Содержание
Введение………………………………………………………………………………………… 2
1.Теоретические и методологические основы оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия……………………………………… 4
1.1Экономическая сущность и значение оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия…………………………………………………. 5
1.2 Информационное обеспечение анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия………………………………………………………………… 13
1.3 Методы оценки финансовой деятельности предприятия……………………………. 20
2. Комплексная оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Отель»………………………………………………………………………………………. 25
2.1 Общая характеристика хозяйственной деятельности ЗАО «Отель»………………… 25
2.2 Анализ динамики и структуры прибыли………………………………………………. 30
2.3 Анализ рентабельности и платежеспособности ЗАО «Отель»………………………. 35
2.4 Оценка деловой активности ЗАО «Отель»……………………………………………. 45
3. Основные направления повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Отель»…………………………………………………………………… 51
Заключение…………………………………………………………………………………….. 59
Список используемой литературы…………………………………………………………… 62
Выдержка из текста работы
Переход отечественной экономики на рыночные отношения и все возрастающая интеграция в мировое хозяйство, обусловили процесс все большего увеличения роли оценки финансового состояния в ходе осуществления эффективного управления предприятием. В России стали появляться предприятия, оказывающие услуги по квалифицированному проведению финансового состояния. На предприятиях становится все более востребованной профессия финансового аналитика.
Финансовая работа на современном предприятии, должна быть направлена прежде всего на создание финансовых ресурсов для его развития в целях обеспечения роста рентабельности, инвестиционной привлекательности, то есть на улучшение финансового состояния предприятия.
Отсюда возникла острая необходимость в правильном определении и оценке реального финансового состояния предприятия, так как это имеет огромное значение не только для самих субъектов хозяйствования, но и для многочисленных акционеров, особенно будущих потенциальных инвесторов.
Обретение предприятиями юридической и экономической самостоятельности, жесткая конкуренция со стороны западных товаропроизводителей, в этих условиях главная задача управления финансовой деятельности предприятия — решить, где, когда и как использовать финансовые ресурсы для эффективного развития производства и получения максимума прибыли. Чтобы выжить в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, нужно хорошо знать, как управлять финансами.
Необходимой предпосылкой для принятия правильного управленческого решения является объективная и своевременная информация о текущем положении дел на предприятии. Важно выявить его обеспеченность ресурсами, потенциальные возможности по обеспечению собственными источниками средств, а так же объем необходимого внешнего финансирования и цену привлечения этих ресурсов.
В настоящее время в России проблема оценки финансового состояния предприятия является актуальной, как для различных государственных ведомств, контролирующих деятельность хозяйствующих субъектов, так и для менеджмента самого предприятия, что и обуславливает выбор темы данной работы.
Оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности служит визитной карточкой, рекламой, досье, позволяющими определить переговорную позицию предприятия при контактах с представителями различных партнёрских групп.
Целью настоящей работы является изложение теоретических основ оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также практическое проведение анализа деятельности предприятия на примере конкретного предприятия и разработка мер по стабилизации его финансового состояния.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
— сущность и роль анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия в современных условиях;
— состав информационной базы анализа;
— практическое применение теоретических основ анализа конкретного предприятия;
— определение путей улучшения эффективности деятельности и финансового состояния предприятия в свете выявленных проблем.
Объектом исследования является ООО «Центр по оценки недвижимости».
Предмет исследования — экономические показатели эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Временной интервал исследования: 2003 – 2004 гг.
В качестве теоретической основы проводимого исследования используются работы отечественных и зарубежных авторов в области финансового анализа и финансового менеджмента.
В данной работе применялись как общенаучные, так и специальные методы исследования:
— сравнение;
— группировка;
— прием детализации;
— чтение отчетности;
— горизонтальный анализ;
— вертикальный анализ;
— трендовый анализ;
— расчет финансовых коэффициентов.
Основными информационными источниками являются: финансовая отчетность предприятия за последние 2 года, законы и другие нормативные документы по вопросам налогообложения, банкротства, а также публикации в прессе и Интернет-ресурсы, посвященные вопросам совершенствования оценки финансового состояния.
Глава 1. Теоретическая база оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности
1.1. Экономическая эффективность деятельности предприятия, значение в современных условиях
Под экономической эффективностью финансово-хозяйственной деятельности понимается способность предприятия финансировать свою деятельность.
Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.
Хорошее финансовое состояние – это устойчивая платежная готовность, достаточная обеспеченность собственными оборотными средствами и эффективное их использование, четкая организация расчетов, наличие устойчивой финансовой базы.
