Помощь студентам, абитуриентам и школьникам

Консультации и учебные материалы для разработки диссертации, дипломной работы ,курсовой работы, контрольной работы, реферата, отчета по практике, чертежа, эссе и любого другого вида студенческих работ.

  • Форма для контактов
  • Политика конфиденциальности
2009 - 2023 © nadfl.ru

Пример курсовой работы по геополитике: Колониальная политика европейских государств в конце 18 — начале 19 века: направления, методы, противоречия

Раздел: Курсовая работа

Содержание

Содержание

ВВЕДЕНИЕ3

Глава 1 Колониальная политика5

Глава 2 Колониальная политика европейских стран в конце 18 — начале 19 века7

2.1 Колониальная политика Франции7

2.2 Колониальная политика Великобритании10

2.3 Колониальная политика Испании13

Глава 3 Венский конгресс и его влияние на колониальную политику17

3.1 Колониальный захваты в период до Венского конгресса17

3.2 Колониальная политика после Венского конгресса18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ22

Литература24

Выдержка из текста работы

Данное издание представляет собой авторскую работу, вошедшую в число побе­дителей в открытом конкурсе «Гуманитарное образование в высшей школе», который проводится Государственным комитетом РФ по высшему образованию и Меж­дународным фондом «Культурная инициатива».

Конкурс является составной частью программы «Обновление гуманитарного об­разования в России».

Спонсором программы является известный американский предприниматель и общественный деятель Джордж Сорос.

Стратегический комитет программы:

Владимир Кинелев, Владимир Шадриков, Валерий Меськов, Теодор Шанин, Дэн Дэвидсон, Виктор Галинин

Составители:

доктор филос. наук В.И. Добренькое, кандидат филос. Наук Л.П. Беленкова

Рецензенты:

доктор филос. наук Г.М. Андреева доктор социол. наук А.И. Кравченко

Ответственные редакторы:

доктор филос. наук В.И. Добренькое, кандидат филос. наук Л.П. Беленкова

Редакторы издательства: Н.В. Ветрова, Н.К. Воеводенко, АЛ. Куприянова, И.В. Павлова

Тексты по истории социологии XIX-XX вв. Хрестоматия / Сост. и отв. ред. Т 30 д.ф.н. В.И. Добреньков, к.ф.н. Л.П. Беленкова. М.: Наука, 1994 — 383 с. ISBN 5-02-013601-8

В настоящую хрестоматию включены тексты выдающихся зарубежных классиков социологии XIX-XX вв. Некоторые из текстов публикуются в дореволюционных переводах, другие переве­дены впервые. Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов.

ISBN 5-02-013601-8 © В.И. Добреньков, Л.П. Беленкова, составле­ние, 1994

© В.В. Медведев, художественное оформле­ние, 1994

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

О. Конт Дух позитивной социологии

Г. Спенсер основания социологии

В.Вундт Проблемы психологии народов

Л.Гумплович Основания социологии

Г.Лебон Психология народов и масс

Г. Тард Социальная логика

В.Парето Трансформация демократии

Ф.Гиддингс Основания социологии

Ф.Теннис Эволюция социального вопроса

З.Фрейд Неудовлетворенность культурой

Э.Дюркгейм Метод социологии

Э.Дюркгейм Самоубийство

Г.Зиммель Социальная дифференциация

Г.Зиммель Проблема социологии

М.Вебер О некоторых категориях понимающей социологии

Ч. Кули Общественная организация

ПРЕДИСЛОВИЕ

Среди многочисленных обществоведческих дисциплин социология — одна из самых молодых областей знания. Она сформировалась как наука к середине XIX в. И в самом этом факте проявила себя высшая рациональность исторического процесса, которая достигла стадии научного самопознания и саморегулирования. Среди других обществоведческих наук — истории, философии, права, политэко­номии — именно социология поставила перед собой цель синтезировать знание о реальных процессах, раскрывающихся в обществе, причем это знание предназна­чалось для активного влияния на все стороны жизни общества.

