Содержание
Введение3
Глава 1. Сущность, функции и задачи розничной торговли в условиях рынка5
1.1 Классификация и функции розничных торговых предприятий5
1.2 Специализация и типизация магазинов7
1.3 Основные принципы размещения розничной торговой сети12
Глава 2. ПРОВЕДЕНИЕ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.17
2.1 Формулировка основной проблемы, стоящей перед фирмой17
2.2 Определение цели исследования17
2.3 Разработка анкеты для опроса потребителей товара18
2.4 Опрос 10 – ти респондентов20
2.5 Представление полученных результатов исследования21
2.6. Товарная политика фирмы22
2.7. Ценовая политика фирмы23
2.8. Разработка сбытовой политики25
2.9. Политика коммуникаций по продвижению товара на рынке28
Заключение31
Список использованных источников и литературы35
Выдержка из текста работы
Товарно-денежные отношения — основа рыночной экономики, они способствовали прогрессу и повышению эффективности хозяйствования во многих индустриально развитых странах. В нашей стране в течении длительного периода принижалась значимость товарно-денежных отношений. Это привело к таким отрицательным явлениям как сужение сферы товарного обращения и централизованное распределение производимой продукции; директивное ценообразование вне зависимости от конъюнктуры торговли; экстенсивное развитие народного хозяйства; неудовлетворительное торговое обслуживание населения. В условиях перехода к рыночной экономике товарное обращение получает необходимый простор для своего развития, снимаются все ранее возведенные искусственные преграды.
Современный хозяйственный механизм деятельности предприятий предусматривает резкое расширение границ самостоятельности, перевод их на полный хозрасчет и самофинансирование, повышение ответственности за конечные результаты, выполнение обязательств перед потребителем, установление прямой зависимости уровня доходов коллектива от эффективности его работы.
Целостная система предусматривает, и это главное, кардинальную реформу планирования, ценообразования, финансово-кредитного механизма, перестройку материально-технического обеспечения, управления научно-техническим прогрессом и т.д.
В результате это позволит переориентировать деятельность всех звеньев народного хозяйства с промежуточных на конечные, социально значимые результаты, на удовлетворение общественных потребностей; предоставить потребителю приоритет в хозяйственных отношениях, прав и возможности экономического выбора.
Торговля не ограничивается функцией обмена (купли-продажи товаров) в так называемом чистом виде. На складах и в магазинах продолжается процесс производства, в частности фасовка, упаковка и подсортировка товаров. Они занимаются транспортировкой грузов. Отдельные торговые предприятия занимаются переработкой мясных и рыбных продуктов. Представляет интерес сочетание предприятий по выпечке хлеба и продаже хлеба и хлебобулочных изделий (пекарня-магазин), по пошиву из полуфабрикатов одежды и продаже швейных изделий (мастерская-магазин), по выработке и реализации пива и т.п. Такие интеграционные процессы позволяют улучшить качество реализуемой продукции и обслуживание покупателей.
Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть основы организации коммерческой работы на предприятии розничного торговли на примере магазина ООО «ПК Сокольники» г. Мозжога.
В соответствии с поставленной целью в работе будут решены следующие задачи:
1. рассмотреть задачи и особенности работы розничных торговых предприятий в условиях рынка,
2. рассмотреть организацию коммерческой работы в исследуемом магазине.
Объектом исследования в работе выбрано общество с ограниченной ответственностью «ПК Сокольники» г. Мозжога. ООО «ПК Сокольники» организовано в 2002г. Исследуемое предприятие является ярким примером семейного предприятия. Изначально сотрудниками предприятия были только члены семьи. Первоначально видом деятельности ООО были доставка мебели и ее реализация на оптовой базе. Сейчас исследуемое предприятие занимается розничной торговлей строительными материалами. Это одно из крупнейших предприятий города в сфере торговли строительными материалами.
Предметом исследования являются система организации розничной торговли, система коммерческих отношений между поставщиками и торговцами на современном этапе.
Основными методами написания выбраны монографический, графический и метод сравнения.
Теоретическую и методологическую основу исследований составляют труды ученых- экономистов в области отечественной и зарубежной теории и практики торговли. В работе широко использовалась нормативно-правовые документы и научно-практическая информация по теме исследования.
Структурно работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ РЫНКА
Любая деятельность, в том числе и коммерческая, имеет определенную направленность и организуется для достижения поставленных целей, которые можно назвать целями функционирования.
Термин «коммерция» (от лат. commercium – торговля) имеет несколько значений – от отрасли торговли в целом до торговых процессов, направленных на активизацию и осуществление купли-продажи товаров . Как правило, в большинстве случаев коммерческую деятельность связывают именно со вторым значением. В экономической литературе существуют различные определения коммерческой деятельности:
• коммерция – «торг, торговые обороты, купеческие промыслы» ;
• коммерческая деятельность – товарно-денежный обмен, в процессе которого товары от поставщика переходят в собственность торгового предприятия с ориентацией на потребности рыночного спроса;
• коммерческая деятельность – комплекс операций, обеспечивающих куплю-продажу товаров и вместе с торговыми процессами представляющих собой торговлю в широком смысле слова;
• коммерческая деятельность – особый вид деятельности, связанный с реализацией товаров, от которой зависят конечные результаты торгового предприятия;
• коммерческая деятельность – все то, что обеспечивает максимальную выгодность торговой сделки для каждого из партнеров при первоочередном учете интересов и запросов потребителей;
• коммерческая деятельность – оперативно-организационная деятельность по осуществлению операций обмена товарно-материальных ценностей в целях удовлетворения потребностей населения и получения прибыли.
