Содержание
Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
Глава 1 Колониальная политика5
Глава 2 Колониальная политика европейских стран в конце 18 — начале 19 века7
2.1 Колониальная политика Франции7
2.2 Колониальная политика Великобритании10
2.3 Колониальная политика Испании13
Глава 3 Венский конгресс и его влияние на колониальную политику17
3.1 Колониальный захваты в период до Венского конгресса17
3.2 Колониальная политика после Венского конгресса18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ22
Литература24
Выдержка из текста работы
Данное издание представляет собой авторскую работу, вошедшую в число победителей в открытом конкурсе «Гуманитарное образование в высшей школе», который проводится Государственным комитетом РФ по высшему образованию и Международным фондом «Культурная инициатива».
Конкурс является составной частью программы «Обновление гуманитарного образования в России».
Спонсором программы является известный американский предприниматель и общественный деятель Джордж Сорос.
Стратегический комитет программы:
Владимир Кинелев, Владимир Шадриков, Валерий Меськов, Теодор Шанин, Дэн Дэвидсон, Виктор Галинин
Составители:
доктор филос. наук В.И. Добренькое, кандидат филос. Наук Л.П. Беленкова
Рецензенты:
доктор филос. наук Г.М. Андреева доктор социол. наук А.И. Кравченко
Ответственные редакторы:
доктор филос. наук В.И. Добренькое, кандидат филос. наук Л.П. Беленкова
Редакторы издательства: Н.В. Ветрова, Н.К. Воеводенко, АЛ. Куприянова, И.В. Павлова
Тексты по истории социологии XIX-XX вв. Хрестоматия / Сост. и отв. ред. Т 30 д.ф.н. В.И. Добреньков, к.ф.н. Л.П. Беленкова. М.: Наука, 1994 — 383 с. ISBN 5-02-013601-8
В настоящую хрестоматию включены тексты выдающихся зарубежных классиков социологии XIX-XX вв. Некоторые из текстов публикуются в дореволюционных переводах, другие переведены впервые. Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов.
ISBN 5-02-013601-8 © В.И. Добреньков, Л.П. Беленкова, составление, 1994
© В.В. Медведев, художественное оформление, 1994
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
О. Конт Дух позитивной социологии
Г. Спенсер основания социологии
В.Вундт Проблемы психологии народов
Л.Гумплович Основания социологии
Г.Лебон Психология народов и масс
Г. Тард Социальная логика
В.Парето Трансформация демократии
Ф.Гиддингс Основания социологии
Ф.Теннис Эволюция социального вопроса
З.Фрейд Неудовлетворенность культурой
Э.Дюркгейм Метод социологии
Э.Дюркгейм Самоубийство
Г.Зиммель Социальная дифференциация
Г.Зиммель Проблема социологии
М.Вебер О некоторых категориях понимающей социологии
Ч. Кули Общественная организация
ПРЕДИСЛОВИЕ
Среди многочисленных обществоведческих дисциплин социология — одна из самых молодых областей знания. Она сформировалась как наука к середине XIX в. И в самом этом факте проявила себя высшая рациональность исторического процесса, которая достигла стадии научного самопознания и саморегулирования. Среди других обществоведческих наук — истории, философии, права, политэкономии — именно социология поставила перед собой цель синтезировать знание о реальных процессах, раскрывающихся в обществе, причем это знание предназначалось для активного влияния на все стороны жизни общества.
Исторический опыт человечества достиг того уровня, на котором стало возможным и, более того, необходимым осмысление процессов, происходящих в обществе, но не «в абстракции», не метафизически, а с применением рациональных методов, основывающихся как на экспериментальной методологии естественных наук, так и на знании, выработанном в контексте развития наук о культуре, обращенных к проблемам реальных людей.
Предлагаемая вниманию читателей и охватывающая первый период развития социологии книга содержит в себе произведения выдающихся социальных мыслителей прошлого, которые воплотили в своей научной деятельности принципы научности и гуманистичности в исследовании общества.
Основные разделы книги посвящаются формированию классической социологии в.торой половины XIX — первой трети XX в. Прежде всего в ней даются научные тексты из произведений, принадлежащих выдающимся социологам прошлого — О. Конту и Г. Спенсеру, а также представителям «натуралистической школы одного фактора», психологического направления Г. Тарду, В. Парето, Ф. Теннису, Ч.Х. Кули, 3. Фрейду. Читатели найдут также тексты классиков социологии — Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма и М. Вебера.
