, третичный сектор — духовное производство — отражает культурную и религиозную, а также социально-политическую деятельность. [6, с. 48]
Таблица 2.2 — Важнейшие сектора национальной экономики
Национальная экономика |
|||
Первичный сектор |
Вторичный сектор |
Третичный сектор |
|
Реальный сектор экономики |
Денежно-кредитная сфера и др. |
Духовное производство |
|
Отрасли |
Отрасли |
Отрасли |
Отраслевая структура выступает как устойчивое соотношение между основными отраслями национальной экономики, а внутри наиболее важных отраслей между отдельными подотраслями.
Отрасль есть группа предприятий, выполняющих одинаковые производственные функции и выпускающих однородную продукцию.
В макроэкономическом анализе особое внимание уделяется соотношению тех отраслей, которые входят в состав реального сектора экономики. Отрасли выстраиваются по ранжиру с учетом удельного веса в ВВП, в общей численности занятых, с учетом налоговых поступлений в бюджет страны.
Анализ отраслевой структуры направлен на выявление состояния производственной инфраструктуры (транспорт, энергетика), которая в отличие от ее классического понимания не просто окаймляет реальный сектор, а в качестве важнейшего компонента входит в его состав, работает на его жизнеобеспечение.
Наличие неблагоприятных показателей отраслевой структуры свидетельствует о необходимости проведения структурных сдвигов. [6, с. 49]
Региональная структура национального производства. Регион — территориальная подсистема национальной экономики, которая функционирует на основе взаимодействия отраслевого и территориального разделения труда. В роли региона могут выступить административный и экономические районы.
С учетом административного деления в условиях Беларуси выделяются 7 административных образований: Минск и соответственно 6 областей.
Экономический район — это часть территории страны, которая отличается структурой и специализацией производства с учетом имеющихся природных, трудовых ресурсов, а также климатических условий.
Внутри каждого района складывается своя оригинальная отраслевая структура производства. Часто экономический район функционирует как территориально-производственный комплекс.
Основная цель региональной экономики — эффективное использование имеющихся ресурсов, обеспечение высокого уровня и качества жизни проживающего там населения. Поэтому с макроэкономических позиций анализируются региональное рыночное пространство, природно-климатические условия, уровень развития и структура производительных сил, производственная специализация, состояние инфраструктуры.
В силу различных обстоятельств регионы страны развиваются неравномерно. Не всегда обеспечивается рациональное использование имеющихся экономических ресурсов. Это отражается через отставание в экономическом развитии, через низкий уровень доходов местного населения. Особые проблемы региональной экономики — отсутствие комплексного развития, доминирование крупных городов, высокий уровень безработицы, обострение экологической ситуации. [6, c. 49]
С макроэкономических позиций исследуются территориальное разделение труда, вопросы дотационной поддержки местных бюджетов. При разработке региональной политики ставится задача обеспечить комплексное развитие территории, создать равные возможности для получения образования, культурного роста, а также свободу выбора трудовой и предпринимательской деятельности. [12, с. 25]
Институциональная структура предстает как упорядоченная совокупность специальных учреждений и организаций, усвоенных норм поведения и добровольно принятого порядка согласования экономического поведения агрегированных субъектов национальной экономики. Появление нового элемента в институциональной структуре свидетельствует об обогащении опыта хозяйствования, о том, что такой опыт фильтруется с учетом особенностей национального менталитета.
Наиболее заметные изменения в институциональной структуре всегда приходятся на период проведения радикальных экономических реформ. Очень важно то, что продуманное институциональное строительство прекращает хаос и анархию, повышает степень организованности экономической жизни, формирует «культурную сеть» рыночного хозяйства.
Структура отношений с внешним миром. Степень включения национальной экономики в международное разделение труда определяет степень ее открытости к внешнему миру.
Открытая национальная экономика предстает как звено в системе мирового хозяйства, выступает как альтернатива замкнутой экономике.
Открытая экономика в большей степени зависит от внешней среды, но, тем не менее, рассматривается в качестве прогрессивной формы.
В качестве показателей открытости национальной экономики применяются: внешнеторговая квота в ВВП; доля экспорта в объеме национального производства; доля импорта в потреблении; удельный вес иностранных инвестиций по отношению к внутренним.
