Выдержка из текста работы
Оптовые продовольственные рынки как неотъемлемый элемент современной рыночной экономики представляют собой развитую форму организации процесса товарного обращения сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Мировой опыт свидетельствует, что возникновение оптовых рынков исторически и логически выступает закономерным результатом объективного развития способа производства продовольствия, товарного производства и товарного обращения, следствием многовекового поиска наиболее рациональных и эффективных способов соединения производства и потребления. Изначально существующая потребность соединить наиболее эффективным способом крайние фазы воспроизводства явилась необходимой предпосылкой формирования и эволюции различных форм организации процесса товарного обращения сначала на основе купеческого, а затем торгового капиталов. В условиях развитой рыночной экономики оптовые рынки, реализуя эту потребность на практике посредством выполняемых функций, становятся важным звеном в системе товародвижения сельскохозяйственной продукции и продовольствия от производителей к потребителям. В процессе исследования оптовых продовольственных рынков как развитой формы организации и функционирования товарного рынка представляется целесообразным рассмотреть генетические корни и связи оптовых продовольственных рынков, без правильного понимания которых невозможно проникнуть в их сущность, вскрыть качественную определенность, адекватно отобразить содержание и формы проявления структурной организации, а также понять функциональную значимость в рыночной организации хозяйства.
Оптовый продовольственный рынок — это коммерческое предприятие, осуществляющее организацию проведения операций по купле-продаже продовольствия в определенных местах и по установленным правилам. Они представляют собой огромные базы, где товаропроизводители, фермеры и оптовики напрямую торгуют продуктами питания с предпринимателями сферы переработки, розничной торговли, общественного питания и другими.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Тема данной курсовой работы является актуальной, т.к. оптовые продовольственные рынки в настоящее время играют важную роль в развитии экономики страны путём пополнения государственной казны денежными средствами.
1. Социальная значимость оптовых продовольственных рынков на современном этапе
1.1. Экономическая необходимость существования оптовых продовольственных рынков.
Оптовая торговля выступает посредником между производителем и розничной сетью. Особенностью оптовой торговли является то, что товар закупается крупными партиями, формируется товарный ассортимент; далее товар направляется с определённой надбавкой к стоимости в розничную сеть. Оптовая торговля складывается из отношений между организациями, причём хозяйственные связи по поставкам продукции формируются самостоятельно. Она оказывает большое влияние на систему экономических связей между регионами, промышленными отраслями, определяет пути перемещения товаров. [6. с 86-87]
Оптовый продовольственный рынок как юридическое лицо куплей-продажей не занимается, его задача — предоставить свою инфраструктуру для обеспечения товародвижения до конечного потребителя. Положительными моментами для покупателя на оптовом продовольственном рынке являются:
— широкий ассортимент продуктов питания, который сосредоточен на одном оптовом продовольственном рынке упрощает процесс покупки;
— все продукты питания сертифицированы, стандартизированы и упакованы;
— покупателю предоставляется широкий спектр услуг, обеспечиваемый инфраструктурой рынка.
Положительным моментом для оптового продавца является то, что место складирования и место реализации товара совпадают, т.е. оптовик может воспользоваться всей инфраструктурой рынка, а следовательно сократить издержки на транспортировку, складирование, предпродажную обработку, тару, упаковку и т.д.
Цель создания оптовых продовольственных рынков — надежное, стабильное, круглогодичное снабжение населения городов качественной, сертифицированной скоропортящейся продукцией в широком ассортименте и по доступным ценам.
При анализе оптовых продовольственных рынков можно выделить следующие этапы становления:
1) формирование предпосылок возникновения оптовых рынков в процессе развития товарного производства и товарного обращения;
2) зарождение и становление оптовых продовольственных рынков как закономерный результат развития торгового капитала, усиления взаимосвязей между субъектами производства и потребления;
3) развитие оптовых рынков — как неотъемлемый процесс современной мировой цивилизации.