Рассмотрение произведений упомянутых выше классиков социологии убеждает в том, что социология уже в лице своих основателей Огюста Конта и Герберта Спенсера не ставила своей целью механическое заимствование научных методов естественных и точных наук и соединение их с абстрактно понимаемым гуманизмом. Речь шла о том, чтобы создать такую научную дисциплину, которая унаследовала бы от естествознания его экспериментальную направленность, столь характерный для него дух рациональности и непредвзятости по отношению к природе, но применила бы все это к изучению общественных процессов. С другой стороны, социология должна была органично воплощать в себе гуманистический опыт человечества, сделав познание человека и его места в обществе предметом своего наиглавнейшего интереса. Этот изначальный для понимания социологии исследовательский настрой прекрасно выразил выдающийся французский социолог Эмиль Дюркгейм, настаивавший на том, что социолог обязан погрузиться в состояние духа, в котором находятся физики, химики, физиологи, когда они вступают в новую, еще неисследованную область своей науки. Нужно, чтобы, проникая в социальный мир, он осознавал, что вступает в неизведанное. Нужно, чтобы он чувствовал, что находится в присутствии фактов, законы которых ему неизвестны так же, как неизвестны были законы жизни до создания биологии»1.
1 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991. С. 396. 4
На отыскание этих законов общественного бытия, исследование общественных институтов, движений, ценностных ориентиров, регулирующих поведение личности, и была направлена социология с самых первых шагов своего развития.
При всей условности широких аналогий можно утверждать, что социология в чем-то сродни медицине. Она, как и наука о человеческом организме и его здоровье, изучает «организм» общества во взаимодействии всех его структурных и функциональных «компонентов». Так же как и медицина, социология диагностирует аномальные отклонения от нормы в развитии общественных институтов, вырабатывает стратегию «лечения» и превентивного предупреждения социальных «болезней».
Сравнение социологии и медицины (сопоставление заведомо условное) имеет один лишь смысл, а именно — подчеркнуть сходную степень социальной ответственности, которая роднит обе науки. И в том и.другом случае речь идет о сохранении жизни, либо индивидуальной (медицина), либо коллективной жизни общественных институтов (социология).
В этой внутренне присущей социологии общественной и гуманистической миссии и скрывается «секрет» ее привлекательности и популярности, ибо в развитии социального знания общество демонстрирует высокий уровень рационального самопознания. И потому с известными оговорками можно сказать, что степень совершенства того или иного общества можно в частности определить по степени развитости в нем социологических исследований как прикладных, так и теоретических.
В рамках этой поистине монументальной исторической программы особую роль стала играть история социологии — научная дисциплина, исследующая и раскрывающая пути формирования социологического знания, его связь с общественными процессами и личностными характеристиками выдающихся социологов. История социологии — не просто собрание документов и разного рода сведений о том, что и как происходило в тех или иных школах социологической мысли. Анализ текстов, помещенных в книге, убеждает, что история социологии учит нас культуре социологического мышления, принципам формирования социального знания, умению обратить его на пользу общества. Она также преподает урок научной нравственности, показывая, какую роль в формировании социологического знания играла и играет подлинно гуманистическая озабоченность ученыхсоцио-логов, которые при всех обстоятельствах сохраняют в поле своего зрения общечеловеческие, нравственные ориентиры исследований.
Рассмотрение и сопоставление различных школ и направлений социологической мысли убедительно показывает, что среди них нет «правильных» и «неправильных», «верных» и «неверных». Каждый крупный социолог-теоретик интересен не только с исторической точки зрения. Его открытия в области обществознания сохраняют свою ценность и в наши дни. Что же касается спора между различными направлениями социологии, то он с неизменностью убеждает нас в том, что даже в принципе невозможно создать одну универсальную теоретико-социологическую концепцию, которая обладала бы монополией на истинность. Социологическая реальность множественна, многогранна, изменчива. И потому каждая теория, в том числе и те, которые представлены в данной хрестоматии, имеют свои сильные стороны и свои открытия, отнюдь не перекрывающиеся достижениями конкурирующих школ.
Мысль о плюралистичности социологической истины можно проиллюстрировать аналогией того, как мастер выбирает различные инструменты для создания своего произведения. Подобно этому социологические теории предлагают нам различные «инструменты» для решения тех или иных задач или объяснения тех или иных общественных феноменов. С этой мыслью о множественности социологической истины не просто согласиться, ибо она идет в разрез с наивно-реалистической картиной общественного мира и обыденными представлениями о нем. И тем не менее настоящая хрестоматия, показывая необычайное разнообразие классических школ в социологии XIX — начала XX веков, прямо поддерживает этот подход.