Повышение степени открытости всегда сопровождается структурными сдвигами. Одновременно надо быть готовым к возрастанию ее «уязвимости» от состояния международной конъюнктуры. Структуру отношений с внешним миром всегда удачно выражает развернутая структура торгового баланса страны. [6, с. 51]
Экономическая структура отражает состояние и динамику экономического строя, условия включения населения страны в трудовой процесс, характер отношений присвоения, доминирование форм собственности и предпринимательства.
С учетом форм собственности выделяются частный и государственный сектор экономики. Их соотношение свидетельствует о качественном состоянии экономической системы, о наличии или об отсутствии в стране своеобразного рыночного потенциала. Поправка на отраслевую структуру окончательно позволяет определить, в чьих руках находятся «командные высоты».
В переходный период, когда процесс детализации экономики еще не завершен, наряду с частным и государственным выделяется так называемый «государственный» сектор, частный капитал которого находится под жестким контролем со стороны государства.
Определяя экономическую структуру, следует установить экономический режим функционирования государственных предприятий, степень распространения коммерческого расчета, доминирующие формы предпринимательской деятельности, присутствие в национальном производстве иностранного капитала. [6, c. 51]
Социальная структура. В данном случае речь идет о классах, стратах, группах и т. п. Но в первую очередь предстоит выявить удельный вес армии наемного труда в общей численности занятых, распределение населения по уровню доходов, имущественную дифференциацию. Не будет лишним и определение удельного веса зарплаты в структуре доходов населения страны, удельный вес безработных.
При определении социальной структуры в качестве своеобразных точек отсчета для анализа такого рода выступают прожиточный (физиологический) минимум, минимальный прожиточный бюджет, уровень средней заработной платы и пенсий, минимальная заработная плата, тарифная ставка работника 1-го разряда и др. [6, c. 52]
Таким образом, структура национальной экономики представляет собой устойчивые количественные соотношения между ее составными частями. Различают воспроизводственную, социальную, «отношение с внешним миром», территориальную, институциональную, экономическую структуры и инфраструктуру национальной экономики. Устойчивость структуры национальной экономики весьма относительна. Многообразие внешних и внутренних факторов, воздействующих на нее, способствует непрерывной модификации этой структуры.
2.2 Основные макроэкономические показатели
Национальная экономика (НЭ) представляет собой единство хозяйствующих субъектов и их отношений, структурированных в правовом и институциональном полях. [1, с. 24]
Общество в лице государства определяет основные цели экономики, которые она реализует через свои институты и функции. Главная цель экономики — обеспечение жизнедеятельности нации, удовлетворение ее растущих материальных и духовно — культурных потребностей, повышение уровня благосостояния. В связи с этим базовыми функциями экономической системы страны являются производство, распределение, обмен, потребление материальных благ и услуг. [3, с 14]
Экономику как целое изучает макроэкономика. Она охватывает общую структуру и характеристики национальной экономики, ее межотраслевых комплексов и потенциалов, а также такие агрегаты, как правительственный сектор, домашние хозяйства и частный сектор. (Агрегат — совокупность профильных экономических единиц, рассматриваемая как одна институциональная единица — субъект хозяйствования.) [1, с.24]
Объектом изучения макроэкономики являются сводные, обобщающие показатели по хозяйству страны в целом: национальное богатство, валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), национальный доход (НД), суммарные государственные и частные инвестиции, общее количество денег в обращении. Одновременно макроэкономика исследует средние по стране экономические показатели, такие как доходы, заработная плата, занятость, производительность труда. Кроме того, для анализа макроэкономической ситуации используются показатели темпа инфляции, уровня занятости, безработицы, валютный курс и др.
В ежегодный Прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь включаются 16 важнейших параметров: ВВП, продукция промышленности, продукция сельского хозяйства, инвестиции в основной капитал, производство потребительских товаров, в том числе продовольственных и непродовольственных, объем внешней торговли. В том числе экспорт и импорт, реальные денежные доходы населения, розничный товарооборот, платные услуги населению, уровень рентабельности реализованной продукции промышленности, энергоемкость валового внутреннего продукта, ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования. [3, с. 15]
Количественную (цифровую) информацию об уровне и возможностях развития экономики страны в целом предоставляет социально-экономическая статистика, которую разрабатывают в теоретико-методологическом плане и подготовляют в рамках информационных систем государственные статистические службы — в Беларуси их возглавляет Министерство статистики и анализа (Минстат).
Современная статистическая система Беларуси отражает ключевые явления и процессы, происходящие в экономической и социальной жизни страны, содержит информацию о населении, его занятости, уровне жизни, данные о национальном богатстве, национальных счетах, финансах, ценах и тарифах, инвестиционной деятельности, о положении в основных отраслях экономики, в том числе в промышленности, сельском хозяйстве.