Исторический опыт человечества достиг того уровня, на котором стало возмож­ным и, более того, необходимым осмысление процессов, происходящих в обществе, но не «в абстракции», не метафизически, а с применением рациональных методов, основывающихся как на экспериментальной методологии естественных наук, так и на знании, выработанном в контексте развития наук о культуре, обращенных к проблемам реальных людей.

Предлагаемая вниманию читателей и охватывающая первый период развития социологии книга содержит в себе произведения выдающихся социальных мысли­телей прошлого, которые воплотили в своей научной деятельности принципы научности и гуманистичности в исследовании общества.

Основные разделы книги посвящаются формированию классической социоло­гии в.торой половины XIX — первой трети XX в. Прежде всего в ней даются научные тексты из произведений, принадлежащих выдающимся социологам прошлого — О. Конту и Г. Спенсеру, а также представителям «натуралистической школы одного фактора», психологического направления Г. Тарду, В. Парето, Ф. Теннису, Ч.Х. Кули, 3. Фрейду. Читатели найдут также тексты классиков социо­логии — Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма и М. Вебера.

Рассмотрение произведений упомянутых выше классиков социологии убеждает в том, что социология уже в лице своих основателей Огюста Конта и Герберта Спенсера не ставила своей целью механическое заимствование научных методов естественных и точных наук и соединение их с абстрактно понимаемым гуманиз­мом. Речь шла о том, чтобы создать такую научную дисциплину, которая унаследо­вала бы от естествознания его экспериментальную направленность, столь харак­терный для него дух рациональности и непредвзятости по отношению к природе, но применила бы все это к изучению общественных процессов. С другой стороны, социология должна была органично воплощать в себе гуманистический опыт человечества, сделав познание человека и его места в обществе предметом своего наиглавнейшего интереса. Этот изначальный для понимания социологии исследовательский настрой прекрасно выразил выдающийся французский социо­лог Эмиль Дюркгейм, настаивавший на том, что социолог обязан погрузиться в состояние духа, в котором находятся физики, химики, физиологи, когда они всту­пают в новую, еще неисследованную область своей науки. Нужно, чтобы, проникая в социальный мир, он осознавал, что вступает в неизведанное. Нужно, чтобы он чувствовал, что находится в присутствии фактов, законы которых ему неизвестны так же, как неизвестны были законы жизни до создания биологии»1.

1 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991. С. 396. 4

На отыскание этих законов общественного бытия, исследование общественных институтов, движений, ценностных ориентиров, регулирующих поведение личности, и была направлена социология с самых первых шагов своего развития.

При всей условности широких аналогий можно утверждать, что социология в чем-то сродни медицине. Она, как и наука о человеческом организме и его здо­ровье, изучает «организм» общества во взаимодействии всех его структурных и функциональных «компонентов». Так же как и медицина, социология диагности­рует аномальные отклонения от нормы в развитии общественных институтов, вырабатывает стратегию «лечения» и превентивного предупреждения социальных «болезней».

Сравнение социологии и медицины (сопоставление заведомо условное) имеет один лишь смысл, а именно — подчеркнуть сходную степень социальной ответствен­ности, которая роднит обе науки. И в том и.другом случае речь идет о сохранении жизни, либо индивидуальной (медицина), либо коллективной жизни общественных институтов (социология).

В этой внутренне присущей социологии общественной и гуманистической миссии и скрывается «секрет» ее привлекательности и популярности, ибо в раз­витии социального знания общество демонстрирует высокий уровень рациональ­ного самопознания. И потому с известными оговорками можно сказать, что сте­пень совершенства того или иного общества можно в частности определить по степени развитости в нем социологических исследований как прикладных, так и теоретических.