Формирование предпосылок возникновения оптовых продовольственных рынков началось с развитием товарного производства на базе общественного разделения труда и товарного обмена. Общественное разделение труда, способствовавшее повышению его производительности, увеличению объема сельскохозяйственного производства и тем самым появлению прибавочного продукта в виде определенных излишков тех или иных продуктов, создавало возможность обмена продуктами труда. Оптовый продовольственный рынок по своей структуре представлен преимущественно товарами первой необходимости, удовлетворяющими в первую очередь физиологическую потребность в питании. Предметы роскоши и престижа на рынке продовольственных товаров представлены не так явно и в меньшем объеме, чем на рынке непродовольственных товаров. Характер потребления товаров продовольственного рынка в меньшей степени подвержен влиянию моды и больше обусловлен спецификой климатогеографических условий региона и национальными традициями населения, чем товары других потребительских рынков. Объем потребления продовольственных товаров ограничивается не только нормативами рационального питания и культурой потребления данного общества, сколько лимитированными физиологическими возможностями человека потреблять пищевые продукты. Продовольственный рынок является не только экономической, но и политической категорией, поскольку представляет собой отрасль национального хозяйства, отвечающую за продовольственную безопасность страны продовольственными ресурсами, либо ее зависимость в этом вопросе от других стран. Таким образом, резюмируя вышеизложенное, необходимо констатировать следующее: Продовольственный рынок есть социально- экономическая категория, являющаяся самостоятельной отраслью и в то же время — частью национального агропромышленного комплекса, представляющая собой все совокупное предложение продовольственных товаров в данном регионе и в данное время, предъявленное индивидуальному потребителю для личного потребления. Рынок продовольственных товаров — это целостная динамическая система рационального формирования и распределения продовольственных ресурсов первичной и вторичной переработки, обеспечивающая взаимодействие производителей и потребителей в установлении объемов и структуры производства, а также достижение и поддержание необходимых качества и цены продукции. Рынок продовольственных товаров делится на типы по характеру продукции и конкурентному поведению фирм.
Первый тип — рынок сырьевых продовольственных товаров. Типичен для мукомольно-крупяной, сахарной и ряда других отраслей. Его характеризуют относительная однородность и стандартизированность продукции, реализация товаров крупными партиями.
Второй тип — рынок продовольственных товаров высокой степени переработки. Продукция, реализуемая в этой рыночной группе, относится к разряду неоднородной, высокодифференцированной. Это кондитерские изделия, консервы, обширный ассортимент готовых к употреблению продуктов. Высокая степень дифференциации товаров означает, что по каждому виду продукции имеется широкий набор подвидов, марок и сортов с различными характеристиками качества. Но чем выше на рынке заменяемость товара, тем сильнее конкуренция и меньше возможностей д……..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беседина В.Н. «Ценообразование»/Учебное пособие. — М.: Экономист. 2006. — 141 с.
2. Голинов Б.А. «Оптовая торговля. Менеджмент. Маркетинг. Логистика»/Учебно-практическое пособие. — М.: Экзамен. 2008 — 272 с.
3. Гребнева В.А. «Современная торговля» №3. / Журнал. — М.: 2010.
4. Егорова Н.Р. «Экономика отрасли: торговля потребительскими товарами» Екатеринбург.: 2009. — 132 с.
5. Егорова Н.Р. «Рынок и торговля потребительскими товарами в цифрах» Екатеринбург.: Издательство УРГЭУ. 2008. — 301 с.
6. Карпенко Е.А. «Экономика отрасли: торговля и общественное питание»/Учебное пособие. — М.: 2008. — 224 с.
7. Киреева И.М. « Мировой опыт и отечественная практика развития оптовой торговли» // Вестник РГТЭУ. — Спец. Выпуск. 2008.
8. Ларионова В.А. «Экономика отрасли: торговля и общественное питание»/Учебное пособие. — М.: Альфа М. 2007.
9. Минакова И.А. «Экономика отраслей АПК» — М.: КолосС, 2009.
10. Петров П.В. «Экономика товарного обращения»/Учебник для торговых вузов. — М.:ИНФРа. 2009.
11. Пикалова М.Б. «Торговля как отрасль экономики»/Учебное пособие. Курск.: 2008. — 313 с.
12. Хваткин Н.Г. «Экономика оптовой торговли продовольствием.» — М.: ЭКСМО. 2007.
13. Щур Д.Л. «Основы торговли. Оптовая торговля» — М.: Дело и Сервис. 2008. — 128 с.
14. www.ros-torg.net
15. www.midural.ru/mintorg/