Цифровые данные предоставляются с установленной для каждого показателя периодичностью потребителям статистической информации: всем субъектам хозяйствования — для выработки рыночной стратегии, научным организациям — для научных исследований и прогнозирования, государственным структурам — для формирования экономической политики. [1, с 25]
Основные статистические показатели рассчитываются в системе национальных счетов (СНС), или системе взаимоувязанных показателей, применяемых для описания и анализа макроэкономических процессов. Ключевым показателем является ВВП. В аналитических целях могут рассчитываться ВНП и НД. [3, с.15]
Валовой внутренний продукт (ВВП) — обобщающий экономический показатель, который в рыночных ценах выражает совокупную стоимость товаров и услуг, произведенных в стране во всех отраслях экономики и предназначенных для конечного потребления, накопления и чистого экспорта.
Валовой внутренний продукт может быть рассчитан тремя методами: производственным, методом использования доходов и методом формирования ВВП по источникам доходов.
Валовой внутренний продукт при расчете производственным методом получают как разность между выпуском товаров и услуг в целом по стране и промежуточным потреблением или как сумму добавленных стоимостей, создаваемых в отраслях экономики. При этом объемы добавленной стоимости по отраслям рассчитываются в основных ценах, т.е. не включают налоги на продукты, но включают субсидии на них. Для расчета ВВП в рыночных ценах необходимо добавить чистые (за вычетом субсидий) налоги на продукты.
Валовой внутренний продукт, рассчитанный методом использования доходов, представляет собой сумму расходов на конечное потребление товаров и услуг, валового накопления и чистого экспорта.
Метод формирования ВВП по источникам доходов не является самостоятельным, поскольку в соответствии с принятой методологией не все показатели доходов получают путем прямого счета, часть из них исчисляется балансовым методом.
Формирование ВВП по источникам доходов отражает первичные доходы, получаемые хозяйственными единицами, непосредственно участвующими в производстве, а также государственными учреждениями и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства. Такая валовая прибыль (валовой смешанный доход) является балансирующей статьей и определяется как разница между ВВП, рассчитанным производственным методом в рыночных ценах, с одной стороны, оплатой труда работников и чистыми налогами на производство и импорт — с другой. Данный метод используется только для анализа стоимостной структуры ВВП, а не для определения его номинального объема или динамики. [1, с. 25-26]
Анализ показателя ВВП по добавленной стоимости (или отраслям) за ряд лет дает полное представление об отраслевой структуре валового внутреннего продукта, ее динамике, эффективности структурной политики.
Рис.2.3 — ВВП в Республике Беларусь за период 2004-2014 гг.
Начиная с 1996 г. в стране стали проводится экономическая политика, направленная на стимулирование экономического развития, через прирост спроса и государственных расходов, что позволило добиться устойчивых темпов роста ВВП с 2000 г., в среднем 5-10% в год. В 2009 году темп роста ВВП замедлился и составил 0,2%, что является последствием негативного влияние внешнеэкономических факторов. В 2010 году темп роста ВВП составил 7,6%, а в 2011 году — 5,5%. Снижение темпа роста ВВП в 2011 году связано с валютным кризисом в стране. Объем ВВП в 2013 г. составил в текущих ценах 636,8 трлн. рублей и увеличился по сравнению с 2012 г. в сопоставимых ценах на 0,9%. Объем ВВП в Республике Беларусь за I квартал 2014 г. составил 155,7 трлн. руб. и увеличился по сравнению с I кварталом 2013 г. в сопоставимых ценах на 0,7%.
Рис.2.4 — ВВП надушу населения в Республике Беларусь за период 2004-2014 гг.
Если рассматривать динамику ВВП на душу населения, то здесь также просматривается тенденция роста. Так, по сравнению с 1990 годом ВВП на душу населения составило в 2011 году 180,1%. Среднемесячный размер ВВП на душу населения в I полугодии 2013 года — 579 $/чел. Максимальный показатель полугодичного периода — 601 $/чел. — был в 2008 году.
Валовой национальный продукт (ВНП), в отличие от ВВП, отражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг, созданных не только внутри страны, но и за ее пределами. ВНП рассчитывается так же, как и ВВП, но отличается от него на величину, равную сальдо расчетов с зарубежными странами. Если к показателю ВВП добавить разницу между поступлениями от первичных доходов из-за границы и первичными доходами, полученными зарубежными инвесторами в данной стране, это и есть размер ВНП.