В рамках этой поистине монументальной исторической программы особую роль стала играть история социологии — научная дисциплина, исследующая и рас­крывающая пути формирования социологического знания, его связь с общест­венными процессами и личностными характеристиками выдающихся социологов. История социологии — не просто собрание документов и разного рода сведений о том, что и как происходило в тех или иных школах социологической мысли. Анализ текстов, помещенных в книге, убеждает, что история социологии учит нас культуре социологического мышления, принципам формирования социального знания, умению обратить его на пользу общества. Она также преподает урок науч­ной нравственности, показывая, какую роль в формировании социологического знания играла и играет подлинно гуманистическая озабоченность ученыхсоцио-логов, которые при всех обстоятельствах сохраняют в поле своего зрения общечеловеческие, нравственные ориентиры исследований.

Рассмотрение и сопоставление различных школ и направлений социологической мысли убедительно показывает, что среди них нет «правильных» и «непра­вильных», «верных» и «неверных». Каждый крупный социолог-теоретик интересен не только с исторической точки зрения. Его открытия в области обществознания сохраняют свою ценность и в наши дни. Что же касается спора между различными направлениями социологии, то он с неизменностью убеждает нас в том, что даже в принципе невозможно создать одну универсальную теоретико-социологическую концепцию, которая обладала бы монополией на истинность. Социологическая реальность множественна, многогранна, изменчива. И потому каждая теория, в том числе и те, которые представлены в данной хрестоматии, имеют свои сильные стороны и свои открытия, отнюдь не перекрывающиеся достижениями конку­рирующих школ.

Мысль о плюралистичности социологической истины можно проиллюстрировать аналогией того, как мастер выбирает различные инструменты для созда­ния своего произведения. Подобно этому социологические теории предлагают нам различные «инструменты» для решения тех или иных задач или объяснения тех или иных общественных феноменов. С этой мыслью о множественности социологи­ческой истины не просто согласиться, ибо она идет в разрез с наивно-реали­стической картиной общественного мира и обыденными представлениями о нем. И тем не менее настоящая хрестоматия, показывая необычайное разнообразие классических школ в социологии XIX — начала XX веков, прямо поддерживает этот подход.

В историческом плане можно сказать, что последующие социологические теории далеко не всегда отменяют в своем развитии предыдущие, но прежде приобретенное знание социальной реальности, особенно в его выдающихся прояв­лениях, сохраняется как действующее и присутствующее в современных теоре­тических исследованиях. Происходит своеобразный процесс накопления потен­циала социального знания. Это лишний раз подчеркивает значимость истории социологии не только как истории развития мысли, но и как развития теории вплоть до ее современных достижений. Ни один современный творец макросоцио-логических теорий не может творить вне контекста учений Конта, Спенсера, Маркса, Дюркгейма, Зиммеля и Вебера и др. Притом речь идет не об «иллюст­ративном» цитировании классических источников, а о прямом соотнесении совре­менных идей в социологии с идеями перечисленных социальных мыслителей. В этом смысле социологи-классики XIX — начала XX в. становятся нашими современниками, в чем нет никакого преувеличения.

Каждый социолог, претендующий в наши дни на высокий профессионализм в своей области деятельности, обязан обладать не просто историко-социологической эрудицией, но и глубоко личным, осмысленным отношением к историческому пути развития своей дисциплины, свободно ориентируясь при этом в различных направ­лениях социологической мысли, биографиях классиков социологии и их произве­дениях. Их понятийный язык — это концептуальный язык современной социологии. И освоение его столь же необходимо в наши дни социологу, как и освоение языка Пушкина литератору или журналисту.

Таковы общие принципы, которые позволяют увидеть в истории социологии важнейший компонент формирования социологической культуры общества. Эти принципы положены в основание предлагаемой хрестоматии. Она призвана стать руководством для студентов-социологов (а также студентов других общество­ведческих факультетов) и всех тех, кто стремится самостоятельно повысить свою социологическую культуру. Предлагаемое издание, разумеется, не может охватить все богатство и разнообразие истории социологии, но оно дает определенную концепцию видения предмета, облегчает путь его освоения, снабжает читателей целым наобором теоретических и практических «инструментов», которые позво­ляют перейти к самостоятельной работе в области истории социологии.