В историческом плане можно сказать, что последующие социологические теории далеко не всегда отменяют в своем развитии предыдущие, но прежде приобретенное знание социальной реальности, особенно в его выдающихся проявлениях, сохраняется как действующее и присутствующее в современных теоретических исследованиях. Происходит своеобразный процесс накопления потенциала социального знания. Это лишний раз подчеркивает значимость истории социологии не только как истории развития мысли, но и как развития теории вплоть до ее современных достижений. Ни один современный творец макросоцио-логических теорий не может творить вне контекста учений Конта, Спенсера, Маркса, Дюркгейма, Зиммеля и Вебера и др. Притом речь идет не об «иллюстративном» цитировании классических источников, а о прямом соотнесении современных идей в социологии с идеями перечисленных социальных мыслителей. В этом смысле социологи-классики XIX — начала XX в. становятся нашими современниками, в чем нет никакого преувеличения.
Каждый социолог, претендующий в наши дни на высокий профессионализм в своей области деятельности, обязан обладать не просто историко-социологической эрудицией, но и глубоко личным, осмысленным отношением к историческому пути развития своей дисциплины, свободно ориентируясь при этом в различных направлениях социологической мысли, биографиях классиков социологии и их произведениях. Их понятийный язык — это концептуальный язык современной социологии. И освоение его столь же необходимо в наши дни социологу, как и освоение языка Пушкина литератору или журналисту.
Таковы общие принципы, которые позволяют увидеть в истории социологии важнейший компонент формирования социологической культуры общества. Эти принципы положены в основание предлагаемой хрестоматии. Она призвана стать руководством для студентов-социологов (а также студентов других обществоведческих факультетов) и всех тех, кто стремится самостоятельно повысить свою социологическую культуру. Предлагаемое издание, разумеется, не может охватить все богатство и разнообразие истории социологии, но оно дает определенную концепцию видения предмета, облегчает путь его освоения, снабжает читателей целым наобором теоретических и практических «инструментов», которые позволяют перейти к самостоятельной работе в области истории социологии.
Данное издание подготовлено на кафедре истории и теории социологии факультета социологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. В работе над ней принимали участие — доцент Покровский Н.Е., доцент Трошкина В.П.
Профессор В.И. Добреньков
КОНТ ОГЮСТ (СОMТЕ) (1798-1857) — известный французский философ и социолог, основатель позитивистской традиции в обществознании. Родился во французском городе Монпелье. С 16 лет и до последних дней жил в столице Франции. Учился в Высшей Политехнической школе в Париже, где получил систематическое образование в области естественных наук, которые расширял и углублял в ходе самостоятельных занятий. Постепенно у него сформировался интерес к литературным, философским и социальным вопросам. В течение 7 лет (с 1817 по 1824 гг.) Конт был секретарем и учеником Сен-Симона, который помог ему расширить и углубить познания в области общественных наук.
Еще в период сотрудничества с Сен-Симоном Конт напечатал ряд небольших статей, содержание которых свидетельствует о том, что он серьезно работал над социальными проблемами. В качестве примера можно привести его статью под названием «План необходимых научных работ, чтобы реорганизовать общество» (1822). Эта статья была перепечатана в 1824 г. под названием «Система позитивной политики» в серии Сен-Симона «Катехизис промышленников».
Главный труд своей жизни «Курс положительной философии» Конт создавал не менее 13 лет (с 1829 по 1842 гг.). Эта большая работа, первый том которой вышел в 1830 г., представляет ряд философий отдельных наук, которые следуют одна за другой в определенной последовательности: философию математики сменяет философия астрономии и физики, химии и биологии… Три последних тома «Курса» Конт посвящает изложению «социальной физики», или «социологии». В первом из этих трех томов доказывается необходимость изучения социологических законов и даются теоретические обоснования социальной теории. В 5-м и 6-м томах «Курса» он подробно характеризует основной закон своей науки об обществе — закон трех стадий. В заключение Конт высказывает идеи, которые стали основополагающими при создании им «Системы позитивной политики».
Закончив «Курс положительной философии», Конт работает над «Системой позитивной политики», четыре тома которой были написаны и опубликованы им за период с 1851 по 1854 гг. Здесь Конт излагает свои соображения о политических и нравственных началах будущего общественного устройства. В 1849 г: выходит «Позитивистский календарь». В 1852 г. Конт публикует «Позитивистский катехизис», а в 1854 г. — «Позитивистскую библиотеку». В последние годы жизни Конт начал писать еще одно произведение под названием «Субъективный синтез». В эту работу он планировал включить систему «позитивной логики», систему «позитивной морали» и систему «позитивной промышленности». Но осуществить задуманное ему не удалось.
О. Конт
ДУХ ПОЗИТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ*
* Конт О. Дух позитивной философии. СПб., 1910.
СЛОВО О ПОЛОЖИТЕЛЬНОМ МЫШЛЕНИИ