Важным макроэкономическим показателем является национальный доход (НД). С точки зрения собственников ресурсов он измеряет их доходы от участия в производстве за текущий период. НД определяется как сумма доходов всех владельцев факторов производства, т.е. оценивается по факторной стоимости за вычетом косвенных налогов. Как и ВНП, он может быть рассчитан по производству, распределению и использованию. Произведенный НД представляет собой основную часть ВНП, которая остается после вычета из него амортизации, т.е. составляет сумму чистой продукции (а не добавленной стоимости) всех предприятий и отраслей, производящих товары и услуги. Распределенный НД — это сумма первичных доходов (заработная плата, прибыль, рента, процент), полученных резидентами данной страны. Использованный НД — это произведенный национальный доход за вычетом потерь от стихийных бедствий, ущерба при хранении, внешнеторгового сальдо и представляет собой сумму фондов потребления и чистого накопления. Фонд потребления обеспечивает удовлетворение материальных и культурных потребностей населения и потребностей общества в целом (оборона, государственное управление, образование и др.); фонд накопления — потребностей развития производства. [1, с. 26-27]
Одним из основных показателей уровня благосостояния и экономического развития страны служит личный располагаемый доход (ЛРД). Он представляет собой доходы населения (или домашних хозяйств), т.е. заработную плату, дивиденды, проценты, пособия за вычетом налогов и добавлением субсидий.
Для пересчета макроэкономических показателей из текущих цен в неизменные, или сопоставимые, используются специальные дефляторы или индексы цен, в том числе дефляторы ВВП и индексы потребительских цен (ИПЦ). Последние выражают относительное изменение среднего уровня цен широкой группы товаров за определенный период. Номинальный ВВП (в текущих ценах), деленный на ИПЦ, дает реальный ВВП. Отношение же номинального ВВП к реальному показывает его увеличение за счет роста цен и называется дефлятором ВВП. Дефлятор ВВП характеризует изменение оплаты труда, прибыли (включая смешанные доходы) и потребления основного капитала в результате изменения цен, а также чистых налогов. [1, с.27]
Система национальных счетов (СНС) возникла в 40-х гг. ХX в. в западных странах в результате интеграции двух направлений исследований:
1. работ в области статистики НД (чистой продукции);
2. анализа экономического цикла — получение общей и систематизированной картины состояния и развития экономики на макроуровне.
Обновленный вариант СНС ООН 1992 г. послужил методологической основой создаваемой в республике системе СНС. Назначением СНС является обеспечение эффективного учета, анализа, прогнозирования и государственного регулирования экономики на всех уровнях, исходя из реально сложившихся связей, фактической организации производства и распределения продукта и дохода. [3, с. 15-16]
СНС применима не только на уровне экономики в целом, но и на более низких уровнях агрегирования, которыми являются ее отдельные секторы. Экономика в соответствии с СНС подразделяется на пять секторов:
• нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные предприятия;
• финансовые учреждения;
• государственное управление;
• частные некоммерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства (население);
• домашние хозяйства.
К ним добавляются данные по отдельным странам мира. К каждому из этих секторов относятся соответствующие институциональные единицы. Группировка экономики по секторам — центральная в статистической модели рыночной экономики. Она осуществляется с целью изучения потоков доходов и расходов, изменения активов и пассивов в институциональной единице.
Система национальных счетов в узком смысле охватывает счета, которые выявляют основные показатели экономического развития. СНС в широком смысле — система макроэкономических расчетов, включающих также запасы ресурсов, межотраслевой баланс, платежный баланс и др. В международной СНС в настоящее время приняты следующие группы счетов:
· для секторов экономики;
· отраслей экономики;
· отдельных экономических операций;
· экономики в целом, или консолидированные счета.
В Беларуси переход от системы БНХ (Баланс народного хозяйства) к СНС осуществляется с начала 90-х гг. XX в. в связи с отказом от командно-административной системы управления экономикой и переходом к рыночной системе, где активную роль играют товарно-денежные отношения. Последние не находили должного отражения в системе БНХ. В соответствии с республиканской программой в стране был осуществлен комплекс мероприятий, обеспечивающих переход от системы БНХ (действовавшей в большинстве бывших социалистических стран) к системе национального счетоводства. Обновленный вариант СНС ООН 1992 г. послужил методологической основой создаваемой СНС Республики Беларусь.