Термины «торг», «торговые обороты» означают коммерцию с позиции выгодности купли и продажи, сопровождаемых коммерческой сделкой, обменом и продвижением товаров. В этом случае всеобщим средством обмена являются деньги, а местом обмена товаров на деньги – рынок. Коммерция, являясь атрибутом рынка, формируется на его принципах, выступающих теоретическим базисом и непременным условием ее развития. Производитель изготовляет товар и продает его торговому предприятию по определенной цене. В свою очередь торговое предприятие продает этот товар покупателю по цене, регулируемой рынком.
Позиционирование на рынке является сложным процессом, охватывающим все стороны коммерческой деятельности торгового предприятия и зависящим от множества факторов. Таким образом, справедливой можно следующую трактовку коммерческой деятельности: «Цель коммерческой деятельности – максимизация выгоды (дохода, прибыли). Достижение этой цели должно постоянно сопровождать весь процесс коммерческой деятельности с каждым контрагентом по каждому конкретному поводу в конкретных условиях. Гарантией реализации этих целей является содержание коммерческой деятельности, состоящее в изучении процесса формирования рынка товаров и услуг, обосновании направлений и масштабов развития их производства в соответствии с потребностями общества и отдельных потребителей, доведении товаров до потребителей и организации самого процесса потребления, коммерческом посредничестве и установлении договорных связей на рынке товаров и услуг» . С этих позиций в структуре коммерческой деятельности выделяют следующие компоненты: производство продукции; непосредственно коммерция (торговля); коммерческое посредничество.
Как отмечают многие специалисты сферы коммерции, в условиях рынка возрастает роль коммерческой деятельности торговых предприятий, и, как следствие, требуется более полное раскрытие ее сущности и содержания. Суть объективного подхода к рассматриваемой проблеме может быть сформулирована следующим образом: «Коммерческая деятельность торговых организаций и предприятий охватывает вопросы изучения спроса населения и рынка сбыта товаров, выявления и изучения источников поступления и поставщиков товаров, организации рациональных хозяйственных связей с поставщиками, включая разработку и представление им заявок и заказов на товары, заключения договоров на поставку товаров, организации учета и контроля за выполнением поставщиками договорных обязательств» . Однако коммерческая работа в торговле авторами рассматривается отдельно как «…. обширная сфера оперативно-организационной деятельности торговых организаций и предприятий, направленная на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли» . Такой подход конкретизирует и предопределяет направленность функций коммерческой деятельности, связанных с закупкой, продвижением товаров от поставщика до потребителя и продажей их конечному покупателю.
В современной литературе термин «коммерция» получил более широкую трактовку, связанную с отнесением к коммерческой и предпринимательской деятельности. Термин «коммерческая деятельность» стал толковаться расширительно и означает не только непосредственно торговую, но и другие виды предпринимательской деятельности . Предпринимательство – это целесообразная деятельность, направленная на извлечение доходов, прибыли. Предпринимательство включает организацию предприятия в целях производства и поставки товаров на рынок, организацию финансово-кредитного учреждения, фондовой биржи и т. д. Предпринимательство означает поиск новых экономических возможностей. «…. При простой формуле торговой сделки: «товар – деньги» при продаже и «деньги – товар» при покупке – реальная картина коммерческого бизнеса более сложная. Коммерческое предпринимательство включает поиск, закупку конкретного товара, обеспечение его сохранности, транспортировку к месту продажи, продажу и послепродажное обслуживание.» .
Разные толкования коммерции определяются ее многоаспектностью. Категорию коммерции можно рассматривать с позиций предпринимателя, экономиста, финансиста, товароведа и др. Несмотря на отмеченные различия, многие исследователи сходятся во мнении, что предметами коммерции служат купля-продажа товаров в сфере товарного обращения с учетом удовлетворения запросов потребителей, поступление их в собственность торгового предприятия для последующей реализации. Таким образом, коммерческая деятельность охватывает торговую деятельность и разнообразные виды предпринимательства, связанные со сбытом, перепродажей товаров и предоставлением услуг .
Следует отметить, что в связи с переходом к рыночным механизмам хозяйствования интерес отечественной науки к сфере коммерции стал возрастать. Однако, мировой опыт давно доказал значимость данного вида деятельности в системе экономических отношений и правомерность ее рассмотрения с позиций реализации стратегического подхода к решению задач коммерции.
Понятие коммерческой деятельности сформулировано представителями Гарвардской школы бизнеса в 1958 г.: «Коммерческая деятельность существует для того, чтобы с прибылью удовлетворить потре…
**************************************************************