В изменяющихся условиях внешней среды оно является итогом умелого, просчитанного управления всей совокупностью производственных и хозяйственных факторов, определяющих результаты деятельности предприятия. [20, c. 208]
Финансовое состояние предприятия — явление динамичное постоянно изменяющееся в результате изменения внутренних условий функционирования предприятия и внешней среды его деятельности.
Для обеспечения финансовой устойчивости управляющая система предприятия должна активно реагировать на изменения внешних и внутренних факторов (рис.1.1.1.).
Рис. 1.1.1. Факторы, воздействующие на финансовое состояние предприятия
Поэтому, чтобы управление было эффективным финансовое состояние должно оцениваться постоянно. Определение финансового состояния на ту или иную дату отвечает на вопрос: насколько правильно предприятие управляло своими ресурсами в течение периода, предшествующего этой дате
Анализ финансового состояния – это совокупность методов, позволяющих определить состояние дел предприятия в результате изучения результатов его деятельности.
Изучение финансового состояния должно дать руководству предприятия картину его действительного финансового состояния.[41, c. 206]
Здесь следует отметить, что информация о прошлом и настоящем финансовом состоянии полезна лишь в той мере, в какой она влияет на будущее положение дел.
Цель анализа не только в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние, но и в том, чтобы постоянно проводить работу по его улучшению. Анализ показывает, по каким направлениям следует вести эту работу, дает возможность выявления наиболее важных аспектов и наиболее слабых сторон. Результаты анализа дают ответ на вопрос, каковы возможные способы улучшения финансового состояния в конкретный период его деятельности.
Сигнальным показателем, характеризующим финансовое состояние предприятия, является его платежеспособность – это способность предприятия вовремя и в полном объеме рассчитываться по своим обязательствам. Ее нарушение может привести к банкротству предприятия. Так признаком банкротства согласно Закону «О несостоятельности (банкротстве)» от 6.10.2002 является неисполнение предприятием своих денежных обязательств более трех месяцев с момента наступления срока их исполнения.
Поэтому в современных российских условиях особое значение приобретает серьезная аналитическая работа на предприятии, связанная с изучением и прогнозированием его финансового состояния. Своевременное и полноценное выявление «болевых точек» финансов предприятия позволяет осуществить комплекс мер предупреждающих банкротство.
Роль оценки финансового состояния огромна, причем не только для самого предприятия, но и для его партнеров.
Затяжной кризис экономики в России привел многие предприятия в состояние, близкое к банкротству. В этих условиях особенно необходимо своевременно распознавать ненадежных партнеров, объективно оценивать ситуацию, отличая временные проблемы с ликвидностью от полной неплатежеспособности. Только с помощью комплексного, системного анализа можно объективно оценить положение дел у существующего или потенциального контрагента и принять правильное решение о путях дальнейшего взаимодействия с ним. Это особенно актуально при планировании долгосрочных отношений с предприятием, в частности, инвестирования средств в его ценные бумаги. Очевидно, что информация о финансовом состоянии важна для многих групп пользователей. Среди тех, кто прямо или косвенно заинтересован в получении этой информации для принятия управленческих решений, можно выделить следующие группы:
1. Кредиторы. Они заинтересованы в сохранении устойчивого финансового состояния предприятия, позволяющего своевременно погасить ссуду и проценты по ней. В группу кредиторов можно отнести следующих субъектов хозяйственной деятельности:
а) Банки, выдающие ссуды различной срочности под конкретные инвестиционные проекты или для восполнения недостатка собственных оборотных средств. Оценка финансового состояния обычно осуществляется банками самостоятельно по данным финансовой отчетности с привлечением дополнительных источников информации
б) Поставщики предприятия — они также являются кредиторами в случае отсутствия предоплаты со стороны покупателя. Данная ссуда, в отличие от банковской, выдается не в денежной, а в товарной форме. В случае бартерных расчетов ее возврат также будет осуществляться в материально-вещественном виде.
в) Покупатели продукции, кредитующие предприятие-продавца на сумму предоплаты ее товаров.
Как правило, две последние разновидности кредиторов не производят оценку финансового состояния предприятия, что является явным недостатком в их работе, т.к. риск неполучения средств за реализованную продукцию или потери предоплаты достаточно высокий, а это создает угрозу финансовому положению самого кредитора.
Кроме кредитных, у покупателей и продавцов есть другие интересы в отношении предприятия: сохране…
**************************************************************