В ходе реализации мероприятий программы была разработана республиканская Система национальных счетов 1993 г. (СНС—93), которая представляет собой свод обобщенных показателей экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также всех видов финансовых и нефинансовых активов, держателями которых эти субъекты являются. Система отражает сквозное движение стоимости продуктов и услуг на всех стадиях — от производства до конечного потребления и накопления через систему счетов для отраслей, институциональных секторов, наиболее важных экономических процессов (операций) и экономики страны в целом. В ней предусмотрены также счета для других стран мира, с которыми наше государство осуществляет экономические операции.
Система национальных счетов включает показатели объема, динамики, структуры производства ВВП, счет товаров и услуг, счет производстве, счет образования доходов, счет распределения первичных доходов, счет вторичного распределения доходов, счет использования национального располагаемого дохода, счет операций с капиталом и др. Завершается СНС построением балансовых таблиц, отражающих итоговое изменение национального богатства за отчетный период, и межотраслевого баланса, в котором производство и использование стоимости продуктов и услуг показывается в детальном отраслевом разрезе.
Статистическая система Беларуси продолжает совершенствоваться как в контексте международных процессов в этой области, так и с учетом опыта создания в стране статистической базы, адекватной углублению рыночного характера экономики и позволяющей более эффективно использовать косвенные регуляторы экономических процессов. Информация, которую обеспечивает система национальных счетов, позволяет комплексно анализировать макроэкономическую конъюнктуру, формулировать экономическую стратегию, вести международные сопоставления, оценивать изменение национального богатства и платежного баланса и определять на этой основе цели и инструменты экономического развития страны. [1, с. 29-31]
2.3 Главные макроэкономические пропорции
Макроэкономическая пропорция — это количественное соотношение, которое устанавливается между сферами, подразделениями, отраслями и комплексами, а также процессами, протекающими в национальной экономике.
Макроэкономическую пропорцию следует воспринимать как количественную характеристику отдельно выделенного условия функционирования национальной экономики. Макроэкономические пропорции объективно обусловлены, образуют систему и не являются постоянными.
Важнейшие пропорции национального воспроизводства образуют систему, которая включает:
1)общеэкономические, выражающие соотношение между сферами и подразделениями национальной экономики, между фазами воспроизводства, сбережениями и инвестициями, совокупным спросом и совокупным предложением, а также доходами, потреблением и сбережением;
2)межотраслевые, которые выражают соотношение между ведущими отраслями, промышленностью и инфраструктурой, сельским хозяйством и промышленностью, а также комплексами национальной экономики;
3)внутриотраслевые, выражающие соотношение между отдельными видами производств;
4)внутрикомплексные, включая внутреннюю структуру АПК, ВПК, ТЭК и др.;
5)территориальные и межрегиональные;
6)межгосударственные, которые формируются в сфере международных экономических отношений (экспорт-импорт). [6, с. 62]
По форме сегодня принято выделять:
• натуральные или вещественные пропорции;
• стоимостные или денежные пропорции;
• пропорции распределения трудовых ресурсов.
Натурально-вещественные пропорции характеризуют соотношение объемов производства стратегически важных видов продукции (электроэнергия — алюминий, станки — металл, чугун — сталь, зерно — продовольствие и т. д.). Они учитываются при составлении специальных расчетов — межотраслевых и отраслевых балансов, отражающих поступление и расход материальных ресурсов.
Стоимостные пропорции также широко используются в макроэкономическом анализе (ВВП на душу населения, национальный уровень заработной платы и т. п.).
Особую группу образуют показатели, при расчете которых используются только стоимостные значения (соотношение между составными частями совокупного национального продукта или ВВП; денежной и товарной массой; амортизационным фондом и замещающими инвестициями, инвестициями и сбережениями).
Так называемые «трудовые пропорции» отражают распределение рабочей силы между сферами национальной экономики (сектор домашних хозяйств, реальный сектор и социальная сфера; занятое и трудоспособное население; занятость в промышленности и сельском хозяйстве; город и деревня). Пропорции трудовых ресурсов отражают состав рабочей силы по уровню подготовки и квалификации, возрасту и половому признаку (мужской и женский труд). [6, с. 63]
Среди основных тенденций изменения макроэкономических пропорций, которые обозначились в современный период, укажем на:
а) повышение удельного веса высокотехнологичных отраслей и ускоренное развитие обрабатывающих отраслей;
б) повышение фондовооруженности труда (т. е. капитальной стоимости рабочего места) и снижение фондоемкости производства в результате изменения технической и воспроизводственной структуры национального производства;
в) использование фонда амортизации в качестве стабильного инвестиционного ресурса;
г) повышение роли сферы услуг;
д) активизацию международных экономических связей, повышение степени открытости национальных экономик.