Данное издание подготовлено на кафедре истории и теории социологии факуль­тета социологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоно­сова. В работе над ней принимали участие — доцент Покровский Н.Е., доцент Трошкина В.П.

Профессор В.И. Добреньков

КОНТ ОГЮСТ (СОMТЕ) (1798-1857) — известный французский философ и социолог, основатель позитивистской традиции в обществознании. Родился во французском городе Монпелье. С 16 лет и до последних дней жил в столице Франции. Учился в Высшей Политехнической школе в Париже, где получил систематическое образование в области естественных наук, которые расширял и углублял в ходе самостоятельных занятий. Постепенно у него сформировался интерес к литературным, философским и социальным вопросам. В течение 7 лет (с 1817 по 1824 гг.) Конт был секретарем и учеником Сен-Симона, который помог ему расширить и углубить познания в области общественных наук.

Еще в период сотрудничества с Сен-Симоном Конт напечатал ряд небольших статей, содержание которых свидетельствует о том, что он серьезно работал над социальными проблемами. В качестве примера можно привести его статью под названием «План необходимых научных работ, чтобы реорганизовать общество» (1822). Эта статья была перепечатана в 1824 г. под названием «Система позитивной политики» в серии Сен-Симона «Катехизис промышленников».

Главный труд своей жизни «Курс положительной философии» Конт создавал не менее 13 лет (с 1829 по 1842 гг.). Эта большая работа, первый том которой вышел в 1830 г., представляет ряд философий отдельных наук, которые следуют одна за другой в определенной последовательности: философию математики сменяет философия астрономии и физики, химии и биологии… Три последних тома «Курса» Конт посвящает изложению «социальной физики», или «социологии». В первом из этих трех томов доказывается необходимость изучения социологических законов и даются теоретические обоснования социальной теории. В 5-м и 6-м томах «Курса» он подробно характеризует основной закон своей науки об обществе — закон трех стадий. В заключение Конт высказывает идеи, которые стали основополагающими при создании им «Системы позитивной политики».

Закончив «Курс положительной философии», Конт работает над «Системой позитивной политики», четыре тома которой были написаны и опубликованы им за период с 1851 по 1854 гг. Здесь Конт излагает свои соображения о политических и нравственных началах будущего общественного устройства. В 1849 г: выходит «Позитивистский календарь». В 1852 г. Конт публикует «Позитивистский катехизис», а в 1854 г. — «Позитивистскую библиотеку». В последние годы жизни Конт начал писать еще одно произведение под названием «Субъективный синтез». В эту работу он планировал включить систему «позитивной логики», систему «позитивной морали» и систему «позитивной промышленности». Но осуществить задуманное ему не удалось.

О. Конт

ДУХ ПОЗИТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ*

* Конт О. Дух позитивной философии. СПб., 1910.

СЛОВО О ПОЛОЖИТЕЛЬНОМ МЫШЛЕНИИ

Похожие работы

  • контрольная  Классическая немецкая философия 18-19 век Фейербах Гегель Кант
  • реферат  Судебная реформа в России во второй половине 19 века
  • реферат  Внешняя политика России в начале 19 века
  • курсовая  Общественно-политическая мысль в России во второй половине 19 века
  • реферат  Восстановление экономики СССР после Великой Отечественной Войны. Советское общество в конце 40-х начале 50-х годов ХХ века
  • реферат  Революционно-демократическое движение в 40-80-е годы 19 века в России: основные идеи и итоги

Свежие записи

  • Прямые и косвенный налоги в составе цены. Методы их расчетов
  • Имущество предприятия, уставной капиталл
  • Процесс интеграции в Европе: достижения и промахи
  • Учет уставного,резервного и добавочного капитала.
  • Понятие и сущность кредитного договора в гражданском праве.

Рубрики

  • FAQ
  • Дипломная работа
  • Диссертации
  • Доклады
  • Контрольная работа
  • Курсовая работа
  • Отчеты по практике
  • Рефераты
  • Учебное пособие
  • Шпаргалка