Обратим внимание на то, что каждая макроэкономическая пропорция выступает как своеобразное выражение накопленного опыта организации экономической жизни. Появление нового опыта фиксируется через изменение пропорций. Изменение пропорций под воздействием ряда внутренних и внешних факторов является неизбежным процессом, который во времени растянут до бесконечности. [6, с. 64]
Пропорции не постоянны, они могут нарушаться. Для стабилизации экономики, преодоления ее разбалансированности применяется государственное регулирование. [3, с. 17]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Написав курсовую работу на тему: «Национальная экономика и ее структура», можно сделать следующие выводы:
Национальная экономика — это целостная система взаимосвязей между хозяйствующими субъектами по поводу производства, распределения и использования национального продукта в целях повышения благосостояния нации.
Структура национальной экономики рассматривается с позиции следующих компонентов и критериев: воспроизводственная структура, социальная структура, отраслевая структура, территориальная структура, экономическая структура инфраструктура, структура внешнеэкономических связей.
Следует отметить, что главной и определяющей целью национальной экономики является экономический рост, а также обеспечение высокого уровня занятости, экономическая эффективность. Стабильный уровень цен, экономическая свобода, справедливое распределение доходов, экономическая обеспеченность, поддержание равновесия взаимодействия с окружающей средой, увеличение свободного времени и поддержание равновесного внешнеторгового баланса. В свою очередь можно выделить и главные задачи: стабильный и устойчивый экономический рост; высокий уровень рациональной занятости населения; стабильный уровень цен, подавление инфляции; сохранение равновесия в отношениях с внешним миром.
Макроэкономические пропорции — количественные соотношения между различными подразделениями и сферами общественного производства, отраслями, территориально-производственными частями экономики. Каждый тип национальной экономики имеет свои особенности формирования пропорций.
Что касается нашей республики, то национальная экономика Беларуси — это хозяйственная система страны, отвечающая принципам (методологическим императивам) суверенности, целостности, социальности, национальной ориентации.
Таким образом, для национальной экономики характерно макроэкономическое равновесие, то есть в оценке равновесия национальной экономики особое значение имеют уровень цен, уровень занятости и ставка процента.
национальный экономика цена занятость
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Национальная экономика Беларуси: учебник / В. Н. Шимов [и др.]; под ред. В. Н. Шимова. — 3-е изд. — Минск: БГЭУ, 2009. — 751 с.
2. Национальная экономика: учебник / под ред. П.В. Савченко. — М.: Экономист, 2005. — 813 с.
3. Национальная экономика Беларуси: ответы на экзаменац. вопр. / Н.Л. Ильин [и др.]. — Минск: ТетраСистемс, 2009. — 176 с.
4. Основы экономической теории: учеб. пособие / Н.М. Зубко [и др.]; под ред. Н.М. Зубко. — Минск: Выш. шк., 2007. — 397 с.
5. Национальная экономика: учебник / под общей ред. акад. РАЕН В. А. Шульги. — М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2002. — 592 с.
6. Лемешевский, И.М. Макроэкономика (Экономическая теория. Часть 3): учеб. пособие / И. М. Лемешевский. — Минск: ООО «ФУАинформ», 2004. — 576 с.
7. Ивашковский, С.Н. Макроэкономика: учебник / С.Н. Ивашковский — М.: Дело, 2002. —472 с.
8. Яллай, В.А Макроэкономика: учеб. пособие / В. А. Яллай — Псков: ПГПИ, 2003. — 104 с.
9. Основы экономической теории: принципы, проблемы, политика. Германский опыт и российский путь. У.И. Базелер [и др.]; под общ. ред. У.И. Базелер. — СПб.: Питер, 2000. — 800 с.
10. Мясникович, М.В. Проблемы экономической безопасности: учеб. пособие / М. В. Мясникович. — Минск: Академия управления при Президенте РБ, 2001. — 179 с.
11. Лемешевский, И.М. Экономическая теория (Вводный курс. Часть 1): учеб. пособие / И.М. Лемешевский. — Минск: ООО «ФУАинформ», 2002. — 640 с.
Размещено на